УДК 33205
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
FEATURES OF DEVELOPMENT OF REGIONAL SYSTEM OF ECONOMIC MANAGEMENT LUHANSK PEOPLE'S REPUBLIC
Т.Н. Кислая T.N. Kyslaya
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, ул. Оборонная 2, г. Луганск, ЛНР, 91011
Lugansk National University named after Tarasa Shevchenko, str. Oboronnaya 2,
Lugansksity, LPR, 91011
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваютсяпроблемыразвитиясистемыуправления экономикой в Луганской народной республике (ЛНР) в современных условиях. Проанализировано социально-экономическое состояние исследуемого региона. Отмечено существенное снижение основных показателей за изучаемый период. Особый статус ЛНР требует на сегодняшний день нестандартных решений в области регионального управления. Управление экономикой территории должно быть сориентировано на достижение наиболее значимой цели - повышение качества жизни населения. Основным управленческим инструментом выступает организационно-экономический механизм (ОЭМ) региона. В статье рассмотрены факторы его эффективного функционирования.
Resume. The article deals with the problems of economic governance in the Luhansk People's Republic (LNR) in modern conditions. Analyzed the socio-economic condition of the region under study.A substantial decline in the main indicators over the study period. The special status requires LC to date, non-standard solutions in the field of regional management. Office area economy should be focused on achieving the most important goal -improving the quality of life of the population. The main management tool performs organizational and economic mechanism (OEM) in the region. The article describes the factors of its effective functioning.
Ключевые слова: региональная экономика, организационно-экономический механизм, социально-экономическое состояние, качество жизни населения.
Keywords: regional economy, organizational and economic mechanism, socio-economic status, the quality
of life.
Введение
В современных экономических и политических условиях в Луганской народной республике(ЛНР) отмечается снижение уровня социально-экономического развития по сравнению с 2013 годом. В свою очередь, вертикаль государственной власти недостаточно использует эффективные инструменты управления территорией. Кризисная ситуация в экономике ЛНР на протяжении последних лет привела к необходимости решения государственных социально -экономических задач на новом уровне. В регионе возникает острая необходимость совершенствовать систему управления экономикой региона. Таким образом, сложились экономические предпосылки разработки нового концептуального подхода к формированию более прогрессивной системы управления на региональном уровне.
Имеющиеся наработки, как в области теории, так и в практике регионального управления создали определенные предпосылки для формирования современных концептуальных положений регулирования пространственного развития экономики. По мнению ряда авторов более совершенная социально-экономическая система (СЭС) региона та, которая может адекватно реагировать на внешние вызовы и будет высокоразвитой технически, экономически и культурно
[4; 6,8].
Целью статьи является научный анализ эффективных направлений социально -экономического развития ЛНР в особых условиях. В рамках данной публикации предполагается выявить первостепенные и наиболее перспективные шаги в направлении совершенствования СЭС конкретного региона.
Результаты исследований
В условиях политической и экономической изоляции для территории ЛНР нет другого пути развития кроме саморазвития. Парадигме регионального саморазвития активно уделяется внимание в научной литературе с начала 90-х годов ХХ ст. Она основана на более полном учете интересов территорий, возложении большей ответственности за развитие регионов на местные власти, более эффективного использования человеческого капитала, и т.д.
Как справедливо отметили авторы А.И. Татаркин и С.В. Дорошенко, саморазвитие региональной системы, в сущности, и означает осмысление происходящих событий и осознание своих действий в стремлении к самостоятельному выстраиванию социально-экономических отношений [2, с.22].
Такой подход позволяет рассматривать саморазвитие региона как реализацию способности к самостоятельному целенаправленному качественному социально ориентированному расширенному воспроизводству имеющихся ресурсов [1].
В соответствии с данными социально-экономического состояния ЛНР за 2013-2015 гг. (таблица 1) наиболее значительные отклонения отмечаются по добыче стратегического для республики сырья - каменного угля (Д = - 83,8%) и средней заработной платы (Д = - 59,42%). Даже с учетом отсутствия системного подхода в исходной системе показателей [3], можно сделать вывод о значительном экономическом спаде исследуемой территории. Соответственно, уровни социально-демографических показателей характеризуют снижение качества жизни населения исследуемого региона.
Таблица 1 ТаЬ1е1
Основные показатели социально-экономического состояния ЛНР за 2013-2015 гг. The main indicators of socio-economic status for 2013-2015 years
Показатели Ед. изм. 2015г. 2015г. к 2013г.,%
1 2 3 4
Добыча угля тыс.т 5740,7 17,20
Площадь зерновых га 83014,36 95,70
Валовой сбор зерновых т 159628,02 92,30
Объем реализации предприятиями торговли (розница и опт) млн.руб. 13146,90 50,60
Население Республики тыс.чел. 1509,00 98,90
Количество новорожденных чел. 6775 47,80
Количество умерших чел. 17566 72,90
Общая заболеваемость населения (на 100 тыс. жителей) случаев 123050,9 80,00
Среднемесячная заработная плата одного штатного работника РУ6. 5 350,00 40,6*
Обеспеченность жильем одного жителя кв.м 21,64 90,00
Примечание: сост. по [3].
*[5](по среднегодовому курсу Национального банка Украины за 2013 г. - 0,25297).
Таким образом, региональная система социально-экономического управления ЛНР требуют скорейших эффективных трансформаций и развития.
Концепция развития определяет цель, принципы, стратегические ресурсы, субъекты и формы ее реализации. Построение концептуальной модели развития региона позволяет оценивать ее целостность и выявлять ее системные свойства, определять условия приведения в предполагаемое состояние. Необходимость решения стратегических задач современной трансформационной экономики обуславливает потребность в разработке и внедрения прогрессивной гуманистической концепции развития регионов, как способа мышления и философии.
Эффективная концепция должна предусматривать создание реального сектора экономики, который гармонично развивается и имеет иммунитет к действию внутренних и внешних угроз экономической безопасности. Принятая концепция развития региона как научно-практический подход определяет стратегическую цель - восстановления социально-экономического равновесия и должна использоваться государственной властью, бизнесом, общественностью.
Концепция реализуется через программы социально-экономического развития региона на основе базовых принципов экономической политики с помощью организационно-экономического механизма. Эффективная экономическая политика строится, исходя из необходимости
интеграции интересов субъектов хозяйственной деятельности на мезоуровне. Региональная политика выступает также в качестве основного критерия при оценивании СЭС территории.
В основу экономической политики в условиях структурной трансформации экономики региона должны быть заложены следующие положения:
- стратегическая цель формирует основу для развития региона;
- взаимосвязь территориального, отраслевого и хозяйственного подходов в управлении;
- оптимизация распределения ресурсного потенциала на уровне хозяйствующих субъектов.
В рамках социально-экономической политики разрабатываются стратегические
направления развития экономической системы региона. Далее необходимо разработать логично обоснованную и последовательную целевую программу социально-экономического развитиярегиона. Главными направлениями программы должны стать: совершенствование системы управления региона и концентрация ограниченных ресурсов с целью развития перспективных направлений (точек роста)[7].
В современных условиях ЛНР наиболее вероятной является «догоняющая» экономика с элементами лидерства в сегментах, в которых есть (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества. Ускоренное (опережающее) развитие выбранных ключевых направлений развития, отраслей и других социально-экономических институтов дает максимальный резонансный эффект. Переход к адресному на конкурсной основе обеспечению выбранных перспективных объектов необходимыми и достаточными ресурсами, стимулирующими их развитие и конкурентоспособность, минимизирует потери и повышает эффективность функционирования всей системы.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. обеспечить условия для восстановления и развития социально-экономической системы региона;
2. создать условия оптимального сочетания методов государственного регулирования и рыночных регуляторов;
3. создать современную и эффективную инфраструктуру региона;
4. сформировать благоприятный инвестиционный климат и условия для развития предпринимательства(особенно малого);
5. повысить эффективность функционирования ОЭМ региона;
6. обеспечить достойный уровень благосостояния населения;
7. обеспечить условия для развития человеческого потенциала, способного реализоваться в новых экономических условиях.
Население имеет право и должно знать состояние процессов социально-экономического развития в регионе, дополнительно выступать социальным фактором концентрации общества на решении социально-экономических проблем. Повышение уровня и качества жизни населения как процесс должен включать:
- повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня образования;
- создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
- увеличение степени свободы людей, в том числе экономической.
Поставленные задачи реализуется с помощью организационно-экономического механизма. Действенность разработанного механизма (см. рис.1), в свою очередь, напрямую зависит от выбранной системы взглядов на процесс развития региона, экономических региональных интересов, принципов, средств и методов их реализации, состояния внутренних и внешних угроз.
В процессе реализации системного подхода к управлению социально-экономическим развитием региона, необходимо учитывать ряд принципов:
1) приоритетность развития человеческого потенциала;
2) гармонизация, сбалансированность, устойчивость и высокая организованность социально-экономических процессов в регионе;
3) рассмотрение совокупности элементов экономической системы региона как единого
целого;
4) максимальная эффективность функционирования системы.
Рациональные принципы управления позволят сформировать эффективный ОЭМ, который строиться на основе двунаправленности: сверху -государственными органами управления и снизу -территориальными сообществами (общественными организациями). Такой подход дает возможность избежать конфликта территориальных интересов субъектов различных иерархических уровней, обеспечивая при этом их интеграцию. В связи с этим, формирование эффективного ОЭМ должно основываться на едином подходе к реализации управленческих функций по горизонтальным и вертикальным уровням принятия решений.
При решении сложной задачи структурного совершенствования организационно-экономического механизма региона в условиях экономических трансформаций следует отдавать приоритет социальной направленности практических действий с целью постоянного повышения уровня и качества жизни населения. Повышение потенциала человеческого развития (качество жизни населения, его образовательный уровень, здоровье и прочее) позволит снизить социальную напряженность.
ВНЕШНЯЯ СРЕДА (экономическая блокада)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛУВАНИЕ РЫНОЧНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ
Субъекты управления
„ / , , ч
Республик-е Районное
управление экономикой
управление экономикой
Принципы управления
- научность
- комплексность
- эффективность
- нормативность
- адаптивность
........^Z......
Концепция саморазвития региона
Внутренняя
_I
среда
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГИОНА
т
В нутренняя среда
- об еспеч ение экономической активности территории
- гармонизация ин тересов субъектов хозяйствования
- эффективное использование и развитие ресурсного потенциала территории
Новая региональная социально -эко ном ичес кая п олити ка
L-
(U
ё а н
о
71
Субъекты влияния
финансовые институть
И
предприятия и организации
обществен-е объединеню
Информационно аналитический центр
государст-ый сектор предпринимательство
N. Методы управления
финансово-экономические административные социальные правовые
Инструменты управления
VL
Долгосрочная и текущие Современная и
программы соци ально- эффективная
экономического развития инфраструктура
региона региона
наиболее значимые факторы на современном этапе
политическая и экономическая поддержка РФ; ресурсный потенциал; население
УСТАНОВЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Критерий оценивания уровня эф ф ект ивн ости функционирования о рган изационно-экономического механ изма региона
Рис. 1. Схема организационно-экономического механизма (ЛНР)(проект) Pic.1. Scheme of the organizational-economic mechanism (LPR) (project)
Практика последних лет показала, что существующие подходы к обеспечению жизнедеятельности исследуемого региона, основанные только на использовании природных ресурсов и очень слабого промышленного потенциала, уже не могут обеспечить развития территории ЛНР. Выявленные проблемы могут быть решены путем использования более эффективных механизмов управления территорией. Системный подход в процессе управления позволит отрегулировать (преобразовать) территорию с целью развития синергетических свойств социально-экономической системы.
В числе основных институтов, занимающихся проблемами социально-экономического развития региона на систематической основе, следует выделить статистику. Сильная сторона административных методов заключается в знании оперативной ситуации и осуществлении работы в реальном времени. Наличие у государственной статистики серьезных недостатков (например, основного - недостаточной оперативности), должно стать основанием для создания более эффективных информационно-аналитических центров. Более эффективные мониторинг и оценка
социально-экономического развития должны опираться не только на показатели количественного, но и качественного роста.
Выводы
Современная региональная социально-экономическая система ЛНР не всегда способна правильно расставить акценты между перспективными и текущими решениями и у нее часто отсутствует единый концептуальный подход к принятию решений. Таким образом, одним из главных направлений совершенствования территориальной организации является развитие системы и механизмов управления. Современная система управления экономикой ЛНР должна быть основана на новом видении эффективной социально-экономической политики региона; эффективной современной инфраструктуры региона; правового, финансового, информационного и кадрового обеспечения социально-экономических преобразований.
Необходимо уделять особое внимание распределению бюджетных средств и инвестиционных ресурсов с учетом стратегической цели развития исследуемого региона.
Список литературы References
Дорошенко С.В. Саморазвитие региона в контексте экономического эволюционизма /С.В.Дорошенко // Журнал экономической теории, 2009. -№3. -С. 2l-30.
DoroshenkoS.V. Samorazvitie regiona v kontekste ekonomicheskogo evolyutsionizma / S.V. Doroshenko // Zhurnal ekonomicheskoy teorii, 2009. - №3. - S. 2l-30.
Татаркин А.И., Дорошенко С.В. Регион как саморазвивающаяся социально-экономическая система: переход через кризис / А.И. Татаркин, С.В. Дорошенко / / Экономика региона, 20ll. - № l. - С. l5-23.
Tatarkin A.I., Doroshenko S.V. Region kak samorazvivayuschayasya sotsialno-ekonomicheskaya sistema: perehod cherez krizis / A.I. Tatarkin, S.V. Doroshenko // Ekonomika regiona, 20ll. - № l. - S. l5-23.
Постановление Совета министров ЛНР Об утверждении проекта Программы социально-экономического развития Луганской Народной Республики на 20l6 год от 05 мая 20l6 года № 229 г. Луганск [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sovminlnr.su/zasedaniya-sovetaministrov/proekty-aktov/proekty-aktov-na-may-20l6-goda/2534-ob-utverzhdenii-proekta-programmy-socialno-ekonomicheskogo
-razvitiya-luganskoy-narodnoy-respubliki-na-20l6-god.html -время обращения 30.09.2016г.
PostanovlenieSovetaministrovLNRObutverzhdeniiproektaProgrammyisotsialno-ekonomicheskogorazvitiyaLuganskoyNarodnoyRespublikina 20l6 godot 05 maya 20l6 goda 229 g. Lugansk [Elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: http://sovminlnr.su/zasedaniya-sovetaministrov/proekty-aktov/proekty-aktov-na-may-20l6-goda/2534-ob-utverzhdenii-proekta-programmy-socialno-ekonomicheskogo-razvit-iya-luganskoy-narodnoy-respubliki-na-20l6-god.html - vremya obrascheniya 30.09.20l6g.
Амоша О.1. Концепщя iнновацiйного розвитку регiонy. - Донецьк: 1н-т економiки пром-ст1 НАНУ, 2002. - 172 с.
Amosha O.I. KontseptsIya InnovatsIynogo rozvitku regIonu. - Donetsk: In-t ekonomIkiprom-stI NANU, 2002. - l72 s
Державна служба статистики Украïни [Электронный ресурс] - Режим доступа: ttp://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2006/gdn/prc_rik/prc_rik_-u/dszpR_u2005.html - время обращения 30.09.2016г.
Derzhavna sluzhba statistiki UkraYini [Elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: http://www.ukrstat.gov.ua/operativ/operativ2006/gdn/prc_rik/prc_rik_-u/dszpR_u-2005.html - vremya obrascheniya 30.09.20l6g.
Долшнш М.1., Злупко С.М., Вовканич С.Й. [та ш.]. Региональна полiтика та меxанiзми ïï реал!зацп / За ред. М.1. Долшнього. - К.: Наук.думка, 2003. - 503 с.
DolIshnIy M.I., Zlupko S.M., Vovkanich S.Y. [taIn.]. RegIonalna polItika ta mehanIzmi YiYi realIzatsIYi / Za red. M.I. DolIshnogo. - K.: Nauk. dumka, 2003. - 503 s.
Спицина Н.С. Концепц!я стрyктyрноï трансформацiï органiзацiйно-економiчного мехатзму yнравлiння регiоном / Н.С. Спицина // Економжа бyдiвництва i мюькогогосподарства. - 20ll, Т. 7, № 4, С. 269-276.
Spitsina N.S. KontseptsIya strukturnoYi transformatsIYi organIzatsIyno-ekonomIchnogo mehanIzmu upravlInnya regIonom / N.S. Spitsina // EkonomIka budIvnitstva I mIskogogospodarstva. - 20ll, T. 7, №4, S. 269276.
Чумаченко Н.Г. Очерки по экономике региона - К.: Наук. думка, 1995. - 338.
Chumachenko N.G. Ocherki po ekonomike regiona - K.: Nauk. dumka, l995. - 338