Научная статья на тему 'Применение опыта налогообложения в Грузии для развития сферы туризма Кыргызстана'

Применение опыта налогообложения в Грузии для развития сферы туризма Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«туристическое чудо» / доходность / налогообложение / налоговый кодекс / льготы. / “tourist miracle” / profitability / taxation / tax code / benefits

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — О В. Стус

Сравнивая географический, природно-климатический факторы и налогообложение двух стран, можно сделать вывод, что они очень схожи. Автор решил проанализировать путь успеха Грузии в воплощении «туристического чуда», которое за несколько последних лет вывело эту сферу, в ведущие отросли страны. Рассмотрев те льготы и нюансы налогообложения Грузии, которые помогли ей увеличить доходность туризма и смежных с ним сфер, автор надеется на рост доходов и развитие данной сферы экономики с учетом применения опыта Грузии, в Кыргызстане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF EXPERIENCE OF TAXATION IN GEORGIA FOR THE DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF TOURISM OF KYRGYZSTAN

Comparing the geographical, climatic factors and taxation of the two countries, we can conclude that they are very similar. The author decided to analyze the path of Georgia’s success in the embodiment of the “tourist miracle”, which over the past few years has brought this area to the leading growth countries. Having examined the benefits and nuances of taxation in Georgia that helped her increase the profitability of tourism and related fields, the author hopes for revenue growth and development of this sector of the economy, taking into account the application of the experience of Georgia in Kyrgyzstan.

Текст научной работы на тему «Применение опыта налогообложения в Грузии для развития сферы туризма Кыргызстана»

ПРИМЕНЕНИЕ ОПЫТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГРУЗИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

СФЕРЫ ТУРИЗМА КЫРГЫЗСТАНА

О.В. Стус, аспирант

Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики (Кыргызская Республика, г. Бишкек)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10733

Аннотация. Сравнивая географический, природно-климатический факторы и налогообложение двух стран, можно сделать вывод, что они очень схожи. Автор решил проанализировать путь успеха Грузии в воплощении «туристического чуда», которое за несколько последних лет вывело эту сферу, в ведущие отросли страны. Рассмотрев те льготы и нюансы налогообложения Грузии, которые помогли ей увеличить доходность туризма и смежных с ним сфер, автор надеется на рост доходов и развитие данной сферы экономики с учетом применения опыта Грузии, в Кыргызстане.

Ключевые слова: «туристическое чудо», доходность, налогообложение, налоговый кодекс, льготы.

1 января 2005 года в Грузии вступил в силу новый налоговый кодекс, который сократил количество существующих налогов с 20-ти до 7-ми. Целями нового кодекса являлись:

- Обеспечение экономического роста путём сокращения налогов и уменьшения пошлин.

- Обеспечение стабильного и предсказуемого правового климата.

- Поддержка легального бизнеса с помощью создания устойчивой правовой базы и способствование применения принципов либеральной экономики.

- Повышения уровня налоговой культуры с помощью введения упрощенных административных механизмов.

Для защиты интересов налогоплательщиков новый налоговый кодекс предусмотрел создание новых структур, а именно:

- Налоговый Арбитраж - независимой структуры, где все вопросы/проблемы, связанные с налогами рассматриваются с упрощёнными механизмами.

- Налоговый Омбудсмен призван защищать права налогоплательщиков [3].

Новый налоговый кодекс сократил не только количество налогов, но и ставки по ним. Следует так же отметить, что вносить изменения в налоговый кодекс страны, можно только путем проведения референ-

дума, что говорит о стабильности и обдуманности принимаемых решений.

Кризис 2008 года показал, что страна сильно зависит от внешнего финансирования и не сформировала те экономические структуры, которые помогли бы ей устойчиво развиваться. В после кризисный период, наряду с попытками приоритетного развития ряда отраслей, индустрия туризма была признана одним из важнейших катализаторов экономического роста. При высоком уровне безработицы в Грузии, и соответственно, низком уровне жизни населения, именно туризм мог способствовать созданию мелкого и среднего бизнеса, быстро предоставить рабочие места, смягчить проблему безработицы, повысить уровень благосостояния жителей.

Для развития сферы туризма в 2010 году правительством была разработана стратегия регионального развития Грузии до 2017 г., предусматривающая среди приоритетов развитие туризма и защиту окружающей среды. Был принят ряд законов, содействующих привлечению инвесторов и туристов, например, «О поддержке развития свободных туристических зон в Ко-булети и Анаклии», который декларирует приобретение инвесторами участков земли для построения гостиниц за плату в 1 лари. Инвестор на 15 лет освобождается от налогов на доход и имущество, а государство берет на себя создание инфраструктуры.

Государственная стратегия, все принятые меры, гостеприимство и благожелательное отношение к туристам жителей Грузии позволили предпосылкам развития туризма быть реализованными и посте-

пенно сделали отрасль туризма одной из основ экономического развития Грузии, вызвав к жизни грузинское «туристическое чудо» [1].

Рис. 1. Поступления от международного туризма в Грузии в % от суммарного экспорта [2]

Доходы от туризма включают в себя так же платежи перевозчикам, расходы туристов на развлечения, посещение ресторанов, покупку сувениров. Идет развитие смежных областей, таких как торговля, строительство, ресторанный и гостиничный бизнес, транспорт.

В 2015 году при поддержке Всемирным Фондом, правительством Грузии была принята «Стратегия развития туризма в Грузии - 2025». Ее цель - дальнейшее развитие туризма в регионе, искоренение бедности путем создания новых рабочих мест.

В Грузии существуют «Свободные туристические зоны», в которых исключены некоторые налоги и существуют определенные льготы.

В налогом кодексе предусматриваются специальные налоговые режимы, которые распространяются:

а) на физических лиц со статусом микробизнеса;

б) на физических лиц - предпринимателей со статусом малого бизнеса;

в) на лиц со статусом плательщика фиксированного налога.

Статус микробизнеса (статья 84) может быть присвоен физическому лицу, которое не использует труд наемных лиц, и полу-

чаемый суммарный совокупный доход которого не превышает 30000 лари в год.

Освобождение микробизнеса от налогов (статья 86)

Физическое лицо, имеющее статус микробизнеса:

- не платит подоходный налог;

- не платят текущих налогов;

- освобождаются от использования контрольного кассового аппарата;

- не подлежит обложению налогом источника дохода в случае оплаты за полученное обслуживание.

Статус малого бизнеса может быть присвоен физическому лицу, которое является предпринимательским физическим лицом, находится на налоговом учете и совокупный доход которого, полученный от экономической деятельности в течение календарного года не превышает 100000 лари.

Облагаемый налогом доход малого бизнеса и налоговая ставка (статья 90):

1. доход малого бизнеса облагается налогом в 5%

2. доход малого бизнеса облагается налогом в 3%, если:

а) у него есть документально обоснованные расходы, которые за вычетом начисленной заработной платы составляют 60% от совокупного дохода

б) деятельность осуществляется только на территории специальной зоны.

Налоговый учет малый бизнес ведет в упрощенной форме [5].

Обладая похожим потенциалом и схожей налоговой системой, Кыргызстан пока еще не добился в сфере туризма ощутимого подъема.

В туристическом бизнесе большой процент составляет занятость населения региона, для которого туризм - это зачастую единственная статья доходов. Правительство Кыргызстана объявило 2019 год - годом туризма, разработало Программу развития сферы туризма на 2019-2023 годы. Эта Программа призвана улучшить данную сферу за счет:

- социально-экономического развития регионов страны, которые являются локомотивом развития туристической отрасли;

- цифровизации сферы туризма;

- улучшения качества автомобильных дорог;

В таблице 1 проанализируем привлекательность Грузии и Кыргызстана для потенциальных инвесторов, с точки зрения величины ставок налогов.

- развитости инфраструктуры туристических и рекреационных зон;

- увеличения объема государственных капитальных вложений в туристическую инфраструктуру;

- разработки GPS-системы навигации для туристических объектов и туристических маршрутов;

- разработки географических указателей на иностранных языках;

- запуска прямых авиамаршрутов, связывающих Кыргызстан с основными туристическими рынками;

- оборудования гостиниц уровня 4-х и 5-ти звезд, объектов придорожного сервиса, специализированных средств размещения для любителей приключенческого туризма, современных бизнес- и конгресс-центров;

Таблица 1. Ставки налогов в Грузии и Кыргызстане [4, 6]

Вид налога Грузия Кыргызстан

Подоходный налог 20% 10%

Налог на прибыль 15% 10%

НДС 18% 12%

Акциз Фиксированная ставка Фиксированная ставка

На использование природных ресурсов Дифференцированная процентная ставка. Дифференцированная процентная ставка.

Налог с продаж Отсутствует От 0% до 4%

Налог на движимое имущество 1% (от стоимости имущества) От 0,05% до 1,8% (от объема двигателя)

Налог на недвижимое имущество 1% (от стоимости имущества) От 0,35% до 0,8% (от площади) (плюс коэф. зональности от 0,1-1% и отраслевой коэф. от 0,2-1,6%)

Налог на игорный бизнес Дифференцированная процентная ставка. Запрет на игорный бизнес

Земельный налог 1% (считается имуществом) от стоимости От вида пашни и района от 4,5 до 453 сом/га (от площади) В населенных пунктах от 0,9-2,9% (плюс коэф. коммерческого использования от 0,01- 50%) (от площади)

Единый налог (малый бизнес) От 3% до 5% От 3% до 6%

б) Патент Отсутствует От 1 500 сом-100 000 сом

в) Налоговый контракт Фиксированная ставка (в зависимости от вида деятельности) Фиксированная ставка (в зависимости от вида деятельности)

г) Микробизнес Освобожден от налогов Отсутствует

Гостиничный налог (на основе патента) Отсутствует За 1 койко-место в месяц от 400 до 4000 сом

- улучшения уровня сервиса в аэропортах, как местного, так и международного значения (процедуры по обслуживанию пассажиров в аэропорту, большие очереди, задержка багажа, услуги такси);

- подготовки кадров для туристической отрасли [7].

Можно заметить, что Программа развития сферы туризма на 2019-2023 годы, не предусматривает ни введение налоговых льгот для развития данной сферы, ни прямых инвестиций существующим туристическим компаниям, ни беспроцентные кредиты на строительство новых и реконструкцию старых объектов туризма, как это было сделано Грузией, чей опыт можно было бы позаимствовать. Согласно этой Программе планируется к 2023 году вывести Кыргызстан на 70 место в рейтинге Всемирного экономического форума по

развитию туризма и обеспечить рост ВВП в сфере туризма до 7%.

Вывод. По мнению автора, для достижения намеченных целей по становлению и укреплению позиций туристической сферы, Правительство Кыргызстана должно, прежде всего, обратить внимание на уже имеющихся игроков в сфере туризма, на компании, которые занимаются этим много лет, имеют достаточный опыт и вес на мировом рынке. Только в сотрудничестве государства и турбизнеса возможно серьезно заявить о себе, как стране с развитым туризмом, добиться роста ВВП и выше чем 7%. Большую роль в улучшении экономического положения страны и ее граждан, играет и то, что развивая сферу туризма, автоматически происходит экономический рост в других сферах, таких как строительство, торговля, авто- и авиа-

перевозки, гостиничный бизнес.

Библиографический список

1. Деточенко Л.В. Особенности развития туризма в Грузии, как отросли, способствующей экономическому росту в стране // Вестник Удмуртского университета. 2019. Т. 29, Вып. 2

2. Кпоета. Мировой Атлас данных. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: кйр8//кпоета.ги/а1;1а8/Грузия // (дата обращения 13.04.2020)

3. Грузия: Стратегическое видение и важнейшие приоритеты финансовой реформы на период 2004-2006. Международная конференция Зураб Ногаидели Министр Финансов. Доклад - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iep.ru/fi1es/text/confer/2004_09_13-14/nogaideli_ru.pdf (дата обращения 13.04.2020)

4. Налоговый кодекс Грузии.

5. Налоговый кодекс Грузии (краткие разъяснения).

6. Налоговый кодекс Кыргызстана.

7. Официальный сайт Департамента туризма при Министерстве культуры, информации и туризма Кыргызской Республики.

APPLICATION OF EXPERIENCE OF TAXATION IN GEORGIA FOR THE DEVELOPMENT OF THE SPHERE OF TOURISM OF KYRGYZSTAN

O.V. Stus, Postgraduate

Academy of Public Administration under the President of the Kyrgyz Republic (Kyrgyz Republic, Bishkek)

Abstract. Comparing the geographical, climatic factors and taxation of the two countries, we can conclude that they are very similar. The author decided to analyze the path of Georgia's success in the embodiment of the "tourist miracle ", which over the past few years has brought this area to the leading growth countries. Having examined the benefits and nuances of taxation in Georgia that helped her increase the profitability of tourism and related fields, the author hopes for revenue growth and development of this sector of the economy, taking into account the application of the experience of Georgia in Kyrgyzstan.

Keywords: "tourist miracle", profitability, taxation, tax code, benefits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.