Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ НЕФИНАНСОВЫХ ФАКТОРОВ В РЕЙТИНГОВЫХ МОДЕЛЯХ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ'

ПРИМЕНЕНИЕ НЕФИНАНСОВЫХ ФАКТОРОВ В РЕЙТИНГОВЫХ МОДЕЛЯХ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИТИКА / НЕФИНАНСОВЫЕ ФАКТОРЫ / ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ / РЕЙТИНГОВЫЕ МОДЕЛИ / СКОРИНГ / ANALYTICS / NON-FINANCIAL FACTORS / ESTIMATION OF FINANCIAL STABILITY / RATING MODELS / SCORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минина А.И.

В связи с динамичным и быстрым развитием экономики, ростом хозяйственных связей и высокой интеграции экономической среды с другими аспектами деятельности организаций, методология оценки финансового состояния должна быть пересмотрена с учетом принятия во внимание данных факторов. Авторами рассмотрены нефинансовые факторы, необходимые на сегодняшний день в рамках аналитической работы по оценке финансового состояния как отдельной организации, так и группы взаимосвязанных компаний; предложены четкие рекомендации по внедрению данных критериев в различные рейтинговые модели с учетом распределения веса каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF NON-FINANCIAL FACTORS IN THE RATING MODELS OF ESTIMATION OF FINANCIAL STABILITY

According to the dynamic and fast economic development, the growth of economic ties and the high integration of the economic environment with other aspects of the activities of organizations, the methodology of assessing the financial condition should be reviewed because of influence of these factors. The authors consider the non-financial factors are needed today in the framework of analytical work in the process of assessing the financial condition of both a separate organization and a group of interrelated companies; the recommendations on the introduction of these criteria into various rating models are proposed with regard to the weight distribution of each of them.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ НЕФИНАНСОВЫХ ФАКТОРОВ В РЕЙТИНГОВЫХ МОДЕЛЯХ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ»

УДК-33.336

Минина А.И. студент магистрант направление «Экономика коммерческой организации» научный руководитель: Бабанов В.Н., доктор экономических наук заведующий кафедрой экономики, менеджмента и торгового дела РЭУ им Г.В. Плеханова

Тульский филиал Россия, г. Тула

ПРИМЕНЕНИЕ НЕФИНАНСОВЫХ ФАКТОРОВ В РЕЙТИНГОВЫХ МОДЕЛЯХ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация: В связи с динамичным и быстрым развитием экономики, ростом хозяйственных связей и высокой интеграции экономической среды с другими аспектами деятельности организаций, методология оценки финансового состояния должна быть пересмотрена с учетом принятия во внимание данных факторов. Авторами рассмотрены нефинансовые факторы, необходимые на сегодняшний день в рамках аналитической работы по оценке финансового состояния как отдельной организации, так и группы взаимосвязанных компаний; предложены четкие рекомендации по внедрению данных критериев в различные рейтинговые модели с учетом распределения веса каждого из них.

Ключевые слова: аналитика, нефинансовые факторы, оценка финансового состояния, рейтинговые модели, скоринг.

Minina A.I., a master's degree student of "Economics of commercial organization " REU of G. V. Plekhanov (Tula branch)

Russia, Tula Scientific adviser: Babanov V.N.

Doctor of Economic Sciences Head of the Department of Economics management and trade business REU of G. V. Plekhanov (Tula branch)

Russia, Tula

APPLICATION OF NON-FINANCIAL FACTORS IN THE RATING MODELS OF ESTIMATION OF FINANCIAL STABILITY

Annotation: According to the dynamic and fast economic development, the growth of economic ties and the high integration of the economic environment with other aspects of the activities of organizations, the methodology of assessing the financial condition should be reviewed because of influence of these factors. The authors consider the non-financial factors are needed today in the framework of analytical work in the process of assessing the financial condition of both a separate organization and a group of interrelated companies; the

recommendations on the introduction of these criteria into various rating models are proposed with regard to the weight distribution of each of them.

Key words: analytics, non-financial factors, estimation offinancial stability, rating models, scoring.

На сегодняшний день не существует единого инструментария анализа финансовой устойчивости компаний и групп, в которые они входят. Однако кредитным организациям и инвесторам необходимо наиболее полное понимание сложившейся ситуации в хозяйственной деятельности объекта исследования. Наиболее полную картину дают рейтинговые и скоринговые модели оценки финансового состояния, которые базируются на системе балльной оценки устойчивости организации или группы компаний. Как правило, критерии данных моделей представлены финансовыми показателями, которые имеют количественные величины.

С другой стороны, очевидным является тот факт, что анализ финансовых факторов и показателей, несмотря на четкое количественное обоснование, не может детально и полностью раскрыть все аспекты деятельности организации. Таким образом, на сегодняшний день возникает необходимость применения нефинансовых факторов, и оценки степени их влияния на финансовое состояние организаций, групп взаимосвязанных компаний.

Согласно практическим наблюдениям, можно выделить следующие нефинансовые аспекты, оказывающие определенное влияние на итоговый показатель рейтинга заемщика:

1) деловая репутация (смена собственников, продолжительность фактической деятельности, наличие исков, наличие фактов приостановки деятельности) - группа качественных показателей, необходимых для анализа фактической деятельности группы взаимосвязанных компаний, позволяющая оценить качество сотрудничества организации с контрагентами, органами государственной власти, правомерность ведения фактической деятельности; заполняется, как правило, на основе данных средств массовой информации (СМИ), также таких сайтов как kartoteka.ru, kadarbitr.ru и прочие;

2) маркетинговые аспекты ведения бизнеса (доля рынка, открытость рынка и наличие барьеров входа на него, степень конкуренции на рынке, наличие высокой диверсификации каналов сбыта, покупок, сложившаяся ситуация на рынке, наличие государственного контроля и прочие) - группа качественных показателей, позволяющих учесть положение группы на рынке и перспективы развития рынка; данный раздел, как правило, заполняется на основе данных СМИ, исследований различных маркетинговых агентств, данных статистических порталов и иных ресурсов;

3) кредитная история (качество обслуживания долга в кредитных организациях, наличие случаев рефинансирования и пролонгации кредитов

заемщика) - группа качественных показателей, характеризующих качество обслуживания долга (кредитов в банках и других организациях, займов, полученных от контрагентов); как правило, подобная информация наиболее качественно представлена бюро кредитных историй.

Прозрачность структуры собственников характеризует готовность бенефициаров делиться информацией о структуре владения бизнесом. При отсутствии достоверных данных о составе акционеров/учредителей, возможность выявления группы затруднена, как и адекватная оценка того, что будут отсутствовать факты предоставления денежных средств физическим лицам или юридическим лицам, не являющимися резидентами Российской Федерации. Данный параметр характеризует высокие риски дальнейшего сотрудничества потенциального инвестора или кредитора с данной организацией/группой взаимосвязанных компаний. Некоторые собственники принципиально могут отказать в предоставлении информации о структуре бенефициаров (если общество, к примеру, не является публичным) в целях снижения риска рейдерских захватов; информацией для данного критерия могут служить данные СМИ, публичная отчетность, публикуемая компанией, данные СПАРК-интерфакс и аналогичных ресурсов. В то же время, наличие данного фактора является потенциальным риском вывода денежных средств. Так, согласно данным Центрального Банка России, в компании, зарегистрированные на Кипре, физические и юридические лица из России инвестировали $35,9 миллиардов, а всего россияне перевели на Кипр сумму, которая на сегодняшний день достигает исторического рекорда в $177,4 миллиарда, по нынешнему курсу это эквивалентно Р11 триллионам, что составляет 5 бюджетов, выделяемых страной на военные расходы, и 18 общей системы высшего образования [1]. Таким образом, значимость данного фактора в рамках предоставления кредитных средств с каждым годом приобретает в нашей стране все большую актуальность.

Наличие фактов смены собственников также может характеризовать неустойчивость положения бизнеса - отсутствие уверенности бенефициаров в выборе корректной стратегии развития бизнеса. Так, например, в 2006 году, сеть магазинов «Копейка» приобрела 48 магазинов «Эконты». К «Копейке» перешла и дебиторская задолженность «Эконты» в размере около 30 млн долл., что привело к серьезным затруднениям в работе обеих сетей в последствии [2].

Важным является и тот факт, как много лет функционирует организация на рынке, как давно она была создана, какую стадию развития переживает - с учетом данных о фактическом сроке функционирования группы компаний (при оценке в данной ситуации используется количество лет функционирования производственной компании группы) можно сделать вывод о степени зрелости данного предприятия.

Наличие большого числа исков в адрес группы компаний позволяет

сделать вывод о некачественной стратегии сотрудничества с контрагентами, выявить наличие кассовых разрывов.

Наличие фактов приостановки деятельности организации может свидетельствовать о нарушении установленных законодательством Российской Федерации норм корректного функционирования хозяйственных субъектов.

Знание доли рынка группы компаний позволяет грамотно оценить степень влияния данного бизнеса на рынок и на его игроков. Данный показатель может быть определен на основе соотнесения статистических данных с данными, представленными организацией (наиболее распространенный способ - соотнесение натурального объема проданной продукции либо выручки с емкостью рынка - в натуральном либо денежном выражении, соответственно).

Наличие/отсутствие барьеров входа на рынок, характеризует степень конкуренции на рынке и предполагает наличие определенных лицензий и иных документов, необходимых для определенного вида деятельности.

Степень конкуренции предполагает оценку примерного количества организаций на рынке, однородность производимой продукции и прочее.

Степень диверсификации каналов сбыта и каналов продаж предполагает достаточность числа контрагентов, которые будут генерировать спрос на продукцию на рынке и предлагать достаточный ассортимент материалов и сырья для производства продукции. Данный критерий может быть измерен с учетом оценки степени оборотов с дебиторами и кредиторами и возможности переключения на других контрагентов.

Перспективы развития рынка зачастую «умеренные», однако стоит отметить, что всегда присутствуют и ниши, функционирующие «на подъеме» (1Т и крипто-индустрия) и переживающие «кризис» (строительная отрасль).

Вмешательство государства в формирование цен на рынке может оказать сдерживающий фактор для развития бизнеса. В то же время, ярким примером регулирования цен государством на рынке является проведение интервенций по закупке зерна российских производителей [3].

Высокое качество обслуживания долга в кредитных организациях характеризуется отсутствием просроченных платежей по уплате основного долга либо процентов.

Факты пролонгации или рефинансирования свидетельствуют о не сколько о слабой платежной дисциплине, сколько об отсутствии достижения поставленных плановых показателей бюджета группы, что привело к увеличению сроков погашения внешних обязательств, либо переуступке долга другому контрагенту.

Очевидным является и тот факт, что нахождение ключевой компании группы в стадии банкротства ведет к колоссальным негативным изменениям

во всем бизнесе.

Все вышеперечисленные факторы смогут наиболее четко отразить нефинансовые аспекты, которые смогут повлиять на устойчивость организации и группы взаимосвязанных компаний. С другой стороны, интерпретация аналитиком или инвестором в процессе оценки финансового состояния группы нефинансовых критериев в четкие количественные рамки является наиболее сложным вопросом в рамках внедрения данных преобразований на текущий момент.

Таким образом, возможно внедрение критериев для каждого фактора с весовым показателем для каждого значения в общей оценке всех факторов (как количественных и качественных в совокупности, так и нефинансовых факторов). Вес каждого показателя может различаться в зависимости от предположений аналитика (что вносит субъективность оценки), однако, согласно нормальному закону распределения, вес всех показателей и их, критериев, соответственно, может быть распределен одинаков и пропорционален.

Таким образом, при оценке финансовой устойчивости организации/группы компаний можно включить нефинансовые факторы, придав их значениям соответствующие весовые категории. С учетом того, что рейтинг организации калибруется по 100-балльной шкале, то вес каждого показателя определяется по формуле:

шI = — [баллов] , где [1]

шI - вес каждого показателя,

N - количество показателей.

Отсюда, создание рейтинговых моделей, включающих в себя нефинансовые факторы оценки устойчивости, позволит не только более точно оценить финансовую устойчивость организаций, но и сэкономит время в результате проработки заявки на получение денежных средств инвестора или кредитной организации на процесс получения недостающей информации.

Использованные источники:

1. «Русский монитор» [Электронный ресурс] / «Русский монитор». - 2018. -Электрон. дан. - Режим доступа: https://rusmonitor.com (дата обращения: 13.05.2018).

2. «Ведомости» [Электронный ресурс] / АО «Бизнес Ньюс Медиа». - 19992018. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 18.05.2018).

3. «Росбизнесконсалтинг» [Электронный ресурс] / ЗАО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ». - 1995-2018. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 15.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.