Научная статья на тему 'Организация практического обучения в образовательном учреждении СПО'

Организация практического обучения в образовательном учреждении СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
397
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация практического обучения в образовательном учреждении СПО»

Рис. 2. Деталь

Рис. 3. Токарно-винторезная операция

Рис. 4. Круглошлифовальная операция

В целом, при разработке доклада-презентации необходимо помнить основное правило: если работа выполнена студентом самостоятельно, то сразу видно, что автор разбирается в своей работе лучше любого слушателя.

Список литературы

1. Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике: Учебное пособие / Под ред. Л.Г. Гагариной. - Ч. 1. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2008. - С. 226.

М.А. Харлов, А.Д. Иовлев Шадринский политехнический колледж

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СПО

Новые социально-экономические условия в Российской Федерации требуют постоянного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников учреждений СПО по специальности «Технология машиностроения». В связи с постоянным техническим перевооружением промышленных предприятий нашего региона и, в частности, базового предприятия ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», меняется содержание понятия квалифицированный специалист среднего звена, которое предполагает сегодня не только знания программного материала, но и владение значительным кругом дополнительных знаний. Характер и

организация всего обучения должны изменяться и развиваться, ориентируясь на рыночного заказчика.

Состояние практического обучения в ШПК позволяет сделать вывод о том, что профессиональная компетентность наших выпускников должна обеспечиваться не только изменением содержания профессионального образования, но и постоянным развитием форм организации обучения, особе нно практического (рис. 1).

Формы организации практического обучения

X

Л

Вариативность

Коллективн ые формы обучения

Групповая Элементы

дифференциальная самостоятельн ой

работа студентов с познавательно

до полнением й и

творческой

деятельности

Инновационные формы практического обучения, с помощью которых изменяются и дополняются традиционные формы обучения

1 1

Методическое обеспечение инновационных форм обучения Повышение квалификации мастеров п/о, в том числе на базовом предприятии Анализ эффекти вности

1 1

Развитие форм практического обучения возможно с решением проблемы личностно-ориентированного обучения, при котором личность студента находится в постоянном внимании мастера, а производственное обучение становится главным (рис. 3).

Рис. 1. Формы организации обучения

Реализация нововведений в практическом обучении в ШПК и в других учреждений СПО происходит медленно, что препятствует устранению противоречий между:

• требованиями к квалификации выпускников колледжа со стороны работодателей и отсутствием современной производственной базы для плодотворной организации практического обучения и производственной практики;

• необходимостью формирования профессиональных компетенций студентов и применением мастерами производственного обучения, как правило, только традиционно сложившихся правил организации урока;

• необходимостью развития форм практического обучения и отсутствием современных практических рекомендаций и методик по их разработке и внедрению;

• проблемой подготовки работника для конкретного рабочего места специалиста и снижением роли структурных подразделений предприятий в организации производственных практик студентов ШПК;

• необходимостью привлечения высококвалифицированных специалистов на должности мастеров производственного обучения и низкой заработной платой данной категории работников системы СПО.

Жизнь доказала, что содержание образования становится достоянием личности на долгие годы только в процессе ее собственной активной деятельности. Эта деятельность должна быть рационально организована и превратиться в различные организационные формы (рис. 2).

Организационные формы практического обучения, влияющие на его продуктивность и доступны для изучения, совершенствования со стороны мастеров производственного обучения

Рис. 3. Производственное обучение

Эффективные формы производственного обучения предусматривают успешную реализацию всех учебных целей, приводят к заданным результатам, с учетом затрат времени, средств и усилий педагогического коллектива колледжа. Развитие формы практического обучения предусматривает поиск наиболее эффективных методов работы со студентами. Например, комплексный метод (рис. 4).

Наглядно-демонстрационный метод: показ трудовых приемов, техпроцессов, схем, образцов, алгоритмов

Практические

методы: упражнения, творческие

работы, экскурсии, производстве нный труд, творчество

Развитие индивидуальных способностей и творческой активности студентов

Рис. 4. Комплексный метод обучения

Развитие и реализация инновационных форм организации практического обучения в Шадринском политехническом колледже возможна по нескольким главным направлениям: инновации в организации учебно-производственного труда студентов; инновации в содержании и структуре занятия производственного обучения; инновационные условия организации взаимодействия мастера производственного обучения и студента.

Развитие форм практического обучения предъявляет особые требования к повышению уровня квалификации мастеров производственного обучения. Это не только преподаватель практического обучения, но и основной наставник студентов на период практики, который воздействует на студентов личным примером.

Анализ профессиональной компетенции мастеров производственного обучения специальности «Технология машиностроения» помог выделить некоторые ее особенности (рис. 5 ):

Рис. 2. Организационные формы практического обучения

120

ВЕСТНИК КГУ, 2008. №3

Особенности профессиональной компетенции мастера производственного обучения

Мотивация деятельности, зависящая от потребностей самоутверждения, запросов студентов, удовлетворенности от \ своего труда \ Высокий профессионализм мастера ' влияет на интерес студента к учению \ Педагогическое мастерство предусматривает знание и у использование эффективных ► методов обучения, владением навыков передачи опыта Контакт мастера и студента / строится на уважении к личности / формирует в поведении студентов нужные черты характера

Рис. 5. Анализ профессиональной компетенции

Таким образом, можно отметить, что инновационная учебная деятельность формирует и развивает самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую решающую роль в структуре личности современного специалиста-техника. Выполнение учебных и производственных заданий (фото 1.), заказов в рамках инновационного урока дает возможность студенту приобрести опыт в собственной творческой профессиональной деятельности, способствует развитию навыков творческого, исследовательского характера, диктуемых требованиями современного производства.

Фото 1. Урок на производстве

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.