Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ КЛЮЧЕВЫХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ КЛЮЧЕВЫХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
100
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / НАПРАВЛЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ / ИННОВАЦИИ / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН / FINANCIAL STRATEGY / MODERN MANAGEMENT CONCEPTS / FINANCIAL STRATEGY ANALYSIS DIRECTIONS / INNOVATIONS / SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT / STAKEHOLDER CONCEPT / NON-FINANCIAL INDICATORS / FINANCIAL PERFORMANCE IMPACT ASSESSMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джалалов Д.Э.

Финансовая стратегия играет важнейшую роль в выборе целей, задач и решений для обеспечения эффективного стратегического управления организацией, поскольку именно критические финансовые факторы (ограничения, возможности, угрозы) являются основой для определения деятельности организации в современном мире. Процесс формирования финансовой стратегии любой организации зависит от влияния большого количества факторов внешней и внутренней среды, отражаемых в современных концепциях управления, в свою очередь определяющих основные направления анализа финансовой стратегии. В связи с этим исследования, связанные с определением ключевых финансовых и нефинансовых показателей для анализа финансовой стратегии организаций, являются одной из актуальных задач аналитического обоснования финансовой стратегии. Проведенный анализ подтверждает, что анализа финансовых показателей недостаточно для определения инвестиционной привлекательности организации. Стоит обратить внимание на существенный блок нефинансовых показателей компании, чтобы дать обоснованную оценку. Итак, проведенное исследование свидетельствует о том, что современные концепции управления такие, как концепция устойчивого развития, концепция заинтересованных сторон играют немаловажную роль в развитии направлений анализа финансовой стратегии, позволяют обозначить показатели, достижение которых может оказать положительное воздействие на результаты деятельности организации. Результаты анализа финансовой стратегии позволяют оценить текущее финансовое состояние, определить желаемое будущее финансовое состояние, и являются основой для разработки мер по реализации финансовой стратегии организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-FINANCIAL INDICATORS OF EVALUATION OF THE FINANCIAL STRATEGY OF A COMMERCIAL BANK

Financial strategy plays a crucial role in the selection of goals, tasks and solutions to ensure effective strategic management of the organization, since it is critical financial factors (limitations, opportunities, threats) that are the basis for determining the organization's activities in the modern world. The process of forming a financial strategy of any organization depends on the influence of a large number of factors of the external and internal environment, reflected in modern management concepts, which in turn determine the main directions of financial strategy analysis. In this regard, research related to the definition of key financial and non-financial indicators for the analysis of the financial strategy of organizations is one of the urgent tasks of analytical justification of the financial strategy. The analysis confirms that the analysis of financial indicators is not sufficient to determine the investment attractiveness of the organization. It is worth paying attention to a significant block of non-financial indicators of the company to give a reasonable assessment. So, the research shows that modern management concepts such as the concept of sustainable development, the concept of stakeholders play an important role in the development of areas of analysis of financial strategy, allow you to identify indicators, the achievement of which can have a positive impact on the results of the organization. The results of the analysis of the financial strategy allow you to assess the current financial condition, determine the desired future financial condition, and are the basis for developing measures to implement the financial strategy of the organization.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ КОРПОРАЦИИ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ КЛЮЧЕВЫХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2020, №2, Том 12 / 2020, No 2, Vol 12 https://esj.today/issue-2-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/50ECVN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Джалалов Д.Э. Критерии оценки реализации финансовой стратегии корпорации с учетом требований ключевых заинтересованных сторон // Вестник Евразийской науки, 2020 №2, https://esj.today/PDF/50ECVN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dzhalalov D.E. (2020). Non-financial indicators of evaluation of the financial strategy of a commercial bank. The Eurasian Scientific Journal, [online] 2(12). Available at: https://esj.today/PDF/50ECVN220.pdf (in Russian)

УДК 65.011.46

Джалалов Джамал Эльчин оглы

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Аспирант Департамента учета, анализа и аудита E-mail: Djamal-93@mail.ru

Критерии оценки реализации финансовой стратегии корпорации с учетом требований ключевых

заинтересованных сторон

Аннотация. Финансовая стратегия играет важнейшую роль в выборе целей, задач и решений для обеспечения эффективного стратегического управления организацией, поскольку именно критические финансовые факторы (ограничения, возможности, угрозы) являются основой для определения деятельности организации в современном мире. Процесс формирования финансовой стратегии любой организации зависит от влияния большого количества факторов внешней и внутренней среды, отражаемых в современных концепциях управления, в свою очередь определяющих основные направления анализа финансовой стратегии. В связи с этим исследования, связанные с определением ключевых финансовых и нефинансовых показателей для анализа финансовой стратегии организаций, являются одной из актуальных задач аналитического обоснования финансовой стратегии.

Проведенный анализ подтверждает, что анализа финансовых показателей недостаточно для определения инвестиционной привлекательности организации. Стоит обратить внимание на существенный блок нефинансовых показателей компании, чтобы дать обоснованную оценку.

Итак, проведенное исследование свидетельствует о том, что современные концепции управления такие, как концепция устойчивого развития, концепция заинтересованных сторон играют немаловажную роль в развитии направлений анализа финансовой стратегии, позволяют обозначить показатели, достижение которых может оказать положительное воздействие на результаты деятельности организации. Результаты анализа финансовой стратегии позволяют оценить текущее финансовое состояние, определить желаемое будущее финансовое состояние, и являются основой для разработки мер по реализации финансовой стратегии организации.

Ключевые слова: финансовая стратегия; современные концепции управления; направления анализа финансовой стратегии; инновации; концепция устойчивого развития; концепция заинтересованных сторон

Анализ инвестиционной привлекательности является неотъемлемой составляющей анализа финансовой стратегии организации, так как только организация, являющаяся инвестиционно-привлекательной способна аккумулировать финансовый капитал на более выгодных условиях в сравнении с другими организациями [10].

Анализ инвестиционной привлекательности организации рекомендуется проводить по следующей методике, которая включает анализ финансовых и нефинансовых показателей, а также ключевых факторов создания стоимости.

Проанализировав критерий оценки эффективности финансовой стратегии, а также финансовые и нефинансовые показатели, которые могут быть связаны с реализацией успешной финансовой стратегии, следует перейти к обобщенному анализу.

Итак, в качестве фактора успеха был выбран показатель EVA. При помощи данного показателя мы сможем оценить, насколько эффективной является финансовая стратегия, применяемая банковской организацией. Т. к. данный показатель является ключевым, он будет выступать зависимой переменной в эконометрической модели, используемой в данной работе. Показатель EVA будет рассчитан следующим образом:

Economic Value Added = NOP AT - WACC • CE;

Economic Value Added = (EBIT - Taxes) - WACC • CE;

Economic Value Added = (ROIC - WACC) • CE;

NOPAT (англ. Net Operating Profit Adjusted Taxes) - прибыль от операционной деятельности после уплаты налогов, но до процентных платежей (NOPAT = EBIT (операционная прибыль) - Taxes (налоговые платежи));

WACC (англ. Weight Average Cost Of Capital) - средневзвешенная стоимость капитала, и представляет собой стоимость собственного и заемного капитала, то есть норма прибыли, которую хочет получить собственник (акционер) на вложенные деньги [1];

CE (англ. Capital Employed, Invested Capital, Capital Sum) - инвестиционный капитал, является суммой совокупных активов (Total Assets) из расчета на начало года за вычетом беспроцентных текущих обязательств (кредиторской задолженности поставщикам, бюджету, полученных авансов, прочей кредиторской задолженности). В балансе инвестиционный капитал представляет собой сумму строк «Капитал и резервы» (стр. 1300) и «Долгосрочные обязательства» (стр. 1400). Для расчета средневзвешенной стоимости капитала (WACC) воспользуемся следующей формулой: Средневзвешенная стоимость капитала (wacc).

Формула, где:

Re, Rd - ожидаемая/требуемая доходность собственного капитала и заемного соответственно;

E/V, D/V - доля собственного и заемного капитала в капитале предприятия;

t - процентная ставка налога на прибыль.

Далее будут приведены нефинансовые показатели, которые, по мнению автора, влияют на вышеуказанные финансовые показатели и, соответственно, на эффективность реализации финансовой стратегии.

Ключевая мысль использования нефинансовых показателей заключается в том, что они определенным образом улучшают качество анализа и оценки финансовой стратегии, в частности учитывая требования ключевых заинтересованных сторон [2].

Бариленко В.И. в своих работах отмечает, что хозяйствующие субъекты «должны стремиться к сбалансированному удовлетворению интересов различных групп стейкхолдеров», что является трудно выполнимой задачей, на решение которой следует ориентировать всю систему корпоративного управления [3].

В первую очередь следует рассмотреть универсальный фактор развития банка, как инновации. Особенность данного фактора определяется тем, что все стейкхолдеры заинтересованы во внедрении и дальнейшем развитии потенциала указанного фактора в хозяйственной деятельности. Следовательно, должен иметься план по внедрению и мониторингу ключевых нефинансовых показателей, которые имеют прямое отношение к инновациям, что в свою очередь поможет достичь наибольшего эффекта в максимизации стоимости.

В процессе разработки финансовой стратегии обязательно учитывать объём инвестиций, направляемые в разработку и внедрение инновационных продуктов. Далее данный процесс будет более подробно рассмотрен.

Основной функцией банков в общеэкономической системе является фондирование и трансформация депозитов физических и юридических лиц в кредиты корпоративному сектору. На конкурентном рынке платежных операций появляются такие серьёзные компании как финтех-компании, ^-корпорации, в том числе и телекоммуникационные компании, которые забирают у банков определенную часть платежных функций. Это происходит в связи с тем, что процесс проведения платежей постепенно переходит в цифровую плоскость и встраивается бизнес-процессы организаций.

Банкам опасно оставаться в стороне от технологических инноваций, так как создаёт риск упущенной выгоды. Чтобы сохранить требуемую рентабельность капитала и не терять долю рынка, им необходимо активно внедрять цифровые технологии и менять методологию маркетинга с учетом современных цифровых реалий. Кредитные организации, которые не учтут данные требования в дальнейшем, могут потерять наиболее прибыльные части банковских цепочек создания стоимости, проиграв конкуренцию.

Серьёзная конкуренция ближайших лет будет сопровождаться созданием банковских экосистем, которые должны повысить уровень комфорта для клиента и снизить операционные затраты, а также будет возможность предоставить множество новых опций и возможностей, например, как планирование путешествий, бронирование и покупка билетов на концерты и спортивные мероприятия, сервисы заказа еды и аренды, для того чтобы привязать к своей экосистеме цепочки создания стоимости различных отраслей. Исходя из описанного бизнес-процесса можно отметить, что ключевым стейкхолдером в данном случае является Клиент. Для оценки выполнения требований данного стейкхолдера можно рассчитать такие нефинансовые показатели как:

• степень удовлетворенности клиентов предлагаемыми услугами банка;

• количество внедренных новых сервисов/продуктов, предложенных клиентами (предварительно следует провести опрос и выявить наиболее востребованные сервисы).

По некоторым оценкам, кредитные организации, способные реализовать собственные экосистемные стратегии и монетизировать все доступные им данные, смогут повысить свою рентабельность как минимум на 10 %. Переход на новые технологии даст возможность снизить затраты банков на 10-12 %; используя технологии больших данных можно максимально точно оценить кредитоспособность клиента при выдаче займа; небанковские услуги будут занимать всё большую долю доходов. Банки, которые смогут выйти за пределы только

кредитно-экономической сферы и занять своими платформами и экосистемами определенные сегменты небанковских бизнесов (аренда, агрегаторы, медиа и пр.), получат прибыль выше средней по отрасли, тем самым усилив свои конкурентные преимущества. В данном бизнес-процессе ключевым стейкхолдерами являются акционеры/инвесторы [9].

В данном разрезе можно выделить следующие нефинансовые показатели:

• доля доходов, получаемая от нетрадиционной банковской деятельности, в общей сумме доходов банка;

• количество разработанных инновационных продуктов.

Инновации требуют серьёзных инвестиций и ресурсов. Человеческий фактор начинает играть значимую роль в успешном или неудачном внедрении экосистем [4]. Становится актуальным вопрос повышения квалификации имеющихся ^-специалистов, освоение новых необходимых компетенций. Внедрение инноваций требует новых навыков в области цифровых технологий, управления человеческими ресурсами, понимания актуальных запросов клиентов. В данном бизнес-процессе ключевым стейкхолдерами являются сотрудники банка.

В данном разрезе можно выделить следующие нефинансовые показатели:

• доля расходов, направленных на переобучение, повышение квалификации имеющихся кадров в общей сумме административных расходов;

• отношение суммы премий к общему объёму фонда оплаты труда сотрудников, вовлеченных в процесс инновационной трансформации деятельности банка.

Важным фактором инновационного развития является умение взаимодействовать с технологическими компаниями при совместной разработке и внедрении инновационных решений, аутсорсинге инноваций и других формах сотрудничества [5]. Стратегическими партнерами банков становятся агрегаторы пользовательской информации (например, социальные сети и операторы связи), предоставляющие доступ к внешним данным о клиентах. В данном бизнес-процессе ключевым стейкхолдерами являются контрагенты.

Инновационное развитие невозможно без тесного сотрудничества и взаимодействия с технологическими компаниями, которое позволяет вести разработки и внедрять инновационные решения, также одной из форм сотрудничества является аутсорсинг инноваций. Крупные агрегаторы пользовательской информации, как социальные сети, теле-коммуникационные компании становятся стратегическими партнёрами банков, дающие доступ к внешним данным о клиентах, тем самым дав возможность банку предложить клиенту специфический продукт [8].

Нефинансовый показатель - количество совместных мероприятий с партнерами в области НИОКР.

Также стоит указать про важность такого ключевого стейкхолдера, регулятора банковского сектора в области внедрения инноваций - Банк России.

Банк России безусловно старается способствовать развитию инноваций, вместе с участниками рынка прорабатывает новые нормативно-правовые акты. Одним из таких примеров является ассоциация «ФинТех», созданная в 2016 году по инициативе Банка России. Наиболее ярким примером результатов такого сотрудничества является Система быстрых платежей, разработанная и внедренная для сокращения издержек денежных переводов между клиентами разных банков. Данная система позволяет моментально осуществлять перевод средств между банками по номеру телефона.

В данном разрезе можно выделить следующие нефинансовые показатели:

• время внедрения сервисов, предлагаемые ЦБ РФ, с момента их запуска;

• уровень внедрения данных сервисов в бизнес-процессы банка.

Для увеличения количества продуктовых инноваций необходимо на регулярной основе генерировать новые идеи. Создавать новые идеи, которые могут обладать коммерческим потенциалом и перспективой дальнейшего развития, невозможно без такого решающего фактора, как размер финансовых вложений в данное направление, которые должны быть учтены при реализации финансовой стратегии [7].

Таким образом, предлагаемый детальный анализ разных форм проявления инноваций, являющихся основой нефинансовых показателей для оценки финансовой стратегии коммерческих банков позволяет наиболее качественно оценить финансовую стратегию, учитывая потребности ее заинтересованных сторон [6].

Финансовые и нефинансовые показатели будут использованы в модели в качестве независимых переменных. Предполагается, что в модель будет включен 1 макрофактор (дефлятор ВВП), так как в уже проведенных исследованиях авторы приходили к выводу о проблемах с мультиколлинеарностью.

В исследовании планируется использовать многофакторные линейные регрессии, описательные статистики выбранных факторов будут приведены в 3 главе.

Ключевая мысль в использовании модели заключается в следующем: в силу того, что в данной работе выдвинуто предположение о влиянии нефинансовых переменных на фактор успеха через финансовые переменные, предлагается следующее:

Построение моделей для определения связи между финансовыми (в качестве зависимой переменной) и нефинансовыми (независимые переменные) показателями.

После определения, какие нефинансовые показатели оказывают влияние на финансовые, построение модели для определения влияния данных финансовых показателей на фактор успеха (показатель EVA).

В итоге будут определены финансовые показатели, влияющие на значение EVA, через что можно будет сделать вывод о влиянии нефинансовых показателей также на EVA (в силу того, что они оказали влияние на данные финансовые переменные).

Таким образом, в работе будет доказана важность рассмотрения нефинансовых показателей при планировании и разработке банковской финансовой стратегии.

Итоговая модель может быть предложена стратегическому отделу для расчета (оценки) показателя добавленной экономической стоимости (EVA).

Для выборки используются данные из баз данных ИАС Банки и Финансы информационного агентства Мобиле, данные из финансового портала Банки.ру, статистика по макроэкономическим параметрам приведена по данным Банка России.

В выборке используются действующие российские банки с размером активов более 9 млрд рублей, временной период составляет 7 лет (с 2013 по 2018 гг.). Итоговая выборка состоит из более чем 200 банков.

Проведенный анализ подтверждает, что анализа финансовых показателей недостаточно для определения инвестиционной привлекательности организации. Стоит обратить внимание на существенный блок нефинансовых показателей компании, чтобы дать обоснованную оценку.

Автор полагает, что в данной статье можно выделить следующие положения и результаты научной новизны:

• обоснована роль нефинансовых показателей в процессе оценки реализации эффективности финансовой стратегии на примере коммерческих банков;

• приведено детальное объяснение значимости такого фактора, как инновации, который является основным звеном в устойчивом развитии организации;

• приведены примеры нефинансовых показателей, отражающих степень удовлетворения требований ключевых заинтересованных сторон;

• разработана методология оценки финансовой стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исаева Н.А., Митина О.В. Оценка стратегии предприятия на основе анализа финансовых показателей // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 124.

2. Щербаченко П.С. Управление взаимодействием со стейкхолдерами в российских компаниях // Вестник университета. - 2018. - №. 5. С. 155-161.

3. Бариленко, В.И. Закономерный этап эволюции отечественного экономического анализа: доклад / В.И. Бариленко [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.misbfm.ru/sites/all/files/doklad_v_novosibirsk_1_barilenko1.doc.

4. Кацибасв А.А. Финансово-инвестиционная стратегия организации и факторы, влияющие на ее развитие // Новая наука: Проблемы и перспективы. - 2016. - №41. - С. 122.

5. В.И. Бариленко. Методология бизнес-анализа: учебное пособие / Москва: КноРус, 2019. - С. 190 - Магистратура.

6. Зуева Е.В. Финансовая стратегия предприятия и возможности се реализации // Политика, экономика и инновации. - 2015. - № 2 (3). - С. 16.

7. Ефимова О.В. Разработка аналитического обеспечения стратегии устойчивого развития коммерческих организаций // М.: Аудит и финансовый анализ. - 2017. -№3.

8. Ефимова, О.В. Анализ устойчивого развития компании: стейкхолдерский подход // Экономический анализ: теория и практика. - 2016. - №45 (348).

9. Бобылев С.Н. Устойчивое развитие: вызов Рио // Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации - 2013 г.

10. Неудачин, В.В. Реализация стратегии компании. Финансовый анализ и моделирование / В.В. Неудачин. - Москва, 2016. - 168 c.

11. Джалалов Д.Э. Нефинансовые показатели оценки финансовой стратегии коммерческого банка // Вестник Евразийской науки, 2019 №5, https://esj.today/PDF/31ECVN519.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Dzhalalov Dzhamal Elchin ogly

Financial university under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: Djamal-93@mail.ru

Non-financial indicators of evaluation of the financial strategy of a commercial bank

Abstract. Financial strategy plays a crucial role in the selection of goals, tasks and solutions to ensure effective strategic management of the organization, since it is critical financial factors (limitations, opportunities, threats) that are the basis for determining the organization's activities in the modern world. The process of forming a financial strategy of any organization depends on the influence of a large number of factors of the external and internal environment, reflected in modern management concepts, which in turn determine the main directions of financial strategy analysis. In this regard, research related to the definition of key financial and non-financial indicators for the analysis of the financial strategy of organizations is one of the urgent tasks of analytical justification of the financial strategy.

The analysis confirms that the analysis of financial indicators is not sufficient to determine the investment attractiveness of the organization. It is worth paying attention to a significant block of non-financial indicators of the company to give a reasonable assessment.

So, the research shows that modern management concepts such as the concept of sustainable development, the concept of stakeholders play an important role in the development of areas of analysis of financial strategy, allow you to identify indicators, the achievement of which can have a positive impact on the results of the organization. The results of the analysis of the financial strategy allow you to assess the current financial condition, determine the desired future financial condition, and are the basis for developing measures to implement the financial strategy of the organization.

Keywords: financial strategy; modern management concepts; financial strategy analysis directions; innovations; sustainable development concept; stakeholder concept; non-financial indicators; financial performance impact assessment model

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.