УДК 353.2
СИСТЕМНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ СХЕМ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ
РАЗВИТИЕМ
С.С. Замай1, В.В. Желиховская2, Д.Х. Шалахина3, Г.М. Рудакова4
'Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, Центр Трансфера биомедицинских технологий, Красноярск, Россия
^Министерство экономики и регионального развития Красноярского края, Красноярск, Россия 3 Российский государственный научно-исследовательский и проектный институт Урбанистики, г. Санкт-Петербург, Россия
ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», 660049, Красноярск, пр. Мира, 82, е-mail: gmrfait@gmail.com
Обсуждаются вопросы использования, возникающих при разработке схем территориального планирования информационных ресурсов и институциональных механизмов, для формирования системы управления пространственными аспектами регионального развития и регулирования деятельности его субъектов.
Ключевые слова: региональное развитие, территориальное планирование, стратегическое управление, социальные институты, информационные системы
Discusses the use of generated by the development of territorial planning schemes, information resources and institutional mechanisms for the formation of the system of management of spatial aspects of regional development and the regulation of its subjects.
Key words: regional development, territorial planning, strategic management, social institutions, information systems
ВВЕДЕНИЕ
Институт Урбанистики занимается проектированием территориального развития большей части субъектов Сибири и Дальнего Востока, обеспечивает преемственность региональных схем территориального планирования планам, программам и проектам федерального уровня и согласует пограничные вопросы экономической кооперации и конкуренции регионов. Это дает возможность отделить частное от общего и выделить системные основания разработки схем территориального планирования субъекта РФ и их применения в задачах стратегического управления. Исследование будет проведено на примере Нижнего Приангарья, одном из самых сложных объектов проектирования, на территории которого сошлись интересы всех уровней власти, соседних регионов, национального и местного бизнеса, населения.
Предлагаемые проектом схемы решения выстроены в логике новых концептуальных документов Минрегионразвития по пространственному развитию России, где Нижнее Приангарье определено, как зона опережающего развития в категории «добыча природных ресурсов» (см. рисунок 1). Федеральные инвестиции в опережающее развитие ресурсной базы экономики, дают регионам время и возможность развернуть соответствующую инфраструктуру глубокой переработки, согласовать размещение площадок индустриальной и инновационной эконо-
мики, привязав их к региональным особенностям расселения и природно-рекреационного потенциала, скорректировать стратегию и программу социально-экономического развития.
Рисунок 1 - Зона промышленного развития Красноярского края - Нижнее Приангарье на карте зон опережающего развития Минрегионразвития
Проектная деятельность государства и бизнеса на географическом и экономическом пространстве Нижнего Приангарья, настолько масштабна, активна и динамична, что требует постоянной и существенной корректировки долгосрочной стратегии и программ развития края. Соответствующие документы
просто не успевают оформиться, как в них уже надо вносить новые коррективы. Это осложняет разработку и схем территориального планирования Нижнего Приангарья (далее - Схемы). Правительство края, его отраслевые министерства работают над материалами Схемы «вживую» вносят предложения по корректировке. Проводятся согласования на уровне глав муниципальных районов, пополняется список инвестиционных проектов регионального бизнеса.
Участие международного капитала в реализации ряда масштабных проектов, повышает требования к их эколого-экономической экспертизе и соответственно уровень требований к экологической обоснованности схем территориально планирования повышается до уровня Киотского протокола. Поэтому задача состоит в том, чтобы подготовить проект Схемы такого качества, чтобы он мог быть представлен на федеральном и международном уровне, как значимый документ современного градостроительства. Эта задача хоть и сложная, но хорошо определенная.
Вторая задача это - обеспечить долгую жизнь и эффективное использование Схемы в задачах стратегического управления планами и проектами регионального развития. Ее решение связано с задачами Минрегионразвития и органов власти края, нацеленными на создание новых институциональных механизмов и инновационных технологий управления развитием территорий, работающих на повышение конкурентоспособности региональной экономики и привлекательности условий жизни в поселениях. Эта задача относится к разряду проблемных, поскольку есть понимание необходимости ее решения и есть потребность, но нет ясного понимания того кто, как и какими средствами ее может или должен решать.
В статье приведены результаты институционального и системного анализа второй задачи, рассмотрены предложения в части согласованного стратегического (социально-экономического) и территориального (градостроительного) планирования пространственных аспектов развития как основы формирования региональной системы комплексного планирования Красноярского края.
СХЕМА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НИЖНЕГО ПРИАНГАРЬЯ, КАК ПРОДУКТ КОМПЛЕКСНОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО уПРАВЛЕНИЯ
Результаты комплексного системного анализа потенциала территории, уровня востребованности ресурсов Приангарья для экономики России, показали, что чисто сырьевая специализация не отвечает долгосрочным целям развития Красноярского края. Нижнее Приангарье нужно рассматривать, как пояс мощного индустриального развития страны с фор-
мированием новых инфраструктурных коридоров (см. рисунок 2), являющихся основой развития в будущем более глубоких постиндустриальных функций и в Приангарье, и в промышленно-развитых районах Красноярского края. То что инновационная экономика должна стать не только самостоятельным сектором региональной экономики, но и условием повышения конкурентоспособности других отраслей, не вызывает сомнения. Поэтому схемы территориального развития Нижнего Приангарья разрабатываются как составная часть региональной политики пространственного развития экономики края, которая должна стимулировать переход к инновационной модели развития.
Рисунок 2 - Направления интеграции Красноярского края и Нижнего Приангарья в экономическое пространство страны
В Нижнем Приангарье присутствует одновременно несколько масштабов территориального планирования, федеральный, региональный, муниципальный и частный. Государство, решая свои задачи, с привлечением национального бизнеса размещает на территории Красноярского края ресурсный блок индустриальной экономики в Нижнем Приангарье. Это позволяет органам государственной власти края, подключив к задачам освоения этого индустриального потенциала и диверсификации экономики региональный бизнес, сосредоточиться на реализации инновационной модели регионального развития, поддерживая создание необходимых - инфраструктуры и институтов экономики, систем муниципального жизнеобеспечения и воспроизводства человеческого потенциала.
Новое индустриальное и социальное строительство НПА требуют значительных трудовых ресурсов, но у этих миграционных проектов пока нет субъекта (заказчика), а «.. .силовые и идеологические средства мобилизации человеческих ресурсов уже не могут быть использованы, и поэтому индустриализация сырьевых зон неминуемо окажется не обеспеченной рабочей силой» ( Щедровицкий,2003). Инновационная экономика опирается на человеческий капитал и в схемах территориального планирования уровня края предусмотрены площадки под реализацию проектов формирование среды для восстановления и развития человеческих и природных ресурсов (Шалахина, Безгачев, Гохберг, 2010), в частности: развитие Красноярской агломерации и Сибирского Федерального
Университета и его филиалов, как площадки расширенного воспроизводства интеллектуальной части человеческого капитала и трудовых ресурсов края; проекты бизнеса, которые позволяют органам власти обеспечить закрепление в крае деловой социально и физически активной элиты человеческого капитала, а бизнесу приносят доход от сферы услуг в зонах развития горнолыжных курортов, экстремальных видов спорта и отдыха.
Для целей стратегического планирования и управления потребовалось выявление пространственного каркаса развития НПА в составе края и страны, включая узлы опережающего роста, связи между ними и с опорными пунктами расселения (см. рисунок 3.) Соответственно, заданные стратегией развития промышленной зоны НПА направления опережающего развития этих узлов и связей находят свое отражение при разработке спутных проектов опережающего развития в схемах краевого уровня и должны получить продолжение на муниципальном уровне.
Рисунок 3 - Новые ресурсные базы края и зоны преимущественного развития. Ресурсы и транспортная инфраструктура определяют структурно-функциональную организацию экономики Нижнего Приангарья
В условиях развития инновационной экономики мобильные и влиятельные центры управления развитием ТНК и региональных ФПГ, опережают региональные и местные власти, превращая территории регионов в производственные цеха и уводя ресурсы развития, применяют устаревшие технологии, тормозят развитие человеческого потенциала, вызывают стагнацию социокультурной сферы, деградацию природно-ресурсного потенциала и лишают перспектив инновационного пути развития. В этих условиях Нижнее Приагарье рискует превратиться в региональный завод федерального значения по добыче природных ресурсов, а муниципальные районы в его производственные цеха. Угроза состоит еще и в том, что при этом и главы районов уже сейчас, как начальники цехов бьются за производственные заказы (размещение промплощадок), а не за развитие системы жизнеобеспечения и повышение качества жизни. Для бюджетов всех уровней эти проекты индустриального развития это крупномасштабные затраты в развитие инфраструктуры несущие на себе экологические, со-
циальные риски и угрозу общественно-политической нестабильности. Даже при качественном территориальном планировании для Нижнего Приангарья есть риск превратиться в зону устаревших, экологически вредных, но дешевых технологий выгодных бизнесу в отсутствии реальной платы за экологический ущерб природе и здоровью населения.
Централизованное вмешательство органов государственной власти края в спонтанный процесс реструктурирования экономического и хозяйственного пространства силами бизнеса, позволило привлечь и бизнес, и органы местного самоуправления к согласованной разработке единой схемы пространственного развития НПА и Красноярского края и разрешить целый ряд проблемных задач территориального планирования при жестких градостроительных ограничениях и конкуренции бизнеса за ресурсы развития. Сделано это с использованием взаимного согласования нескольких наложенных схем структурно-функционального районирования территории НПА, в которых учтены природно-ресурсный потенциал, инфраструктура экономики и жизнеобеспечения, структура расселения и демография, экологические, природно-климатические, инженерно-геологические условия. Социально-экономическое зонирование, проведенное с учетом территорий влияния ФПГ и видов экономической деятельности, существующего административно-территориального деления и зон ответственности краевых и муниципальных органов власти, позволило выявить и предупредить развитие конфликтов интересов и заложить пространственную основу согласованного стратегического планирования и управления.
При разработке Схемы важный блок связан с работой с представителями крупных инвесторов, (ГидроОГК, РУСАЛ, Полюс, Роснефть, Славнефть, Красноярскгазпром и другие компании, всего более 20) и отраслевыми проектными организациями разработчиками инвестпроектов. В Схеме эти проектные предложения получили согласование большинства муниципальных образований, а это не только отражает качество аналитики и реального знания проектировщиками проблем и перспектив развития территорий, но и закладывает основу согласованной разработки схем территориального планирования муниципального уровня.
Следует отметить, что статус зоны опережающего развития в категории «добыча природных ресурсов» предполагает высокую динамику пространственных изменений инфраструктуры, высокую скорость изменений отношений собственности, быстрое появление обширных зон повышенной антропогенной и техногенной нагрузки, поэтому должны быть предусмотрены соответствующий мониторинг и своевременное внесение изменений в схемы территориального планирования. Для их поддержки должны быть созданы средства информационно-аналитической поддержки стратегического управления территориальным развитием - реализацией и завершением программ и проектов промышленного освоения природных ресурсов на территории Нижнего Приангарья.
особенности стратегического управления пространственными АСПЕКТАМИ регионального
РАЗВИТИЯ
Система методов регионального управления, отличается большой спецификой (Пчелинцев, 2004): «Имея дело с равноправными хозяйственными субъектами, территориальные органы не могут использовать по отношению к ним административные методы. В то же время, не будучи коммерческими структурами, они не могут наравне с ними опираться и на экономические методы. Поэтому главными инструментами реализации региональной политики стали качественно отличные от тех и других методы координационного ("сетевого") управления». В случае стратегического управления пространственными аспектами регионального развития их дополняют инфраструктурные и институциональные механизмы регулирования, соорганизации и самоорганизации деятельности субъектов экономики в интересах социально-экономического развития субъекта РФ.
Стратегическое управление/регулирование, в частности осуществляется через развитие региональной инфраструктуры, обеспечивающей процессы (транспортировки ресурсов, энергии, информации) такая инфраструктура поддерживает и запланированные программы развития, и создает условия реализации инициативных проектов, стимулируя спонтанную соорганизацию субъектов экономики и хозяйства. Такая спонтанная соорганизация или самоорганизация в условиях открытой экономики может работать как на повышение общественного благополучия региона, так и против него, откачивая ресурсы за пределы региона, вызывая приток низко квалифицированной дешевой рабочей силы, привлекая устаревшие, дешевые, но экологически вредные технологии. Противостоять негативным процессам и стимулировать позитивные призваны - экономическая, технологическая, кадровая, экологическая политика региональных органов власти и соответствующие механизмы ее реализации.
Совокупность распределенных в пространстве и медленно меняющихся во времени селитебных, ресурсных, промышленных, рекреационных зон и их связывающую региональную инфраструктуру транспорта, энергетики и связи Субъекта РФ будем называть региональным каркасом или просто каркасом. Схема отражает структуру, функции и пространственную конфигурацию каркаса и определяет план, приоритеты, риски и резервы его развития. Региональный каркас опирается на федеральный каркас и задает перспективы развития каркаса муниципальных систем жизнеобеспечения. Каркас основа пространственной и функциональной организации базовых регионообразующих процессов, он во многом предопределяет возможности коммуникации и кооперации субъектов региональной экономики и жизни. От его функциональной полноты, мощно-
сти и резервов зависят устойчивость и мобильность региональной экономики. Региональный каркас может обслуживать деятельность и интересы внешних субъектов государственной и мировой экономики и развиваться под давлением их интересов.
Предусмотренные в Схеме Нижнего Приангарья избыточность функций и мощности инфраструктуры и резервы опорных элементов каркаса и резервные площадки размещения его новых элементов, закладывают возможности маневра силами и средствами регионального развития и предоставляют социальным субъектам управления и экономики законодательно определенные степени свободы в выборе оптимальных стратегических решений, адекватных крупномасштабным и долгосрочным изменениям экономической и государственной конъюнктуры.
В схемах территориального планирования приоритеты развития и распределения инвестиций между инфраструктурой, не дающей быстрой коммерческой отдачи, и производством - динамически меняются. Развитие инфраструктуры опережает и предопределяет развитие производства в районах интенсивного промышленного освоения природных ресурсов. Например, на стадии освоения района Нижнего При-ангарья доля капиталовложений в инфраструктуру очень высока, затем начинает уменьшаться, а доля производства - расти. Эта естественная последовательность освоения территории предопределяет поток ресурсов развития из центральных районов Красноярского края, соседних субъектов РФ и государства в северные районы нового освоения. Соответственно региональное стратегическое управление долговременными инвестициями в инфраструктуру должно опираться не на принцип самофинансирования, а на взаимодействие бюджетов различных уровней (Пчелинцев, 2004). Это в частности означает необходимость привлечения средств федеральных и региональных фондов, развитие институтов частно-государственного партнерства, а также соответствующее развитие региональных систем мониторинга реального сектора экономики и согласования информационно-аналитического обеспечения региональных систем стратегического и 3-х летнего бюджетного планирования.
И страна, и Красноярский край переходят на постиндустриальный путь развития, а это и новые виды деятельности и новая пространственная организация экономики и жизнеобеспечения. Переход к принципиально новому состоянию саморазвивающейся системы, когда у нее появляются и новые функции и структуры их реализующие, следуя академику П.К. Анохину (Анохин, 1978), будем называть си-стемогенезом. В случае грандиозных планов регионального развития Красноярского края и реализации федеральных проектов опережающего развития Нижнего Приангарья как зоны «добычи природных ресурсов», можно говорить о системогенезе регионального каркаса. Планы этого системогенеза представлены в схемах территориального планирования Красноярского края и Нижнего Приангарья.
Пространственное и институциональное «созревание» постиндустриальных функций происходит на региональном каркасе и должно обеспечить краю готовность к устойчивому существованию и успешному развитию в условиях, глобализации, открытых экономических границ и открытого информационного общества. При этом во временной развертке стратегическое (социально-экономическое) планирование задает функциональные приоритеты, а территориальное (градостроительное) планирование определяет пространственные условия и приоритеты этого системогенеза регионального каркаса. Процесс созревания проходит в условиях открытых границ и конкурентной борьбы за ресурсы развития. Соответственно в опережение должны идти наращивание ресурсного потенциала и приобретение новых функций обеспечивающих успех в постиндустриальном мире и средств защиты от нежелательного влияния конкурентов.
В случае регионального системогенеза, речь идет не об одновременном и сплошном преобразовании каркаса, социальных и экономических институтов под постиндустриальные функции, а об избирательном и ускоренном созревании некоторых частей, которые должны сформировать новую необходимую для выживания региона в конкурентных условиях функциональную систему. («У эмбриона и у плодов, готовящихся к рождению, нет полностью созревших органов, а есть только созревшие части органов, которые очень рано консолидируются в целую функциональную систему» и «обеспечивают выживание особи сразу после рождения и предопределяют ее развитие в онтогенезе» (Анохин, 1948)».
Все саморазвивающиеся системы, включая экономические имеют одинаковую операциональную архитектонику, построенную на системах получения, передачи, хранения, обработки информации (Анохин, 1978). Им свойственно прогнозировать внешние изменения, планировать ожидаемые результаты, программировать действия исполнительных органов для достижения результата, контролировать параметры результата и на основании сопоставления планируемых и фактических параметров результата, осуществлять корректировку программы действий, санкционировать продолжение или остановку деятельности направленной на получение приспособительного результата (Анохин, 1978,1948). Все эти процессы, суть информационные процессы, они свойственны и простейшим одноклеточным, и высшим организмам, и их популяциям. Различаются материальная основа и организация информационных процессов, а в процессе эволюции растет мощность, обеспечивающих успех во внутривидовой конкуренции, аппаратов прогнозирования, планирования, программирования.
Похожая эволюция наблюдается и в развитии социальных и экономических систем. Особенно ярко это проявилось с развитием информационно-коммуникационных технологий и средств вычислительной техники, те субъекты социальной, экономической
жизни и государственного устройства, которые научились их использовать получают значительные конкурентные преимущества. Примеры из сферы бизнеса и стран с высоким уровнем развития цифровых технологий общеизвестны. Как субъекту государственной экономики региону на своей территории приходится конкурировать за ресурсы развития с ТНК и ФПГ субъектами рыночной экономики международного и национального масштаба, которым он существенно уступает в качестве информатизации процессов управления, коммуникации и кооперации.
Для государственной системы регионального управления основная проблема информационная разобщенность исполнительных органов государственной власти региона между собой и органами местного самоуправления, бизнесом и населением. Решения правительства в части информатизации деятельности исполнительных органов власти, административная реформа и принципы бюджетирования ориентированного на результат подтверждают намерения государства повысить эффективность региональной инфокоммуникационной инфраструктуры, довести ее до уровня государственных требований к системам электронного правительства Субъекта РФ.
перспективы информатизации стратегического управления регулирования
Местные власти и местный бизнес остро нуждаются в качественной и (главное) легитимной основе развертывания собственных планов (Щитинский, 2005), но она пока труднодоступна. Схема территориального планирования - это наукоемкий результат проектной деятельности высококвалифицированной команды архитекторов, экономистов, экологов, специалистов от отраслевой, фундаментальной науки и регионального управления, поэтому для целей ее гражданского использования требуется дополнительная консалтинговая поддержка. Современные информационные технологии позволяют не только публиковать в Интернет интерактивные карты и оперативно вносить в них необходимые коррективы, но и создать средства позволяющие профессионалам дистанционно оказывать информационно-аналитическую поддержку субъектам планирования (Замай, Шайдуров, Якубайлик, 2003).
Интеллектуально-емкая технология стратегического и территориального планирования реализуется как последовательно, так и параллельно. Это многостадийный процесс, в котором участвуют, органы государственной власти и местного самоуправления, архитектурно-планировочные, научно-исследовательские, проектно-изыскательские организации. В процессе возникают дополнительные требования к анализу ситуации, корректировке приоритетов, может потребоваться самоопределение субъектов планирования в новом контексте и т.д. При этом населению территории тоже необходимо дать возможность участвовать в принятии решений, которые затраги-
вают его жизнь. Ведь развитие федеральной и региональной инфраструктуры инновационной экономики должно получить продолжение на местном уровне. Именно местные органы власти основные ответственны за поддержание систем жизнеобеспечения, приближенных к местам проживания основной части населения. Часть задач пролонгации федеральной и региональной политики на местный уровень можно решить через создание условий согласованной разработки программ социально-экономического развития и схем территориального планирования уровня края и уровня муниципальных районов.
Схема как информационный продукт, определяющий системогенез региональной инфраструктуры с опережением на 30 лет должна быть доступна всем субъектам регионального развития. В силу официального статуса и предусмотренной законодательством РФ актуализации Схемы, она может быть использована для повышения эффективности механизмов стратегического управления. Например, спонтанно возникающую в период разработки Схем, институциональную соорганизацию субъектов стратегического планирования можно использовать для юридического оформления практически готового механизма мониторинга стратегических аспектов развития и дополнить ее документами нормативно-правового регулирования деятельности субъектов регионального развития. В работе коллектива авторов (Якубайлик, Замай, Артемьев и д. р., 2007), на примере банка пространственных данных социально-экономического развития Красноярского края, обсуждаются имеющие длительный жизненный цикл программно-технологические решения обеспечения информационного взаимодействия субъектов стратегического управления и планирования между собой и с субъектами экономики осуществляющими реализацию этих планов.
Публичность планов и гарантии власти на стабильность развития региональной инфраструктуры позволяют разморозить и/или перенацелить частный инвестиционный потенциал на местные задачи регионального развития. Эти несложные действия власти, направленные на социализацию собственных долгосрочных планов позволяют повысить конкурентные преимущества частных и муниципальных субъектов территориального развития, обеспечивающих регионализацию экономики и муниципализацию систем жизнеобеспечения.
Информационные ресурсы, сервисы и технологии этого вида государственных услуг нацелены на информационно-аналитическую поддержку инициативных проектов бизнеса, местного самоуправления и общественных организаций. Открытые технологии информационного общества при участии институтов гражданского общества, могут обеспечить диверсификацию и социализацию планов регионального развития. В этом случае Схема как социально-значимый документ, из продукта для ограниченного потребления заказчиком в лице исполнительных органов власти края, может превратиться в массовую продукцию, представляющую интерес для местного самоуправления, бизнеса и населения и стимулирующую развитие внеэкономических механизмов регулирования и саморегулирования экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Анохин, П.К. Философские аспекты теории функциональной системы./ П.К. Анохин // Избранные труды. М.: Наука, 1978, 400с. Анохин, П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса./ П.К. Анохин // Бюлл. эксп. биол. и мед., 1948, 26, 2, 81-99. Замай, С.С. Технологии и вычислительные модели территориально-ориентированных информационных систем регионального управления и природопользования (Красноярский край)./ С.С.Замай, В.В Шайдуров., О.Э Якубайлик.// Вычислительные технологии, Том 8, спец. выпуск, 2003, с. 57-69. Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого развития// О.С. Пчелинцева -Наука, М.: 2004. 25,4 п.л. Шалахина, Д.Х. Проект Красноярск - 2020 - взгляд градостроителей на развитие агломерации, / В.Г. Безгачев, С.С. Гохберг //Красноярск , 2010 Щедровицкий, П.Г. Технологии регионального планирования: от индустриальной к инновационной модели./ П.Г Щедровицкий// Компас промышленной реструктуризации.-, сентябрь 2003. -Ы 5(6), с. 15-16 Щитинский, В.А. Стратегическое территориальное планирование — основа для проведения муниципальной реформы / В.А. Щитинский// Территориальное стратегическое планирование. На новом витке реформ. — СПб: Леонтьевский Центр - 2005. — Вып. № 5. Якубайлик, О.Э. Банк пространственных данных администрации Красноярского края // Проблемы информатизации региона. ПИР-2007/0.Э.Якубайлик и (и др.)// Материалы десятой Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 1-2 ноября 2007 г: В 2 т. Т 1 (секции 1-3) с. 188-195.
Поступила в редакцию 01 ноября 2012 г. Принято к печати 07 декабря 2012 г.