Научная статья на тему 'Применение праксеологического подхода в процессе становления субъектности учащихся'

Применение праксеологического подхода в процессе становления субъектности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКСЕОЛОГИЯ / ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТНОСТЬ ШКОЛЬНИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PRAXEOLOGY / PRAXEOLOGY APPROACH / SUBJECTIVITY OF A PUPIL / INDEPENDENCE / ACTIVITY / EFFECTIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ленглер Ольга Анатольевна

Раскрывается возможность формирования и развития субъектности школьников в процессе обучения информатике в общеобразовательной школе на основе праксеологического подхода. Субъектность учащегося представлена как сложная психологическая характеристика, выражающаяся через учебно-практическую деятельность. Рассматриваются основные праксеологические принципы обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of praxeology approach in the process of development of subjectivity of students

Possibility of formation and development of subjectivity of pupils in the process of teaching computer science in secondary schools on the basis of a praxeology approach are revealed. Subjectivity of the student is presented as a complex psychological characteristic, expressed through educational and practical activities. The basic praxeology principles of training are considered.

Текст научной работы на тему «Применение праксеологического подхода в процессе становления субъектности учащихся»

УДК 372.800.4 ББК 4426.32

ГСНТИ 14.25.09

Код ВАК 13.00.02

О. А. Ленглер

Нижний Тагил

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: праксеология; праксеологический подход; субъектность школьника; самостоятельность; активность; эффективная деятельность.

АННОТАЦИЯ. Раскрывается возможность формирования и развития субъектности школьников в процессе обучения информатике в общеобразовательной школе на основе праксеологического подхода. Субъектность учащегося представлена как сложная психологическая характеристика, выражающаяся через учебно-практическую деятельность. Рассматриваются основные праксеологиче-ские принципы обучения.

О. A. Lengier

Nizhny Tagil

APPLICATION OF PRAXEOLOGY APPROACH IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SUBJECTIVITY OF STUDENTS

KEY WORDS: praxeology; praxeology approach; subjectivity of a pupil; independence; activity; effective activity.

ABSTRACT. Possibility of formation and development of subjectivity of pupils in the process of teaching computer science in secondary schools on the basis of a praxeology approach are revealed. Subjectivity of the student is presented as a complex psychological characteristic, expressed through educational and practical activities. The basic praxeology principles of training are considered.

P

оссийское образование находится в состоянии перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Необходимость определения новых целей и стратегии развития общего образования вытекает из социальных запросов, отражающих трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале. Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание нравственного, ответственного, инициативного, компетентного и самостоятельного гражданина России [5].

Методологической основой стандартов общего образования нового поколения является системно-деятельностный подход. Основная идея такого подхода заключаются в том, что результат образования — это не отдельные знания, умения, навыки и компетенции, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных ситуациях, к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим отличительной особенностью нового стандарта является его направленность на формирование способностей человека к самообразованию, самосовершенствованию, саморегуляции и саморефлек-сии. Построение образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхо-

да обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей. Акцент смещается с передачи знаний на умение ими пользоваться. Ученики не просто получают готовые знания, а приобретают их самостоятельно в процессе учебно-практической деятельности, осознавая при этом содержание и формы своей деятельности, активно участвуя в их планировании и совершенствовании.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего при формировании универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения и компетенции, включая организацию усвоения [5].

Перед учителями стоит первостепенная задача — научить учеников учиться, это значит, что учащиеся должны усвоить умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (т. е. знать ее структуру, все составляющие ее УУД и уметь их выполнять), научиться организовывать свое поведение и умственную деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний.

Согласно ФГОС, выделены основные виды универсальных учебных действий:

© Ленглер О. А., 2012

- личностные (самоопределение, смыс-лообразование и действие нравственноэтического оценивания);

- регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

- познавателъные (общеучебные, логические и знаково-символические);

- коммуникативные.

В настоящее время педагогической общественностью осознается необходимость проведения исследований и разработки программы по формированию универсальных учебных действий в различных предметных областях, что требует новых научных знаний, новых теоретико-методологических подходов. Для достижения результатов обучения и воспитания в отношении личностного, регулятивного, познавательного и коммуникативного развития, на наш взгляд, необходимо усилить субъек-тивизацию образовательного процесса, это возможно при формировании и развитии такого психологического качества личности учащихся, как субъектность.

По мнению В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева, субъектность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Автор отмечает, что субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностным свойством этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий [4. С. 131].

Таким образом, развитие субъектных качеств учащихся позволяет приобрести личностный опыт, систему универсальных учебных действий и субъектных функций личности, тем самым изменяя характер деятельности учащихся в обучении с репродуктивного на активно-продуктивный. При этом учащиеся самостоятельно приобретают знания, мыслят, принимают решения и действуют, осуществляют активную познавательную деятельность. Такой процесс обучения формирует способности учеников к самообразованию, самосовершенствованию, саморегуляции и саморефлексии.

Субъектность школьника мы понимаем как результат интеграции личностных качеств обучаемого, осознаваемой им самим, актуализирующейся в процессе учебнопрактической деятельности и проявляющейся в различных личностных самоопределениях. Проведенный анализ научно-

методической литературы позволяет утверждать, что субъектность является многокомпонентным образованием, при этом выражение субъектности учащегося происходит через его учебную и практическую деятельность. В структуре субъектности школьника мы выделили следующие блоки субъектных качеств и свойств:

- мотивационно-ценностный блок: устойчивость взглядов, убеждений, мотивов, смыслов, свобода выбора, осознанность деятельности, опора на определенную систему ценностей;

- активно-деятелъностный блок: целе-полагание, выбор средств, методов деятельности, активность, самостоятельность, целенаправленность, инициативность, терпение, способность к импровизации, инновационность;

- рефлексивно-регуляционный блок: способность к целеполаганию, выбору средств, методов, видов деятельности, средств оценивания, способность к рефлексии, адаптируемость, самоанализ, самокоррекция, саморазвитие, ответственность.

Проанализировав содержательное наполнение личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и три блока структуры субъектности школьников, мы выделили взаимосвязь универсальных учебных действий с субъектными качествами личности школьника. Формирование отдельных субъектных качеств ведет к формированию и развитию различных видов УУД. Так, при становлении субъектных качеств из мотивационно-ценностного блока формируются и развиваются личностные и регулятивные виды УУД; из активнодеятельностного блока — личностные, регулятивные, познавательные и коммуникационные виды УУД; из рефлексивнорегуляционного блока — регулятивные и познавательные виды УУД.

Таким образом, для достижения главной цели образования в процессе обучения необходимо учитывать данную взаимосвязь. Поэтому нам представляется целесообразным рассмотрение механизма формирования и развития субъектности учащихся в процессе обучения информатике.

Субъектность учащегося характеризуется определенной степенью выраженности субъектных качеств личности и является основой востребования и использования учащимися научных знаний как методологических и технологических средств решения собственных образовательных и практических задач. Для реализации задачи формирования субъектности учащихся мы выбрали учебный предмет «Информатика и

ИКТ», потому как сегодня он занимает особое место в курсе общеобразовательной школы, что обусловлено ведущей ролью этого предмета в процессе социализации учащихся. Отметим также интенсивный характер межпредметных связей этого предмета, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что информатика представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык. В процессе обучения информатике формируются многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами. Особенность предмета информатики заключается в том, что учащиеся учатся работать с различными видами информации, при этом значительную часть учебной деятельности ученики выполняют самостоятельно, что соответствует основной идее системнодеятельностного подхода — личностное, социальное, познавательное развитие учащихся происходит в ходе активной деятельности на основе рефлексивной самоорганизации. При изучении этого предмета формируются многие субъектные качества школьника, такие, как самостоятельность, творческая активность, умение актуализировать способы действий, коммуникативность, самоорганизованность и др.

Следует отметить, что формирование субъектности учащихся происходит при совместной и продуктивной деятельности педагога и обучающихся. «В деятельности изменяется не только сам объект, но и позиция (отношение) субъекта к объекту» — пишет К. А. Абульханова-Славская [1]. Следовательно, учебная деятельность является открытой системой для формирования субъектности личности учащихся. Важно подчеркнуть, что речь идет о достижении не просто активной деятельности, а о продуктивной, результативной и эффективной деятельности всеми участниками образовательного процесса. Однако не любая деятельность является таковой, поэтому мы предлагаем выстраивать процесс обучения информатике с использованием методов и приемов сравнительно молодой научной дисциплины — праксеологии, или общей теории рациональной деятельности людей с точки зрения ее эффективности.

Праксеология как междисциплинарное направление научных исследований, возникла в начале XX в. Ее основной задачей является познание общих законов человеческой деятельности и выведение на их основе обобщенных правил достижения в ней совершенства. Решение этой задачи повы-

шает эффективность любой деятельности. Праксеология как общая методология рассматривает способы деятельности (в том числе и мыслительной) с точки зрения их эффективности. Субъекту необходимо владеть приемами, способами, средствами деятельности, чтобы иметь возможность эффективно их использовать. Эта наука ищет квинтэссенцию результативности, советуя подбирать только такие средства и формы деятельности, которые ведут к поставленной цели.

Праксеологический подход наряду с деятельностным основывается на представлении о единстве личности с ее деятельностью. Это единство проявляется в том, что деятельность влияет на изменения в структурах личности; личность же, в свою очередь, осуществляет выбор адекватных видов и форм деятельности и преобразования деятельности, удовлетворяющих потребностям личностного развития. Суть обучения с позиции праксеологического подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная эффективная деятельность учащихся с учителями по достижению вместе выработанных целей и решению возникающих при этом задач. Обучение на основе праксеологического подхода не противоречит основополагающему системно-деятельностному подходу стандартов общего образования нового поколения, а эффективно дополняет его своими средствами и методами, позволяя улучшить результативность образовательного процесса.

В педагогике праксеологический подход рассматривался И. А. Колесниковой и Е. В. Титовой в связи с изложением основ педагогической праксеологии, применялся Д. А. Поляк к определению эффективности учебно-воспитательной деятельности учителя технологии, Е. Н. Михайловой — к исследовательской деятельности педагога и др. Иллюстрируя особенности использования в педагогике различных подходов, И. А. Колесникова и Е. В. Титова определяют отличие праксеологического подхода как проникновение в закономерности преобразования практики с позиции «умного делания», изменяющего действительность, и построение деятельности на основе этих закономерностей [3. С. 86].

Заметим, что данные исследования рассматривали только педагогическую деятельность с праксеологической точки зрения, однако сегодня нельзя ограничиваться поисками путей эффективности отдельных сторон образовательного процесса, необходимо рассмотрение всех компонентов системы. Эту мысль подчеркивает П. В. Зуев в своих работах об эффективном обучении

физике в средней школе. Автор рассматривает взаимодействие учителя и учащихся в каждом элементе деятельности (от формирования потребностей до оценочно-коррекционной деятельности), отмечая важность учета праксеологических основ деятельности всеми участниками учебного процесса [2. С. 130].

В праксеологии используются следующие принципы, которые можно положить в основу методики обучения школьников:

- минимальной затраты средств или рационального (экономного) использования ресурсов;

- индивидуальной и социальной значимости деятельности;

- осторожных решений;

- гуманного поведения;

- оптимального взаимодействия социальных систем с внешней средой [Там же. С. 13].

Рассмотрим эти праксеологические принципы более подробно конкретизируя их применительно к процессу обучения информатике.

Принцип минимальной затраты средств, или рационального (экономного) использования ресурсов. Реализация этого принципа предполагает осознанный выбор организации образовательного процесса, который обеспечит максимально возможную эффективность обучения информатике, создаст условия для формирования субъектных качеств учащихся и позволит с наименьшими рациональными ресурсными (трудовыми, временными) затратами достичь желаемого результата. При составлении и исполнении образовательных траекторий участники образовательного процесса должны исходить из необходимости достижения наилучших результатов с использованием наименьшего объема средств. Главным критерием успешности обучения выступает полученный результат. Данный принцип объединяет в себе ряд праксеологических параметров деятельности, по которым необходимо оценивать образовательный процесс с целью выявления его эффективности: экономизация действия; препарация (подготовка) действий; минимизация, рациональность, рефлексивность деятельности.

Принцип индивидуальной и социальной значимости деятельности. Психологические исследования показывают, что при осознании индивидуальной и социальной значимости и возможности применения полученных знаний, умений, навыков и компетенций у обучающихся возрастают успехи в учебной деятельности (увеличивается запас и повышается качество знаний, совершенствуются способы и

приемы приобретения знаний), эффективнее происходит восприятие информации, возрастает их работоспособность и появляется стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Ориентация педагога на индивидуальные достижения, личностный смысл учения и развитие субъектности учащихся предполагает создание условий для их самореализации в процессе обучения.

Принцип осторожных решений.

Для достижения поставленной цели обучения необходимо выбрать адекватную стратегию ее реализации. Разрабатывая стратегию, педагог должен выбрать наиболее эффективные методы, средства и формы обучения, учитывая особенности учебного предмета, условия образовательного процесса и возможности учеников. Реализация данного принципа в обучении предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и к адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки участниками образовательного процесса всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Правильный выбор образовательных траекторий обеспечит максимальную эффективность обучения, создаст условия для формирования личностных качеств учащихся. Таким образом, праксеология учит участников образовательного процесса сознательному выбору технологий, способных дать наивысшие результаты деятельности, перенаправляет исследовательское внимание с категории деятельности к категории эффективной деятельности, от действий к рациональным, осознанным действиям, от реализации способов к их усовершенствованию и правильности их применения.

Принцип гуманного поведения. Этот принцип известен в экономике как принцип оптимальности по Парето. В педагогике суть его заключается в следующем: оптимальность выражает такой принцип коллективной рациональности, согласно которому «хорошо делать так, чтобы кому-нибудь стало лучше, если при этом никому другому не становится хуже». При реализации этого принципа в обучении информатике приходится искать некоторый компромисс между целями участников образовательного процесса (так как они по различным основаниям — задачам, средствам, способам деятельности и т. п. — совершенно неидентичны), а значит, необходимо осуществлять поиск эффективных методик обучения. Гуманное поведение в образовательном процессе предполагает сотрудничество, общность, взаимопонимание между всеми участниками. В качестве конечного

результата педагогического воздействия всегда должна выступать личность, поэтому обучение информатике должно строиться с учетом индивидуальных особенностей учащегося как индивида, личности, субъекта. Самореализация личности может быть осуществлена только в результате включения учащегося в активную учебно-познавательную деятельность и постоянного его диалога с учителем.

Принцип оптимального взаимодействия социальных систем с внешней средой. Становление учащегося как индивидуальности неразрывно связано с социальными условиями, с внешней средой, от которых зависит возможность развития тех или иных сторон личности, дарований, потребностей, интересов. Учащийся как субъект обучения представляет собой постепенно формирующуюся личность, аккумулирующую общественное сознание, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую все более осознанный и сознательный выбор поступков. Во взаимодействии с внешней средой постепенно формируются личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, позволяющие осуществлять собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий. Появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание, самосодей-ствовать становлению собственной личности. Поэтому задача педагога — обеспечить

оптимальное взаимодействие обучающихся между собой и с внешней средой.

Рассмотрение реализации праксеологических принципов в процессе обучения продемонстрировало возможность использования концептуально-методической основы праксеологии в проектировании методики учебного предмета «Информатика и ИКТ», направленной на становление субъектности учащихся. Соблюдение указанных принципов в обучении повышает эффективность деятельности как педагога, так и учащихся. Приемы и методы праксеологии позволяют совершенствовать управление образовательным и воспитательным процессом.

Использование праксеологического подхода в обучении информатике, на наш взгляд, позволяет уделять внимание развитию способности подрастающего поколения к осознанному выбору в обучении, выстраиванию стратегии и тактики самообразования

— способности быть субъектом образовательного процесса.

Возможности реализации данного подхода в обучении максимально позволяют не только определить нормы педагогической и учебной деятельности, но и вскрыть новые резервы эффективности за счет оптимизации взаимоотношений участников образовательного процесса, повышать уровень субъектности учащихся, уровень организаторской работы педагога по координации, концентрации и кумуляции практической деятельности учащихся, направленной на выполнение общих задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. АБУЛЬХАНОВА-СЛАВСКАЯ К. А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980.

2. ЗУЕВ П. В. Теоретические основы эффективного обучения физике в средней школе (праксеологический подход): монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2000.

3. КОЛЕСНИКОВА И. А., ТИТОВА Е. В. Педагогическая праксеология. М. : Изд. центр «Академия», 2005.

4. СЛОБОДЧИКОВ В. И., ИСАЕВ Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека : введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов. М. : Школа-Пресс, 1995.

5. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ государственные образовательные стандарты общего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. ИЯЬ: ЬН:р://минобрнауки. рф/документы/543 (дата обращения: 07. 03.12).

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. С.

Попов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.