УДК 338.48
DOI: 10.18572/2686-858X-2024-22-2-23-30
Применение продакт плейсмента как инструмента продвижения туристских дестинаций
Application of product placement as a tool for promotion of tourist destinations
Морозова Наталья Степановна,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры туризма и гостиничного бизнеса Российского нового университета, Россия, Москва
E-mail: [email protected]
Янкович Анастасия Игоревна,
аспирант кафедры туризма и гостиничного дела Российского нового университета,
Россия, Москва E-mail: [email protected]
Natalya S. Morozova,
Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Tourism and Hotel Business of the Russian New University, Russia, Moscow
Anastasia I. Yankovic,
postgraduate student of the Department of Tourism and Hotel Management of the Russian New University, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматривается продакт плейсмент как один из успешных ин-струментов для продвижения туристских дестинаций. Приведен понятийнвй аппарат продакт-плейсмента, описаны основные группы факторов, влияющие на эффективность продакт-плейсмента. Рассмотрены факторы успешности продакт плейсмента в фильмах, используемых для продвижения туристских дестинаций, приведены примеры наилучших практик применения продакт плейсмент в туризме. Сформулированы предложения по применению технологии про-дакт-плейсмент для продвижения туристских дестинаций.
Ключевые слова: туристская дестинация, кинотуризм, место съемок, продакт-плейс-мент, продвижение дестинации.
JEL codes: Z32, J44
Abstract. The article examines product placement as one of the successful tools for promoting tourist destinations. The conceptual apparatus of product placement is presented, the main groups offactors influencing the effectiveness of product placement are described. The factors for the success of product placement in films used to promote tourist destinations are considered, and examples of the best practices for using product placement in tourism are given. Proposals have been formulated for the use ofproduct placement technology to promote tourist destinations.
Keywords: tourist destination, film tourism, filming location, product placement, destination promotion.
1. ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние развития российского туризма характеризуется перераспределением туристских потоков в сторону роста внутреннего туризма [6]. В связи с этим особое внимание должно уделяться популяризации туристских ресурсов нашей страны и вовлечению все большего числа наших граждан в путешествия по нашей стране. Для этого необходимо усилить рекламную деятельность по продвижению российских туристских дестинаций, применять новые рекламные решения с учётом постоянно изменяющихся потребностей туристов [4].
К одним из наиболее перспективных инструментов продвижения туристских дестинаций можно отнести продакт плейсмент (product placement), который впервые появился еще в 1896 году в фильме братьев Люмьер, где показывалась швейцарская семья в день стирки, а на переднем плане демонстрировались ящики с мылом Sunlight от компании Lever Brothers, с которой у продюсера фильма были заключены деловые соглашения. Впоследствии эта технология рекламного продвижения товаров получила широкое распространение и показала свою эффективность. С учётом перспектив развития внутреннего туризма и нашей киноиндустрии применение продакт плейсмент в качестве инструмента продвижения российских дестинаций представляется весьма актуальным.
2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Исследованию технологии продакт плейсмент посвящены труды ряда зарубежных учёных, в частности, Levi-Faur D., Ginosar A. [13] подчёркивают спорность и неоднозначность этой формы рекламы, сложность её правового регулирования. В статье Wiles M.A., Danielova A. [22] рассматривается эффективность размещения рекламы продакт плейсмент в успешных фильмах, а также для кинематографических студий приводятся рекомендации по выбору места размещения такой рекламы и ценообразованию на ее размещение. Авторы Russell C.A., Belch M. [19] исследовали цели продакт плейсмента и взаимосвязи участников процесса (клиентов, студий, агентов) в комплексе маркетинга.
Активность проводимых российскими специалистами исследований продакт плейсмент (product placement) пока не столь высока как за рубежом, в частности, в электронной библиотеке elibrary на данный момент имеется информация примерно о 385 публикациях, посвящён-ных этой тематике (331 публикация по поисковым запросам «product placement» и 54 по «продакт плейсмент»). В большинстве статей рассматриваются общие вопросы реализации технологии про-дакт плейсмента и его применение на российском рекламном рынке. Следует отметить работу Бутенко Е.В. [1], в которой обсуждаются вопросы размещения продакт плейсммент в кинофильмах. В ряде работ изучается психологическое воздействие продакт-плейсмента, в том числе в кинофильмах [3]. В исследованиях Тюраева Р.Х. [7] и Ивановой А.А. [2] рассмотрены вопросы правового регулирования рекламы продакт плейсмент в России.
Следует отметить, что с учётом активного развития внутреннего туризма использование новых технологических рекламных приёмов для продвижения туристских дестинаций России является весьма важным, что подтверждает актуальность данного исследования.
3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методология исследования базируется на применении системного подхода, монографического и сравнительного методов исследования, которые позволили выявить основные перспективные направления применения продакт плейсмент для продвижения российских туристских дестинаций.
4. РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ
В условиях восстановления туристской индустрии после пандемии и с учётом неблагоприятного изменения геополитической ситуации требуется разрабатывать различные антикризисные мероприятия, включая эффективные технологии продвижения внутреннего туризма [5]. Одним из нестандартных приёмов продвижения российских туристских дестинаций может стать продакт плейсмент, используемый в различных кинофильмах.
Существует множество различных пониманий и трактовок термина продакт плеймент, которые приведены в таблице.
Приведенные понятия продакт плейсмент во многом схожи и подчеркивают основную особенность этого рекламного приёма, а именно встраивание информации о товарах и услугах в сюжет кинофильма, телевизионной передачи, музыкальных клипов и т.д. Чем заметнее продакт плейсмент, тем больше внимания зрителей он привлекает к объекту рекламы и тем более заметен рост продаж. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению по поводу факторов успешного продакт-плейсмента, а также связью с сюжетом и успешностью продакт-плейс-мента.
Согласно работе М. Уилес и А. Дани-елова [22], на продакт-плейсмент влияют следующие важнейшие группы факторов: факторы компании (рекламируемого продукта или услуги), факторы фильма, факторы реализации.
К факторам компании отнесены кооперативная (сопутствующая) реклама, капитал бренда, рыночная стоимость.
К факторам фильма отнесены вовлеченность аудитории, признание крити-
ков, уровень насилия в фильме, уровень использования в фильме ненормативной лексики, использование в фильме сексуальных сцен, открытие кассовых сборов (количество собранных средств), количество продакт-плейсментов других продуктов и услуг в фильме.
К факторам реализации отнесены методические (количество аудиовизуальных размещений), визуальные (связь с сюжетом, видимость продукта или услуги), аудиальные (связь с сюжетом, обесценивание продукта — количество упоминаний о продукте в негативном ключе), ассоциации с персонажем, жалобы, связанные с продакт-плейсментом (жалобы критиков на чрезмерность про-дакт-плейсментов), количество брендов (количество брендов одной компании, используемых в фильме).
Следует выделить кооперативную (сопутствующую) рекламу, которая возникает в продакт плейсменте, когда компания распространяет информацию о рекламе продукта в фильме ещё до выхода фильма. Такой вид размещения облегчает восприятие рекламы потенциальным потребителем. Знакомство с концепцией рекламы повышает уровень
Таблица
Понятийный аппарат продакт плейсмента
Автор Понятие продакт плейсмента
Avery R.J., Ferraro R. [8] попытки повлиять на зрительскую аудиторию посредством планируемого размещения брендированных продуктов в фильмах или телевизионных программах на коммерческой или безвозмездной основе
Tiwsakul R., Hackley C. and Szmigin, I. [21] рекламная акция, размещённая в развлекательном контексте, не связанным с рекламой, где её основная цель (реклама) не выражена явно
Russell C.A., Belch M. [19] целенаправленное внедрение бренда в развлекательное средство
Levi-Faur D., Ginosar A. [13] целенаправленное включение коммерческого контента в некоммерческую среду, то есть рекламный материал, созданный путём слияния рекламы и развлечений
Латынов В.В.[3] рекламный приём, заключающийся в том, что предмет или услуга, которыми пользуются герои в фильмах, телепередачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях и картинах, имеет реальный коммерческий аналог
её доступности, помогая зрителям визуально её идентифицировать. Таким образом, сопутствующая реклама повышает шансы на то, что покупатели заметят рекламу в фильме. Следует отметить, что ценность продакт плейсмента, поддерживаемого дополнительными рекламными кампаниями, возрастает в разы вместе с вероятностью того, что потенциальный потребитель заметит рекламу. Ценность продакт плейсмента в успешном фильме неотъемлемо связана с наличием кооперативной рекламы.
Широко известные бренды обладают высоким капиталом и оказывают большое влияние на результаты продакт плейсмента по трём основным причинам. Во-первых, мотивация потребителей и количество дальнейших покупок продукта или услуги повышаются, когда реклама осуществляется для сильного, уже знакомого аудитории бренда. В перенасыщенной визуальной среде внимание фокусируется на знакомых, привычных объектах, и потенциальные потребители обращают больше внимания на рекламу известных брендов. В результате реклама известных брендов больше идентифицируется и запоминается аудиторией, в виду чего известные бренды не так сильно подвержены влиянию конкуренции. Таким образом, продакт плейсмент для брендов с высоким уровнем капитала обладает большей ценностью, так как такие бренды привлекают больше внимания, помогая рекламной кампании донести необходимые сообщения о продукте или услуге до потенциального потребителя. Например, реклама дестинации озера Байкал в кинофильмах может быть весьма успешной в силу широкой известности Байкала как привлекательного туристского ресурса. Размещение бренда с высоким уровнем узнаваемости, как правило, производится с целью углубить и усилить ассоциации с брендом, а не просто повысить узнаваемость. Таким образом, капитал бренда повышает эффективность продакт плейсмента и благоприятно влияет на восприятие бренда.
Согласно многочисленным исследованиям, вовлеченность аудитории влияет на мотивацию потребителей и их внимание к рекламе [3, 9]. Согласно существующим
моделям, в процессе обработки информации во время прочтения книги или просмотра фильма читатель (зритель) погружается в неё. Зрители, поглощённые повествованием, погружаются слишком глубоко в сюжет и не способны полностью воспринять продакт плейсмент, т.е. высокий уровень вовлеченности сдерживает эффективность продакт плейсмента. Подробно это явление описано в работе К.Р. Лорда и Р.Е. Бурнкранта [14]. Интересно, что аудитория, вовлечённая в сюжет фильма, потенциально будет более внимательна к происходящему в начале показа рекламы, чем аудитория, которой сюжет не интересен. Однако, далее объем внимания резко сокращается. Таким образом, при высокой вовлеченности ресурсы внимания активизируются, в то же время высокая вовлеченность способна негативным образом повлиять на восприятие, фокусируя внимание на контексте (сюжете) фильма, а не самой рекламе. В то же время, если сюжет зрителю не интересен, продакт плейсмент может помочь сфокусировать внимание на рекламируемом объекте, которому теперь не приходится конкурировать с сюжетом. Однако короткой рекламной вставки может оказаться недостаточно для пробуждения внимания у зрителей и понимания рекламного сообщения. Обратить внимание на рекламу поможет увлекательный, но не заставляющий задуматься сюжет (в качестве примера можно привести ситкомы).
Продакт плейсмет является частью коммерческого сообщения, которое зачастую нарушает восприятие фильма. Делая продакт плейсмент частью фильма, можно столкнуться с потребительским негодованием, что скорее навредит бренду.
Основные цели продакт плейсмента можно определить следующим образом [10, 23].
1. Добиться внимания и интереса аудитории.
Компания зарабатывает себе хорошую репутацию, ассоциируя себя с популярным фильмом или телепередачей, ориентированной на определённую аудиторию. Чем успешнее передача или фильм, тем более длительным будет воздействие на аудиторию. Бренд должен быть заметен и
привлекать внимание, но не должен раздражать аудиторию.
2. Повысить узнаваемость бренда.
Высокая узнаваемость бренда и удачный сценарий эффективнее мотивирует аудиторию к совершению покупки и способствует повышению уровня запоминаемости рекламы у аудитории. Если узнаваемость бренда недостаточно высокая, потребители обычно не могут запомнить даже названия рекламируемых товаров.
3. Увеличить количество ассоциаций и воспоминаний, связанных с брендом или рекламируемым продуктом.
Продакт плейсмент оказывает значительное влияние на количество воспоминаний о продукте (услуге), причём количество всепониманий о продукте увеличивается, когда аудиальные и визуальные механизмы сохраняют связь с сюжетом. Точное название бренда в фильме способствует лучшему запоминанию бренда зрителями. Также на запоминаемость бренда влияет его места в сценарии: если бренд занимает в нем ключевое место, то он обладает лучшей запоминаемостью. Лучше всего запоминаются бренды про-дакт плейсмент, которых осуществляется посредством вербальной и визуальной коммуникации. Для повышения узнаваемости бренда необходимо через продакт плейсмент передать превосходство рекламируемого продукта над конкурентами.
4. Сделать бренд (продукт) легко узнаваемым в СМИ и месте покупки.
Продакт плейсмент повышает эффективность обычной рекламы. Узнаваемость бренда вырастает более чем до 57%, если обычный рекламный ролик дополнить продакт-плейсментом. Симпатии зрителя к актёрам, когнитивный фактор и фактор удовольствия также влияют на уровень узнаваемости от продакт плейсмента.
5. Добиться желаемых изменений в оценке бренда потребителями.
Обычно потребители переносят отношение к продуктам любимых героев на свои собственные чувства и отношения к бренду или продукту. Это явление можно объяснить привязанностью потребителей к героям фильма, и увиденного продакт плейсмента при совершении покупок зрители ориентируются на выбор знаменитостей. Если продакт плейсмент
применяется в сериале, то имидж бренда от серии к серии становится все более согласованным с имиджем сериала, что подчёркивает важность ассоциативной памяти.
6. Сформировать благоприятные взгляды практиков на продакт плейсмент.
Мнения практиков о продакт плейс-менте в целом благоприятны, Специалисты-практики сохраняют позитивное отношение к размещению товаров до тех пор, пока не причиняется никакого вреда, продажи и имидж бренда растут, а потребители положительно относятся к продукту и бренду.
7. Способствовать формированию позитивного отношения потребителей к практике продакт плейсмента.
В целом отношение к продакт плейс-менту позитивное, и зрителям даже нравится этот метод продвижения, если он добавляет реалистичности сцене. Уровень удовлетворённости зрителей продакт плейсментом становится выше, если рекламируемый продукт является частью сценария. Исходя из этого, показ российских туристских дестинаций в рамках сценария фильма может стать эффективным инструментом их продвижения, при этом в фильме обязательно должны быть фрагменты, позволяющие идентифицировать эту дестинацию, например, указатели с названиями мест, узнаваемые достопримечательности и т.п.
На основании бенчмаркиногового анализа стало возможным создание перечня факторов успеха (индикаторов), которые следует учитывать при выборе фильмов и программ, в которых целесообразно осуществлять продакт плейсмент туристских продуктов (услуг) и дестинаций.
В исследовании компании Olsberg SPI Limited показано, что подобные индикаторы могут побудить и поддержать интерес туристов к местам съёмок или к связанным с ними туристскими дестина-циями [11]:
1. Сильная сюжетно-тематическая картина, т.е. фильмы, где сюжет строится на рассказе или фильмы, в которых сюжет строится на личности и личностных качествах персонажа.
2. Видео продукты с высоким разрешением и широкой популярностью.
3. Фильмы с позитивным настроем, поднимающие настроение целевой аудитории.
4. Фильмы, которые ссылаются на яркий, известный литературный, исторический, кинематографический бренд.
5. Фильмы с использованием достопримечательностей в качестве места съёмки.
6. Фильмы, в которых место съёмок играет ключевую роль в жизни персонажа и самого сюжета фильма.
Подобные исследования доказывает, что продукты киноиндустрии могут побуждать зрителей к путешествиям и посещению различных туристских де-стинаций, а ассоциируемые темы, сюжетные линии, события и актёры могут формировать позитивные ощущения и эмоции по отношению к показываемым местам. Местоположение и ощущения от фильма усиливаются в сознании путём ассоциации с актёрами, событиями и местом действия [17]. Местоположение, события и герои становятся символическими аттракциями, как результат сильной идеи, заложенной в смысл фильма. Люди стремятся посетить места согласно определённым образам, памяти, ассоциациям и эмоциональной привязке к местам и их значению.
Одним из успешных примеров проведения маркетинговых кампаний и использования продакт плейсмент, повлиявших на количество прибытий в дестинацию, является фильм «Властелин колец: братство кольца». В 2001 году до выхода этого фильма Tourism New Zealand (Международное Агентство по Туризму Новой Заландии) проводило маркетинговую кампанию с целью продвижения кинотуризма в Новой Зеландии путём публикации статей в газетах, журналах и других медиа. После выхода фильма в Великобритании основные материалы о Властелине Колец были опубликованы с изображениями Tourism New Zealand в таких изданиях как Guardian, Independent, Sunday Times, Telegraph, London Evening, Standard, Observer. В США в престижном журнале Conde Nast Traveler была опубликована большая статья, посвящённая фильму и описывающая захватывающие места съёмок в Новой Зеландии [20].
Правительство Новой Зеландии запустило программы финансирования для оценки и поощрения выпуска дополнительных материалов по трилогии (книг, игр, комиксов и т.д.) и признало продвижение туризма при помощи фильма критически важным методом продвижения. Ещё один инструмент, использованный во время кампании, — кинокарты. Новая Зеландия при выпуске карт позиционировала себя как дом «Властелина колец» и продвигала поездки на автомобильном транспорте к местам съёмок фильма.
Ещё одним примером является продвижение Мексики с помощью продакт плейсмент в мультипликационном фильме «Тайна Коко», который в 2018 году получил две премии «Оскар» за лучший анимационный фильм и лучшую песню и «Золотой глобус». При бюджете в 175 миллионов долларов фильм собрал в прокате 807 миллионов долларов, что делает его одним из пяти самых кассовых фильмов совместного производства Disney и Pixar. Фильм повысил узнаваемость Мексики, популяризировал мексиканские обычаи и традиции, в том числе празднование Дня мёртвых, который стал практически символом Мексики, её отличительным и конкурентным преимуществом. Для продвижения позитивного имиджа офис по туризму Мексики разработал несколько инициатив по продвижению Мексики как туристской дестинации, одной из которых была совместная разработка туроператоров и производителей мультфильма (студий Disney и Pixar) маршрутов по местам, которые вдохновили авторов на создание «Тайны Коко». Посещаемость Дня мёртвых в Мексике в 2018 году также увеличилась на 6,3% по сравнению с 2017 годом. Морелию, город, с которого начинается маршрут по мультфильму, в 2018 году посетило на 20% больше туристов, чем в 2017 году. Промо-кампания анимационного фильма направлена на продвижение культурно-исторического туризма, чтобы сделать туризм более диверсифицированным, так как в Мексике до сих пор преобладает пляжный туризм [18].
Ещё одним удачным примером можно считать анимационный фильм «Холодное сердце», рекламирующий Норвегию. В анимационном фильме страна, в ко-
торой происходит действие, называется Эренделл, однако, несмотря на отсутствие прямого упоминания Норвегии, есть много косвенных указаний на настоящее место действия, в том числе узнаваемая природа и пейзажи, крепость Акерсхус, Нидаросский собор, Брюген. Присутствуют также и элементы норвежской культуры: национальная одежда и кухня, тролли, викинги, каркасные церкви (наиболее распространенный вид церквей в Скандинавии). После премьеры анимационного фильма трафик на сайт национального офиса по туризму Норвегии утроился. Количество перелётов на национальном лоукостере Norwegian Air Shuttle ASA увеличилось на 52%, а количество бронирований отелей возросло на 37%. Дочерняя компания The Walt Disney — Adventures by Disney обратилась в компанию Innovations Norway (государственная структура, занимающаяся инновациями) с предложением о сотрудничестве за полгода до выхода фильма [16].
Одной из наиболее значимых работ о кинотуризме, как о инструменте продвижения была, является исследование С. Хадсона и Дж.Р.Б. Ричи [12]. В данной работе была представлена модель использования возможностей киномаркетинга. В соответствии с этой моделью можно предложить следующие мероприятия, позволяющие использовать продакт-плейсмент для продвижения российских туристских дестинаций:
— установление партнерских отношений с киностудиями, которые осуществляю съёмки кинофильмов на территории туристской дестинации,
— продвижение туристской дестина-ции как популярной съёмочной локации и привлекательной цели путешествия,
— оказание кинокомпаниям активного содействия в поиске съёмочной локации на территории дестинации,
— предоставление региональных грантов и налоговых льгот киностудиям с целью побудить их снимать фильмы на территории дестинации,
— тщательная предварительная оценка фильма с точки зрения его ценности для продвижения дестинации,
— достижение договоренности с кинокомпанией о появлении названия дестинации в титрах,
— размещение на веб-сайте ТИЦ (туристско-информационного центра) дестинации ссылок на кинотуры местных туроператоров,
— привлечение актёров к продвижению места съёмок фильма, снятого в дестинации,
— создание кинокарт о фильмах, снятых в данной дестинации.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уровень знания путешественников о потенциальных туристских дестинациях может быть повышен за счёт применения технологии продакт плейсмент. С учётом того, что эффективность психологического воздействия на целевую аудиторию при использовании продакт-плейсмен-та в кинофильмах достаточно высокая и влияет на поведение потребителей при их выборе рекламируемого продукта (услуги) [3], эту технологию можно использовать для продвижения туристских дестинаций. Именно визуальное восприятие туристской дестинации, привязанное к сюжету фильма, может оказать влияние на выбор будущего направления путешествия зрителя фильма как потенциального туриста. Несмотря на сложности и недостаточно активное использования продакт плейсмент в кинофильмах, можно говорить о том, что для продвижения туристских дестинаций этот рекламный приём представляется достаточно привлекательным.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бутенко Е.В. Окказиональный «продакт плейсмент» в кинопроизведении как эффективный способ ненавязчивой рекламы / Е.В. Бутенко // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 97—4. С. 34—36.
2. Иванова А.А. Продакт-плейсмент как эффективный инструмент маркетинга / А.А. Иванова // Экономические системы. 2023. Т. 16. № 1. С. 167—173.
3. Латынов В.В. Психологическое воздействие продакт-плейсмента в кинофильмах / В.В. Латынов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2019. № 8 (95). С. 21-24.
4. Морозов М.А. Новые требования к качеству туристских услуг в современных реалиях / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Т.И. Зворыкина // Стандарты и качество. 2020. № 8. С. 104-108.
5. Морозов М.М. Антикризисный менеджмент в индустрии туризма / М.М. Морозов // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. Т. 6. № 4. С. 19-27.
6. Морозов М.М. Импортозамещение в сфере туристских и гостиничных услуг / М.М. Морозов // Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2023. № 1 (17). С. 4-9.
7. Тюряев Р.Х. Проблемы правового регулирования product placement в Российской Федерации / Р.Х. Тюряев // Вопросы науки и образования. 2018. № 15 (27). С. 85-89.
8. Avery, R.J. Verisimilitude or Advertising? Brand Appearances on Prime-Time Television / R.J. Avery, R. Ferraro // Journal of Consumer Affairs. 2000. Vol. 34 (2). P. 217-244.
9. Balasubramanian, S.K. Audience Response to Product Placements: An Integrative Framework and Future Research Agenda / S.K. Balasubramanian, J.A. Karrh, H. Patwardhan // Journal of Advertising. 2006. Vol. 35 (3). P. 115-141.
10. Lights, Camera, Brands; Product Placement. URL: https://www.economist.com/busi-ness/2005/10/27/lights-camera-brands (date of access: 24.10.2023)ю
11. How Film and Television Programmes Promote Tourism in the UK. Olsberg-SPI, 2007. 121 p. URL: https://www2.bfi.org.uk/sites/bfi.org.uk/files/downloads/stately-attraction-2007-08.pdf (date of access: 24.10.2023).
12. Hudson, S. Promoting Destinations via Film Tourism: An Empirical Identification of Supporting Marketing Initiatives / S. Hudson, J.R.B. Ritchie // Journal of Travel Research. 2006. № 44. P. 387-396.
13. Levi-Faur, D. Regulating Product Placement in the European Union and Canada: Explaining Regime Change and Diversity / D. Levi-Faur, A. Ginosar // Journal of Comparative Policy Analysis Research and Practice. 2010. № 12 (5). P. 467-490. DOI: 10.1080/13876988.2010.516512.
14. Lord, K.R. Attention Versus Distraction: The Interactive Effect of Program Involvement and Attentional Devices on Commercial Processing / K.R. Lord, R.E. Burnkrant // Journal ofAdvertising. 2013. № 22 (1). P. 47-60. DOI: 10.1080/00913367.1993.10673396.
15. Maccracken G. Who Is the Celebrity Endorser? Cultural Foundations of the Endorsement Process / G. Maccracken // Journal of Consumer Research. 1989. № 16 (3). P. 310-321.
16. Metcalf, B. Film Tourism In Norway: The Effect Fictional Characters Have On Tourism / B. Metcalf, C. Linnes, J. Agrusa, J. Lema // International Business & Economics Research Journal (IBER). 2018. № 17 (2). P. 21-34.
17. Riley, R.W. Movies as Tourism Promotion: A 'Pull' Factor in a 'Push' Location / R.W. Riley, C.S. Van Doren // Tourism Management. 1992. № 13 (3). P. 267-274.
18. Ruhse V. Travel-inspiring Skeletons in Spectre and Coco — Film Tourism and the Dia de Muertos in Mexico" / V. Rhse // InMedia. 2021. Vol. (9.1). P. 1-20.
19. Russell, C.A. A Managerial Investigation into the Product Placement Industry/ C.A. Russell, M. Belch // Journal ofAdvertising Research. 2005. № 45 (01). P. 73-92. DOI: 10.1017/S0021849905050038.
20. Soon, popular films, TV shows on demand on 1,300 trains // Business Today. URL: https://www.businesstoday. in/current/economy-politics/soon-popular- films -tv- shows -on-demand-on-1300-trains/story/257665.html (date of access: 24.10.2023)
21. Tiwsakul, R. Explicit, non-integrated product placement in British television programmes / R. Tiwsakul, C. Hackley, I. Szmigin // International Journal ofAdvertising. 2005. № 24 (1). P. 95-111.
22. Wiles, M.A. The Worth of Product Placement in Successful Films: An Event Study Analysis / M.A. Wiles, A. Danielova // Journal of Marketing. 2009. № 73 (4). P. 44-63 DOI: 10.1509/jmkg.73.4.44.
23. Williams, K.C. Product Placement Effectiveness: Revisited and Renewed / K.C. Williams, A. Petrosky, E.H. Hernandez, R.A. Page // Journal of Management and Marketing Research. 2011. № 22 (1). P. 47-60.