Научная статья на тему 'Применение полимерных материаллов для изготовления водонепроницаемых плащей'

Применение полимерных материаллов для изготовления водонепроницаемых плащей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
472
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТНАЯ ОДЕЖДА / PROTECTIVE CLOTHING / НЕПРОМОКАЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ / WATERPROOF MATERIALS / ДИЗАЙН / DESIGN / ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / POLYMERIC MATERIALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Перова Л.Н.

Пальто, плащи обеспечивают для человека комфорт и необходимую изоляцию от внешних факторов, защищают его от переохлаждения. Основными критериями при выборе плаща на современном рынке должны служить особенности погодных условий в регионе, образ жизни, эстетические характеристики определенного человека и свойства материала выбранного изделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение полимерных материаллов для изготовления водонепроницаемых плащей»

УКД 677:687

Л. Н. Перова

ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛЛОВ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫХ ПЛАЩЕЙ

Ключевые слова: защитная одежда, непромокаемые материалы, дизайн, полимерные материалы.

Пальто, плащи обеспечивают для человека комфорт и необходимую изоляцию от внешних факторов, защищают его от переохлаждения. Основными критериями при выборе плаща на современном рынке должны служить особенности погодных условий в регионе, образ жизни, эстетические характеристики определенного человека и свойства материала выбранного изделия.

Keywords: protective clothing, waterproof materials, design, polymeric materials.

Overcoats, raincoats provide for human comfort and the necessary isolation from external factors, to protect it from exposure. The main criteria for choosing the cloak on the market today should serve particular weather conditions in the region, lifestyle, aesthetic characteristics of a particular person and material properties of the selected product.

Сегодня модный костюм в силу частой сменяемости его форм не успевает стать обычаем даже на короткий период. Теперь под термином «костюм» понимается набор элементов одежды и аксессуаров, который несет информацию об образе отдельного человека или социальной группы людей. Очевиден вывод: понятие «костюм» является более емким, чем понятие «одежда», так как костюм всегда по сути своей одежда, тогда как одежда не всегда может быть костюмом. Значение костюма в наше время многогранно, не совсем правомерно, ограничивать использование костюма только двумя функциями — защитной и эстетической, которые более характерны для одежды [1].

Характер одежды первоначально определялся в основном климатическими условиями среды обитания первобытных людей. Первой одеждой человека, укрывающей его от палящего солнца или лютого холода, были шкуры убитых животных, первые «ткани», которым» обертывали тело, создавались из пеньки, крупных листьев и травы. Однако уже в первобытном обществе значение одежды не ограничивалось лишь защитной функцией. Кроме того, одежда во все времена определяла национальную, региональную, профессиональную, имущественную

принадлежность человека. Способ жизни общества на каждом этапе его исторической эволюции отражался на характере использования одежды, поэтому можно сказать, что разнообразные функции одежды складывались исторически. В ходе общественного развития постепенно одежда усложнялась и совершенствовалась, расширяя спектр своего назначения. Определенный образный строй одежды становился образцом для подражания. Так возникало понятие костюма, который отражал общественные представления, нормы поведения, индивидуальные особенности личности.

Плащи - это не промокаемые легкие изделия, предназначенные для ветреной и дождливой погоды. Относятся к теплозащитной одежде. Как пальто и костюмы, плащи обеспечивают человеку необходимую изоляцию, защищают его от переохлаждения [2]. Основными критериями при выборе плаща на современном

рынке должны служить особенности погодных условий в регионе, образ жизни и конечно эстетические характеристики определенного человека.

Плащи, представленные на современном рынке, имеют очень большую историю, их можно найти еще в древности. Люди пытались сделать одежду водонепроницаемой ещё с тех пор, когда дождь считался явлением божественных сил -представители первобытнообщинного строя, жители Афин VI века до нашей эры, римские легионеры, крестоносцы и викинги - все спасались от дождя с помощью обычных плащей и накидок, кожаных или шерстяных, которые носили практически круглый год [3].

Жители Центральной и Северной Европы -крестьяне, воины, бюргеры и обитатели замков на протяжении веков не знали альтернативы простой шерстяной, в редких случаях кожаной, накидке, разница заключалась лишь в статусе владельца и убранстве одежды. Самые роскошные плащи-дождевики шили из парчи, но никаких дополнительных усилий к увеличению водостойкости одежды не прикладывалось, исключением можно назвать капюшон, придуманный, в Шотландии в III в.

В XVIII веке в Испании стали разграничивать ежедневные плащи и накидки-дождевики, последние начали пропитывать смолой или маслами для усиления водоотталкивающих свойств.

Современная история исследования каучука, а вернее млечного сока — латекса, началась в XVIII веке, после того как ученые Лондонского ботанического сада получили ростки каучуконосов. Европейцы стали более активно экспериментировать с гидроизоляцией

ткани. Франсуа Фресней представил свой вариант непромокаемой материи в 1748 году. Шотландец Джон Сайм усовершенствовал французский вариант в 1815 году. Первый действительно водонепроницаемый плащ был изготовлен в 1821 в Лондоне и получил название Fox'sAquatic в честь создателя - Грэя Фокса. Плащ был сделан из

материала гамброн - ткань саржевого переплетения из шерсти, льна или их смеси [4].

Первые водонепроницаемые предметы одежды не были очень популярны из-за неумелого использования каучука - в жару одежда становилась липкой и чересчур эластичной, а в холод затвердевала. Эта проблема была решена в начале девятнадцатого века одним шотландцем. Чарльз Макинтош создал водонепроницаемую одежду. Он использовал нафту, побочный продукт перегонки угля, для растворения каучука. Решив склеивать одежду из кусков ткани, пропитанной этим составом, в 1823 году он получил патент, а уже в 1836 началось производство непромокаемых плащей под торговой маркой Charles Macintosh and Co. Первыми клиентами компании были британские военные, но уже вскоре слава о макинтошах разлетелась и за пределы Великобритании.

С изобретением новой технологии изготовления водонепроницаемой ткани

придумывался фасон плаща, учитывая особенности ткани. Основным критерием при разработке фасона служило обеспечение надежной защиты от дождя в экстремальных условиях, так как основными потребителями являлись военные и рыбаки. Соответственно это очень сильно влияло на фасон, придумывались специальные элементы, даже цвет подбирался не случайно. К таким плащам относятся макинтош, тренч, дождевик, вощеная куртка, спортивные куртки из мембранной ткани. Все эти разновидности плаща несут основную функцию -защита от дождя, но различаются в технологической обработке материала, по фасону, силуэту, декоративным элементам и отделке.

Немаловажным фактором пластической организации формы костюма является соподчиненность пластики силуэта, как плоскостного выражения формы, и пластики элементов и деталей этой формы. Без такой пластической связи невозможно создание единства между целым и его частями. Проектируя новую форму костюма, дизайнер должен представлять характер взаимодействия пластического движения формы изделия и пластики движений человека в этом костюме. Пластическая организация костюма зависит от фигуры человека, его пропорциональных членений, так какон является носителем заданной формы. Пластика костюмных форм определяется не только силуэтом и конструкцией изделия, но и методами и способами технологической обработки костюма [5].

Главная отличительная черта и одновременно главное достоинство плащей — это материал, из которого они делаются.

Для изготовления плащей применятся различные материалы, обладающие легкостью, мягкостью, хорошими влагозащитными свойствами, стойкостью к истиранию, незначительной усадкой при намокании и т. п. Это могут быть хлопчатобумажные ткани с водоотталкивающими пропитками, пленочные материалы из поливинилхлорида и полиэтилена, плащевые ткани с пленочным покрытием, ткани из синтетических

волокон в чистом виде или в смеси с другими волокнами.

Защитная функция плащей и курток достигается тепловым сопротивлением,

водоупорностью и пониженной

воздухопроницаемостью покровных материалов.

Выбор материалов и требования к плащам и плащевым тканям определяется условиями эксплуатации [6].

Сегодня для пошива плащей используются современные высококачественные материалы, отличающиеся высокой износостойкостью и водонепроницаемостью. Как правило, это обычные ткани (хлопок, лен), обработанные специальными водоотталкивающими веществами. При выборе плаща следует обратить внимание на материалы, из которых сшит не только сам плащ, но и подкладка: ткани, содержащие большой процент полиэстера практически не мнутся.

Все разнообразие плащевых тканей разделяют на три группы, это водоотталкивающие, водонепроницаемые и мембранные.

Водоотталкивающими называют вещи из обычных тканей, покрытых специальными растворами (обычно эти пропитки обозначаются аббревиатурой DWR — durable, water, repellent), которые, как обещают, будут сопротивляться намоканию материи, так как капли воды будут съеживаться и скатываться вниз. Но растворы защищают от мелкого дождя и имеют тенденцию смываться после нескольких стирок. К тому же DWR-пропитки не работают, когда одежда загрязняется, потому что поры, на которые нанесено водоотталкивающее средство, оказываются закупоренными, не стирать такие вещи в целях сохранения пропитки тоже не получится. Можно купить специальное средство во флаконе с распрыскивателем и, следуя указаниям

инструкции, повторно обработать изделие, но этот опять не продержится долго.

Водонепроницаемой считается одежда, сшитая из материалов, которые сами по себе способны не пропускать влагу. В такой одежде можно гулять, ездить на велосипеде и, не боясь промокнуть даже в ливень. Но такая куртка защищает от капель дождя, но не пота. Чем мощнее материал противостоит дождю, тем труднее ему выводить влагу тела.

Также водонепроницаемой одежду делают проклеенные швы. Они помогают избежать попадания воды через отверстия, которые остаются от иглы во время сшивания. Но для того, чтобы тело во всей этой водонепроницаемой экипировке могло дышать, на одежде должны быть вентилирующие отверстия. В дождевике NorseProject x Elka есть три круглые дырки среднего размера в верхней части спины, для вентиляции, сверху они закрыты кокеткой, так что со спины их не видно. И проклейка швов, и вентиляционные отверстия не только требуют больше времени на изготовление плаща, но и повышают его цену.

Для активных телодвижений все-таки рекомендуют покупать одежду из тканей

с мембранами воге-Тех, Роге11е. Мембрана состоит из нескольких слоев, ключевой из которых — слой эластичной и пористой тефлоновой пленки, относящейся к полимерным соединениям. Ячейки настолько малы, что не пропускают воду в жидком состоянии, а пар свободно проходит. В результате куртка справляется с дождем, а находиться в ней легко и приятно. Первая такая мембрана называлась воге-Тех и была изобретена химиком по имени Билл Гор. Под этим названием она была запатентована, но срок действия патента истек, и теперь многие производят мембраны, совсем отличных от «гортекса» конструкций [7].

Также, для пошива женских плащей используются современные синтетические материалы, такие как бондинг, нейлон, спандэкс и другие. Изделия из этих материалов привлекательны, долговечны, прочны, хорошо вентилируются, отталкивают влагу. Для того чтобы плащ не мялся, в состав материала добавляют ацетат, полиамид или полиэстер. Это очень практично, так как счастливая обладательница плаща из подобного материала автоматически избавляет себя от лишней глажки, не прекращая при этом выглядеть безупречно.

Литература

1. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды / В.В Ермилова, Д.Ю.Ермилова.- М.: Академия, 2000. - 184 с.

2. Орленко Л.В., Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды / Л.В. Орленко, Н.И. Гаврилова. -Учебное пособие. - М.: Форум: ИНФРА-М,2006. - 288 с.

3. Захаржевская Р. В.История костюма: От античности до современности / Р.В. Захаржевская. - Издатель: М.: РИПОЛ классик, 2005. - 306 с.

4. Каминская Н.М.История костюма / Н.М. Каминская. -Издательство: Легкая промышленность и бытовое обслуживание, 1986. - 168 с.

5. Андросова, Э.М. Основы художественного проектирования костюма / Э.М. Андросова. -Челябинск.: Медиа-Принт, 2004.-184 с.

6. Бузов Б.А. Материаловедение швейного производства / Б.А. Бузов, Т.А. Модестова, Н.Д. Алыменкова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Легпромбытиздат, 1986. -424 с.

7. Кумпан, Е.В. Применение формооброзующих полимерных материалов в декорировании одежды / Е.В.Кумпан, Г.А.Гарифуллина // Вестник Казан.технол. ун-та.- 2012. - Т.15, №14 - С. 121-122.

© Л. Н. Перова - ст. преподаватель каф. «Дизайн», КНИТУ, Come_to_milka@mail.ru.

© L. N. Perova - senior lecturer department "Design" Kazan national research technological university, Come_to_milka@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.