Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ'

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИКА / ОБРАЗОВАНИЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / АНИМИРОВАННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раззоков И.Д.

Применение мультимедийных технологий в обучении физике открывает новые возможности для преподавателя, а также развивает потенциал обучающихся. Благодаря мультимедийным средствам обучения создается новая информационная среда, объединяющая в себе современные методы и подход к изучению физики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN TEACHING PHYSICS

The use of multimedia technologies in teaching physics opens up new opportunities for the teacher, as well as develops the potential of students. Thanks to multimedia teaching tools, a new information environment is being created that combines modern methods and an approach to the study of physics.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ»

Раззоков И. Д. преподаватель

кафедра «Алгоритмы и технологии программирования» Каршинский государственный университет

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ

Аннотация: Применение мультимедийных технологий в обучении физике открывает новые возможности для преподавателя, а также развивает потенциал обучающихся. Благодаря мультимедийным средствам обучения создается новая информационная среда, объединяющая в себе современные методы и подход к изучению физики.

Ключевые слова: физика, образование, мультимедийные технологии, анимированные изображения, графические данные, мультимедийные средства, информационные технологии, компьютерные программы, эффективность обучения.

Razzokov I.D. lecturer

Department of Algorithms and Programming Technologies

Karshi State University

APPLICATION OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES IN TEACHING

PHYSICS

Abstract: The use of multimedia technologies in teaching physics opens up new opportunities for the teacher, as well as develops the potential of students. Thanks to multimedia teaching tools, a new information environment is being created that combines modern methods and an approach to the study of physics.

Keywords: physics, education, multimedia technologies, animated images, graphic data, multimedia tools, information technologies, computer programs, learning efficiency.

Перед современным образованием стоит непростая задача - передача знаний и превращение их в инструмент творческого освоения мира. При этом на первом месте находятся требования сохранения и развития личностных качеств обучающегося, развитие его творческих способностей и интеллекта, жизненно ценностная ориентация. Вопрос о том, как с помощью специальных педагогических средств целенаправленно развить интеллект обучающегося, его творческого мышления, а также при этом сформировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, до

сих пор остается открытым. Это одна из важнейших проблем среди современных инновационных задач преподавания физики.

Современная жизнь немыслима без использования информационных технологий и приборов на их основе, таких как мобильные телефоны и компьютеры, электронная почта и скайп, электронный документооборот, электронные платежи и многое другое. Нет ничего удивительного в том, что без мультимедийных приложений не обходится и образование.

ХХ1 век - век биотехнологий, робототехники, создания искусственного интеллекта, которые не мыслимы без использования компьютерных технологий. Современный человек, в том числе и учащийся, живет в электронной информационной среде, поэтому одной из основных задач, стоящих перед системой образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах, в том числе и в обучении физике.

Использование компьютера играет ключевую роль в современном учебном процессе. Компьютер - самое эффективное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал учитель. Ключевым вопросом его применения в учебно-воспитательном процессе является создание и внедрение ЭОР (электронный образовательный ресурс) для поддержки усвоения учащимися физических знаний.

В идеале использование мультимедийных технологий изменяет способы контактирования педагога и студента благодаря увеличению индивидуального взаимодействия. Каждый учащийся получает возможность задать вопрос или показать решение своей задачи и получить индивидуальный ответ преподавателя в любое время благодаря использованию электронной почты или скайпа.

Преподаватель, как правило, стремится предложить студенту такое задание, которое заставит его искать новое решение. В этом случае возможности информационных технологий, скорость получения разнообразной информации могут обеспечить пробуждение исследовательских и творческих способностей студента, то есть могут стимулировать познавательную мотивацию.

Познавательная мотивация включает в себя познание нового, изучение процесса возникновения нового знания, оценку его содержания. Формированию познавательной мотивации способствуют наличие имеющихся знаний и поиск новой актуальной информации, который, в свою очередь, является стимулом для использования мультимедийных технологий.

Не менее актуальной является и мотивация достижения, которая связана не только с получением отличной оценки, но и с успехом в будущем во время профессиональной деятельности.

Применение балльно-рейтинговой системы в сочетании с мультимедийными технологиями повышает возможности контроля успеваемости и стимулирует возникновение мотивации достижения.

Мультимедийные технологии в преподавании физике должны включать такие виды деятельности обучающихся, которые характеризуются их субъективной позицией на занятиях, так как деятельность определяется не только содержанием и структурой физического знания, но и их индивидуальными потребностями и интересами.

Современная образовательная среда при использовании мультимедийных технологий в физике схематично может быть представлена следующим образом (рис. 1).

|

шж

Рисунок 1

Таким образом, на заинтересованность получения знаний для обучающихся оказывают влияние преподаватель, внешние факторы, мультимедийные технологии и современнее методики в преподавании физике.

Любая методика использования мультимедийных технологий в преподавании физике будет считаться эффективной, если она способна обеспечить заинтересованность обучающихся в познавательной деятельности на занятиях, что способствует получению положительного результата в учебной деятельности. Чтобы успешно реализовать инновационные методы обучения, преподавателю необходимо:

1. Владеть современными информационными знаниями, технологиями и методикой их применения.

2. Видеть и понимать интересы обучающихся.

3. Чувствовать проблемы изучаемых ситуаций.

4. Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами обучающихся.

5. Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с обучающимися.

Мультимедийные технологии облегчают процесс обучения и дают возможность сделать занятия более интересными, динамичными, интегрально представлять знания по физике. Изучение физики трудно представить без проведения экспериментов, лабораторных и практических работ, наблюдений.

На занятиях физики возможно применение мультимедийных технологий по следующим направлениям:

1) мультимедийные сценарии проведения занятий;

2) электроно-дидактические материалы и тест;

3) компьютерные тренажеры для проверки и контроля знаний;

4) Интернет-ресурсы для подготовки к лекциям и семинарским занятиям.

Опыт работы показывает, что использование мультимедийных технологий в обучении физике позволяет дифференцировать учебную деятельность на занятиях, активизирует интерес обучающихся к познанию, развивает их творческие способности, а также стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

Использованные источники:

1. Якубов С. Х., Бозорова И. Ж. Математическая модель оптимизации формы трехшарнирных арок при сложных условиях загружении //The Scientific Heritage. - 2022. - №. 82-1. - С. 71-73.

2. Bozorova I. J. et al. Modern programming technologies and their role //интеллектуальный капитал xxi века. - 2020. - С. 19-21

3. Jumanazarovna B. I. Electronic Educational Resources as a Component and Conditions of Interaction of the Subjects of the Educational Process //International Journal of Innovative Analyses and Emerging Technology. -2022. - Т. 2. - №. 3. - С. 39-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.