Научная статья на тему 'Разработка стратегий выравнивания территориальной асимметрии качества жизни в системе региональной политики'

Разработка стратегий выравнивания территориальной асимметрии качества жизни в системе региональной политики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕЙТИНГ / ПОКАЗАТЕЛИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ / QUALITY OF LIFE / TERRITORIAL ASYMMETRY / REGIONAL POLICY / CLUSTER ANALYSIS / RATING / ACTIVITIES OF DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маслакова Любовь Александровна

В статье предложен механизм формирования стратегии выравнивания территори-альной асимметрии качества жизни в системе региональной политики, основанный на методике измерения дифференциации субъектов РФ по качеству жизни. Данная мето-дика включает применение методов кластерного анализа и рейтингования регионов в разрезе интегральных составляющих качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the mechanism of working out strategy measures directed on re-duction of territorial quality of life asymmetry in the regional policy system. This mechanism is based on the measurement procedure of the differentiation in the quality of life among population in the subjects of the Russian Federation. The procedure includes the application of cluster analysis and rating building methods in the context of integral components of the quality of life.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегий выравнивания территориальной асимметрии качества жизни в системе региональной политики»

Л. А. Маслакова

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ВЫРАВНИВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация

В статье предложен механизм формирования стратегии выравнивания территориальной асимметрии качества жизни в системе региональной политики, основанный на методике измерения дифференциации субъектов РФ по качеству жизни. Данная методика включает применение методов кластерного анализа и рейтингования регионов в разрезе интегральных составляющих качества жизни.

Annotation

The article considers the mechanism of working out strategy measures directed on reduction of territorial quality of life asymmetry in the regional policy system. This mechanism is based on the measurement procedure of the differentiation in the quality of life among population in the subjects of the Russian Federation. The procedure includes the application of cluster analysis and rating building methods in the context of integral components of the quality of life.

Ключевые слова

Качество жизни, территориальная асимметрия, региональная политика, кластерный анализ, рейтинг, показатели дифференциации.

Key words

Quality of life, territorial asymmetry, regional policy, cluster analysis, rating, activities of differentiation.

Изучение мирового опыта свидетельствует, что решение проблемы обоснования и реализации государственной региональной социальноэкономической политики лежит лишь на пути Парето-оптимального сочетания экономической эффективности производственной деятельности и социальной справедливости территориального распределения созданных благ и услуг как двух взаимоувязанных целей высокого уровня агрегации. Одним из важных ориентиров такой политики должен являться интегральный показатель качества жизни, а важнейшим требованием к инструментарию его оценки - соответствие кругу решаемых аналитических задач, прежде всего, задаче ликвидации наиболее острых региональных диспропорций и постепенного снижения диф-

ференциации российских регионов по данному параметру.

Разработка стратегии выравнивания территориальной асимметрии качества жизни включает четыре взаимосвязанных этапа.

I. Обоснование интеграль-

ной структуры регионального качества жизни.

II. Измерение степени диф-

ференциации регионов по интегральным составляющим качества жизни:

- определение приоритетных задач региональной социально-

экономической политики, направленных на решение проблемы выравнивания территориальной дифференциации агрегированных компонент качества жизни;

- выбор и обоснование количественных показателей эффективно-

сти и результативности решения задач сокращения асимметрии интегральных составляющих качества жизни;

- кластеризация регионов по эффективности решения задач в разрезе основных компонент качества жизни;

- расчет рейтингов региональных кластеров в разрезе интегральных составляющих качества жизни;

- вычисление показателей вариации рейтингов и оценка с их помощью степени дифференциации регионов по интегральным составляющим качества жизни.

III. Типологизация регионов по эффективности решения задач сокращения асимметрии качества жизни и выявление роли отдельных показателей в формировании интегральных кластеров качества жизни.

IV. Обоснование стратегии сокращения региональной асимметрии качества жизни.

Решение проблемы снижения асимметрии субъектов РФ по качеству жизни осложняется многоаспектностью данного понятия, отсутствием общепризнанной формализованной структуры и пригодного для любых сопоставлений набора индикаторов. В характеристиках данного термина в разных пропорциях отражается уровень, условия жизни и качество населения. Понимая под качеством жизни совокупность жизненных ценностей, характеризующих структуру потребностей, виды деятельности и условия существования человека, удовлетворенность людей жизнью, социальной и окружающей средой и представляющих возможности для индивидуального развития личности с учетом влияния процессов территориального социальноэкономического развития региона, определим структуру качества жизни в виде таких взаимодействующих интегральных компонентов, как [1]:

- качество населения, объединяющее в себе такие его свойства,

как: ожидаемая продолжительность

жизни, уровень образования, квалификация, рождаемость и смертность, брачность и т. п.;

- уровень благосостояния населения, включающего основные показатели уровня жизни и отражающего степень удовлетворения его материальных и духовных потребностей (реальные доходы, их дифференциация, уровень потребления благ и услуг и т.п.);

- качество социальной сферы, отражающее уровень условий труда, социальной защиты, инновационного потенциала и т. п.;

- качество окружающей среды, аккумулирующее данные о загрязнении воздушного пространства, воды, о качестве почвы, уровне биоразнообразия и т. п..

Характеристики данных агрегированных составляющих могут быть использованы в качестве критериев оценки результатов социальноэкономического развития субъектов РФ и страны в целом, отражающих степень эффективности управления регионом в той сфере деятельности, к которой относится данный конкретный компонент.

Для того чтобы интегральные составляющие качества жизни имели адекватное количественное выражение, необходимо разработать систему статистических показателей, характеризующих наиболее полно в количественной форме межрегиональную асимметрию и отвечающих следующим требованиям:

- выбору или возможности

расчета на основании стандартных показателей государственной статистики;

- минимизации числа индикаторов путем селекции наиболее адекватного из множества показателей по конкретному компоненту;

- способности индикаторов

отражать территориальные различия и динамику исследуемого компонента качества жизни;

- соответствию системы показателей направлению регионального развития;

- максимальной информативности результатов для целей принятия управленческих решений.

Показатели, отобранные согласно приоритетным задачам региональной социально-экономической политики,

направленным на решение проблемы снижения территориальной асимметрии качества жизни, выделенным в соответствующих законодательных актах3(таб-лица 1), унифицированы по 10-балльной шкале и использованы для реализации кластерного анализа субъектов РФ по качеству жизни, что позволило затем измерить дифференциацию регионов по качеству жизни путем расчета рейтингов региональных кластеров в соответствии с формулой (1) и показателей вариации рейтингов (таблица 2) (см. ниже):

пк

Як = —-----, (1)

у пк

где Як - рейтинг класса у к-го интегрального свойства качества жизни, х'к - среднее значение /-го унифицированного количественного показателя к-го интегрального свойства в кластере у,

пк - число показателей к-го интегрального свойства, к = 1,4 .

3 Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. N 803, «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. N 1662-р; Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» от 11 октября 2001 г., «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» от 30 июня 2005 года

В качестве показателей асимметрии взят коэффициент вариации и отношение максимального значения рейтинга к минимальному. Совокупность считается однородной, если коэффициент вариации не превышает 33%, поэтому согласно данным таблицы 2 субъекты РФ по всем интегральным компонентам качества жизни являются разнородными. На основании значений показателей асимметрии можно отметить, что наибольшие различия между регионами наблюдаются по качеству окружающей среды: данную асимметрию следует охарактеризовать как сверхвысокую. Очень высокую дифференциацию демонстрируют субъекты РФ по уровню благосостояния, далее следует асимметрия по качеству социальной сферы. Наименьшие различия регионов наблюдаются по качеству населения.

Типологизация субъектов РФ по эффективности решения отдельных задач сокращения асимметрии качества жизни методом кластерного анализа выявила 5 классов, на основании содержательной интерпретации которых определены проблемные направления формируемой стратегии: класс 1 - регионы-лидеры по данному параметру; класс 2 - регионы со значениями выше среднероссийского; класс 3 - регионы-середняки; класс 4 - регионы, демонстрирующие значения ниже среднероссийского; класс 5 - регионы-

аутсайдеры, задача не решена.

Например, анализ классов субъектов РФ по качеству населения показал, что наибольшее значение рейтинга присвоено федеральным центрам г. Москвы и г. Санкт-Петербурга (таблица 3). Они являются абсолютными лидерами по уровню образования, значительно опережая следующие за ними регионы. В этих субъектах РФ зафиксирован очень низкий уровень заболеваемости по сравнению с остальными регионами. Проблема старения особенно остро проявляется в г. Санкт-Петербурге, имею-

щем высокое значение коэффициента демографической нагрузки, г.Москва демонстрирует среднее значение этого показателя. В целом можно отметить,

что оба федеральных центра являются регионами-лидерами по качеству населения с выраженной проблемой старения

Таблица 1. Показатели интегральных свойств качества жизни (по статистическим данным за 2007 г. [5])

Задачи социально-экономической региональной политики Показатели Региональные различия

Качество населения max min

Снижение темпов естественной убыли населения, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, сохранение и укрепление здоровья населения Обобщенный показатель заболеваемости4 (УЗ), % 24,4 4,5

Противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации Коэффициент демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста (КДН), чел. 44 І І 04

Создание системы образовательных проектов, направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов Доля имеющих высшее образование среди экономически активного населения (УОбр), % 25,9 3,6

Уровень благосостояния

Повышение конкурентоспособности экономики региона, повышение производительности труда Валовой региональный продукт на 1 занятого в экономике, тыс. руб. І 004 85,6

Снижение уровня бедности Доля населения с душевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, % Є 1,9 І0,І

Сдерживание процесса имущественного расслоения Коэффициент фондов, раз 38,6 1,6

Стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения Отношение среднедушевых денежных доходов домохозяйств к прожиточному минимуму, % 1І6,5 І 3 5,4

Формирование рынка доступного жилья, повышение его качества Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (не учитывается ветхий и аварийный жилищный фонд), м2 28,32 8,54

Качество социальной сферы

Решение проблемы выравнивания ситуации в сфере занятости населения Уровень занятости, % 15,5 2І,8

4Рассчитан согласно методике, предложенной Тихомировым Н. П. [6].

Продолжение таблицы 1

Регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов Коэффициент миграционного прироста на 10000 человек населения, чел. 82 -154

Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий Доля внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП,% 5,68 0,02

Качество окружающей среды

Значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека Среднедушевой экономический ущерб здоровью от загрязнения окружающей среды5, руб. 3684 46,27

Таблица 2. Показатели асимметрии интегральных компонент качества жизни (по статистическим данным за 2007 г. [5])

Интегральные компоненты качества жизни Рейтинг Кратн ость, Коэффициент вариации, % Интерпретация асимметрии

тах тіп

Качество населения 7,60 3,96 1,92 33,8 Достаточно высокая

Уровень благосостояния 7,49 1,99 3,89 41,8 Очень высокая

Качество социальной сферы 8,01 2,33 3,44 37,2 Высокая

Качество окружающей среды 8,99 0,87 10,37 58,4 Сверхвысокая

Таблица 3. Регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры по качеству населения

(по статистическим данным за 2007 г. [5])

УЗ КДН УОбр

Группы регионов Рейтинг Субекты РФ УЗ, % Класс КДН, чел. Класс УОбр, % Класс

Регионы- лидеры г. Москва 6,168 1 338 3 25,994 1

7,603 г. Санкт-Петербург 7,275 1 379 4 21,015 1

Ярославская область 12,035 3 389 4 11,24 3

Республика Карелия 15,706 5 297 3 10,903 3

Регионы- 3,964 Архангельская область 13,213 4 289 3 8,95 4

аутсайдеры Республика Башкортостан 12,839 4 300 3 8,395 4

Республика Марий Эл 13,292 4 283 3 12,279 2

Удмуртская Республика 13,305 4 277 3 8,882 4

5 Рассчитан согласно методике, предложенной в [3]

Продолжение таблицы 3

Чувашская Республика 14,963 5 306 3 10,053 3

Нижегородская область 15,691 5 380 4 12,107 2

Пензенская область 14,039 4 383 4 10,057 3

Курганская область 15,849 5 348 4 6,788 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Хакасия 14,352 4 268 2 8,19 4

Алтайский край 15,403 5 313 3 10,037 3

Красноярский край 13,720 4 265 2 10,628 3

Иркутская область 14,344 4 267 2 11,374 3

Томская область 13,305 4 257 2 13,402 2

Исходя из этого, стратегия преодоления асимметрии качества жизни в данной группе регионов должна опираться, прежде всего, на меры регулирования демографического развития, куда входят:

- создание системы формирования, активного сохранения, укрепления или восстановления здоровья людей, реализации потенциала здоровья людей для ведения активной профессиональной, социальной и личной жизни;

- предоставление социально-экономических условий, при которых родители могли бы полностью реализовать свою потребность в детях и успешно воспитать двоих и более детей;

- обеспечение соответствия количественных и качественных характеристик миграционных потоков целям социального и экономического развития;

более полное использование трудового потенциала лиц предпенсионного и младшего пенсионного возраста, а также создание условий, обеспечивающих продолжительную, активную жизнь лиц пожилого возраста.

Регионы-аутсайдеры по качеству населения демонстрируют высокий и

очень высокий уровень заболеваемости (кроме Ярославской области со средним значением данного параметра). В этой группе большинство регионов имеют средние и высокие значения коэффициента демографической нагрузки. Исключение составляют: Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская и Томская области (с низкими значениями показателя старения населения). Практически все субъекты демонстрируют средний, низкий и очень низкий уровень образования (кроме Томской, Нижегородской областей и Республики Марий Эл с высокими значениями этого параметра). Регионы данного кластера можно назвать проблемными по качеству населения. Таким образом, стратегия выравнивания дифференциации качества населения для данной группы регионов должна ориентироваться на мероприятия по сокращению асимметрии уровней здоровья и образования, а также по противодействию ухудшения демографической ситуации, куда входят:

- модернизация медицинской помощи, санитарно-

эпидемиологической службы, последовательная реализация законодательства о медицинском страховании в полном объеме;

- разработка комплекса мер по обеспечению экологической безопасности;

- обеспечение доступности качественного образования, а также повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

- снижение смертности, особенно населения в трудоспособном возрасте;

- содействие созданию благоприятных социальных, материальных и морально-психических условий для формирования семьи, повышению рождаемости и улучшению условий воспитания детей.

Библиографический список

1.Айвазян С.А. Анализ синтетических категорий качества жизни населения субъектов Российской Федерации: их измерение, динамика, основные тенденции // Уровень жизни населения регионов России. 2002. №11.

2.Лазарева Е.И. Качество жизни как со-

циальный ресурс инновационного мезо-экономического развития населения // Региональная экономика: теория и

практика. 2008. №13(70).

3. Лазарева Е.И., Косолапова Н.А., Пашкова А.Ю., ШальА.В. Модели экологической ориентации государственночастных стратегий инвестирования человеческого капитала в инновационной экономике. Ростов н.Д: Изд-во ЮФУ, 2008.

4.Ниворожкина Л.И., Арженовский С.В. Многомерные статистические методы в

экономике. М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н.Д: Наука-Спектр, 2007.

5.Регионы России. Социальноэкономические показатели: стат. сб. М.: Росстат, 2008.

6. Тихомиров Н. П. Социальноэкономические проблемы защиты природы. М.: Экология, 1992.

Bibliographic list

1.Aivazian S.A. Analysis of synthetic categories of the quality of life of the population in the subjects of the Russian Federation // The standard of living of the population of regions of Russia. 2002. №11

2.Lazareva E.I. The quality of life as the social resource of the innovation mesoeconomic development of the population // Regional economics: theory and practice. 2008. №13(70).

3.Lazareva E.I.., Kosolapova N.A., Pashkova A.Y., Charles A.V. Models of the ecological orientation of state-private strategies of the investment of human capital in the innovation economics. Rostov-on-Don: Publishing house of SFedU, 2008.

4.Nivorozhkina L.I., Argenovckiy S.V. Multivariant Statistical Methods in Economy. М.: Publishing House- Trading Corporation «Dashkov and Со»; Rostov-on-Dоn: Sciencespectrum, 2007.

5.Tikhomirov n. P. Social and economic problems of the environmental protection. M.: Ecology, 1992.

6.Regions of Russia. Social and Economic Indicators. Stat. Volume. M.: Rosstat. 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.