Научная статья на тему 'Развитие теоретических основ регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе'

Развитие теоретических основ регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЗОНИРОВАНИЕ И МОНИТОРИНГ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА / МНОГОМЕРНЫЙ СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / КОМИТЕТНЫЙ АНАЛИЗ / ДИСПЕРСИОННЫЙ АНАЛИЗ / КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / TERRITORIAL AND INDUSTRIAL RELATIONS / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF REGIONAL MANAGEMENT / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGION / ZONING AND MONITORING OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / MULTIVARIATE HUNDRED-STATISTICAL ANALYSIS / CLUSTER ANALYSIS / OF COMMITTEE ANALYSIS / ANALYSIS OF VARIANCE / CORRELATION AND REGRESSION ANALYSIS / DEVELOPMENT INDEX HUMAN POTENTIALS LA FACTORS OF HUMAN DEVELOPMENT / ТЕРИТОРіАЛЬНО-ГАЛУЗЕВі ВіДНОСИНИ / ОРГАНіЗАЦіЙНО-ЕКОНОМіЧНИЙ МЕХАНіЗМ УПРАВЛіННЯ РЕГіОНОМ / СТАЛИЙ РОЗВИТОК РЕГіОНУ / ЗОНУВАННЯ і МОНіТОРИНГ СОЦіАЛЬНО-ЕКОНОМіЧНОГО РОЗВИТКУ РЕГіОНУ / БАГАТОВИМіРНИЙ СТАТИСТИЧНИЙ АНАЛіЗ / КЛАСТЕРНИЙ АНАЛіЗ / КОМіТЕТНИМИ АНАЛіЗ / ДИСПЕРСіЙНИЙ АНАЛіЗ / КОРЕЛЯЦіЙНО-РЕГРЕСіЙНИЙ АНАЛіЗ / іНДЕКС РОЗВИТКУ ЛЮДСЬКОГО ПОТЕНЦіАЛУ / ЧИННИКИ РОЗВИТКУ ЛЮДСЬКОГО ПОТЕНЦіАЛУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасенко В. П.

Раскрыто содержание концепции регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе, включая ее основные положения, задачи, принципы, механизм регулирования территориально-отраслевых отношений, методологические основы зонирования и мониторинга социально-экономического развития региона. Отражены интеграционные процессы, способствующие решению задач регулирования территориально-отраслевых отношений. Намечен блок мероприятий, требующих первоочередного решения в рамках предложенной концепции регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе. Цель: Формирование механизма устойчивого развития региона на основе совершенствования регулирования территориально-отраслевых отношений. Методология: разработана концепция регулирования территориально-отраслевых отношений, базовыми элементами которой являются организационно-экономический механизм управления регионом и методологические основы зонирования и мониторинга социально-экономического развития региона. Использовались методы многомерного анализа в исследовании региональной дифференциации. Результаты работы: Получили развитие теоретические основы регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе. Область применения результатов: повышение эффективности социально-экономического управления регионами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of the concept of territorial and sectoral regulation of relations in the region, including its general provisions, objectives, principles, mechanism of regulation of territorial and sectoral relations, methodological basis of zoning and monitoring of socio-economic development of the region. It reflects the integration processes that contribute to solving problems regulation territorial and sectoral relations. Block is scheduled events requiring urgent solutions in the framework of the proposed regulation, the concept of territorial and sectoral relations in the region. Purpose: Formation of the mechanism of sustainable development in the region through improved regulation territorial and sectoral relations. Methodology: the concept of regulation of territorial-industrial relations, which are the basic elements of organizational and economic mechanism of the region and the methodological basis of zoning and monitoring of socio-economic development of the region. We used multivariate analysis methods in the study of regional differentiation. The results: Got development of the theoretical foundations of regulation of territorial-industry relations in the region. Application of results: improving the efficiency of social and economic management of regions.

Текст научной работы на тему «Развитие теоретических основ регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе»

УДК 332.1

РОЗВИТОК ТЕОРЕТИЧНИХ ОСНОВ РЕГУЛЮВАННЯ ТЕРИТОР1АЛЬНО-ГАЛУЗЕВИХ В1ДНОСИН В РЕГ1ОН1

Герасенко В.П.

Ключов'1 слова: територ'ально-галузев! в!дносини, орган1'зац1'йно-економ1'чний механзм управлння регiоном, сталий розвиток регiону, зонування i монiторинг соцально-економ'чного розвитку регону, багатовим'рний статистичний анал'з, кластерний аналз, комтетними анал'з, дисперсшний анал'з, кореляцйно-регресйний анал'з, iндекс розвитку людського потенцалу, чинники розвитку людського потенц алу.

РАЗВИТИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕГИОНЕ

Герасенко В.П.

Раскрыто содержание концепции регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе, включая ее основные положения, задачи, принципы, механизм регулирования территориально-отраслевых отношений, методологические основы зонирования и мониторинга социально-экономического развития региона.

Отражены интеграционные процессы, способствующие решению задач регулирования территориально-отраслевых отношений. Намечен блок мероприятий, требующих первоочередного решения в рамках предложенной концепции регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе.

Цель: Формирование механизма устойчивого развития региона на основе совершенствования регулирования территориально-отраслевых отношений.

Методология: разработана концепция регулирования территориально-отраслевых отношений, базовыми элементами которой являются организационно-экономический механизм управления регионом и методологические основы зонирования и мониторинга социально-экономического развития региона. Использовались методы многомерного анализа в исследовании региональной дифференциации.

Результаты работы: Получили развитие теоретические основы регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе.

Область применения результатов: повышение эффективности социально-экономического управления регионами.

Ключевые слова: территориально-отраслевые отношения, организационно-экономический механизм управления регионом, устойчивое развитие региона, зонирование и мониторинг социально-экономического развития региона, многомерный статистический анализ, кластерный анализ, комитетный анализ, дисперсионный анализ, корреляционно-регрессионный анализ, индекс развития человеческого потенциала, факторы развития человеческого потенциала.

DEVELOPMENT OF THEORETICAL BASES OF REGULATION TERRITORIAL AND SECTORAL RELATIONS REGION

Gerasenko V.P.

The content of the concept of territorial and sectoral regulation of relations in the region, including its general provisions, objectives, principles, mechanism of regulation of territorial and sectoral relations, methodological basis of zoning and monitoring of socio-economic development of the region.

It reflects the integration processes that contribute to solving problems regulation territorial and sectoral relations. Block is scheduled events requiring urgent solutions in the framework of the proposed regulation, the concept of territorial and sectoral relations in the region.

Purpose: Formation of the mechanism of sustainable development in the region through improved regulation territorial and sectoral relations.

Methodology: the concept of regulation of territorial-industrial relations, which are the basic elements of organizational and economic mechanism of the region and the methodological basis of zoning and monitoring of socioeconomic development of the region. We used multivariate analysis methods in the study of regional differentiation.

The results: Got development of the theoretical foundations of regulation of territorial-industry relations in the region.

Application of results: improving the efficiency of social and economic management of regions.

Keywords: territorial and industrial relations, organizational and economic mechanism of regional management, sustainable development of the region, zoning and monitoring of socio-economic development of the region, multivariate hundred-statistical analysis, cluster analysis, of committee analysis, analysis of variance, correlation and regression analysis, development index human potentials la factors of human development.

Введение. Диалектическое единство отраслевого и территориального управления обусловливает важность и сложность их гармоничного сочетания в управлении экономикой [1, с. 163]. Важность этой проблемы для Беларуси определяется, прежде всего: высокоразвитой многоотраслевой структурой производства; необходимостью решения широкого спектра взаимосвязанных социальных и экономических проблем на предприятиях, в учреждениях, регионах.

98

Економiчний вюник ушверситету | Випуск № 28/1

© Герасенко В.П., 2016

Постановка проблемы. Переходный этап реформирования национальной экономики характеризуется возникновением объективных потребностей в новом, менее централизованном хозяйственном механизме, реформированием отношений собственности и т.д., смещением процессов реализации социально-экономической политики на региональный уровень. Развитие региональных систем требует совершенствования регионального оэм управления. Региональные органы власти и управления несут основную ответственность за комплексное социально-экономическое развитие территорий, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности проживающего на их территории населения, развитие региональных экономик и формирование их эффективной структуры.

Произошедшие в переходный период изменения определяют необходимость возникновения новых подходов к управлению функционированием и развитием региональных социально-экономических систем и, прежде всего, их промышленных комплексов как структурообразующих отраслей экономики. В ходе реформирования экономики регионы эмпирическим путем разрабатывали адаптивные механизмы ее управления, адекватные изменившимся условиям хозяйствования.

Действующий механизм взаимодействия отраслей и местных органов власти чрезвычайно сложен и многообразен. Он включает в себя такие крупные элементы, как система экономических нормативов и стимулов, планирование развития регионов, координация деятельности отраслей, правовые, административные и другие отношения. В совокупности и во взаимодействии эти блоки представляют собой хозяйственный механизм, регулирующий все формы и методы взаимодействия отраслевых органов управления, предприятий и организаций с местными органами власти [2, с. 42].

Методология проведения работы. Достижение экономического роста промышленного производства невозможно без стимулирования эффективного инвестиционного процесса в приоритетные отрасли. Стимулирование инвестиций на мезоуровне позволяет учитывать особенности экономического развития регионов, локально ослаблять влияние негативных внешних факторов.

В нашем понимании регулирование экономического развития региона имеет целью формирование модели устойчивого экономического развития на основе совершенствования ОЭМ управления развитием регионального производственного комплекса, оптимизацию направлений его развития на максимальное поступление доходов в региональный бюджет.

В переходных условиях возрастает влияние региональных особенностей и факторов развития экономики на все стороны жизни общества. Недоучет региональных особенностей территориально-отраслевых отношений может привести к обострению противоречий в национальной экономике, к спаду производства и деформированию его структуры.

Поиск новых путей совершенствования экономических механизмов регулирования территориально-отраслевых отношений - основная задача экономического развития региона. В связи с этим необходима разработка научно обоснованной концепции их регулирования и создание таких механизмов, которые позволят активизировать экономический рост.

По нашему мнению территориально-отраслевые отношения представляют собой комплексную систему взаимоотношений и взаимодействий между отраслями производственного комплекса региона и его административно-территориальными образованиями, направленную на согласование интересов отдельных отраслей с интересами развития региона с последующей реализацией согласования. При этом процессы саморегулирования занимают доминирующее положение в управлении экономическими объектами.

Разработанная нами методология зонирования и мониторинга социально-экономического развития, включая экономическое кластерное зонирование, комитетное зонирование региональных систем, дисперсионный анализ изменчивости региональных экономических параметров, корреляционный анализ региональных факторов развития человеческого потенциала, позволит своевременно выявлять негативные тенденции в развитии региональных социально-экономических систем и хозяйствующих субъектов, принимать оптимальные управленческие решения по регулированию территориально-отраслевых отношений. Использование при зонировании и мониторинге регионального социально-экономического развития больших массивов статистической информации приближает применение экономико-математических моделей в их теоретической форме.

Методологические основы зонирования и мониторинга социально-экономического развития региона. В информационную основу проблемы экономического зонирования и мониторинга социально-экономического развития региона нами положены идеи построения индекса развития человеческого потенциала, предложенные статистической комиссией Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) [3]. При построении векторного критерия оптимизации регионального развития на областном и районном уровне принятия управленческих решений нами использованы официальные статистические материалы, опубликованные Министерством статистики и анализа Республики Беларусь [4-7]. В нашем представлении границы выделения изучаемого региона определяются целью социально-экономического исследования, придаваемой значимостью факторов развития человеческого потенциала и закономерностями их изменения. В качестве изучаемых регионов могут быть определены: территория государства в целом; административно-территориальные образования областного и городского уровней; территории по уровню радиоактивного загрязнения местности; территории с отличительными природными факторами (Белорусское полесье, климатические зоны и т.д.).

На современном уровне решение проблемы изучения социально-экономического развития региона должно осуществляться по двум взаимосвязанным направлениям:

1. Социально-экономическое зонирование [8, с. 127-132].

2. Создание мониторинга социально-экономического развития региона [9, 10].

В практической деятельности при принятии решений на региональном уровне широко используется экономическое зонирование по какому-либо одному приоритетному признаку (климатические зоны, плодородие земель, глубина промерзания, доходы населения, товарные рынки и т.д.). При более глубоком изучении данной проблемы обычно возникает необходимость выделения экономических зон в изучаемом регионе по некоторому интегральному признаку, который формируется из нескольких частных социально-экономических показателей. В общем случае возможны различные подходы к выделению таких приоритетных частных социально-экономических показателей и обоснованию их весовых характеристик.

Социально-экономические показатели, используемые в региональных исследованиях, обычно имеют вероятностную составляющую и определенное развитие в пространстве и времени. В практической деятельности отдельные показатели социально-экономического развития могут иметь опасные изменения, связанные с возникновением аварийных ситуаций (загрязнение природной среды, изменение климата и т.д.). Следовательно, возникает необходимость непрерывного отслеживания динамики изменения социально-экономических показателей развития региона и уточнения границ выделяемых экономических зон. Эта задача может быть решена на основе создания мониторинга социально-экономического развития региона.

Система зонирования социально-экономического развития региона в конечном итоге должна быть нацелена на оптимальное решение следующих основных задач:

1. Создание условий для развития человеческого потенциала.

2. Управление экологическим фактором с учетом возможностей рекреации природной среды и ресурсного потенциала.

3. Обоснование приоритетов в привлечении инвестиционных вложений по экономическим зонам и видам хозяйственной деятельности.

4. Оптимизация налогообложения с учетом региональных факторов.

Стремление к повышению степени обоснованности экономического зонирования и построению мониторинга социально-экономического развития региона в нашем представлении является сложной задачей, алгоритм решения которой должен быть многоэтапным. При этом на каждом этапе его реализации должны быть использованы соответствующие методы многомерного статистического анализа, которые должны быть чувствительны к изменению изучаемых параметров и характеристик исследуемых территорий. При этом результаты решения задачи на одном этапе используются в качестве входной информации для решения данной задачи на следующем этапе реализации алгоритма.

Для решения выделенных приоритетных экономических задач в региональном исследовании представляется целесообразным выделение следующих этапов реализации алгоритма зонирования и мониторинга социально-экономического развития региона:

1. Экономическое зонирование на областном уровне.

2. Анализ устойчивости границ выделения экономических зон.

3. Оценка существенности влияния изучаемых факторов на региональный интегральный показатель человеческого развития.

4. Корреляционный анализ региональных факторов развития человеческого потенциала.

При практическом осуществлении мониторинга социально-экономического развития региона данные этапы реализации алгоритма могут иметь различные временные интервалы в зависимости от динамики изменения социально-экономических показателей и состояния окружающей среды. При этом в качестве входной информации должны использоваться базы данных с непрерывным обновлением содержательной информации.

Как отмечалось выше, при построении региональных интегральных показателей социально-экономической эффективности за основу принят нами индекс человеческого потенциала, используемый в Программе развития Организацией Объединенных Наций (ПРООН) в качестве интегрального показателя оценки региона стран по уровню экономического развития [3]. Этот интегральный показатель детализируется при решении задач выделения экономических зон на областном и районном уровнях в соответствии с имеющимися возможностями получения исходных статистических данных. Соответственно данные интегральные показатели нами названы как «областной интегральный показатель человеческого развития» и «районный интегральный показатель человеческого развития».

Способы решения поставленной проблемы. Решение поставленной проблемы вызывает необходимость выхода за пределы изученного и ориентировки на новую парадигму регионального управления, основу которой должен составлять учёт качественных и количественных параметров, определяющих векторный критерий максимизации развития человеческого потенциала. При таком подходе предполагается, что направления и критерии совершенствования управления регионами будут соответствовать Программе развития ООН.

В качестве исходных положений настоящего исследования приняты следующие:

- переосмысление процесса и структуры регионального управления с позиции системного подхода, достижения теории и практики регионального управления и использования возможностей новых информационных технологий;

- интеграция социального, экономического и информационного направлений совершенствования регионального управления. На этой основе создание мониторинга по интегральному критерию или индексу развития человеческого потенциала, который учитывает продолжительность жизни, уровень грамотности, реальный доход на душу населения и т.д.;

- учёт основных воспроизводственных циклов региональной экономической системы; природных ресурсов, трудовых ресурсов, продовольственных ресурсов, социально-бытовых услуг, производственных услуг, информации и знаний, финансово-кредитных и денежных ресурсов, инвестиционно-строительного процесса, услуг рыночной инфраструктуры;

- прогнозирование возможных направлений развития социально-экономической ситуации для того, чтобы создавалась возможность оптимизации регионального управления, при которой можно было бы действие положительных факторов усилить, а действие отрицательных - ослабить.

Решаемая задача представлена как многомерная с рассмотрением проблемы человеческого потенциала, развивающаяся во времени и территориальном пространстве. В качестве входной информации используется значительное количество определяющих взаимосвязанных признаков, отражающих различные стороны развития человеческого потенциала.

Множество частных характеристик в данной задаче сводится к небольшому ряду обобщающих итогов, а в конечном результате - к одному интегрированному векторному критерию - индексу человеческого развития. Такой подход можно представить как разновидность векторной оптимизации на более высоком качественном уровне, когда традиционные подходы к свёртыванию локальных критериев эффективности не могут быть применены или же показывают ограниченность области их применения малоразмерными классическими задачами. Предлагаемый метод основан на применении многоэтапного алгоритма изучения массива социально-экономических показателей в следующей последовательности:

- экономическое зонирование на областном уровне с использованием метода кластерного анализа [11, 12];

- анализ устойчивости границ выделения экономических зон с использованием метода комитетов из группы таксономического анализа [13];

- оценка существенности влияния изучаемых факторов на региональный интегральный показатель человеческого развития с использованием дисперсионного анализа [14];

- корреляционный анализ региональных факторов развития человеческого потенциала, при котором используются результаты предыдущих трех этапов многомерного статистического анализа [15, 16].

В частном случае в зависимости от целей регионального исследования отдельные функциональные этапы мониторинга могут опускаться.

В общем случае предлагаемая методология мониторинга социально-экономического развития региона базируется на использовании многомерного экономико-статистического анализа [17, 18]. При этом отдельные этапы реализации предлагаемого алгоритма функционирования мониторинга можно рассматривать как разделы экономических вычислений, которые не изолированы, а проникают и переходят один в другой по информационным взаимосвязям.

Наиболее ярко отражают черты предлагаемого многомерного анализа в алгоритме мониторинга при классификации объектов кластерный и комитетный анализы, а в исследовании тесноты связи между факторами - корреляционный анализ. Все эти этапы реализации алгоритма мониторинга закономерно обусловлены развитием экономико-статистических методов и практики их применения. При этом создается возможность использования новых более эффективных возможностей для решения возникающих нетрадиционных многих региональных задач, какими не располагают традиционные подходы к решению данной региональной проблемы.

Последовательность решения данных задач многомерного экономико-статистического анализа в общем случае может быть различной в зависимости от целей исследования. В практических приложениях при рассмотрении проблемы экономического зонирования с более узких позиций некоторые из задач многомерного экономико-статистического анализа могут выпадать. При повышении глубины регионального исследования последовательность решаемых задач многомерного экономико-статистического анализа может выстраиваться в определенный алгоритм ее решения. Например, на основе результатов решения задач кластерного анализа для каждой из выделенных экономических зон может выполняться корреляционный и дисперсионный анализ.

Обратим внимание на взаимосвязь кластерного и комитетного анализов, которые в общем случае имеют одну и ту же цель экономического исследования - выделение сравнительно однородных экономических зон с учетом всего многообразия учитываемых факторов, формирующих индекс развития человеческого потенциала. Принципиальное различие между этими методами состоит в том, что кластерный анализ выделения экономических зон используется в более простых случаях, когда смежные экономические зоны могут быть разделены одной гиперплоскостью. Рациональная же область использования комитетного анализа определяется более сложными ситуациями, когда смежные экономические зоны не могут быть разделены одной гиперплоскостью и в этом случае возникает необходимость применить совокупность гиперплоскостей (комитет). Следовательно, комитетный анализ позволяет более детально подойти к выделению экономических зон с учетом их сложной конфигурации.

При принятии конечного решения по экономическому зонированию следует учитывать результаты всех частных задач многомерного статистического анализа и учитывать дополнительные факторы, отражающие местные специфические особенности и эффективность управления регионом.

Выполненное исследование показывает необходимость коренного изменения подходов к изучению социально-экономических параметров региона и обоснованию его экономического потенциала. В качестве критериев оценки эффективности функционирования региона предложено изучение во взаимосвязи факторов развития человеческого потенциала.

Следовательно, применение новых теоретических подходов к сущности и содержанию территориально-отраслевых отношений позволит эффективно управлять экономикой региона.

В основу предлагаемой концепции регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике региона положены следующие положения:

- взаимосвязь интересов территориального, отраслевого и хозяйственного подходов в управлении;

- приоритет человеческого фактора, выражающегося в повышении качества жизни населения;

- оптимизация распределения средств между уровнями территориального, отраслевого и хозяйственного управления;

- повышение значимости регионального уровня управления при создании и использовании местного экономического потенциала [19, с. 22-23]

В рамках предлагаемой концепции регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике региона требуется решения следующих задач:

- разработка организационно-экономического механизма управления регионом, основанного на оптимизационном подходе к системному единству управленческих функций по горизонтальным и вертикальным уровням принятия решений и ориентированного на развитие местного управления и самоуправление [20, 21; 22, с. 34; 23-27];

- разработка оптимальной территориальной и отраслевой структур региона, имеющих целью организацию выпуска, пользующихся спросом товаров народного потребления;

- формирование и использование фондов стабилизации, инноваций, занятости населения, пенсионного и социального страхования;

- восстановление оборонно-промышленного комплекса, активизация внешнеэкономической деятельности, предупреждение чрезвычайных ситуаций и т. д.;

- создание четких норм права, содержащих инновационные механизмы налогов, кредитования, таможенных пошлин и сборов и т. д.;

- повышение уровня жизни населения региона.

Основными принципами, регулирующими территориально-отраслевые отношения в свете предлагаемой концепции, являются: рациональное, наиболее эффективное размещение производств в малых городах; выравнивание уровней экономического и социального развития районов; комплексное развитие хозяйства районов; рациональное территориальное разделение труда между районами и в пределах их территорий.

Структурная схема механизма регулирования территориально-отраслевых отношений, как оптимальной интеграции ОЭМ управления промышленным комплексом и регионом, представлена на рис. По своему содержанию она включает в себя семь локальных механизмов, интегрированных в совокупный ОЭМ управления промышленным комплексом, и взаимодействующие с ним региональные ОЭМ управления.

Регулирование территориально-отраслевых отношений основывается на применении следующих экономических механизмов: рыночного саморегулирования, возмещения ущерба, договорных отношений, ценовой политики, самофинансирования, децентрализации переходной экономики, государственного регулирования, конкуренции и др.

Механизм государственного регулирования территориально-отраслевых отношений, призван:

- способствовать формированию и развитию рынка, не препятствуя интенсивному становлению прямых межгосударственных и межрегиональных экономических связей;

- обеспечивать жесткие нормы природопользования и охраны окружающей среды и т. д.

Процесс самоорганизации территориально-отраслевых отношений можно представить как функционирование рыночного механизма с большим количеством правил отбора организационных структур и путей их дальнейшего развития.

При этом государственное регулирование является одним из важнейших механизмов регулирования территориально-отраслевых отношений. Вместе с тем найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования очень непросто, однозначных подходов и критериев решения этой проблемы экономической наукой и практикой до настоящего времени не найдено. В связи с чем, следует постоянно выявлять возникающие тенденции и адекватно на них реагировать.

Формирование нового регионального хозяйственного механизма необходимо нацелить на создание благоприятных условий для развития малого бизнеса как гибкой, быстро приспосабливающейся к потребительскому спросу, чувствительной к нововведениям и новым технологиям форме хозяйствования.

Как считают А.С. Емельянов, В.Ф. Беседин, Е.Д. Клименко и др., совершенствование хозяйственного механизма в системе отношений «отрасль - регион» связано с выработкой не только организационных,

административных мер, но и экономических методов регулирования этих отношений, которые ныне еще не упорядочены в систему и действуют в ней изолированно [2, с. 43].

Решению основных задач регулирования территориально-отраслевых отношений будут способствовать следующие интеграционные процессы:

- углубление взаимоотношений и взаимодействий в производственной и инвестиционной сферах;

- объединение научных, образовательных потенциалов, формирование общего научно-технологического пространства;

-инвестирование развития социально значимых отраслей экономики и сферы услуг на основе льготного кредитования, субсидий, таможенных и импортных квот, налоговых льгот, тарифной защиты, введения государственного заказа на поставку сырья для производства социально значимой продукции, организации продажи отечественных товаров народного потребления в кредит при одновременной государственной поддержке развития фирменной торговли, заготовительной кооперации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- создание современной маркетинговой рыночной инфраструктуры;

- загрузка производственных мощностей оборонных заводов на основе государственного заказа и кредитов на поставку оборудования по импортному замещению;

- формирование рынка инновационных технологий, замещение импорта оборудования отечественным в результате приоритетного развития предприятий машиностроения за счет государственной поддержки производителей.

С целью решения накопившихся проблем, концепция регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике региона, направлена на реализацию следующих мероприятий:

- снижение материало- и энергоемкости производства;

- пересмотр механизмов управления экономикой регионов, разработка концепции инвестиционной привлекательности, сроков реструктуризация задолженности предприятий и др.;

-изменение налоговой политики, позволяющее стимулировать повышение активности предпринимательской деятельности, малого бизнеса, научно-инновационной деятельности;

- усиление роли государства в активизации научно-технического потенциала, концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития экономики;

- проведение инвентаризации и определение необходимых мер по модернизации основного капитала всех отраслей экономики;

- приоритетное развитие производства новых машин и оборудования для социально значимых отраслей экономики и сферы услуг;

-расширение регионом межрегиональных и внешнеэкономических связей, создание льготных условий для развития экспортного производства, освобождение от уплаты местных и государственных пошлин на устанавливаемое импортное оборудование для производства товаров на экспорт;

- освобождение от уплаты экспортных пошлин (или их компенсация местным бюджетом) на определенный срок, необходимый для освоения новой экспортной продукции;

- поддержку развития приграничной торговли;

- выделение специальных премий местными органами власти предприятиям, которые в течение определенного периода получили от реализации на внешнем рынке товаров и услуг наибольший доход в иностранной валюте;

- улучшение инвестиционного климата в регионе. С этой целью:

- законодательная защита частных инвестиций и введение государственных гарантий их возврата;

- привлечение иностранных инвестиций путем введения обязательного государственного страхования и создания финансового механизма возврата валютных доходов;

- законодательное обеспечение ипотечного кредитования жилья, инвестирования малого предпринимательства, предоставления гарантий возврата вложенных средств населению;

- вовлечение в реальный сектор экономики сбережений населения;

-возрождение и умножение трудового потенциала;

-вложение средств в повышение интеллектуального потенциала и улучшение качества социальной и экологической среды обитания человека;

- формирование рынка инноваций и высоких технологий;

- устойчивый экономический рост;

- зонирование и мониторинг социально-экономического развития регионов и хозяйствующих субъектов.

При регулировании территориально-отраслевых отношений регионов посредством планирования,

программирования, распределения и др., на наш взгляд, следует учитывать влияние следующих факторов: состояние развития экономики, природно-ресурсный потенциал, отраслевая структура экономики, исторически сложившаяся специализация, стратегия социально-экономического развития.

Оптимизация соотношения между отраслями рыночной специализации; отраслями, дополняющими территориальный комплекс, т. е. обеспечивающими как потребность ведущих отраслей, так и нужды населения, отраслями сферы услуг может быть достигнута на основе составления отраслевых и региональных балансов.

Знание механизмов регулирования территориально-отраслевых отношений расширяет возможности их применения в экономике регионов, будет способствовать устойчивому развитию регионов. С этой целью нами проведено исследование теоретических аспектов управления устойчивым развитием региона, зонирование и мониторинг социально-экономического развития региона, направленное на более глубокое изучение особенностей территориально-отраслевых отношений.

Выводы. Сформулирована концепция регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе. Определены основные механизмы регулирования территориально-отраслевых отношений, обоснованы их роль и место в экономике региона.

В рамках авторской концепции разработана методология зонирования и мониторинга социально-экономического развития региона, основанная на использовании методов многомерного анализа в исследовании региональной дифференциации.

Получило развитие содержание организационно-экономического механизма управления регионом.

Определены интеграционные процессы, способствующие решению задач регулирования территориально-отраслевых отношений. Обозначен блок мероприятий, требующих безотлагательного решения в рамках предложенной концепции регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе.

Список использованных источников

1. Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник. - М.: Финансы, 1998. - 224 C.

2. Региональная экономика: планирование, прогнозирование, управление //А.С. Емельянов, В.Ф. Беседин, Е.Д. Клименко и др.; Отв. ред. В.Ф. Беседин; Госплан УССР. НИЭИ. - Киев: Наук. думка, 1989. - 272 с.

3. Доклад о развитии человека за 2002 год. Издано по заказу Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) - Нью-Йорк: Оксфорд Оксфордюниверсити пресс, 2002.

4. Денежные доходы и расходы населения Республики Беларусь. Статистический сборник. - Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2014.

5. Труд и занятость в Республике Беларусь. Статистический сборник. - Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2013.

6. Финансовые результаты предприятий и организаций Гомельской области за январь-декабрь 2014 года Статистический сборник. - Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2014.

7. Финансы Гомельской области. Статистический сборник. - Гомель: Гомельское областное управление статистики, 2014.

8. Герасенко В. П. Формирование механизма устойчивого развития региона. Монография. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 224 с.

9. Герасенко В. П. Методология зонирования и мониторинга социально-экономического развития региона. Монография. Депонирована в фонде ГУ «БелИСА» 18.01.2008 г. №Д20082. - 293 с.

10. Герасенко В.П., Герасенко П.В. Зонирование и мониторинг социально-экономического развития региона // Российское предпринимательство. - М.: Креативная экономика, 2008. - №8 (Выпуск 1). - 84-87.

11. Герасенко В. П., Герасенко П.В. Кластерное зонирование по факторам развития человеческого потенциала // Вопросы статистики. - М., 2006. - №9. - С. 61-66.

12. Герасенко В. П. Кластерное зонирование по факторам развития человеческого потенциала в Беларуси //Вестник Белорусского государственного экономического университета. - Мн.: БГЭУ, 2004. -№6 (47). - С. 33-40.

13. Герасенко В. П. Комитетное зонирование региональных систем // Государственная служба. -М, 2008. - №4 (54). - 124-127.

14. Герасенко В. П. Дисперсионный анализ региональных экономических параметров // Вопросы статистики. - М., 2005. - №12. - С. 29-31.

15. Герасенко В. П. Корреляционный анализ региональных факторов развития человеческого потенциала (на примере Республики Беларусь) // Труды БГТУ. Сер. VII. Экономика и управление. - Мн.,

2004. Вып. XII. - С. 429-433.

16. Герасенко В.П., Герасенко П.В. Корреляционный анализ региональных факторов развития человеческого потенциала //Государственная служба. - М., 2007. - №2(46). - С. 137-142.

17. Методы многомерного анализа в исследовании региональной дифференциации // Вопросы статистики. - М, 2004. - №11. - С. 48-57.

18. Герасенка У. П. Тэарэтычныя асновы шматмернага анализу фактарау развцця чалавечага патэнцыялу (на прыкладзе Гомельскай вобласцi) // Известия НАН Беларуси. Серия гуманитарных наук. -Мн., 2005. - №4. - С. 54-62.

19. Герасенко В.П. Формирование механизма устойчивого развития региона. Монография. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 224 с.

20. Герасенко В.П. Развитие экономической теории стратегического управления регионом // Агроэкономика. - Мн.: Государственное научное учреждение «Институт аграрной экономики Национальной академии наук Беларуси, 2004. - №7. - С. 8-9.

21. Герасенко В.П. Тенденции развития механизма управления регионом // Агроэкономика. - Мн.: Государственное научное учреждение «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси»,

2005. - №11. - С. 5-7.

22. Герасенко В.П. Формирование механизма устойчивого развития региона. Монография. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 224 с.

23. Герасенко В.П. Приоритетные направления в современной региональной экономической интеграционной политике: геоэкономический подход // Безопасность Евразии. - М., 2006. - №1. - С. 346-355.

24. Герасенко В.П. Новая парадигма структурной трансформации организационно-экономического механизма управления регионом // Вестник Учреждения образования «Витебский государственный технологический университет». Одиннадцатый выпуск/ УО «ВГТУ». - Витебск, 2006. - №11. - С. 94-97.

25. Герасенко В.П. Совершенствование организационно-экономического механизма управления регионом // Весн/'к Маг'теускага дзяржаунага у^верс'тэта iмя А.А. Куляшова. - 2006. - №1(23). - С. 69-78.

26. Герасенко В.П. Новая парадигма структурной трансформации организационно-экономического механизма управления регионом // Проблемы управления. - 2010. - №1 (34). - С. 104-110.

27. Герасенко В.П. Развитие структуры механизма управления регионом //Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов : Переяслав-Хмельницкий: ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», 2015. - Вып. 27/1. - С. 37-44.

References

1. The territorial management of the economy: The dictionary catalog. - M.: Phi Nancy, 1998. - 224 c.

2. Regional economy: planning, forecasting, management // AS Emelianov, VF Besedin, ED Klimenko, etc .; Ans. Ed. VF Besedin; State Planning Committee of the USSR. INAH. - Kiev: Science. Dumka, 1989. -272 c.

3. Human Development Report for 2002. Published for the devel-opment of the Programme of the United Nations (UNDP) - New York: Oxford Oksfor-dyuniversiti Press, 2002.

4. Money incomes and expenditures of the Republic of Belarus. Statistical-sky collection. - Mn .: Ministry of Statistics and Analysis of Belarus, in 2014.

5. Work and employment in the Republic of Belarus. Statistical Yearbook. - Mn .: Ministry of Statistics and Analysis of Belarus, in 2013.

6. The financial results ofenterprises and organizations of Gomel region for January-December2014 Statistical Yearbook. - Gomel Gomel Regional Department of Statistics, 2014.

7. Finance Gomel region. Statistical Yearbook. - Gomel Gomel-mechanical Provincial Department of Statistics, 2014.

8. Gerasenko VP Formation of the mechanism of sustainable development of the region. Monograph. - Mn .: BSEU, 2005. - 224 p.

9. Gerasenko VP Methodology zoning and monitoring of socio-economic development of the region. Monograph. Deposited in the fund GU «Beli-CA» №D20082 of 18.01.2008. - 293.

10. Gerasenko VP Gerasenko PV Zoning and monitoring of socio-economic development of the region // Russian Entrepreneurship. - M.: Crea-tive Economy, 2008. - №8 (Issue 1). - 84-87.

11. Gerasenko VP Gerasenko PV Cluster zoning factors devel-opment of human potential // Questions of Statistics. - M, 2006. - №9. - S. 61-66.

12. Gerasenko VP Cluster zoning development factors cheloveche-sky potential in Belarus // Bulletin of the Belarusian State Economical-University. - Mn .: BSEU, 2004. - №6 (47). - S. 33-40.

13. Gerasenko VP Zoning of committee of regional systems // Sovereign civil service. - M., 2008. - №4 (54). - 124-127.

14. Gerasenko VP ANOVA regional economic pas parameters // Questions of Statistics. - M., 2005. - №12. -S. 29-31.

15. Gerasenko VP Correlation analysis of regional factors of human development (on the example of the Republic of Belarus) // Proceedings BSTU. Ser. VII. Economics and Management. - Mn., 2004. Vol. XII. - S. 429433.

16. Gerasenko VP Gerasenko PV Correlation analysis of regional factors of human development // public service. - M., 2007. - №2 (46). - S. 137-142.

17. The methods of multivariate analysis in the study of regional differentiation-ciation // Questions of Statistics. - M, 2004. - №11. - S. 48-57.

18. Gerasenko WP Tearetychnyya ASNOVA shmatmernaga analizu faktarau razvitstsya chalavechaga patentsyyalu (on prykladze Gomelskay voblastsi) // Proceedings of National Academy of Sciences. Series of the humanities. - Mn., 2005. - №4. - S. 54-62.

19. Gerasenko VP Formation of the mechanism of sustainable development of the region. Monograph. - Mn.: BSEU, 2005. - 224 p.

20. Gerasenko VP The development of economic theory, the strategic managing of the region // Agricultural economy. - Mn .: State Scientific Institution «Institute of Agrarian Economics tute National Academy of Sciences of Belarus, 2004. - №7. - P. 8-9.

21. Gerasenko VP Tendencies of development of the mechanism of management of region // Agricultural economy. - Mn .: State Scientific Institution «Institute of Economics of the National Academy of Sciences of Belarus», 2005. - №11. - P. 5-7.

22. Gerasenko VP Formation of the mechanism of sustainable development of the region. Monograph. - Mn.: BSEU, 2005. - 224 p.

23. Gerasenko VP Priority directions in modern regional economic integration policy: geo-economic approach // Security of Eurasia. - M, 2006. - №1. - S. 346-355.

24. Gerasenko VP The new paradigm of the structural transformation of the organization Onno-economic mechanism of management of region // Herald institutions Obra-tion «Vitebsk State Technological University.» Odinnadtsa-th edition /EE «VSTU.» - Vitebsk, 2006. - №11. - S. 94-97.

25. Gerasenko VP Perfection of the organizational-economic mechanism me-regional management // Vesnik Magileuskaga dzyarzhaunaga universiteta imya AA Kulyashova. - 2006. - №1 (23). - S. 69-78.

26. Gerasenko VP The new paradigm of the structural transformation of the organization Onno-economic mechanism of management of region // Problems of management. - 2010. - №1 (34). - S. 104-110.

27. Gerasenko VP Development of the structure of the mechanism of management of region // Economic Bulletin of the University. Collection of scientific works of scientists and postgraduates-ing: Pereyaslav-Khmelnitsky: SHEI «Pereyaslav-Khmelnitsky State of Pedagogical University named Gregory Pans», 2015. - Vol. 27/1. - S. 37-44.

ДАН1 ПРО АВТОРА

Герасенко Володимир Петрович, доктор eK0H0Mi4HMx наук, доцент Бторуський державний економiчний ушверситет пр. Партизанський 26, м. Мшськ, 220070 e-mail: gerasenko [email protected]

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Герасенко Владимир Петрович, доктор экономических наук, доцент Белорусский государственный экономический университет пр. Партизанский 26, г. Минск, 220070 e-mail: gerasenko [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR

Vladimir Gerasenko, Doctor of economics,

Belarus State Economic University

6, Partizanski Av, Minsk, 220070, Republic of Belarus

e-mail: gerasenko [email protected]

УДК 314.17:331.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ЗАЙНЯТОСТ1 ТА БЕЗРОБ1ТТЯ НА РИНКУ ПРАЦ1

Коваль С.П.

Предметом статт'1 е досл'дження полiтики зайнятост/ населення в Укран, спрямованоУ на забезпечення державного регулювання процесу безробття в сучасних умовах розвитку ринку пращ.

Для аналзу законодавчоУ бази УкраУни у сферi зайнятост/ та УУ порiвняння з мiжнародними рекомендацями використовувались загальнонауков та спецiальнi методи досл'дження: анал'зу та синтезу, аналоги та порiвняння, експертних оцнок тощо.

Результати роботи. Проведено аналiз законодавчоУ бази державного регулювання безробття населення в УкраУш. Здшснено огляд вiтчизняноУ державно)' полiтики у сферi зайнятост/ з питань безробття, а також м1'жнародного досв/'ду державного регулювання цеУ сфери, та надано пропозиц(У щодо )) удосконалення з урахуванням м жнародних норм рекомендац й.

Результати досл'дження можуть бути використанi вс'ша зацкавленими сторонами, у тому числ/ органами державно)' виконавчоУ влади при вдосконаленн механ1'зм1в реалiзацiУ соцально-економ'нно'У полiтики зайнятост/ та державного регулювання ринку прац УкраУни.

Висновки. На сьогодн законодавча база державного регулювання безробття залишаеться все ще недосконалою. Удосконалення чинного законодавства з метою б льш ч ткого визначення в дносин на ринку прац дозволять ютотно скоротити тньову зайнятсть / сприятимуть соцальному захисту безробтних.

Розв'язання цих та багатьох нших завдань у напрямку зменшення безробття полягае у використаннi рекомендацш МiжнародноУ органзаци' прац (МОП) та врахуванн нацюнальних особливостей стану ринку прац¡, а також пов'язане з удосконаленням нормативно-правовоУ бази регулювання безробття населення.

Ключов'1 слова: державне регулювання, безробття, зайнятсть населення, ринок прац, законодавча база, мiжнароднi нормативи, полтика соцального захисту.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЫНКЕ ТРУДА

Коваль С.П.

Предметом статьи является исследование политики занятости населения в Украине, направленной на обеспечение государственного регулирования процесса безработицы в современных условиях развития рынка труда.

Для анализа законодательной базы Украины в сфере занятости и ее сопоставления с международными рекомендациями использовались общенаучные и специальные методы исследования: анализа и синтеза, аналогии и сопоставления, экспертных оценок и др.

Результаты работы. Проведен анализ законодательной базы государственного регулирования безработицы населения в Украине. Осуществлен обзор отечественной государственной политики в сфере занятости по вопросам безработицы, а также международного опыта государственного регулирования этой сферы, и предоставлены предложения относительно ее усовершенствования с учетом международных норм и рекомендаций.

Результаты исследования могут быть использованы всеми заинтересованными сторонами, в том числе органами государственной исполнительной власти при усовершенствовании механизмов

© Коваль С.П., 2016

Економiчний вюник ушверситету | Випуск № 28/1

107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.