Научная статья на тему 'Применение моделей комбинированного теплообмена для проектирования теплозащитных покрытий многоразовых космических аппаратов'

Применение моделей комбинированного теплообмена для проектирования теплозащитных покрытий многоразовых космических аппаратов Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
91
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОРАЗОВЫЕ КОСМИЧЕСКИЕ АППАРАТЫ / ТЕПЛОЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ / ВОЛОКНИСТЫЕ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / КОМБИНИРОВАННЫЙ ТЕПЛООБМЕН / МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОЙ ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ / МОДЕЛЬ РАДИАЦИОННО-КОНДУКТИВНОГО ТЕПЛОПЕРЕНОСА / ОПТИМАЛЬНОЕ ТЕПЛОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Дылько Юрий Борисович, Просунцов Павел Викторович

Проведено сравнение моделей эффективной теплопроводности и радиационно-кондуктивного теплообмена при проектировании теплозащитных покрытий многоразовых космических аппаратов. Показано, что использование модели эффективной теплопроводности приводит к завышению значений температур в волокнистом материале по сравнению с моделью радиационно-кондуктивного теплопереноса и, как следствие, к увеличению необходимой толщины теплоизоляционного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Дылько Юрий Борисович, Просунцов Павел Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение моделей комбинированного теплообмена для проектирования теплозащитных покрытий многоразовых космических аппаратов»

УДК 536.2:536.33

Ю. Б. Дылько, П. В. Просунцов

ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ КОМБИНИРОВАННОГО ТЕПЛООБМЕНА ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕПЛОЗАЩИТНЫХ ПОКРЫТИЙ МНОГОРАЗОВЫХ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Проведено сравнение моделей эффективной теплопроводности и радиационно-кондуктивного теплообмена при проектировании теплозащитных покрытий многоразовых космических аппаратов. Показано, что использование модели эффективной теплопроводности приводит к завышению значений температур в волокнистом материале по сравнению с моделью радиационно-кондуктив-ного теплопереноса и, как следствие, к увеличению необходимой толщины теплоизоляционного материала.

E-mail: prosuntsov@tochka.ru

Ключевые слова: многоразовые космические аппараты, теплозащитные покрытия, волокнистые теплоизоляционные материалы, комбинированный теплообмен, модель эффективной теплопроводности, модель радиационно-кондуктивного теплопереноса, оптимальное тепловое проектирование.

В настоящее время создаются и совершенствуются многоразовые космические аппараты (МКА), такие как Х-33, Venture Star, Х-37, Х-43 [1]. Для аппаратов данного класса важной задачей является обеспечение эффективной тепловой защиты силовой конструкции в условиях интенсивного аэродинамического нагрева. В теплозащитных покрытиях (ТЗП) современных МКА для блокирования переноса теплоты от нагретой фронтальной поверхности используют высокотемпературные теплоизоляционные материалы из волокон SiO2 и Al2O3 [2]. Ввиду частичной прозрачности волокон и высокой пористости материалов перенос теплоты происходит одновременно и взаимосвязанно несколькими механизмами: теплопроводностью по твердому каркасу и газовой среде в порах, конвективным путем в объеме материала и за счет энергии излучения [3].

Существует два основных подхода к математическому описанию процесса теплопереноса в частично прозрачных волокнистых материалах.

Первый из них основан на понятии эффективной теплопроводности. В данном случае все механизмы переноса энергии в материале суммарно описываются одним параметром — эффективной теплопроводностью. Основными преимуществами этого подхода являются простота программной и алгоритмической реализации и возможность

использования коммерческих пакетов программ для конечно-элементных расчетов.

Однако эффективная теплопроводность существенно зависит от условий теплового нагружения элементов ТЗП, оптических свойств границ частично прозрачных слоев и их толщины. Это приводит к необходимости определения эффективной теплопроводности частично прозрачных материалов в условиях, максимально приближенных к реальным эксплуатационным, и потому усложняет и удорожает экспериментальные исследования.

Альтернативным является подход, основанный на использовании модели радиационно-кондуктивного теплообмена (РКТ). В этом случае в математическую модель включают уравнение переноса излучения, что позволяет детально исследовать процесс переноса энергии в частично прозрачном материале и существенно повысить точность расчета поля температур. Основную сложность в этом случае представляет решение интегродифференциального уравнения переноса излучения, для чего применяют приближенные методы (дискретных ординат, моментов, сферических гармоник и др.). К настоящему времени созданы эффективные методы и программы решения задач РКТ для анализа процессов теплообмена в элементах ТЗП [4].

При создании систем тепловой защиты МКА традиционно применяют модели эффективной теплопроводности. Данная работа посвящена сравнению моделей РКТ и эффективной теплопроводности для целей теплового проектирования элементов ТЗП.

Постановка задачи. Рассмотрим нестационарный одномерный процесс теплообмена в элементе ТЗП из N слоев толщиной ф,

Рис. 1. Геометрическая модель многослойного ТЗП:

1 — непрозрачные слои; 2 — частично прозрачные слои

, = 1, Ы, с произвольным чередованием частично прозрачных и непрозрачных материалов (рис. 1). Будем считать, что теплофизические и оптические характеристики всех материалов зависят от температуры. Оптические свойства материалов и граничных поверхностей не зависят от длины волны, что оправдано на этапе теплового проектирования. Тепловой контакт между отдельными слоями принимаем идеальным. Для решения уравнения переноса излучения применим метод полумоментов [5], показавший высокую точность расчета всех компонент поля излучения в широком диапазоне варьирования характеристик материалов и условий теплового нагружения.

При сделанных выше допущениях математическую модель процесса теплопереноса в элементе ТЗП можно представить в следующем виде.

1. Уравнение теплопроводности для непрозрачного слоя:

с, (т )Мх£)=А (л, (Т )МхгГ| ,

дт дх I Эх )

х е(х, X I =1 N, те(тт1П,ттах]. 2. Уравнение теплопроводности для прозрачного слоя:

с (Т 4 (Т Х^)+* (Т )и (х)-(Т )Чт(х,Т

х б^-^ X) I = 1, Ы, Те(Тт1пТтах]. 3. Начальные условия уравнения теплопроводности:

Т (х,Тт1п ) = Т0,, (X), х €(Х-1, X ) , = 1, Ы.

4. Граничные условия на фронтальной поверхности ТЗП:

-4 (Т ^^ ^ (т)-^ (Т), дх

ЯЬ (Т) = *! (Т)ао [Т (Хо,т)4 -Тг(т)4],

Т ^ (тт1п, Ттах ] .

5. Граничные условия на тыльной поверхности:

-4 (Т )дТы (ХЫ ,Т = Яа(Т) + Ы,

дх

Яа(Т) = ат (Т)[Ты (Хы,Т-Тг (т)], Чыт (Т) = % (Т )к \_Ты (Хы ,т)4 - ТГ (т)4], т( Тт 1п, Ттах ] .

6. Система уравнений переноса излучения:

^^ = 6 [ (Т) + ^ (Т)] ]+ (х) - и+ (х)] + 31№ (х) + и- (х)] + ах 2

+ 6кг (Т)пг (Т)2 а0Т (х, т)4, хе(Хм, X), I = =; ^^ = - [ (Т) + аг (Т)] и- (х) +1 \_и+ (х) + и- (х)] + + 2кг. (Т)п (Т)2 а,Т(х,т)4, хе(Хм,X), I = 1;

6[к (Т) + (Т)]-(х) + и-(х)]-^[и,+ (х) + и-(х)]-- 6к| (Т)п (Т)2 аоТ(х,т)4, хе(Хм, Хг), I = 1;

=- [к (Т)+^ (Т)] и- (х)+и (х)+и- (х)]+

где

+ 2кг (ГЦ (T)2 аоГ(х,г)4, хе(Хм, Xt), i = 1,N,

1 о

U+ (х) = 2njI (х, ¡л) dj; U- (х) = 2nj I (х, ¡л) dj;

о -1

1 о

Fi + (х) = 2njI (х, ju) judju; Fi- (х) = 2nj I (х, ju) judju;

о -1

U (х) = U+ (x) + U- (х); F (x) = F + (X) + F- (X),

хе(Хм,X), 1 = 1, N.

7. Условия баланса энергии на границах непрозрачных слоев:

.1 (Т )дТ (Х ,т) = . (Т )дТ+1(х ,т) , = 1 N 1 т -I

Л(Т)-^-= .+1(Т)-г-, г =1, N -1 т ^т^Тах1.

дх дх

8. Условия баланса энергии на границах частично прозрачного и непрозрачного слоев (рис. 2):

-1-1 (т = -. +^ (Х- ) ,

дх дх

i = 1 N-1 те (т ■ т 1 •

V min > max J >

-Л(т )dT(XT+F (X ) = -Л+, (T

дх дх

i= ^ N - 1, т е (Tmin , Tmax ]•

Рис. 2. Условия баланса энергии на границах частично прозрачного и непрозрачного слоев

9. Граничные условия на стыке частично прозрачного и непрозрачного слоев для уравнения переноса излучения в материале:

и+ (Хг_1,т)-Г-1 (Т)и; (Хм,т) = 2[1 -Г-1 (Т)]щ (Т)2 а,Т (Х-1,т)4, г = 1 N -1, те(тш1п,ттах ];

(X -1,т)- 2 г-1 (Т )и- (X, -1,т) = [1 - г-1 (Т)]щ (Т )2 ОоТ (X-1, т)4,

I = 1, N - 1, те(тт1п,ттах] ;

и- (X, т) - г+1 (Т) и+ (X, т) = 2 [1 - г+1 (Т)] щ (Т)2 оТ (X, т)4,

I = 1, N - 1, те(тт1п,ттах];

Г- (X, т)+2г+1 (Т) и+ (X, т) = - [1 - г+1 (Т)] щ (Т)2 ОоТ (X, т)4,

7 = 1, N - 1, те(тт,п,ттах ],

где С — объемная теплоемкость материала; г — номер слоя; Т — температура, К; х — пространственная координата, м; т — время, с; X — теплопроводность материала, Вт/(м • К); к — коэффициент поглощения излучения, 1/м; п — показатель преломления излучения; и +, и- — плотности энергии излучения в положительном и отрица-

тельном направлениях, Вт/м2; F +, F- — плотности потока энергии излучения в положительном и отрицательном направлениях, Вт/м2; g0 — постоянная Стефана — Больцмана; Xi — координата границы i-го и ( i + 1)-го слоев, м; qw — внешний конвективный тепловой поток, подводимый к поверхности элемента ТЗП, Вт/м2; s — степень черноты материала; а/ — коэффициент теплоотдачи, Вт/(м2-К); r — отражательная способность; g — коэффициент рассеяния излучения, 1/м; j = cos ф (ф — угол между направлением распространения излучения и осью х).

Результаты моделирования. В качестве объекта исследования был выбран типовой элемент ТЗП перспективного МКА (рис. 3). Теплофизические и оптические свойства материалов указаны в работах [2, 3]. Считалось, что на тыльной стороне элемента ТЗП имеет место естественная конвекция с коэффициентом теплоотдачи 10 Вт/(м2 ■ К) и радиационный теплообмен с окружающей средой при температуре 300 К. Степень черноты алюминиевого сплава принималась равной 0,5. На фронтальной поверхности элемента ТЗП задавался конвективный тепловой поток (рис. 4). Также учитывался радиационный сброс энергии с фронтальной поверхности в окружающее пространство с температурой 300 К.

Рис. 3. Схема типового элемента ТЗП:

1 — эрозионно-стойкое покрытие; 2 — теплоизоляционный материал 8аГШ; 3 — переходный слой из материала Кошех; 4 — силовая конструкция из алюминиевого сплава

Результаты математического моделирования процесса теплопе-реноса показывают (рис. 5), что использование модели эффективной теплопроводности приводит к завышению значений температуры по

сравнению с моделью РКТ до 78 К. Различие температур по толщине типового элемента ТЗП показано на рис. 6. Видно, что на стыке эрозионно-стойкого покрытия и изоляционного материала Saffil различие в значениях температур практически отсутствует (кривые 1 и 2 на рисунке практически совпадают). При этом в середине слоя теплоизоляционного материала оно достигает значений почти

70 К.

m 2.5

»г>

О 2 ^ 1.5 1

0.5

0 250 500 750 1000 1250 1500 1750 2000 т, с

Рис. 4. Изменение теплового потока на фронтальной поверхности элемента ТЗП

Рис. 5. Результаты математического моделирования процесса тепло-переноса в элементе ТЗП:

1, 3, 5 — температура материала Saffil для координат х = 0, 30 и 60 мм соответственно, модель эффективной теплопроводности; 2, 4, 6 — то же, модель РКТ; 7 — температура тыльной поверхности, модель эффективной теплопроводности; 8 — то же, модель РКТ

^ 80 t-Г 70 <60 50 40 30 20 10 0 -10

S ~~ ~ ~~

/ / N ч

! 1 \ Л. .

/ /

/ 1 У ____ \

/ * ' * \ V

/ * ' Г* ■*■""

^ —

1 2

3

4

0

500

1000

1500

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2000

т. с

Рис. 6. Различие значений температур для моделей эффективной теплопроводности и РКТ:

1, 2, 3 — в материале БаШ! для координат х = 0, 30 и 60 мм соответственно; 4 — на тыльной поверхности элемента ТЗП

Расхождение значений температуры тыльной поверхности при использовании двух различных моделей теплопереноса в элементе ТЗП составляет 21 К. Таким образом, применение при тепловом проектировании модели эффективной теплопроводности будет приводить к завышению необходимой толщины теплоизоляционного материала. Для количественной оценки этого завышения была решена задача оптимального теплового проектирования элемента ТЗП. При этом на основе аппарата обратных задач теплообмена [6] определялась минимально допустимая толщина слоя волокнистого теплоизоляционного материала при ограничении температуры внутренней поверхности элемента ТЗП в 430 К. Обратная задача теплообмена решалась с помощью генетического алгоритма [7].

500 400 300 200 100

0 500 1000 1500 2000 т, с

Рис. 7. Зависимость температуры тыльной поверхности от времени для двух конфигураций элемента ТЗП:

1 — модель эффективной теплопроводности (толщина слоя БайИ 58,7 мм); 2 — модель РКТ (толщина слоя Бай!!! 51,2 мм)

Для модели эффективной теплопроводности была получена минимально необходимая толщина слоя материала Saffil, равная 58,7 мм, в то же время использование модели РКТ позволяет сократить ее до 51,2 мм. На рис. 7 представлена зависимость температуры тыльной поверхности от времени для этих конфигураций элемента ТЗП.

Таким образом, применение математической модели РКТ позволяет уменьшить необходимую толщину теплоизоляционного материала на 7,5 мм, что приводит к снижению удельного веса волокнистого материала в элементе ТЗП на 12,8 %. Учитывая тот факт, что площадь поверхности многоразовых космических аппаратов, покрываемая элементами ТЗП, обычно составляет сотни квадратных метров, такой подход к тепловому проектированию может существенно снизить суммарную массу ТЗП аппарата.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Glass D.E. Ceramic matrix composite thermal protection system and hot structures for hypersonic vehicles // AIAA Paper. - 2008. - N 2682. - 36 p.

2. Parametric weight comparison of advanced metallic, ceramic tile and ceramic blanket thermal protection systems / D. Myers et al. // NASA, Langley Research Center. - 2000. - N 21018. - 49 p.

3.Daryabeigi K. Heat transfer modeling and validation for optically thick alumina fibrous insulation // Proc. 30th Int. Thermal Conductivity Conf. (Pittsburgh, PA, USA, Aug. 29 - Sept. 2, 2009). - 12 p.

4. Михалев А.М., Просунцов П.В., Резник С.В. Математико-алгорит-мическое и программное обеспечение исследования процессов радиаци-онно-кондуктивного теплообмена в частично прозрачных материалах // Передовые термические технологии и материалы: Матер. 1-го Междунар. симп. (Кацивели, Крым, Украина, 22-26 сент. 1997 г.). - М., 1999. -Ч.2.- С. 40-49.

5. Суржиков С.Т. Тепловое излучение газов и плазмы. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2004. - 544 с.

6. Основы идентификации и проектирования тепловых процессов и систем / О.М. Алифанов и др. - М.: Логос, 2001. - 400 с.

7. Parallel PIKAIA homepage: http://whitedwarf.org/parallel/

Статья поступила в редакцию 19.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.