Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ХРЕСТОМАТИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У ГИТАРИСТОВ-ПЕРВОКЛАССНИКОВ'

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ХРЕСТОМАТИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У ГИТАРИСТОВ-ПЕРВОКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

109
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ГИТАРИСТ-ПЕРВОКЛАССНИК / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / НАВЫК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / MULTIMEDIA READER / CHILDREN'S ART SCHOOL / JUNIOR SCHOOLCHILD / FIRST-GRADER GUITARIST / INDEPENDENT WORK / INDEPENDENT WORK SKILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черникова Д. Д.

Обосновывается актуальность и необходимость применения информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, в том числе в системе дополнительного музыкального образования детей. Описаны возможности мультимедийной хрестоматии при обучении игре на гитаре для развития навыка самостоятельной работы. Даны определения и раскрыто содержание таких понятий, как «самостоятельная работа», «навык самостоятельной работы» применительно к игре на гитаре. Представлены условия, обеспечивающие развитие данного навыка у детей. Описано содержание разработанной мультимедийной хрестоматии для обучающихся первых классов детской школы искусств по классу гитары, рассмотрены результаты опытно-поискового исследования и проведен анализ апробации мультимедийной хрестоматии в муниципальном автономном учреждении культуры «Детская школа искусств № 5» города Екатеринбурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF MULTIMEDIA CHRESTOMATY FOR DEVELOPING THE SKILLS OF INDEPENDENT WORK IN HIGH-CLASS GUITARISTS

This article substantiates the relevance and necessity of using information computer technologies in the educational process, including the system of additional music education for children. The paper describes the capabilities of a multimedia reader, including learning to play the guitar to develop the skill of independent work. The definitions are given and the content of such concepts as “independent work”, “the skill of independent work” in relation to playing the guitar is revealed. The conditions providing the development of this skill in children are presented. The content of the developed multimedia reader for the first grades of the children's art school for the guitar class is described. The article presents the results of an experimental research study and analyzes the testing of a multimedia reader in the municipal Autonomous cultural institution “Children's Art School No. 5” in Yekaterinburg.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ХРЕСТОМАТИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У ГИТАРИСТОВ-ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

УДК 37.041

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ХРЕСТОМАТИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У ГИТАРИСТОВ-ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Д. Д. Черникова

магистрант ddtch@mail.ru

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия

Аннотация. Обосновывается актуальность и необходимость применения информационных компьютерных технологий в образовательном процессе, в том числе в системе дополнительного музыкального образования детей. Описаны возможности мультимедийной хрестоматии при обучении игре на гитаре для развития навыка самостоятельной работы. Даны определения и раскрыто содержание таких понятий, как «самостоятельная работа», «навык самостоятельной работы» применительно к игре на гитаре. Представлены условия, обеспечивающие развитие данного навыка у детей. Описано содержание разработанной мультимедийной хрестоматии для обучающихся первых классов детской школы искусств по классу гитары, рассмотрены результаты опытно-поискового исследования и проведен анализ апробации мультимедийной хрестоматии в муниципальном автономном учреждении культуры «Детская школа искусств № 5» города Екатеринбурга.

Ключевые слова: мультимедийная хрестоматия, детская школа искусств, младший школьник, гитарист-первоклассник, самостоятельная работа, навык самостоятельной работы.

APPLICATION OF MULTIMEDIA CHRESTOMATY FOR DEVELOPING THE SKILLS OF INDEPENDENT WORK IN HIGH-CLASS GUITARISTS

D. D. Chernikova

master's student ddtch@mail.ru

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, Ekaterinburg, Russia

88

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

Abstract. This article substantiates the relevance and necessity of using information computer technologies in the educational process, including the system of additional music education for children. The paper describes the capabilities of a multimedia reader, including learning to play the guitar to develop the skill of independent work. The definitions are given and the content of such concepts as "independent work", "the skill of independent work" in relation to playing the guitar is revealed. The conditions providing the development of this skill in children are presented. The content of the developed multimedia reader for the first grades of the children's art school for the guitar class is described. The article presents the results of an experimental research study and analyzes the testing of a multimedia reader in the municipal Autonomous cultural institution "Children's Art School No. 5" in Yekaterinburg.

Keywords: multimedia reader, children's art school, junior schoolchild, first-grader guitarist, independent work, independent work skill.

Система дополнительного образования детей и взрослых в Российской Федерации является уникальной социальной практикой - площадкой для отработки новых образовательных моделей и технологий, позволяющих реализовывать различные образовательные потребности, в том числе музыкальные.

Разработка и внедрение в образовательный процесс информационных технологий расширяет границы обучения, делает его более эффективным, обеспечивает разнообразие учебной информации, упрощает ее поиск, а также преподносит ее в более доступном формате, в оригинальном виде. А. А. Коновалов среди важнейших направлений развития информационного обеспечения образовательного процесса называет «обогащение образовательных программ современными педагогическими, в том числе информационно-компьютерными, технологиями и средствами обучения» [7, с. 13]. Одним из таких средств является мультимедийная хрестоматия, внедрение которой в процесс обучения игре на музыкальных инструментах, прежде всего младших школьников, сегодня становится особенно актуальным.

Действительно, образовательный процесс в детской школе искусств обязует обучающегося уделять значительное время самостоятельной работе с целью повышения технических навыков игры на инструменте и развития творческих способностей. В самостоятельную работу на начальном этапе обучения входит строгое выполнение поставленных педагогом задач, для чего необходимы следующие умения: распределение времени, самоорганизация, поиск наиболее эф-

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

89

фективных способов достижения целей. Педагог с самых первых занятий должен найти способ правильно организовать самостоятельную работу обучающегося, повысить уровень его самоорганизации и самоконтроля, сформировать навык самостоятельной работы.

Сегодня в научных исследованиях довольно полно отражены теоретические и практические аспекты самостоятельной работы и ее организации (Е. С. Григорова, О. А. Нильсон) [4, 10], вопросы применения современных информационных технологий, их внедрения в образовательный процесс (А. А. Бариева, Г. С. Чебушев и др.) [1, 12], в том числе в музыкальном образовании (Е. Д. Коло-миец и др.) [6], методика преподавания игры на шестиструнной гитаре и формирование навыков самостоятельной работы в классе гитары (А. И. Гемаддиев, Н. П. Михайленко) [2, 9], в том числе возможности мультимедийных пособий для организации самостоятельных занятий подростков по игре на гитаре (Н. И. Буторина, А. Д. Макаридин) [8]. Тем не менее проблема создания мультимедийных технологий, их внедрение в образовательный процесс на начальном этапе обучения игре на музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, остается нерешенной.

Сам термин «самостоятельная работа» рассматривается в педагогике и психологии с разных сторон - как средство организации обучающегося (Н. Д. Гальскова, Б. И. Коротяев, П. И. Пидкасистый, И. Н. Разливинских, Е. Г. Тарева), как метод обучения (Л. Замелина, А. В. Усова), как организованная педагогом деятельность (Р. Г. Го-лант, Б. П. Есипов, П. И. Пидкасистый, И. Н. Разливинских), как форма организации по управлению деятельностью обучающихся (Б. Т. Лихачев, О. А. Нильсон). Под самостоятельной работой будем понимать форму организации деятельности, направленную на достижение поставленных учебных задач в специально отведенное для этого время, проходящую без участия педагога, позволяющую получать, усваивать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки.

Понятие «навык самостоятельной работы» с учетом первоначального определения термина «навык» представляет собой автоматизированные компоненты сознательного действия в результате организованной деятельности, направленной на достижение постав-

90

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

ленных учебных задач в специально отведенное для этого время, проходящей без участия педагога, позволяющей получать, усваивать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки. В самостоятельной работе музыканта это могут быть такие действия, как организация рабочего места, грамотное распределение времени занятия относительно имеющихся учебных задач, подготовка музыкального инструмента и исполнительского аппарата, обращение к наглядным примерам исполнения в процессе работы над произведением (звуковым и визуальным).

Развитие навыка самостоятельной работы у гитаристов-первоклассников детской школы искусств успешно протекает при грамотной организации этого процесса. Самостоятельная работа, как и урок, является основной формой обучения, поскольку результаты урока готовят почву для самостоятельной работы, а проделанная самостоятельная работа позволяет достигать учебных целей намного быстрее.

Рассматривая самостоятельную работу с психологической стороны, стоит отметить, что она обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как ее субъекта. Ее основу составляет саморегуляция деятельности - самостоятельность в начале действий, постановка целей, управление волевыми усилиями, контроль за ошибками и результатами действий.

В процессе самостоятельной работы обучающийся детской школы искусств должен проявлять терпение, внимание и концентрацию, чтобы осваивать музыкальный материал как технически, исполняя произведения ритмично и указанными в нотах пальцами, так и музыкально, передавая выразительность и красоту мелодии, отражая художественный замысел композитора и свое видение произведения.

Как отмечалось выше, самостоятельная работа является основной формой обучения в детской школе искусств. При работе над развитием навыка самостоятельной работы обучающемуся необходимо научиться ставить цели и достигать их, проявлять интерес к познавательной деятельности, уметь организовать себя, проводить анализ своей деятельности, опираться на предоставленный педагогом план, а также формировать положительную мотивацию к осуществлению музыкальной деятельности.

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

91

Анализ научной и методической литературы позволил заключить, что навык самостоятельной работы обучающихся первого класса детской школы искусств по классу гитары сводится к доведенным до автоматизма действиям, в которые входят следующие компоненты:

• подражание разработанным педагогом алгоритмам и их анализ;

• составление графика и режима работы;

• организация пространства для самостоятельной работы;

• постановка целей, задач и их выполнение (следование плану работы над произведением);

• концентрация внимания и анализ собственных действий;

• музыкально-исполнительская самостоятельность.

Современным дидактическим средством, позволяющим развивать навык самостоятельной работы обучающихся по классу гитары, становится мультимедийная хрестоматия, содержание которой составляют систематически подобранные материалы, соответствующие учебным целям и задачам, в состав которых входят такие мультимедийные компоненты, как текст, звук, аудио, видео, анимация и графика, а также гиперссылки, которые облегчают взаимодействие с большим объемом материала и обеспечивают быстрое перемещение между разделами мультимедийной хрестоматии.

Возможности мультимедийной хрестоматии для развития навыка самостоятельной работы у обучающихся первого класса детской школы искусств по классу гитары уникальны, поскольку они, по А. А. Бариевой и М. В. Юриной, обеспечивают гибкость и интерактивность обучения и познания в целом за счет следующих ресурсов [1, 3]:

• наличие гипертекстовых принципов структурирования учебного материала, позволяющих перемещаться между частями текста, а также переходить к другому виду информации, к внешним ресурсам;

• аудио- и видеосопровождение текстовой информации, их сочетание с анимацией;

• возможность на любом этапе работы с программой вести текущий самоконтроль;

92

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

• сокращение времени на поиск необходимой информации, доступ к ней, лучшее понимание и более глубокое изучение предоставленного материала;

• взаимодействие с информацией в электронном (более привлекательном для обучающегося) виде и мотивация на контакт с новой областью знаний;

• обращение к информации в любое время, ее быстрая актуализация и долговременное хранение;

• предоставление широкого поля для активной самостоятельной деятельности обучающихся;

• организация игровых форм обучения;

• высокая наглядность учебного материала;

• возможность «регулярной корректировки учебника по мере появления новых данных» [3, с. 70].

Представим содержание мультимедийной хрестоматии для развития навыка самостоятельной работы обучающихся по классу гитары. Данное средство обучения создавалось на базе программы Microsoft PowerPoint, удобство которой обусловлено возможностью просмотра и использования презентации на большом количестве устройств без установки дополнительных плагинов и расширений. Сопутствующими программами по разработке мультимедийной хрестоматии стали Sibelius Ultimate, конвертер 4K YouTube To MP3, видеохостинг YouTube, сервис по поиску изображений в Интернете - «Яндекс.Картинки».

Содержание мультимедийной хрестоматии включает элементы, позволяющие осуществлять переход между основными блоками ее наполнения с возможностью возвращения на исходный слайд с помощью гиперссылок (внутренних, внешних - к интернет-ресурсам). Поскольку обучающийся первого класса детской школы искусств по классу гитары должен сформировать навык действия по алгоритму, каждый элемент содержания имеет свой порядковый номер.

Центральный элемент меню содержания - выбор произведения для разучивания, навык самостоятельной работы вступает в действие после перехода на соответствующий слайд, где обучающемуся пре-

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

93

доставляется возможность выбора одного из четырех произведений для дальнейшей самостоятельной проработки.

Переходя к наиболее понравившемуся произведению, обучающийся перемещается к конкретным действиям (рис. 1), в которые входят следующие компоненты: автор произведения и его название -информация познавательного характера, расширяющая кругозор; изучение нот (видео, изображение, аудио); просмотр видеоисполнения (общий план, отдельно левая и правая рука крупным планом); разучивание произведения. Также имеется возможность перехода к выбору другого произведения из содержания мультимедийной хрестоматии или, при необходимости, завершению презентации, что обеспечивает свободу действий при работе над более понравившимся материалом или прекращении самостоятельной работы.

Даг Арве Линдзетмо «Этюд»

1. Понятие и история этюда

2 Посмотреть видео Ша

3. Посмотреть ноты т

4 Посмотреть исполнение

5 Разучить произведение Л ВАС!)

Рис. 1. Меню произведения «Этюд»

Каждое из произведений мультимедийной хрестоматии можно прослушать в разных темпах (медленно, умеренно, быстро) и сыграть под метроном в соответствии с наиболее подходящим темпом. Также реализована возможность разогрева исполнительского аппарата с помощью упражнений для разыгрывания.

94

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

Заключительный этап действий обучающегося формирует основную систему по разучиванию произведения и ее постепенное запоминание (рис. 2).

1. Организовать рабочее пространство

2. Настроить гитару ✓

Разучить произведение «Этюд» 3. Разыграться а ■ 1

4. Поразмышлять над образами ш

о Посмотреть ноты 5. 6. Разобрать произведение Спеть мелодию под метроном щ

о Посмотреть видео Ша 7. Спеть бас под метроном

о Посмотреть исполнение Ж 8. Сыграть мелодию под метроном

о Пояснения 9. Сыграть бас под метроном

В 1О.Сыграть мелодию и бас под метроном

11 .Провести анализ проделанной работы ш

Рис. 2. Алгоритм разучивания произведения

Апробация описанной выше мультимедийной хрестоматии осуществлялась в муниципальном автономном учреждении культуры «Детская школа искусств № 5» города Екатеринбурга с 3 февраля по 13 марта 2020 г., в результате была выявлена динамика развития навыка самостоятельной работы у обучающихся первого класса детской школы искусств по классу гитары.

На первом этапе (пилотажное анкетирование) было выявлено, что обучающиеся первого класса детской школы искусств по классу гитары регулярно осуществляют самостоятельную работу, однако проводят ее в небольшом объеме и сталкиваются с трудностями, имеют возможность работать за компьютером, умеют и часто используют его для обучения, но редко применяют компьютерные средства на занятиях по гитаре.

С учетом опыта личного общения с обучающимися, а также результатов пилотажного анкетирования было заключено, что обучающиеся первого класса детской школы искусств проявляют интерес к ор-

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

95

ганизации обучения, построенном на взаимодействии с компьютером, которое помогло бы организовать самостоятельную работу и повысить ее эффективность, что позволяет говорить о необходимости использования в учебном процессе мультимедийной хрестоматии, синтезирующей текст, звук, аудио, видео и анимацию, развивающей навык самостоятельной работы у обучающихся.

На втором этапе апробации (взаимодействие с мультимедийной хрестоматией) обучающимся было предложено выбирать произведения в соответствии с предложенным порядком мультимедийной хрестоматии для выявления динамики развития навыка самостоятельной работы. По окончании работы над каждым произведением обучающиеся должны были проанализировать и оценить свою самостоятельную работу в соответствии с количеством выполненных пунктов («5» - от 17 до 21, «4» - от 11 до 16, «3» - от 6 до 10), после чего приступить к разучиванию следующего произведения.

В процессе самостоятельной работы увеличивался уровень оценивания обучающихся собственной самостоятельной работы по разработанному плану мультимедийной хрестоматии (рис. 3), а также менялась тенденция обращения к разработанным моделям работы над музыкальным материалом, что не повлияло на оценку (рис. 4).

Уровень оценки

ш

ш

пт Щ ==::

Ш -1§ ш : §§ НИ Щ

«Этюд» «Марионетки» «Танец в Турине» «Маленький грек»

Рис. 3. Самооценивание обучающихся:

ЕЗ - «3»; 0 - «4»; 0 - «5»

96

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%

«Этюд» «Марионетки» «Танец в Турине» «Маленький грек»

Рис. 4. Степень обращения обучающихся к плану разучивания произведений

На заключительном этапе (зачет и итоговое анкетирование) апробации был проведен зачет, на котором обучающиеся демонстрировали техническое и художественное исполнение произведения «Маленький грек». Представленные данные (рис. 5) позволяют сделать вывод о том, что оценка обучающихся, полученная ими за проделанную самостоятельную работу, как правило, соответствует оценке, выставленной на зачете, или имеет значение на балл выше, что говорит об эффективности развития навыка самостоятельной работы с использованием мультимедийной хрестоматии.

Проведение итогового анкетирования позволило заключить, что после работы с мультимедийной хрестоматией (рис. 6) обучающиеся первого класса детской школы искусств по классу гитары стали больше времени уделять самостоятельной работе (ежедневно или регулярно по 30-45 мин), улучшили навыки работы за компьютером, умения организовать себя (самоорганизацию), закрепили модель разучивания музыкальных произведений.

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

97

Рис. 5. Оценка обучающихся:

ЕЭ - обучающийся № 1; В - обучающийся № 2 ¡3 - обучающийся № 4; В - обучающийся № 5 Ш - обучающийся № 7; □ - обучающийся № 8 @ - обучающийся № 10

ЕЭ - обучающийся № 3 □ - обучающийся № 6 ^ - обучающийся № 9

%

100

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Рис.

Занятия 10-20 мин

1

Занятия 30-45 мин

Ежедневные Регулярные Владение Самозанятия занятия компьютером организация

6. Динамика изменений в самостоятельной работе обучающихся:

□ - до применения мультимедийной хрестоматии; Ш - после применения мультимедийной хрестоматии

98

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

Обучающиеся в целом положительно оценили мультимедийную хрестоматию и процесс работы с ней, проявляли самостоятельность в поиске решения возникающих вопросов, активно взаимодействовали с интернет-ресурсами и отметили, что смогут продолжать самостоятельно работать без использования мультимедийной хрестоматии, достигая поставленных целей и задач.

Таким образом, разработанная мультимедийная хрестоматия может оказать большую помощь в развитии навыка самостоятельной работы у обучающегося, поскольку активизирует его учебную деятельность, повышая мотивацию к самостоятельным занятиям, развивает познавательную деятельность, наглядно-образное и творческое мышление, формирует навыки восприятия музыки и обогащает музыкальный опыт, способствует более быстрому овладению инструментом (гитара) за счет наличия поэтапных шагов в изучении произведений и наглядных визуальных примеров их исполнения, позволяет производить самостоятельный анализ произведений и их проработку в разных темпах, сокращает время разучивания произведений учебной программы юных гитаристов.

Кроме того, мультимедийная хрестоматия сегодня действительно становится эффективным электронно-дидактическим средством не только развития навыка самостоятельной работы обучающихся при обучении игре на гитаре, но и формирования метапредметных универсальных учебных действий, а опыт создания представленной мультимедийной хрестоматии может быть полезен при внедрении рассматриваемого мультимедийного средства в образовательный процесс, в том числе при обучении игре на других музыкальных инструментах, а также адаптации содержания для обучающихся старших классов.

Список литературы

1. Бариева, А. А. Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс / А. А. Бариева. Текст: электронный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы 6-й Международной научной конференции. Уфа: Лето, 2015. С. 228-230. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7414/.

2. Гемаддиев, А. И. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся в классе гитары / А. И. Гемаддиев, Д. И. Гемаддиев. Текст: непосредственный // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы 5-й Международ-

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

99

ной научно-практической конференции. Казань, 16 нояб., 2016 г. Казань: Изд-во Казан. фед. ун-та, 2016. С. 233-237.

3. Градалева, Е. А. Методические основы создания мультимедийных учебных пособий / Е. А. Градалева, М. В. Юрина. Текст: непосредственный // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 4 (13). С. 67-72.

4. Григорова, Е. С. Организация самостоятельной работы младших школьников на уроках математики / Е. С. Григорова. Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуманитар. пед. ун-та, 2019. 63 с. Текст: непосредственный.

5. Исакова, Т. Б. Сущность понятия «самостоятельная работа» / Т. Б. Исакова. Текст: электронный // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2009. № 2. С. 93-105. URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/suschnost-ponyatiya-amostoyatelnaya-rabota.

6. Коломиец, Е. Д. Информационно-коммуникационные технологии в музыкальном образовании / Е. Д. Коломиец. URL: https://nsportal.ru/ shkola/muzyka/library/2019/11/14/informatsionno-kommunikatsionnye-teh-nologii-v-muzykalnom. Текст: электронный.

7. Коновалов, А. А. Профессионально-педагогическое образование: современные тенденции и пути развития / А. А. Коновалов. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАИТ). 2020. № 1 (1). С. 7-14.

8. Макаридин, А. Д. Содержание и технология создания мультимедийного пособия для организации самостоятельных занятий подростков по игре на гитаре / А. Д. Макаридин, Н. И. Буторина. Текст: непосредственный // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 1 (1). С. 54-70.

9. Михайленко, Н. П. Методика преподавания игры на шестиструнной гитаре / Н. П. Михайленко. Киев: Книга, 2003. 248 с. Текст: непосредственный.

10. Нильсон, О. А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О. А. Нильсон. Таллин: Валгус, 1976. 165 с. Текст: непосредственный.

11. Разливинских, И. Н. Понятие, виды и требования к организации самостоятельной работы младших школьников / И. Н. Разливин-ских. Текст: непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 94-100.

12. Чебушев, Г. С. Современные средства мультимедиа и их применение / Г. С. Чебушев, А. С. Мохова. Текст: электронный // Молодой ученый. 2019. № 20 (258). С. 44-47. URL: https://moluch.ru/archive/258/59184/.

100

ИНСАЙТ. 2020. № 2 (2)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.