Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милашечкина Е.А., Гернет М.С., Квятковский Р.Г., Логачев Н.В.

Цель исследования - определить степень актуальности и эффективности использования прикладных видов физической культуры для студентов на учебных занятиях. Методика и организация исследования. В эксперименте участвовало 78 студентов, разделенных на три группы с различным содержанием учебных занятий прикладной направленности (самооборона, прикладная гимнастика, психофизические упражнения). Результаты исследования и выводы. По итогам учебного года у студентов всех исследуемых групп был зафиксирован прирост результатов во всех контрольных упражнениях. Однако в группах самообороны и прикладной гимнастики результат пробы Ромберга не был достаточно достоверным (р>0,5). Наибольшие изменения в силовых тестах показала группа прикладной гимнастики, скоростно-силовых способностях - самообороны, психомоторных способностях - группа психофизических упражнений. По итогам анкетного опроса выяснили, что для студентов являются актуальными и важными занятия физической культурой прикладной направленности и они считают, что занятия такого рода помогут им в повседневной жизни, в том числе для приобретения профессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милашечкина Е.А., Гернет М.С., Квятковский Р.Г., Логачев Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEMAND FOR APPLIED PHYSICAL EDUCATION SERVICE COMPLEMENTARY TO STANDARD ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION CURRICULUM

Objective of the study was to survey demand for special/ applied physical education service formats complementary to standard academic physical education curricula Methods and structure of the study. We sampled for the questionnaire survey 78 students trained in the elective self-defense, applied gymnastics and psychophysical fitness groups to rate their demand for the applied physical education. Physical progress of the sample was tested by the pre- versus post-experimental tests including the Romberg (s), ruler catching (cm), standing long jump (cm), fitball sitting throw (cm), and flip pull- ups (count) tests. Results and conclusion. Every group showed progress after a yearly training in every pre- versus post-experimental physical fitness test, although progresses of the self-defense and applied gymnastics groups in the Romberg test were insignificant (p>0.5). The highest progress was achieved by the applied gymnastics group in the strength tests; self-defense group in the speed-strength tests; and the psychophysical conditioning group in the psychomotor skills test. The questionnaire survey data showed the students’ appreciating the applied physical education service as beneficial for the professional progress agendas and everyday life.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ВИДОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ»

применение прикладных видов

физической культуры на учебных занятиях в вузе

УДК/UDC 796.07-57

Поступила в редакцию 18.05.2021 г.

Информация для связи с автором: ea.milash@yandex.ru

Кандидат биологических наук, доцент Е.А. Милашечкина1 М.С. Гернет2

Аспирант Р.Г. Квятковский1

Н.В. Логачев3, ORCID 0000-0002-5001-8503

1Российский университет дружбы народов, Москва 2Московский городской педагогический университет, Москва 3Государственный университет управления, Москва

DEMAND FOR APPLIED PHYSICAL EDUCATION SERVICE COMPLEMENTARY TO STANDARD ACADEMIC PHYSICAL EDUCATION CURRICULUM

PhD, Associate Professor E.A. Milashechkina1 M.S. Gernet2

PhD student R.G. Kvyatkovsky1

N.V. Logachev3, ORCID 0000-0002-5001-8503

1 Peoples' Friendship University of Russia, Moscow

2 Moscow City Pedagogical University, Moscow

3 State of University of Management, Moscow

Аннотация

Цель исследования - определить степень актуальности и эффективности использования прикладных видов физической культуры для студентов на учебных занятиях.

Методика и организация исследования. В эксперименте участвовало 78 студентов, разделенных на три группы с различным содержанием учебных занятий прикладной направленности (самооборона, прикладная гимнастика, психофизические упражнения).

Результаты исследования и выводы. По итогам учебного года у студентов всех исследуемых групп был зафиксирован прирост результатов во всех контрольных упражнениях. Однако в группах самообороны и прикладной гимнастики результат пробы Ромберга не был достаточно достоверным (р>0,5). Наибольшие изменения в силовых тестах показала группа прикладной гимнастики, скоростно-силовых способностях - самообороны, психомоторных способностях - группа психофизических упражнений. По итогам анкетного опроса выяснили, что для студентов являются актуальными и важными занятия физической культурой прикладной направленности и они считают, что занятия такого рода помогут им в повседневной жизни, в том числе для приобретения профессиональных компетенций.

Ключевые слова: прикладная физическая культура, студенты, профессиональная деятельность, физическая культура, физическое воспитание, двигательные навыки.

Abstract

Objective of the study was to survey demand for special/ applied physical education service formats complementary to standard academic physical education curricula

Methods and structure of the study. We sampled for the questionnaire survey 78 students trained in the elective self-defense, applied gymnastics and psychophysical fitness groups to rate their demand for the applied physical education. Physical progress of the sample was tested by the pre- versus post-experimental tests including the Romberg (s), ruler catching (cm), standing long jump (cm), fitball sitting throw (cm), and flip pull- ups (count) tests. Results and conclusion. Every group showed progress after a yearly training in every pre- versus post-experimental physical fitness test, although progresses of the self-defense and applied gymnastics groups in the Romberg test were insignificant (p>0.5). The highest progress was achieved by the applied gymnastics group in the strength tests; self-defense group in the speed-strength tests; and the psychophysical conditioning group in the psychomotor skills test. The questionnaire survey data showed the students' appreciating the applied physical education service as beneficial for the professional progress agendas and everyday life.

Keywords: applied physical education, students, professional service, physical culture, physical education, motor skills.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Физическое воспитание и подготовка подрастающего поколения всегда являлись актуальными темами исследований в педагогике [1, 2, 6].

Безусловно, по мнению многих исследователей, направленность на формирование позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом, а также здоровому образу жизни является одним из важнейших направлений педагогической деятельности [5]. Однако в современных реалиях физическая культура становится все более значимой в своем прикладном направлении. И именно прикладное направление физической культуры играет важную роль для молодежи, что обусловлено такими факторами, как последующая подготовка к профессиональной деятельности, непо-

средственно профессиональная деятельность, да и просто повседневная жизнь.

Стоит отметить, что одним из направлений профессионального развития молодежи является несение военной службы или работа в соответствующих государственных структурах, что, безусловно, требует специализированной и предварительной подготовки [3, 4].

Цель исследования - определить степень актуальности и эффективности использования прикладных видов физической культуры для студентов на учебных занятиях.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент проводился в естественных условиях на занятиях физической культуры. В содержание учебных

66

http://www.teoriya.ru

№12^ 2021 Декабрь | December

занятий были включены фрагменты различных видов прикладной физической культуры (самооборона, прикладная гимнастика, психофизические упражнения). В исследовании принимали участие студенты 1-го и 2-го курсов мужского пола (п=78), которые были разделены на три группы с учетом их интересов. Для определения сформированности двигательных умений использовали следующие контрольные упражнения: проба Ромберга (в секундах), ловля линейки (см), прыжок в длину с места (см), бросок набивного мяча из положения сидя (см), подъем переворотом (количество раз). Для определения актуальности применения средств и методов прикладной физической культуры в физическом воспитании был проведен анкетный опрос.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале учебного года по данным опроса студентов выявили, что более половины студентов не знают, что такое «прикладная физическая культура». Из предложенных видов прикладной физической культуры более всего понятен раздел самообороны (64 %). Основной целью прикладной физической культуры 34 % опрошенных считают овладение профессионально значимыми качествами, 25 %о - необходимыми для службы в армии, 18 % - для повседневной жизни, 12 % - для сохранения здоровья, 11% студентов затрудняются с ответом. Причем почти все студенты (92 %) отметили, что компетенции, формируемые средствами и методами прикладной физической культуры в профессиональной деятельности, необходимы.

В результате применения различных видов прикладной физической культуры (см. таблицу) получили следующие данные. В силовых тестах и в упражнении на определение психомоторных способностей (ловля линейки) у студентов всех исследуемых групп выявили улучшение выполнения контрольных испытаний. В тесте на равновесие (проба Ромберга) студенты, занимающиеся самообороной и прикладной гимнастикой, не показали достоверно значимых улучшений его выполнения (р>0,5).

Причем наиболее значимые изменения двигательных умений у студентов, занимающихся самообороной, зафиксированы в прыжках в длину с места, у студентов, занимающихся прикладной гимнастикой в броске набивного мяча и подъеме переворотом, а у студентов, занимающихся физической культурой прикладной направленности с использованием психофизических упражнений, - в ловле линейки и пробе Ромберга.

Анализируя полученные данные, можно сказать, что, включая в содержание занятий физической культуры упражнения с элементами самообороны, в большей степени развиваются скоростно-силовые способности, применяя упражнения прикладной гимнастики, преимущественно происходит положительное влияние на развитие силовых способностей, а с использованием психофизических упражнений развиваются психомоторные способности и чувство равновесия.

Выводы. Большинство студентов считают необходимым и актуальным применение средств прикладной физической культуры для формирования профессиональных компетенций. Доказана эффективность всех используемых видов упражнений прикладной физической культуры и их положительное влияние на развитие двигательных умений.

Литература

1. Джандарова Т.И. Физическое развитие студенток, отнесенных к специальной медицинской группе, имеющих отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы / Т.И. Джандарова, Е.А. Милашечкина // Научный журнал Северо-Кавказского федерального университета: Наука. Инновации. Технологии. Ставрополь, 2014. № 1. С. 82-83.

Результаты выполнения контрольных упражнений с учетом содержания занятий ПФК

Виды ПФК Начало учебного года Конец учебного года р

Элементы самообороны (n=29)

Подъем переворотом (кол-во раз) 3,36±0,57 6,41±0,46 <0,001

Бросок набивного мяча(см) 4,68±0,52 8,02±0,58 <0,001

Прыжок в длину с места (см) 220,24±4,99 241,56±3,12t <0,01

Ловля линейки(см) 8,86±1,20 7,50±0,57 <0,001

Проба Ромберга (с) 16,52±2,74 21,82±2,19 >0,5

Прикладная гимнастика (n=21)

Подъем переворотом (кол-во раз) 3,42±0,80 7,24±0,86t <0,001

Бросок набивного мяча(см) 5,12±0,57 8,26±0,62t <0,01

Прыжок в длину с места (см) 222,36±3,52 239,48±4,04 <0,01

Ловля линейки(см) 9,20±1,59 7,57±0,38 <0,001

Проба Ромберга (с) 15,49±2,91 20,52±2,38 >0,5

Психофизические упражнения (n=28)

Подъем переворотом (кол-во раз) 3,29±0,39 5,23±0,55 <0,001

Бросок набивного мяча(см) 4,96±0,57 7,46±0,58 <0,001

Прыжок в длину с места (см) 224,12±3,33 236,78±2,26 <0,01

Ловля линейки(см) 9,33±1,31 6,50±0,65t <0,001

Проба Ромберга (с) 15,78±2,76 27,64±2,74t <0,01

Примечание: р - достоверность средних величин между показателями начала и конца учебного года, t - максимальное увеличение показателей средних величин в сравнении со всеми видами ПФК.

2. Милашечкина Е.А. Психофизиологический аспект адаптации иностранных студентов с ослабленным здоровьем / Е.А. Милашечкина, И.Н. Гернет, В.С. Милашечкин // Психология. Психофизиология. - 2020. - Т. 13. - № 1. - С. 95-101.

3. Паршин С.В. Боевые приемы для курсантов МВД России / С.В. Паршин, Н.М. Смирнов // Эпоха науки. - 2020. - № 23. -С. 72-75.

4. Сосницкий В.Н. Физическая подготовка допризывной молодежи с учетом типологии двигательных способностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.Н. Сосницкий. - Волгоград, 2000. - 26 с.

References

1. Jandarova T.I., Milashechkina E.A. Fizicheskoe razvitie studentok, otnesennykh k spetsialnoy meditsinskoy gruppe, imeyushchikh otk-loneniya v deyatelnosti serdechno-sosudistoy sistemy [Physical development of female special health group students with cardiovascular disorders]. Scientific journal of North Caucasus Federal University. Nauka. Innovatsii. Tekhnologii [Science. Innovation. Technologies]. Stavropol, 2014. No. 1. pp. 82-83.

2. Milashechkina E.A., Gernet I.N., Milashechkin V.S. Psikhofizio-logicheskiy aspekt adaptatsii inostrannykh studentov s oslablennym zdorovem [Psychophysiological aspect of adaptation of foreign students with poor health]. Psikhologiya. Psikhofiziologiya. 2020. V. 13. No. 1. pp. 95-101.

3. Parshin S.V., Smirnov N.M. Boevye priemy dlya kursantov MVD Rossii [Combat techniques for cadets of Ministry of Internal Affairs of Russia]. Epokha nauki. 2020. No. 23. pp. 72-75.

4. Sosnitskiy V.N. Fizicheskaya podgotovka doprizyvnoy molodezhi s uchetom tipologii dvigatelnykh sposobnostey [Physical training of pre-conscription youth in view of typology of motor abilities]. PhD diss. abstract. Volgograd, 2000. 26 p.

5. Baksheva, T.V. Psychophysiological characteristics of college students with different motor modes / Baksheva T.V., Milashechkin V.S., Ivanov V.V., Logachev N.V. // Theory and Practice of Physical Culture. 2020. No 11. р. 15-17.

6. Gernet, I.N. Somparative characteristic of life quality among the students referred to a special medical group according to their health state. / I.N. Gernet, V.N. Pushkina, S.Y. Razmakhova, E.A. Milashechkina, R.P. Sergeev, A.G. Morozov // Indo american journal of pharmaceutical sciences. 2018. No 05 (04). p. 2353-2359.

№12 • 2021 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.