Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

ПРИМЕНЕНИЕ ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СТУДЕНТКИ / ПОЛИСЕГМЕНТАРНЫЙ ОСТЕОХОНДРОЗ / ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юденко И.Э.

Цель исследования - оценить эффективность использования постизометрических физических упражнений для снижения болевого синдрома позвоночника и повышения физической подготовленности у студенток с остеохондрозом, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью в специальной медицинской группе в вузе. Методика и организация исследования. В зксперименте приняла участие 31 студентка Сургутского государственного университета. Все девушки занимались физкультурно-оздоровительной деятельностью в специальной медицинской группе в вузе и имели диагноз полисегментарный остеохондроз. Субъективную оценку ощущений боли выявляли при помощи использования специальной шкалы боли Oswestry Disability Index (ODI), диагностику показателей физической подготовленности студентов проводили по «батарее тестов», принятых на кафедре физической культуры университета. Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о снижении болевого синдрома у студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, что способствовало повышению их физической подготовленности. Из пяти оцененных показателей физической подготовленности в экспериментальной группе достоверно улучшились три. При этом все результаты физической подготовленности студенток в экспериментальной группе по окончании эксперимента значительно выше, чем у девушек контрольной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юденко И.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POST-ISOMETRIC EXERCISES AND THEIR EFFECT ON PHYSICAL FITNESS OF FEMALE STUDENTS WITH VERTEBROGENIC DORSOPATHY

Objective of the study was to assess the role of post-isometric physical exercises in pain management and improvement of physical fitness of female students with vertebrogenic dorsopathy engaged in health and fitness activities within a special health group. Methods and structure of the study. The study was carried out at the premises of the Surgut State University and involved the Bachelor’s and Specialist’s degree course female students aged 19.8±3.5, who had been attributed to the special health group (n=31). The girls were divided into two groups: Experimental Group (n=15) and Control Group (n=16). All subjects were diagnosed with vertebral osteochondrosis accompanied by vertebrogenic dorsopathy. The pain syndrome intensity and subjective sensations of the female students were estimated using the Oswestry Disability Index (ODI); their physical fitness was rated in the tests developed for the special health group students and accepted at the Department of Physical Education. The descriptive statistics was collected using the Statistica V.10.0 package (p<0.05 was taken as a statistically significant difference). The educational experiment was based on the analysis and evaluation of the organizational and methodological conditions for physical education of the special health group female students, as well as the effect of post-isometric physical exercises on their physical fitness rates. The methodology of application of post-isometric physical exercises in EG (hereinafter, PIPE) was designed in such a way that the main load-related risks were eliminated during the training sessions: excess systolic and diastolic blood pressure - above 150 mmHg and 90 mmHg, respectively; increased heart rate. During the exercises, the following were excluded: breath holding, sharp, maximum straining and simultaneous inclinations and circular movements in the cervical and lumbar spine, excessive motion amplitude and stretching of the active muscles Conclusions. The findings proved the benefits of post-isometric physical exercises for pain management in application to the female students of the special health group. Pain relief made it possible to improve the trainees’ physical fitness level. The physical fitness rates in the Experimental Group after the experiment differed statistically significantly from the baseline in terms of three out of five indicators.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПОСТИЗОМЕТРИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОК СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

применение постизометрических упражнении в физическом воспитании студенток специальной медицинской группы

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 18.06.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент И.Э. Юденко1

1 Сургутский государственный университет, Сургут

post-isometric exercises and their effect on physical fitness

of female students with vertebrogenic dorsopathy

PhD, Associate Professor I.E. Yudenko1

1 Surgut State University, Surgut

Информация для связи с автором: yudenko_ir@mail.ru

Аннотация

Цель исследования - оценить эффективность использования постизометрических физических упражнений для снижения болевого синдрома позвоночника и повышения физической подготовленности у студенток с остеохондрозом, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью в специальной медицинской группе в вузе. Методика и организация исследования. В зксперименте приняла участие 31 студентка Сургутского государственного университета. Все девушки занимались физкультурно-оздоровительной деятельностью в специальной медицинской группе в вузе и имели диагноз полисегментарный остеохондроз. Субъективную оценку ощущений боли выявляли при помощи использования специальной шкалы боли Oswestry Disability Index (ODI), диагностику показателей физической подготовленности студентов проводили по «батарее тестов», принятых на кафедре физической культуры университета. Результаты исследования и выводы. Результаты проведенного исследования свидетельствуют о снижении болевого синдрома у студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, что способствовало повышению их физической подготовленности. Из пяти оцененных показателей физической подготовленности в экспериментальной группе достоверно улучшились три. При этом все результаты физической подготовленности студенток в экспериментальной группе по окончании эксперимента значительно выше, чем у девушек контрольной группы.

Ключевые слова: специальная медицинская группа, студентки, полисегментарный остеохондроз, постизометрические физические упражнения.

Abstract

Objective of the study was to assess the role of post-isometric physical exercises in pain management and improvement of physical fitness of female students with vertebrogenic dorsopathy engaged in health and fitness activities within a special health group.

Methods and structure of the study. The study was carried out at the premises of the Surgut State University and involved the Bachelor's and Specialist's degree course female students aged 19.8±3.5, who had been attributed to the special health group (n=31). The girls were divided into two groups: Experimental Group (n=15) and Control Group (n=16). All subjects were diagnosed with vertebral osteochondrosis accompanied by vertebrogenic dorsopathy. The pain syndrome intensity and subjective sensations of the female students were estimated using the Oswestry Disability Index (ODI); their physical fitness was rated in the tests developed for the special health group students and accepted at the Department of Physical Education. The descriptive statistics was collected using the Statistica V.10.0 package (p<0.05 was taken as a statistically significant difference).

The educational experiment was based on the analysis and evaluation of the organizational and methodological conditions for physical education of the special health group female students, as well as the effect of post-isometric physical exercises on their physical fitness rates.

The methodology of application of post-isometric physical exercises in EG (hereinafter, PIPE) was designed in such a way that the main load-related risks were eliminated during the training sessions: excess systolic and diastolic blood pressure - above 150 mmHg and 90 mmHg, respectively; increased heart rate. During the exercises, the following were excluded: breath holding, sharp, maximum straining and simultaneous inclinations and circular movements in the cervical and lumbar spine, excessive motion amplitude and stretching of the active muscles

Conclusions. The findings proved the benefits of post-isometric physical exercises for pain management in application to the female students of the special health group. Pain relief made it possible to improve the trainees' physical fitness level. The physical fitness rates in the Experimental Group after the experiment differed statistically significantly from the baseline in terms of three out of five indicators.

Keywords: special health group, female students, vertebrogenic dorsopathy, post-isometric physical exercises.

Введение. Всемирная организация здравоохранения информирует, что различными болезнями опорно-двига-

тельного аппарата страдает до 80 % населения, а число молодых людей с различными функциональными нарушениями

и заболеваниями позвоночника увеличилось до 67 % [1, 2]. Болевой синдром, возникающий в области спины, обусловлен функциональными и дегенеративно-дистрофическими изменениями позвоночника и межпозвонковых дисков. Все его проявления сопряжены с невыносимыми физическими и эмоциональными страданиями молодых людей, а также со значительными материальными затратами, связанными с длительной реабилитацией [4]. Этиология и патогенез остеохондроза позвоночника у взрослых на сегодняшний день хорошо изучены, разработаны стандартные алгоритмы диагностики, составлены протоколы комплексного лечения, методы ортопедической коррекции и оперативного вмешательства [2]. Но исследования по проблемам болей в спине у учащейся молодежи немногочисленны и системных наблюдений с точки зрения физической реабилитации явно недостаточно.

Цель исследования - оценить эффективность использования постизометрических физических упражнений для снижения болевого синдрома позвоночника и повышения физической подготовленности у студенток с остеохондрозом, занимающихся физкультурно-оздоровительной деятельностью в специальной медицинской группе вуза.

Методика и организация исследования. В .эксперименте, проведенном на базе Сургутского государственного университета (СурГУ), приняли участие студентки бакалавриата и специалитета в возрасте 19,8±3,5 лет, занимающиеся физкультурно-оздоровительной деятельностью в специальной медицинской группе (СМГ). Всего 31 девушка, из них экспериментальная группа (ЭГ) - 15 человек, контрольная группа (КГ) - 16 человек, у всех обучающихся диагностирован полисегментарный остеохондроз позвоночника (согласно медицинского заключения), сопровождающийся болевым синдромом.

Диагностика оценки боли и субъективных ощущений обучающихся в повседневной жизни проводилась при помощи специальной шкалы боли Oswestry Disability Index, физическая подготовленность оценивалась по качеству выполнения тестов, разработанных и принятых на кафедре физической культуры для студентов СМГ.

В основе педагогического эксперимента лежали анализ и оценка организационных и методических условий занятий физической культурой в СМГ и эффективности воздействия постизометрических упражнений на показатели физической подготовленности студенток.

Таблица 1. Примерный перечень постизометрических физических упражнений для снижения болевого синдрома

Исходное положение Содержание упражнения Дозировка

И.П. - сед, спина прямая, ноги вместе, стопы максимально привести к себе, руки перед собой положить на ноги Напрячь ягодицы,сводя их 6-8 раз

И.П. - сед, левую ногу поставить снаружи правого колена, стопа прижата к полу, руки за головой, локти в стороны Максимальный поворот туловища в сторону. Поменять ноги и выполнить тоже в другую сторону 4-6 раз

И.П. - сед, ноги согнуты в коленях под углом в 900, руки вперед Отклониться назад до максимально возможной величины, не отрывая стопы от пола, при этом голова сохраняет вертикальное положение 4-6 раз

И.П. - сед, ноги врозь «Скользить руками» по правой ноге, максимальный наклон, доставая колено подбородком 4-6 раз

И.П. - сед ноги вместе, упереться руками в пол возле ягодиц Приподнять ягодицы от пола 6-8 раз

И.П. - лежа на спине, стопы на себя, руки за голову, локти в стороны Максимально привести подбородок к груди, растянув мышцы шеи 8-10 раз

И.П. - лежа на спине, руки под ягодицы, ладонями вверх, пальцы между ягодичной складки Максимально напрячь ягодицы, разводя руками их в стороны 8-10 раз

И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища, упереться пятками и лопатками в пол Поднять таз вверх (дуга) 8-10 раз

И.П. - лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах под углом 900, руки вдоль туловища Обхватить голову правой рукой, прижав ухо к плечу и отвести максимально в сторону правой руки, кисть левой руки положить под левую ягодицу 6-8 раз

И.П. - лежа на боку Поднять прямую ногу под углом 450, осуществляя одноименной рукой давление на ногу (ближе к колену), противодействуя ее подниманию 8-10 раз

Коленно-кистевое исходное положение (ноги и руки перпендикулярны плоскости пола, руки на ширине плеч, подбородок прижат к грудной клетке) Выполнить вдох, затем максимально прогнуть спину вверх, выполняя резкий выдох через рот с одновременным энергичным прогибанием позвоночника в пояснице, не отрывая подбородка от груди 8-10 раз

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Таблица 2. Динамика показателей физической подготовленности студенток за период экспериментальной работы (M±5)

Наименование показателя до эксперимента после эксперимента

ЭГ (n=15) КГ (n=16) ЭГ (n=15) КГ (n=16)

Удержание прямых ног под углом 45° из И.П. упор лежа на предплечьях, с 64,9±18,7 68,6±20,1 81,8±13,5* 75,3±29,1

Удержание туловища прогнувшись в И.П. лежа на животе, с 134,7±18,7 135,6±19,7 152,3±21,4* 148,0±61,7

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на коленях, количество раз 24,3±2,3 22,1±4,0 26,2±5,3 22,3±6,9

Поднимание туловища из И.П. лежа на животе, руки за голову, количество раз 46,6±6,9 45,6±6,0 48,9±3,6 45,8±15,0

Поднимание туловища из И.П. лежа на спине, согнув ноги, руки скрестно на груди,количество раз 36,6±11,5 38,1±8,6 48,7±2,8* 44,8±14,2

* - достоверно внутри группы p<0,05

46

http://www.teoriya.ru

№9^ 2021 Сентябрь | September

о

I31

1До После

очень сильно весьма умеренно очень слабо отсутствует сильно выражена выражена Динамика показателей ощущения боли по Шкале боли по Oswestry в ЭГ до и после эксперимента (n=15)

8

7

6

6

4

2

Методика применения постизометрических физических упражнений в ЭГ (ПИФУ) выстраивалась таким образом, чтобы во время учебных занятий, где они использовались, отсутствовали основные факторы риска физической тренировки - превышение систолического артериального давления более 150 мм рт. ст. и диастолического артериального свыше 90 мм рт. ст., а также высокая частота сердечных сокращений [5].

Во время выполнения упражнений исключались задержка дыхания, резкие, с предельным натуживанием и одновременные отклонения и круговые движения в шейном и поясничном отделах позвоночника, чрезмерно большая амплитуда движения и растягивание действующих мышц [3]. Таким образом, исключали провокацию боли, снижали возможность обострения хронического заболевания. Общая продолжительность выполнения комплекса ПИФУ в течение занятия составляла 25 мин, упражнения включались в основную часть и применялись в комплексе таким образом, чтобы последовательно проработать все мышечные группы, подверженные болевому синдрому. В таблице 1 представлен краткий перечень ПИФУ.

Результаты исследования и их обсуждение. Применение шкалы боли по Oswestry Disability Index позволило определить степень нарушения жизнедеятельности, обусловленную заболеваниями позвоночника и силой болевых ощущений. Согласно анкетированию, среди 15 студенток ЭГ с «очень сильно выраженной» болью было 40 % выборки, с болью «весьма сильно выраженной» - 27 %, с умеренно выраженной доходило до 20 % и с «очень слабо выраженной» болью - 13 % обследуемых (рис. 1).

После реализации в учебном процессе ЭГ комплекса ПИФУ ситуация изменилась. Из всего количества обучающихся с «очень сильно выраженной» болью оказалось 20 % студенток, с болью «весьма сильно выраженной» число уменьшилось до 13 %, с «умеренно выраженной» - 20 % девушек, а студенток с «очень слабо выраженной» болью стало большинство, увеличившись до 47 % выборки. Это позволяет нам констатировать, что постизометрические физические упражнения позволили улучшить субъективную оценку самочувствия у студенток. Отметим, что такой результат может быть достигнут только при правильном выполнении упражнений.

Динамика результатов физической подготовленности девушек, принявших участие в эксперименте, представлена в табл. 2.

Данные, полученные в процессе исследования, свидетельствуют о том, что в ЭГ произошли достоверные изменения (при p<0,05) в трех тестах: удержание прямых ног под углом 45° из и. п. в упоре лежа на предплечьях - результат увеличился с 64,9±18,7 до 81,8±13,5 с; удержание туловища, прогнувшись, в исходном положении лежа на животе - с 134,7±18,7 до 152,3±21,4 с; поднимание туловища из и. п. лежа на спине, согнув ноги, руки скрестно на груди, результат составил 36,6±11,5 раз в начале

воздействия и 48,7±2,8 раз после него (достоверно при p<0,05). Другие критерии оценки физической подготовленности студенток также изменились в сторону улучшения, но незначительно. В КГ все показатели, кроме двух, изменились в сторону повышения, но данные изменения недостоверны.

В среднем все исследуемые данные соответствовали программно-методическим требованиям и соответствовали оценке «хорошо-отлично», что является достаточно высоким показателем физической подготовленности студенток, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

Выводы. В результате проведенного исследования была доказана эффективность применения ПИФУ для снижения болевого синдрома у студенток специальной медицинской группы. Устранение последнего позволило способствовать повышению физической подготовленности занимающихся. По трем из пяти оцененных показателей физической подготовленности в ЭГ по окончании эксперимента были выявлены достоверные различия по сравнению с первоначальными значениями.

Литература

1. Алексеев В. В. Диагностика и лечение острых поясничных болей/В. В. Алексеев//Сог^Н-ит Medicum. - 2009. - Т. 11. № 2. -С. 42-46.

2. Климова Н. В. Рентгеноморфологические особенности течения остеохондроза пояснично-крестцового отдела позвоночника / Н. В. Климова//Вестник СурГУ. Медицина: научно-практический журнал. - 2011. - № 9 (3). - С. 66-74.

3. Ситель А. Б. Спина без боли. Как снять болевые ощущения в мышцах и суставах/А. Б. Ситель. - М.: Эксмо, 2015. - 224 с.

4. Челноков В. А. Остеохондроз позвоночника: перспективы применения физических упражнений/В. А. Челноков//Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 1. - С. 11-16

5. Юденко И. Э. Организационно-методические условия оздоровительных занятий студенток специальной медицинской группы с диагнозом нейроциркуляторная дистония (на примере вузов г. Сургута): автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/И. Э. Юденко. - Тюмень, 2002. - 26 с.

References

1. Alekseev V.V. Diagnostika i lechenie ostrykh poyasnichnykh boley [Diagnostics and treatment of acute lumbar pain]. Consilium Medicum. 2009. V. 11. No. 2. pp. 42-46.

2. Klimova N.V. Rentgenomorfologicheskie osobennosti techeniya osteokhondroza poyasnichno-kresttsovogo otdela pozvonochnika [X-ray morphological features of lumbosacral osteochondrosis course]. Vestnik SurGU. Meditsina: nauchno-prakticheskiy zhurnal. 2011. No. 9 (3). pp. 66-74.

3. Sitel A.B. Spina bez boli. Kak snyat bolevye oshchushcheniya v myshtsakh i sustavakh [Back without pain. How to relieve pain in muscles and joints]. Moscow: Eksmo publ., 2015. 224 p.

4. Chelnokov V.A. Osteokhondroz pozvonochnika: perspektivy primeneniya fizicheskikh uprazhneniy [Osteochondrosis of spine: prospects for use of physical exercises]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2005. No. 1. pp. 11-16.

5. Yudenko I.E. Organizatsionno-metodicheskie usloviya ozdorovitelnykh zanyatiy studentok spetsialnoy meditsinskoy gruppy s diagnozom neyrotsirkulyatornaya distoniya (na primere vuzov g. Surguta) [Organizational and methodological conditions of health-improving classes for female special health group students diagnosed with neurocirculatory dystonia (case study of Surgut universities)]. PhD diss. abstract: 13.00.04. Tyumen, 2002. 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.