технологического оборудования старше 20 лет превышает 70%. Средний возраст технологического оборудования в обрабатывающих производствах превышает 20 лет, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составляет 16,8 года и 2,3 года - в добыче полезных ископаемых.
По степени износа технологического оборудования и коэффициенту обновления активной части основных фондов организаций машиностроения и металлообработки удовлетворительным следует признать состояние только у ЗАО «Курганстальмост» и ОАО «Шадринский автоагрегатный завод». Здесь, несмотря на значительную долю устаревшего оборудования, за последние годы внедряется много дорогого новейшего оборудования. А нормальное положение по указанным показателям только у «молодых» организаций добывающей промышленности ОАО «Бентонит» и ЗАО «Далур».
В этих условиях абсолютно невозможно обеспечить перевод промышленности области на путь инновационного развития, невозможно осуществить технический прорыв без технического перевооружения промышленности, в первую очередь без модернизации приоритетных её секторов, без внедрения в производство инновационных технологий и проектов. Понимая, что без этого у предприятий нет перспективы развития, дальновидные руководители и собственники многих предприятий в последнее время стали уделять проблеме технического перевооружения самое серьёзное внимание. Благодаря этому в 2006 году коэффициент обновления активной части основных фондов в целом по промышленности области достиг 8,7%.
С целью активизации деятельности промышленных предприятий области по обновлению активной части основных производственных фондов Департамент промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области представил проект целевой программы Курганской области «Технологическое развитие и техническое перевооружение промышленности Курганской области на 2008-2012 годы» (далее - Программа). Постановлением от 8 апреля 2008 года № 109 Программа одобрена Правительством Курганской области и внесена на рассмотрение в Курганскую областную Думу. Проект Программы разработан автором при содействии отдела науки, инноваций и развития перспективных производств.
Необходимость разработки Программы обусловлена тем, что решение проблемы технического перевооружения промышленных предприятий области находится практически в начальной стадии и требует принятия адекватных мер.
Проект Программы разработан в соответствии с Концепцией промышленной политики Курганской области на 2006-2010 годы и ставит стратегической целью повышение эффективности промышленного производства, обеспечение его устойчивого роста и содействие переводу промышленности Курганской области на путь инновационного развития.
Главная задача Программы - повышение темпов технического перевооружения предприятий обрабатывающих производств, в первую очередь предприятий машиностроения и металлообработки, обеспечивающих к концу 2012 года обновление активной части основных производственных фондов до 30% и степень их износа 45%. Таким образом, в ближайшие 5 лет предстоит существенно обновить основные производственные фонды предприятий области.
На эти цели в проекте Программы предусмотрено 8 млрд рублей, в том числе: 5,6 млрд рублей собственных средств предприятий; около 2,1 млрд рублей иных внебюджетных средств; 223,7 млн рублей областных средств
и 113,7 млн рублей средств федерального бюджета.
Проект Программы разработан с акцентом на развитие машиностроения и металлообработки, так как от машиностроительного комплекса во многом зависит наполнение областного бюджета и состояние социально-экономического развития области. Машиностроительный комплекс, являясь отраслью исторической специализации Зауралья, стержнем и приоритетом развития промышленности области, занимает первое место по объёму промышленного производства. Доля машиностроения и металлообработки в общем объёме выпуска промышленной продукции области составляет свыше 50%, что соответствует уровню экономически развитых стран, таких как Япония, США и Германия.
Такой подход, когда за основу промышленности берётся машиностроение, согласуется с объективными факторами развития мировой экономики: тенденции развития машиностроения за последние полвека свидетельствуют о том, что его роль как «локомотива» экономики развитых стран и мира в целом остаётся определяющей.
Если программные мероприятия будут успешно реализованы, это станет гарантом того, что промышленность Курганской области в 2012 году окончательно выйдет на путь устойчивого развития.
М.А. Харлов, А.Д. Иовлев Шадринский политехнический колледж
ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПРИ ЗАЩИТЕ КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ ПРОЕКТОВ
В настоящее время, разрабатываемые Государственные образовательные стандарты третьего поколения подготовки специалистов в области техники и технологии, предусматривают изучение в качестве базовой дисциплины «Информатику». Содержание этой дисциплины охватывает, практически, все направления развития информационных технологий, но за отводимое в стандарте время невозможно сформировать требуемые компетенции специалиста в этой области. Поэтому необходимо усиление информационно-технологической подготовки студентов неинформационных специальностей, в том числе по «Технологии машиностроения» за счет непрерывности, преемственности и достаточности информатизации учебного процесса, интеграции специальных и информационных дисциплин, формирования профессионально-ориентированной среды и единого информационного пространства
Система подготовки в ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» техников по «Технологии маши-ностроения»представляет собой единый интегрированный комплекс, учитывающий особенности контингента студентов, целью которого является практическая реализация возможностей информатизации, компьютерных технологий и телекоммуникаций, компьютерного моделирования и оптимизации при подготовке квалификационной работы (дипломного и курсового проектов, практической работы, отчета по практике и др.) и в будущей профессиональной деятельности специалиста.
В колледже по большинству дисциплин практикуется защита работ студентов в виде презентаций в Microsoft PowerPoint. В оформлении презентаций применяется: текст, графика, эффекты анимации, звук и видеоклипы.
Студенты под руководством преподавателя (руководителя проекта) или самостоятельно оформляют пре-
зентации в виде автоматической или управляемой докладчиком. В автоматической презентации смена слайдов происходит по времени, а в управляемой - нужно щелкать мышью, чтобы перейти на следующий слайд.
Слушатели получают информацию от докладчика по двум основным каналам: аудио (речь докладчика) и видео (демонстрируемые синхронно с текстом доклада наглядные материалы). Эти каналы взаимно дополнят друг друга, а значит наибольший эффект достигается, когда часть материала докладчик проговаривает, другую - демонстрирует. И то, и другое требует тщательного отбора. Выступление - это «разговорный» жанр. Его стиль существенно отличается от текста самой пояснительной записки, представляемого курсового или дипломного проекта. Поэтому невозможно подготовить хороший доклад, пользуясь технологией «просто вставь». Иногда эта сторона подготовки дипломного проекта многими студентами игнорируется, что отрицательно сказывается на общей оценке. И наоборот, хорошо подготовленный по содержанию доклад и уверенное выступление дипломника более чем на половину определяют успех всей защиты.
Правила оформления презентации для дипломного или курсового проектов
• Доклад студента должен длиться от 8 до 10 минут. Проведение доклада свыше 10 минут допускается, но только в том случае, если докладчик не один. Если доклад проводится свыше 10 минут, доклад может быть остановлен по требованию председателя комиссии в любой момент.
• Шрифт - Arial, минимальный размер текста -18 пт.
• Не должно быть черных надписей на сиреневом фоне (или других подобных сочетаний). Текст должен хорошо читаться.
• Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда), например, растянув рисунки.
• По возможности надо использовать верхние s площади экрана (слайда), т.к. с последних рядов нижняя часть экрана иногда не видна.
• Первый слайд презентации должен содержать наименование проекта (работы), фамилию, имя, отчество исполнителя, номер учебной группы, фамилию, имя, отчество, должность, ученую степень руководителя.
• Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. Заголовок может находиться с краю или внизу слайда.
• Перед использованием скриншотов надо проверить текст на наличие ошибок, чтобы на изображении не остались красные (зеленые) подчеркивания ошибок, следует использовать скриншоты предпросмотров.
• При использовании скриншотов лишние элементы (панели инструментов, меню, пустой фон и т.д.) необходимо обрезать.
• Не надо перегружать слайды анимационными эффектами. Для смены слайдов необходимо использовать один и тот же анимационный эффект.
• Если слайд содержит единицы измерения в м2 или м3, нужно использовать верхние индексы (Формат -Шрифт - надстрочный).
• Вместо слов «генеральный план» должно быть написано «схема генерального плана».
• Использование формул. Можно оставить общую форму записи и/или результат и отображать всю цепочку решения не надо.
• Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже (не «рисунок в Allplane», а «рисунок в Allplan»).
• Необходимо проверять правильность написания
названий городов, улиц, фамилий авторов методик и т.д.
• По-возможности, нужно уменьшать разрядность чисел. Вместо 50000 руб. лучше писать 50 тыс. руб.
• На заключительный слайд нужно вынести самое основное, главное, что было в презентации.
• Оформление презентации заключается в написании текста доклада и оформлении графических материалов.
Текст доклада должен отражать основную часть выполненной работы и содержать следующие пункты:
1. ФИО выступающего студента.
2. Тему дипломного проекта.
3. ФИО, место работы и должность руководителя дипломного проекта (рис. 1).
4. Вводная часть - постановка задачи для дипломного проектирования. Описать основные цели и задачи проекта. Отличие разработанной технологии от базовой (заводской), (1-2 минуты).
5. Представления видения всего дипломного проекта, в том числе: о заготовке; детали (рис. 2); материале; технологическом процессе; технологических переходах (рис. 3 и 4); вспомогательном режущем и измерительном инструментах и др. в зависимости от содержания на дипломный проект (до 3 минут).
6. Описание конструкторской части дипломного проекта: выбор рабочего приспособления; его назначение, устройство; работа (3-4 минуты).
7. Описание планировки участка механического цеха: состав оборудования: расположение мест для заготовок, годныхдеталей; мастера контролеров; проходов и проездов и др. (2-3 минуты).
8. Описание организационной части проекта: организации рабочего места токаря, организации транспортного и инструментального хозяйства, организации охраны труда, работа по технике безопасности и др. (до 2-х минут).
9. Экономическое обоснование - технико-экономические показатели участка (до 1 минуты).
10. Заключение. Замечания рецензента (до 1 минуты).
Соотношение времени, необходимое для представления отдельных разделов доклада может быть и другим.
Студент и его руководитель при разработке доклада и наглядных материалов должны проверить соответствие темы доклада, цели работы и полученных результатов, так как один и тот же материал может быть представлен по-разному, то разнобой в терминах между данными разделами доклада не позволит слушателям вникнуть в суть данной работы.
То же самое относится к условным обозначениям, цветовому оформлению, смене слайдов и др. Даже если в тексте пояснительной записки используются разномасштабные графики, то в подготовленной презентации их необходимо перестроить в одном масштабе, чтобы облегчить восприятие (особенно, если на основании сравнения графиков делаются выводы).
118
ВЕСТНИК КГУ, 2008. №3
Рис. 2. Деталь
Рис. 3. Токарно-винторезная операция
Рис. 4. Круглошлифовальная операция
В целом, при разработке доклада-презентации необходимо помнить основное правило: если работа выполнена студентом самостоятельно, то сразу видно, что автор разбирается в своей работе лучше любого слушателя.
Список литературы
1. Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике: Учебное пособие / Под ред. Л.Г. Гагариной. - Ч. 1. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2008. - С. 226.
М.А. Харлов, А.Д. Иовлев Шадринский политехнический колледж
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СПО
Новые социально-экономические условия в Российской Федерации требуют постоянного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников учреждений СПО по специальности «Технология машиностроения». В связи с постоянным техническим перевооружением промышленных предприятий нашего региона и, в частности, базового предприятия ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», меняется содержание понятия квалифицированный специалист среднего звена, которое предполагает сегодня не только знания программного материала, но и владение значительным кругом дополнительных знаний. Характер и