Научная статья на тему 'Управление качеством в процессе пространственного инновационного развития'

Управление качеством в процессе пространственного инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИИ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окрепилов Владимир Валентинович

Пространственное развитие рассматривает регион с системных позиций, как единый комплекс, обладающий определенным промышленным, образовательным, научным потенциалом, различными ресурсами. Такое развитие территорий обязательно должно учитывать проблемы обеспечения качества и управления этими процессами на всех иерархических уровнях. В статье описывается многоуровневая система управления качеством пространственного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Окрепилов Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial development examines the region from the system point of view, as a single complex, with a certain industrial, educational, research potential and various resources. This development areas must consider the issues of quality assurance and management processes at all levels. This article describes a multi-level system of quality management of spatial development.

Текст научной работы на тему «Управление качеством в процессе пространственного инновационного развития»

(^я^шиьлоЛ Ш^силештьилю&и/г

^праЛлемме шх/шупьёож 4 гфощессе гь^юапг^шшупъёемшго

Пространственное развитие рассматривает регион с системных позиций, как единый комплекс, обладающий определенным промышленным, образовательным, научным потенциалом, различными ресурсами. Такое развитие территорий обязательно должно учитывать проблемы обеспечения качества и управления этими процессами на всех иерархических уровнях. В статье описывается многоуровневая система управления качеством пространственного развития.

Пространственное развитие, методы управления развитием территории, система управления качеством.

оциально-экономическое развитие нашей страны в настоящее время пере-Ш ■ ходит на новый этап, характеризующийся возросшим интересом к осмысле-я нию пространственного развития как фундаментального явления, опреде-

I / ляющего всю жизнедеятельность человека. Тому есть несколько причин. \У Во-первых, в условиях постиндустриального общества ведущую роль иг-

рают наука и образование, а пространство становится информационным с единой мировой системой коммуникаций.

Во-вторых, идет общемировой процесс глобализации. И Россия является одной из самых значительных частей мирового пространства - и географически, и политически, и экономически. По сути дела, для нашей страны пространство становится особым видом ресурса.

В-третьих, стоящие перед нашей страной задачи социально-экономического развития на основе модернизации и инноваций заставляют уделить особое внимание проблемам пространственного развития, выработке стратегического курса на поиск и учет преимуществ разнообразных территорий России.

Однако в современной экономике России - сырьевой, экспортно-ориентированной - только немногие территории, на которых ведется добыча сырья, становятся центрами сосредоточения финансов, людских и материальных ресурсов. Остальным же регионам грозит опасность превращения в «экономическую пустыню», поскольку в такой экономике даже крупные инфраструктурные проекты носят транзитный характер и не способствуют развитию данной территории.

Нам необходима новая организация пространства и новые методы управления развитием территорий. Но специфической чертой нашей страны является огромное разнообразие климатических и экономико-хозяйственных условий. Регионы России существенно отличаются друг от друга по размерам, численности населения, уровню развития промышленности, науки, образования, природным ресурсам, уровню жизни. Это приводит к существенным различиям в потенциальных возможностях проведения экономической и социальной политики.

Сегодня в России назрела необходимость применить теорию и практику пространственного развития, которые уже доказали свою эффективность во многих странах мира. Пространственное развитие рассматривает регион с системных позиций, как единый комплекс, обладающий определенными промышленным, образовательным, научным потенциалом, различными ресурсами. Это позволяет выявить закономерности развития, связи между находящимися в нем объектами, возможные последствия принятия решений и т.д.

Второй существенный момент - политика пространственного развития направлена на повышение качества территорий, что не может не способствовать повышению качества жизни, т.е. решению одной из важнейших задач нашего времени. Иными словами, нам необходимо

перейти на управление развитием территорий с позиций качества. Это поможет избежать неверных решений местных властей при выборе направлений развития региона, его роли в общем экономическом развитии. Подобно тому как высокое качество продукции или услуги обеспечивает стабильную работу предприятия, так и высокое качество жизни обеспечивает социальную стабильность, повышение конкурентоспособности страны.

По нашему мнению, пространственное развитие территорий немыслимо без учета проблем обеспечения качества и управления этим процессом на всех иерархических уровнях. Ведь повышение качества является целью и смыслом любого развития.

Имеющиеся теоретические наработки и отдельные примеры практического опыта показывают существенный положительный эффект от управления социально-экономическим развитием через качество. Многофакторность явления качества, его всепроницаемость и связь со всеми составляющими социальной и экономической жизни приводят к необходимости изучения основ науки о качестве и применения ее методов для обеспечения гармоничного пространственного развития. Поэтому в научном плане пространственное развитие по аналогии с проблемой качества требует для своего изучения применения всего арсенала научных дисциплин, конечно, при главенствующей роли экономики.

Повышение качества достигается благодаря использованию изобретений, созданию новой продукции, новых технологий, предложению новых услуг и т.д. В этом и заключается смысл инновации. Однако следует отличать инновацию от новшества. Особенность инновации в том, что она связана с внедрением и позволяет инноватору получить дополнительную ценность. То есть, инновация не является таковой до того момента, пока она успешно не внедрена и не начала приносить пользу.

Иными словами, инновации являются особой формой улучшения и, как правило, представляют собой разовые действия, в отличие от постоянного улучшения. Инновации зарождаются в виде идеи, как правило, в результате фундаментальных исследований, т.е. изучения новых явлений природы, установления неизвестных доселе взаимосвязей и взаимозависимостей (рис. 1).

фундаментальные НИР

Расшярезж

теоретических

знаний- Получение

новых научных

данных о

процессах,

явлениях.

закономерностях,

существующая в

нсслгдугмой

области

Поисковые НИР

Разработка путгйн способов

применения ногых явлений и закономерно сген

Прикладные НИР

Реализация изобретении для создания новых изделий

Академические институты, отраслевые НИИ. университеты

Создана« опшяого

образца и его

испытагиа.

Отработка

конструктор скит, и

технологических

решенвн. Передача

рабочей

доэтыгнташш

мзэду-

нзготсвятедв зля промышленного освоения новой продукции

ОКР

Серийный выпуск

инновационной

продзташ!

ПрОШБОДСТВО

Отраслевые НИИ а КБ

Предприятия

Рис. 1. Путь инновации от идеи до продукции

Затем инновационная идея проходит ряд этапов (стадий) с участием учреждений академической, отраслевой и вузовской науки, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. Завершается путь инновации на производстве.

Таким образом, судьба инновации зависит от большого числа ученых, технологов, производственников, связанных единой идеей и стремящихся получить максимальный положительный эффект. Все участники инновационного процесса распределены в пространстве, которое может не совпадать с границами какой-то территории. Поэтому успех инновационного процесса во многом зависит как от единой системы управления, так и от создания условий, которые позволили бы воплотить существующие в России научные, технологические и технические заделы в продукты и технологии с высокой конкурентоспособностью. Необходимо сформировать отве-

чающую потребностям экономики стратегию развития научно-инновационной сферы, механизмы инвестирования и стимулирования инновационного процесса.

Необходимо подчеркнуть, что значимость инновационного фактора в экономике усиливается в связи с ростом доли наукоемких технологий в экономике и информатизацией общества. Увеличивается доля вклада инноваций не только в экономический рост, но и в необходимые структурные преобразования экономики.

Как известно, инновации могут создаваться и внедряться практически во всех аспектах человеческой жизнедеятельности, в том числе в экономике, в экологии, в социальном развитии. Особое внимание следует уделить инновациям в управлении, конкретным видом которых является внедрение современных методов управления качеством, и в частности, создание систем управления качеством.

Более чем 30-летний положительный опыт внедрения подобных систем на уровне предприятий свидетельствует о большой их эффективности. Результаты многочисленных опросов показывают, что системы способствуют повышению удовлетворенности потребителей, стандартизации (а значит, упорядочению) бизнес-процессов, созданию благоприятных условий для внедрения других систем менеджмента - охраны окружающей среды, охраны здоровья, обеспечения безопасности труда и др.

В результате научных исследований нами было установлено, что методы менеджмента качества, основанные на общих принципах управления, единых требованиях международных стандартов являются универсальным механизмом повышения эффективности деятельности любого объекта управления и упорядочения его деятельности.

Это послужило основанием для распространения систем менеджмента качества на другие, более высокие уровни управления - муниципальный, региональный и даже федеральный (национальный).

Предпосылками для таких действия являются особенности, характерные для современного менеджмента качества:

- универсальность построения, когда единая схема и структура применяется для разных областей жизнедеятельности человека;

- универсальность применения, когда единые методы управления качеством в соответствии с принципом «качество не имеет границ» применяются в любом виде деятельности человечества, для предприятий и организаций любых размеров и любой формы собственности в любой экономической и политической системе, охватывают все экономическое пространство.

Рассмотрим муниципальный уровень государственного управления.

Органы местного самоуправления должны занимать важное место в региональной системе управления качеством. Муниципальное звено управления наиболее близко к населению и бизнес-сообществу. Органы местного самоуправления являются непосредственными участниками процесса стабилизации общества. Их деятельность позволяет развить все достойные инициативы граждан, придав им нужный масштаб, а с другой стороны, пресечь ненужные, зачастую неадекватные начинания. Проводимая на местах работа способствует формированию и сохранению доверия граждан к государственным институтам.

Кроме того, местное самоуправление обладает рядом признаков, которые позволяют рассматривать его как ячейку системы управления качеством. Орган местного самоуправления осуществляет свою деятельность на определенной территории. На этой территории расположены как производители товаров и услуг - сам орган местного самоуправления, предприятия и организации, так и потребители - жители. Иными словами, орган местного самоуправления действует не только на определенной территории, но и в экономическом пространстве. Таким образом, налицо все признаки для построения на этом уровне полноценной системы управления качеством. Причем процесс может быть достаточно простым ввиду немногочисленности участников и малого размера территории, а результаты могут быть получены достаточно быстро, их несложно обработать и интерпретировать.

Первоочередной подготовительной мерой в этом процессе должно стать внедрение системы менеджмента качества в органе местного самоуправления. Эта задача весьма актуальна, Модернизация страны должна начинаться с модернизации системы органов государственной власти.

Однако в настоящее время в состав органов местного самоуправления входит множество структурных подразделений, что усложняет достижение конечных целей их деятельности. Имеет место и банальная неграмотность работников муниципальных органов власти - не все они обладают достаточно высокой квалификацией. Нанять высококвалифицированного сотрудника многие из органов местного самоуправления просто не в силах. Из-за недостатка средств они не могут предложить достойную заработную плату. В результате, допускаются ошибки. Например, в Санкт-Петербурге, по данным самих муниципальных органов, городская Контрольно-счетная палата половину своего времени тратит на разбор финансовой деятельности муниципалитетов, бюджет которых составляет всего лишь 1,5% от бюджета города.

Наличие же системы менеджмента качества позволяет власти на местах осуществлять свою деятельность, направляя ее на удовлетворение нужд и ожиданий граждан. Такая система предусматривает создание организационной структуры наряду с планированием, процессами, ресурсами и документацией, необходимыми для достижения целей в области качества, и обеспечивает непрерывное совершенствование поставляемой продукции и предоставляемых услуг.

В 2005 г. международной группой экспертов, объединенной в Ассоциацию 1WA (International Webmasters Association), был разработан документ IWA 4:2005 «Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001:2000 местными органами власти».

Данное международное соглашение предназначено для помощи органам местного самоуправления в деле внедрения ими системы менеджмента качества, соответствующей стандарту ИСО 9001:2000, не дополняя, не корректируя и не видоизменяя базовый стандарт. Речь идет о своеобразном «переводе» концепций менеджмента качества с технического языка на язык, более понятный лицам, вовлеченным в работу органов местного самоуправления. В конечном итоге, все процессы органов местного самоуправления, вплоть до повседневной деятельности, должны сформировать единую, целостную систему менеджмента качества.

В документе IWA 4 отмечается, что для местных властей особенно актуально требование прозрачности управления и контроля, т.е. открытости и отчетности перед жителями.

Внедрение системы менеджмента качества должно способствовать развитию доверия граждан к органам местного самоуправления, а в дальнейшем и ко всем государственным учреждениям.

Рекомендации, изложенные в IWA 4, носят общий характер и предназначены для применения во всех органах местного самоуправления, вне зависимости от их типа, размера или предоставляемых услуг.

Модель системы управления качеством для органа местного самоуправления, основанная на процессном подходе, представлена на рис. 2.

При внедрении данной системы орган местного самоуправления должен определить процессы, установить их последовательность и взаимодействие, рассчитать необходимые ресурсы, критерии оценки для осуществления процессов и управления ими, проводить мониторинг, измерение и анализ процессов, принимать меры для достижения запланированных результатов и постоянно улучшать процессы.

Процессы органа местного самоуправления представлены на рис. 3.

Системное мышление позволяет руководству органа местного самоуправления выявлять закономерности изменений и связей между ними. Это важно, поскольку работа органов местного самоуправления отличается повышенной сложностью: очевидные на первый взгляд решения могут иметь непредсказуемые последствия. Например, расширение автостоянок, чтобы убрать машины с улиц, вызовет протесты жителей, лишающихся мест отдыха. Кроме того, внедрение системы управления качеством там, где предусмотрена обратная связь, означает изменение представления о сотрудниках органа местного самоуправления, введение солидарной ответственности за все происходящее на территории, где действует такой орган.

Система управления предусматривает и периодическую оценку эффективности процесса управления. ГОСТ Р 52614.4-2007 предлагает методику самооценки качества работы органов местного самоуправления по 39 критериям в четырех основных категориях.

Рис. 3. Типовые процессы системы управления качеством органа местного самоуправления

На региональном уровне (город, область, федеральный округ) круг задач еще более расширяется, а их сложность еще более повышается. Если основной задачей систем менеджмента качества на уровне предприятий является достижение удовлетворенности потребителей, то управление качеством на уровне региона предполагает удовлетворение потребностей всего населения за счет воздействия на весь комплекс социально-экономических факторов. Поэтому региональная система менеджмента качества становится многоуровневой и включает в себя дополнительные составляющие, позволяющие учитывать все потребности и оценивать степень их удовлетворения; отслеживать и своевременно реагировать на изменения в отношениях между государством, бизнесом и обществом.

Учеными и специалистами Центра региональных проблем экономики качества ИПРЭ РАН и ФБУ «Тест - Санкт-Петербург» разработан проект подобной системы для Северо-Западного федерального округа. Многоуровневая система управления качеством является приоритетным флагманским проектом окружного масштаба. Она входит составной частью в Комплексную научно-техническую программу СЗФО РФ до 2030 г.

Существенное расширение круга и сложностей задач, решаемых при управлении качеством на уровне округа, потребовало включения в систему дополнительных элементов. Среди них:

- система целевых показателей;

- научно-технические и социально-экономические программы;

- региональные программы «Качество»;

- мониторинг социально-экономической обстановки;

- организации различного статуса и подчиненности, образующие инфраструктуру многоуровневой системы управления качеством.

Главной целью многоуровневой системы управления качеством является повышение качества жизни населения. В этой связи стоит заметить, что, оценивая качество жизни населения, мы тем самым можем оценить и качество пространства, поскольку, как уже было сказано,

качество жизни и качество пространства взаимосвязаны. Следовательно, механизмы повышения качества жизни населения могут способствовать и повышению качества пространства, а повышение качества есть цель любого развития.

По нашему мнению, такая система может стать организующей основой пространственного развития и решить задачу гармоничного, равномерного развития всей территории округа. Она может быть применена и для контроля этого развития, поскольку процесс управления только тогда по-настоящему эффективен, когда он направлен в первую очередь на предупреждение отклонений и недоработок.

Рассмотрим распределение по территории округа одной группы участников системы, а именно - испытательных лабораторий (ИЛ). В многоуровневой системе управления качеством они выполняют контрольно-измерительные функции, позволяющие установить фактические характеристики продукции. Испытания продукции являются важным инструментом оценки уровня качества и позволяют контролировать выполнение целевых показателей, влияющих на качество жизни. Несомненно, что от возможностей и доступности испытательной базы будет во многом зависеть эффективность действия многоуровневой системы управления качеством.

В ходе работ по проекту многоуровневой системы нами был проведен анализ и определена доля валового регионального продукта, приходящаяся на одну ИЛ (рис. 4). Как видно из графика, нагрузка на испытательные лаборатории по субъектам Федерации различается до пяти раз. Наиболее напряженное положение с обеспечением испытаниями наблюдается в Мурманской, Архангельской и Вологодской областях. По-видимому, необходимо значительно расширить сеть испытательных лабораторий в этих субъектах СЗФО.

Особенностью данной системы является то, что она преодолевает границы, существующие как между разными отраслями промышленности, так и между сферой производства и услуг и органами исполнительной власти. Она объединяет под своим методическим и организационным руководством все существующие органы контроля за качеством. Она не сосредотачивается внутри предприятий и организаций, а выходит за их пределы и включает анализ социально-экономической обстановки, нужд и запросов населения. Это дает возможность получать информацию со всех этапов изготовления и потребления продукции и услуг, что позволяет постоянно совершенствовать и улучшать как качество, так и саму систему благодаря обратной связи, которая имеет особое, исключительно важное значение для целей управления качеством. Ведь качество проявляется прежде всего при потреблении.

СЗФО может стать первым из макрорегионов России, в котором проблема качества решается взаимосвязано, с учетом интересов всех субъектов Федерации, входящих в него.

ЗРГШ1 млрд- рр

25

23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 -

1г¥

23,9

24

22,1

17,4 17.4

14.6

11.5

5.3 '5.3

■£> а.

Р

£

6

э

Е

ю

£

еЕ

'9-

Рис. 4. ВРП, приходящийся на одну испытательную лабораторию

Многоуровневая система управления качеством уже достаточно хорошо описана в литературе, поэтому в данном случае следует подчеркнуть, что ее внедрение в округе будет способ-

ствовать модернизации производства, совершенствованию рыночных механизмов хозяйствования, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона, росту благосостояния населения и улучшению качества жизни (рис. 5).

Виды воздействия Результаты

го

?

ф О

У- т

о 1—

X О

о 0)

СК го ш го

<13 в:

з:

т X

о 0)

О- сц

со

о го

о з: 2 о. с га-

Упорядочение действий

Грамотная организация процессов

Целенаправленная подготовка кадров

Разработка и внедрение документации

Систематическая оценка результатов

Рис. 5. Результаты внедрения многоуровневой системы управления качеством

Рычагами для этого станут:

- возможность упорядочения действий;

- грамотная организация процессов (как ключевых, так и вспомогательных);

- целенаправленная подготовка кадров (обучение, повышение квалификации, четкая система мотивации);

- разработка и внедрение распорядительной, методической и отчетной документации;

- систематическая оценка результатов деятельности и состояния общества.

Такие рычаги возникают в процессе внедрения многоуровневой системы как следствие ряда характерных ее особенностей (табл. 1).

Таблица 1

Воздействие многоуровневой системы управления качеством на процесс развития региона

Способы воздействия Обеспечиваются за счет

Упорядочение действий - наличия головной организации - Центра мониторинга качества, выполняющего функции координатора работ; - единых подходов к решению проблемы качества; - единой законодательной базы.

Грамотная организация процессов (как ключевых, так и вспомогательных) применения методов менеджмента качества, в том числе процессного подхода

Целенаправленная подготовка кадров (обучение, повышение квалификации, четкая система мотивации) возрастания как потребности в специалистах по качеству, так и требований к качеству их подготовки

Разработка и внедрение распорядительной, методический и отчетной документации выполнения требования международных стандартов

Систематическая оценка результатов деятельности и состояния общества проведения мониторинга со ци ал ьно-эко н омической обета но в ки

В соответствии с общей теорией управления многоуровневая система управления качеством имеет «вход» и «выход». «Входом» системы являются нужды и требования населения, удовлетворение которых происходит через функционирование собственно механизма. «Выходом» будет выступать удовлетворенность населения региона, достигнутая посредством реализации соответствующих мероприятий и действий.

Для примера рассмотрим функционирование одного из ключевых процессов в системе, а именно процесса, направленного на увеличение продолжительности жизни.

«Входом» или исходной информацией в этом случае выступает такая потребность населения, как увеличение продолжительности жизни. Она может быть оценена такими параметрами, как продолжительность жизни и прирост населения. Это и будут целевые показатели данного процесса. Определение их конкретных значений должно происходить с участием научных организаций, причем несомненным представляется тот факт, что эти значения будут различаться по субъектам Федерации в СЗФО и зависеть от их территориального расположения.

Значения показателей дадут основу для разработки и реализации соответствующих целевых социально-экономических, медицинских программ, оценки выполнения федеральной целевой программы «Здоровье». Программы определят, какие мероприятия (действия) необходимо будет предпринять для достижения указанных показателей, каким учреждениям, входящим в инфраструктуру многоуровневой системы, это будет поручено и в какие сроки. Работа по программам оценивается путем сопоставления текущих значений продолжительности жизни и прироста населения с установленными в планах значениями. На основе сопоставления и анализа сложившейся ситуации принимаются соответствующие управленческие решения. Посредством сопоставления исходных и текущих значений показателей можно оценить степень удовлетворенности данной потребности.

Как мы видим, многоуровневая система управления качеством становится своего рода «генератором инноваций». Она способствует формированию не только общей концепции инновационного развития, но и рамочных рабочих программ. А поскольку главным критерием развития выступает качество, то специфические условия конкретного региона будут учитываться максимальным образом.

Актуальность и необходимость инновационных программ более чем очевидны. В современном мире с его постоянно нарастающей конкуренцией именно качество становится ключевым элементом, обеспечивающим повышение конкурентоспособности как отдельных регионов, так и всей страны в целом.

Однако специфическим условием нашей страны является то обстоятельство, что решающее влияние на возможности инновационного развития региона оказывает финансирование -государственное, муниципальное, заказы субъектов хозяйствования.

Так, по совместному опросу Российского союза промышленников и предпринимателей и ВЦИОМ, проведенному в 2010 г., именно нехватка финансовых средств является наиболее частой причиной отсутствия планов и бюджетов на разработку и внедрение инноваций (рис. 6).

В этой связи особое значение приобретают экономические преимущества при внедрении систем управления качеством. Исследования показывают, что у предприятий, внедривших и сертифицировавших данную систему, существенно возрастает рентабельность, объем продаж и показатель возврата капитала. Иными словами, такие предприятия становятся более привлекательным объектом для инвестиций.

Рис. 6. Причины отсутствия планов и бюджетов на разработку и внедрение инноваций

(по данным РСПП-ВЦИОМ)

Следовательно, мы можем говорить об экономическом эффекте и при внедрении системы управления качеством на более высоких уровнях управления. Как было уже указано, внедрение многоуровневой системы будет способствовать повышению конкурентоспособности региона, его инвестиционной привлекатецьности, улучшению качества жизни. Грамотный менеджмент ресурсов будет способствовать оптимизации использования имеющихся ресурсов, а значит, повышению доходности бюджета региона, сокращению затрат. Кроме того, улучшение управления способствует повышению эффективности принятия решений, а также повышению уровня исполнения бюджета. Все это дает весомые преимущества региону при рассмотрении вопросов его финансирования.

А поскольку качество не имеет границ и проблема его повышения является всеобщей, то данная система может быть применима к любому региону нашей страны для его эффективного пространственного развития, что не может не сказаться на повышении качества жизни всего населения России.

Литература

Ивантер В.В. О проблемах выхода России из экономического кризиса// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Т. 13. - №1. - 2011.

Комплексная научно-техническая программа Северо-Западного федерального округа России до 2030 г. / ИПРЭ РАН -СПб., 2010.

Окрепилов В.В. Пространственное развитие и качество, ИПРЭ РАН. - СПб.: Наука, 2011.

Стратегия развития комплекса «Наука-образование-инновации» Северо-Западного федерального округа России до 2030 г. / Межведомственный Северо-Западный координационный совет при РАН по фундаментальным и прикладным исследованиям. - СПб., 2008.

Фундаментальные проблемы пространственного развития макрорегиона при переходе к инновационной экономике (на примере Северо-Запада России) / Под. ред, В.В. Окрепилова; ИПРЭ РАН, - СПб.: Наука, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.