Научная статья на тему 'Проектная технология при изучении раздела «Химия и жизнь»'

Проектная технология при изучении раздела «Химия и жизнь» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТ / PROJECT / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ХИМИЯ И ЖИЗНЬ / CHEMISTRY AND LIFE / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / MEDICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова М.Ф., Егорова К.Е.

B данной статье рассматривается организация и методика проектной деятельности учащихся при изучении раздела «Химия и жизнь», которая нацелена на решение проблемы в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECT-BASED TECHNOLOGY IN STUDYING CHEMISTRY AND LIFE UNIT

The article describes the organization and methodology of project-based tasks for students studying «Chemistry and Life» unit which is aimed at solving problems as a result of independent actions of learners with an obligatory presentation of the results.

Текст научной работы на тему «Проектная технология при изучении раздела «Химия и жизнь»»

для дальнейшей работы - например, защищать честь школы на конференциях различных уровней, главная из которых - республиканская конференции «Шаг в будущее», являющаяся одним из инновационных путей развития сельской школы.

Эти теоретические выкладки апробировались во многих сельских малокомплектных школах республики, например, Кюндядинской СОШ Нюрбинского, Магарасской СОШ Горного, Туора-Кюельской СОШ Таттинского и др. улусов.

Ниже представлен один из примеров проведения теоретических и практических занятий при организации исследовательских работ учащихся.

Тематика проведения теоретических занятий по разделам:

I. Человек в мире веществ, материалов и химических реакций

1. Химия и здоровье.

2. Химия и пища.

3. Химические вещества как строительные и поделочные материалы.

4. Природные и экологические виды топлива.

II. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни

III. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

Тематика индивидуальных работ учащихся:

1. Определение витамина С в продуктах питания (красная и черная смородина).

2. Определение и устранение жесткости воды своего озера.

3. Очистка воды от загрязнений.

4. Определение засоленности почвы своего села.

5. Определение кислотности молока и хлеба.

Такая организация исследовательской работы учащихся в целом позволяет создать творческую атмосферу

научного исследования, «приблизить» учащегося к методологии научного исследования, сформировать разные уровни компетенций - как ключевые, обеспечивающие конкурентоспособность учащегося на социально-экономическом рынке, так и коммуникативные - умения общаться друг с другом и др. Установлено, что в ходе научной деятельности развивается навык самостоятельности, умения работать с научной литературой, развитие творческих способностей ребенка, расширение и углубление знаний, полученных в школе, развитие навыка самоутверждения ученика в данной области и, конечно, же вера в себя.

Таким образом, системное взаимодействие вуза и школы выступает как один из механизмов реализации компетентностного подхода в условиях перехода школ на профильное обучение. При этом такой подход позволяет установить тесный контакт между разными уровнями образовательного процесса - вуза и школы, что является немаловажным для вуза при отборе будущего своего контингента.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нахова Н. А., Егорова К. Е. Химия минералов: Пособие для элективного курса. - Якутск: Офсет, 2006. - 112 с.

2. Егорова К. Е., Нахова Н. А., Макаров Е. Д. Золото. - Якутск: Полиграфист, 1994. - 43 с.

3. Армстронг Г. Эвристический метод обучения. -М., 1921. - 243 с.

4. Райков Б. Е. Исследовательский метод педагогической работе. - Л., 1924. - 123 с.

5. Дорошенко С. С., Трушин Б. Н. Научно-исследовательская работа учащихся сельской школе // Химия в школе. - 1989. - № 6. - С. 95-96.

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗДЕЛА «ХИМИЯ И ЖИЗНЬ»

PROJECT-BASED TECHNOLOGY IN STUDYING «CHEMISTRY AND LIFE» UNIT

М. Ф. Осипова, К. Е. Егорова

В данной статье рассматривается организация и методика проектной деятельности учащихся при изучении раздела «Химия и жизнь», которая нацелена на решение проблемы в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Ключевые слова: проект, деятельность, технология, химия и жизнь, лекарственные препараты.

M. F. Osipova, K. E. Yegorova

The article describes the organization and methodology of project-based tasks for students studying «Chemistry and Life» unit which is aimed at solving problems as a result of independent actions of learners with an obligatory presentation of the results.

Keywords: project, activities, technology, chemistry and life, medications.

Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы являются новыми составляющими современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерным становится переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности - проектных, творческих, исследовательских. В этой связи нам бы хотелось поделиться опытом организации проектной деятельности учащихся в условиях сельской школы.

Наша школа находится на самом севере Российской Федерации, где температура зимой достигает до -60 °С, а летом до +30 °С. Школа сельская, отдаленная от центра, и поэтому нами используются различные методические подходы, которые способствовали бы активизации познавательной деятельности учащихся. При организации такой деятельности мы используем возможности своего региона. В летнее время это организация научно-исследовательских лагерей с участием ученых-специалистов по изучению флоры и фауны и окружающей среды своего улуса (района). В зимнее время - использование собранных материалов: гербариев, энтомологических коллекций и результатов экспериментальных работ в процессе изучения той или иной темы, а также организация весенних и зимних школ с преподавателями вуза, что дает нам возможность активно участвовать со своими проектами на научных конференциях различных уровней. Эта работа системная, проводится в течение года и является одной из оптимальных вариантов организации различных видов деятельности учащихся. В данной статье нам бы хотелось поделиться опытом организации и методикой проектной деятельности учащихся в процессе изучения конкретной темы.

Известно, что метод проекта зародился во второй половине XIX века. Основоположником считается американский философ Джон Дьюи. Он считал, что опыт и знания ребенок должен приобретать в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов [1]. Основной идеей использования метода проекта в реальном учебном процессе является организация деятельности обучающегося в социальной среде с целью расширения и обогащения его жизненного опыта. С точки зрения учащегося проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе. Эта деятельность позволяет учащемуся проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания; направить знания и умения на решение проблемы, поставленной в виде цели и задач, когда результат этой деятельности носит практический характер. В процессе выполнения проекта у учащихся расширяется понимание того, что они сами делают, конкретизируются и углубляются знания социальных явлений и процессов.

С этих позиций на современном этапе, когда ставится задача формирования той или иной компетентности через

содержание изучаемой дисциплины, большую роль играет организация таких технологий, как проектная и исследовательская. Вместе с тем при организации такой деятельности, на наш взгляд, главную роль играет оптимальный отбор учебного содержания. Опыт показывает, что наиболее удачными при организация проектной деятельности учащихся по химии являются учебные материалы интегрированного характера. В курсе химии одним из таких учебных материалов, содержание которого носит интегрированный характер, мы считаем раздел «Химия и жизнь». Назначение данного содержания - не только интеграция, но и обобщение и систематизация полученных химических знаний. И поэтому само изучаемое содержание требует от учащихся умения обобщать и делать выводы не только на собственно химическом уровне, но и на научном.

Согласно примерной программе учебного предмета «химия», с данным разделом учащиеся начинают знакомиться уже в 9-м классе, где на его изучение отведено 6 часов, затем происходит расширение и совершенствование полученных знаний на базовом и на профильном уровнях в 10-11-м классе. В содержание данного раздела включены вопросы из курсов биологии, химии, экологии и медицины и др., как, например, химия и здоровье; лекарственные препараты и проблемы, связанные с их применением; химия и пища; калорийность жиров, белков и углеводов; консерванты пищевых продуктов; химические вещества как строительные и поделочные материалы; природные источники углеводородов; нефть, природный газ и их применение; химические загрязнения окружающей среды и его последствия; проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни; токсичные, горючие и взрывоопасные вещества; бытовая химическая грамотность [2; 3]. Логически продолжая изучаемое содержание при переходе из класса в класс, учащиеся вовлекаются в разные виды деятельности. И поэтому изучение такого содержания требует от учащихся наличия широкого кругозора, познавательной активности, заинтересованности в изучаемом содержании и самое главное - умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

В качестве примера организации различных видов проектной деятельности учащихся 10-11-х классов при изучении данного раздела рассмотрим технологию изучения темы «Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов». Само содержание очень интересно с точки зрения практической направленности, поэтому учащиеся с удовольствием участвуют в проекте.

У учащихся имеется уже достаточный запас знаний о представителях органических соединений, о группах лекарственных растений. Поэтому для изучения лекарственных препаратов им необходимо владеть достаточно широкой информацией с точки зрения их состава, свойств и применения; быть готовыми к проведению исследования для распознавания лекарственных препаратов. При этом учащиеся учатся к таким приемам научного познания, как умения выдвигать гипотезу, сравнивать, анализировать,

обобщать и делать выводы. Далее полученные знания они используют в практической деятельности.

Технологию изучения данной темы мы раскроем на примере двух уроков. В зависимости от приоритетности вида деятельности учащегося нами использован информационный проект. На первом уроке учащиеся знакомятся с конкретной информацией, анализируют, обобщают ее и делают свои выводы. Выполнение данного проекта разноплановое, и поэтому класс делится на исследовательские группы.

1-я группа учащихся-исследователей проводят социологические исследования - анкетирование среди школьников и одноклассников, опрос каждого учащегося по использованию тех или иных лекарственных препаратов, например: какие лекарственные препараты они знают, от каких болезней они их применяют, часто ли обращаются к школьному врачу за помощью, покупают ли сами самостоятельно лекарства в аптеке, какие лекарства у них хранятся дома и др. Полученные данные обобщаются, сравниваются ответы учащихся, затем группа работает со школьным врачом по корреляции полученных результатов. Итогом их работы является подготовка результатов работы в виде таблиц, диаграмм, оформление слайдов и их презентация перед классом.

2-я группа исследователей занимаются изучением материалов средств массовой информации - где, когда, в каких СМИ были напечатаны статьи про те или иные лекарственные растения их улуса, занимаются ли в улусе сбором лекарственных растений, где об этом было напечатано. Были ли статьи в районной или республиканской газете о тех препаратах, которые вызывают проблемы, связанные с их применением: например, аллергия к препарату или отравление им. Результатом деятельности этой группы является выявление того, насколько население в целом информировано о лекарственных препаратах, какие новые виды лекарственных растений произрастают в районе и др. Эта группа исследователей в очень тесном контакте работают с журналистами, библиотекарем школы и учителем биологии.

3-я группа ребят находятся в контакте со школьным врачом, а также с компетентными специалистами - провизорами, фармацевтами для получения аналитической информации по проблемам сбора лекарственных растений в районе и их производства. Эта группа учащихся также организовывает экскурсию во внеурочное время в аптеку своего села с целью знакомства с лекарственными препаратами, их подготовкой в аптеке, группами лекарств, сроками годности и т. д.

В целом использование информационного проекта расширяет кругозор учащихся, способствует развитию способностей интегрировать сведения из различных предметных областей и умения применять полученные знания при решении практических проблем не только по химии, но и по биологии, фармакологии, истории, языку и т. д.

Второй урок по данному проекту связан с проведением практических занятий по изучению лекарственных

препаратов с элементами семинарских занятий. На урок приглашаются провизор, школьный врач.

На уроке учащимся выдаются наиболее часто используемые лекарственные препараты: аскорбиновая кислота, аспирин, анальгин, но-шпа, шалфей, мезим-форте и т. д. У каждого учащегося на столах лежат инструкции по применению препарата, где указаны показания к применению, способ применения и дозы, побочные действия и др.; разрезной материал с фармакологическими терминами, информацией о терапевтическом действии лекарств. Провизор знакомит учащихся с инструкцией к тому или иному препарату, фармакологическими терминами, рассматривает химическую природу лекарственных препаратов и безопасные способы применения некоторых из них. Вместе с учителем они учатся анализировать строение молекул лекарственных препаратов, основу которых составляют различные классы органических соединений - алкалоиды, флавоноиды, терпены и др., различают активные и вспомогательные вещества в составе препарата, например сахароза, лимонная кислота в шалфее, осознают значимость знаний о лекарствах для каждого человека. Урок построен так, что в ходе его школьники учатся формулировать проблему: почему к лекарственным препаратам необходимо относиться очень серьезно.

Итогом двухчасового занятия является то, что каждая группа исследователей отчитывается перед классом о проделанной серьезной работе. Например, 1-я группа показывает всему классу свои красочные презентации с диаграммами и таблицами о результатах анкетирования и опроса школьников. Приводят диаграмму известных лекарственных препаратов, часто используемых учащимися. В результате исследования выявились проблемы, которые стоят не только перед конкретным учеником, но и перед школой, какие заболевания встречаются у учащихся, тенденции роста заболеваемости и обращений к школьному врачу по использованию лекарственных препаратов.

2-я группа учащихся, которые работали со средствами массовой информации, в своих слайдах демонстрирует рисунки лекарственных растений, которые произрастают в улусе, с указанием названия, семейства. Показывают конкретные публикации журналистов о лекарственных растениях. Многие из ребят летом, находясь в научно-исследовательском лагере, собирали, определяли их, указывали названия и семейство с помощью научного консультанта и делали гербарий для школы. Учащиеся узнали, что многие жители с. Томтор не знакомы с лекарственными растениями, не собирают их, пользуются готовыми лекарственными препаратами. Учащиеся пришли к выводу, что необходимо вести в селе просветительскую работу о лекарственных растениях.

3-я группа исследователей выявили новую проблему - в районе практически никто не занимается сбором лекарственных растений, не исследован запас лекарственных растений. Если раньше этим занималось лесничество улуса, то теперь перед ним такая задача не стоит.

После обсуждения материалов всех трех групп учащиеся приходят к выводу о том, что проблемы, связанные

с применением лекарственных препаратов, требуют грамотного отношения к их использованию: надо внимательно читать инструкции по применению лекарств и понимать их содержание. Они пришли к единому мнению, что необходимо знать те лекарственные растения, которые произрастают в улусе, надо составить их список, в дальнейшем по возможности заниматься интродукцией лекарственных растений на пришкольном участке.

Используя такую технологию (проектная технология относится к сквозным технологиям), мы пришли к выводу, что для решения определенной проблемы на разных уровнях обучения (основной, базовой и профильной) данная технология не только активизирует деятельность всего класса, но и в целом способствует формированию таких важных компетентностей современного человека, как умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная); эффективно сотрудничать друг с другом

(коммуникативная); ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы (самоорганизации); готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию (самообразования).

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Современные педагогические технологии в профильном обучении: Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 176 с.

2. Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004.

3. Общая методика обучения химии в школе / Р. Г. Иванова, Н. А. Городилова, Д. Ю. Добротин и др.; под ред. Р. Г. Ивановой. - М.: Дрофа, 2008.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

IMPLEMENTING PRACTICAL ORIENTATION OF CHEMISTRY DURING THE TRANSITION TO SPECIALIZED TRAINING

#

Е. О. Марсунова

E. O. Marsunova

В данной статье рассматривается реализация практической направленности учебного предмета химии при изучении технологических процессов с учетом региональных потребностей.

The article examines the implementation of practical orientation of the subject of chemistry when studying technological processes taking into account regional needs.

Ключевые слова: сырье, технология, производство, Keywords: региональный подход. approach.

raw materials, technology, regional

Как известно, химическое образование является одним из важных компонентов естественнонаучного образования и общей культуры в целом. В связи с этим одним из основных требований к совершенствованию содержания считается усиление его практической направленности. По существу, речь идет об отражении в содержании учебного предмета химии представления о химии как о науке, которая является мощным инструментом преобразующей деятельности людей. Известно, что в образовании результаты деятельности людей во многом определяются тем специфическим компонентом культуры, который формируют те или иные научные знания. Например, по учебному предмету химии формируются такие химические знания, которые отражают сложный комплекс отношений «человек - вещество - материал - практическая деятельность». Однако для отражения в образо-

вательной деятельности этого комплекса отношений необходим показ взаимосвязи систем научного и учебного знания в разных формах обучения, что является одной из основных задач учебного предмета химии для реализации практической направленности и формирования определенной культуры мышления (в данном случае химической культуры). Это требование особенно актуально в условиях перехода школ на профильное обучение. На наш взгляд, наиболее оптимальным вариантом усиления практической направленности учебного предмета химии является использование регионального подхода [1].

Наша школа находится на территории Хангаласского улуса (района), где функционирует единственный в республике ОАО Производственное объединение «Якутцемент», которое производит цемент с активной минеральной добавкой цеолита, успешно работают заводы по производ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.