ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА К ПРОЦЕССУ ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ФОРМИРУЮЩЕ-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВУЗА Ени В.В. Email: [email protected]
Ени Валентина Вячеславовна — кандидат педагогических наук, доцент, проректор, заведующая кафедрой, кафедра техносферной безопасности, Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, г. Тирасполь, Республика Молдова
Аннотация: предметом исследования в научной статье выступают вопросы осуществления инновационных преобразований среды вуза в новое функциональное состояние «формирующе-развивающей среды», которые влияют на результат — качество подготовки выпускника вуза. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового. Это происходит через конкретизацию целей и проведение инновационной деятельности в среде вуза — разработки инноваций, их создание, внедрение, диффузию. Организация формирующе-развивающей среды определяет направление изменений в среде вуза и переход в состояние многомерной целостности - пространства выбора студентами источников формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, которые создаются в этом пространстве на основе интеграции научной, учебной и внеучебной деятельности.
Ключевые слова: вуз, формирующе-развивающая среда, инновационная деятельность, модель «черного ящика», профессионально-личностное становление студента.
APPLICATION OF STRATEGIC MARKETING METODS TO THE PROCESS OF ORGANIZATION AND DEVELOPMENT OF ENVIRONMENT IN HIGHER
EDUCATION INSTITUTE Yeni V.V.
Yeni Valentina Vyacheslavovna — PhD in Pedagogy, Associate Professor,
ACCOUNTING DEPARTMENT, VICE-PRINCIPAL, HEAD OF TECHNOSPHERE SAFETY DEPARMENT, TARAS SHEVCHENRO TRANSNISTRIA STATE UNIVERSITU, TIRASPOL, REPUBLIC OF MOLDOVA
Abstract: the research subject in the scientific article concerns the issues of implementation of innovative changes in higher education institute environment into a new functional state of "formative and developmental environment". These issues influence the result and quality of higher education institute graduate training. The innovative process reflects formation and development of the content, and organization of a new content. This happens through specification of objectives and carrying out innovation activities in the environment of higher education institute. It includes development, creation, implementation, and diffusion of innovations. The organization of formative and developmental environment determines the direction of changes in the environment of higher education institute and transition into a state of multidimensional integrity, which is a space where students choose sources of knowledge, skills and value orientations that are created in this space based on integration of scientific, academic and extracurricular activities. Keywords: higher education institute, formative and developmental environment, innovation activity, black box model, vocational and personal development of a student.
УДК 378.1
В настоящее время, когда теория и практика педагогики как науки обновляются, набирают силу инновационные тенденции в системе высшего образования, вопрос об организации формирующе-развивающей среды вуза в целях профессионально-личностного развития студентов становится весьма актуальным. Задача вуза - стремиться взаимодействовать опосредованно, создавая специальную среду, обеспечивая реализацию целей и задач современного высшего образования опираясь на субъектную активность студента в научной, учебной и внеучебной деятельности. В таком контексте, студент оказывается одновременно и объектом воздействия, ибо среда его развития проектируется целенаправленно, и субъектом, поскольку он действует самостоятельно. Поэтому появляется необходимость выработки новых концептуальных подходов к организации среды вуза, имеющей свою специфику, особенности, ключевым показателем
качества которой является профессионально-личностное становление и развитие компетентного специалиста, основанное на самореализации, взаимосовершенствовании. Переход среды вуза в новое функциональное состояние «формирующе-развивающей среды» связан с изменением целевых установок, условий функционирования среды, инновационной деятельностью по ее преобразованию, что влияет на результат - качество подготовки выпускника вуза.
Формирующе-развивающая среда как фундаментальное понятие нашего исследования рассматривается в качестве:
- социально обусловленной целеустремленной целостности взаимосвязанных компонентов, а так же условий и факторов, имеющих новые свойства, которые отсутствовали у этих компонентов до их интеграции. Единство и активное взаимодействие между компонентами, условиями и факторами обеспечивают функционирование и развитие формирующе-развивающей среды вуза;
- пространства выбора студентами источников формирования знаний, умений и ценностных ориентаций, которые создаются в этом пространстве и оказывают влияние на профессионально-личностное становление и развитие студентов как компетентных специалистов;
- факта и фактора обучения и развития, условия и средства для обучения и развития, профессионального становления субъекта образовательной деятельности, предмета формирования и инновационного развития, объекта педагогической экспертизы и анализа;
- динамического образования, в котором интеграционные процессы в научной, учебной и внеучебной деятельности осуществляются в контексте инновационного развития;
- продукта постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам потребителей образовательных услуг и требований рынка труда.
Мы определили понятие «формирующе-развивающая среда» для того, чтобы указать существенные (отличительные) свойства формирующе-развивающей среды, достаточные для идентификации этого объекта.
Формирующе-развивающая среда - функциональное состояние среды вуза, на переход к которому направлена инновационная деятельность по ее преобразованию в соответствии с поставленными целями достижения высокого качества среды на основе интеграции ведущих видов деятельности студентов (научной, учебной и внеучебной), показателем которой является профессионально-личностное становление и развитие компетентного специалиста в вузе и стабильно реализующая обозначенную цель.
Организация и развитие формирующе-развивающей среды вуза представляет собой целенаправленный процесс развития преобразований, трансформации среды вуза. Это происходит поэтапно, посредством проведения инновационной деятельности, результатом чего является изменение прежнего состояния среды.
Автор учебника «Инновационный менеджмент» Р.А. Фатхутдинов считает целесообразным разграничить понятия «новшество» и «инновация», «инновационная деятельность». Новшество -оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо деятельности по повышению ее эффективности. Инновация -конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или иного эффекта. Инновационная деятельность - разработка и внедрение новшеств [3, с. 17].
Ю.П. Морозов под инновациями в широком смысле понимает прибыльное использование новаций в виде технологий, видов продукции, организационно- технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера [1].
А.И. Пригожин считает, что нововведение сводится к развитию техники, технологии, управления на стадии их зарождения, освоения, диффузии на других объектах [2].
М. Хучек отмечает, что в «Словаре польского языка» инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу [4].
Таким образом, мы отмечаем у авторов две позиции: с одной стороны, «инновация» - процесс внедрения какого-либо новшества, технологии, открытия, изобретения; с другой стороны - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения положительного полезного эффекта. Мы согласны с функциональностью обеих позиций, и рассматриваем «инновацию» - и как процесс и как результат.
Авторы учебника «Управление образовательными системами» Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин дают заслуживающее интереса определение «инновационный процесс». Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового [5]. Обобщив положения инновационного менеджмента, взяв за основу модель «черного ящика», представим инновационный процесс в контексте нашего исследования (рисунок 1).
Рис. 1. Инновационный процесс организации и развития формирующе-развивающей среды вуза
Таким образом, мы с применением научных подходов и методов стратегического маркетинга представили этапы инновационного процесса организации и развития формирующе-развивающей среды вуза. Концептуальным аспектом организации и развития формирующе-развивающей среды вуза является интеграция научной, учебной и внеучебной деятельности, направленная на освоение студентами универсальных учебных действий и формирование компетенций. Соблюдая логику исследования и двигаясь по принципу «от общего к частному», мы можем выделить праксиологические аспекты инновационного процесса организации и развития формирующе-развивающей среды вуза на основе поддержки интеграционных процессов. Это процесс широкий, охватывающий ряд взаимосвязанных этапов: первичный мониторинг среды, проведение инновационной деятельности, осуществление обратной связи, использование результатов в системной работе вуза. Процесс внедрения новшества на практике, в среде вуза, имеет свою специфику. Используя модель «черного ящика» (рисунок 2) продемонстрируем последовательность этапов реализации инновационного процесса [2, с. 133]:
Рис. 2. Очередность этапов практической реализации инновационного процесса
Почему следует соблюдать представленную на рисунке очередность? Для экономии ресурсов и времени. На практике, исходя из определения желаемых параметров «выхода», на основе диагностики имеющихся параметров «выхода», определяются требования к «входу», затем подключаются каналы «обратной связи», и в свою очередь проектируются параметры «процесса в системе».
Можно сделать вывод, что каждая комплексная образовательная система, которую, в частности, представляет собой вуз, проходит в своем развитии ряд последовательных этапов, смена которых связана с изменением интенсивности взаимосвязи и взаимозависимости между ее составляющими. Устанавливается системы отношений, взаимосвязей на основе совпадения целей, ценностей, основных характеристик, и далее - результатов функционирования между возможными составляющими целого.
Таким образом, наряду с системой отношений, которая продолжает развиваться и укрепляться, происходит становление общей структуры, формируется глубокая интеграция, или новое качество на уровне функционирования целого (вуза), что в свою очередь приводит к новому качеству формирующе-развивающей среды вуза.
Список литературы / References
1. Мищенко Л.В. К проблеме диагностики отношения студентов к учебной деятельности. В: Вестник практической психологии образования, 2007. № 3. С. 122-128.
2. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). Москва: Политиздат, 1989. 271 с.
3. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент. 2-е изд. Москва: ЗАО Бизнес-школа Интел-синтез, 2000. 624 с.
4. ХучекМ. Инновации на предприятиях и их внедрение. Москва: Луч, 1992.
5. Шамова Т.И. Управление образовательными системами. Москва: ВЛАДОС, 2001. 320 с.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО АВИАЦИОННОГО ВУЗА НА ПРИМЕРЕ НАУЧНОГО И ТРУДОВОГО ПОДВИГА СОВЕТСКИХ АВИАКОНСТРУКТОРОВ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Николаева Н.И.1, Николаев А.А.2 Email: [email protected]
'Николаева Наталья Ивановна — преподаватель, кафедра иностранных языков; 2Николаев Александр Алексеевич — доцент, старший преподаватель, кафедра общевоенных дисциплин, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.К. Серова,
г. Краснодар
Аннотация: статья посвящена советским авиаконструкторам и их научно-практическим исследованиям, успешно воплощенным в производство наиболее технологически оснащенных самолетов Великой Отечественной войны. Научные достижения генеральных авиаконструкторов самолетов С.А. Лавочкина, М.И. Гуревича, В.М. Петлякова, А.С. Яковлева, А.И. Микояна, С.В. Ильюшина и некоторых других выдающихся разработчиков самолетов были воплощены в самые передовые истребители, бомбардировщики и штурмовики того времени. Они соответствовали требованиям завоевания превосходства в воздухе и, в конечном итоге, внесли огромный вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне. Статья нацелена на патриотическое воспитание будущих военных летчиков.
Ключевые слова: советские авиаконструкторы, передовые русские истребители, штурмовики, бомбардировщики Великой Отечественной войны, патриотическое воспитание курсантов авиационных вузов.
PATRIOTIC UPBRINGING OF MILITARY AVIATION INSTITUTE CADETS ON THE EXAMPLE OF SOVIET AIRCRAFT DESIGNERS SCIENTIFIC AND LABOUR EXPLOITS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR Nikolayeva N.I.1, Nikolayev A.A.2
'Nikolayeva Natalya Ivanovna — lecturer, DEPARTMENT OF FOREIGN LANGUAGES; 2Nikolayev Alexander Alexeyevich — Associate Professor, senior lecturer, DEPARTMENT OF GENERAL MILITARY DISCIPLINES, KRASNODAR AIR FORCE INSTITUTE FOR PILOTS NAMED AFTER A. K SEROV,
KRASNODAR
Abstract: the article is devoted to the Soviet aircraft designers and their scientific and practical researches successfully employed into production of the most technologically advanced military combat aircraft of the Great Patriotic War. Scientific achievements of general aircraft designers S.A. Lavochkin, M.I. Gurevich, V.M. Petlyakov, A.S. Yakovlev, A.I. Mikoyan, S. V. Ilyushin and some other outstanding aircraft developers were implemented into the prominent Russian fighters, bombers and attack planes. They met the requirements of air superiority and eventually made a great contribution to the Soviet people Victory in the Great Patriotic War. The purpose of the article is to develop patriotic feelings in future military pilots.
Keywords: Soviet aircraft designers, prominent Russian fighters, bombers and attack planes of the Great Patriotic War, patriotic upbringing of military aviation institute cadets.
100