СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ
DOI 10.24412/2541-9056-2023-328-77-87 УДК 316.4; 659.4
ПРОДАКТ-ПЛЕЙСМЕНТ КАК СРЕДСТВО ПРОДВИЖЕНИЯ ВУЗА
А.С. Стоянов Статья поступила в редакцию 13 июня 2023 г.
В данной статье рассматривается необходимость развития новых технологий по продвижению образовательных организаций в условиях возрастающей конкуренции. Анализируется эффективность использования технологии продакт-плейсмент как средства продвижения вуза, отмечаются особенности данной технологии и примеры ее использования. Также в статье рассматривается состояние рынка продакт-плейсмент в России в настоящее время. На основе изучения теоретических аспектов проблемы можно сделать вывод, что технология продакт-плейсмент может выступать в роли эффективного средства продвижения вуза, так как она при небольших затратах может привлечь достаточно большую аудиторию. Отмечаются преимущества использования данной технологии в современных условиях рынка образования, по сравнению с телерекламой. Сформированы основные предложения по использованию технологии продакт-плейсмент как средства продвижения вуза.
Ключевые слова: продакт-плейсмент, продвижение, вуз, образовательный маркетинг, комплекс маркетинга, социологическое исследование.
PRODUCT-PLACEMENT AS A MEANS OF UNIVERSITY PROMOTION
A.S. Stoyanov
This article discusses the need for the development of new technologies to promote educational establishments in an increasingly competitive environment. The effectiveness of the use of product placement technology as a means university promotion is analyzed in this article. The features of this technology and examples of its use are described. The article also examines the current state of the product placement market in Russia. The study of the theoretical aspects of the problem makes it possible to conclude that product placement technology can be used as an effective means of promoting a university, since it can attract a sufficiently large audience at a low cost. The advantages of using this technology in the modern conditions of the education market, in comparison with TV advertising, are noted. The main proposals on the use of product placement technology as a means of promoting the university have been formulated.
Key words: product placement, promotion, university, educational marketing, marketing complex, sociological research.
Актуальность темы исследования конкуренцией на образовательном обусловлена необходимостью рынке. Для привлечения большего
продвижения вузов в связи с высокой числа абитуриентов и повышения своей
конкурентоспособности вузам
необходимо находить новые средства и технологии продвижения [9, с. 288], так как в настоящее время преимущество будет иметь то учебное заведение, которое использует современные маркетинговые инструменты. Одним из таких инструментов является продакт-плейсмент. Данная технология позволяет вузам интегрировать информацию о себе в различные телепередачи, кинофильмы, сериалы и другие источники. Поэтому возникает актуальный вопрос о преимуществах технологии продакт-плейсмент,
эффективности его использования в продвижении учебных заведений.
Объект исследования -
продвижение вуза.
Предмет исследования - продакт-плейсмент как средство продвижения вуза.
Цель исследования - изучить продакт-плейсмент как средство продвижения вуза.
Развивающиеся рыночные
отношения затрагивают все сферы, в том числе высшее образование. На сегодняшний день идет тенденция увеличения числа негосударственных вузов по сравнению с
государственными учреждениями. Кроме этого, конкуренцию усиливает ориентирование государственных вузов на коммерческий прием студентов [12, с. 145]. Поэтому учебные заведения вынуждены повышать свою
конкурентоспособность, на которую
влияют материально-техническая база, преподавательский состав, наличие той или иной специальности и стоимость обучения.
Более благоприятное положение на рынке будет занимать то учебное заведение, которое сможет выработать лучшее предложение. Однако, как считает Э.Ф. Фаизова, «при всех прочих равных условиях, несомненно, выиграет тот, кто активнее использует инструменты продвижения» [12, с. 145], так как установление контакта с целевой аудиторией является необходимым фактором маркетингового
продвижения.
Без базовых экономических знаний и знаний классических маркетинговых инструментов в условиях
недостаточного финансирования
учебные заведения уже не могут эффективно продвигать свои предложения. В этой связи инструменты маркетинга и РК приобретают все большее значение, становясь важнейшим фактором в формировании положительной социальной репутации вуза [6, с. 51]. Но образование хотя и представляет собой услугу, отличается от обычных товаров и услуг. Поэтому необходимо адаптировать привычные маркетинговые инструменты под потребности рынка образования.
В сфере высшего образования в последнее десятилетие получил развитие маркетинговый подход, который предполагает обращение к
инструментам маркетингового
комплекса: рекламе, пиару,
стимулированию сбыта, прямым продажам, событийному продвижению и др. [13, с. 80]. Маркетинг в сфере образования - больше, чем реклама. Он предлагает вузам более широкий спектр возможностей и позволяет
взаимодействовать с потенциальными потребителями.
Многие российские исследователи выделяют особую сферу маркетинговых инструментов, которую называют образовательный маркетинг. Так, например, В.И. Ведерникова под образовательным маркетингом
понимает философию современного управления, заключающуюся в создании и развитии долгосрочных
взаимоотношений между субъектами и объектами рынка за счет проникновения образовательной составляющей в стратегию и во все элементы расширенного комплекса маркетинга [1, с. 16]. То есть образовательный маркетинг преобразует ценности молодёжи и целых поколений в доходы образовательного учреждения. Цель состоит в том, чтобы выделиться из конкурентной среды своим особым, выгодным предложением и
сформировать у целевой аудитории положительное представление об организации. Продуктом является образовательная программа, которая разрабатывается вузом для
удовлетворения потребности в
образовании [1, с. 16]. То есть это комплекс образовательных услуг, который нацелен на изменение образовательного уровня потребителя.
Правильное позиционирование вуза и образовательной программы с точки зрения цены предоставляемых услуг как «общедоступной» или «с оптимальным сочетанием качества и цены» является важным компонентом маркетинговой стратегии вуза [1, с. 16]. Так как потребитель будет готов заплатить большую цену, если вуз сможет продемонстрировать свою
конкурентоспособность, высокое
качество получаемого образования, профессиональное устройство
выпускников посредством
формирования в информационной сфере реализации благоприятных социальных ожиданий от поступления в тот или иной вуз.
Каналы распределения
характеризуют собой способ предоставления услуги или продажи продукта, путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю [1, с. 17]. Прямые продажи - наиболее часто используемый канал распространения образовательных услуг. При этом на успешность продаж оказывают влияние место расположения вуза, удобное транспортное обеспечение, наличие общежития, инфраструктура территории и техническая
оснащенность. Для продвижения вуза
можно использовать публикации как в печатных, так и в электронных СМИ, проведение Дня открытых дверей, участие вуза в выставках, конференциях и конкурсах. Важно, чтобы работа по продвижению проводилась регулярно и
целенаправленно.
Эти четыре классических элемента комплекса маркетинга в сфере образовательных услуг дополняются еще одним - пятым «пи» -персоналом (People),
осуществляющим производство и продажи услуг [1, с. 17]. Это забота и внимание продавца к потребителю. Значение пятого «пи» включает в себя не только квалификацию
преподавательского состава, но и общение с потребителями услуг, в качестве которых выступают абитуриенты и их родители.
Продвижение российских вузов, поддержанное на государственном уровне, необходимо для повышения эффективности их позиционирования и создания для них благоприятных условий развития на мировом рынке образовательных услуг [7, с. 72]. Оно будет выгодным для обеих сторон. Так, вузы, у которых не хватает денежных средств на проведение рекламных кампаний, могут получить их от государства, а государство, в свою очередь, поддерживая отечественные вузы и повышая их узнаваемость, позволит российским учебным заведениям занять большую
долю рынка образования.
Говоря о маркетинговых
инструментах, можно выделить относительно новую рекламную технологию - продакт-плейсмент. Рассмотрим, как понимают данное определение различные
исследователи. Так, например, А.Б. Оришев суть этой технологии понимает как «размещение информации о товаре, услуге, компании или торговой марке в сюжетной линии программы, документального или
художественного фильма» [8, с. 5]. Е.А. Свиридова определяет продакт-плейсмент как
«индивидуализирующее творческое представление товаров, услуг или их средств индивидуализации путем ограниченного интегрирования в произведениях творчества»
[11, с. 177]. Один из американских исследователей утверждает, что продакт-плейсмент предполагает интеграцию брендов в сюжет фильма в обмен на денежное или иное вознаграждение [5, с. 82]. Таким образом, продакт-плейсмент - прием скрытой рекламы, при использовании которого в новостных передачах, фильмах, сериалах, музыкальных клипах размещаются брендированные товары или логотипы.
С.В. Гусева считает, что «в контексте постмодернистского мировоззрения технологии продакт-плейсмент
создают основу для возникновения
интертекстуальности» [2, с. 134]. Можно сказать, что технология продакт-плейсмент построена именно на интертекстуальности, которая позволяет неявно ссылаться на какой-либо товар или услугу в различных телевизионных программах,
художественных и документальных фильмах.
В России продакт-плейсмент активно используется с конца 20 века. Первыми этот метод начали внедрять на канале «ТНТ» в 2003 году, и с тех пор темпы роста этого приема стремительны. Также, по словам экспертов, примерные объемы телевизионного рынка продакт-плейсмент в России составляют примерно 6-8% от рынка ТВ-рекламы [5, с. 85].
По словам А.А. Ивановой, «в настоящее время рынок продакт-плейсмент в России еще не сформировался, идет лишь процесс его становления. Технология продакт-плейсмент активно используется на «Первом канале», в том числе и потому, что за счет данного маркетингового инструмента
компенсируются менее длинные, по сравнению с другими телеканалами, рекламные блоки» [5, с. 85]. Наиболее популярные российские телешоу значительную часть своего бюджета зарабатывают именно за счет применения технологии продакт-плейсмент. Например, выручку в 4 млн
долларов получило шоу канала ТНТ -«Дом-2», по 3 млн получили проекты «Последний герой» и «Фабрика звезд».
Скрытое воздействие продакт-плейсмента приводит к искажению мотивов покупательского поведения, в результате чего происходит смещение оценки потребительских свойств продукта с качества - параметров, которые объективно характеризуют способность удовлетворять
определенные потребности, на искусно навязанные представления о необходимости обладать вещью как таковой [3, с. 179-180]. Скрытое рекламирование не осмысливается критически, для покупателя вещь может быть абсолютно ненужной, но у него возникнет желание ее купить, так как товары и услуги будут отождествляться с героями и их поступками. Обладание таким продуктом позволяет зрителю ассоциировать себя с известным героем, повышает самооценку. Главная особенность продакт-плейсмента - воздействие на эмоции зрителя. А позитивные эмоции, вызванные товаром, позволяют ему надолго остаться в памяти потребителя.
Продакт-плейсмент может быть наиболее эффективным с точки зрения запоминания бренда и отношения к бренду, когда убедительное намерение не распознается и таким
образом зрители не активируют свою когнитивную защиту [16, p. 612]. Поэтому продакт-плейсмент можно считать более эффективной технологией рекламы, чем, например, обычные телевизионные ролики, так как такая реклама не воспринимается зрителем агрессивно. Так, результаты исследования показывают, что люди более позитивно относятся к использованию продакт-плейсмента, чем к традиционной телевизионной рекламе. Более того, данная технология может быть более эффективной, чем 30-секундные рекламные ролики, когда она нацелена на аудиторию с негативным отношением к рекламе [15, p. 160].
Исследователями было подсчитано, что две трети телезрителей отключают звук во время рекламных роликов, просматривая каналы, или вообще пропускают их, потому что они раздражают или неуместны [19, p. 2]. Именно поэтому преимущество продакт-плейсмента заключается в том, что такой вид рекламы зритель не будет перематывать или пропускать, потому что оно длится всего несколько секунд и ненавязчиво информирует потребителя о том, какую пользу они могут получить от использования данного товара.
Кроме того, расходы на продакт-плейсмент росли быстрее (170 %), чем на рекламу (15 %) за последние десять лет [18, p. 150]. Данный факт также говорит о том, что в настоящее время
технология продакт-плейсмент
становится все более востребованной.
По международным данным социологов, основными
потребителями видеопродукции
являются молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет. Именно они и становятся основной целевой аудиторией продакт-плейсмента. Результаты
исследования показывают, что из-за влияния социальных сетей и особенностей поколений большинство потребителей поколения Z во Вьетнаме положительно относятся к рекламе онлайн-телевидения и ценят эту форму рекламы. Информационный элемент и развлечения оказывают сильное и положительное влияние на целевую аудиторию [14, p. 177].
Для эффективной работы такого рекламного инструмента как продакт-плейсмент, необходимо учитывать природу целевой аудитории. Исследователи выяснили, что более образованных зрителей с меньшей вероятностью убедит продакт-плейсмент. То есть эти зрители реже меняют свое отношение к продукту или услуге, воспринимая продакт-плейсмент, чем менее образованные зрители. Более образованных зрителей больше раздражает продакт-плейсмент в телешоу. Кроме того, после восприятия продакт-плейсмента старшие зрители с большей вероятностью сообщали, что искали информацию о бренде [19, с. 1]. Также считают, что пол, возраст, привычки,
этническая принадлежность могут влиять на восприятие продакт-плейсмента. Поэтому успешная телевизионная реклама - это та, которая учитывает природу целевой аудитории как интегрированную и интерактивную систему с различными демографическими и
социокультурными особенностями [17, с. 34].
Следовательно, можно сделать вывод о том, что российским вузам необходимы новые и эффективные инструменты для продвижения. Мы считаем, что в роли такого инструмента может выступать продакт-плейсмент. Для вузов он подходит потому, что в сравнении с обычными рекламными роликами продакт-плейсмент более дешевая и эффективная технология.
Размещение информации о вузе на телевизионных каналах позволит привлечь и расширить аудиторию и сформировать положительный имидж вуза, так как телевидение остается источником информации с самым высоким уровнем доверия. Для более эффективной работы продакт-плейсмента государственным вузам стоит размещать информацию о себе на федеральных каналах. Согласно исследованию о рекламе Sostav.ru, больше всего россияне доверяют «Первому каналу», «ВГТРК», «Россия 1» и «Россия 24».
На основе вышесказанного можно
предложить несколько вариантов использования технологии продакт-плейсмент в продвижении вуза. Во-первых, это сотрудничество PR-отдела вуза с различными кинокомпаниями. Вуз может предоставлять свои помещения или инфраструктуру учебного заведения для съемок сериалов, художественных и документальных фильмов, основные зрители которых - молодые люди в возрасте 16-23 лет и их родители, а именно они и являются основной целевой аудиторией, на которую направлено продвижение вуза. Эффективность использования
данного канала заключается в том, что зрители ассоциируют главных героев или события с местом, которое будет показано на экране. И тем самым повышается узнаваемость вуза не только среди жителей региона, в котором он находится, но и по всей стране, так как фильмы и сериалы выходят в прокат на федеральных каналах.
Приведем несколько примеров, когда высшие учебные заведения становились площадкой для съемки сериалов или кинофильмов.
1. В Российском государственном социальном университете снимались такие сериалы как: «Молодежка» (По данным TNS Gallup Media, последнюю серию первого сезона посмотрели 23% телезрителей России в возрасте 10-45 лет), «Золото Лагина», «Между нами,
девочками».
2. Московский педагогический государственный университет стал площадкой для съёмок известного семейного сериала «Ивановы-Ивановы» (По данным компании «Mediascope», первый и второй сезоны сериала заняли первое место по количеству просмотров среди аудитории 10-45 лет).
3. Московский государственный университет - самый знаменитый вуз России. На его территории снималось множество фильмов и сериалов. Например, «Черная молния» (в общей сложности фильм посмотрели около 3,3 млн чел.), «Темный мир» (В России фильм посмотрели около 1, 14 млн человек), «Бригада».
4. В Академии гражданской защиты МЧС России снимался фильм «Пара из будущего» (около 1,9 млн зрителей в России). Исполнитель главной роли Сергей Бурунов упоминает об этом в своем аккаунте в Инстаграм, число подписчиков которого на данный момент составляет 2,6 миллиона пользователей.
Во-вторых, вуз может предоставить свою территорию для проведения различных зрелищных мероприятий. Это могут быть спортивные соревнования, научные конференции и выставки, театральные представления и музыкальные концерты. При освещении мероприятий в видео и фотосюжетах СМИ будет показано название вуза, его помещения, инфраструктура. Это позволит зрителям ассоциировать данное учебное заведение с проводимыми в
нем мероприятиями, что также способствует привлечению большего числа абитуриентов.
В-третьих, так как вузу необходимо привлечение молодых людей, можно интегрировать учебное заведение в онлайн-игру. Например, Тамбовскому политехническому университету
удалось привлечь 19 000 абитуриентов благодаря запуску игры «JOIN.TPU» [10]. Ее суть заключалась в том, чтобы поступить в вуз и закончить его, локации были совершенно разные, за приведение людей в игру игроки получали дополнительные баллы (в среднем 1 игрок приводил 8 своих друзей, которые также были в той возрастной категории, на которую была направлена данная рекламная кампания). Победители могли выбрать повышенную стипендию, место в общежитии и возможность поездки за границу.
Основной целевой аудиторией продакт-плейсмента являются
молодые люди, а именно на привлечение внимания молодых людей нацелена маркетинговая стратегия вуза. Во-вторых, продакт-плейсмент является более дешёвой рекламной технологией, чем, например, обычные телевизионные рекламные ролики. По оценкам некоторых исследователей,
использование продакт-плейсмента обойдется в 10 раз дешевле, чем запуск полноценного рекламного ролика. На данный момент в России
эта технология развивается все более активно. Данная технология не включена в ФЗ «О рекламе» и поэтому никак не регулируется российским законодательством, что даёт больше возможностей производителям и рекламодателям. Другими словами, технологию продакт-плейсмент можно считать эффективным средством продвижения вуза.
Итак, в ходе проведенного исследования было выяснено, что технология продакт-плейсмент может использоваться как дешевый и эффективный инструмент для привлечения абитуриентов в высшие учебные заведения. Так, например, использование данной технологии обойдется примерно в 10 раз дешевле, чем создание полноценного рекламного ролика. Продакт-плейсмент позволяет привлечь внимание к вузу, повысить его узнаваемость и
конкурентоспособность. В процессе использовании данной технологии возможно размещение логотипа вуза, его территории и инфраструктуры в телепередачах, сериалах,
кинофильмах и других средствах распространения информации,
которые имеют многомиллионные аудитории. Наиболее действенным каналом продвижения информации о вузе считается телевидение, несмотря
на большую привлекательность социальных сетей для рекламодателя [4, с. 306].
На наш взгляд, можно выработать следующие предложения для использования технологии продакт-плейсмент как средства продвижения вуза:
Во-первых, вуз может сотрудничать с различными киностудиями и съемочными площадками для того, чтобы его территории использовались в съёмочном процессе.
Во-вторых, вуз также может предоставлять свою территорию для проведения различных зрелищных мероприятий, таких как, например, выставки, конференции, конкурсы и т.д. Освещение данных мероприятий в СМИ позволит повысить узнаваемость вуза среди деятелей культуры и искусства и привлечь молодых и талантливых абитуриентов.
В качестве еще одного способа использования продакт-плейсмента в продвижении учебных заведений можно выделить создание онлайн-игр, в которые можно интегрировать вуз, его территории, инфраструктуру. Использование данного метода позволит увеличить набор студентов в десятки раз, а абитуриенты еще до поступления смогут больше узнать о вузе и познакомиться со студенческой жизнью.
Список литературы
1. Ведерникова В.И. Элементы комплекса маркетинга вуза // Современные подходы к подготовке кадров для агропромышленного комплекса: Материалы Всероссийской учебно-методической конференции. Лесниково, 01 апреля 2017 года. - Лесниково: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева, 2017. - С. 15-18.
2. Гусева С.В. Интертекстуальность рекламного дискурса на примере использования технологии продакт-плейсмент (Product Placement) // Социальные варианты языка. - 2009. - №. 6. - С. 134-137.
3. Залалова А.И. Особенности продакт-плейсмента и его влияние на поведение потребителей // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии: тез. IV Всерос. науч. - практ. конф. -М.: Ритм, 2018. - С. 177-181.
4. Земцовская А.Д., Стоянов А.С. Эффективность социальной рекламы в Интернете // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2021. - № 2(36). - С. 306-311.
5. Иванова А.А. Прикладные аспекты применения продакт плейсмент на российском телевидении // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - №1. - С. 81-99.
6. Карпова И.В. Образовательный маркетинг как стратегия высших учебных заведений // Вестник ОрелГИЭТ. - 2019. - № 2(48). - С. 51-54.
7. Мушкетова Н.С. Интенсификация продвижения российских вузов на мировом рынке образовательных услуг // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2017. - № 1 (20). - С. 67-73.
8. Оришев А.Б. Экономика и рекламные технологии: продакт-плейсмент // Бизнес и дизайн ревю. -2017. - №1 (5). - С. 5.
9. Прибыткова А.Н., Стоянов А.С. Блог как форма монетизации Интернет-ресурсов // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. - 2020. - № 1(31). - С. 288-295.
10. Привлечение 19 000 абитуриентов в ВУЗ [кейс] - Маркетинг для приемной кампании [Электронный ресурс]. - URL: https://drb-blog.ru/kejsy/kak-privlech-19-000-abiturientov-v-vuz-za-3-mesyaca-s-pomoshhyu-igry.html (дата обращения: 29.10.2022).
11. Свиридова Е.А. Институт продакт плейсмент в российском и зарубежном законодательстве о рекламе // Образование и право. - 2017. - №4. - С. 170-178.
12. Фаизова Э.Ф. Новые инструменты в продвижении вуза // Инновации и инвестиции. - 2018. - №. 10. -С. 144-146.
13. Филатова С.С. Событийное продвижение образовательных услуг с помощью специальных событий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2018. - Т. 4. - №. 14. - С. 80-84.
14. Ao H.T., Nguyen C.V. The reaction of Vietnam's generation Z to online TV advertising // The Journal of Asian Finance, Economics, and Business. - 2020. - Т. 7. - №. 5. - P. 177-184.
15. Davtyan D., Isabella C.M. Cunningham. An investigation of brand placement effects on brand attitudes and purchase intentions: Brand placements versus TV commercials // Journal of Business Research. - 2017. -С. 160-167.
16. Eagle L., Dahl S. Product placement in old and new media: examining the evidence for concern // Journal of Business Ethics. - 2018. - Т. 147. - №. 3. - P. 605-618.
17. Mehmet Hamdi. D. Television advertising and its impact on the local cultural environment. Analytical Research // Journal of Public Research, Media Water. - 2017. - T. 5. - №. 10. - P. 27-46.
18. Neale M., Corkindale D. Make product placement work for you: Get less exposure // Business Horizons. -2022. - Т. 65. - №. 2. - P. 149-157.
19. Williams K. Product placement effectiveness: revisited and renewed // Journal of Management and Marketing research. - 2011. - Т. 7. - P. 1.
References
1. Vedernikova V.I. E'lementy' kompleksa marketinga vuza // Sovremenny'e podxody' k podgotovke kadrov dlya agropromy'shlennogo kompleksa: Materialy' Vserossijskoj uchebno-metodicheskoj konferencii. Lesnikovo, 01 aprelya 2017 goda. - Lesnikovo: Kurganskaya gosudarstvennaya sel'skoxozyajstvennaya akademiya im. T.S. Mal'ceva, 2017. - S. 15-18.
2. Guseva S.V. Intertekstual'nost' reklamnogo diskursa na primere ispol'zovaniya texnologii prodakt-plejsment (Product Placement) // Social'ny'e varianty' yazy'ka. - 2009. - №. 6. - S. 134-137.
3. Zalalova A.I. Osobennosti prodakt-plejsmenta i ego vliyanie na povedenie potrebitelej // Aktual'ny'e prob-lemy' teorii i praktiki psixologii i sociologii: tez. IV Vseros. nauch. - prakt. konf. - M.: Ritm, 2018. - S. 177-181.
4. Zemczovskaya A.D., Stoyanov A.S. E'ffektivnost' social'noj reklamy' v Internete // GosReg: gosudarstvennoe regulirovanie obshhestvenny'x otnoshenij. - 2021. - № 2(36). - S. 306-311.
5. Ivanova A.A. Prikladny'e aspekty' primeneniya prodakt plejsment na rossijskom televidenii // Voprosy' teorii i praktiki zhurnalistiki. - 2016. - №1. - S. 81-99.
6. Karpova I.V. Obrazovatel'ny'j marketing kak strategiya vy'sshix uchebny'x zavedenij // Vestnik OrelGIE'T. -2019. - № 2(48). - S. 51-54.
7. Mushketova N.S. Intensifikaciya prodvizheniya rossijskix vuzov na mirovom ry'nke obrazovatel'ny'x uslug // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: E'konomika i upravlenie. - 2017. - № 1 (20). - S. 6773.
8. Orishev A.B. E'konomika i reklamny'e texnologii: prodakt-plejsment // Biznes i dizajn revyu. - 2017. - №1 (5). - S. 5.
9. Priby'tkova A.N., Stoyanov A.S. Blog kak forma monetizacii Internet-resursov // GosReg: gosudarstvennoe regulirovanie obshhestvenny'x otnoshenij. - 2020. - № 1(31). - S. 288-295.
10. Privlechenie 19 000 abiturientov v VUZ [kejs] - Marketing dlya priemnoj kampanii [E'lektronny'j resurs]. -URL: https://drb-blog.ru/kejsy/kak-privlech-19-000-abiturientov-v-vuz-za-3-mesyaca-s-pomoshhyu-igry.html (data obrashheniya: 29.10.2022).
11. Sviridova E.A. Institut prodakt plejsment v rossijskom i zarubezhnom zakonodatel'stve o reklame // Obra-zovanie i pravo. - 2017. - №4. - S. 170-178.
12. Faizova E'.F. Novy'e instrumenty' v prodvizhenii vuza // Innovacii i investicii. - 2018. - №. 10. - S. 144-146.
13. Filatova S.S. Soby'tijnoe prodvizhenie obrazovatel'ny'x uslug s pomoshh'yu special'ny'x soby'tij // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Obshhestvenny'e nauki. - 2018. - T. 4. - №. 14. - S. 80-84.
14. Ao H.T., Nguyen C.V. The reaction of Vietnam's generation Z to online TV advertising // The Journal of Asian Finance, Economics, and Business. - 2020. - T. 7. - №. 5. - P. 177-184.
15. Davtyan D., Isabella C.M. Cunningham. An investigation of brand placement effects on brand attitudes and purchase intentions: Brand placements versus TV commercials // Journal of Business Research. - 2017. -S. 160-167.
16. Eagle L., Dahl S. Product placement in old and new media: examining the evidence for concern // Journal of Business Ethics. - 2018. - T. 147. - №. 3. - P. 605-618.
17. Mehmet Hamdi. D. Television advertising and its impact on the local cultural environment. Analytical Research // Journal of Public Research, Media Water. - 2017. - T. 5. - №. 10. - P. 27-46.
18. Neale M., Corkindale D. Make product placement work for you: Get less exposure // Business Horizons. -2022. - T. 65. - №. 2. - P. 149-157.
19. Williams K. Product placement effectiveness: revisited and renewed // Journal of Management and Marketing research. - 2011. - T. 7. - P. 1
Автор выражает глубокую признательность Ашихминой Дарье Алексеевне (ashikhmina56@gmail.com) за помощь в сборе и первичной обработке материалов исследования.
Для ссылки: Стоянов А.С. Продакт-плейсмент как средство продвижения вуза // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2023. - №3 (28). -С. 77-87.
DOI 10.24412/2541-9056-2023-328-77-87