18.2. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА К ОСОБОЙ КАТЕГОРИИ ИНОСТРАНЦЕВ
Никитина Анна Александровна, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Место работы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Баранаева Анастасия Александровна, магистрант кафедры гражданского права Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Грунтовская Ольга Александровна, магистрант кафедры гражданского права Место учебы: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
Аннотация: в статье рассматриваются особенности применения норм материального права к отдельным категориям иностранцев, рассмотрен правовой статус иностранных граждан, определена необходимость разрешения коллизионных норм права.
Ключевые слова: Международные конвенции, иностранный гражданин, правовое положение иностранца, диплома-тический, консульский иммунитет и привилегии, освобождение от юрисдикции государства пребывания, особенности правового статуса.
THE APPLICATION OF SUBSTANTIVE LAW TO A SPECIAL CATEGORY OF FOREIGNERS
Nikitina Anna A., PhD in law, associate Professor of civil law
Place of employment: Rostov State University of Economic, Rostov-on-Don
Baranaeva Anastasia A., master
Study place: Rostov State University of Economic, Rostov-on-Don
Gruntovskya Olga A., master
Study place: Rostov State University of Economic, Rostov-on-Don
Abstract: the article discusses the features of the application of substantive law to certain categories of foreigners, the legal status of foreign citizens, the need to resolve the conflict of laws.
Keywords: international conventions, foreign citizen, legal status of an alien, diplomatic, consular immunity and privileges, exemption from the jurisdiction of the receiving state, peculiarities of legal status.
Значительную часть населения на территории РФ составляют иностранцы, которые прибывают в общем (визовом или безвизовом) или специальном (в поиске убежища) порядке.
Объем прав, свобод, интересов и механизм их защиты устанавливается нормами национального законодательства, основанными на международных соглашениях. Это необходимо для того, чтобы иностранцы имели возможность нормально жить, работать, учиться.
Однако для иностранца существуют ограничения в использовании некоторых прав, которыми могут пользоваться исключительно граждане Российской Федерации. Например, избирательное право или право занимать должность в государственном или муниципальном учреждении может только гражданин Российской Федерации.
Нормы и принципы, которым должно следовать государство при определении правового положения ино-
странного гражданина или лица без гражданства, отображены в международных договорах - конвенциях. Такие нормы устанавливают правовой режим пребывание иностранца, ответственность наравне с гражданами этой страны.
Нормы международного частного права регулируют имущественные, неимущественные, личные, семейные, трудовые, процессуальные и иные права иностранцев.
Более детальное регулирование возникновения отношений с иностранцем устанавливается внутренним законодательством РФ, целью которого является учитывать не только интересы государства, российских граждан, но и интересы иностранцев.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 2 Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Фз «О правовом положении иностранных граждан») [8] иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской
Никитина А. А.,
Баранаева А. А., Грунтовская О. А.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА К ОСОБОЙ КАТЕГОРИИ ИНОСТРАНЦЕВ
Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Указанным законом устанавливается правовой статус иностранного гражданина, прибывшего на территорию Российской Федерации.
Существуют особые правила, нахождения на территории Российской Федерации действуют в отношении лиц, наделенных привилегиями и иммунитетом. Привилегии - это особые льготы и преимущества в стране пребывания, которыми обычные иностранные граждане не наделяются.
Государство, предоставляя указанные льготы, как бы освобождает от своей юрисдикции эту категорию иностранцев. Привилегии предоставляются с целью обеспечения и создания условий для осуществления международных функций и служебных обязанностей. К таким иностранцам относятся работники дипломатических и консульских представительств, члены правительства и правительственных делегаций и другие лица.
В зависимости от объема предоставленных привилегий этих граждан можно разделить на таких, что пользуются полным иммунитетом (сотрудники дипломатических служб) и пользуются частичным иммунитетом (сотрудники консульских учреждений).
Привилегии и иммунитеты устанавливаются двусторонними соглашениями государств и многосторонними конвенциями.
С целью обеспечения эффективного сотрудничества между государствами наиболее в полном объеме привилегии и иммунитеты содержатся в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961года [1].
Венская конвенция о дипломатических сношениях устанавливает две категории привилегий и иммунитетов: относящиеся к: дипломатическому представительству как таковому (например, неприкосновенность помещения) и личные, т.е. принадлежащие главам и персоналу представительства.
Как указано в разделе 14 Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций [3], привилегии и иммунитеты предоставляются представителям Членов Организации не для личной выгоды отдельных лиц, а для того, чтобы обеспечить независимое выполнение ими своих функций, связанных с работой в Объединенных Нациях. Поэтому Член Организации не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета своего представителя в каждом случае, когда, по мнению, Члена Организации иммунитет препятствует отправлению правосудия, причем этот отказ может быть произведен без ущерба для цели, с которой иммунитет был предоставлен.
Под иммунитетом надо понимать дипломатический иммунитет, т.е. право иностранного гражданина - работника дипломатического представительства не подчиняться решениям другого государства. Можно выделить следующие разновидности:
- налоговый иммунитет, который предусматривает, что финансовые операции для собственных нужд не облагаются налогами и сборами освобождение от оплаты налогов и сборов в стране пребывания, за исключением тех, которые предоставляют собой плату за конкретные виды обслуживания;
- неприкасаемость официальной корреспонденции;
- неприкосновенность помещений представительства, предметы их обстановки и другое находящееся там имущество, а также средства передвижения представительства и членов представительства;
- таможенная неприкосновенность предусматривает, что багаж этой категории иностранцев не облагается пошлинами и не досматривается в общем порядке;
- иммунитет от юрисдикции - иммунитет от уголовной, гражданской и административной юрисдикции в стране пребывания;
- освобождение от необходимости регистрироваться по месту пребывания и получения разрешения на временное проживание;
- свобода передвижения по территории страны пребывания.
Эти нормы являются общими для всех дипломатов и
консулов. Аналогичные права установлены и для консулов Венской конвенцией о консульских сношениях 1963г [2], за исключением того, что работники консульского учреждения:
- могут быть подвергнуты аресту на основании вступившего в законную силу судебного акта за совершенное особо тяжкое преступление;
- не подлежат юрисдикции страны пребывания в отношении действий, связанных с выполнением служебных обязанностей.
Иммунитет и привилегии вступают в силу с момента прибытия данного иностранного гражданина, а если он уже здесь находится, то с момента выполнения должностных обязанностей. Они могут быть лишены только правительством страны их установившими.
Особой привилегией считается принцип свободы общения дипломатического и консульского учреждения с органами своего государства посредством обычной телефонной связи, шифрования, кодировкой, специальной курьерской почтой.
Исключения в предоставлении иммунитета могут быть в случаях:
- действие по отношению к недвижимости, касающееся частной собственности (такое как, например, заявление прав на собственность или владение), расположенной в стране пребывания, кроме тех случаев, когда оно совершается от лица государства, которой он служит, и для целей миссии;
- действие, связанное с наследованием, к которому он имеет отношение как исполнитель, распорядитель, наследник, как частное лицо, а не от имени государства, которому он служит;
- действие, имеющее отношение к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой им в стране пребывания помимо своей служебной деятельности. Это ограничение применяется также к супруге и семье дипломата.
Принципы международного права также предусматривают обязанность уважать законы и постановления государства пребывания, без ущерба для предоставленных иммунитетов и привилегий.
Правовое положение этой категории иностранцев регулируется законодательством страны его гражданства. Правовой статус работников дипломатических и консульских представительств имеет также ограничения, связанные с их службой.
Статьей 42 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г установлено, что дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды.
В случае установления факта уголовного нарушения государство, которое принимает этого дипломата, оставляет за собой право его выслать обратно, объявив его persona non grata. К выявленным нарушениям применяются законодательные нормы международного права и права страны пребывания. Ответственность за действия иностранца с таким особым статусом, согласно нормам международного права несет государство, которое его направило.
Следует отметить, что дипломаты не обладают иммунитетом в отношении гражданских исков касающихся любой их деятельности (профессиональной или коммерческой), которая не имеет отношения к осуществлению ими официальных полномочий. Также может быть обращено взыскание на личное частное имущество, если не будет нарушена неприкосновен-
ность его личности или его резиденции.
Лицо, пользующееся дипломатическими привилегиями, не может на них ссылаться, если обращается в суд с исковыми требованиями в гражданско-правовом порядке.
Международными договорами не предусматриваются все личные права на привилегии и иммунитет. Например, право дипломата на получение приглашения различного рода мероприятий, проводимые в стране пребывания, право на соблюдение протокольного порядка при церемониальных почестях. Эти права уже устанавливаются внутренним законодательством страны пребывания.
Конституцией Российской Федерации [7] в ч. 3 ст. 62 определено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Применение норм материального права к отдельным категориям иностранцев и отличается от порядка применения норм материального права, применяемого к остальным категориям иностранцев. Например, для того, чтобы вызвать дипломата для дачи показаний, пояснений или совершения каких-либо процессуальных действий в рамках какого-либо производства, необходимо получить согласие от Министерства иностранных дел.
Следует отметить, что дипломаты имеют право не давать показания в качестве свидетелей, но по своему собственному желанию могут это сделать. При отсутствии такого желания, принудительно никто не может заставить их давать показания.
Однако сотрудник консульского учреждения может быть вызван для дачи показаний в судебном или административном деле, и он не может отказаться. Это не относится к вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей или интересов государства его принадлежности. В этом случае, к нему не могут быть применены никакие меры принуждения или наказания.
Данная категория лиц имеет иммунитет от административной юрисдикции, значит, их нельзя привлечь к административной ответственности, например, оштрафовать.
Получается, что при совершении административного проступка, допустим, нарушение Правил дорожного движения. В случае дорожно-транспортного происшествия по вине лица, имеющего полный иммунитет, нельзя возбудить судебное производство о взыскании причиненного им материального ущерба и привлечении к административной ответственности.
Как указано в п.п. а) ч.1. ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г, дипломатический агент пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства.
В ряде большинства стран имеется норма о том, что государство возмещает вред, причиненный действием или бездействием государственных органов. Такая норма, установлена в ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и применяется для российских дипломатов, которые находятся на территории иностранных государств.
Например, ст.ст. 1173, 1174 Гражданского кодекса Украины [6] установлено, что вред, причиненный в результате действий или бездействий органа государственной власти или должностных лиц этих органов, вне зависимости вины этих органов или должностных лиц, возмещается государством.
Следовательно, гражданский иск о возмещении материального ущерба необходимо предъявлять аккредитующему государству. Если исковые требования будут удовлетворены, то в дальнейшем с виновного лица, пользующегося полным иммунитетом, размер ущерба может быть взыскан в порядке суброгации государством его принадлежности.
Статьей 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [4] установлено, что пользование правами и свободами должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.
Подобное освобождение от гражданско-правовой ответственности подрывает авторитет действующего правопорядка и ставит иностранное лицо, обладающее иммунитетом и привилегиями, выше закона страны пребывания и в более выгодное положение по сравнению с гражданами этой страны или другими категориями иностранцев.
Однако ст.19 Конституции Российской Федерации закреплено, что все равны перед законом и судом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.
Учитывая ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации следует, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Получается, что, например, в совершении дорожно-транспортного происшествия по вине лица с иммунитетом и привилегиями, потерпевшая сторона не сможет реализовать свое право на защиту, возмещение ущерба, моральную компенсацию и т.п. Значит, виновная сторона нарушит права и, возможно, не понесет за это ответственности. Привлечение к ответственности возможно лишь в аккредитующем государстве.
Проще обстоит дело, если лицо с ограниченным иммунитетом - работник консульского учреждения, во время поездки к месту выполнения должностных обязанностей становится виновником дорожно-транспортного происшествия, то в данном случае, необходимо установить может ли быть использован иммунитет от привлечения к ответственности. Потому что, во всех остальных случаях консул несет гражданско-правовую ответственность, и значит, может быть ответчиком в судебном деле по вопросу возмещения причиненного им вреда.
Тем не менее, лица, обладающие особым иммунитетом, должны уважать и соблюдать законы страны пребывания, но не вмешиваться в ее внутренние дела.
Таким образом, просматривается явная коллизия в международном и национальном законодательстве, особенно в части равенства граждан перед законом.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 70,49%.
Никитина А. А.,
Баранаева А. А., Грунтовская О. А.
ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРАВА К ОСОБОЙ КАТЕГОРИИ ИНОСТРАНЦЕВ
Список литературы:
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях // Принята 18 апреля 1961 года.// Неофиц. ист.: справочно-информационная система «Консультант Плюс».
2. Венская конвенция о консульских сношениях // Принята 24 апреля 1963 года // Неофиц. ист.: справочно-информационная система «Консультант Плюс».
3. Конвенция о привилегиях и иммунитетах объединенных Наций // Принята резолюцией 22 A Генеральной Ассамблеи от 13 февраля 1946 года в Лейк Саксесс, Нью-Йорк // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XV.- М., 1957
4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04 ноября 1950 // Собрание
законодательства РФ. 2001. № 2. С. 163.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301; 2015. - № 29 (ч. 1). - Ст. 4394.
6. Гражданский кодекс Украины от 16 января 2003 № 435-М (в актуальной редакции) // Официальный вестник Украины. 2003. № 11. - С.461
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. С. 4398
8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации от 25 июля 2002 № 115-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. С. 3032.