Рис. 2. Деталь
Рис. 3. Токарно-винторезная операция
Рис. 4. Круглошлифовальная операция
В целом, при разработке доклада-презентации необходимо помнить основное правило: если работа выполнена студентом самостоятельно, то сразу видно, что автор разбирается в своей работе лучше любого слушателя.
Список литературы
1. Немцова Т.И., Назарова Ю.В. Практикум по информатике: Учебное пособие / Под ред. Л.Г. Гагариной. - Ч. 1. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2008. - С. 226.
М.А. Харлов, А.Д. Иовлев Шадринский политехнический колледж
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СПО
Новые социально-экономические условия в Российской Федерации требуют постоянного повышения качества профессионального образования работников, в том числе выпускников учреждений СПО по специальности «Технология машиностроения». В связи с постоянным техническим перевооружением промышленных предприятий нашего региона и, в частности, базового предприятия ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», меняется содержание понятия квалифицированный специалист среднего звена, которое предполагает сегодня не только знания программного материала, но и владение значительным кругом дополнительных знаний. Характер и
организация всего обучения должны изменяться и развиваться, ориентируясь на рыночного заказчика.
Состояние практического обучения в ШПК позволяет сделать вывод о том, что профессиональная компетентность наших выпускников должна обеспечиваться не только изменением содержания профессионального образования, но и постоянным развитием форм организации обучения, особе нно практического (рис. 1).
Формы организации практического обучения
X
Л
Вариативность
Коллективн ые формы обучения
Групповая Элементы
дифференциальная самостоятельн ой
работа студентов с познавательно
до полнением й и
творческой
деятельности
Инновационные формы практического обучения, с помощью которых изменяются и дополняются традиционные формы обучения
1 1
Методическое обеспечение инновационных форм обучения Повышение квалификации мастеров п/о, в том числе на базовом предприятии Анализ эффекти вности
1 1
Развитие форм практического обучения возможно с решением проблемы личностно-ориентированного обучения, при котором личность студента находится в постоянном внимании мастера, а производственное обучение становится главным (рис. 3).
Рис. 1. Формы организации обучения
Реализация нововведений в практическом обучении в ШПК и в других учреждений СПО происходит медленно, что препятствует устранению противоречий между:
• требованиями к квалификации выпускников колледжа со стороны работодателей и отсутствием современной производственной базы для плодотворной организации практического обучения и производственной практики;
• необходимостью формирования профессиональных компетенций студентов и применением мастерами производственного обучения, как правило, только традиционно сложившихся правил организации урока;
• необходимостью развития форм практического обучения и отсутствием современных практических рекомендаций и методик по их разработке и внедрению;
• проблемой подготовки работника для конкретного рабочего места специалиста и снижением роли структурных подразделений предприятий в организации производственных практик студентов ШПК;
• необходимостью привлечения высококвалифицированных специалистов на должности мастеров производственного обучения и низкой заработной платой данной категории работников системы СПО.
Жизнь доказала, что содержание образования становится достоянием личности на долгие годы только в процессе ее собственной активной деятельности. Эта деятельность должна быть рационально организована и превратиться в различные организационные формы (рис. 2).
Организационные формы практического обучения, влияющие на его продуктивность и доступны для изучения, совершенствования со стороны мастеров производственного обучения
Рис. 3. Производственное обучение
Эффективные формы производственного обучения предусматривают успешную реализацию всех учебных целей, приводят к заданным результатам, с учетом затрат времени, средств и усилий педагогического коллектива колледжа. Развитие формы практического обучения предусматривает поиск наиболее эффективных методов работы со студентами. Например, комплексный метод (рис. 4).
Наглядно-демонстрационный метод: показ трудовых приемов, техпроцессов, схем, образцов, алгоритмов
Практические
методы: упражнения, творческие
работы, экскурсии, производстве нный труд, творчество
Развитие индивидуальных способностей и творческой активности студентов
Рис. 4. Комплексный метод обучения
Развитие и реализация инновационных форм организации практического обучения в Шадринском политехническом колледже возможна по нескольким главным направлениям: инновации в организации учебно-производственного труда студентов; инновации в содержании и структуре занятия производственного обучения; инновационные условия организации взаимодействия мастера производственного обучения и студента.
Развитие форм практического обучения предъявляет особые требования к повышению уровня квалификации мастеров производственного обучения. Это не только преподаватель практического обучения, но и основной наставник студентов на период практики, который воздействует на студентов личным примером.
Анализ профессиональной компетенции мастеров производственного обучения специальности «Технология машиностроения» помог выделить некоторые ее особенности (рис. 5 ):
Рис. 2. Организационные формы практического обучения
120
ВЕСТНИК КГУ, 2008. №3
Особенности профессиональной компетенции мастера производственного обучения
Мотивация деятельности, зависящая от потребностей самоутверждения, запросов студентов, удовлетворенности от \ своего труда \ Высокий профессионализм мастера ' влияет на интерес студента к учению \ Педагогическое мастерство предусматривает знание и у использование эффективных ► методов обучения, владением навыков передачи опыта Контакт мастера и студента / строится на уважении к личности / формирует в поведении студентов нужные черты характера
Рис. 5. Анализ профессиональной компетенции
Таким образом, можно отметить, что инновационная учебная деятельность формирует и развивает самостоятельность не только как совокупность определенных умений и навыков, но и как черту характера, играющую решающую роль в структуре личности современного специалиста-техника. Выполнение учебных и производственных заданий (фото 1.), заказов в рамках инновационного урока дает возможность студенту приобрести опыт в собственной творческой профессиональной деятельности, способствует развитию навыков творческого, исследовательского характера, диктуемых требованиями современного производства.
Фото 1. Урок на производстве