Следует отметить, что интеллектуальная деятельность была присуща человечеству с момента появления первых разумных существ. Однако в экономическом обороте результаты интеллектуальной деятельности стали участвовать только с конца XVIII в.
(Продолжение следует)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Поляков Р. Е. Анализ определения понятия «интеллектуальная собственность» // Молодой учёный. - 2011. - Т.1, №10.- С. 176-179.
2. Интеллектуальная собственность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kribel.ru/intel/ index.html (дата обращения: 02.03.2016).
Мансурова Гелия Ильфаровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ. Мансуров Павел Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТУ.
Поступила 03.03.2016 г.
УДК 378
Н. А. НИКОЛЕНКО
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЦЕЛЯХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПРОФИЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ МЕТОД ПРОЕКТОВ
«... нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это - прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления учеников. Это -умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами».
В. В. Путин
В последние годы в развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для отечественной школы. В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и других сферах [1].
Ключевые слова: образование, метод проектов, проектная работа.
Во всём мире система образования России признаётся уникальной из-за её фундаментальности и научности. Но сравнительные исследования выпускников российских вузов и вузов стран Запада, проведённые Мировым банком, зафиксировали, что российские студенты показывают очень высокие результаты по критериям
© Николенко Н. А., 2016
«знание», «понимание» и очень низкие баллы по критериям «применение на практике», «оценивание», «синтез», «анализ», тогда как западные студенты при условно низком показателе знаний продемонстрировали достаточно высокий уровень навыков анализа, синтеза, высокий уровень умения принимать решения [ 1].
Действительно, в настоящее время возросла роль некоторых качеств личности, ранее необязательных для жизни в обществе, таких как:
способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми разных профессий, культур [2].
В этой связи ставится цель работы, заключающаяся в развитии у учащихся творческих и аналитических способностей, которые не входят в ключевой набор компетенций, но позволяют в полной мере ими овладеть в ходе всего процесса обучения в школе [2].
Одним из «универсальных инструментов» для достижения поставленной цели является метод проектов, который не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё во второй половине Х1Х века в сельскохозяйственных школах США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952 гг.), а также его учеником В. Х. Кил-патриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личный интерес и личные цели. Чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Школа представала как активная жизнедеятельность в настоящем, а не подготовка к будущему [7].
Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности [1].
Проект (от лат. рг^еСи - выдвинутый вперёд) - это разработка замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта. При этом происходит разработка не только идеи, но и условий её реализации. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
По мнению И. С. Сергеева, проект - это «пять П»: Проблема - Проектирование (планирование) -Поиск информации - Продукт - Презентация [8].
Однако можно назвать и шестое «П» проекта - его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчёты и др. [3].
Учебный проект - это форма методической работы, направленная на изучение конкретного предметного раздела, темы, события, явления, процесса. Учебный проект - это форма работы по конкретной проблеме, где ставится цель, планируются и обсуждаются этапы, сроки и методы работы. Особый интерес обычно представляют общественно значимые проекты.
Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но, если это метод, то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся и предполагающих презентацию этих результатов [1].
Метод проектов (с греч. - путь исследования) - это система обучения, модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных качеств и творческих способностей.
Существует ещё одно определение, выдвинутое педагогами. С моей точки зрения оно является дополнением вышесказанного определения [1].
Метод проектов - педагогическая технология, включающая в себя множество специфических форм, приёмов и методов, направленная на развитие творческой, исследовательской и аналитической деятельности учеников.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества [1].
Преимущества метода перед другими педагогическими технологиями:
• Высокая активность учеников.
• Самостоятельная познавательная деятельность учеников.
• Самостоятельная ценность реализованных проектов.
• Глубина и объём полученных знаний не сравнимы со стандартными методами.
• Выработка устойчивого интереса к предмету исследования и к процессу изучения наук вообще.
Сложности:
• Учитель должен владеть психолого-педагогическими приёмами организации работы (тренинговые методики).
• Индивидуально-ориентированная система организации работы.
• Большинство проектов требует времени, значительно превышающего время урока.
Особенности:
Учитель перестаёт учить в обычном понимании слова, он становится координатором процесса самообразования [3].
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, и пр.).
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.
6. Определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования (использование в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола»).
7. Выдвижение гипотезы их решения.
8. Обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений, пр.).
9. Обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчётов, просмотров, пр.).
10. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
11. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
12. Выводы, выдвижение новых проблем исследования [2].
Рассмотрим, каким образом организуется проектная деятельность по технологии, какие положительные результаты даёт данная технология обучения.
Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления [2].
В настоящее время метод проектов всё чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе её осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом. Причём основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость её достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельно найденной и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сами по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями [2].
При использовании метода проектов получили два результата.
Первый - это педагогический эффект от включения учащихся в «добывание знаний» и их логическое применение. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.
Второй результат - это сам выполненный проект [7].
Проектное обучение создаёт положительную мотивацию для самообразования. Это, пожалуй, его самая сильная сторона. Поиск нужных материалов, комплектующих требует
систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, как показывают наблюдения, более 70% учащихся обращаются к учебникам и другой учебно-методической литературе. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается в учебный процесс, осуществляемый в виде практикума, эффективен при соблюдении всех этапов проектной деятельности, обязательно включающих презентацию [7].
Практичность проектной деятельности выражается не в её формальном характере, а в соответствии с направлением индивидуальной деятельности и желанием учащегося.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы. Учащимся дается определённый алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное решение, если практическая - то конкретный результат, готовый к внедрению, применению [7].
Были поведены опросы учащихся во второй четверти прошлого учебного года и в начале нынешнего учебного года. Объективно заметны изменения отношения учащихся к проектной деятельности. Некоторые показатели изменились на величину 45-50% от общего количества учащихся среди выпускных классов. Основными причинами могут считаться следующие факторы и технологии:
1. Мотивация учащихся к проектной деятельности. Мотивировать учащихся к проектной деятельности можно, и это происходит через участие в различных конкурсах проектов, через участие в работе школьного научного общества. В 2015/2016 учебном году в работе школьного научного общества участвовали учащиеся 8 и 9 классов.
2. Индивидуальная работа с учащимися. Работа проводится индивидуально с учащимся. При групповой проектной работе учащихся максимальное количество учащихся в группе ограничивалось двумя учениками. Делается это с целью развития у учащихся самостоятельности.
3. Самостоятельная работа школьников над выбранной темой. Учитель перешёл из ранга
обучающего в ранг консультирующего руководителя, то есть стал научным руководителем.
4. Актуальность в выборе темы, а именно, выбор темы происходил и происходит исходя из объективных окружающих нас реалий.
5. В случае предоставления учащимся узких тем практического решения может возникнуть проблема отсутствия интереса учащихся к работе, непонимания цели своей деятельности и отсутствие у учащихся (тем более старших классов) целостного, системного отношения к проблеме.
6. Применение проектной работы при проведении аттестационных или переводных экзаменов. В данном случае раскрывается в полной мере весь накопленный учениками объём знаний и умений.
7. Использование проектов и минипроектов во внеучебной деятельности.
Метод проектов по своей сути является универсальной методикой для достижения поставленных целей. Но помимо развития у учащихся творческих и аналитических способностей, он в полной мере позволяет достичь того, чтобы выпускники, покидающие школу, обладали основной массой ключевых компетенций. Выпускники смогут быть более результативными в последующем в становлении «Себя» в социуме. Навыки работы над проектом позволят бывшим школьникам, будь-то студенты или производственники, или творческие деятели, быть компетентными в различных областях деятельности и информации и быть способными к самообразованию и к повышению оценки своего «Я» [8].
Универсальность методики позволяет её использовать в работе не только в образовательной области «технология», но и в других предметах школьного цикла. Данный вывод основывается на существующих в проектной работе межпредметных связях, широко используемых в работе учащихся над проектом. Вывод об универсальности методики в дополнение ко всему основывается на всесторонне охватывающей деятельности учащихся во время работы, на повышении самообразования непосредственно самих руководителей - учителей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование : учебное пособие для высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 288 с.
2. Матяш Н. В. Проектный метод обучения в системе технологического образования // Педагогика. - 2000. - №4.
3. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников : пособие. - М. : Просвещение, 2008. - 192 с.
4. Симоненко В. Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников: теоретико-методологические аспекты : книга для учителя. - Брянск, 1999.
5. Структура и содержание проектной деятельности / В. А. Кальней и др. // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004. - №4. -С. 21 -26.
6. Методика обучения учащихся технологии : книга для учителя / под ред. В. Д. Симо-ненко. - Брянск, Ишим, 1998.
7. Рогачева Е. Ю. Педагогическое творчество Дж. Дьюи в чикагский период // Педагогика. -2004. - №5. - С. 90-96.
8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся : практическое пособие для работников общеобразовательных. - М. : Аркти, 2004. - С. 4.
Николенко Наталья Алексеевна, учитель технологии МБОУ «Средняя школа №57» г Ульяновска.
Поступила 11.03.2016 г.