УДК 347.9: 349.6:343.9
DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(3).295-305
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В БОРЬБЕ С НАРУШЕНИЯМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Я.Б. Дицевич1, О.А. Белых2, Г.Д. Русецкая2
1 Иркутский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, г. Иркутск, Российская Федерация
2 Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
Информация о статье Дата поступления 17 мая 2019 г.
Дата принятия в печать 21 июня 2021 г.
Дата онлайн-размещения 2 июля 2021 г.
Ключевые слова Экологическая преступность; юридическая ответственность; предупреждение нарушений экологического законодательства; экологические правонарушения; природоохранная деятельность; цифровые технологии
Аннотация. В статье рассматривается опыт внедрения в повседневную деятельность государственных правоохранительных, природоохранных органов и иных субъектов осуществления деятельности в сфере охраны окружающей среды информационных и иных новых технологий, в том числе автоматизированных информационных систем, технических средств фиксации, компьютерных геоинформационных систем, позволяющих осуществлять в рамках контрольно-надзорных и иных мероприятий мониторинг состояния природных и природно-антропогенных объектов, а также выявление, фиксацию и оценку последствий совершенных нарушений экологического законодательства. В работе содержится информация об использовании органами прокуратуры и внутренних дел, таможенными органами информационных технологий для решения проблем идентификации лесоматериалов при их перемещении по территории России и за ее пределы, контроля за законностью происхождения лесоматериалов при таможенном декларировании и в целом для снижения уровня латентности экологических правонарушений. В целях совершенствования правоприменительной природоохранной практики необходимо реализовать предложения об организации единого учета и анализа административной правонарушаемости в области экологии с использованием информационных технологий, принимая во внимание многосубъектность органов административной юрисдикции в данной сфере и имеющиеся сложности разграничения составов экологических административных правонарушений и преступлений. Рассматриваются примеры применения в рамках выявления нарушений экологического законодательства и ликвидации причиненного экологического вреда биотехнологических и биоинформационных методов. Обращается внимание на законодательное закрепление обязанности субъектов производственного экологического контроля в отношении объектов, оказывающих крупное негативное воздействие на окружающую среду, применение с 2019 г. новых технологий путем установки систем дистанционного мониторирования. Отмечается позитивное влияние использования в России новых технологий на активизацию общественного экологического контроля, в том числе посредством создания на федеральном уровне государственной информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей среды. В качестве обладающего существенным антикриминогенным потенциалом высказывается предложение о создании на уровне регионов комплексных информационных интернет-ресурсов экологической направленности в целях развития взаимодействия субъектов природоохранной деятельности и повышения уровня экологической культуры российского населения.
- THE USE OF NEW TECHNOLOGIES IN COUNTERACTING VIOLATIONS OF ENVIRONMENTAL LEGISLATION
| Jaroslava B. Dicevich1, Olga A. Belykh2, Genrietta D. Rusetskaya2
¡5 1 Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Irkutsk,
the Russian Federation d 2 Baikal State University, Irkutsk, the Russian Federation
X
>2 Article info Abstract. The authors describe the experience of using information and other new
Received technologies in the daily work of state law enforcement, nature protection agencies
i 2019 May 17 and other bodies involved in nature protection activities, including automated infor-
j A t d mation systems, technical means of recording information, computer geoinformation
o 2o2lJune 21 systems that make it possible to monitor the condition of nature and nature-anthro-
Available online pogenic objects as part of control-supervision and other activities; they also make it
2021 July 2 possible to reveal, record and assess the consequences of violations of environmental
legislation. The paper presents information on how procuratorial authorities, inter-Keywords nal affair's bodies and customs authorities use information technologies to solve the
Environmental crimes; legal problems of identifying timber materials as they are transported on the territory of
responsibility; prevention of violations Russia and taken abroad, of controlling the legal origin of timber materials in customs of environmental legislation; reporting procedures and, in general, how these technologies are used to reduce the
environmental offenses; environmental latency level of environmental offences. The authors claim that, in order to improve activities; digital technologies the nature protection law enforcement activities, it is necessary to use information
technologies to organize a single accounting and analysis system for administrative offences in the environmental sphere, while taking into account the multi-subject nature of the bodies of administrative jurisdiction in this sphere and the existing difficulties in differentiating between environmental administrative offences and crimes. The authors discuss examples of using biotechnological and bioinformation methods to reveal the violations of environmental legislation and to repair the damage inflicted on the environment. They draw attention to the legislative embodiment of the duty, since 2019, for subjects of industrial environmental control to use new technologies in the form of distance monitoring over objects having a considerable negative impact on the environment. The authors also note a positive influence that the use of new technologies in Russia has on the activation of public environmental control thanks to, among other things, a federal information system of public control in the sphere of environmental protection. They suggest that there is a considerable anti-criminogenic potential in creating, at the regional level, internet-based information resources of environmental character to promote the cooperation between subjects of nature protection activities and improve the level of environmental culture of the Russian people.
В условиях обострения существующих и появления новых угроз национальной безопасности Российской Федерации, вызванных в том числе исчерпанием экспортно-сырьевой модели экономического развития, отставанием в области разработки и внедрения новых технологий, сопровождаемых истощением ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере сокращения действующих месторождений на территориях России, особую актуальность обретает поиск способов устранения факторов, создающих возможность нанесения ущерба национальным экономическим и экологическим интересам России1. В указанных целях федеральными документами стратегического планирования органам власти предписывается, в частности, осуществление мероприятий, направленных на стимулирование внедрения инновационных технологий (в том числе информационных и биотехнологий) и развития экологически безопасных производств, а также на строительство и модернизацию очистных сооружений, внедрение технологий по снижению объема выбросов вредных веществ и сточных вод и принятие иных мер, связанных с использованием достижений науки и техники, по
1О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (п. 12) : указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ. 2017. № 20. Ст. 2902.
противодействию экологическим угрозам2. На сегодняшний день развитие наукоемких технологий в области использования природных ресурсов является одним из основных факторов экономической, технологической и политической безопасности страны [1, с. 77].
Вопросы использования инновационных технологий в области борьбы с нарушениями законодательства сравнительно недавно стали предметом исследовательского интереса [2-4]. По мере расширения спектра научных исследований, связанных с применением достижений научно-технического прогресса в области охраны окружающей среды и здоровья граждан, в профессиональной литературе данная тематика также обретает популярность [5, с. 11; 6]. Вместе с тем в большинстве работ ученых, касающихся темы противодействия экологическим преступлениям и административным правонарушениям, в основном анализируются лишь отдельные аспекты применения новых технологий в данной области [7, с. 109]. К числу важнейших задач развития экономики нового технологического поколения, закрепленных в соответствующих нормативных документах3, относится ускорен-
2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31 дек. 2015 г. № 683 // СПС «КонсультантПлюс».
3О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы : указ
ная цифровая трансформация государственного управления. При этом одним из ожидаемых итогов процесса цифровизации является повышение оперативности и эффективности реагирования уполномоченных государственных органов на нарушения законодательства (в том числе в сфере охраны природы), а также устранение причин и условий, им способствующих. В этой связи несомненной является необходимость дальнейшего изучения основных направлений и проблем развития информатизации рассматриваемой сферы жизнедеятельности общества с целью определения наиболее перспективных технологий и активизации их применения в природоохранной деятельности. Общеизвестным является факт зависимости эффективности борьбы с нарушениями экологического законодательства от своевременности поступления информации об изменениях экологической обстановки на той или иной территории, а также от ее полноты и достоверности. При этом уровень информационной обеспеченности природоохранной деятельности уполномоченных государственных органов в России на протяжении многих десятилетий оставляет желать лучшего. Данная проблема усугубилась в последние годы с появлением правовых предпосылок к минимизации вмешательства государства в хозяйственную деятельность проверяемых субъектов предпринимательства при осуществлении государственными контрольно-надзорными органами надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов4, сокращению числа проверочных мероприятий с заменой большинства из них на мероприятия по контролю без вмешательства в хозяйственную деятельность проверяемых субъектов (например, путем проведения рейдовых осмотров, обследований и др.). Указанная тенденция привела к усложнению деятельности по выявлению и фиксации нарушений природоохранного законодательства, связанных, прежде всего, с загрязнением природной среды.
Внедрение в повседневную деятельность государственных органов новых способов обнаружения, фиксации и предупреждения нарушений экологического законодательства создает
Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203 // СПС «Консуль-тантПлюс».
4 О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ // Там же.
условия для их более полного и быстрого выявления. С помощью сведений из разнообразных государственных информационных ресурсов работники государственных контрольно-надзорных органов имеют возможность провести оперативную и дистанцированную от проверяемых субъектов проверку законности осуществления хозяйственной деятельности, в том числе своевременность и полноту внесения природопользователями платы за негативное воздействие на окружающую среду, соблюдение условий лицензий и иных разрешительных документов и т.д. [8]. Для снижения уровня ла-тентности экологических правонарушений также видится необходимым использование правоохранительными и контрольно-надзорными природоохранными органами сведений из информационных систем и баз, банков данных в рамках созданной в России системы государственного экологического мониторинга. В частности, на сайтах территориальных управлений Росгидромета и некоторых иных государственных природоохранных структур в открытом доступе размещаются актуализируемые сведения о состоянии окружающей среды на территории того или иного региона (также и в прогнозной проспекции), применимые в деятельности природоохранных государственных ведомств и общественных организаций [9].
Результаты использования в работе государственными правоохранительными органами информации, полученной в ходе осуществления космического мониторинга, свидетельствуют о его особой эффективности в противодействии нарушениям лесного, земельного законодательства. В отдельных регионах данные способы информирования используются при выявлении случаев незаконной добычи полезных ископаемых и водных биоресурсов. Специалистами в последние годы отмечается расширение возможностей органов внутренних дел, прокуратуры, таможенных органов по выявлению преступлений, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений, путем оперативной проверки легальности перевозки древесины с использованием сведений, размещаемых в действующей с 2014 г. единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней (ЕГАИС) [7]. Применение информационных технологий может также способствовать решению проблем идентификации лесоматериалов при их перемещении по территории России и за ее пределы, негативно сказы-
вающихся на состоянии преступности в лесной отрасли [10]. Исследование действующей практики таможенного регулирования вывоза продукции лесной промышленности в Российской Федерации свидетельствует о невозможности одномоментного достижения качественно иной структуры российского экспорта лесоматериалов. Либерализация экспорта лесоматериалов после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) создала предпосылки для увеличения в нем доли сырьевой направленности. Более высокая рентабельность поставки на экспорт древесного сырья усиливает заинтересованность предпринимателей в увеличении объемов экспортных поставок, что является значимым отрицательным последствием лесозаготовок, осуществляемых с нарушением законодательства [11]. Выявлению большого количества нарушений лесного законодательства в рассматриваемой сфере способствует и то обстоятельство, что в условиях ограниченных сроков выпуска товаров, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, контроль за законностью происхождения леса и лесоматериалов при таможенном декларировании производится с внедрением цифровых технологий таможенного контроля: технических средств контроля на цифровых носителях, которые регистрируют наличие и количество перемещаемых лесоматериалов; систем видеонаблюдения, установленных в зонах таможенного контроля, осуществляющих видеорегистрацию перемещения товаров. Информация, полученная в результате оперативного контроля, поступает в базу данных системы контроля за движением указанных товаров от момента их заготовки до принятия решения об их помещении под таможенную процедуру экспорта «с учетом обеспечения интеграции программных средств с единой автоматизированной информационной системой таможенных органов»5.
Стратегия развития таможенной службы России ориентирует сотрудников таможенных органов на активное внедрение в повседневную правоохранительную деятельность информационных технологий. В современной практике таможенного межгосударственного сотрудничества имеется немало подобных примеров. Например, «упрощенный таможенный кори-
5 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 23 мая 2020 г. № 1388-р // СПС «Консультант плюс».
дор» — это процедура содействия торговле, применяемая при перемещении между двумя и более государствами товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенными службами этих государств представлена достоверная предварительная информация. Стороны обмениваются сведениями, полученными ими при таможенном декларировании товаров и транспортных средств, вывозимых с территории государства одной стороны, если пункт назначения или маршрут транзита находится на территории государства другой стороны. Примером многостороннего информационного взаимодействия является деятельность Регионального узла связи по правоохранительной работе ВТО по странам СНГ RILO-Москва. В частности, по каналам международной таможенной правоохранительной сети ВТО, функционирующей на оперативной коммуникационной платформе CENcomm (Custom senforcement network) RILO-Москва, в режиме реального времени осуществляется обмен информацией с таможенными службами стран СНГ и ВТО о новых маршрутах перемещения контрабанды наркотиков. RILO-Москва также регулярно принимает участие в международных специальных операциях в сфере борьбы с контрабандой, экологическими преступлениями ВТО, которые осуществляются на основе информационного обмена [12]. Ранее упоминаемое внедрение межведомственной информационной системы, обеспечивающей учет древесины и совершения сделок с ней, также призвано стать надежным инструментом по декриминализации экспорта лесоматериалов.
Контрольно-надзорные мероприятия на лесных участках лесного фонда осуществляются сотрудниками лесничеств, обладающими специальными познаниями, они могут на месте происшествия определить обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела [13]. При этом на практике при проведении проверочных мероприятий по фактам лесных пожаров нередки случаи формального подхода к указанию в протоколах осмотра места происшествия площади территории возгорания леса и породы лесных насаждений, которые повреждены или уничтожены на осматриваемом участке, что, в свою очередь, является обязательным признаком состава преступления, предусмотренного ст. 261 УК РФ.
Нормами законодательства закреплены требования о том, что в ходе производства по уголовному делу необходимо устанавливать точное количество поврежденных насаждений,
их объем, вид, бонитет и сумму ущерба, непосредственно причиненную лесному фонду6. Расчеты сумм ущерба лесному фонду, как правило, производятся должностными лицами лесничеств, на территории которых произошло возгорание леса. Однако зачастую ими не учитывается конкретное количество лесных насаждений, поврежденных либо уничтоженных в ходе лесного пожара, а принимается в расчет лишь общая площадь возгорания, основная порода, средний диаметр древесины и ее запас, цена за кубометр древесины и ожидаемый отпад на выделе. В этой связи расчет суммы ущерба лесному фонду часто не является объективным, что снижает результативность деятельности по компенсации экологического вреда, причиняемого соответствующим экологическим преступлением.
Для эффективного контроля за исполнением лесного законодательства на залесенных территориях целесообразным является использование данных электронного «паспорта» территории, представляющего собой единый электронный документ, созданный для информационной поддержки оперативных дежурных служб в составе правоохранительных органов (используемый также для целей прокурорского надзора), отражающий риски совершения правонарушений различного характера на той или иной территории России в условиях повседневной деятельности. Наиболее часто указанные электронные документы используются в качестве базы данных оперативных дежурных служб при угрозах или фактах возникновения противоправных ситуаций на первоначальных этапах.
В рассматриваемой деятельности работниками правоохранительных и природоохранных органов используются ранее упоминаемые автоматизированные информационные системы, представляющие собой комплекс вычислительного и коммуникационного оборудования, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а также системный персонал, обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей7.
6Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства : постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 // СПС «Консультант плюс».
7 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Там же.
Современные информационно-телекоммуникационные технологии, подлежащие использованию в противодействии нарушениям лесного и иного экологического законодательства, представлены следующими системами: географическая информационная система (ГИС) для отображения на электронной карте различных характеристик территории, мест происшествий, расположения транспортных средств экстренных оперативных служб; система мониторинга для приема и обработки информации и сигналов от датчиков на контролируемых стационарных и подвижных объектах. При этом полноценно функционировать ГИС может лишь в связке с иными системами. Так, для отображения на карте точек происшествий или местоположения транспортных средств необходимо получение соответствующих координат из информационно-коммуникационной системы. ГИС представляет собой web-приложение и выглядит как карта с инструментами, открывающаяся в отдельной вкладке браузера. Указанные системы, кроме графического отображения, содержат разностороннюю информацию об объектах и их элементах, обеспечивая также определение площади и периметра замкнутых фигур, местоположение любых указанных объектов, правообладателя, вид хозяйственного использования и т.д. Информация о каждом объекте, внесенном в ГИС, хранится в цифровом формате. Для формирования данных могут быть использованы, например, материалы автоматизированной съемки, сканирования, дистанционного зондирования. При выделении оператором нужного объекта на экране компьютера отображается информация, присущая этому объекту. Технические средства фиксации, в том числе и снимки со спутника, позволяют качественно и количественно оценить реальную картину нарушения законодательства: уточнить площадь вырубки либо возгорания, породы лесных культур, определить иные обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела о том или ином преступлении в лесной сфере.
Таким образом, применение компьютерной ГИС позволяет осуществлять в рамках контрольно-надзорных мероприятий наблюдение за природными объектами, обеспечивающее определение параметров, характеризующих состояние территории, отдельных ее элементов, видов техногенного или антропогенного воздействия, а также мониторинг природных, техногенных или природно-техногенных объектов,
в рамках которого по определенной программе осуществляются регулярные наблюдения за объектом с целью контроля его состояния, для своевременного выявления и прогнозирования его изменений и оценки. При этом система мониторинга целостности лесных территорий, земель лесного фонда и земель сельскохозяйственного назначения состоит из следующих основных элементов:
-организационная структура; -общая модель системы, включая объекты мониторинга;
- комплекс технических средств; -модели ситуации (модели развития ситуаций);
-методы наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования; -информационная система. Информационная система экологического мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена соответствующей информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации, которая может усилить эффективность деятельности по выявлению, пресечению и раскрытию преступлений и иных нарушений законодательства об охране окружающей среды и добиться улучшения качества расследования по данным категориям уголовных дел. Также следует согласиться с мнением ученых, основанном на изучении опыта пенитенциарных систем таких стран, как Норвегия, Великобритания, США, Беларусь, Канада, Германия, отмечающих эффективность и необходимость продолжения исследований, направленных на совершенствование практики применения технологий электронного мониторинга правонарушителей в уголовно-исполнительной практике, способствующих расширению спектра способов предупреждения совершения новых преступлений, исправлению преступников, что является актуальным и для сферы борьбы с нарушениями экологического законодательства [14, с. 84-86].
Одним из основных ожидаемых итогов широкомасштабной деятельности по цифровой трансформации государственного управления применительно к сфере охраны окружающей среды является снижение отмечаемого высокого уровня коррумпированности данной области правоотношений, в том числе благодаря обеспечению большей прозрачности деятельности
системы органов государственного экологического управления, компьютеризации документооборота и возможности автоматизированной (т.е. более объективной и быстрой8) оценки качества и эффективности деятельности сотрудников государственных ведомств, что в рамках осуществляемой реформы контрольно-надзорной деятельности9 также имеет важное значение, снижая зависимость итогов работы от так называемого человеческого фактора.
Также представляется, что правовое закрепление за конкретным органом власти (например, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования — Росприроднадзором, либо органами прокуратуры [15]) обязанности по ведению единого официального статистического электронного учета сведений о деятельности многочисленных субъектов по привлечению нарушителей к административной ответственности в сфере охраны окружающей среды создаст предпосылки для совершенствования правоприменительной практики в рассматриваемой сфере. При этом следует признать, что далеко не все возможности новых технологий используются в настоящее время органами государственной и муниципальной власти в деятельности по противодействию нарушениям экологического законодательства. В частности, представляется обладающим большим природоохранным потенциалом расширение практики использования данных космического мониторинга в деятельности органов власти по охране лесов, в том числе в целях упрощения и повышения достоверности итогов, качества инвентаризационных, противопожарных, лесоустроительных работ, для снижения уровня правонарушаемости при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий посредством закрепления обязательности проведения космической верификации при подготовке обосновывающей документации, а также с помощью создания так называемых биометрических паспортов лесонасаждений в целях последующей организации компьютерного анализа состояния лесных
8 Имеется в виду возможность сокращения временных, интеллектуальных, материальных и иных затрат на осуществление рассматриваемых мероприятий организационно-аналитического характера.
9 Реформа контрольной и надзорной деятельно-
сти : прил. к протоколу президиума Совета при Президенте РФ по стратег. развитию и приоритет. проектам от 21 дек. 2016 г. № 12 // СПС «КонсультантПлюс».
массивов и определения оптимальных направлений работы по их сохранению10, что соответствует международно-правовым тенденциям правового регулирования деятельности по сохранению лесов [16].
Ощутимую помощь в борьбе с нарушениями экологического законодательства и ликвидации их последствий может оказать использование инновационных биотехнологических методов. Например, в России имеется опыт применения методов биологической деструкции при ликвидации причиненного разливами нефтепродуктов ущерба водным объектам и почвам посредством использования специальных микроорганизмов [17]. Итоги научных исследований в области биоинформатики по применению лишайников, ракообразных и иных представителей флоры и фауны в качестве биоиндикаторов ухудшения состояния окружающей среды (прежде всего атмосферного воздуха, почв, водных объектов) применяются российскими учеными в целях повышения уровня объективности, достоверности и полноты данных экологического мониторинга [18; 19].
При изучении направлений применения новейших технологий нельзя обойти вниманием природоохранную деятельность субъектов производственного экологического контроля (природопользователей), которые не менее активно, чем государственные ведомства, применяют результаты современных технических и иных изобретений, внедряют передовые производственные технологии и используют программное обеспечение в экономической деятельности. Кроме того, в целях автоматизации процессов формирования экологической информации и обеспечения достоверности данных, получаемых при осуществлении производственного экологического контроля, с 2019 г. введена законодательная обязанность по применению новых технологий владельцами объектов 1-й категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (по перечню, утверждаемому Правительством России) [20, с. 12-13]. Данная обязанность подлежит реализации путем оснащения стационарных источников автоматическими средствами измерения и учета объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и их концентрации,
10 В Тюмени могут появиться биометрические паспорта на деревья // Аргументы и факты. 2016. 27 июня. URL: https://tmn.aif.ru/society/tyumenskiy_uchenyy_soz-dal_biometricheskie_pasporta_dlya_derevev.
а также техническими средствами фиксации и передачи указанной информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. На сегодняшний день процесс формирования нормативно-правовой базы, а также научно-методической основы реализации природополь-зователями требований закона об установке указанного оборудования продолжается.
Не менее значимым для роста эффективности природоохранной деятельности представляется использование возможностей цифровых технологий с целью повышения уровня экологической культуры населения России. Очевидным является позитивное влияние развития в России цифровых технологий на активизацию общественного экологического контроля, что подтверждается непрекращающимся ежегодным ростом электронных обращений представителей общественности по вопросам охраны окружающей среды, подаваемых через официальные сайты уполномоченных государственных органов (органов прокуратуры, контрольно-надзорных ведомств природоохранной направленности и др.).
В 2016 г. в целях снижения высокого уровня латентности нарушений экологического законодательства по инициативе Министерства природных ресурсов и экологии России11 создана федеральная государственная информационная система общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования (ФГИС «Наша природа») для аккумулирования и направления в компетентные государственные органы поступающих обращений о фактах нарушений экологического законодательства и о недостатках природоохранной деятельности органов власти с последующим доведением до заявителя и общественности в целом информации о результатах рассмотрения обращения, разработаны также соответствующие приложения для всех видов операционных систем мобильных средств связи12. Реализации
110 федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования : постановление Правительства РФ от 8 сент. 2017 г. № 1082 // СПС «КонсультантПлюс».
12 Система общественного экологического контроля заработала в байкальских регионах // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. 2017. URL: http://www.mnr.gov.ru/press/news/ sistema_obshchestvennogo_ekologicheskogo_kontrolya_ zarabotala_v_baykalskikh_regionakh/?sphrase_id=72764.
указанных целей призваны способствовать и иные формируемые специализированные интернет-ресурсы, например открытый сетевой ресурс «Интерактивная карта свалок», созданный в рамках реализации проекта ОНФ «Генеральная уборка», а также сайты общественных экологических организаций (на некоторых из них организуются тематические дискуссионные площадки, или форумы).
Возможность размещения в интернет-среде доступной широчайшей аудитории информации экологической направленности, безусловно, способствует активизации процессов формирования экологической культуры населения той или иной территории. На сегодняшний день в информационной телекоммуникационной сети размещены разнообразные сведения, имеющие отношение к охране окружающей среды, начиная с итогов деятельности органов государственной власти и общественности в сфере охраны природы и природоресурсной специфики того или иного российского региона, заканчивая сведениями о степени угрозы исчер-паемости большей части имеющихся в стране природных ресурсов.
Учитывая ежегодный непрекращающийся рост числа российского населения, использующего информационно-телекоммуникационные сети в качестве основного источника получаемой информации, видится перспективным создание на региональном уровне комплексных информационных интернет-ресурсов экологической направленности, аккумулирующих информацию обо всех участниках природоохранной деятельности (органах власти, образовательных, культурно-просветительских, научных, общественных организациях, эколо-го-ориентированных представителях бизнес-сообщества, СМИ) и их работе в сфере охраны окружающей среды; об экологическом, социально-экономическом состоянии того или иного региона; о планируемых к принятию нормативных правовых актах природоохранного характера и другой тематической, регулярно актуализируемой информации. Реализация указанного предложения создаст условия для развития взаимодействия субъектов природоохранной деятельности и будет способствовать повышению уровня эколого-информационной обеспеченности, а в конечном итоге и экологической культуры российского населения [21].
Анализируя последствия роста применения цифровых и иных новейших технологий
в жизнедеятельности общества, нельзя не отметить и тот факт, что достижения научно-технического прогресса активно используются не только субъектами природоохранной деятельности, но и нарушителями экологического законодательства, в том числе для незаконного завладения природными ресурсами, избежания ответственности за совершенные противоправные деяния и реализации добытой незаконным путем продукции природного происхождения. Наряду с использованием экологическими правонарушителями при осуществлении противоправной деятельности технических средств (тепловизоров, квадракоптеров, средств спутниковой связи и др.) [22], встречаются случаи их несанкционированного доступа к сведениям из государственных информационных систем [23]. В этой связи, помимо осуществления мероприятий в сфере информационной безопасности, направленных на обеспечение защиты информации, в природоохранной деятельности необходимым является разработка и применение правовых и организационных мер противодействия нарушениям экологического законодательства, совершаемым с использованием новых технологий.
Таким образом, для эффективного применения достижений цифровизации в целях противодействия нарушениям экологического законодательства представляется целесообразным дальнейшее развитие информационной основы деятельности органов государственного экологического управления путем обеспечения регулируемого доступа всех уполномоченных государственных органов, осуществляющих природоохранную деятельность, к имеющимся информационным системам в сфере охраны окружающей среды; обновление стандартов деятельности природопользователей, связанной с воздействием на окружающую среду, в том числе с использованием международного опыта в данной сфере [24].
Представляется, что дальнейшее формирование правовой основы таких природоохранных институтов, как технологические нормативы и наилучшие доступные технологии, а также совершенствование правовых основ применения новых технологий (включая информационные) будут способствовать реализации антикриминогенного потенциала инновационных технологий в сфере борьбы с нарушениями экологического законодательства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Тышкевич М.Ю. Развитие наукоемких технологий как основной фактор экономической безопасности страны / М.Ю. Тышкевич, В.А. Ковалева // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2016. — № 6. — С. 76-81.
2. Капинус О.С. Цифровизация деятельности органов прокуратуры: настоящее и будущее / О.С. Капинус // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2018. — № 4 (66). — С. 5-10.
3. Ищук Я.Г. Цифровая криминология : учеб. пособие / Я.Г. Ищук, Т.В. Пинкевич, Е.С. Смольянинов. — Москва : Акад. упр. МВД России, 2021. — 244 с.
4. Хатов Э.Б. Состояние единого информационного пространства органов прокуратуры, иных правоохранительных, а также контрольно-надзорных органов и судов / Э.Б. Хатов // Университет прокуратуры Российской Федерации. — 2019. — № 3 (71). — С. 38-41.
5. Сушкова Л.Т. Автоматизация медико-биологических и экологических исследований на основе цифровой обработки информации : дис. ... д-ра техн. наук : 01.04.01 / Л.Т. Сушкова. — Владимир, 1999. — 281 с.
6. Lang M. Tracking the long-term structure changes of a mature deciduous broadleaf forest stand using digital hemispherical photography / M. Lang, J. Pisek // Forestry Studies. — 2019. — Vol. 70, № 1. — P. 80-87.
7. Смоленцев Д.В. Применение информационных систем в практической деятельности органов прокуратуры / Д.В. Смоленцев // Прокурор. — 2016. — № 3. — С. 108-112.
8. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» / Л.П. Берназ, И.Н. Жочкина, Н.В. Кичигин [и др.] ; отв. ред. Н.И. Хлуденева. — Москва : Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве РФ, 2018. — 528 с.
9.Дицевич Я.Б. Информационные технологии в природоохранной деятельности органов прокуратуры / Я.Б. Дице-вич // Законность. — 2020. — № 10 (1032). — С. 3-8.
10. Бельков В.А. Чипирование лесоматериалов как фактор повышения эффективности борьбы с преступлениями в лесной отрасли / В.А. Бельков, Я.Б. Дицевич // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2017. — № 2 (40). — С. 132-136.
11. Санина Л.В. Незаконная рубка лесных насаждений как угроза экономической безопасности региона / Л.В. Санина // Основные направления государственной политики России в сфере обеспечения национальной безопасности : материалы Междунар. науч.-практ. конф. — Иркутск, 2018. — С. 173-183.
12.Дунаевский В.Ю. Совершенствование таможенного регулирования экспорта лесоматериалов в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации / В.Ю. Дунаевский // Вестник Российской таможенной академии. — 2015. — № 2. — С. 150-155.
13. Шарова Г.Н. Обеспечение пожарной безопасности в лесах Российской Федерации / Г.Н. Шарова, Т.В. Раскина // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2011. — № 4 (24). — С. 60-63.
14. Щербаков А.В. Зарубежный опыт обеспечения безопасности пенитенциарной системы и возможность его использования в отечественной практике / А.В. Щербаков // Вестник ТвГУ. Сер.: Право. — 2017. — № 3. — С. 75-93.
15. Курилова Е.В. Правовые и организационные основы прокурорского надзора за исполнением законодательства об административной ответственности в экологической сфере : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / Е.В. Курилова. — Москва, 2014. — 28 с.
16. Lipschutz R.D. Why Is There No International Forestry Law?: An Examination of International Forestry Regulation, both Public and Private / R.D. Lipschutz // UCLA Journal of environmental law and policy. — 2000. — Vol. 19, № 1. — P. 153-179.
17. Фильтрационные возможности сообщества Lubomirskia Baikalensis в условиях модельного эксперимента / О.А. Белых, Л.А. Глызин, Е.А. Константинова, О.Ю. Глызина. — DOI 10.17150/2500-2759.2019.29(2).179-184 // Известия Байкальского государственного университета. — 2019. — Т. 29, № 2. — С. 179-184.
18. Галемина М.А. Биомодели для оценки техногенных загрязнений воды / М.А. Галемина, О.А. Белых, А.В. Мокрый. — DOI 10.17150/2500-2759.2019.29(2).179-184 // Экономическая безопасность: стратегия взаимодействия государства и бизнеса : материалы регион. науч.-практ. конф., Иркутск, 25 нояб. 2014 г. / под ред. А.П. Киреенко. — Иркутск, 2015. — С. 29-34.
19. Экологическая оценка состояния пригородных лесов г. Байкальска / О.А. Белых, А.В. Мокрый, М.А. Галемина [и др.] // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2015. — Т. 25, № 5. — С. 913-920.
20.Дицевич Я.Б. Актуальные направления деятельности органов прокуратуры в сфере охраны окружающей среды : монография / Я.Б. Дицевич. — Иркутск : Изд-во Иркут. юрид. ин-та, 2017. — 203 с.
21. Дицевич Я.Б. О создании информационного интернет-ресурса эколого-просветительской направленности в целях охраны озера Байкал / Я.Б. Дицевич // От экологического образования к экологии будущего : сб. материалов VI Всерос. науч.-практ. конф. по эколог. образованию / под ред. В.А. Грачева. — Москва, 2020. — С. 2192-2197.
22.Ходякова Н.В. Информационные технологии как инструмент противодействия преступности / Н.В. Ходякова // Современные проблемы противодействия преступности : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Волгоград, 22-23 июня 2010 г. — Волгоград, 2010. — С. 346-350.
23. Евдокимов К.Н. Уголовно-правовые и криминологические аспекты противодействия неправомерному доступу к компьютерной информации: по материалам Восточно-Сибирского региона : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / К.Н. Евдокимов. — Иркутск, 2006. — 203 с.
24. Palmer G. The Earth Summit: What Went Wrong at Rio? / G. Palmer // Washington University Law Review. — 1992. — Vol. 70, iss. 4. — P. 1005-1028.
REFERENCES
1. Tushkevich M.Y., Kovaleva V.A. Science-Intensive High Technologies as the Main Factor of the National Economic Security. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika = Economics and Business: Theory and Practice, 2016, no. 6, pp. 76-81. (In Russian).
2. Kapinus O.S. Digitalization of the Prosecutor's Office: Present and Future. Vestnik Akademii General'noi prokuratury Ros-siiskoi Federatsii = Bulletin of the Academy of the RF Prosecutor General's Office, 2018, no. 4, pp. 5-10. (In Russian).
3. Ishchuk Ya.G., Pinkevich T.V., Smolyaninov E.S. Tsifrovaya kriminologiya [Digital Criminology]. Moscow, Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation Publ., 2021. 244 p.
4. Khatov E.B. The State of the Common Information Space of the Prosecutor's Office, other Law Enforcement Agencies, as well as Control and Supervisory Bodies and Courts. Vestnik Universiteta prokuratury Rossiiskoi Federatsii = Bulletin of the University of the Prosecutors Office of the Russian Federation, 2019, no. 3, pp. 38-41. (In Russian).
5. Sushkova L.T. Avtomatizatsiya mediko-biologicheskikh i ekologicheskikh issledovanii na osnove tsifrovoi obrabotki infor-matsii. Dokt. Diss. [Automation of medical-biological and environmental research on the basis of digital processing of information. Doct. Diss.]. Vladimir, 1999. 281 p.
6. Lang M., Pisek J. Tracking the long-term structure changes of a mature deciduous broadleaf forest stand using digital hemispherical photography. Forestry Studies, 2019, vol. 70, no. 1, pp. 80-87.
7. Smolentsev D.V. The use of information systems in the practice of procuratorial authorities. Prokuror = Prosecutor, 2016, no. 3, pp. 108-112. (In Russian).
8. Bernaz L.P., Zhochkina I.N., Kichigin N.V., Kodolova A.V., Minina E.L., Khludeneva N.I. (ed.). Nauchno-prakticheskii kom-mentarii k Federal'nomu zakonu ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ «Ob okhrane okruzha-yushchei sredy» [Commentaries on Russian Federal Law No. 7-FZ «On Environmental Protection», January 10, 2002]. Moscow, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation Publ., 2018. 528 p.
9. Ditsevich Ya.B. Information Technologies in Environmental Activities of the Prosecutorial Bodies. Zakonnost' = Legality, 2020, no. 10, pp. 3-8. (In Russian).
10. Belkov V.A., Ditsevich Ya.B. Timber Chipping as a Factor of Increasing the Efficiency of Fight against Crimes in the Forestry Sector. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika = Legal Science and Law Enforcement Practice, 2017, no. 2, pp. 132-136. (In Russian).
11. Sanina L.V. Illegal Logging of Forestry Plants as a Threat to Economic Security in the Region. Osnovnye napravleniya gosu-darstvennoi politiki Rossii v sfere obespecheniya natsional'noi bezopasnosti. Materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Main Directions of Russia's Governmental Policy in the Sphere of Ensuring National Security. Materials of International Research Conference]. Irkutsk, 2018, pp. 173-183. (In Russian).
12. Dunaevsky V.Yu. Improving Customs Regulation of Timber Products Export to Ensure the Economic Security of the Russian Federation. Vestnik Rossiiskoi tamozhennoi akademii = The Russian Customs Academy Messenger, 2015, no. 2, pp. 150-155. (In Russian).
13. Sharova G.N., Raskina T.V. Fire Safety Ensuring in the Forests of the Russian Federation. Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Federatsii = Bulletin of the Academy of the RF Prosecutor General's Office, 2011, no. 4, pp. 60-63. (In Russian).
14. Scherbakov A.V. Foreign Experience of Ensuring the Safety of Penitentiary System and Possibility of its Use in the Russian Practice. Vestnik TvGU. Seriya: Pravo = Herald of TvSU. Series: Law, 2017, no. 3, pp. 75-93. (In Russian).
15. Kurilova E.V. Pravovye i organizatsionnye osnovy prokurorskogo nadzoraza ispolneniem zakonodatel'stva ob administra-tivnoi otvetstvennosti v ekologicheskoi sfere. Avtoref. Kand. Diss. [Legal and organizational basis of procuratorial supervision over the observance of legislation on administrative liability in the sphere of the environment. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2014. 28 p.
16. Lipschutz R.D. Why Is There No International Forestry Law?: An Examination of International Forestry Regulation, both Public and Private. UCLA Journal of environmental law and policy, 2000, vol. 19, no. 1, pp. 153-179.
17. Belykh O.A., Glyzin L.A., Konstantinova E.A., Glyzina O.Yu. Filtration Capacities of Lubomirskia Baicalensis Biocenosis in Conditions of a Model Experiment. Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Baikal State University, 2019, vol. 29, no. 2, pp. 179-184. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).179-184.
18. Galemina M.A., Belykh O.A., Mokryi A.V. Biomodels for the Assessment of Industrial Water Pollutants. In Kireenko A.P. (ed.). Ekonomicheskaya bezopasnost': strategiya vzaimodeistviya gosudarstva i biznesa. Materialy regional'noi nauchno-prak-ticheskoi konferentsii, Irkutsk, 25 noyabrya 2014 g. [Economic Security: Strategy of Interaction between State and Business. Materials of Regional Scientific and Practical Conference, Irkutsk, November 25, 2014]. Irkutsk, 2015, pp. 29-34. (In Russian). DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).179-184.
19. Belykh O.A., Mokry A.V., Galemina M.A., Kanitskaya L.V., Sultanova E.T., Chuparina E.V. Ecological Assessment of Baikalsk Suburban Forests. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2015, vol. 25, no. 5, pp. 913-920. (In Russian).
20. Ditsevich Ya.B. Aktual'nye napravleniya deyatel'nosti organov prokuratury v sfere okhrany okruzhayushchei sredy [Topical Directions of the Work of Procuratorial Authorities in the Sphere of Environmental Protection]. Irkutsk Law Institute Publ., 2017. 203 p.
21. Ditsevich Ya.B. On the Creation of an Information Resource of Ecological and Educational Direction for the Protection of Lake Baikal. In Grachev V.A. (ed.). Ot ekologicheskogo obrazovaniya k ekologii budushchego. Materialy VI Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii po ekologicheskomu obrazovaniyu [From Environmental Education to the Environment of the Future. Materials of the VI All-Russian Research Conference]. Moscow, 2020, pp. 2192-2197. (In Russian).
22. Khodyakova N.V. Information technologies as an instrument of counteracting crime. Sovremennye problemy protivode-istviya prestupnosti. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Volgograd, 22-23 iyunya 2010 g. [Modern Problems of Counteracting Crime. Materials of All-Russian Research Conference, Volgograd, June 22-23, 2010]. Volgograd, 2010, pp. 346-350. (In Russian).
23. Evdokimov K.N. Ugolovno-pravovyeikriminologicheskieaspektyprotivodeistviyanepravomernomudostupukkomp'yuternoi informatsii: po materialam Vostochno-Sibirskogo regiona. Kand. Diss. [Criminal law and criminological aspects of counteracting unlawful access to computer information: based on the materials from Eastern Siberia. Cand. Diss.]. Irkutsk, 2006. 203 p.
24. Palmer G. The Earth Summit: What Went Wrong at Rio? Washington University Law Review, 1992, vol. 70, iss. 4, pp. 1005-1028.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Дицевич Ярослава Борисовна — доцент кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении гражданских и арбитражных дел Иркутского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, г. Иркутск, Российская Федерация; е-mail: [email protected].
Белых Ольга Александровна — профессор кафедры водных биоресурсов и аквакультуры Байкальского государственного университета, доктор биологических наук, профессор, г. Иркутск, Российская Федерация; е-mail: [email protected].
Русецкая Генриетта Денисовна — профессор кафедры инженерно-экономической подготовки Байкальского государственного университета, доктор технических наук, профессор, г. Иркутск, Российская Федерация; е-mail: [email protected].
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ
Дицевич Я.Б. Применение новых технологий в борьбе с нарушениями экологического законодательства / Я.Б. Дицевич, О.А. Белых, Г.Д. Русецкая. — DOI 10.17150/2500-4255.2021.15(3).295-305 // Всероссийский криминологический журнал. — 2021. — Т. 15, № 3. — С. 295-305.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Dicevich, Jaroslava B. — Ass. Professor, Chair of Procura-torial Supervision and Participation in Hearing Civil and Arbitration Cases, Irkutsk Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, Ph.D. in Law, Irkutsk, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
Belykh, OlgaA. — Professor, Chair of Water Bioresources and Aquaculture, Baikal State University, Doctor of Biology, Irkutsk, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
Rusetskaya, Genrietta D. — Professor, Chair of Engineering and Economic Training, Baikal State University, Doctor of Technology, Irkutsk, the Russian Federation; e-mail: [email protected].
FOR CITATION Dicevich J.B., Belykh O.A., Rusetskaya G.D. The use of new technologies in counteracting violations of environmental legislation. Vserossiiskii kriminologicheskii zhur-nal = Russian Journal of Criminology, 2021, vol. 15, no. 3, pp. 295-305. DOI: 10.17150/2500-4255.2021.15(3).295-305. (In Russian).