Научная статья на тему 'Социально ориентированное обучение информатике'

Социально ориентированное обучение информатике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ / SOCIALIZATION / EDUCATION / SOCIO-ORIENTED LEARNING / INFORMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мащенко М.В.

В данной статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты организации социально ориентированного обучения, и показывается возможность его применения при обучении информатике. Главный упор делается на изменение содержания обучения информатике и внедрение активных и практико-ориентированных методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SCIENCE-BASED EDUCATION

This article discusses some of the theoretical aspects of the organization of socially oriented teaching and shows the possibility of its use in teaching computer science. The main focus is on changes in the content of training to computer science and implementation of active and practice-oriented teaching methods.

Текст научной работы на тему «Социально ориентированное обучение информатике»

МащенкоМ. В.,

к.п.н., доцент кафедры ИТ, Филиал РПППУ в г. Нижний Тагил г. Нижний Тагил, Россия

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНФОРМАТИКЕ

Аннотация

В данной статье рассматриваются некоторые теоретические аспекты организации социально ориентированного обучения, и показывается возможность его применения при обучении информатике. Главный упор делается на изменение содержания обучения информатике и внедрение активных и практико-ориентированных методов обучения.

Ключевые слова: социализация, воспитание, социально ориентированное обучение, обучение информатике.

Maschenko M. V.

Ph. D., associate Professor of the Department of IT

Rgppu branch in Nizhny Tagil Nizhny Tagil, Russia

SOCIAL SCIENCE-BASED EDUCATION Abstract

This article discusses some of the theoretical aspects of the organization of socially oriented teaching and shows the possibility of its use in teaching computer science. The main focus is on changes in the content of training to computer science and implementation of active and practice-oriented teaching methods.

Keywords: socialization, education, socio-oriented learning, informatics.

В современной педагогической практике большое внимание уделяется личностно ориентированному подходу к обучению (Е. М. Кузнецов [3], И. С. Якиманская [7]), в современной школе создаются все условия и постоянно поощряются индивидуальные достижения учащихся, что способствует нарушению целостности в формировании личности, и ее социальной незрелости. Несмотря на то, что в условиях рыночного динамично развивающегося общества роль социальных потребностей к уровню и качеству подготовки специалистов постоянно возрастает социальная составляющая образования до сих пор незаслуженно остается в тени. В соответствие с этим для полноценной подготовки выпускника школы требуется переориентация образования на социальные потребности, запросы общества,

региона, что обусловливает собой применение других технологий и методик обучения с опорой на социально ориентированный подход. В государственных документах, определяющих ведущие направления развития российского образования, подчеркивается необходимость учитывать новые социокультурные реалии и проявление особого внимания к вопросам социального развития личности в системе образования («Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.», «Концепция развития образования до 2020 г.»).

Исследования [2], [5] показывают, что социальная составляющая в образовательном процессе школы начинает реализовываться, как правило, лишь на этапе предпрофильной подготовки или профильного обучения. Однако этого времени недостаточно для полноценного самоопределения и социализации личности учащегося. Результатом становится усиление позиции эгоцентризма подрастающего поколения, растущая агрессия подростков, неумение сострадать чьему-либо горю, равнодушие, инфантильность, отсутствие гражданской позиции, патриотизма. В данном аспекте задача социально ориентированного образования внести существенные коррективы в решение выше обозначенной ситуации.

Предпосылки к развитию социально ориентированного образования прослеживались уже в работах Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского. Педагогические основы социально ориентированного обучения в условиях советского общества были представлены в трудах отечественных ученых А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и затем развиты в постсоветский период в работах В.Г. Бочаровой, В.Ш. Масленниковой. Попытка синтезировать личностно ориентированный и социально ориентированный подходы впервые была предпринята В.И. Загвязинским [1] (гармоническое сочетание социальных, общественных, государственных, общечеловеческих ценностей с одной стороны, и ценностей личностно индивидуальных - с другой). В его рамках актуализируется субъектное начало личности, что позволяет нацеливать образовательный процесс на активизацию личностного и социального потенциала учащихся одновременно. Используемые в рамках данного подхода образовательные технологии ориентированы на создание педагогических условий, способствующих развитию субъект-субъектных отношений педагогов и учащихся, проявлению творческих способностей учащихся как акторов своей жизнедеятельности. Такое обучение должно ориентироваться на эффективное включение учащихся в различные социальные отношения, достижение успеха в социально значимой области.

Завершающим этапом социально ориентированного обучения является социально прогнозируемый. Он представляет собой некий банк информации (это отражается в содержании обучения) об уровне развития социума, состоянии экономики, рынка труда страны, региона, востребованных профессиях, в которых нуждается общество, требованиях к соискателям со стороны работодателей, образовательных траекториях, необходимом уровне образования. Социально прогнозируемое обучение сочетает в себе с одной стороны потребности общества

и государства, а с другой - потребности и возможности личности. Главной целью социально прогнозируемого обучения является информирование учащихся о состоянии и перспективах развития общества, государства, его экономики, рынка труда, а также обеспечение условий для прогнозирования вызовов общества в динамично меняющемся мире и умений мобильно реагировать на них.

В соответствие с этим одной из задач социально прогнозируемого обучения становится профессиональное информирование и профессиональная ориентация учащихся в школе, с целью самоопределения, адекватного выбора будущей профессиональной деятельности и социального становления. Социально прогнозируемое обучение тесно связано с предпрофильным и профильным обучением школьников, которые в определенной мере способствуют реализации задачи социального прогнозирования интересов, образовательных и профессиональных устремлений школьников.

Основополагающими принципами социально ориентированного обучения можно считать следующие (см. рис. 1).

Общественная направленность

Субъектность

Интерактивность

Рис. 1. Принципы социально ориентированного лингвистического образования

Принципы гуманизации и общественной направленности позволяют изменить содержание обучения и усилить его воспитательный аспект. Принцип открытости с одной стороны обеспечивает равный доступ всех к образованию, а с другой - участие в его реализации всех заинтересованных лиц. Принципы субъектности, проблемности и интерактивности обеспечивают включенность в процесс обучения всех субъектов, что является мотивацией для социализации личности учащегося.

Вместе с тем данная проблема фактически не рассматривается во взаимосвязи с обучением информатике, и указанный аспект остается до сих пор не изученным. Тогда как, на наш взгляд, рассмотрение предмета «Информатика и ИКТ» в контексте проблемы социального ориентированного образования представляется закономерным: применение современных информационных технологий играет особую роль в процессах социализации личности в условиях формирующегося информационного общества. Информатика и информационно-коммуникационные технологии органично вписываются сегодня в мировое пространство как универсальное средство обработки информации, социальной коммуникации и мобильности личности.

Для реализации социально ориентированного обучения содержание курса информатики должно быть социально ориентирующим: в решаемые задачи,

приводимые на уроках примеры, обрабатываемые тексты, разрабатываемые базы данных, выполняемые проекты должны быть включены социальные проблемы и вопросы, решение которых необходимо в дальнейшем обсуждать с учащимися. Примером подобного содержания могут стать проекты, предлагаемые Н. В. Макаровой «Жизнь без сигареты», «Компьютер и здоровье школьников» [4]. При изучении текстового процессора учащиеся могут оформлять текст о каком-то нравственном поступке, особенностях культуры и обычаях региона, в котором проживают, систематизировать в таблицах информацию о востребованных профессиях, создавать открытки к 9 мая для ветеранов. При изучении табличного процессора учащиеся могут рассчитывать потребительскую корзину для пенсионера, бюджет своей семьи на месяц, строить сравнительные диаграммы об изменении численности населения в регионе и стране, иллюстрировать безработицу и др. Тематикой баз данных могут стать научные достижения государства, награды и современные подвиги соотечественников.

Во-вторых, должны быть изменены методы обучения. Проблемное обучение должно быть интегрировано с практико-ориентированным и интерактивным. Это связано с тем, что методы проблемного обучения мотивируют к познавательной деятельности и позволяют включить учащихся в процесс самостоятельного добывания знаний. Практико-ориентированное обучение создает условия для приобретения опыта учебной и социальной деятельности, а интерактивные технологии учат взаимодействию и слаженной работе в команде.

Согласно «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года» к основным направлениям наполнения содержания при обучении информатике можно отнести духовно-нравственное, культурологическое, здоровье сберегающее, познавательное, профориентационное. Соотнесем содержание этих направлений с изучаемыми темами по информатике, формируемыми универсальными учебными действиями в зависимости от используемых методов обучения (см. табл. 1).

Таблица 1

Направление Содержание Развиваемые УУД Темы курса «Информатика и ИКТ» Используемые методы обучения

Культурологическое Использование сюжетов об истории и культуре России, а также других стран, включение фольклора, поэзии, сказок, прозы, былин, пословиц, в том числе и культурного наследия родного края Личностные, познавательные, коммуникативные Информация, информационные процессы, информационное моделирование, обработка текстовой и графической информации, мультимедиа, коммуникационные технологии Видео метод, презентация, пресс- конференция, практикум, ролевая игра, метод проектов, экскурсия

Духовно-нравственное Применение проблемных жизненных ситуаций, Личностные, регулятивные, коммуника- Информация, информацио нные процессы, Метод проблемных ситуаций, кейс-

Направление Содержание Развиваемые УУД Темы курса «Информатика и ИКТ» Используемые методы обучения

способствующих воспитанию эмоциональных, социальных, гражданско-нравственных качеств личности, в том числе и любовь к родному краю, ответственность за его развитие тивные представление информации, обработка текстовой и графической информации, базы данных, мультимедиа, коммуникационные технологии стади, диспут, метод проектов, ролевая игра, практикум

Здоровье-сберегающее Использование статистики, наглядных примеров, отражающих последствия вредных привычек и здорового образа жизни Личностные, регулятивные, коммуникативные Информационное моделирование, обработка текстовой, числовой и графической информации, базы данных, мультимедиа Метод проблемных ситуаций, кейс-стади, диспут, метод проектов, ролевая игра, практикум

Познавательное Включение интересных фактов из новых научных направлений, профессиональных случаев, направленных на мотивацию к получению новых знаний, стремление к постоянному саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни Регулятивные, познавательные, коммуникативные Представление информации, информационное моделирование, компьютер, коммуникационные технологии, обработка информации и базы данных, программирование Метод проблемных ситуаций, лабораторная работа, кейс-стади, мозговой штурм, метод проектов

Профориен-тационное Информация о последних достижениях в определенных отраслях науки, экономики и общественной жизни, в том числе о наиболее востребованных профессиях в Уральском регионе и возможных образовательных траекториях для их получения. Регулятивные, познавательные, коммуникативные Информация, информационные процессы, представление информации, информационное моделирование, компьютер, коммуникационные технологии, обработка текстовой, числовой и графической информации, базы данных, мультимедиа Видео метод, презентация, пресс- конференция, метод проблемных ситуаций, кейс-стади, метод проектов, деловая игра, практикум

Таким образом, внедрение социально ориентированного обучения в практику школы требует дальнейшего осмысления и изучения. Особое значение в современной практике приобретает конкретная социальная обусловленность формируемых у учащихся школ универсальных учебных действий. По сути, речь стоит вести не об абстрактной системе подготовки социально ориентированной личности в системе образования, а о подготовке личности под запросы конкретного региона страны, с учетом всех региональных социокультурных, хозяйственных, экономических и социальных особенностей

его развития. Уральский регион всегда отличался своей специфичностью как в структурно-хозяйственном, так и в социокультурном аспектах. Безусловно, эта специфика должна быть отражена в социально ориентированном обучении информатике, что в дальнейшем, в системе профессионального образования, позволит готовить специалиста, наиболее востребованного обществом и рынком труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Загвязинский, В. И. «Гнездо вопросов»: фрагменты из готовящейся к печати книги «Теория обучения в вопросах и ответах» [Электронный ресурс] / В. И. Загвязинский // Интернет-журнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0511.htm (дата обращения: 17.05.2016).

2. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. М.: Академия, 2010. - 304 с.

3. Кузнецов, М. Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / М. Е. Кузнецов. Новокузнецк, 2000. - 432 с.

4. Макарова Н. В. Информатика и ИКТ 10-11 класс. Базовый уровень/ Под ред. Н. В. Макаровой. СПб.: Питер, 2014.

5. Ососова, М. В. Исследование особенностей профессионального самоопределения учащихся в рамках предпрофильной подготовки [Текст] / М. В. Ососова // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова; Серия. Гуманитарные науки. 2011. № 1(15). С. 123-125.

6. ФГОС: Среднее (полное) общее образование [Текст]. М.: Просвещение, 2013. - 42 с., с. 11

7. Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного обучения в современных школах [Текст] / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.