Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
653
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / МОНОЛОГ / ДИАЛОГ / ГОВОРЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / УСТНАЯ РЕЧЬ / ПРИЁМЫ / ПОЛИЛОГ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Заболотнева Оксана Леонидовна, Кожухова Ирина Владимировна

Говорение является одним из ключевых речевых навыков, по которому идет оценка непосредственного владения иностранным языком. Развитие навыков связной речи в монологической, диалогической, полилогической формах, адекватная реакция на постановку коммуникативной задачи показывают комплексные умения говорящего: его общеязыковую, прагматическую, грамматическую, лексическую и другие компетенции. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволяет говорить о стабильно высоком интересе как теоретиков, так и практиков методологии преподавания к развитию различных аспектов говорения (беглость и темп, чистота речи, использование разнообразной лексики), развитию навыков говорения в специализированной среде, а также использованию информационно-коммуникационных технологий для обучения и проверки монологических/диалогических высказываний. Цель данной статьи заключается в описании апробированных приемов развития устной речи при высоком уровне владения языком. В связи с целью исследования определяются методы: общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации. Также использовался метод педагогического наблюдения при определении обратной связи обучающихся и субъективной оценки эффективности предложенных приемов. В практической части исследования описаны приемы по активизации и совершенствованию навыков говорения. Так, среди эффективных приемов авторы выделяют: а) конкретные ситуационные задачи (заранее подготовленные и спонтанные, в данную категорию входят и игровые ситуации); б) полилоги (такой вид речевой деятельности позволяет усваивать тематическую лексику и отрабатывать грамматические структуры, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнениям других); в) при взаимозависимом обучении аудированию, письму, чтению и разговорной речи на иностранном языке эффективно применение онлайн-технологий (важен отбор и корреляция соответствующих типов онлайн-платформ и площадок); г) создание условий для развития не учебной, а познавательной деятельности, чтобы коммуникативный мотив запускался посредством познавательного; д) авторский способ развития навыков говорения, который основывается на психологическом комфорте обучающихся. Описание продуктивных приемов для развития различных аспектов говорения является важным практическим приоритетом работы. Приведенные приемы могут быть использованы с незначительной адаптацией/коррекцией либо же без адаптации на уровнях от B1 и выше. В выводах обобщается информация и намечаются перспективы дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Заболотнева Оксана Леонидовна, Кожухова Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TECHNIQUES FOR DEVELOPING THE SKILLS OF ORAL SPEECH IN STUDENTS OF LANGUAGE SPECIALTIES

Speaking is one of the key speech skills by which direct proficiency in a foreign language is assessed. The development of coherent speech skills in monologic, dialogic, polylogic forms, an adequate response to the formulation of a communicative task shows the speaker's complex skills: his/her general linguistic, pragmatic, grammatical, lexical and other competences. Analysis of domestic and foreign scientific literature allows us to speak of a consistently high interest of both theorists and practitioners of teaching methodology in the development of various aspects of speaking (fluency and tempo, purity of speech, the use of varied vocabulary), the development of speaking skills in a specialized environment, as well as the use of information and communication technologies for teaching and testing monologue / dialogue speech. The purpose of this article is to describe proven techniques for the development of oral speech at a high level of language proficiency. The purpose of the research determines the methods: general scientific methods of analysis and synthesis, generalization and systematization. Also, the method of pedagogical observation was used to assess the feedback of students and the effectiveness of the proposed techniques. Techniques for enhancing and improving speaking skills are described in the practical part of the study. The authors single out among the effective techniques: a) specific situational tasks (prepared in advance and spontaneous, this category also includes game situations); b) polylogues (this type of speech activity allows you to learn thematic vocabulary and practice grammatical structures, defend your position, listen to the opinions of others); c) it is effective to use online technologies for interdependent teaching of listening, writing, reading and speaking in a foreign language (selection and correlation of the corresponding types of online platforms and sites is important); d) creating conditions for the development of not educational, but cognitive activity, so that the communicative motive is triggered by the cognitive; e) the author's method of developing speaking skills, which is based on the psychological comfort of students. The description of productive techniques for the development of various aspects of speaking is an important practical priority of the work. The above techniques can be used with some adaptation / correction or without adaptation at levels from B1 and higher. The conclusions summarize the information and outline the prospects for further research.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2021, № 7 (июль)

Раздел 5.8. Педагогика (13.00.00 Педагогические науки)

ART 211051

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11051

УДК 378.147

Некоторые приемы развития навыков устной речи обучающихся языковых специальностей

Some techniques for developing the skills of oral speech in students of language specialties

Авторы статьи

L

Authors of the article

Заболотнева Оксана Леонидовна,

кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики английского языка ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0002-9828-8852 zoxl@mail.ru

Кожухова Ирина Владимировна,

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики английского языка ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск, Россия ORCID: 0000-0002-6842-2184 vinantov@mail.ru

Oxana L. Zabolotneva,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of the English Language, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

ORCID: 0000-0002-9828-8852 zoxl@mail.ru

Irina V. Kozhukhova,

Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Department of Theory and Practice of the English Language, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

ORCID: 0000-0002-6842-2184 vinantov@mail.ru

Конфликт интересов

L

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Некоторые приемы развития навыков устной речи обучающихся языковых специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2021. № 07. С. 62-76. URL: http://e-koncept.ru/2021/211051.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11051

O. L. Zabolotneva, I. V. Kozhukhova. Some techniques for developing the skills of oral speech in students of language specialties // Scientific-methodological electronic journal "Concept". 2021. No. 07. P. 62-76. URL: http://e-koncept.ru/2021/211051.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2021-11051

Поступила в редакцию Received 24.05.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 29.06.21

Принята к публикации Accepted for publication 29.06.21 Опубликована Published 31.07.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Заболотнева О. Л., Кожухова И. В., 2021

Аннотация

Говорение является одним из ключевых речевых навыков, по которому идет оценка непосредственного владения иностранным языком. Развитие навыков связной речи в монологической, диалогической, полилогической формах, адекватная реакция на постановку коммуникативной задачи показывают комплексные умения говорящего: его общеязыковую, прагматическую, грамматическую, лексическую и другие компетенции. Анализ отечественной и зарубежной научной литературы позволяет говорить о стабильно высоком интересе как теоретиков, так и практиков методологии преподавания к развитию различных аспектов говорения (беглость и темп, чистота речи, использование разнообразной лексики), развитию навыков говорения в специализированной среде, а также использованию информационно-коммуникационных технологий для обучения и проверки монологических/диалогических высказываний. Цель данной статьи заключается в описании апробированных приемов развития устной речи при высоком уровне владения языком. В связи с целью исследования определяются методы: общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации. Также использовался метод педагогического наблюдения при определении обратной связи обучающихся и субъективной оценки эффективности предложенных приемов. В практической части исследования описаны приемы по активизации и совершенствованию навыков говорения. Так, среди эффективных приемов авторы выделяют: а) конкретные ситуационные задачи (заранее подготовленные и спонтанные, в данную категорию входят и игровые ситуации); б) полилоги (такой вид речевой деятельности позволяет усваивать тематическую лексику и отрабатывать грамматические структуры, отстаивать свою позицию, прислушиваться к мнениям других); в) при взаимозависимом обучении аудированию, письму, чтению и разговорной речи на иностранном языке эффективно применение онлайн-технологий (важен отбор и корреляция соответствующих типов онлайн-платформ и площадок); г) создание условий для развития не учебной, а познавательной деятельности, чтобы коммуникативный мотив запускался посредством познавательного; д) авторский способ развития навыков говорения, который основывается на психологическом комфорте обучающихся. Описание продуктивных приемов для развития различных аспектов говорения является важным практическим приоритетом работы. Приведенные приемы могут быть использованы с незначительной адаптацией/коррекцией либо же без адаптации на уровнях от B1 и выше. В выводах обобщается информация и намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Ключевые слова

устная речь, монолог, говорение, обучающиеся, приемы, иностранный язык, диалог, полилог

Abstract

Speaking is one of the key speech skills by which direct proficiency in a foreign language is assessed. The development of coherent speech skills in monologic, dialogic, polylogic forms, an adequate response to the formulation of a communicative task shows the speaker's complex skills: his/her general linguistic, pragmatic, grammatical, lexical and other competences. Analysis of domestic and foreign scientific literature allows us to speak of a consistently high interest of both theorists and practitioners of teaching methodology in the development of various aspects of speaking (fluency and tempo, purity of speech, the use of varied vocabulary), the development of speaking skills in a specialized environment, as well as the use of information and communication technologies for teaching and testing monologue / dialogue speech. The purpose of this article is to describe proven techniques for the development of oral speech at a high level of language proficiency. The purpose of the research determines the methods: general scientific methods of analysis and synthesis, generalization and systematiza-tion. Also, the method of pedagogical observation was used to assess the feedback of students and the effectiveness of the proposed techniques. Techniques for enhancing and improving speaking skills are described in the practical part of the study. The authors single out among the effective techniques: a) specific situational tasks (prepared in advance and spontaneous, this category also includes game situations); b) polylogues (this type of speech activity allows you to learn thematic vocabulary and practice grammatical structures, defend your position, listen to the opinions of others); c) it is effective to use online technologies for interdependent teaching of listening, writing, reading and speaking in a foreign language (selection and correlation of the corresponding types of online platforms and sites is important); d) creating conditions for the development of not educational, but cognitive activity, so that the communicative motive is triggered by the cognitive; e) the author's method of developing speaking skills, which is based on the psychological comfort of students. The description of productive techniques for the development of various aspects of speaking is an important practical priority of the work. The above techniques can be used with some adaptation / correction or without adaptation at levels from B1 and higher. The conclusions summarize the information and outline the prospects for further research.

Key words

oral speech, monologue, speaking, students, techniques, foreign language, dialogue, polylogue

Введение / Introduction

Говорение является комплексной и продуктивной формой коммуникации. Для того чтобы логично и последовательно выражать свои мысли, необходимо владеть средствами вербального взаимодействия с собеседником, языковыми средствами выражения идей относительно определенных тем, языковыми средствами и способами выделения релевантной информации во время ведения диалога, полилога и т. д.

Коммуникативная задача считается выполненной, если обучающийся демонстрирует оригинальный подход к раскрытию темы, а монологическое высказывание логично структурировано. Во время ведения диалога участнику коммуникации необходимо показать готовность к взаимодействию, умение задавать вопросы, а также реакцию на высказывания собеседника оценочно и эмоционально. При этом обучающемуся следует демонстрировать богатый словарный запас, соответствующий заявленной теме и уровню сложности материала, использовать разнообразные грамматические структуры, избегать грамматических и орфоэпических ошибок.

В своих предыдущих исследованиях нами были рассмотрены: а) методический потенциал лекций, предложены авторские решения по улучшению обратной связи и увеличению доли активного лекционного слушания [1]; б) комплекс приемов по совершенствованию навыков аналитического чтения у студентов языковых специальностей [2]; в) комплекс приемов для форсированного развития навыков аудирования у обучающихся языковых специальностей разного уровня [3]; а также г) комплекс приемов по индивидуализации образовательной деятельности обучающихся языковых специальностей [4]. В статьях рассматриваются как авторские, так и традиционные методы и приемы, способствующие проведению эффективных и плодотворных занятий. В основном акцент делается на работе с обучающимися языковых специальностей старших курсов вузов.

Обзор литературы / Literature review

В отечественной методике при обучении говорению особый акцент делается на ситуационных задачах. Так, в своей статье Е. А. Штехман и Ю. А. Мельник пишут о преимуществах использования ситуационных задач в преподавании иностранных языков [5]. Выделяют три типа ситуаций: 1. Ситуация действительности представляет собой проблемный характер (перед обучающимися ставится задача, в которой заключается противоречие.) Собеседник выполняет определенные действия, например, исполняет просьбу, следует совету и проч. 2. Неречевая ситуация также заключает противоречие (перед собеседниками ставится проблема, но выполнение задачи осуществляется на невербальном уровне при помощи определенных физических действий.) 3. Третья ситуация (речевая) вбирает в себя совокупность условий. В акте деятельности какого-либо лица имеется противоречие, определяется задача действия и способы ее выполнения. Собеседник, к которому направлен вопрос, помогает выполнить задачу и разрешить противоречие.

В современной методике одним из приоритетных подходов к обучению говорения является постепенное развитие речи от простых фраз и выражений к развернутому речевому высказыванию путем их постепенного увеличения. Для этого необходимо активное вовлечение обучающихся в различного типа моделируемые ситуации. Игровые ситуации на занятиях позволяют обучающимся освоиться и решить конкретную практическую задачу. Такая методика предоставляет возможность усвоения материала в игровой форме и позволяет обучающимся чувствовать себя уверенно в повседневной действительности. Даже при моделировании нереальных ситуаций коммуникации отрабатываются клише, модели поведения и реактивное поведение, применимое к ситуациям реального общения. Интеллектуальные операции осуществляются последовательно, с применением анализа, синтеза, обработки информации и ее оценки. Обучающийся должен иметь предметное знание при выполнении определенных практических задач.

Некоторые авторы подробно останавливаются на конкретных ситуационных задачах. Так, в своей статье О. И. Алфёрова предлагает непрерывно развивать способность обучающихся к развитию воображения [7]. Посредством апелляции к творче-

ским заданиям преподаватель дает возможность обучающимся раскрывать свои творческие способности и индивидуальность личности, при этом одновременно совершенствуются навыки говорения на иностранном языке. Автор предлагает различные темы для составления диалогов в конкретных речевых ситуациях. Ситуации для развития воображения должны подбираться так, чтобы они поощряли студентов реализовать их способность к выдумке и фантазии.

Полилоги являются значительным видом речевой деятельности. Во время искусного ведения полилога возможно активно использовать новый глоссарий, отрабатывать грамматику, отстаивать свое мнение, позволять высказаться другим собеседникам. Именно ситуационные задачи предоставляют возможность свободно общаться на увлекательные темы. Образное мышление позволяет задействовать эмоции и отношения к интересующей проблеме. Всё это способствует возможности апеллировать к вопросам этики и нравственности, самосознания, а также к духовной составляющей [6].

Рассматривая специфические черты образного монологического высказывания будущего устного переводчика, исследователи из Пермского национального исследовательского университета считают, что на занятиях необходимо внедрять комплексный подход при отборе средств образности. Это способствует формированию речевых умений и лек-сико-фразеологических навыков, принимая во внимание коммуникативные ситуации.

Такие функционально-смысловые типы речи, как характеристика-описание и сообщение-повествование, подразумевают использование широкого спектра лингво-стилистических средств, например идиоматических выражений, фразеологических единиц, метафор, эпитетов, сравнений и т. д.

Фразеологические соответствия связаны с образностью речи. Они прочно закреплены в комплексной системе культурно-исторических образов, которые хранятся в долговременной памяти переводчика. Национально-специфические черты содержатся во фразеологическом фонде языка. Посредством его освоения обучающиеся познают глубинные смыслы и культурно-исторические основы мировоззрения носителей того или иного языка. В структурном и семантическом планах фразеологические единицы являются более сложными, чем слово. Они выполняют определенные функции и воспроизводятся как закрепленные в системе языка единицы, что обусловливает их быструю воспроизводимость и эквивалентность слову.

Для обучения монологическому высказыванию авторы предлагают использовать ряд стратегий, включающих в себя контекст, ситуативную соотнесенность, дискурсивные особенности высказывания, определенную тематику, уровень совпадений, относящихся к определенному типу соответствий фразеологизмов и их эквивалентов, семантику и смысловую соотнесенность.

Репродуктивность и продуктивность высказывания заложены в основу системы отработки умений образного монологического высказывания и связаны с аудируемым или читаемым фрагментом речи, диалогичностью, а также с тесным взаимодействием двух языков. Авторы предлагают целый дидактический комплекс упражнений для построения образного монологического высказывания с применением фразеологических единиц в совокупности с макродискурсами с опорой и без опоры на полный исходный текст.

В настоящее время многих ведущих специалистов продолжает волновать переход обучения в дистанционный формат. Педагоги делятся своим опытом и настаивают на том, что данный формат при компетентном и профессиональном подходе является не менее эффективным. М. М. Белоусова в работе «О некоторых особенностях взаимосвязанного развития речевых навыков на иностранном языке при обучении онлайн» [8] пишет о том, что для достижения видимых результатов необходима

правильная адаптация преподавателя и обучающихся при взаимозависимом обучении аудированию, письму, чтению и разговорной речи на иностранном языке с применением онлайн-технологий. В настоящее время существуют всевозможные разнообразные типы онлайн-платформ и площадок.

Обучение говорению требует от преподавателя огромных психологических и физических ресурсов, необходимости одновременно слушать студентов, следить за ходом урока, повышать уровень мыслительной деятельности обучающихся, выражающейся в умении логично, информативно и лаконично формулировать свои мысли, раскрывать содержание коммуникативной задачи и не забывать обеспечивать обратную связь для поощрения.

Устная речь является значимым навыком, овладение которым подразумевает умение обучающихся адаптироваться к предмету в коммуникативной ситуации, условиям общения, типу адресата, выражать свое отношение к теме обсуждения. При этом важно создать благоприятную атмосферу на уроке дистанционного типа.

Одним из преимуществ онлайн-обучения является быстрая реакция преподавателя на возникшие вопросы обучающихся даже во время монологического высказывания других студентов. Не перебивая ответ студента, преподаватель и обучающиеся могут писать в чате, задавать вопросы друг другу и преподавателю и т. д. Используя функцию «поделиться экраном», преподаватель имеет возможность написать речевые ошибки, исправить неточности, объяснить недочеты. Вовлекается огромный спектр возможностей для совершенствования продуктивного монологического высказывания официального и нейтрального характера. К несомненным плюсам можно отнести возможность осуществлять запись отрывка или целого урока для его дальнейшего разбора и анализа ошибок и неточностей.

Обучение онлайн предоставляет безграничные возможности для демонстрации аудиовизуальных источников информации, таких как презентации в PowerPoint, прослушивание аудиоматериалов с одновременной опорой на текст, показ и обсуждение видеофрагментов. На уроке дистанционного типа предоставляется возможность обновлять информацию, взятую с различных сайтов, по сравнению, например, с устаревшими печатными источниками.

Некоторые эксперты, например Н. А. Горлова, настаивают на том, чтобы изменить или усовершенствовать технологию обучения [9]. Обычно на занятиях обучающиеся выполняют команды и предписания, которые преподаватель заранее поэтапно готовит, продумывает ход урока, а также осуществляет контроль с целью проверки уровня освоения компетенций. Здесь происходит расхождение с прагматической постановкой вопроса. Для того чтобы стимулировать говорение, необходимо поощрять мотивацию и создавать условия для общения (обучающиеся должны хотеть общаться и достигать таких коммуникативно-познавательных целей, как получение информации, побуждение к действию и/или бездействию, следование инструкциям, убеждение и т. д.). Так, возникает вопрос об организации процесса обучения таким образом, чтобы обучающиеся могли не просто следовать указаниям преподавателя, а были бы вовлечены в создание комплексного подхода в обучении с использованием эффективных и продуктивных типов заданий. Автор статьи предлагает создать все условия для развития познавательного процесса обучения, чтобы коммуникативная деятельность обучающихся осуществлялась бы благодаря творческим и познавательным мотивам. Выделяют деятельностный, развивающий, личностный и оценочный компоненты, которые автор статьи рассматривает более детально.

При классическом подходе активно задействованы различные средства обучения (презентации, тексты, фотографии и прочее). При инновационном подходе преобладает непосредственно процесс обучения. Обучающимся предлагаются методы и приемы работы с программным материалом и система взаимодействия друг с другом. Таким образом, организовывается технология комплексного развития обучающихся. Обучающиеся, быстро и качественно освоив инновации в методике, имеют возможность самостоятельно создавать задания и речевые ситуации, отрабатывать их на практике в индивидуальном порядке. Следовательно, обучающиеся самостоятельно не только составляют задания, которые им интересны и познавательны, но и контролируют и дают оценку проделанной работе и создают шкалу собственных достижений.

О. В. Мясникова и Н. Н. Пержан в своей статье также пишут об инновационных подходах в обучении, в частности о широком спектре возможностей применения современных компьютерных технологий при обучении иностранным языкам [10]. В сети Интернет предлагаются всевозможные ресурсы, например Lingualeo, BBC Learning English, Puzzle-English и др. Авторы статьи делятся своим опытом работы на платформе Moodle. Так, например, одним из эффективных элементов является элемент «Форум», при помощи которого можно организовать дискуссии, разделив их на темы. Обучающимся необходимо усвоить новую тему и, зная теорию, отработать ее на практическом материале. При этом оценивается способность обучающихся работать именно по данному алгоритму. Положительным моментом является то, что вступить в дискуссию можно в любое время и на любом этапе, просмотрев блоки уже состоявшихся дискуссий, вопросы и ответы, предложенные другими участниками «Форума». Многие отмечают психологический комфорт во время данного типа общения. Это может быть важно для некоторых неуверенных в себе студентов, так как исключается прямой контакт.

Анализ новейших зарубежных публикаций по теме исследования позволяет выявить основные направления развития зарубежной мысли. Иранские ученые M. Ба-гери, З. Мохамади Зенузаг связывают включенность обучающихся в диалог с учетом компьютерно опосредованного общения и разговорной практики непосредственно с преподавателями [11]. Авторы приходят к выводу, что компьютерно опосредованное общение повышает коммуникативную самостоятельность студентов и снижает вовлеченность преподавателя в процесс обучения (собственно, за счет снижения преподавательского контроля и повышается самостоятельность).

Индонезийский исследователь Н. Понсапан использует статистические методы для определения эффективности использования техники дебатов среди подростков для развития навыков устной речи [12]. Статистические данные убедительно доказывают, что дебаты с включением различным ролей достаточно эффективный способ для развития речевых навыков.

Развитию речевых навыков у младших школьников посвящена статья бельгийских ученых С. Кёльнси, К. Вассар, Б. Блондо, Л. Кертьенс [13]. Авторы исследуют самооценку речевых навыков школьниками и приходят к выводу, что при таком подходе повышается мотивация к говорению, снижается уровень стресса. Авторы рассматривают обратную связь в двух формах: устной и письменной - и заключают, что более релевантные комментарии были получены при устной оценке речевой деятельности.

Применение виртуальной реальности для развития речевых навыков описывается в статье Э. Фортес, Дж. Наварро и др. «VRetorik: игра с использованием виртуальной реальности для развития навыков ораторского искусства» (пер. наш. - И. В., О. Л.)

[14]. Авторы исходят из установки, что боязнь публичной речи - частое явление и элементы геймификации могут эффективно побороть этот страх. В статье рассматривается применение игры с использованием элементов виртуальной реальности VRetorik (по сути, это карточная игра, в которой элементы виртуальной реальности помогают воссоздать обстановку, а в дальнейшем программа предлагает обратную связь по улучшению риторических коммуникативных умений). Одной из новейших работ аналогичного типа является статья A. Грубер по использованию виртуальной и дополненной реальности для совершенствования навыков коммуникации [15]. Точка зрения автора состоит в том, что использование дополненной и виртуальной реальности повышает уровень самостоятельности и мотивации обучающихся, снижает уровень стресса и неуверенности в себе. Из недостатков использования данных технологий автор отмечает ограниченный технический доступ, а также вопросы информационной безопасности. Практическими результатами своих исследований A. Грубер делится в статье [16] и подтверждает полученные ранее результаты об эффективности использования средств виртуальной реальности (в эксперименте виртуальная реальность имитировала группу, невербальное поведение - жесты, мимику, движения тела) для снижения тревоги при публичном монологическом высказывании.

М. М. Рахман связывает продвинутые навыки устной речи у взрослых обучающихся со сформированной социолингвистической компетенцией [17]. В своей работе автор развивает идею о том, что навыки говорения, уверенность в монологической и диалогической речи развиваются вместе с формированием социолингвистической компетенции, в связи с чем автор приходит к выводу, что владение исключительно лексической или грамматической составляющей не является достаточным фактором, обеспечивающим уверенное владение и пользование иностранным языком. Эта же идея поддерживается и в некоторых наших работах в соавторстве с О. Ю. Редькиной, в частности в статье «Прагматическая компетенция: in vivo и in vitro», в которой рассматриваются особенности формирования прагматической компетенции в стране изучаемого языка и за ее пределами [18]; в другой нашей работе, «Проблема формирования прагматической компетенции на уроках родного языка», описываются особенности формирования прагматической компетенции уже не при овладении иностранным языком, а родным [19].

Обзорная статья Хуссейна представляет отдельный интерес, так как в ней представлены основные направления африканской и азиатской мысли по затрагиваемой теме: общие подходы к обучению говорения в Эфиопии и основные трудности, с которыми сталкиваются преподаватели иностранного языка, а также варианты преодоления этих трудностей [20]. В рамках говорения автор также уделяет внимание произношению. Особую ценность статья приобретает в связи с обширным библиографическим списком азиатско-африканских авторов. Аналогичным исследованием, но с акцентом на развитие речевых навыков в высшем образовании с точки зрения непосредственно педагогов, является работа A. Оунис, в которой автор рассматривает критерии оценки речевой деятельности обучающихся и приходит к выводу об адекватном подходе при различных стратегиях оценки речевой деятельности [21].

В случае, когда изучение иностранного языка является не самоцелью, а способом изучения другой дисциплины (CLIL), некоторые взгляды и ценности на формирование языковых навыков могут претерпевать изменения. Об обучении говорению в рамках CLIL говорит A. Деллиу, в первую очередь отмечая тот факт, что во многих европейских странах обучение общеобразовательным предметам на иностранном

языке не ново, но для Греции данный подход является инновационным, и целью авторов было провести качественный и количественный анализ эффективности CLIL-подхода при развитии навыков говорения в рамках греческой системы образования [22]. В целом авторы говорят о высоких результатах применения подхода для развития навыков говорения. Языковая компетенция в рамках CLIL рассматривается в работе Д. Ласагабастера, в которой описываются основные языковые компоненты с точки зрения рассматриваемого подхода [23].

В. Цзоу рассматривает влияние инструкций на ход разговорной практики обучающихся [24]. Статистические результаты, а также обратная связь показывают прямую зависимость между инструкциями, которые дает преподаватель, и результатом речевой работы группы обучающихся.

Нередко развитие навыков говорения на высоких уровнях связано с определенными целями: подготовкой к уровневым экзаменам (например, CAE, CPE, IELTS, TOEFL и др.) или подготовкой к коммуникации в определенной сфере (например, гостиничное дело, авиация, экономика и др.). Тем не менее существуют методические разработки по работе над навыками говорения в общем. К таким разработкам можно отнести, например, работу В. Санти Джея, Р. Селвам [25]. В ней авторы обращают особое внимание на использование коммуникативных клише и дискурсивных маркеров. В целом темы, приводимые в пособии, достаточно стандартны: представление себя, этикет. При этом авторы рассматривают процесс коммуникации с точки зрения прагматической компетенции: так, описывается использование «коммуникативно-опасных речевых актов» с точки зрения межкультурной коммуникации. Анализ публикационной активности автора показывает заинтересованность темой развития коммуникативных навыков: В. Санти Джея в своей методической разработке использует метод чтения аутентичной современной литературы с ее последующим обсуждением [26]. Построение учебного пособия соответствует отечественным разработкам по аналитическому чтению и интерпретации текста, но с акцентом на говорение. Результаты практических разработок были отражены автором в статье [27]. Помимо развития непосредственно коммуникативных навыков автором рассматривается модель динамического класса как эффективной среды для совершенствования коммуникативных навыков.

Группа исследователей из Индонезии (Э. Мейнавати, Д. Хармоко и др.) предлагает авторский способ развития навыков говорения, основанный прежде всего на психологическом комфорте обучающихся [28]. Так, ввод грамматической темы автор предлагает начинать с работы с песней, в которой часто используются изучаемые грамматические конструкции. Далее идет закрепление и отработка темы за счет просмотра роликов на YouTube, заучивание и воспроизведение. При некоторых недостатках данного метода (отвлекаемость обучающихся, плохое интернет-соединение) результаты данной методики оцениваются как высокие.

Обобщая обзор отечественных и зарубежных публикаций, посвященных обучению говорению, можно заметить, что тематика исследований указывает на три больших концентра развития исследуемой проблематики.

Первый концентр касается непосредственно методических особенностей развития навыков говорения. В данном случае описываются стратегии, тактики и приемы развития говорения в целом. Сюда входят различного типа ситуативные задачи, использование полилогов, особый учет коммуникативных ситуаций, роль перевода или его отсутствие, проведение дебатов и другие приемы. В данный концентр входит учет нацио-

нально-специфических характеристик при развитии навыков говорения (учет социолингвистической компетенции, учет особенностей родного языка обучающихся и др.). В данный концентр включаем также обучение говорению в рамках подготовки к сдаче уровневых экзаменов (IELTS, TOEFL, CAE, CPE и др.) и обучение в рамках CLIL.

Второй концентр описывает психологические аспекты при обучении говорению: работа с мотивацией, самоконтролем и самостоятельной оценкой своих навыков, развитие вовлеченности и самостоятельности при развитии навыков говорения. Как известно, многие аспекты языка требуют длительной самостоятельной работы, которая должна дополнять работу аудиторную.

Третий концентр описывает использование информационно-коммуникационных, интернет-технологий при обучении говорению. Актуальность развития данного концентра обусловлена двумя факторами: развитием информационно-коммуникационных технологий и новой реальностью, неотъемлемой частью которой стал формат дистанционного обучения (в связи с пандемией) и развитие MOOC (massive open online courses - массовых открытых образовательных курсов). В данный концентр входят как тема использования новых технологий (дополненная реальность, искусственный интеллект), так и компьютерно опосредованная коммуникация.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Специфика предмета исследования и задачи определили круг используемых методов. Традиционные методы анализа, синтеза, обобщения и систематизации являются базовыми при работе над исследованиями подобного типа. Эмпирический анализ подразумевает использование метода педагогического наблюдения.

Результаты исследования / Research results

Рассмотрим некоторые методики развития устной речи, которые используются при работе с обучающимися факультета лингвистики и перевода Челябинского государственного университета. Отметим, что приводимые ниже методики не являются авторскими разработками и некоторые из них широко используются в преподавании иностранных языков.

1. Работа с голосовыми помощниками (Siri, Alexa). Использование новых информационных технологий в образовании не новая идея. Отношение к использованию новых информационных технологий может быть разным как у преподавателей, так и у обучающихся. Зачастую отторжение использования образовательных программ и платформ связано с необходимостью дополнительного ознакомления с этими программами, «правилами игры», возможной нестандартной загрузкой и другими нюансами, которые не отвечают запросу на сиюминутность обучающихся и преподавателей. На начальных этапах изучения иностранного языка (в рамках языкового факультета -второго иностранного языка) важным аспектом является преодоление страха говорения в целом, а также страха ошибок и быть не понятым. Так, при помощи голосовых помощников можно тренироваться в использовании интонационных контуров, работать со смыслоразличением (корректность проверяется путем адекватной реакции голосового помощника), составлением диалогов. Необходимо иметь в виду, что работа с голосовым помощником не может заменить общение в аудитории/с носителями языка, но может служить вспомогательным средством. Кроме диалогичности, можно практиковать базовый словарный состав, например, составляя список покупок, расписание. Другая возможность использования голосового помощника - игры, в которых

обучающиеся задействуют знания языка для решения заданий (эквиваленты игр «Виселица», «Угадай животное», «Угадай число», «Верю - не верю» и др.). Как вариант на более высоких уровнях владения языка можно провести «репетицию» теста Тьюринга и дать обучающимся самостоятельно оценить достоинства и недостатки голосовых помощников для имитации реального общения. Другие программы по распознаванию речи (т. е. не исключительно голосовые помощники) также могут быть использованы для данной цели, в том числе и для более продвинутых уровней. Критический обзор данного приема приводится у В. Тимпе-Лафлин [29].

2. News talk. Развитию критического мышления, оценки и рефлексии способствует практика публичного монологического высказывания. В течение семестра обучающимся предлагается выступить три раза с новостным монологическим высказыванием (с возможной опорой на текст) длительностью 1,5-2 минуты. В это время кто-то из одногруппников ведет видеозапись монолога, остальная группа анализирует точки роста и сильные стороны докладывающего. Необходимо отметить, что при постановке задачи преподаватель озвучивает условия и замечает, что запись ведется на телефон докладывающего и в дальнейшем будет доступна только ему для саморефлексии, а анализ точек роста и сильных сторон ведется в группе и действует как взгляд со стороны, при этом одногруппники выступают объективными критиками, но не критиканами. Данный прием позволяет узнать об особенностях речи, на которые не всегда акцентируют внимание (дыхание, заполненные паузы и паузация, интонирование тембр, скорость речи и др.), а также о визуальном впечатлении (навязчивые движения, покачивания и др.). Из нюансов данной методики необходимо отметить, что размер группы и трудоемкость дисциплины играют большую роль в возможности реализации методики. Нами реализуется данная методика в рамках предмета по выбору «Язык СМИ». Не влияя значительным образом на правильность речи, предложенная методика, однако, оказывает ощутимое влияние на ее качество и самопрезентацию в целом. Однако после окончания курса полученные навыки, к сожалению, нередко сходят на нет, так как не наблюдается преемственности в требованиях. Тем не менее опыт фокусировки и формулировки точек роста - важная часть работы над речью обучающихся и их самопрезентацией.

3. В качестве буферного задания могут использоваться заранее подготовленные карточки с темами (темы необязательно носят концептуальный характер: «Динозавры», «Карманные деньги», «Кеды», «Овощи»). Основная цель данного задания -развитие спонтанной связной монологической речи, неподготовленность (на подготовку дается от 45 до 90 секунд, общее время звучания монолога - 60 секунд). Данное упражнение хорошо подходит и для психологической разрядки при подготовке к международным экзаменам, так как, с одной стороны, не выглядит серьезным, а с другой - развивает способность уверенно действовать в ситуации неуверенности, в случае, когда количественные показатели важны так же, как и качественные.

4. Монолог с визуальной поддержкой в стиле Печа Куча подразумевает 20 слайдов, 20 секунд каждый, во время презентации которых докладчик рассказывает тему. В академических целях формат «20 на 20» можно заменить на «10 на 10» - десять слайдов, на каждый из которых уходит 10 секунд, либо использовать традиционный формат, но с двумя докладчиками. Преподавателем могут вноситься коррективы в содержание презентации - например, только иллюстрации или не более трех слов на каждом слайде. Заранее заявленная форма организации монолога позволяет обучающимся более четко структу-

рировать свое высказывание и контролировать время выступления. Заведомо поставленные рамки продолжительности и смены темы помогают организации обучающихся с проблемами тайминга. При кажущейся простоте работы над выступлением в стиле Печа Куча подготовка все же требует времени: оратору необходимо выбрать тему, собрать иллюстрации и материал, разработать структуру монолога и, что довольно важно, подобрать темп повествования. Традиционно рекомендуют прорабатывать речь минимум три раза, в том числе для того, чтобы уложиться в формат презентации (20 на 20 или 10 на 10).

5. Сюжетно-ролевые игры по заданному сценарию и ролям традиционно используются на практикумах по речевому общению. Предварительно подготовленный сюжет, лексика, роли, при этом спонтанность достигается самой формой дискуссии и психологический комфорт обучающихся по трем направлениям: а) высказывание не своей точки зрения (в рамках сюжетно-ролевой игры могут выдвигаться самые фантастические и невероятные взгляды и теории); б) перенос «коммуникативной ответственности» на своего персонажа; в) спонтанность даже подготовленной речи не только допускает, но и подразумевает различные речевые отклонения. Добавим также, что подготовка к сюжетно-ролевой игре представляет собой развитие мягких навыков, ценность которых в настоящее время достаточно активно описывается в многочисленных исследованиях. С методической точки зрения необходимо отметить, что частота, длительность, а также свобода в организации сюжетно-ролевой игры зависят как от группы (от количества обучающихся, их личностных качеств, уровня языка и целей овладения языком), так и от преподавателя (способность воодушевить на сюжетно-ролевую игру, предложить варианты исполнения). При этом необходимо также достаточно четко определить аспекты, которые будут подлежать оценке: использование активной лексики, дискурсивных маркеров, реакция на реплики и др. Также следует уточнить общую длительность сюжетно-ролевой игры, ее форму и степень вовлеченности каждого из участников (например, общее время выступления каждого 3-5 минут). Вовлеченность может проявляться в зависимости от роли: 2-3 мини-монолога или роль модератора, которая может не содержать в себе монологических высказываний (за исключением вводной и заключительной частей), но будет иметь дискурсивно-связующую роль.

6. Версией сюжетно-ролевых игр на семинарах по истории литературы стран первого иностранного языка в качестве непродолжительной разминки является составление рассказа по заданному плану повествования. Данный вид коммуникативной деятельности может иметь индивидуальный или групповой характер, также может использоваться на практикумах по речевому общению. Обучающимся предоставляется список не связанных между собой слов, из которых необходимо составить связный рассказ. Возможен вариант, когда обучающимся предоставляется план/этапы повествования, например, в соответствии с пятью традиционно принятыми в художественной литературе элементами сюжета сказки или рассказа: 1) введение (например, эту историю мне рассказала бабушка, когда я был ребенком); 2) фон/ обстановка (например, был яркий весенний день, и на деревьях начали появляться первые листья. Моя мама была в саду...); 3) конфликт (Вдруг я слышу крик...); 4) развязка истории (В конце концов она просто вздохнула с облегчением и откинулась на спинку стула, радуясь, что день наконец закончился); 5) комментарий (Их жизнь уже никогда не будет прежней). При этом рассказчики также могут использовать свои голоса для добавления драматического эффекта разными способами, в том числе:

- использование ударения для драматического эффекта;

- использование паузы для драматического эффекта;

- изменение темпа и тона голоса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из положительных аспектов данной методики развития устной речи можно выделить желание многих студентов выйти за рамки официально-делового стиля обучения (лекция, семинар, практическое занятие), показать свой творческий потенциал, проявить себя в несвойственной для обучающегося роли. Таким образом на уроке создается атмосфера драматического кружка или театральной мини-студии, что способствует снятию эмоционального напряжения и созданию психологического комфорта.

7. Одним из продуктивных приемов развития устной речи является просмотр видеоотрывков на иностранном языке. Во время обсуждений обучающиеся развивают не только способность вести дискуссию, но и умение отвечать на вопросы собеседников, аккумулировать знания в области риторики, ораторского искусства, мировоззрения и красноречия. Для просмотра важно использовать аутентичные материалы, например видеопрезентации образовательного портала TED, на котором представлены различные темы, что способствует развитию не только лингвистической, но и социокультурной и лингвокультурологической компетенций обучающихся. Тематика материалов разнообразна: развитие науки и техники, проблемы экологии, социальные проблемы, здоровый образ жизни, театр, кино, искусство и т. д. Возможен просмотр видео с субтитрами и повторение реплик героев художественных фильмов. Данный прием можно отрабатывать как в качестве домашнего задания, так и во время аудиторной работы. Большинству обучающихся нравится смотреть фильмы, снятые по сюжету классических и современных художественных книг. Повторение реплик любимых героев улучшает темп речи и произношение, многие слова и фразы легко и просто запоминаются. Предложенные задания предполагают использование парной и индивидуальной форм работы.

8. Чтение текста (дается 5-10 минут на подготовку). Затем текст забирают. Обучающийся без опоры на текст должен его пересказать, обращая внимание на детали. При этом отрабатывается краткосрочная память, которая необходима переводчикам для повседневной работы. За короткое время в памяти удерживается детальная информация, которую необходимо запомнить и пересказать и/или перевести.

9. Ведение видеодневника (на родном и иностранном языках). Каждый день записывать на видео рассказ о том, как прошел ваш день. Данный прием может быть также реализован на примере ведения влога (опыт использования влога описан у A. Ангграени [30]). Опыт показывает, что ведение влога положительно влияет на расширение словарного запаса, скорость речи, произношение и интонирование. Точками роста являются грамматические конструкции (некорректное использование или их упрощение) и практически полное отсутствие в речи дискурсивных маркеров, показывающих когезию и когерентность.

Заключение / Conclusion

На данном этапе нашего исследования можно сделать следующие выводы:

1. Развитие навыков говорения представляет собой часть комплексного владения иностранным языком и непосредственным образом связано с другими речевыми навыками и умениями, в первую очередь, аудированием (вслед за которым следует реакция в виде говорения).

2. Адекватность навыка говорения на языке (родном и иностранном) оценивается не только в рамках корректно используемой лексики и грамматики, но и с учетом социолингвистической и прагматической компетенций.

3. Анализ отечественных и зарубежных публикаций по теме исследования показывает три основных направления: (1) описание и исследование методических аспектов преподавания, (2) учет психологических факторов и повышение психологического комфорта при обучении говорению, а также (3) использование коммуникационно-информационных технологий при обучении говорению.

4. Развитие речевой деятельности возможно исключительно в результате практики как важного элемента учебного процесса, в связи с чем необходимо отметить, что количество академических часов, отведенных на развитие навыков говорения на любом уровне обучения, будет недостаточным и эффективность развития навыка говорения во многом будет зависеть от самостоятельной работы обучающихся.

5. Основными методиками развития устной речи, которые используются при работе с обучающимися на факультете лингвистики и перевода Челябинского государственного университета, являются: 1) работа с голосовыми помощниками, которую рекомендуется практиковать в качестве вспомогательного средства, а также для имитации реального общения; 2) видеозапись публичного новостного монологического высказывания, что способствует развитию критического мышления, оценке и рефлексии, так называемый News Talk; 3) отработка монологов с визуальной поддержкой в стиле Печа Куча (выступающий выбирает тему, делает подборку иллюстраций, структурирует высказывание и подбирает темп повествования); 4) использование сюжетно-ролевых игр, например, с предоставлением плана повествования в соответствии с элементами сюжета рассказа (возможны распределение ролей, варианты исполнения, подготовленный сюжет, отработка тематической лексики и грамматических структур и т. д.).

Ссылки на источники / References

1. Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Методический потенциал лекции: взгляд обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 6. - C. 28-41.

2. Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Аналитическое чтение на занятиях по культуре речевого общения (иностранный язык) // Социальная компетентность. - 2020. - Т. 5. - № 3. - C. 334-340.

3. Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Некоторые приемы обучения аудированию студентов языковых факультетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 3 (март). - URL: http://e-koncept.ru/2021/211013.htm.

4. Батина Е. В., Кожухова И. В. Приемы индивидуализации образовательной деятельности обучающихся языковых специальностей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2020. - Т. 12. - № 2. - С. 82-91. - DOI 10.14529/ped200208.

5. Штехман Е. А., Мельник Ю. А. Обучение говорению на занятиях по русскому языку как иностранному с использованием ситуационных задач // Коммуникативные исследования. - 2016. - № 4 (10). - С. 148-154.

6. Алфёрова О. И. Развитие навыков образного мышления на уроках английского языка через речевые ситуации // Научно-педагогический журнал Восточной Сибири Magister Dixit. - 2013. - № 1 (13). - С. 219-223.

7. Серова Т. С., Кондрашина Т. В. Развитие лексико-фразеологических навыков и речевых умений образного монологического высказывания устного переводчика // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. - 2013. - № 7. - С. 146-159.

8. Белоусова М. М. О некоторых особенностях взаимосвязанного развития речевых навыков на иностранном языке при обучении онлайн // Инженерный вестник Дона. - 2020. - № 11 (71). - С. 355-372.

9. Горлова Н. А. Специфика развития навыков и умений в ходе овладения учащимися речевой деятельностью на иностранном языке // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 3. - С. 2-9.

10. Мясникова О. В., Пержан Н. Н. Развитие речевых навыков с помощью онлайн элементов (на примере работы на платформе Moodle) // Современные исследования в области преподавания иностранных языков в неязыковом вузе. - 2020. - № 9. - C. 122-129.

11. Bagheri M., Mohamadi Zenouzagh Z. Comparative study of the effect of face-to-face and computer mediated conversation modalities on student engagement: Speaking skill in focus // Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education. - 2021. - 6(1). DOI: 10.1186/s40862-020-00103-0.

12. Pongsapan N. A technique to advancing students' speaking skill in a foreign language classroom // Asian EFL Journal. - 2020. - 27(5.1). - Р. 310-324. Retrieved from www.scopus.com.

13. Colognesi S., Vassart C., Blondeau B. et al. Formative peer assessment to enhance primary school pupils' oral skills: Comparison of written feedback without discussion or oral feedback during a discussion // Studies in Educational Evaluation. - 2020. - P. 67. DOI: 10.1016/j.stueduc.2020.100917.

14. Fuertes E., Navarro J., Montes J. et al. VRetorik: A virtual reality video game to improve public speaking skills // Paper presented at the ICCE 2020 - 28th International Conference on Computers in Education, Proceedings. -2020. - 1. - 466-471. Retrieved from www.scopus.com.

15. Gruber A. Employing innovative technologies to foster foreign language speaking practice // Academia Letters. -2020. - DOI: 10.20935/AL178.

16. Gruber A., Kaplan-Rakowski R. User Experience of Public Speaking Practice in Virtual Reality // Cognitive and affective perspectives on immersive technology in education. - IGI Global, 2020. - URL: https://ssrn.com/ab-stract=3581033 or http://dx.DOI.org/10.2139/ssrn.3581033.

17. Ur Rahman M. M. Improving communicative english skills based on sociolinguistics competence of EFL students // Asian ESP Journal. - 2020. - 16(51). - P. 260-274. Retrieved from www.scopus.com.

18. Кожухова И. В., Редькина О. Ю. Прагматическая компетенция: in vivo и in vitro // Образование. Язык. Межкультурная коммуникация: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - Пермь, 2018. - С. 59-63.

19. Кожухова И. В., Редькина О. Ю. Проблема формирования прагматической компетенции на уроках родного языка // Художественное произведение в современной культуре: творчество - исполнительство - гуманитарное знание: сб. ст. и материалов. - Челябинск, 2019. - С. 189-192.

20. Hussain Sh. Teaching Speaking Skills in Communication Classroom // International Journal of Media, Journalism and Mass Communications. - 2018. - 3. 10.20431/2454-9479.0303003.

21. Ounis A. The Assessment of Speaking Skills at the Tertiary Level // International Journal of English Linguistics. -2017. - 7. - P. 95. 10.5539/ijel.v7n4p95.

22. Delliou A., Zafiri M. Developing the speaking skills of students through CLIL // The 5th Electronic International Interdisciplinary Conference. - 2016. - July. - P. 48-53. 10.18638/eiic.2016.5.1.517.

23. Lasagabaster D. Foreign language competence in Content and Language Integrated courses // The Open Applied Linguistic Journal. - 2008. - Vol. 1. - Р. 30-41.

24. Tsou W. Improving Speaking Skills Through Instruction in Oral Classroom Participation // Foreign Language Annals. -2005. - 38. - P. 46-55. 10.1111/j.1944-9720.2005.tb02452.x.

25. Santhi V. Jeya, Selvam, R. Advanced Skills for Communication in English // Book I. - 2015. - 183 p.

26. Santhi V. Jeya. English for Communication Enrichment // Book I. - 2015. - 170 p.

27. Santhi V. Jeya, Edward C. Teaching Methodology - Dynamic Classroom for Communicative Competency: An Experimental Study // The impact of interaction in teaching English at the Tertiary level. - 2015. - November. DOI: 10.13140/RG.2.1.3609.1288.

28. Meinawati E., Harmoko D. Rahmah, N. et al. Increasing English speaking skills using Youtube // Polyglot: Jurnal Ilmiah. - 2020. - 16. 1. 10.19166/pji.v16i1.1954.

29. Timpe-Laughlin V., Sydorenko T., Daurio Ph. Using spoken dialogue technology for L2 speaking practice: what do teachers think? // Computer Assisted Language Learning. - 2020. - P. 1-24. DOI: 10.1080/09588221.2020.1774904.

30. Anggraeni A., Rachmijati C., Apriliyanti D. Vlog: a tool for students' speaking practice enhancement // Research and Innovation in Language Learning. - 2020. - 3. - DOI: 3. 10.33603/rill.v3i1.2775.

1. Zabolotneva, O. L. & Kozhuhova, I. V. (2020). "Metodicheskij potencial lekcii: vzgljad obuchajushhihsja", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 6, pp. 28-41 (in Russian).

2. Zabolotneva, O. L. & Kozhuhova, I. V. (2020). "Analiticheskoe chtenie na zanjatijah po kul'ture rechevogo obshhenija (inostrannyj jazyk)", Social'naja kompetentnost', t. 5, № 3, pp. 334-340 (in Russian).

3. Zabolotneva, O. L. & Kozhuhova, I. V. (2021). "Nekotorye priemy obuchenija audirovaniju studentov jazykovyh fakul'tetov", Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", № 3 (mart). Available at: http://e-koncept.ru/2021/211013.htm (in Russian).

4. Batina, E. V. & Kozhuhova, I. V. (2020). "Priemy individualizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti obuchajushhihsja jazykovyh special'nostej", Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki, t. 12, № 2, pp. 82-91, DOI 10.14529/ped200208 (in Russian).

5. Shtehman, E. A. & Mel'nik, Ju. A. (2016). "Obuchenie govoreniju na zanjatijah po russkomu jazyku kak inostrannomu s is-pol'zovaniem situacionnyh zadach", Kommunikativnye issledovanija, № 4 (10), pp. 148-154 (in Russian).

6. Alfjorova, O. I. (2013). "Razvitie navykov obraznogo myshlenija na urokah anglijskogo jazyka cherez rechevye situacii", Nauchno-pedagogicheskij zhurnal Vostochnoj Sibiri Magister Dixit, № 1 (13), pp. 219-223 (in Russian).

7. Serova, T. S. & Kondrashina, T. V. (2013). "Razvitie leksiko-frazeologicheskih navykov i rechevyh umenij obraznogo monologicheskogo vyskazyvanija ustnogo perevodchika", Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politehnicheskogo universiteta. Problemy jazykoznanija i pedagogiki, № 7, pp. 146-159 (in Russian).

8. Belousova, M. M. (2020). "O nekotoryh osobennostjah vzaimosvjazannogo razvitija rechevyh navykov na inostrannom jazyke pri obuchenii onlajn", Inzhenernyj vestnik Dona, № 11 (71), pp. 355-372 (in Russian).

9. Gorlova, N. A. (2013). "Specifika razvitija navykov i umenij v hode ovladenija uchashhimisja rechevoj dejatel'nost'ju na inostrannom jazyke", Inostrannye jazyki vshkole, № 3, pp. 2-9 (in Russian).

10. Mjasnikova, O. V. & Perzhan, N. N. (2020). "Razvitie rechevyh navykov s pomoshh'ju onlajn jelementov (na primere raboty na platforme Moodle)", Sovremennye issledovanija v oblasti prepodavanija inostrannyh jazykov v nejazykovom vuze, № 9, pp. 122-129 (in Russian).

11. Bagheri, M. & Mohamadi Zenouzagh, Z. (2021). "Comparative study of the effect of face-to-face and computer mediated conversation modalities on student engagement: Speaking skill in focus", Asian-Pacific Journal of Second and Foreign Language Education, 6(1). DOI: 10.1186/s40862-020-00103-0 (in English).

12. Pongsapan, N. (2020). "A technique to advancing students' speaking skill in a foreign language classroom", Asian EFL Journal, 27(5.1), pp. 310-324. Retrieved from www.scopus.com (in English).

13. Colognesi, S., Vassart, C., Blondeau, B. et al. (2020). "Formative peer assessment to enhance primary school pupils' oral skills: Comparison of written feedback without discussion or oral feedback during a discussion", Studies in Educational Evaluation, p. 67. DOI: 10.1016/j.stueduc.2020.100917 (in English).

14. Fuertes, E., Navarro, J., Montes, J. et al. (2020). "VRetorik: A virtual reality video game to improve public speaking skills", Paper presented at the ICCE 2020 - 28th International Conference on Computers in Education, Proceedings, 1, 466-471. Retrieved from www.scopus.com (in English).

15. Gruber, A. (2020). "Employing innovative technologies to foster foreign language speaking practice", Academia Letters, DOI: 10.20935/AL178 (in English).

16. Gruber, A. & Kaplan-Rakowski, R. (2020). "User Experience of Public Speaking Practice in Virtual Reality", Cognitive and affective perspectives on immersive technology in education, IGI Global. Available at: https://ssrn.com/abstract=3581033 or http://dx.DOI.org/10.2139/ssrn.3581033 (in English).

17. Ur Rahman, M. M. (2020). "Improving communicative english skills based on sociolinguistics competence of EFL students", Asian ESP Journal, 16(51), P. 260-274. Retrieved from www.scopus.com (in English).

18. Kozhuhova, I. V. & Red'kina, O. Ju. (2018). "Pragmaticheskaja kompetencija: in vivo i in vitro", Obrazovanie. Jazyk. Mezhkul'turnaja kommunikacija: sb. st. po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Perm', pp. 59-63 (in Russian).

19. Kozhuhova, I. V. & Red'kina, O. Ju. (2019). "Problema formirovanija pragmaticheskoj kompetencii na urokah rodnogo jazyka", Hudozhestvennoe proizvedenie v sovremennoj kul'ture: tvorchestvo - ispolnitel'stvo -gumanitarnoe znanie: sb. st. i materialov, Cheljabinsk, pp. 189-192 (in Russian).

20. Hussain, Sh. (2018). "Teaching Speaking Skills in Communication Classroom", International Journal of Media, Journalism and Mass Communications, 3. 10.20431/2454-9479.0303003 (in English).

21. Ounis, A. (2017). "The Assessment of Speaking Skills at the Tertiary Level", International Journal of English Linguistics, 7, p. 95. 10.5539/ijel.v7n4p95 (in English).

22. Delliou, A. & Zafiri, M. (2016). "Developing the speaking skills of students through CLIL", The 5th Electronic International Interdisciplinary Conference, July, pp. 48-53. 10.18638/eiic.2016.5.1.517 (in English).

23. Lasagabaster, D. (2008). "Foreign language competence in Content and Language Integrated courses", The Open Applied Linguistic Journal, vol. 1, pp. 30-41 (in English).

24. Tsou, W. (2005). "Improving Speaking Skills Through Instruction in Oral Classroom Participation", Foreign Language Annals, 38, pp. 46-55. 10.1111/j.1944-9720.2005.tb02452.x (in English).

25. Santhi, V. Jeya & Selvam, R. (2015). "Advanced Skills for Communication in English", Book I, 183 p. (in English).

26. Santhi, V. Jeya (2015). "English for Communication Enrichment", Book I, 170 p. (in English).

27. Santhi, V. Jeya & Edward, C. (2015). "E. Teaching Methodology - Dynamic Classroom for Communicative Competency: An Experimental Study", The impact of interaction in teaching English at the Tertiary level, November. DOI: 10.13140/RG.2.1.3609.1288 (in English).

28. Meinawati, E., Harmoko, D. Rahmah, N. et al. (2020). "Increasing English speaking skills using Youtube", Polyglot: Jurnal Ilmiah, 16. 1. 10.19166/pji.v16i1.1954 (in English).

29. Timpe-Laughlin, V., Sydorenko, T. & Daurio, Ph. (2020). "Using spoken dialogue technology for L2 speaking practice: what do teachers think?", Computer Assisted Language Learning, pp. 1-24. DOI: 10.1080/09588221.2020.1774904 (in English).

30. Anggraeni, A., Rachmijati, C. & Apriliyanti, D. (2020). "Vlog: a tool for students' speaking practice enhancement", Research and Innovation in Language Learning, 3, DOI: 3. 10.33603/rill.v3i1.2775 (in English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.