ПРИМЕНЕНИЕ МОТИВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
С.А. Федосеева, преподаватель
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-1-221-225
Аннотация. В данной статье рассматривается применение эффективных методов повышения мотивации студентов инженерных специальностей к овладению устной речью на английском языке, предлагаются интересные формы устной речевой практики на семинарах, адаптированные к занятиям со студентами технического профиля. Основываясь на практическом опыте применения мотивационных методов обучения навыкам говорения, автор считает эффективным использование общеизвестных форм занятий на семинарах по английскому языку в технических вузах.
Ключевые слова: английский язык, инженерные специальности, разговорные навыки, мотивация, методы обучения, дискуссии, дебаты, ролевые игры.
Ни для кого не секрет, что большинство студентов-первокурсников инженерных специальностей приходят в университет на семинарские занятия по иностранному, в частности английскому, языку практически «неговорящими», то есть без достаточно развитых навыков говорения. При этом даже студенты, уверенно владеющие языком и безошибочно выполняющие грамматические тесты, зачастую не способны делать самостоятельные высказывания, а задания на пересказ текстов обычно сводится ими к механическому заучиванию наизусть без понимания смысла сказанного. В большинстве случаев мы наблюдаем, что при хорошо развитых рецептивных навыках продуктивные способности студентов оказываются гораздо слабее, вплоть до практически полного их отсутствия. Чем можно помочь решению данной проблемы? Несомненно, мотивация и заинтересованность играют здесь заметную роль.
Мотивация как ключевой фактор успешного обучения
Как уже давно было подмечено специалистами Британского Совета, если студенты не хотят или не имеют возможности говорить на иностранном языке в стенах класса, они вскоре теряют мотивацию и интерес к учению. Однако, если правильно организовать занятия, то говорение в аудиторных стенах может стать весьма увлекательным, поднимая общий уровень мотивации студентов и сделать про-
странство обучения динамичным и привлекательным [1].
Особенно часто преподаватели сталкиваются с недостаточной мотивацией тех студентов, которые не видят прямой связи между английским языком и своей будущей профессией. Для преодоления этой проблемы весьма эффективным показало себя предметно-языковое интегрированное обучение (Content and Language Integrated Learning - CLIL), то есть интеграция английского языка в профессиональные дисциплины, чтобы студенты могли видеть его практическую ценность. В статье «CLIL. Content and Language Integrated Learning», изданной Доу Койл (Do Coyle) совместно с авторами Филипом Худом (Philip Hood) и Дэвидом Маршем (David Marsh), особо отмечается важность предметно-языкового интегрированного обучения в современной образовательной среде, поскольку поколение Y (1980-1995) и поколение Z (1995-2015) используют передовые современные технологии с самого раннего возраста, сознание современных молодых людей формируется по влиянием технологий, и преподаватели должны учитывать этот фактор. Если раньше девизом обучения было «учись, чтобы использовать потом» ('learn now for use later'), то сейчас это звучит как «учись в процессе использования и используй в процессе обучения» (' learn as you use, use as you learn') [2].
Интеграция аутентичного англоязычного материала в процесс обучения студентов технических вузов демонстрирует актуальность использования английского языка в профессиональной жизни будущих инженеров, прямую связь навыков устной речи на английском языке с их будущей карьерой. Подчёркивая эти связи, преподаватели могут сделать процесс обучения более значимым для студентов. По мнению Дёрньи (Dörnyei), связь языковых навыков с реальными профессиональными возможностями, такими как презентация исследований на международных конференциях или участие в рабочих совещаниях, способствует повышению мотивации [3]. Особенно это актуально для технических вузов, где изучение английского языка может восприниматься студентами как второстепенная задача. Таким образом, для повышения мотивации важно использовать методы, которые не только направлены на улучшение разговорных навыков, но и вызывают интерес у студентов, интегрируя их инженерные знания в учебный процесс.
Мотивационные методы обучения разговорной речи
Существующие исследования подчеркивают важность интеграции различных методов для развития разговорных навыков. В работах Брауна (Henry Douglas Brown) и Хармера (Jeremy Harmer) обсуждаются материалы и методы обучения, которые используют реально значимый контекст для вовлечения студентов в процесс эффективного коммуницирова-ния [4]. Вовлечение студентов в решение смысловых коммуникативных задач имеет большое значение для освоения ими знаний и навыков [5].
Важным стимулом является у студентов чувство товарищества при участии в групповых видах деятельности. Дружеское соперничество может быть мощным стимулом, так как оно способствует не только языковой практике, но и развитию критического мышления. Поддержка со стороны сверстников особенно важна в технических областях, где командная работа является ключевым элементом профессионального успеха. Имеено поэтому групповые формы обучения являются эффективными для овладения навыками говорения. Здесь рассматриваются некоторые формы, применяемые автором на практике.
Дебаты и дискуссии на инженерные темы позволяют студентам вырабатывать аргументацию и защищать свою точку зрения на английском языке. Это способствует активному использованию профессиональной лексики и развитию навыков публичного выступления. Этот метод также развивает критическое мышление, помогает студентам чётко формулировать свои мысли, способствует развитию речевых навыков в реальных ситуациях.
Опросы
Ещё одним эффективным методом является проведение студентами опросов. Например, они могут опросить своих сверстников по поводу отношения к проблемам высшего образования, искусственного интеллекта или будущего робототехники. Этот вид занятия является, по наблюдениям автора, одним из наиболее активных с точки зрения вовлеченности. Включение материалов, связанных с профессиональной деятельностью студентов, увеличивает их заинтересованность в изучении языка.
Круглые столы и конференции
Круглые столы на английском языке побуждают студентов к спонтанной речи, стимулируя их к участию в диалогах и публичных выступлениях, развивая навыки профессиональной коммуникации на иностранном языке. Эти обсуждения помогают студентам формулировать свои взгляды на сложные вопросы, такие как влияние автоматизации на рабочие места или этические аспекты генной инженерии. Симуляция международных конференций предоставляет студентам возможность делать презентации и обсуждать вопросы аудитории на английском языке. Это позволяет моделировать реальные ситуации, в которых студенты пробуют себя в качестве докладчиков или участников дискуссий, улучшая их навыки публичных выступлений [6].
Ролевые игры особенно эффективны для студентов с разным уровнем владения языком. Преподаватель может организовать занятие так, чтобы студенты с более высоким уровнем брали на себя более сложные роли (например, оппонентов в технической дискуссии), а более слабые студенты выступали в роли ведущих, ограничиваясь более простыми фразами [7].
Роль преподавателя в проведении групповых видов занятий
Трудность проведения групповых занятий для преподавателя заключается в том, чтобы, предоставляя студентам достаточно свободы для обсуждения задачи, одновременно контролировать ход ее выполнения. Преподавателю желательно поочередно подходить к студентам и при необходимости направлять обсуждение в нужное русло.
Также важно с самого начала объяснить студентам правила выполнения задачи. Например, при проведении дебатов:
1. От каждой команды назначается спикер для вводной речи, в которой они констатируют каждый свою точку зрения.
2. После выступления спикеров каждый участник дебатов по очереди приводит аргументы в защиту позиции своей команды.
3. На каждый аргумент одной команды вторая команда может выдвинуть контраргумент или привести другой аргумент.
4. Побеждает команда, которая привела больше аргументов и контраргументов в свою защиту.
В ходе выполнения вида речевой деятельности преподаватель может ставить задачу отработки не только целевой лексики, но и грамматических конструкций. Например, при обсуждении темы влияния новых технологий или изменения климата можно отрабатывать формы Present Perfect или Continuous. Одним из решений лексических задач, может быть использование неопределенных местоимений (some/most/all/none of the students believe) в процессе представления студентами результатов проведения опроса.
Полезная рекомендация от специалистов Британского совета заключается в предоставлении студентам свободы выбора, с тем чтобы они сами могли организовывать свое обучение с наибольшей пользой для себя. Например, можно предложить выбрать обсуждение какого-либо вопроса индивидуально или в паре. Это добавит студентам чувство уверенности и будет способствовать раскрепощению в практике речи [8].
Практический опыт применения моти-вационных форм обучения на семинарах по английскому языку в МГТУ им. Н.Э. Баумана
Опрос (Survey) был проведен в группе ИУ2-12 в первом семестре 2023-24 учебного года по теме «Высшее образование». Каждому студенту было предложено задать своим товарищам вопрос общего типа (yes/no question), затем обобщить результаты опроса и доложить их, используя количественные и неопределенные местоимения (some/most/none of the students, half the group, the majority of the students, very few/only a few), а также выразить свое мнение, используя фразы I think/believe/consider/suppose, I agree/disagree with. Предложенные вопросы были актуальными и даже в некоторой степени провокационными, именно поэтому они вызвали у студентов живой интерес.
1. Нужно ли оценивать успеваемость студентов? (Does students' progress need to be assessed?)
2. Нужны ли домашние задания для эффективного обучения? (Do you think homework assignments are necessary for effective learning?)
3. Какие оценки больше мотивируют - хорошие или плохие? (What motivates more: good or bad marks?)
4. Считаете ли вы стандартизированное тестирование самым эффективным способом оценки результатов? (Do you think standardised testing is the most effective way to assess learning?)
5. Заменят ли технологии учителей в классе в будущем? (Will technology replace teachers in class in the future?)
6. Как вы думаете, хорошо ли мы обучаем детей сегодня, чтобы подготовить их к потребностям 21-го века? (Do you think that the way we are currently educating children prepares them well for the needs of the 21st century?)
Данный вид деятельности обеспечил 100-процентную активность студентов, включая тех, кто обычно говорил очень мало или молчал.
Ролевая игра (Role play) была проведена в группе ИУ2-12 в первом семестре 2023-24 учебного года по теме «Экологические проблемы». Группа была поделена на две команды: экоактивисты-эксперты (environmental activists) и городские чиновники (city authorities). Каждый «экоактивист» выбрал себе роль - климатолог (climatologist), биолог (biologist), специалист по качестку воды/воздуха
(air&water quality expert), медик (medical doctor). Каждый «чиновник» выбрал роль главы департаментов по защите окружающей среды, озеленения, здравоохранения. Команде экоак-тивистов была поставлена задача озвучивать проблемы, а команда чиновников должна была предлагать их решения. Данный вид аудиторной работы рассчитан на студентов, владеющих языком на уровне не ниже среднего (pre-intermediate/intermediate), чтобы обеспечить максимальную активность всех участников.
Еще одна ролевая игра была проведена в группе ИУ5-416 во втором семестре 2023-24 учебного года по теме «Лазерные технологии». Студенты были организованы в четыре команды - три команды специалистов в области лазерных технологий (метеорология, космос и медицина) и оценочный комитет. Каждая команда специалистов должна была убедить комитет в важности своей области применения лазера. Комитет, выслушав доводы, представленные тремя командами, должен был сделать заключение и распределить первое, второе и третье места. Этот вид деятельности позволил участвовать в обсуждении студентам даже с невысоким уровнем владения языком, так как они могли опираться на справочную информацию из теста учебника.
Дебаты (Debates) - еще один вид работы, неизменно имеющий успех у студентов. Во втором семестре 2023-24 учебного года в группе ИУ5-41б состоялись дебаты по теме «Жизнь в будущем». Две команды студентов спорили о том, как люди будут жить через 100 лет. Одни убеждали, что жизнь через 100 лет будет лучше, чем сегодня, другие доказывали обратное. Перед началом дебатов был проведен мозговой штурм аспектов для сравнения (технологии, природа, быт, питание, медицина, транспорт, отношения между людьми -technology, nature, home, food, medicine, transport, relations).
Дебаты на тему «Высшее образование» были проведены в первом семестре 2024-25
учебного года в группе РЛ2-14. Темой дебатов было: преимущества получения высшего образования для будущей карьеры (higher education is necessary to find a good job). Стоит отметить, что вторая команда, которая оспаривала необходимость диплома, показала себя довольно креативной в поиске аргументов в свою пользу, что внесло оживление в обсуждение и обеспечило практически 100-процентную активность.
Студентам со слабым уровнем владения языком, которым особенно сложно преодолеть языковой барьер, можно предложить дебаты на тему «Считаете ли вы списывание полезным в процессе обучения?» (Is cheating useful for your studies?). Проблема списывания в последнее время все более актуальна как для преподавателей, которым с развитием технологий все труднее становится оценивать реальную академическую успеваемость, так и для студентов - как наименее трудозатратный способ получить желаемый результат. В качестве эксперимента дебаты на эту тему были проведены с группой студентов со слабым уровнем РЛ2-12 в первом семестре 2024-25 учебного года. Тема дебатов вызвала у всех участников неподдельный интерес, способствовала созданию благоприятной атмосферы и высокой речевой активности студентов.
Заключение
Бесспорно, развитие навыков устной речи на английском языке у студентов технических вузов является необходимым условием их будущего профессионального успеха. Интеграция профессиональной тематики в аудиторию английского языка является важным инструментом повышения мотивации студентов. Используя мотивационные методы обучения и делая акцент на реальных приложениях языка, преподаватели могут значительно повысить эффективность овладения студентами речевыми навыками. С развитой устной коммуникацией студенты технических специальностей будут лучше подготовлены к требованиям рынка труда.
Библиографический список
1. British Council. Teaching English. Teaching Speaking Skills: сайт Британского Совета. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.teachingenglish.org.uk/ru/professional-development/teachers/managing-lesson/articles/teaching-speaking-skills-2-overcoming.
2. Coyle D., Hood Ph., Marsh D. CLIL. Content and Language Integrated Learning. - Cambridge: Cambridge University Press, 2010. - P. 9.
3. Dornyei, Z. Motivational Strategies in the Language Classroom. - Cambridge University Press, 2001. - 145 p.
4. Brown, H.D. Principles of Language Learning and Teaching. - Pearson Education, 2007. - P. 94.
5. Harmer, J. The Practice of English Language Teaching. - Pearson Education, 2007. - P. 69.
6. Федорова, Н. Методы преподавания технического английского языка. Журнал преподавания языков. - 2016. - № 22(3). - C. 97-101.
7. Ur, P.A Course in Language Teaching: Practice and Theory. - Cambridge University Press, 1996.
- 132 p.
8. British Council. Teaching English. How can we motivate our students: сайт Британского Совета.
- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.teachingenglish.org.uk/professional-development/podcast/teaching-english/how-can-we-motivate-our-students?utm_campaign=ce-all-teachingenglish-global-newsletters&utm_medium=email&_hsenc=p2ANqtz-_pe_IFpFI3h6r4tY2L5MXbZ82-
nyF6txoXtUAMokxVJzl31g_4m6dW5UucVbhdRrghPQaAo0DKfdhWxXa1NxLufFy5zg4Eg61zOUJA PkZ3Naq16NI&_hsmi=98173935&utm_content=98173935&utm_source=hs_email.
USE OF MOTIVATIONAL METHODS FOR IMPROVING ENGINEERING STUDENTS'
ENGLISH SPEAKING SKILLS
S.A. Fedoseeva, Lecturer
Bauman Moscow State Technical University
(Russia, Moscow)
Abstract. This article discusses the usage of effective methods for increasing the motivation of engineering students to develop English speaking skills; interesting forms of speaking practice at seminars adjusted to classes with students of technical disciplines are offered. Based on practical experience in the use of motivational methods of teaching speaking skills, the author considers it effective to use well-known forms of class activities at English language seminars in technical universities.
Keywords: English language, engineering students, speaking skills, motivation, teaching methods, discussion, debate, role play.