Научная статья на тему 'Применение методов управления качеством жизни населения в Псковской области'

Применение методов управления качеством жизни населения в Псковской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
217
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михеев Андрей Сергеевич, Андреев Владимир Николаевич

В статье рассматриваются различные подходы к выделению методов управления качеством жизни населения. Предлагается авторский вариант классификации методов управления качеством жизни населения в регионе. Анализируется практика применения различных методов управления качеством жизни населения в Псковской областиV

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

arious approaches to the quality of life of population management methods arc studied in the article. Methods' classification of the quality of life of population in the region is presented by the authors. Application of quality of life of population management methods in the Pskov region is analyzed in the article

Текст научной работы на тему «Применение методов управления качеством жизни населения в Псковской области»

личных сферах деятельности), осуществить меры по поддержке малого и среднего бизнеса (обеспечить доступ к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования, налоговая и законодательная политика с целью недопущения ухода малого предпринимательства "в тень", формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность к ресурсам, необходимым для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержка в продвижении местных товаропроизводителей) и развитию инвестиционной и инновационной составляющей региона (повышение общей инвестиционной привлекательности края, законодательная поддержка и обеспечение инвестиционной деятельности, разработка и реализация проектов по конкретным направлениям, развитие механизмов финансирования существенных проектов).

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы в отношении путей и направлений развития экономики Пермского края. Прежде всего, необходимо сосредоточить максимум усилий на реализации стратегии экономического развития Пермского края [7]. Для этого необходимо решение следующих задач.

Во-первых, формирование конкурентных отношений, формирование инвестиционно-привлекательной среды с целью привлечения инвестиций, оптимизация системы управления инфраструктурой.

Во-вторых, повышение эффективности расходования бюджетных средств, обоснованности принимаемых бюджетных решений, повышение прозрачности предоставления информации о финансах.

В-третьих, сочетание социального инвестирования и адресной социальной поддержки, привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, оптимизация бюджетной сети и повышение качества социальных услуг.

И, наконец, в-четвертых, содействие комплексному развитию края, внедрение эффективных систем организации финансирования значимых объектов.

Результатом предпринятых мер должно стать оптимизация функционирования различных сфер экономической деятельности; формирование гармоничной и согласованной экономики; недопущение снижения уровня жизни, занятости, производительности; использование потенциальных возможностей края с целью обеспечения процветания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобылев С.Н., Гирусов Э.В., Перелет Р. А.

Экономика устойчивого развития. Учебное пособие. Изд-во Ступени, Москва, 2004.

2. Левашов В.К. Глобализация и устойчивое развитие //"Устойчивое развитие. Наука и Практика".

3. Официальный сайт ООН, Отдел по устойчивому развитию, http://www.un.org/russian/esa/sustainable.

4. Наше общее будущее. Пер. с англ. / Под ред.

Е. Евтеева, Р. Перелет. М., Прогресс, 1989.

5. Указ Президента РФ "О концепции переходы Российской Федерации к устойчивому развитию" от 1 апреля 1996 года № 440.

6. Пермский региональный сервер, www.perm.ru.

7. Закон Пермского края "О Программе социально-экономического развития Пермского края на 2009-2012 годы и на период до 2017 года" .

УДК 332.1

Михеев А.С., Андреев В.Н.

применение методов управления качеством жизни населения в псковской области

Современная практика управления качеством жизни населения в регионах характеризуется рядом проблем, среди которых можно выделить: низкое качество жизни населения во многих регионах России, неэффективный процесс управления качеством жизни населения в регионах, а также не-

достаточное методическое обеспечение процесса управления качеством жизни населения регионов. Во многом, неэффективность управления качеством жизни населения регионов объясняется фрагментарностью методического инструментария по выбору соответствующих методов управления.

Несмотря на актуальность и востребованность в современных условиях, вопросы применения методов управления качеством жизни населения региона недостаточно изучены в научном плане. При этом многими учеными обозначаются перспективные направления исследований в данной сфере. Так, член-корреспондент РАН В.В. Окре-пилов выделяет целый ряд таких направлений, как совершенствование методов регионального стратегического планирования; разработка программ инновационного развития регионов; внедрение современных методов управления качеством жизни в регионах и др. [1]. Однако, проведенный нами анализ не позволил выявить работы, посвященные анализу практического применения

методов управления качеством жизни населения в целом, и в регионах в частности.

Таким образом, на наш взгляд, перспективным является изучение системы методов управления качеством жизни населения, применимых органами власти на региональном уровне.

Классификация методов управления качеством жизни населения региона

Проведенный нами анализ позволяет определить управление качеством жизни населения региона как вид деятельности различных субъектов, ядром которых являются региональные органы власти, связанный с определением целей и направлений поддержания и повышения уровня обеспеченности населения региона необходимыми

г ■ 1

1 1 г1— 1 1 1 етоды исследования системы и процесса управления качеством жизни населения региона (создают основу для управления) 1 1 —1— 1 1

1 1

1 1 1 !

1 Общенаучные Специальные 1

1 Анализа и синтеза Математические 1

1 1 Индукции и дедукции Статистические 1 1

1 1 Сравнения и интуиции Социологические 1 1

1 другие другие 1

1 1

1

г4* 2 Методы управления качеством жизни населения региона

1

+ 1

1 1 1 1 Общие (учитывают специфику регионального уровня управления) Специфические (учитывают специфику объекта управления) 1 1 1 1

1 Правовые методы Методы планирования качества 1

1 Экономические методы Методы измерения качества 1

1 1 Административные методы Методы анализа и оценки качества 1 1

1 Социально-психологические Методы регулирования качества 1

1 Методы контроля качества 1

1 1

1

1 1 Экспертные Нормативно-целевые 1 1

1 Фактографические Прямого регулирования 1

1 Описательные Программно-целевые 1

1 1 1 1 Методы разработки региональной политики Методы реализации региональной политики 1 1 1 1

4- А

1

1 1 1 1 1 3 Методы проведения региональной политики в сфере повышения качества жизни населения (обеспечивают достижение целей управления) 1 1 1 1 1

Рис.1. Система методов управления качеством жизни населения региона

благами и уровня удовлетворенности населения региона жизнью, а также с определением необходимых методов и средств для достижения поставленных целей.

Управление качеством жизни населения региона является частным видом управления. В соответствии с системным подходом к управлению, управляющее воздействие субъекта управления на объект осуществляется с помощью различных методов. При этом, под методом управления, в общем случае, понимают совокупность способов и средств воздействия для достижения определенных целей [8].

Результаты проведенного исследования позволили нам выполнить классификацию методов, применимых региональными органами власти в процессе управления качеством жизни населения региона (см. рис. 1). В соответствии с предлагаемой классификацией и выделенными нами классификационными критериями, все методы можно разделить на три крупных блока: методы исследования системы и процесса управления качеством жизни населения региона; собственно методы управления качеством жизни населения региона; методы проведения региональной политики в сфере повышения качества жизни населения.

1. Методы исследования системы и процесса управления качеством жизни населения региона по применению различными отраслями знаний можно разделить на общенаучные и специальные методы. К общенаучным относят методы сравнения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, интуиции и др. К специальным - методы, применяемые различными научными дисциплинами, как, например, математические, статистические, социологические, и другие методы.

Данная группа методов достаточно широко рассматривается в работах отечественных авторов. Так, по мнению А.С. Малина и В.И. Мухина, методы исследования систем управления целесообразно делить на две группы: общие и специфические методы. При этом, с точки зрения уровня применения методов, авторы их делят на три подгруппы: методы эмпирического исследования; методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследований; методы теоретического исследования. В группу специфических методов эти авторы включают, например, статистические методы, методы математического моделирования, эвристические методы и др. [4]. По мнению другого известного автора, Э.М. Короткова, методы исследования систем управления целесообразно делить на 3 группы:

формально-логические методы, общенаучные методы (эмпирические и мыслительно-логические) и специфические методы [3].

Применение общенаучных и специальных методов должно способствовать повышению эффективности исследования, анализа, оценки и проектирования процесса и системы управления качеством жизни населения региона.

2. Методы управления качеством жизни населения региона по уровню и способу воздействия можно разделить на общие и специфические. К общим можно отнести методы, используемые в управлении социально-экономическим развитием региона, отражающие специфику регионального уровня управления. К специфическим относятся методы, применяемые при управлении качеством различных объектов, отражающие специфику такого объекта управления, как качество жизни населения.

Различные процессы, протекающие в социально-экономических системах, в первую очередь регулируются так называемыми общими методами управления (методы государственного и муниципального управления, методы управления организацией). Проведенный нами анализ показал, что существует два основных подхода к выделению общих методов управления в зависимости от уровня рассматриваемой системы. В рамках первого подхода в самостоятельную группу выделяются правовые методы управления. Так, в процессе реализации социальных целей развития регионов, по мнению С.В. Кузнецова, можно выделить четыре группы общих методов управления: экономические, организационно-распорядительные (административные), правовые и социально-психологические методы [10, с. 295-296]. Второй подход характеризуется включением правовых методов в группу организационных методов. Например, по мнению В.Н. Парахиной и Г.Я. Гольдштейна, для муниципального управления и менеджмента достаточно применения трех групп методов: экономических, организационных, социально-психологических [5, 2].

На наш взгляд, в рамках регионального управления качеством жизни населения целесообразно применять все группы общих методов управления (правовые, административные, экономические, социально-психологические). При этом, на современном этапе особое внимание следует уделять социально-психологическим методам управления, поскольку они призваны активизировать население в качестве субъекта управления качеством жизни.

Специфические методы управления качеством широко применяются в отношении таких объектов как товары, услуги, проекты и др. В целом, их можно разделить на несколько подгрупп, в зависимости от стадии процесса управления качеством: методы планирования показателей качества, методы измерения и определения показателей качества, методы анализа и оценки качества, методы регулирования качества, методы контроля качества. Основу этих методов составляют экспертные и статистические методы, такие как составление причинно-следственных диаграмм качества, построение диаграмм Парето, построение контрольных карт и т. д.

Как показали результаты проведенного нами анализа, данная группа методов почти не применяется в масштабах региона в отношении такого сложного объекта как качество жизни населения. На наш взгляд, при разработке методического инструментария по вопросам практического применения различных методов управления, особое внимание следует уделить именно этой группе методов, поскольку их применение в региональном управлении качеством жизни населения позволило бы повысить эффективность планирования, анализа, оценки, контроля качества жизни населения региона.

3. В третий блок мы включили методы, обеспечивающие достижение целей управления качеством жизни населения региона, в связи с чем, в эту группу нами были включены методы региональной социально-экономической политики, которые можно разделить на методы разработки региональной политики и методы реализации региональной политики.

Понятия "управление" и "политика" тесно связаны между собой - чаще всего политику оценивают как часть общего процесса управления развитием территории, общества. При этом, реализация региональной политики направлена на достижение общих целей управления социально-экономическим развитием региона. Таким образом, главная цель управления качеством жизни населения региона, а именно, повышение качества жизни населения, реализуется в том числе, с помощью методов региональной политики [10]. Кроме того, качество жизни является интегральным показателем эффективности региональной социально-экономической политики, в связи с чем включение методов региональной политики в систему методов управления качеством жизни населения региона нам кажется обоснованным и целесообразным.

В процессе разработки региональной социально-экономической политики используются три группы методов: описательные методы; фактографические методы; методы экспертных оценок. На этапе реализации региональной социально-экономической политики чаще всего применяются программно-целевые методы, нормативно-целевые методы, методы прямого регулирования [7].

Таким образом, применение всей совокупности методов в рамках соответствующих функций процесса управления качеством жизни населения региона позволит обеспечить комплексный подход к выбору целевых ориентиров, сроков и механизмов реализации целей в данной сфере. В тоже время, применение всего спектра методов должно исходить из конкретной специфики соответствующего региона, из актуальности и ограничений применения того или иного метода. При этом, на современном этапе особый акцент следует делать на практическом применении в регионах при управлении качеством жизни населения методов исследования системы управления, а также общих и специфических методов управления, поскольку их качественное использование будет создавать основу для эффективной реализации методов региональной политики.

Анализ практики применения методов управления качеством жизни населения в Псковской области

Практика применения методов управления качеством жизни населения в регионах является ограниченной. В частности, анализ управления качеством жизни населения в Псковской области показывает, что на данном этапе развития отсутствует комплексный подход к выбору методов. При этом преимущественно используются общие методы управления и методы реализации региональной политики в сфере повышения качества жизни населения. Результаты анализа представлены в табл. 1.

Проанализируем более подробно применение в Псковской области рассмотренных ранее групп методов управления качеством жизни населения региона (см. рис. 1).

Анализ показывает, что методы исследования системы и процесса управления качеством жизни населения в Псковской области применяются недостаточно. Во многом это связано с тем, что в регионе на момент анализа не реализовывалась функция по комплексному исследованию качества жизни населения. В этой связи, данная группа методов, в основном, представлена индуктивным методом, а также статистическими и социологическими методами.

Таблица 1

Применение методов управления качеством жизни населения в Псковской области

Методы Применение методов

управления да Частично нет

I. Методы исследования системы и процесса управления качеством жизни населения области: +

1.1. Общенаучные методы +

1.1.1. Анализа и синтеза +

1.1.2. Индукции и дедукции +

1.1.3. Сравнения и интуиции +

1.2. Специальные методы +

1.2.1. Математические +

1.2.2. Статистические +

1.2.3. Социологические +

II. Методы управления качеством жизни населения области +

2.1. Общие методы +

2.1.1. Правовые +

2.1.2. Административные +

2.1.3. Экономические +

2.1.4. Социально-психологические +

2.2. Специфические методы +

2.2.1. Методы планирования качества +

2.2.2. Методы измерения качества +

2.2.3. Методы анализа и оценки качества +

2.2.4. Методы регулирования качества +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.2.5. Методы контроля качества +

III. Методы разработки и реализации политики в сфере повышения качества жизни населения области: +

4.1. Методы разработки политики +

4.1.1. Описательные методы +

4.1.2. Фактографические методы +

4.1.3. Экспертные методы +

4.2. Методы реализации политики +

4.2.1. Программно-целевые методы +

4.2.2. Нормативно-целевые методы +

4.2.3. Методы прямого регулирования +

Источник: разработка авторов

Индуктивный метод характеризуется отсутствием изначальной концепции. Только по мере накопления фактов, из них делаются теоретические выводы [9, с. 189]. Такой процесс присущ и для Псковской области, в которой областная Программа экономического и социального развития начала реализовываться только в 2006 г., т.е. до этого времени, по сути, шел процесс обобщения фактов, информации, проблем и т.д. Это свидетельствует о том, что в области не осуществлялся процесс комплексного планомерного развития социально-экономической сферы, в т.ч. в области повышения качества жизни населения.

Статистические методы в управлении качеством жизни населения региона связаны со сбором и обработкой соответствующей информации. Но, в Псковской области отсутствует точная система показателей, характеризующих качество жизни населения и его составляющие (в отличие, например, от г. Санкт-Петербурга, где разработаны "стандарты проживания"). Это затрудняет процесс анализа качества жизни населения, что, в свою очередь, приводит к принятию неэффективных решений органами регионального управления.

В последнее время достаточно широко в Псковской области применяются социологичес-

4-

кие методы, что во многом связано с проведением на территории региона различного рода социологических исследований. Ключевую роль в реализации этой функции играет Институт регионального развития - государственная проектно-исследовательская организация, созданная с целью системного изучения Псковской области. Так, данный институт периодически проводит опросы населения по поводу социального самочувствия, по вопросам оценки социально-экономической ситуации в регионе и др. Например, в 2008 году проводился опрос населения, в ходе которого задавался вопрос: "Как бы вы оценили социально-экономическую ситуацию в России и Псковской области". Результаты ответов респондентов представлены в табл. 2.

Данные, представленные в таблице позволяют сделать вывод, что за период с мая по ноябрь 2008 год достаточно резко сократилось число людей, оценивающих социально-экономическую ситуацию как благоприятную (почти на 10% при оценке ситуации в стране в целом, и на 8% при оценке ситуации в области). Как следствие, увеличилось число респондентов, оценивающих существующую социально-экономическую ситуацию как кризисную.

Проблемой применения социологических методов является то, что результаты опросов и анкетирований часто не учитываются при принятии решений органами государственной власти области.

Применение второго блока методов (общих и специфических) также, в условиях Псковской области является недостаточным. В регионе отсутствуют документы, законодательно определяющие понятия "качество жизни населения", "управление качеством жизни населения" и др. Во многом, это связано с незавершенностью федерального законодательства в данной сфере. Существующие нормативно-правовые акты напрямую не связаны с управлением качеством жизни населения, они рассматривают его как составную часть общего процесса управления социально-экономическим развитием территорий, что в современных условиях является недостаточным.

Применение административных методов управления качеством жизни населения связано с деятельностью организационных структур исполнительной власти области, в первую очередь Администрации Псковской области. В связи с реструктуризацией органов власти области в 2009 году, анализ проводился в отношении структурных подразделений Администрации по состоянию на 01.01.2009 г. Результаты исследования показывают, что на момент анализа в области не реализо-вывалась функция по комплексному управлению качеством жизни населения. При этом отдельные структурные подразделения были призваны реализовать лишь некоторые задачи в данной сфере (см. табл. 3).

Таблица 2

Распределение ответов респондентов

Варианты ответа % ответивших

В России В Псковской области

Май 2008 Ноябрь 2008 Май 2008 Ноябрь 2008

Благоприятная 27,0 9,7 12,4 4,2

Терпимая 52,8 52,7 53,7 53,9

Кризисная 16,1 30,7 28,8 34,9

Затруднились ответить 4,1 6,9 5,1 7,0

Итого: 100 100 100 100

Источник: www.regdevelopment.ru

Таблица 3

Основные задачи деятельности органов управления в социальной сфере Псковской области (на 01.01.2009)

№ п/п Структурное подразделение Администрации Псковской области Основные задачи деятельности

1. Главное государственное управление социального развития - разработка и реализация государственной политики в сфере социального развития и труда - управление государственной системой социальных служб, организация работы государственных учреждений социального обслуживания.

Окончание табл. 3

№ п/п Структурное подразделение Администрации Псковской области Основные задачи деятельности

2. Государственный комитет по здравоохранению и фармации - разработка и реализация программ по развитию здравоохранения - обеспечение реализации государственной политики в сфере здравоохранения и фармации.

3. Государственное управление образования - разработка и реализация государственной политики в сфере образования при сохранении единого образовательного пространства РФ

4. Государственный комитет по молодежной политике и спорту - разработка и реализация комплексной государственной молодежной политики и политики в области физической культуры и спорта, направленной на формирование здорового образа жизни, гармоничное развитие личности

5. Государственный комитет по культуре и туризму - обеспечение реализации конституционных прав граждан в области культуры и туризма

Источник: составлено авторами по материалам сайта www.pskov.ru.

Таким образом, применение административных методов управления качеством жизни населения в Псковской области, в основном, направлено на осуществление мер по реализации федеральной политики на территории области в отраслях социальной сферы.

Применение экономических методов, в общем случае, направлено на стимулирование деятельности негосударственных субъектов управления качеством жизни населения. Так, например, в 2008 году в области был принят закон о снижении налоговой ставки по упрощенной системе налогообложения с 15% до 5% для субъектов малого предпринимательства. Это должно позволить им направлять высвободившиеся средства на собственное развитие, на улучшение положения сотрудников данных предприятий и другие цели. Проблема применения экономических методов связана с тем, что в современных условиях присутствует низкая социальная ответственность бизнеса, в связи с чем создаваемые благоприятные экономические условия не всегда используются на благо работников и населения в целом.

Социально-психологические методы управления качеством жизни населения региона ставят своей целью активизацию населения как субъекта управления качеством жизни. Данная группа методов в условиях Псковской области практически не применяется. Во многом это связано с низким уровнем жизни населения области, поскольку низкая степень удовлетворения первичных потребностей людей тормозит реализацию вторичных, высших потребностей. Так, Псковская область занимает последнее место среди регионов СЗФО

по показателям среднедушевых денежных населения, уровню начисленной заработной платы работников организаций, размеру назначенных месячных пенсий [6].

Анализ применения различных методов показал, что на уровне области специфические методы управления качеством практически не применяются в отношении качества жизни населения региона. Специфические методы управления качеством применяются преимущественно коммерческими организациями области в отношении производимой ими продукции или оказываемыми услугами. На наш взгляд применение региональными органами власти данной группы методов затруднено по причине отсутствия системы управления качеством жизни населения в области

Методы разработки и реализации политики в сфере повышения качества жизни населения представлены преимущественно в Псковской области экспертным и программно-целевым методом. Экспертные методы могут применяться как на этапе разработки, так и на этапе реализации региональной политики. В основном они реализуются посредством создания и функционирования многосторонних комиссий, создаваемых при Администрации области, и включающих представителей структурных подразделений Администрации, учреждений социальной сферы, предпринимательства, общественных организаций области. Проблемой применения экспертных методов является то, что предложения, вносимые различными комиссиями, чаще всего носят рекомендательный характер, в связи с чем не являются обязательными к исполнению органами власти области.

Таблица 4

Программные документы Псковской области в сфере повышения качества жизни населения

№ п/п Наименование программы Срок реализации Главная цель программы

1. Программа экономического и социального развития Псковской области 2006-2010 Формирование благоприятного социального климата для деятельности и здорового образа жизни населения

2. Концепция развития социальной сферы Псковской области 2004-2008 Последовательное повышение благосостояния граждан Снижение социального неравенства Обеспечение всеобщей доступности социальных основных услуг

3. ОЦП "Повышение безопасности дорожного движения в Псковской области" 2006-2012 Обеспечение охраны жизни, здоровья граждан и их имущества, гарантий их законных прав на безопасные условия движения по дорогам, улицам городов и населенных пунктов области

4. ОЦП "Здоровый ребенок" 2006-2010 Развитие материально-технической базы учреждений родовспоможения и детства путем оснащения лечебно-профилактических учреждений области современной лечебно-диагностической аппаратурой

5. ОЦП "Обеспечение населения Псковской области питьевой водой" 2005-2010 Повышение эффективности и надежности функционирования централизованных систем водоснабжения и систем водоотведения городов и населенных пунктов. Улучшение качества услуг по водоснабжению и водоотведению.

6. ОЦП "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Псковской области" 2004-2010 Обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания

7. ОЦП "Социальная поддержка инвалидов и граждан пожилого возраста в Псковской области" 2006-2008 Увеличение количества инвалидов, ежегодно возвращающихся к трудовой, общественной и бытовой деятельности Улучшение качества жизни инвалидов и граждан пожилого возраста

8. ОЦП "Комплексная программа профилактики правонарушений на территории Псковской области" 2006-2008 Обеспечение безопасности граждан на территории Псковской области

9. ОЦП "Газификация Псковской области" Повышение уровня коммунального и социального обустройства муниципальных образований области, сокращение бюджетных финансовых затрат на теплоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы, оздоровление окружающей среды.

Источник: составлено авторами по материалам сайта www.pskov.ru.

В условиях Псковской области основным методом управления качеством жизни населения является программно-целевой метод, сущность которого состоит в разработке и реализации региональных и муниципальных программных документов (преимущественно целевые отраслевые программы). В табл. 4 представлены цели основных программных документов, реализуемых

на территории Псковской области, тем или иным образом влияющих на качество жизни населения региона.

Анализ табл. 4 показывает, что на данный момент в Псковской области отсутствует программный документ, направленный на комплексное повышение качества жизни населения области. При этом, даже в среднесрочной программе разви-

тия области отсутствует цель повышения качества жизни населения, при этом в ней говорится лишь о формировании условий для здорового образа жизни населения.

Отдельные целевые программы, реализуемые в социальной сфере области направлены на повышение качества жизни населения в двух аспектах:

1. повышение качества жизни отдельных групп населения (дети, трудоспособные, пенсионеры);

2. повышение уровня обеспеченности населения благами и услугами по отдельным отраслям социальной сферы (ЖКХ, безопасность и др.).

Таким образом, проведенный анализ практики применения методов управления качеством жизни населения в Псковской области позволяет сделать следующие выводы:

- применение общенаучных и специальных методов в Псковской области затрудняется отсутствием соответствующих функций у субъектов процесса управления качеством жизни населения;

- общие методы управления качеством жизни населения области применяются недостаточно по причинам незавершенности законодательства в

данной сфере; отсутствия функций по комплексному управлению качеством жизни населения у структурных подразделений Администрации области; низкой социальной активности бизнеса и населения;

- специфические методы управления качеством жизни населения практически не применяются в Псковской области по причине отсутствия единой системы управления качеством в регионе;

- применение методов разработки и реализации региональной политики в сфере повышения качества жизни населения области во многом ограничено по причине неэффективности функционирования различного рода экспертных комиссий и непроработанности региональных плановых документов.

На наш взгляд, для решения данных проблем, необходимо проведение соответствующих научно-практических исследований, направленных на разработку инструментария применения региональными органами власти методов управления качеством жизни населения, показывающих актуальность и сферу применения того или иного метода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выбор стратегических приоритетов регионального развития: новые теоретико-методические подходы / Под общ. ред. В.В. Окрепилова. СПб.: Наука, 2008. 240 с.

2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

3. Исследование систем управления. Учеб. пособие / Под ред. д.э.н., проф. Э.М. Короткова. М.: ИНФРА-М, 2003. 176 с.

4. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления: учебник для вузов. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 400 с.

5. Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. М.: Кнорус, 2007. 496 с.

6. Ревайкин А.С. Анализ межрегиональной дифференциации, различий денежных доходов, уровня

бедности населения и бюджетной обеспеченности регионов СЗФО / Экономика Северо-запада: проблемы и перспективы развития. № 3 (37). 2008. С. 23-28.

7. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности (учебно-методическое пособие) / Авт. колл. под рук. д.т.н., проф. Вертешева С.М.; д.э.н., проф. Рохчина В.Е. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2003. 320 с.

8. Словарь по экономике и финансам // sary.ru.

9. Стратегические приоритеты социального развития регионов: проблемы формирования и выбора / Под ред. С.В. Кузнецова. ИПРЭ РАН. СПб.: ГУАП, 2008. 290 с.

10. Управление социальной сферой региона. Колл. монография / Под науч. ред. С.В. Кузнецова и Е.Г. Слуцкого. СПб.: ГУАП, 2007. 380 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.