ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА К
НЕВМЕНЯЕМЫМ ЛИЦАМ
А.А. Гризодубова, студент
Ростовский филиал Российской таможенной академии (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10685
Аннотация. В данной работе рассматриваются критерии невменяемости, при наличии которых лицо освобождается от уголовной ответственности. Приведена статистика судебного департамента при Верховном Суде РФ о количестве рассматриваемых дел с применением принудительных мер медицинского характера к невменяемым лицам, а также количество лиц, к которым были применены такие меры. Затронута проблема разграничение лиц, совершивших общественно опасно деяние, по признаку невменяемости.
Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера, невменяемость, психическое расстройство, освобождение от уголовной ответственности, общественно опасное деяние.
Зачастую уголовно-правовые запреты нарушаются не только вменяемым физическими лицом, достигшим возраста уголовной ответственности, но еще и лицами, не подлежащими уголовной ответственности в силу невменяемости. В связи с этим, уголовная ответственность и наказание не могут обеспечить соблюдение уголовно-правовых запретов в том объеме, в каком они должны быть соблюдены каждым человеком. Помимо этого, в определенных случаях после совершения общественно опасного деяния у лица возникает психическое расстройство, которое становится препятствием к применению наказания, или же преступление совершается лицом, страдающим психическим расстройством, не исключающим вменяемости. К таким лицам с целью предупреждения нарушения уголовно-правовых запретов применяются предусмотренные главой 15 УК РФ принудительные меры медицинского характера.
В последнее время производство о применении принудительных мер медицинского характера вызывает особый интерес ученых, так как, во-первых, количество лиц совершающих преступления и страдающих психическим расстройством увеличивается. Во-вторых, с помощью психического расстройства, являющегося основанием для признания лица невменяемым,
появляется возможность увильнуть от уголовной ответственности за совершение какого-либо тяжкого преступления, а также выйти на свободу. В связи с этим вопрос о применении принудительных мер медицинского характера к невменяемым является достаточно актуальным и заслуживает особого внимания.
В судебной практике имеется достаточно большое количество материалов, связанных с совершением общественно опасных деяний невменяемыми лицами. Тем самым, можно подтвердить актуальность этого вопроса. Так, по данным судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации за 2017 год районными судами было рассмотрено 5,9 тыс. дел с применением принудительных мер к невменяемым, доля которых составляет 1,3% от общего числа оконченных производством уголовных дел. Мировые судьи рассмотрели 2.3 тыс. дел с применением принудительных мер к невменяемым, доля которых составила 1,1%. А за первые 6 месяцев 2018 года принудительные меры медицинского характера были применены: мировыми судьями к 1187 лицам; районными судами к 3031 лицам; областными судами к 22 лицам [1].
Сущность принудительных мер медицинского характера состоит в принудительном психиатрическом лечении и на-
блюдении. Применяются они к лицам, страдающим определенными психическими расстройствами и совершившим деяния, предусмотренные статьями особенной части УК РФ, непосредственно судом и на основании заключения судебно-
психиатрической экспертизы [2].
Но стоит отметить, что некоторые авторы в своих научных работах высказывают мнение о том, что эксперт не должен давать заключение о вменяемости или же невменяемости лица, так как эти понятия являются одним из составляющих юридического института, поэтому оперирование ими принадлежит лишь суду, прокурору, следователю. Заключение эксперта должно содержать в себе сведения о наличии или отсутствии у него психического расстройства, которое исключало бы возможность осознанного волевого регулирования. Но для вывода о вменяемости или невменяемости данного факта будет недостаточно. Также будет являться необходимым установление факта совершения преступления конкретным лицом. А в последующем соотношение его способности к осознанно волевому регулированию с инкриминируемым ему деянием. Ясно, что установление этих фактов не входит в компетенцию эксперта, и поэтому вывод о вменяемости или же невменяемости остается за рамками его компетенции. На наш взгляд, данное утверждение является достаточно спорным и неоднозначным.
Принудительные меры медицинского характера являются разновидностью мер уголовно-правового, характера назначаемых судом. Но, не смотря на это, они не относятся к мерам уголовного наказания. Так как, во-первых: они не содержат в себе элемента кары; во-вторых: они не представляют собой возмездия за совершенное преступление; в-третьих: они не выражают отрицательной оценки от имени государства; в-четвертых: они не направлены на исправление лица и восстановления социальной справедливости, а также они не влекут правовые ограничения, связанные с судимостью.
Основания применения принудительных мер медицинского характера содержатся в статье 97 УК РФ. Они зависят от
различных условий, при которых лицо с болезненным нарушением психики совершило преступное посягательство:
- совершение общественно опасного деяния в состоянии невменяемости;
- заболело психическими расстройствами после совершения общественно опасного деяния, что в свою очередь исключает назначение и применение меры наказания;
- совершение общественно опасного деяния, будучи заболевшим душевным расстройством, не исключающим вменяемости;
- совершение общественно опасного деяния против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, будучи совершеннолетним [3].
Стоит отметить, что ст. 97 УК РФ не включает в себя конкретные предписания об основаниях и порядке применения принудительных мер медицинского характера. Это вызывает значительное затруднение в ее толковании, поскольку законодатель объединил в одной статье разные нормы.
Субъекты принудительного воздействия медицинского характера содержатся в ч. 1 статьи 97 УК РФ. Она выделяет четыре категории лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера: невменяемые; вменяемые лица, у которых после совершения общественно опасного деяния наступило психическое расстройство; ограниченно вменяемые лица; ограниченно вменяемые педофилы. Рассмотрим такую категорию, как невменяемые лица более подробно.
Законодательная дефиниция понятия невменяемости содержится в статье 21 УК РФ. Невменяемость характеризует два критерия: юридический и медицинский. Первый критерий - это юридический. Он содержит в себе два признака: невозможность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий / бездействий, а также лицо не могло руководить своими действиями / бездействием. Второй критерий - медицинский. Он
предполагает наличие у лица наличие следующих видов психического расстройства: хронического психического расстройства; временного психического расстройства; слабоумия либо иного болезненного состояния психики [4].
Применение к такой категории лиц мер медицинского характера связано с тем, что неспособность лица понимать фактический характер и общественную опасность своих действий / бездействий либо руководить ими, во-первых, в полной мере исключает их уголовную ответственность, а во-вторых может привести к совершению повторных общественно опасных деяний.
Разграничение лиц, совершивших общественно опасно деяние, по признаку невменяемости является до сих пор неразрешенной проблемой. Преступники умело пользуются пробелами в уголовном законодательстве, избегая ответственности. Разрешение этой проблемы в полной мере
так как познание биологической структуры человека является достаточно сложным, а познание психики человека в разы сложнее и вообще находится за границами нашего понимания. Уголовному закону не под силу установление рамок для отнесения людей к той или иной категории лиц по критерию вменяемости [5].
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что лицо, признанное невменяемым, не подлежит уголовной ответственности и наказанию. Принудительные меры медицинского характера, применяемые к невменяемым лицам, не являются формой реализации уголовной ответственности. Эти лица не могут быть признаны субъектом преступления. Чтобы признать лицо невменяемым, необходимо установить его неспособность осознания тех общественно опасных деяний, которые он совершил, будучи психически нездоровым.
на данном этапе будет затруднительным,
Библиографический список
1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.cdep.ru (дата обращения 10.03.2019)
2. Безбородов Д. А., Зарубин А. В. Иные меры уголовно-правового характера: понятие, признаки и виды. учеб. пособие. - М.: Юрайт, 2015. - 80 с.
3. Назаренко Г.В. Принудительные меры медицинского характера. учеб. пособие. - М.: Флинта, 2016. - 144 с.
4. Подройкина И.А. Серегина Е.В. Улезько С.И. Уголовное право. Общая часть. В 2 т. Том 2. Учебник для СПО. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 229 с.
5. Мартыненко С.Ю. Невменяемость: уголовно правовой аспект // Территория науки. 2016. № 1. С. 184-187.
APPLICATION OF FORCED MEASURES OF MEDICAL CHARACTER
TO DERANGED INDIVIDUALS
A.A. Grizodubova, student
Rostov branch of the Russian customs academy
(Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. This paper discusses the criteria for insanity, in the presence of which a person is exempted from criminal liability. The statistics of the judicial department at the Supreme Court of the Russian Federation on the number of cases under consideration with the use of compulsory medical measures to insane persons, as well as the number of persons to whom such measures were applied. The problem of the distinction of persons who committed a socially dangerous act, on the basis of insanity, is affected.
Keywords: compulsory medical measures, insanity, mental disorder, exemption from criminal liability, socially dangerous act.