Научная статья на тему 'О выборе конструкторов игр для использования в программах дополнительного образования детей'

О выборе конструкторов игр для использования в программах дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1514
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / КОНСТРУКТОР ИГР / КРИТЕРИИ ВЫБОРА / SUPPLEMENTARY EDUCATION OF CHILDREN / VIDEO GAME DESIGN SOFTWARE / THE SELECTION CRITERIA

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ткаченко Валентина Александровна

Рассмотрены основные критерии отбора программных сред для конструирования компьютерных игр с целью использования в системе дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Selection of software for design of computer games within additional education of children

This article discusses the basic criteria for selection of software environments for designing computer games for use in the system of supplementary education for children

Текст научной работы на тему «О выборе конструкторов игр для использования в программах дополнительного образования детей»

В.А. Ткаченко

Радужный, Россия

V.A.Tkachenko

Raduzhniy, Russia

О ВЫБОРЕ КОНСТРУКТОРОВ SELECTION OF SOFTWARE

ИГР ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ FOR DESIGN OF COMPUTER GAMES

В ПРОГРАММАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО WITHIN ADDITIONAL EDUCATION

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ OF CHILDREN

Аннотация. Рассмотрены основные критерии отбора Abstract. This article discusses the basic criteria for se-программных сред для конструирования компьютер- lection of software environments for designing computer ных игр с целью использования в системе дополни- games for use in the system of supplementary education тельного образования детей. for children.

Ключевые слова: дополнительное образование де- Key words: supplementary education of children; video

тей; конструктор игр; критерии выбора.______game design software; the selection criteria._____

Сведения об авторе: Ткаченко Валентина Александ- About the author: Tkachenko Valentina Alexandrovna, ровна, директор, учитель высшей квалификационной director, teacher of the highest qualification category. категории.

Место работы: образовательное учреждение меж- Place of employment: educational institution of the in-

школьный учебный комбинат «Компьютерная школа». terschool training complex «Computer school»._

Контактная информация: 628462, г. Радужный, мкр.6, д.18; тел. (34668)38136. E-mail: comp-school@mail.ru

Уже много лет наряду с темами, касающимися программирования вообще и программирования игр в частности, интересной и широко обсуждаемой в интернет-сообществе разработчиков игр является тема конструкторов игр.

Если у человека есть желание создать игру и есть идея, которую нужно воплотить в жизнь, то этого можно добиться с очень хорошим результатом с помощью конструкторов игр, не имея навыков и опыта программирования. Поэтому конструировать простые компьютерные игры могут и дети. При этом в настоящее время конструкторы используются очень многими профессиональными разработчиками и создателями игр.

Что касается вопроса изучения конструкторов игр на дополнительных учебных занятиях в нашем городе, то он характеризуется крайней проблематичностью, отсутствием исследований и практических разработок в этом направлении. С 2010 г. в МУК «Компьютер -ная школа» в программы объединений «Я и мой компьютер !» и «Учимся, создаем, конст-руируем!» введены учебные модули по изучению конструкторов «Незнайка на Луне» и «Scratch», в школах города таких специальных курсов не ведется. Вместе с тем, опыт изучения среды Scratch на занятиях объединения «Учимся, создаем, конструируем!» позволяет высказать утверждение о том, что изучение конструкторов игр дает возможность детям учиться воплощать творческие идеи и сценарии в жизнь, экспериментировать и самостоятельно искать собственные пути решения задачи. К тому же конструирование собственных игр — процесс увлекательный и интересный.

Вышеуказанные факторы дают основания утверждать, что развитие направления по конструированию игр при проведении дополнительных учебных занятий — тема актуальная, и первым шагом в этой области является отбор конкретных программных сред для их освоения.

Конструктор игр — это программа, объединяющая в себе игровой движок и интегрированную среду разработки — систему программных средств, используемых программистами для разработки программного обеспечения. Простота процесса создания игр достигается за счет обеспечения конструкторов готовыми деталями и логическими операциями, из которых конструируется игра. Основными примерами деталей являются объекты, играющие роль персонажей игры, а также комнаты, либо уровни, — окна программы, на фоне которых разворачивается игровой процесс. Персонажей игры связывают со спрайтами,

которые содержат изображения персонажа. Спрайт часто состоит не из одного изображения, а из нескольких, отображение которых одно за другим создает эффект анимации объекта.

Расстановка и редактирование внешнего вида деталей построена по принципу WYSIWYG (англ. What You See Is What You Get — «что видишь, то и получишь»). Для настройки деталей, как правило, используются панели Properties (Свойства).

Для разработки логики игры используют готовые логические операции, присваивая объектам события, которые содержат действия или группу действий. Разработка происходит в визуальном режиме, как правило, с помощью мастера действий (Приложение А, рис. 1—4). Различные функции включаются кнопками и готовыми командами. Если стандартных действий не хватает, то в помощь разработчику в конструкторы игр встроены различные скриптовые языки.

В некоторые конструкторы также встроены редактор изображений и музыкальный редактор, что позволяет создавать спрайты, иконки и текстуры для объектов и музыкальное сопровождение проекта.

Плюсы использования конструкторов очевидны — большая часть работы сделана про-граммистами-разработчиками, включая оптимизацию и структуризацию рабочего процесса. От разработчика требуются только идея, графический и звуковой контент.

На портале GcUp.ru, посвященном созданию игр, представлено около 150 конструкторов, довольно интересными являются и среды, представленные на сайте make-games.ru.

Первоочередными критериями выбора конструктора игр для использования в учебном процессе могут быть: 1) реализация игры в двухмерном пространстве; 2) простота инструментария среды разработки; 3) бесплатный или условно бесплатный тип распространения программы.

Удовлетворяет указанным критериям большое количество программ, среди которых представим следующие пять: 1) Game Marker 8.0. Lite — один из самых популярных 2D-3Б-конструкгоров, существует платная и бесплатная версии, в бесплатной версии можно работать только с 2D, встроен язык GML; 2) Multimedia Fusion 2 — это гибкий, мощный и полноценный инструмент для авторских разработок, платный, для свободного скачивания имеется демо-версия, создание игры происходит в интуитивно понятном режиме перетаскивания объектов и выбора их настроек; 3) Noobster — самый простой (во всех смыслах) конструктор в мире, сделан в конструкторе игр Game Maker, позволяет создавать небольшие игры за считанные минуты, для создания игр нужно выбирать различные параметры, просто щелкая на кнопки; 4) Scratch — разрабатывался как новая учебная объектноориентированная среда для обучения школьников программированию, в которой блоки программ собираются из разноцветных кирпичиков команд точно так же, как машины собираются из разноцветных кирпичиков в конструкторах «Лего»; 5) Scirra Construct — распространяется по лицензии GPL (General Public License — универсальная общественная лицензия, предоставляющая пользователю права копировать, модифицировать и распространять (в том числе на коммерческой основе) программы, а также гарантировать, что и пользователи всех производных программ получат вышеперечисленные права), использует простую и удобную систему создания игр, основан на системе событий и не требует программирования.

В результате более подробного изучения конструкторов игр были отобраны следующие дополнительные критерии для сравнения программ: 1) наличие компилятора; 2) язык интерфейса; 3) наличие сайта разработчика; 4) широта российского сообщества; 5) наличие встроенной справки; 6) наличие Official Tutorials; 7) легкость и простота использования программы; 8) количество качественных примеров. Качественные показатели выбранных критериев представлены в таблицах 1, 2.

Наличие компилятора Язык интерфейса Наличие сайта разработчика Широта российского сообщества

Game Maker 8.G Lite да английский, русский yoyogames.com gmakers.ru game-maker.ru forum.hellroom.ru

Multimedia Fusion 2 (демо) нет английский clickteam.com

Noobster да английский noobster.ru game-maker.ru

Scratch 1.4 нет русский scratch.mit.edu letopisi.ru/index.php scratch.ucoz.net afoninsb.ru/inf/cabinet/144G

Scirra Construct да английский scirra.com scirraconstruct.ru construct2.ru

Таблица 2

Встроенная справка Official Tutorials Легкость и простота использования Количество качественных примеров

Game Maker 8.0 Lite да, русифицирован да, английский просто очень много

Multimedia Fusion 2 (демо) да да, английский просто очень мало

Noobster нет нет очень просто нет

Scratch 1.4 да нет просто очень много

Scirra Construct да да, английский достаточно просто очень много

С учетом выбранных критериев на основе метода комплексной оценки [1] наиболее оптимальной программой для конструирования игр в системе дополнительного образования детей является программа Game Maker 8.0 Lite. Вместе с тем, программы Scratch и Scirra Construct также являются интересными для изучения. Вызывает несомненный интерес и программа Noobster, которая может быть использована для самых младших школьников при создании игр-лабиринтов.

Результаты проведенной работы позволяют сформулировать общие выводы и рекомендации по использованию конструкторов игр в учебном процессе:

1. Основными критериями отбора программных сред для конструирования компьютерных игр с целью использования в учебном процессе являются понятность и удобство интерфейса программы, наличие российского сообщества или форума разработчиков игр в данной программе и достаточное количество качественных демонстрационных примеров и разработок.

2. Среди школьников, зарегистрированных в российском интернет-сообществе, широко используется множество конструкторов игр, поскольку это очень интересное и увлекательное занятие, вместе с тем позволяющее успешно развивать творческое и логическое мышление.

3. В содержание программ дополнительного образования детей возможно включать изучение различных конструкторов программ в логике «от простого к сложному».

Безусловно, вышеприведенные выводы и рекомендации по отбору и использованию конструкторов игр при проведении учебных дополнительных занятий не являются исчерпывающими. Вместе с тем представляется, что выделены наиболее характерные особенности, необходимые педагогам для дальнейшего изучения данного направления, знание которых в определенной мере поможет им более правильно и целенаправленно организовать собственную деятельность в целях изучения рассматриваемой категории программ.

Приложение А

G Желейка.дтк - Game Maker 8.0 Lite (Simple Mode)

Файл Правка Добавить ресурс Выполнить Окна Справка

^Lnjx|

В-Q Sprites

и| Игрок по ; ; {Я ] Игрок лв

Q Непроходимая область

| ;. Монета

ЖИЗНИ | j-'tjb Враг пр

; Враг лв

! i М| Зона

| I " i_j Следующий уровень

! : ФИНИШ

I—PTi Sounds В Backgrounds

i T айлы мира

I 1.....№ Фон мира

Й-£) Objects

| |-{~Д) Игрок

[] Стена

| ;. Т риггер Фона

| ;. Монета

i I. Т риггер интерфейса

;.^ ЖИЗНЬ

! ■;-*. Враг

; ;--ГЯЗ Зона врага

| { |! Следующий уровень

! |-'^И Финиш

| 1. Т риггер меню

В-Р> Rooms

| ;..Ej] Меню

| ;...□] 1 Уровень

| :...□] 2 уровень

Li] Game Information

| В Sprite Properties: Игрок 3!^l .-1.al.xl

Имя: |Игрокпр

Загрузить Спрайт]

Редактировать |

Width: 32 Height: 32

Number of subimages: 4

Показ.: | 0 ■=>

OK |

Рис. 1. Интерфейс программы Game Maker 8.0. Lite. Состав проекта, команда загрузки спрайта

G Желейка.дтк - Game Maker 8.0 Lite (Simple Mode)

Файл Правка Добавить ресурс Выполнить Окна Справка

JSjx]

□ & н і а і > и*«яі*пі©§ііз«

В-Р> Sprites ; |--Г®| Игрок пр

i j—{и J Игрок лв

[] Непроходимая область

| ;. Монета

'■■■■40 Жизни

| I ¿г*, Враг пр

; Враг лв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| ;-’0 Зона

i i | j Следующий уровень ; • ФИНИШ

i-Hr-1) Sounds B ti3 Backgrounds j И* T айлы мира

; :.¿fa Фон мира

Й tip Objects | Игрок

[] Стена

| ;. Т риггер Фона

i I. Монета

| I. Т риггер интерфейса

| ;.Жизнь

| i.Враг

I Зона врага

| I " i_j Следующий уровень

j СРИНИШ

I =. Т риггер меню

В-Р> Rooms

| ;.Ej] Меню

j i.□] 1 Уровень

; -. п| 2 уровень

;...В Game Information

□ Object Properties: Игрок

jnjxl

Имя: |Игрок “Спрайт-

0 |Игрок п

Новый | Редакт. |

|7 Видимый Г" Твердый

Create ^ Alarm О

:* step

Q Стена И- Монета t-Ф Жизнь И- £& Враг

□ Следующий

<Left>

<Up>

^ <Right> ^ j

Добавить событие

Удалить Изменить

| j°| Show the highscore table 110

j Restart the game sag] 0

ШШШ

IS®

Щ Ш

Рис. 2. Интерфейс программы Game Maker 8.0. Lite. Настройка событий и действий объекта

Рис. 3. Интерфейс программы Multimedia Fusion 2. Набор спрайтов проекта, внешний вид уровня (кадр)

Рис. 4. Интерфейс программы Multimedia Fusion 2.

Окно настройки событий: условие и действия при его выполнении

Перечень конструкторов игр на портале gcup.ru

Выбор инструментария для начинающих и профессиональных разработчиков:

Простые в освоении системы разработки игр, конструкторы игр

001 Game Creator 3D Action Maker 3D Adventure Studio 3D Game Maker 3D Game Studio 3D Rad 3D Rad Rus 3D Мастер Action/Indie Game Maker Adobe Flash ADRIFT Advanced RPG Maker Adventure Game Studio Adventure Maker Alice Awakening Blade Engine Blade3D Blender Byond Construct DevelStudio Dimension3 Dizzy Quest Editor DizzyAGE Double Happy PS Game Maker Dungeon Craft e-Adventure Eclipse EMG Studio Enigma Esperient Creator Explorations Fighter Maker FPS Creator FPS Creator X1Q G-Creator GAGE Game Creator Game Editor Game Maker Game Weaver GameBrix GameDirector GameSalad Garrv's mod Genesis 2D Golden Realm HiAsm INSTEAD IsoEasvEditor J.U.R.P.E. Kodu M.U.G.E.M Mario Builder Mario Worker Mezona MG FPS Creator Milena Mo'Minis Mokoi Gaming MultiGen-Paradigm Creator Multimedia Builder Multimedia Fusion Neobook Noobster Novashell Novelty Nream! O.H.R.RPG.C.E Open Zelda QpenSpace3D Platform Games Editor Platform Studio Platinum Arts Sandbox PlayCrafter Point&.Click Dev Kit PsOne Development Studio QCake Quest 3D Quest Soft Player Racer Ray Game Designer Raycasting Game Maker Reality Factory Realm Crafter Ren'Py RPG Maker RPG Studio RPG Toolkit PS RPGPTE RTAPS Rumblah! RuneSword Rus Quests Maker Pvade Sauerbraten Scratch Scrolling Game Pevelopment Kit ShugenPo Silent Walk FPS Creator SimpleJ Sonic Maker Sploder! Stagecast Creator STUG Builder The Games Factory Unity URO vbGORE Verge Virtools Visionaire Studio WinPAW Wintermute Engine XtremeWorlds Yozz ZGameEditor Алгоритм

Сложные в освоении среды разработки, графические и игровые движки

ЗР Game engine 3PCakeWalk 3PSTATE Engine 3Impact Abyssal Engine AGen Airplay SPK Alaska Engine Aleph One Alternativa3P Amp II Game Engine Andorra 2D Antiryad Gx Apocalyx ArcEnoine Ardor3P Arianne Asohvre Aurora Engine Axiom Engine BlendELF Blitz3D Bootstrap Engine Bos Wars Brutus2D C4 Engine Cafu CAST II Chocolate Poom Chrome Engine Cocos2d-iphone cocos3d CopperCube CryENGINE 3 Crystal Space CSP Game Engine DarkBASIC DarkPlaces Demoniak3D DEngine DGLEnoine Doom Legacy Doomsday DX Studio EDGE EDuke32 Elemental Engine Empty Clip Esenthel Engine Eternity Engine Ethanon Engine eXoine Existence Engine ezRPG FBA FFilmation FIFE Frank Engine Free Heroes G3D Engine Gamebryo Casual GameBrvo Element GameCore GemRB Genesis3D Glest GLHeretic GLHexen GloryLands GLScene Golden T Game Engine Grim 2D GZDoom Haaf's Game Engine Horde3D HPL1 Engine IceCream Infinity Engine Irrlicht Engine iXors3d JMonkeyEngine Jolt3d! KSEnoine LawMaker Game Engine Leadwerks Engine Lightfeather LinCity Linderdaum LKI-Creator LKI-Creator 3D LQVE Luxinia Mark IV Engine MobilePraoon Nebula NeoAxis NetGore nGENE Ninfa3D Nytro Game Engine Qdamex Ogre Open Sonic QpenBOR QpenSceneGraph Original 3D ORTS Panda3D Pipmak PixelLioht Pixie PrBoom-plus ОЗА Ofusion Quake II Quantum Engine Raydium Engine Re Li ReMooD Retribution Engine Risen3D S2 Engine Sandv3D ScoreDoom ScriptENGINE Seccia ShiVa Skulltag Spring SpriteCraft StemCell Game Engine SunBurn TDG 3D Tokyo Game Engine Torgue 3D Torgue Game Engine Truevision3D Unigine Unreal Development Kit Unreal Engine 2 Vavoom Vision Visual3D WinDoom Xors3D ZDaemon ZDoom Zombie Engine

Библиотеки разработки, звуковые, физические движки, компоненты

ЛИТЕРАТУРА

1. Гудков П. А. Методы сравнительного анализа. URL: http://window.edu.ru/resource/707/59707

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.