ПРИМЕНЕНИЕ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА-ХОРЕОГРАФА М.Н. Юрьева
В статье рассматриваются научно обоснованные пути и условия решения актуальных проблем дидактики высшей хореографической школы с учетом модернизации российского образования. В обобщенном виде излагается материал по вопросам научной разработки и применения модульнорейтинговой технологии в профессиональной подготовке студента-хореографа в вузе.
Ключевые слова: модуль, модульно-рейтинговая технология, рейтинговая система оценки знаний, студент-хореограф.
Подписание Российской Федерацией Болонской декларации предусматривает вхождение нашей высшей школы в европейское образовательное пространство, переход на двухуровневое образование (бакалавр, магистр), разработку и внедрение в практику инновационных технологий, неуклонное повышение требований к качеству подготовки выпускников вузов культуры и искусства, способной удовлетворить потребности меняющегося рынка труда.
Для организации учебного процесса в системе подготовки специалиста-хореографа необходимо применять гибкие образовательные технологии, одной из которых и является модульно-рейтинговое обучение, стимулирующее учебно-познавательную активность студентов-хореографов, их мотивацию к приобретению знаний, расширению субъективного творческого опыта, формированию ценностного отношения к каждой учебной дисциплине. В хореографическом образовании данная технология не имеет достаточного четкого теоретического обоснования и длительной экспериментальной апробации. Но в то же время она обладает массой преимуществ по сравнению с традиционными формами и методами организации учебного процесса как для студентов-хореографов, так и для преподавателей.
Конструирование в образовательной среде вуза модульно-рейтинговой технологии основывается на исследованиях А. Арзамазо-ва, Н.В. Борисовой, А.П. Бойковой, М.В. Булановой-Топорковой, В.А. Ермоленко, Р.Я. Касимова, К.Г. Кязимова, В. Макарова, Т.Т. Новиковой, Н.Н. Суртаева, М.А. Чошанова, П.А. Юцявичене и др. Согласно мнению ученых к ведущим принципам, на которых основывается данная технология, можно от-
нести следующие: модульность, структуризацию содержания обучения на обособленные элементы, динамичность, деятельность, гибкость, осознанную перспективу, разносторонности методического консультирования и паритетности.
Основополагающим понятием конструируемой технологии является смысловая сущность самого термина «модуль». Следует отметить, что содержание понятия «модуль» в научных исследованиях видоизменялось в сторону уточнения: первоначально под модулем понимали самостоятельно планируемую единицу учебной деятельности, затем относительно самостоятельную часть определенной системы, несущую функциональную нагрузку, соответствующую определенной «дозе» информации или действия, достаточной для формирования тех или иных профессиональных знаний и навыков будущего специалиста. По мнению П.А. Юцявичене, «модуль - это блок информации, включающий в себя логически завершенную единицу учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных целей» [1]. Уточняя понятие «единицы учебного материала», следует отметить, что в рамках высшей школы она должна включать объединенную логической связью, завершенную совокупность знаний, умений и навыков, соответствующую фрагменту образовательной программы учебного курса по какой-либо дисциплине учебного плана.
В соответствии с современными представлениями под термином «модульное обучение» понимают технологию обучения студентов, основными средствами которого являются модуль и модульная программа. С
современных позиций характерными признаками учебных модулей являются:
- смысловая завершенность, операционная обособленность;
- наличие отчетливой структурной оболочки, внутри которой имеются все компоненты учебного цикла от дидактической цели до методики контрольно-отделочных процедур;
- междисциплинарный характер с привлечением материала учебных дисциплин, имеющих прямое отношение к осваиваемому локальному элементу избранной сферы деятельности;
- присутствие рекомендаций по освоению модуля с учетом интегративного вида различных работ: с преподавателем, в учебной группе, индивидуально;
- включение методических советов;
- сопровождение модуля перечнем учебной литературы и специальной литературы с указанием изданий, написанных ярким представителем данной сферы деятельности;
- изучение каждого модуля имеет следствием овладение способами выполнения отдельного целостного производственного задания или операции в сочетании с локальной порцией знаний;
- наличие предметного глоссария.
Цель модуля как структурной единицы рабочей учебной программы дисциплины заключается в создании условий для усвоения студентами-хореографами знаний, умений и навыков, а также формирования личностных и профессиональных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности. Сущность модульной технологии состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему индивидуально-ориентированной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Целевой план действий - это последовательность освоения отдельных учебных элементов, модулей внутри целостной модульной программы, позволяющий спланировать достижение результата. Совокупность содержащейся в модулях информации, представленной различными средствами ее пере-
дачи, называется информационным банком. Под методическим руководством в модульном обучении понимаются варианты путей освоения учебного материала, включающие рекомендации по использованию различных форм, методов и способов учения, а также тесты для проверки его эффективности.
В информационном модуле принято выделять базовую часть, которая является обязательной для выполнения, и вариативную часть, дающую студенту право выбора, исходя из его индивидуальных способностей, интересов и уровня готовности. Учебная информация должна предлагаться в логике учебной деятельности, а не в логике научного познания. Как правило, большой курс дисциплины разбивается на общие модули -разделы учебной программы, а те, в свою очередь, на частные модули. Используются и другие дефиниции, что не меняет сути процесса структурирования. В частности, при делении учебного курса на модули возможно выделение из модуля таких элементов, как подмодули (субмодули) или модульные единицы. Таким образом, общий модуль может состоять из вложенных друг в друга модулей разного объема, вплоть до базовых понятий. Учебные модули как структурные единицы учебного процесса объединяются в группы, образуя модульные программы, которые составляются преподавателем, представляя собой программу деятельности студента по изучению определенной темы в виде модулей.
Структура модульной программы представлена на рис. 1: М1 , М2, Мп - это модули, УЭ-0, ... УЭ-п - учебные элементы модуля. Всей модульной программой реализуется комплексная дидактическая цель, которая объединяет интегрирующие дидактические цели каждого модуля. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем и вид изучаемого материала, но и на уровень его усвоения.
Рассмотрев различные толкования понятия «модуль», мы в качестве исходного будем использовать следующее определения: модуль - это система блоков, объединяющих учебное содержание (знания и умения), которое устанавливается целевой программой действий, и формы, методы и средства овладения им.
Рис. 1. Структура модульной программы
Анализ современной практики подготовки специалиста-хореографа показывает, что существующие учебные программы по многим специальным дисциплинам не отражают основных параметров современной модели обучения: цели дисциплины заданы не диаг-ностично, не сформулированы цели изучения конкретной темы; виды учебно-познавательной деятельности студентов не определены; отсутствуют критерии, инструментарий измерения и оценки результатов образовательного процесса и т. д. Традиционной системе контроля присущи субъективизм, ограниченность содержания контроля только знаниями, умениями и навыками, низкая эффективность формирования у студентов методов самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности.
По мнению многих исследователей [24], переход к модульному обучению предполагает увеличение удельного веса и значения самостоятельной работы в учебном процессе, что требует значительного повышения самостоятельности, инициативы, творчества, социально-профессиональной активности будущих специалистов. Существенным достоинством российской хореографической школы всегда являлась направленность на практическую подготовку студентов: невозможно научиться танцевать, создавать хореографические произведения только по теоретическим лекциям, учебнику, автоматизированным комплексам.
Значительное время отводится на обучение студентов «в танцклассах», на освоение исполнительских, балетмейстерско-постано-вочных навыков, на демонстрацию и разбор самостоятельной работы по спецдисципли-
нам: преподаватель передает свои знания не только через объяснение, рассказ, но и через педагогический показ. А.М. Мессерер подчеркивал, что «каждый шаг, каждая поза и каждое движение исходят от учителя, указываются им и должны быть поняты, усвоены, прорепетированы и выполнены» [5]. А. А. Соколов-Каминский отмечает: «. балетная
школа - это целый комплекс явлений, связанных с исполнительской культурой, определяющих ее своеобразие, тенденции развития, характерные черты стиля. Сюда входят и вопросы профессиональной подготовки спе-циалистов-хореографов, и идеологическая направленность их творчества, и особенности художественной формы освоения явлений действительности» [6].
Принципиальное положение о том, что практические занятия должны носить обучающий и развивающий характер, потребовало от нас обратить внимание не только на углубление и закрепление ранее усвоенных студентами-хореографами знаний, выработку соответствующих умений и навыков, но и на возможности формирования новых знаний на основе теоретического осмысления хореографической науки и практики, опыта собственной профессиональной деятельности. Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у студентов навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) целей.
При традиционном построении учебного плана по специальности «Искусство хорео-
графа» модули могут выступать составляющими как отдельных, так и интегрированных дисциплин. Рассмотрим на примере дисциплины «Композиция и постановка танца» модуль «Танцевальная лексика и текст хореографического произведения».
При изучении названного модуля решаются следующие задачи: 1) определение сущности основных понятий и условий сочинения, развития танцевальной лексики; 2) ознакомление с балетным репертуаром профессиональных театров, коллективов; 3) изучение музыкальной драматургии конкретных спектаклей; 4) выбор средств и приемов сочинения хореографического текста. На лекционных и практических занятиях студенты знакомятся с основными положениями теории и технологии создания хореографического произведения, на практических занятиях используются проблемные методы, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности. Для рассмотрения видеоматериалов был составлен специальный план, по которому предусматривается освещение таких компонентов: а) жанр, стиль произведения;
б) определение выразительных средств;
в) особенности музыкальной драматургии;
г) соотношение музыки, хореографического текста и образа; д) основные принципы построения танцевального текста (наборный, полифонического построения, мотивно-вариационный). Если студенты видят неизвестный им прием, они осознают значение индивидуального творческого подхода балетмейстера к процессу сочинения «pas», учатся давать ему теоретическое обоснование.
Работа с модулями проводится как во время практических занятий под непосредственным руководством преподавателя, так и во время, отведенное на самостоятельную работу студентов-хореографов. С целью развития творческой активности студентам предлагаются задания познавательно-поискового и исследовательского типов, которые содействуют приобретению балетмейстерских навыков и поиску перспективных направлений в их выполнении, отхода от привычного, стандартного решения и обоснования собственного решения с последующей его апробацией. При этом учитывается последовательность предъявления заданий с постоянным усложнением и увеличением степени самостоятельности при их выполнении.
Учитывая специфику хореографического обучения, при использовании модульной технологии доля самостоятельной работы должна быть различной, и ее процент не следует рассматривать в качестве категориального показателя. «Основная задача педагога, -считает М. Путтке, - сформировать профессиональное мышление. Движение начинается с процесса мышления; прежде чем совершить какой-либо акт, человек думает» [7]. Главное, что упрощается процесс обмена информацией за счет новой, не языковой, а функциональной среды обучения. Учебный материал в этом случае воспринимается и усваивается сразу и целиком как восприятие образа (в т. ч. и двигательного).
Необходимо отметить, что все отдельные части, разделы учебной программы подвергаются обязательной оценке, поэтому внедрение модульной технологии в практику предполагает разработку системного педагогического контроля. По нашему мнению, наиболее современной и эффективной системой оценки знаний студентов является рейтинговой контроль, который органично дополняет модульную технологию обучения, трансформируя ее в модульно-рейтинговую.
Рейтинговая система оценки знаний студентов, занимая существенное место в системе организации обучения и контроля в вузе, осмыслена пока еще не в полной мере. Рейтинг - это индивидуально числовой показатель оценки знаний. В работах И.Ю. Сероусо-ва, В.С. Малькова, Т.В. Швецовой, Р.Х. Хис-метова определены основные требования к рейтинговому контролю знаний: наличие
стабильных программ и образовательных стандартов по предмету; планомерность, систематичность и всесторонность; контроль, т. е. выявление фактического уровня усвоения студентами учебного материала. Рейтинговая система оценки позволяет получить очень четкое (выраженное в сумме набранных баллов) представление об уровне сформированности компетенций студентов, измерять эффективность, продуктивность и скорость усвоения информации.
Одним из возможных вариантов реализации данной идеи может явиться внедрение в практику преподавания спецдисциплин системы зачетных единиц, набора зачетных единиц по модулям. Система балльной оценки является основным инструментом оценки
работы студента в процессе изучения дисциплины и уровня ее освоения на выходе, позволяя реализовывать механизмы обеспечения качества результатов обучения, активизировать учебную работу студентов, у которых появляются стимулы управления своей успеваемостью.
Отличительными особенностями рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков студентов являются:
- индивидуализация учебного процесса, позволяющая выявить индивидуальные различия студентов и соответствующим образом организовать процесс их учения. Выбор форм, методов и средств обучения основывается на учете темпа продвижения, уровня обученности конкретного студента и осуществляется в условиях коллективной творческой работы учащихся, обусловленных содержанием хореографического образования и решаемыми задачами;
- высокая степень активности, систематичности и самостоятельности студентов в усвоении знаний, умений и навыков;
- дифференциация студентов по успеваемости, в основе которой лежит объективизация. При этом, определяя успеваемость студента, преподаватель должен учитывать особенности его личности: темперамент, характер, психические и физические возможности, строение тела и состояние здоровья;
- повышение достоверности оценки в силу того, что ее величина определяется по совокупности выполнения различных видов учебной работы в течение всего семестра, а не только на экзамене. Случайные факторы, нередко имеющие место при проведении традиционного экзамена, практически исключаются и не оказывают влияние на получение итоговой оценки;
- создание учебно-методического обеспечения, предусматривающего подборку специального (видео, аудио) материала, разработку системы заданий, тестов, проведение различного рода консультаций;
- межличностное взаимодействие преподавателя и студентов, предполагающее соответствующую организацию и осуществление совместной деятельности, под которой понимается особый тип социально организованного взаимодействия и взаимоотношений между ними.
Нами разработана схема определения индивидуального рейтинга студента-хореог-рафа, на основании которого студент получает экзамен по дисциплине «Композиция и постановка танца» (рис. 2). За семестр студент набирает определенную сумму рейтинговых баллов, которая характеризует уровень усвоения им учебного материала по данному предмету в сравнении с другими студентами, т. е. определяет рейтинг-место, которое он занимает в группе, на факультете и т. д.
Теоретическая
подготовка
V
Обязательное
тестирование
Курсовые
работы
V
Исполнительская
подготовка
Посещение
Дополнительное
тестирование
У
Балетмейстерско-
постановочная
деятельность
I
Дополнительное
тестирование
V
Творческая
активность
V
Участие в концертной деятельности
Факультативные
занятия
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ СТУДЕНТА
Рис. 2. Индивидуальный рейтинг студента-хореографа
При этом следует отметить, что вклад различных учебных модулей в итоговый рейтинг студента не равноценен: модуль оценки теоретической подготовленности может принести 20 % от максимального индивидуального рейтинга; модуль исполнительской подготовки - 20 %; модуль посещаемости учебных занятий - 10 % (при учете обязательного минимума посещения занятий); модуль ба-летмейстерско-постановочной деятельности -30 %; модуль творческой активности - 20 %.
В основу разработанной нами рейтинговой системы контроля положена идея, заключающаяся в том, что подготовка специа-листа-хореографа с прочными базовыми знаниями зависит от способа их формирования. Прочность и надежность знаний всегда выше, если их формирование происходит не в «авральной» форме, что мы часто наблюдаем в практике вузов культуры и искусств, а систематически, на протяжении всего периода обучения.
Предлагаемая нами модульно-рейтинговая технология в процессе обучения студен-та-хореографа выполняет две функции: средства управления учебным процессом (реализуется через модульную структуру курса) и система контроля (которая основывается на оценивании всех видов учебной работы с учетом качества и своевременности выполнения). Мы планируем и применяем следующие виды рейтингового контроля: диагностический, текущий, промежуточный и итоговый.
Диагностический - это система тестирования для определения готовности студентов к освоению программы обучения. Текущий -систематический просмотр творческого проекта (этюд, постановочная работа, номер), тестирование после прохождения блока учебной программы для выявления степени освоенности студентами учебного материала. Промежуточный контроль осуществляется по окончанию семестра для подведения итогов освоения учебного материала. Итоговый контроль проводится в конце 8-го семестра: суммируются рейтинг-баллы за весь период обучения по дисциплине «Композиция и постановка танца». Для аттестации студентов в соответствии с требованиями Положений о текущей и промежуточной аттестации мы придерживаемся следующих оценочных диапазонов:
90 % <= 100 % - «отлично»;
77 % <= 89 % - «хорошо»;
64 % <= 76 % - «удовлетворительно»;
64 % - «неудовлетворительно».
Важно учитывать тот факт, что рейтинговые системы хорошо поддаются компьютерной обработке. Несложные программы, используя возможности приложения Ехсе1 в работе с базами данных, а также встроенный математический аппарат, позволяют осуществлять статистическую обработку полученных показателей и освободить преподавателей от трудоемкого процесса по обработке большого объема количественной информации.
Модульно-рейтинговая технология обучения студента-хореографа, являясь интегральной и гибкой, обеспечивает приспособление к индивидуальным потребностям личности студента и уровню его базовой допро-фессиональной подготовки, создает условия для развития его творческих способностей, профессионального мышления, памяти.
Обеспечивая возможность быстрой и адекватной коррекции образовательных программ в соответствии с изменениями социального заказа, требований науки и культуры, модульно-рейтинговая технология побуждает приступить к ее реализации в хореографическом образовании, сохранив преемственность между традиционным образованием и новациями.
1. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.
2. Гараев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения // Вестн. высш. шк. 1997. № 8. С. 30-33.
3. Тельтевская Н.В. Рейтинговая система контроля и оценки знаний. Саратов, 2004.
4. Пахомова Е.М. Модульно-рейтинговая система обучения как одна из развивающих технологий обучения. Режим доступа: http:// www.tgc.ru. Загл. с экрана.
5. Мессерер А.М. Уроки классического танца. М., 1981. С. 346.
6. Соколов-Каминский А.А. Советский балет сегодня. М., 1984.
7. Путтке М. Воспитывать - значит создавать базу для творческого мышления // Советский балет. 1990. № 5.
Поступила в редакцию 24.02.2008 г.
Yureva M.N. Application of modular-rating technology in training an expert-choreographer. The paper deals with scientifically proved ways and conditions of solving of topical problems of didactics of choreographic university regarding modernization of the Russian education. Material concerning scientific development and application of
modular-rating technology in vocational training of a stu-dent-choreographer in the university is generalized.
Key words: module, modular-rating technology, rating system of knowledge estimation, student-choreographer.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОПОСРЕДОВАННОГО (ДИСТАНЦИОННОГО) ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКЦИОННОЙ ГЕОМЕТРИИ
М.А. Кузнецов, П.А. Острожков, С.И. Лазарев
В условиях все увеличивающейся доли дистанционных форм получения высшего технического профессионального образования выявились существенные специфические трудности опосредованного изучения дисциплин графического блока, прежде всего начертательной (проекционной геометрии). Трудности обусловлены визуально-образным характером восприятия и запоминания информации. Методы обработки такого рода информации наименее разработаны в специальной литературе. Авторами предпринята попытка проанализировать специфические психолого-педагогические особенности дистанционного изучения начертательной геометрии и разработать электронный интерактивный учебный комплекс для практического ее изучения в условиях технического университета.
Ключевые слова: дистанционное обучение, проекционная геометрия, визуальная информация,
запоминание, двухмерная анимация.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Методологической основой классического курса начертательной геометрии является метод проекций. При этом трехмерный пространственный объект замещается (преобразуется) в двухмерные плоские изображения -проекции, количество которых п теоретически не ограничено.
Далее происходит преобразование, уже двухмерное, проекций для решения той или иной позиционной или метрической задачи пространственного объекта и затем синтез пространственной модели в форме ее плоского изображения. Схематически этот процесс представлен на рис. 1.
Таким образом, между трехмерным объектом и его трехмерной геометрической моделью необходимо выполнить ряд формальных двухмерных преобразований, которые и изучаются в курсе начертательной геометрии. Преобразования выполняются на уровне визуально-образного мышления, при этом изменение одного образа приводит к одновременному изменению в остальных п - 1 образах.
Наибольшее практическое применение получил метод прямоугольного (ортогонального) параллельного проецирования на две
или три (в зависимости от геометрической сложности объекта) взаимно перпендикулярные плоскости - горизонтальную Л1, фронтальную П2 и профильную Пз, предложенный Г. Монжем (сер. XVIII в.). Этот метод лежит в основе всех традиционных курсов начертательной геометрии (В.О. Гордон, С. А. Фролов, Н.Ф. Четверухин и др. [1-3]) в различных методических и инструментальных вариациях и оптимально зарекомендовал себя для инженерной практики своей простотой и удобоизмеримостью. Величина п в методе Монжа ограничена 2-3.
ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТЫХ РЕШЕНИЙ
При дистанционном изучении начертательной геометрии возникают определенные трудности, обусловленные присущими только этой дисциплине психологическими особенностями визуального снятия информации, восприятия пространства, времени реакции на одновременные обучающие стимулы различной модальности, особенности запоминания визуальных образов.
Наибольшую информацию о пространстве (до 95 % по Ф. Кликсу [4]) дает зрение. Но время реакции на визуальный стимул