Научная статья на тему 'Применение нечеткой логики в системе расстановки приоритетов'

Применение нечеткой логики в системе расстановки приоритетов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кукарцев В.В., Кайлиулин К.В., Пузанова Г.А.

Рассмотрена сущность нечеткой логики и возможность ее применения в задачах расстановки приоритетов на примере организации рабочего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF FUZZY LOGIC IN THE INSTALLATION OF PRIORITIES

The article considers the nature of fuzzy logic and possibility of its use in problems of setting priorities for example, the organization of the working day.

Текст научной работы на тему «Применение нечеткой логики в системе расстановки приоритетов»

Информационные системы и технологии

УДК 004.891.2

В. В. Кукарцев, К. В. Кайлиулин, Г. А. Пузанова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЧЕТКОЙ ЛОГИКИ В СИСТЕМЕ РАССТАНОВКИ ПРИОРИТЕТОВ

Рассмотрена сущность нечеткой логики и возможность ее применения в задачах расстановки приоритетов на примере организации рабочего дня.

Нечеткая логика - это обобщение традиционной формальной логики на случай, когда истинность рассматривается как лингвистическая переменная, принимающая значения типа «очень истинно», «более-менее истинно», «не очень ложно» и т. п. Указанные лингвистические значения представляются нечеткими множествами.

Нечеткое множество - попытка математической формализации нечеткой информации для построения математических моделей. В основе этого понятия лежит представление о том, что составляющие данное множество элементы, обладающие общим свойством, могут обладать этим свойством в различной степени и, следовательно, принадлежать к данному множеству с различной степенью. При таком подходе высказывания типа «такой-то элемент принадлежит данному множеству» теряют смысл, поскольку необходимо указать, «насколько сильно» или с какой степенью конкретный элемент удовлетворяет свойствам данного множества [1].

Все системы с нечеткой логикой функционируют по одному принципу: показания измерительных приборов фаззифицируются (переводятся в нечеткий формат), обрабатываются, дефаззифицируются и в виде привычных сигналов подаются на исполнительные устройства. Фаззификация - сопоставление множества значений х ее функции принадлежности М(х), т. е. перевод значений х в нечеткий формат. Дефаззи-фикация - процесс, обратный фаззификации.

Степень принадлежности - это не вероятность, так как неизвестна функция распределения, нет повто-

ряемости экспериментов. Значения функции принадлежности М(х) могут быть взяты только из априорных знаний, интуиции (опыта), опроса экспертов.

В нечеткой логике вводится понятие лингвистической переменной, значениями которой являются не числа, а слова естественного языка, называемые термами [2].

Рассмотрим применение нечеткой логики в системе расстановки приоритетов.

Входными данными для системы будут являться задачи, стоящие перед пользователем, и его оценка этих задач по критериям важности (каждый из которых имеет свой вес, хранящийся в базе данных системы). По каждому критерию задача оценивается по 10-балльной шкале. Оценки могут изменяться в зависимости от специфики предприятия или требований руководства. Таким образом, в программу вводятся все текущие дела пользователя в произвольном порядке. После этого система ранжирует их по важности и выводит, отсортировав по приоритету.

Основная задача системы: определить степень принадлежности задач к нечеткому множеству задач с высоким приоритетом. Функция принадлежности будет иметь вид

М(х) = (а1-х1 + а2х2 + ... + ак-хк)/к-10,

где к - количество критериев; а, - весовой коэффициент 1-го критерия; х, - оценка критериев пользователем.

Действие программы представлено на примере ра -бочего дня менеджера (см. таблицу).

Рабочий день менеджера (входные и расчетные данные)

Задача Критерий Степень важности М(х)

Название критерия Вклад в достижение личных целей Вклад в достижение целей предприятия Решения этой задачи поможет решению других Негативные последствия невыполнения Невозможность делегирования

Вес критерия (а,) 0,6 0,9 0,8 0,9 0,7

Первичный контакт с потенциальными клиентами х! = 9 х2 = 8 х3 = 5 х4 = 6 х5 = 8 0,552

Переговоры с клиентами о сделках х! = 8 х2 = 9 х3 = 5 х4 = 9 х5 = 10 0,64

Проведение встреч с клиентами х! = 6 х2 = 8 х3 = 4 х4 = 9 х5 = 10 0,582

Подготовка документов х! = 5 х2 = 6 х3 = 8 х4 = 6 х5 = 4 0,46

Отслеживание платежей и отгрузок продукции х! = 3 х2 = 9 х3 = 8 х4 = 9 х5 = 2 0,516

Решение текущих вопросов х! = 2 х2 = 5 х3 = 9 х4 = 6 х5 = 2 0,394

Решетневскце чтения

Ранжирование дает следующий порядок выполнения задач: переговоры с клиентами о сделках, проведение встреч с клиентами, первичный контакт с потенциальными клиентами, отслеживание платежей и отгрузок продукции, подготовка документов, решение текущих вопросов. Эта последовательность является наиболее оптимальной исходя из выставленных оценок, обработанных выбранным методом.

При правильном определении критериев и их весовых коэффициентов данная программа будет спо-

собствовать эффективному распределению рабочего времени сотрудников.

Библиографические ссылки

1. Нечеткая логика и искусственные нейронные сети / В. В. Круглов и др. М. : Физматлит, 2001.

2. Заде Л. А. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М. : Мир, 1976.

V. V. Kukartsev, K. V. Kayliulin, G. A. Puzanova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

APPLICATION OF FUZZY LOGIC IN THE INSTALLATION OF PRIORITIES

The article considers the nature of fuzzy logic and possibility of its use in problems of setting priorities for example, the organization of the working day.

© Кукарцев В. В., Кайлиулин К. В., Пузанова Г. А., 2011

УДК 004.92

А. С. Лисица, Ю. В. Борисов

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ГРАФИЧЕСКИХ ДВИЖКОВ ПОД C++ BUILDER 2010

Рассмотрена проблема использования бесплатных графических движков. Проведено сравнение графических движков с выявлением сильных и слабых сторон, а также выделение лучшего для использования в среде разработки C++ Builder 2010.

В настоящее время технические возможности создания и обработки графики растут с невообразимой быстротой и происходят значительные улучшения, связанные с повышением качества визуализации и быстродействия. На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных графических движков. Они достаточно широко используются не только в игровой индустрии, но и в различных интерактивных и не интерактивных приложениях, включая научные расчеты [1]. Однако информация о них не упорядочена и мало структурирована. Проблематика данного вопроса заключается в том, что всевозможные графические движки выпускаются в большом количестве и не успевают рассматриваться и комментироваться. Целью работы является изучение и анализ существующих движков, выявление их сильных и слабых сторон, выделение одного из них, как лучшего.

Используя некоторые аксиомы в области построения архитектурных объектов и мощного функционального графического движка, станет возможным, скажем, получение полноценной текстурированной трехмерной модели, построенной на базе простой видеосъемки в любом помещении. Но всегда для начала какого-либо внедрения нового программного обеспечения необходимо максимально возможно изучить и проанализировать уже имеющиеся технологии и раз-

работки. Был проведен анализ функциональных возможностей и простоты интеграции в среду программирования C++ Builder 2010 таких известных движков, как Genesis3D, Blender, Quake engine, Torque3D, Magic Particles.

В ходе анализа было выяснено, что наиболее удобным и перспективным из бесплатных графических движков является именно Genesis3D. Его отличительными чертами является то, что он прекрасно обрабатывает закрытые пространства и дает возможность использования динамических эффектов текстур, смешивания и морфинга объектов. Также он предоставляет инструменты для быстрой конвертации моделей из формата 3D Studio MAX в формат Genesis3D [2]. Однако он обладает недостатком, который заключается в моделировании больших открытых пространств.

Библиографические ссылки

1. Графический движок [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Графический_движок (дата обращения: 16.09.2011).

2. Движок Genesis3D [Электронный ресурс]. URL: http://gameengines.ru/article-57 (дата обращения: 16.09.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.