Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ И ИНЫМ НАСИЛЬСТВЕННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ И ИНЫМ НАСИЛЬСТВЕННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА / PRINCIPLES OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW / МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / INTERNATIONAL RESPONSIBILITY / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LEGAL REGIME / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS PROTECTION / ВНУТРЕННИЙ ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / INTERNAL ARMED CONFLICT / ИНАЯ СИТУАЦИЯ НАСИЛИЯ / DIFFERENT SITUATION OF VIOLENCE / МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАВОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ / INTERNATIONAL LEGAL CONCEPT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самодуров Дмитрий Иванович

Целью статьи является определение правовых ограничений, обязательных для учета государственными вооруженными формированиями, участвующими в противодействии террористическим вооруженным группам (или антиправительственным вооруженным формированиям), а также определение особенностей правового режима применения силы во внутренних вооруженных конфликтах, подлежащих учету при противодействии терроризму и иным насильственным проявлениям терроризма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самодуров Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE PRINCIPLES OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW IN COUNTERING TERRORISM AND OTHER VIOLENT MANIFESTATIONS OF EXTREMISM BY THE STATES MEMBERS OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

The purpose of the article is to determine the legal restrictions that are required to be taken into account by the state armed groups participating in counteraction to terrorist armed groups (or anti-government armed groups), as well as to determine the features of the legal regime of the use of force in internal armed conflicts to be taken into account when countering terrorism and other violent manifestations of terrorism

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ И ИНЫМ НАСИЛЬСТВЕННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

САМОДУРОВ Дмитрий Иванович,

кандидат юридических наук, замещающий должность доцента кафедры конституционного (государственного) и международного права федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации

12.00.10 - международное право; европейское право

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА ПРИ ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ И ИНЫМ НАСИЛЬСТВЕННЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ ЭКСТРЕМИЗМА ГОСУДАРСТВАМИ-УЧАСТНИКАМИ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

УДК - 341 ББК - 67.9

Аннотация. Целью статьи является определение правовых ограничений, обязательных для учета государственными вооруженными формированиями, участвующими в противодействии террористическим вооруженным группам (или антиправительственным вооруженным формированиям), а также определение особенностей правового режима применения силы во внутренних вооруженных конфликтах, подлежащих учету при противодействии терроризму и иным насильственным проявлениям терроризма.

Ключевые слова: концепция, принципы международного гуманитарного права, международная ответственность, правовой режим, защита прав человека, внутренний вооруженный конфликт, иная ситуация насилия, международная правовая концепция.

SAMODUROVDmitry Ivanovich,

candidate of law, Deputy associate Professor of the Department of constitutional (state) and international law of the Federal state military educational institution of higher education «Military University» of the Ministry of defense of the Russian Federation

APPLICATION OF THE PRINCIPLES OF INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW IN COUNTERING TERRORISM AND OTHER VIOLENT MANIFESTATIONS OF EXTREMISM BY THE STATES MEMBERS OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Annotation. The purpose of the article is to determine the legal restrictions that are required to be taken into account by the state armed groups participating in counteraction to terrorist armed groups (or anti-government armed groups), as well as to determine the features of the legal regime of the use of force in internal armed conflicts to be taken into account when countering terrorism and other violent manifestations of terrorism.

Key words: concept, principles of international humanitarian law, international responsibility, legal regime, human rights protection, internal armed conflict, different situation of violence, international legal concept.

Концепция военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств до 2020 г., принятая решением Совета глав государств СНГ 16 октября 2015 г. в Астане (Раздел IV «Основные области и приоритетные направления развития военного сотрудничества», подп. «а»), опреде-

лила целесообразность совершенствования военного сотрудничества государств-участников СНГ в военно-политической области, в том числе, через развитие отношений с международными организациями и государствами по соблюдению норм международного и гуманитарного права.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017-2019 гг., утвержденная Советом глав государств Содружества Независимых Государств 16 сентября 2016 г., включила их в Перспективный план модельного законотворчества в СНГ на 2016-2020 гг. Разработка данного документа приурочена к 150-летию принятия Санкт-Петербургской Декларации 1868 г. «Об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль»; разрабатывается ряд нормативных актов, в том числе подготовка «Рекомендаций по применению принципов международного гуманитарного права при противодействии терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма».

Данные рекомендации должны быть предназначены для методологического обеспечения подготовки правовых заключений по проектам боевых и других документов должностными лицами (или органами управления, в том числе органами юридической службы), выполняющими в период внутреннего вооруженного конфликта, обусловленного действиями антиправительственных вооруженных формирований, обязанности юридических советников при организации разновидового, разноведомственного и территориального взаимодействия между объединениями видов вооруженных сил, создаваемыми группировками вооруженных сил и объединениями (соединениями) других войск, воинских формирований, и территориальными органами государственной власти, военного управления и исполнительной власти.

Основная цель разработки этих Рекомендаций -определение правовых ограничений, обязательных к учету государственными вооруженными формировани-ями1, участвующими в противодействии террористическим вооруженным группам (или антиправительственным вооруженным формированиям).

Применение силы государствами неизбежно приводит к присвоению им международной ответственности, однако следование государственных вооруженных формирований должным образом составленным правилам применения силы создает благоприятный политический фон для легитимации государственной политики.

Реализация этой важнейшей задачи заключается в определении правового режима применения силы государственными вооруженными формированиями во внутренних вооруженных конфликтах2.

1 Государственные вооруженные формирования -любые организованные вооруженные формирования, относящиеся к вооруженным силам государства, силам обеспечения правопорядка и безопасности, находящиеся под командованием лиц, ответственных за действия своих подчиненных, и выполняющие задачи по обеспечению национальной безопасности государства.

2 Внутренний вооруженный конфликт (вооруженный конфликт немеждународного характера) - вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными формированиями и антиправительственными вооруженными формированиями (или другими организованными вооруженными группами), которые, находясь под ответственным командованием,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Случаи нарушения общественного порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, такие, как внутренние беспорядки3, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты схожего характера, не относятся к внутренним вооруженным конфликтам.

Противодействие антиправительственным вооруженным формированиям может осуществляться как в условиях международного или немеждународного вооруженного конфликта (например, гражданской войны, восстания или мятежа), так и вне его контекста, в ситуациях, которые международным гуманитарным правом определяются как «иные ситуации насилия»4.

На практике во внутренних вооруженных конфликтах и иных ситуациях насилия чаще, чем в международном вооруженном конфликте, встречаются ситуации, которые не регулируются международными договорами, но способ разрешения которых может быть определен обычным международным правом5. Причем нормы обычного права, применимого к внутренним вооруженным конфликтам и иным ситуациям насилия, имеют больший объем и вес относительно возможных к применению положений договорного права.

В пределах своей территории государство имеет безусловное право обращаться к вооруженному насилию для обеспечения правопорядка, поддержания мира и безопасности. В каждом конкретном случае применения вооруженного насилия возникает вопрос его легитимации, т. е. необходимости заявления обоснования справедливости акта применения силы на языке права.

Правовой режим, обеспечивающий защиту прав человека в ситуации внутренних вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия, является сложным. Это обусловлено тем, что ограничения для применения силы при противодействии международному терроризму и иным проявлениям насильственного экстремизма включают в себя принципы и нормы в сфере защиты прав человека, которые получили развитие после второй мировой войны: международного права

осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и

согласованные военные действия и применять нормы международного гуманитарного права.

3 Внутренние беспорядки - ситуация, когда, несмотря на отсутствие формального вооруженного конфликта, существует серьезная или длительная внутренняя конфронтация. Она может включать в себя акты насилия - от отдельных стихийных актов неповиновения до борьбы группировок, находящихся на различных стадиях организованности, против действующих властей или между собой. Эти ситуации не обязательно перерастают в открытую вооруженную борьбу, но власти используют значительные силы полиции и даже вооруженные силы для восстановления порядка в стране. Так как вооруженный конфликт отсутствует, то применяется не МГП, а внутреннее национальное законодательство и международное право прав человека.

4 Иная ситуация насилия - ситуация, приводящая к значительным гуманитарным последствиям, в том числе, при проведении миротворческих, контртеррористических, правоохранительных операций, но ее правовой режим не позволяет квалифицировать ее как вооруженный конфликт.

5 Не все государства-участники СНГ связаны положениями Дополнительного протокола II 1977 г.

прав человека (далее - МППЧ) и международного гуманитарного права (далее - МГП), применимого в обстоятельствах внутренних вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия. Эти отрасли права имеют общие цели, заключающиеся в защите жизни, здоровья и достоинства людей. В ситуациях применения вооруженного насилия, например, для противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма возникает своеобычный правовой режим, в котором право прав человека является lex generalis, а МГП является lex specialis, поскольку его применение обусловливается состоянием вооруженного конфликта. Эти два правовых режима взаимодополняют друга с той особенностью, что правовой режим МППЧ связывает исключительно государства, а МГП обязывает стороны конфликта, даже если они не являются государствами, но в то же время претендуют на международное признание. Другой существенной особенностью режима является то, что в некоторых обстоятельствах государства могут отступать от норм ММПЧ, не выходя за установленные минимальные гуманитарные стандарты, а нормы МГП не допускают отклонения от них.

Источником создания такого режима применения силы при противодействии терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма явилась эксплицитная ценность справедливости, выраженная в обязанности оценки необходимости и соразмерности применяемой силы как самим государством, так и другими международными акторами. Императивные обязательства в сфере защиты прав человека делают неизбежным обращение государства к определению подходящих к применению норм, т.е. поиску свойств нормативности тех положений права, с помощью которых оценивается приемлемый уровень насилия - определяется социальная ценность нормы. Через такую оценку социальной легитимации определяется степень следования государства общему режиму применения силы и защиты прав человека.

В общем случае модель правового режима применения силы для противодействия международному терроризму и иным проявлениям насильственного экстремизма сводится к решению важнейшей политической задачи - поиску баланса применяемых норм в зависимости от используемых сил, средств и способов поражения: нормы МГП в большей степени применяются при контроле антиправительственными вооруженными формированиями части территории государства, а нормы МППЧ - при проведении действий «правоохранительного» характера, когда антиправительственные силы такого контроля не осуществляют.

Формирования вооруженных сил государства, предназначенные в основном для решения задач обороны государств, в мирное время могут быть использованы для борьбы с терроризмом на территории государства и для пресечения международной террористической деятельности за пределами его территории. Но сущность формирований вооруженных сил предопределяется их структурой, ориентированной на решение мас-

штабных задач. Для проведения контртеррористической операции может создаваться группировка сил и средств, в которую могут включаться подразделения, воинские части и соединения вооруженных сил государства, неизбежно применяющие свою штатную боевую технику, оружие и специальные средства. Точечная же деятельность по устранению террористической угрозы может быть осуществлена правоохранительными органами и силами обеспечения безопасности: подразделениями федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, территориальной обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и др., но при поддержке их формированиями вооруженных сил.

В любом случае во внутренних вооруженных конфликтах6 деятельность данной группировки - государственных вооруженных формирований7, находящихся под единым командованием, должна осуществляться в соответствии принципами обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, соразмерности мер противодействия терроризму степени террористической опасности и др.

Случаи нарушения общественного порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, такие, как внутренние беспорядки8, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты схожего характера, МГП не относит к внутренним вооруженным конфликтам.

6 «Внутренний вооруженный конфликт» (вооруженный конфликт немеждународного характера)

- вооруженный конфликт, происходящий на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными формированиями или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять нормы международного гуманитарного права.

7 «Государственные вооруженные формирования»

- любые организованные вооруженные формирования, относящиеся к вооруженным силам государства, силам обеспечения правопорядка и безопасности, находящиеся под командованием лиц, ответственных за действия своих подчиненных, и выполняющие задачи по обеспечению национальной безопасности государства.

8 Внутренние беспорядки - ситуации серьезной или длительной внутренней конфронтации, которые не перерастают в открытую вооруженную борьбу. Они могут включать в себя акты насилия - от отдельных стихийных актов неповиновения до масштабных, продолжительных и интенсивных действий вооруженных группировок, находящихся на различных стадиях организованности, против действующего порядка государственного управления или между собой. В таких ситуациях органы государственного управления могут использовать значительные силы органов обеспечения правопорядка и безопасности и даже формирования вооруженных сил для обеспечения безопасности государства. Так как вооруженный конфликт отсутствует, то применяется не МГП, а внутреннее национальное законодательство и международное право прав человека.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Противодействие антиправительственным вооруженным формированиям может осуществляться как в условиях международного или немеждународного вооруженного конфликта (например, гражданской войны, восстания или мятежа), так и вне его контекста, в ситуациях, которые в обычном МГП получили определение «иные ситуации насилия»9.

Таким образом, международные обязательства государств определяют необходимость принятия политически целесообразного решения по выбору правового режима применения силы при противодействии терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма. Решение о масштабе применения силы (формирований вооруженных сил и/или сил охраны правопорядка или безопасности) не в последнюю очередь определяется оценкой руководством государства возможностей нести международную ответственность за последствия превышения «необходимого» и «соразмерного» уровня насилия, которая неизбежно будет присвоена международным сообществом.

Вследствие этого при разработке правил применения силы, которым должны следовать государственные вооруженные формирования, необходимо учитывать особенности правового режима, определяющего возможность присвоения государству международной ответственности и ее объем.

В силу вышесказанного, необходимо учитывать следующие особенности правового режима применения силы во внутренних вооруженных конфликтах, подлежащих учету при противодействии терроризму и иным насильственным проявлениям терроризма:

1. Первая особенность - существуют важные нормы, объединяющие право, применимое к международному вооруженному конфликту, и право, применимое к внутреннему вооруженному конфликту и иным ситуациям насилия.

1.1. Основополагающие принципы МГП, как общее право, являются основой для ограничения насилия и в международных, и в немеждународных вооруженных конфликтах, в равной мере для иных ситуаций насилия.

Вследствие этого деятельность командиров (начальников) и органов государственного управления по подготовке сил и средств к действиям и по управлению ими в ситуациях внутренних вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия должна осуществляться с учетом принципов международного гуманитарного права - военной необходимости, различия (избирательного поражения), ограничения, соразмерности и гуманности.

Принцип военной необходимости определяет ограничения для применения силы при выполнении

9 Иная ситуация насилия - ситуация, приводящая к значительным гуманитарным последствиям, в том числе, при проведении миротворческих, контртеррористических, правоохранительных операций, но ее правовой режим не позволяет квалифицировать ее как вооруженный конфликт.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

поставленной задачи, которые заключаются в установлении масштаба, продолжительности, интенсивности использования средств и методов ведения вооруженной борьбы соразмерно существующей угрозе и в учете политико-правовых последствий применения силы. Следование принципу необходимости заключается в применении силы (оружия, вооружения, специальных средств и устройств) только в случае, если иными способами выполнить поставленную задачу невозможно.

Принцип различия (избирательного поражения) заключается в проведении при любых обстоятельствах различия между гражданским населением и сражающимися (воюющими), а также между гражданскими и военными объектами, что позволяет обеспечить защиту гражданского населения и гражданских объектов при ведении боевых действий и сосредоточить действия войск только против военных объектов противника.

Принцип ограничения заключается в обязанности использования исключительно не запрещенных нормами международного гуманитарного права средств и методов ведения вооруженной борьбы для выполнения поставленной задачи. Применяя силу ввиду военной необходимости, командиры (начальники) и органы военного управления должны стремиться сводить к минимуму случайные потери и разрушения.

Принцип соразмерности заключается в том, что воюющие обязаны ограничивать использование средств и методов ведения вооруженной борьбы в соответствии с нормами международного гуманитарного права и не должны наносить ущерб гражданским объектам и вызывать потери среди гражданского населения, несоразмерные с преимуществом над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий. Следование принципу соразмерности заключается в том, что применение силы (оружия, вооружения, специальных средств и устройств) осуществляется в минимальном объеме, обеспечивающем выполнение поставленной задачи.

Принцип гуманности заключается в уважении и защите лиц, которые не принимают непосредственного участия в боевых действиях, включая лиц из состава вооруженных формирований противника, сложивших оружие или прекративших принимать участие в боевых действиях по любой другой причине.

Принцип запрета репрессалий заключается в запрещении применения вооруженной силы по отношению к покровительствуемым лицам и объектам в ответ на нарушение норм международного гуманитарного права противной стороной.

Независимо от ситуации применения государственных вооруженных формирований - масштаба, продолжительности и интенсивности конфликтной ситуации - должны соблюдаться базовые правила, в частности касающиеся гуманного обращения с лицами, оказавшимися во власти государственных вооруженных форми-

рований. Базовые правила являются общими для международного, немеждународного вооруженного конфликта и в равной мере для иных ситуаций насилия.

Основу таких базовых правил составляет Статья 3, общая для всех четырёх10 Женевских конвенций 1949 г.11

1.2. Основополагающие принципы международного гуманитарного права, как общее право, являются основой для ограничения насилия в международных и немеждународных вооруженных конфликтах.

Правила применения силы против непривилегированных воюющих содержатся в нормах права, применимых как к международным, так и немеждународным вооруженным конфликтам и по своей сущности они не имеют значительных различий.

2. Вторая особенность - существуют важные различия между правом, применимым к международ-

10 Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (далее - ЖК I); Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (далее - ЖК II); Конвенция об обращении с военнопленными. Женева (далее - ЖК III); Конвенция о защите гражданского населения во время войны. Женева (далее - ЖК IV).

11 «В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять как минимум следующие положения:

1. Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания,

b) взятие заложников,

c) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение,

ф осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая, как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон».

ному вооруженному конфликту, и правом, применимым к внутреннему вооруженному конфликту и иным ситуациям насилия.

Суверенные и территориальные ограничения, содержащиеся в нормах международного гуманитарного права, регламентирующих международные вооруженные конфликты, отражают общие концепции (например, гражданства и территориального верховенства), которые препятствуют непосредственному применению этих правил для регламентации применения силы в ходе внутренних вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия. Например, задержанным лицам не предоставляется статус «военнопленного» в соответствии с положениями Конвенции о содержании военнопленных 1929 г. [18] или «лица, имеющего право на защиту в качестве военнопленного», в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним, касающимся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Дополнительный протокол I 1977 г., далее - ДП I) [17]. Таким образом, даже если допустить, что по духу положений конвенций правила могут считаться применимыми к внутренним вооруженным конфликтам и иным ситуациям насилия, то на практике ограничения, основанные на гражданстве лиц, участвующих в конфликте, ограничивают применение многих их положений, поскольку участники конфликта не являются Сторонами договора. Но в любых таких обстоятельствах должны применяться основополагающие принципы, гарантирующие гуманное обращение (например, Общая статья 3). Аналогичным образом суть военной оккупации заключается в том, что она должна осуществляться на территории противника, поэтому общепризнанные правила оккупации не могут применяться к внутренним вооруженным конфликтах и иным ситуациям насилия.

Так, например, при применении принципа различия следует учитывать большее многообразие обстоятельств, которые обычно возникают во внутренних вооруженных конфликтах и иных ситуациях насилия, по сравнению с международными вооруженными конфликтами, что отражено в международной правовой концепции «непосредственного участия в боевых действиях» [1]. Во-вторых, государства имеют в своем арсенале значительно больше политико-правовых средств для влияния на непривилегированных комбатантов -своих граждан, чем на граждан вражеского государства во время международного вооруженного конфликта.

3. Третья особенность - существуют суверенные ограничения для применения международного права в сфере регулирования вооруженного насилия во внутренних вооруженных конфликтах и иных ситуациях насилия.

В некоторых случаях могут существовать важные существенные различия между правилами, применимыми в международном вооруженном конфликте, и правилами, применимыми во внутренних вооруженных конфликтах и иных ситуациях насилия.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

В некоторых случаях государственным вооруженным формированиям, противодействующим антиправительственным вооруженным формированиям, приходится руководствоваться лишь сущностью общей нормы, которая предназначена к применению во время международного вооруженного конфликта. Это создает сложности, поскольку применение силы в условиях стресса боевых действий должно быть четко регламентировано и не должно допускать возможностей широкого толкования.

Такое состояние регулирования обусловлено тем, что в процессе развития МГП его нормы следовали развитию системы межгосударственных отношений, пониманию присущего данной эпохе содержания концепции суверенитета. Для ограничения вмешательства в свои внутренние дела государства ожидали от своих противников обязанности следования узкому буквальному толкованию любых договорных положений. Отчасти именно это объясняет, что развитые договорные положения, применимые к международному вооруженному конфликту, считаются неприменимыми к внутренним вооруженным конфликтам и иным ситуациям насилия. Например, из всего объема положений Женевских конвенций 1949 г. лишь Общая статья 3 применяется к немеждународному вооруженному конфликту, но как норма обычного права.

Применение одних и тех же регулирований к международным и внутренним вооруженным конфликтам будет иметь субъективный, а следовательно, политизированный характер. А современные конституционные обязательства государств по защите прав человека требуют зачастую того, чтобы правила применения силы во внутренних вооруженных конфликтах и иных ситуациях насилия должны быть более ограничивающими, чем даже требования применимого обычного и договорного международного права в международном вооруженном конфликте.

4. Четвертая особенность - существуют современные договорные ограничения для применения средств и методов вооруженной борьбы во внутренних вооруженных конфликтах и иных ситуациях насилия.

В ходе внутренних вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия государство продолжает быть связанным договорными обязательствами в области защиты прав человека, применимость которых может зависеть от множества факторов, например, от условий соответствующего договора и от того, насколько «правомерно» (оценка всегда дается другими международными акторами) государство осуществило отступление от его положений в связи с чрезвычайной ситуацией. Например, применимость договорного обязательства в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. [4] в отношении какого-либо лица может определяться, во-первых, тем, находится ли это лицо в пределах зоны конфликта. Во-вто-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

рых, в ситуациях вооруженного насилия нормы МГП являются lex specialis и, следовательно, должны находиться на вершине иерархии применяемых нормативных актов. Иными словами, существо спора о применимом праве заключается в том, как государство устанавливает своими актами территорию конфликта и определяет ли оно вообще существование конфликта как такового и соответственно степень согласия с этим других международных акторов.

Относительно незначительное число международных договоров в сфере международного гуманитарного права, не предназначенных явным образом для регламентации насилия в ходе немеждународных вооруженных конфликтов, имеют положения, которые можно непосредственно применять к регламентации внутренних вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия ввиду их императивности:

- Женевские конвенции 1949 г. (Общая статья 3);

- Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.;

- Второй протокол к Гаагской Конвенции о защите культурных ценностей в случае Вооруженного Конфликта 1954 года (26 марта 1999 г.) [5];

- Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 г., включая протоколы I, II, III, IV и V [6].

Ряд международных договоров в сфере международного гуманитарного права, в которых не все государства-участники СНГ являются Сторонами, имеют положения, применимые к «вооруженному конфликту, не имеющему международного характера», и положения которых, тем не менее, должны исполняться ввиду их обычного характера. К их числу относятся:

- Дополнительный протокол к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Дополнительный протокол II 1977 г., далее - ДП II) [13];

- Римский статут Международного уголовного суда [12].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно в нормах вышеприведенного Дополнительного протокола II, в ст. 4, определяются основные гарантии предоставления защиты жертвам внутренних вооруженных конфликтов12.

12 «1. Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, независимо от того, ограничена их свобода или нет, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и без какого-либо неблагоприятного различия. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых.

2. Без ущерба общим положениям, указанным выше, запрещаются и будут оставаться запрещенными в любое время и в любом месте следующие действия в отношении лиц, упомянутых в пункте 1: а) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности, убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных

Некоторые международные договоры, не относящиеся непосредственно к сфере регулирования внутренних вооруженных конфликтов, могут также применяться для квалификации действий сторон. Например, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. [7] непосредственно не регулирует ведение немеждународных вооруженных конфликтов, но определяет, что акты геноцида являются преступными независимо от того, совершаются ли они в мирное или военное время, и независимо от того, совершены ли они лицами, которые являются «ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами».

В Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [8] признается, что «никакие исключительные обстоятельства, какими бы они ни были, будь то состояние войны или угроза войны, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение, не могут служить оправданием пыток». Таким образом, существование состояния внутренних вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия не может служить оправданием для пыток.

В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации содержится общее положение о том, что «Государства-участники особо осуждают расовую сегрегацию и апартеид и обязуются предупреждать, запрещать и искоренять всякую практику такого характера на территориях, находящихся под их юрисдикцией» [9], которое распространяется и в случае вооруженного конфликта немеждународного характера.

Запреты и ограничения, содержащиеся в Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. [10] и в Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. [14], эффективно предотвращают использование таких видов оружия государствами в немеждународных вооруженных конфликтах.

Кроме того, обязательства, закрепленные в Факультативном протоколе 2000 г. [15] к Конвенции о правах ребенка 1989 г. [16], касающиеся участия детей в вооруженных конфликтах, также косвенно касаются немеждународного вооруженного конфликта.

5. Пятая особая черта правового режима мер противодействия терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма заключается в при-

наказаний; Ь) коллективные наказания; с) взятие заложников; ф акты терроризма; е) надругательство над человеческим достоинством, в частности, унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме; Г) рабство и работорговля во всех их формах; g) грабеж; И) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий».

менении регулирования с высоким удельным весом обычного международного права.

Многие нормы, применимые во внутренних вооруженных конфликтах и иных ситуациях насилия, имеют обычный характер, вследствие, как минимум, того, что государства ревностно относятся к вмешательству извне в свои внутренние дела, что привело к заключению ими значительно меньшего числа договоров в соответствующей сфере международного гуманитарного права.

При отсутствии специального договорного регулирования в сфере применения силы при противодействии терроризму и иным насильственным проявлениям экстремизма основой для правил применения силы в случае внутренних вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия являются основополагающие принципы международного гуманитарного права.

При исследовании возможности применения нормы в соответствии с общими принципами юридического толкования, если в ней установлены конкретные обстоятельства или условия, в которых она может быть применена, очень часто может выясниться, что толкуемое правило может быть применено в иных обстоятельствах или условиях. Например, если договор устанавливает ограничения для применения силы в международном вооруженном конфликте, но не предусматривает такого ограничения для внутренних вооруженных конфликтов, то это «упущение» не обязательно свидетельствует о том, что такие ограничения не должны применяться государствами во внутренних вооруженных конфликтах и иных ситуациях насилия, поскольку такое применение нормы соответствует общим интересам.

В ряде ситуаций возможно применение правил международного гуманитарного права по аналогии. Если какое-либо действие не запрещается применимым к международному вооруженному конфликту правом, оно, как правило, не будет запрещено правом, применимым к внутренним вооруженным конфликтам. Например, аналогичные положения Конвенции о содержании военнопленных 1929 г. [3] и Женевской Конвенции (III) об обращении с военнопленными 1949 г. [11] могут быть полезны для понимания базовых стандартов международного права для содержания под стражей. Нормы, которые содержатся в вышеприведенных конвенциях и применимы ко всем задержанным во время вооруженного конфликта [2], не являются более благоприятными, чем обращение и защита, применимые к военнопленным и гражданским интернированным лицам. Таким образом, в некоторых случаях может быть целесообразно применять меры к задержанию и содержанию лиц в ходе внутренних вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия по аналогии с интернированием военнопленных в ходе международного вооруженного конфликта или по аналогии с интернированием защищаемых лиц на оккупированной территории.

6. Шестая особенность правового режима мер противодействия международному терроризму и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

иным проявлениям насильственного экстремизма заключается в неизбежном применении значительного объема «правоохранительных» норм.

Нормы МГП, применимые к внутренним вооруженным конфликтам, как правило, находятся в корреляции с базовыми минимальными правилами обращения, которые государства обязаны уважать даже в отношении преследуемых за совершение общеуголовных преступлений. Таким образом, если действие запрещается в соответствии с национальными правоохранительными нормами большинства государств, оно, вероятно, будет признаваться недопустимым как факт обычного международного права, применимого в ходе внутренних вооруженных конфликтов.

Применение каких-либо гуманитарных правил к антиправительственным вооруженным формированиям не влияет на их правовой статус. Например, решение государства применять гуманитарные нормы в военных действиях против таких сил не подразумевает ни неявного признания правительства, которое такая вооруженная группа намерена установить, ни признания легитимности ее целей. Такое решение также не подразумевает предоставления членам вооруженной группы какого-либо юридического иммунитета от судебного преследования. Принцип, согласно которому применение гуманитарных правил к вооруженной группе не влияет на правовой статус этой вооруженной группы, признается в ряде договоров, например в Общей статье 3 Женевских конвенций 1949 г. Кроме того, в соответствии с условиями Конвенции о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. и/или дополняющих ее Протоколов, применение их положений к сторонам в конфликте, которые не являются Высокими Договаривающимися Сторонами, принявшими данные документы, ни в явном виде, ни в подразумеваемом не изменяет ни их юридического статуса, ни юридического статуса территории, где происходит конфликт. Четко определенные положения Конвенции о защите культурных ценностей 1954 г., относящиеся к внутренним вооруженным конфликтам, также не затрагивают правового статуса конфликтующих сторон.

Нормы МГП могут оказывать сдерживающее влияние на антиправительственные и другие противостоящие государствам вооруженные формирования. В положениях договоров в сфере МГП, как и в правилах обычного МГП, которые касаются внутренних вооруженных конфликтов и иных ситуаций насилия, предусматривается, что они применяются не только к государству, но и к каждой из сторон конфликта. Во многих случаях эти положения из практических соображений также должны обладать обязательной силой для противостоящих государству вооруженных формирований в качестве норм обычного международного права. Такие формирования, как можно предположить, могут быть

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

связаны теми же международными обязательствами, что и государства, поскольку их руководители хотели бы претендовать как на законное представление в отношениях с государством, против которого они применяют силу, так и на международное признание.

Таким образом, в случае контроля какой-либо территории антиправительственными или другими организованными вооруженными формированиями, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью ее территории, позволяющий им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия, для лица, принимающего решение о применении силы, целесообразная модель поведения должна заключаться в пользу учета большего веса норм МГП, применимого в случае вооруженных конфликтов немеждународного характера.

В случае, если антиправительственные вооруженные формирования не соответствуют критериям территориальности и ответственности, установленным Дополнительным протоколом II 1977 г., предпочтение должно отдаваться правоохранительному регулированию.

Список литературы:

[1] Мельцер Н. Непосредственное участие в военных действиях: Руководство по толкованию понятия в свете международного гуманитарного права. МККК, 2009 [Электронный ресурс] // URL: https://shop. icrc.org/guide-interpretatif-sur-la-notion-de-participation-directe-aux-hostilites-en-droit-international-humanitaire-2593.html (дата обращения: 23.11.2017).

[2] Общая статья 3 Женевских конвенций 1949 г.

[3] [Электронный ресурс] // URL https://www. icrc.org/rus/resources/documents/misc/geneva-conventon-3.htm (дата обращения: 19.12.2017).

[4] [Электронный ресурс] // URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (дата обращения: 11.12.2017).

[5] [Электронный ресурс] // URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/hague_ conv_2nd_prot.shtml (дата обращения: 26.02.2018).

[6] [Электронный ресурс] // URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/ conweapons.pdf (дата обращения: 13.12.2017).

[7] [Электронный ресурс] // URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml (дата обращения: 15.12.2017).

[8] [Электронный ресурс] // URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml (дата обращения: 15.12.2017).

[9] [Электронный ресурс] // URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml (дата обращения: 01.03.2018).

[10] [Электронный ресурс] // URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/ chemweapons.pdf (дата обращения: 17.12.2017).

[11] [Электронный ресурс] // URL: http://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_ prisoners.shtml (дата обращения: 19.12.2017).

[12] [Электронный ресурс] // URL: https://www. lcrc.org/rus/assets/flles/other/rome_statute.pdf (дата обращения: 13.12.2017).

[13] [Электронный ресурс] // URL: https://www. lcrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm (дата обращения: 13.12.2017).

[14] [Электронный ресурс] // URL: https://www. lcrc.org/rus/resources/documents/misc/convention-biological-weapons-100472.htm (дата обращения: 17.12.2017).

[15] [Электронный ресурс] // URL: https://www. icrc.org/rus/resources/documents/misc/treaties-children-protocol-060900.htm (дата обращения: 17.12.2017).

[16] [Электронный ресурс] // URL: https://www. icrc.org/rus/resources/documents/misc/treaties-children-convention-201189.htm (дата обращения: 19.12.2017).

[17] [Электронный ресурс]. URL: https://www. lcrc.org/rus/assets/flles/2013/ap_l_rus.pdf (дата обращения: 25.11.2017).

[18] [Электронный ресурс]. URL: https://ihl-databases.icrc.org/ihl/INTRO/305?OpenDocument (дата обращения: 25.11.2017).

Spisok literatury:

[1] Mel'cer N. Neposredstvennoe uchastie v voenny'x dejstviyax: Rukovodstvo po tolkovaniyu ponyatlya v svete mezhdunarodnogo gumanitarnogo prava. MKKK, 2009 [E'lektronny'j resurs] // URL: https://shop. lcrc.org/gulde-lnterpretatif-sur-la-notlon-de-partlclpation-directe-aux-hostilites-en-droit-international-humanitaire-2593.html (data obrashheniya: 23.11.2017).

[2] Obshhaya stat'ya 3 Zhenevsklx konvenclj 1949

g.

[3] [E'lektronny'j resurs] // URL https://www.lcrc. org/rus/resources/documents/misc/geneva-conventon-3. htm (data obrashheniya: 19.12.2017).

[4] [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (data obrashheniya: 11.12.2017).

[5] [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www.un.org/

ru/documents/decl_conv/conventions/hague_conv_2nd_ prot.shtml (data obrashheniya: 26.02.2018).

[6] [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/conweapons.pdf (data obrashheniya: 13.12.2017).

[7] [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/genocide.shtml (data obrashheniya: 15.12.2017).

[8] [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/torture.shtml (data obrashheniya: 15.12.2017).

[9] [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml (data obrashheniya: 01.03.2018).

[10] [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/ chemweapons.pdf (data obrashheniya: 17.12.2017).

[11] [E'lektronny'j resurs] // URL: http://www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/geneva_ prisoners.shtml (data obrashheniya: 19.12.2017).

[12] [E'lektronny'j resurs] // URL: https://www.icrc. org/rus/assets/files/other/rome_statute.pdf (data obrashheniya: 13.12.2017).

[13] [E'lektronny'j resurs] // URL: https://www.icrc. org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm (data obrashheniya: 13.12.2017).

[14] [E'lektronny'j resurs] // URL: https://www.icrc. org/rus/resources/documents/misc/convention-biological-weapons-100472.htm (data obrashheniya: 17.12.2017).

[15] [E'lektronny'j resurs] // URL: https://www.icrc. org/rus/resources/documents/misc/treaties-children-protocol-060900.htm (data obrashheniya: 17.12.2017).

[16] [E'lektronny'j resurs] // URL: https://www.icrc. org/rus/resources/documents/misc/treaties-children-convention-201189.htm (data obrashheniya: 19.12.2017).

[17] [E'lektronny'j resurs]. URL: https://www.icrc. org/rus/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf (data obrashheniya: 25.11.2017).

[18] [E'lektronny'j resurs]. URL: https://ihl-databases.icrc.org/ihl/INTRO/305?OpenDocument (data obrashheniya: 25.11.2017).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № б • 201B

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.