ние активности ХПа-зависимого фибринолиза. Замедление лизиса наблюдается при нарушении внутреннего Х11а-зависимого фибринолиза за счет снижения уровня или недостаточной активации участвующих в реакции компонентов плазменных протеолитических систем
Анализ полученных данных отрица-
тельного теста на ВА, отсутствие антител к кардиолипину и к различным фосфолипидам свидетельствует об отсутствии антифосфоли-пидного синдрома у большинства беременных с иммуноконфликтной беременностью и отягощенным акушерским анамнезом. У всех беременных обнаружены отрицательный ТТИТ, снижение индекса АПТВ (менее 1) при ЯЬ (-) принадлежности (у 91,6%) и ЯЬ-конфликте (у 70,6%). По-видимому, у ЯЬ-отрицательных беременных и при ЯЬ-конфликтной беременности отсутствуют ингибирование тромбиногенеза и аутоиммунизация иммунными антителами, в отличие от АФЛ синдрома, и, скорее всего, происходит активация внутреннего пути тром-биногенеза. В то же время, по нашему мнению, при сочетании АВО несовместимости как с ЯЬ (-), так и ЯЬ (+) принадлежностью крови при беременности возможно воздействие повышенного титра групповых антител на плацентарный барьер. В показателях гемостазиограммы в данной группе беременных время АПТВ удлиняется и ТТИТ выше 1. У 70% беременных данной группы при УЗИ на сроке 32-34 нед в плаценте были обнаружены признаки плацентарной недостаточности (множественные инфаркты, низкое краевое предлежание плаценты), что позволяет, в свою очередь, проникнуть иммунным антителам к плоду.
При беременности наличие иммунных антител (групповых и резусных) и длительная циркуляция иммунных комплексов у женщин с отягощенным акушерским анамнезом могут приводить к дальнейшим расстройствам в плазменном гемостазе - нарушению фето-плацентарного барьера, что ведет к проникновению иммунных антител к плоду и невынашиванию беременности, мертворож-дению, проявлению гемолитической болезни плода различной тяжести.
И.Ф. Суфияров, А.Г. Хасанов, Р.Ш. Сакаев, Р.Х. Шайхинуров (Уфа). Применение модифицированной гиалуроновой кисло ты для профилактики послеоперационных спаек
В последние годы активно разрабатываются и внедряются в клинику барьерные методы профилактики образования послеоперацион-
ных спаек. Противоспаечные барьеры действуют благодаря гидрофлотации, скольжению, механическому разделению поверхностей. Из этого ряда средств широкое распространение получили препараты на основе гиалуро-новой кислоты (ГК). Отличительной особенностью ГК является ее иммунонейтральность, из нее достаточно легко можно получить прочные, пластичные защитные покрытия. При этом доказано наличие у ГК дезинфицирующего и ранозаживляющего действия, способности вызывать регенерацию эпителия. Являясь одним из важнейших компонентов основного вещества соединительной ткани, ГК играет важную роль в осуществление репа-ративных функций соединительной ткани.
Целью исследования было изучение возможности применения пленки из модифицированной 5-аминосалициловой кислотой ГК (5-АСК) в качестве противоспаечного барьера.
Проведено исследование на 60 половозрелых крысах линии Вистар массой тела 180-200 г (2 группы по 30 животных). Всех животных оперировали для индуцирования спаечного процесса в брюшной полости. С обеих сторон иссекали лоскут париетальной брюшины (ПБ) боковых стенок живота размером 2,0х1,5 см, дополнительно десерози-ровали дистальный отдел тонкой кишки на протяжении 3,0 см. Животным 2-й группы накладывали пленку из ГК с 5-АСК на область десерозированного участка кишки и поврежденных участковпариетальной брюшины (ПБ). В условиях умеренной влажности пленка приклеивается сама и хорошо моделируется на поверхности травмированной брюшины. В 1-й группе рану не восстанавливали (контроль исследования). На 1, 3, 5, 7, 14-е сутки умерщвляли по 6 животных из каждой группы и проводили макроскопическое исследование. Уровень спаечного процесса оценивали на 3, 5, 7, 14-е сутки после операции.
В 1-й группе на ранних сроках после операции ПБ характеризовалась значительной отечностью, пастозностью и синюшностью. Участки десерозированной брюшины были синюшно-багрового цвета с точечными кровоизлияниями. В большинстве случаев участки петель кишечника и сальника были рыхло припаяны фибринозными спайками к области раны ПБ. В первые трое суток петли кишечника и сальника легко разделялись. На 5-е сутки после операции отмечалось уменьшение количества и протяженности припаянных участков петель кишечника и сальника.
355
Морфологические сращения представляли собой скопления нежных, слабо извивающихся коллагеновых и эластических волокон с высоким содержанием клеточных элементов. При этом разделение припаянных участков от поверхности раны было затруднено. На 7-е сутки отек и гиперемия вокруг раны ПБ значительно уменьшились, но сохранялись точечные кровоизлияния в самой ране. В гистологических препаратах спайки представлены соединительной тканью с большим содержанием пучков коллагеновых и эластических волокон. Соединительная ткань хорошо васкуляризирована, характеризуется наличием множества сосудов различного калибра. Между коллагеновыми и эластическими волокнами размещались фибробласты, фиброциты, встречались одиночные макрофаги. Миоциты мышечной оболочки располагались группами, которые разграничивали разрастание соединительнотканных прослоек. В собственной пластинке слизистой оболочки выражена лимфоцитарная инфильтрация. Подпаянные петли кишечника и сальника были представлены сформированными тяжистыми плотными спайками. На 14-е сутки брюшина стала гладкой, исчезли отек и гиперемия. Спаечный процесс в основном визуализировался в виде шнуровидных плотных спаек, и в 8 случаях петли кишечника и сальника вместе с областью раны ПБ образовывали единый конгломерат.
Во 2-й группе в 1-е сутки после операции
ная эпителизация операционной раны на ПБ. В 2 случаях подпаяны участки сальника выше места наложения пленки на ПБ. Через 7 суток после эксперимента определялось полное восстановление как висцеральной, так и париетальной брюшины. Висцеральная брюшина была покрыта однослойным плоским мезотелием. Соединительнотканная основа состояла из ориентированных и извилистых коллагеновых и эластических волокон, имеющих вытянутую или полигональную форму. Мышечная оболочка в зоне эксперимента также была без изменений. В слизистой оболочке, в рыхлой соединительной ткани в умеренном количестве встречались клетки лимфоидной ткани, они диффузно распространнялись среди фибробластов, оседлых макрофагов и плазматических клеток. Париетальная брюшина также имела ровную поверхность с мезотелием однослойного плоского или кубического строения, расположенного на базальной мембране. Соединительнотканная основа серозной оболочки характеризовалась большим количеством макрофагов и фиброцитов. Микрососуды были без видимых изменений. Мышечная и слизистая оболочка также без изменений, за исключением диффузного расположения лимфоцитов в ворсинках. Единичные тяжис-тые спайки сальника подпаяны к области срединного операционного шва. На 14-е сутки брюшина гладкая, блестящая на всем протяжении, с розовым оттенком.
Уровень спаечного процесса и характеристика послеоперационных спаек у крыс при использовании защитной пленки (М ±т)
Частота и характер спаечного процесса (баллы)
Группы число слу- количество тип площадь Сумма
чаев спаек спаек спаек баллов
1-я (контроль) 29 3,2±0,3 2,5±0,2 2,2±0,1 7,9±0,6
2-я (опыт) 10 1,2±0,1 1,0±0,1 0,5±0,2 2,7±0,4
рана была покрыта пленкой из ГК с 5-АСК. В некоторых случаях вокруг них к ПБ были рыхло припаяны петли кишечника и сальник, однако протяженность участков этих фибринозных сращений была меньшей, чем в 1-й группе. Под пленкой в области раны обнаружились незначительный отек ткани и точечные кровоизлияния. На 3-е сутки брюшина стала гладкой, имела естественный розоватый цвет. В области раны, выше и ниже наложения пленки в 3 случаях были подпаяны легко разъединявшиеся участки сальника. Следов пленки не было. На 5-е сутки произошла пол-
356
Во 2-й группе образование спаек вокруг места наложения защитной пленки отмечалось в 10 случаях (в контрольной - в 29; р <0,001). Средние значения послеоперационных спаек в баллах представлены в таблице.
Таким образом, применение пленки из модифицированной ГК с 5-АСК позволяет достоверно снизить частоту образования послеоперационных спаек в брюшной полости. Данный эффект достигается благодаря восстановлению целостности брюшины, временному отграничению раневой поверхности, созданию оптимальных условий для ускоренной регенерации клеток мезотелия.