Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
255
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ОЦЕНКА / БИЗНЕС / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / МЕТОД / КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова Татьяна Валерьевна, Блинов Андрей Александрович

В статье представлены подходы к оценке эффективности ведения бизнеса в России; рассмотрены основные методы оценки. Проанализированы достоинства и недостатки сравнительного подхода и его использование в практике в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF COMPARATIVE APPROACH METHODS IN RUSSIAN PRACTICE

This article presents the definitions of business valuation in Russia and the main methods of its valuation. The pros and cons of the comparative approach and its current use are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ»

2. Универсальный подход, затрудняет использование этих принципов для компаний в определенных спецификатных отраслях, а также для малых предприятий.

3. Тот факт, что эти стандарты подлежат тщательному обсуждению и длительному процессу разработки новых стандартов, отрицательно сказывается на компаниях, использующих эти принципы, поскольку им придется ждать утверждения новых стандартов, прежде чем начать их внедрение.

Вышеизложенное показывает важность ОПБУ США, так как они помогают инвесторам правильно оценить финансовое положение компании, повышают уверенность инвесторов в точности и достоверности представляемой финансовой отчетности, но имеют множество препятствий, ограничивающих их распространение, что требует дальнейшего развития института GAAP.

Библиографический список:

1. McMurray, A. Corporate Fraud Across the Globe / L. Larry, A. McMurray // - М.: Springer Nature. -2022. - 354 c.

2. Bogui, F. Handbook of Governmental Accounting / F. Bogui. - М.: CRC Press. - 2008. - 544 c.

3. Ruppel, W. Not-for-profit accounting made easy / W. Ruppel. - М.: John Wiley & Sons. - 2007. - 256 c.

4. Flood, J. M. Wiley GAAP 2019: Interpretation and Application of Generally Accepted / J. M. Flood. -М.: John Wiley & Sons. - 2019. - 1440 c.

УДК 330.1

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

Новикова Татьяна Валерьевна

Кандидат экономических наук, доцент Заместитель директора института международной экономики, лидерства и менеджмента Блинов Андрей Александрович магистрант

Московский университет имени А. С. Грибоедова

г. Москва, Россия

APPLICATION OF COMPARATIVE APPROACH METHODS IN RUSSIAN PRACTICE

Novikova Tatiana Valerevna

PhD in Economics, Associate Professor Deputy Director of the Institute of International Economics, Leadership and Management Blinov Andrew Alexandrovich Student

Moscow University named after A.S. Griboyedov

Moscow, Russia

Аннотация: В статье представлены подходы к оценке эффективности ведения бизнеса в России; рассмотрены основные методы оценки. Проанализированы достоинства и недостатки сравнительного подхода и его использование в практике в настоящее время.

Abstract: This article presents the definitions of business valuation in Russia and the main methods of its valuation. The pros and cons of the comparative approach and its current use are analyzed.

Ключевые слова: оценка, бизнес, сравнительный подход, метод, компания

Key word: valuation, business, comparative approach, method, company.

На протяжении всей истории человечества, с тех времен как появились деньги, государство и товары, каждый хотел оставаться «в плюсе» при передаче товара, будь то купля-продажа или самый примитивный бартер. Именно оттуда берет свое начало практика оценочной деятельности. Конечно, за века все совершенно изменилось и из «пробы на зуб» оценка стала научной и общемировой практикой.

Оценивали всегда по-разному, так как цели для этой оценки всегда отличались. Кто-то старался найти для себя выгоду и его больше волновала будущая полезность приобретаемой вещи или имущества. Для других было важнее редкость данной вещи и ее оценка с точки зрения создания аналога. Третьи же хотели выделить лучшее из похожего и сравнивали предметы между собой. Именно о третьем методе оценки и пойдет речь в данной работе. Шло время, оценивать стали не только товары, но и недвижимость, ценные бумаги и даже бизнес. Как же сейчас происходит оценка бизнеса в России и чем она отличается от принципов за рубежом?

За любой научной или официальной практической деятельностью прежде всего стоят институты. Так как оценка является одним из самых важных инструментов рыночной экономики, она и организована должна быть определенным и отточенным образом. От совокупности оценочных операций, зависит не только личное благосостояние отдельного лица или фирмы, но и престиж и финансовый уровень целой страны.

Соответственно, обращаясь к научному источнику [1, с.544]: «Организация отношений между субъектами по поводу формирования стоимости объекта позволяет рассматривать оценочную деятельность как экономический институт». Говоря иначе, институт — это совокупность закрепленных установок и правил, которые позволяют людям и прочим субъектам рыночных отношений вести дела на одинаковых и понятных условиях.

Теперь, когда институты оценочной деятельности разграничены, как некие «правила игры», приведем определение самой оценочной деятельности: «...оценка стоимости актива представляет собой целенаправленный и упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на него факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка».

Из этого стоит уяснить такие неотложные замечания, что: оценка всегда делается в денежном выражении и в конкретно определенных заранее условиях, то есть в установленное время и в установленных рыночных реалиях. Это важные допущения для грамотного нахождения рыночной стоимости, которая характеризуется как: ожидаемая цена купли-продажи актива, учитывающая состояние рынка; затраты на создание объекта; генерируемый им доход; риски, сопровождающие получение ожидаемого дохода, и другие факторы. Из данного определения следует, что при оценке мы находим именно стоимость, в то время как рыночная цена говорит нам лишь уже о совершившихся сделках.

Оценочная деятельность подразумевает под собой три подхода к оценке: доходный, затратный и сравнительный. Доходный подход считается одним из наиболее удобных для оценки бизнеса, однако, как и все, имеет свои условия, преимущества и недостатки. Классическими методами такого подхода является дисконтирование денежных потоков и метод капитализации. В обоих случаях нам необходимо будет рассчитывать рыночные индексы на основании полученной или отслеженной на определенном временном промежутке информации

Затратный подход [1, с.544] как правило объединяет в себе методы чистых активов и ликвидационной стоимости предприятия. Основан он на балансе предприятия и позволяет рассчитать разные виды стоимости самого предприятия соответственно. На выходе мы получаем четыре метода, которые в большей или меньшей степени связаны между собой, а именно: метод накопления активов, метод ликвидационной стоимости, метода замещения и метод чистых активов.

Третьим же подходом, на который и будет направлен фокус данной работы является сравнительный. Сравнительный подход к оценке бизнеса основывается [1, с.544] на широко развитом и прозрачном рынке. Его смысл состоит в том, чтобы оценить имеющийся бизнес на основе недавно проданного (или реальных предложений на рынке). Важно отметить, что использование имеющихся цен, сформированных условиями рыночного спроса и предложения, помогают при оценке отразить максимально приближенную к реальности стоимость.

Суть оценки и будущей покупки бизнеса связана с ожидаемой возможностью получения дохода. Такое желание максимизации доходности и минимизации рисков автоматически будет выражено в реальных ценах совершенных сделок. Зарегистрированные продажи подтверждают взаимную удовлетворенность обеих сторон установившейся ценой, что и становится фактором доверия к данной информации.

Именно в сравнительном подходе можно отразить не только внутренние производственные факторы или долговые внешние, но и учесть конкурентную ситуацию на рынке рассматриваемой отрасли [2, с.320]. Это важно, так как микроэкономические процессы в фирме и изменение ее стоимости зависят не только от внутреннего климата компании, но и от действий ее непосредственных конкурентов и ниши, занимаемой ею на рынке. Из-за этого выбираются отдельные веса мультипликаторов, но об этом позже.

Основные плюсы и минусы сравнительного подхода, и его использование в наше время будут рассмотрены далее.

Положительный аспект: главным плюсом данного подхода являются точность и опора расчетов оценщика не на собственные предположения и прогнозирование, а на реальные статистические и рыночные данные. Стоит напомнить, что при затратном подходе основное внимание направлено на баланс предприятия, как на первоисточник информации, что затрудняет учет рыночных и страновых издержек оценки. Оценщик опирается на цены уже проданных объектов. Если последние продажи были давно и не в силах отразить действующую ситуацию на рынке данной отрасли, то, следуя «Федеральным стандартам оценки»[3], оценщик имеет право использовать рыночные предложения по продаже схожих фирм.

С развитием экономики увеличивается число компаний, а соответственно и сделок по их купле/продаже, слиянию и поглощению. Вследствие этого, оценщик располагает все большей информацией и может подобрать наилучшие компании аналоги для оценки необходимого бизнеса.

Недостатки: первым минусом сравнительного подхода наряду с другими, можно назвать полное отсутствие прогнозного характера из-за исключения рассмотрения подобной информации в процессе оценки. Это может скрыть возможные перспективы той или иной, равной по полученной стоимости компании или умолчать о ее недостатках.

Также отмечается излишняя трудоемкость и субъективность выполнения данной оценочной работы. Найти идентичную компанию в условиях современного рынка, да и, вероятно, в будущем, практически, нереально, поэтому приходится уповать на множество сопутствующей информации, вводить и рассчитывать необходимые корректировки для выявления точной цены анализируемой фирмы по сравнению с аналогами.

В целом, на основе вышеизложенных фактов, можно сказать, что применение сравнительного подхода оправдано лишь для компаний, которые имеют большое число подобных себе конкурентов на рынке и располагают точной и новейшей информацией как о своей финансовой деятельности, так и о деятельности потенциальных конкурентов. Также можно сказать, что с течением времени, сравнительный подход сможет избавиться от своих минусов, благодаря увеличению общего числа фирм на рынке и повышению прозрачности деятельности и финансовой отчетности каждой из них.

Теперь перейдем к самому теоретическому аспекту [4, с.190] разбора сравнительного подхода оценки стоимости компании, опираясь на основные алгоритмы действий, и остановимся российской практике, а также подготовке всей необходимой информации и сравнительного инструментария. В рамках сравнительного подхода выделяют три метода оценки, которые имеют крайне похожие свойства. Это метод рынка капиталов, метод сделок и метод коэффициентов. На практике, чаще всего используется метод рынка капиталов, он основан на анализе цен одной акции компании, или же миноритарного пакета. Метод сделок сильно похож на первый метод, разница лишь в том, что берется сумма всех акций или полная стоимость бизнеса компании - аналога для расчета мультипликатора [1, с.544].

Третий же метод основывается на информации аналитических центров, которые вычисляют коэффициенты оценки стоимости бизнеса по отраслям в зависимости от их финансовых показателей. Этот метод может занять лидирующие позиции, когда станет возможно анализировать быстро и точно большие массивы информации, а сам рынок станет прочнее и обширнее.

Стоит обратить внимание на описание сравнительного подхода в официальных и правовых документах. Для этого будут задействованы «Федеральные стандарты оценки №1, №8». В тексте документов сказано, что «Сравнительный подход - совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами» [5]. Его «.рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений».

Основной частью данного подхода и его методов является необходимость «.выбора мультипликаторов (коэффициенты, отражающие соотношение между ценой и показателями деятельности организации), которые будут использованы для расчета стоимости объекта оценки. Выбор мультипликаторов должен быть обоснован»

После ознакомления с официальными стандартами оценки с помощью рыночных мультипликаторов, стоит перейти непосредственно к определениям самих мультипликаторов. При работе с мультипликаторами и рассмотрении вопроса их значимости и количества, будут подразумеваться первые два метода рассмотренного подхода. По своей структуре, когда оценочная модель уже выбрана, мультипликаторы различаются лишь знаменателем, а в числителе же, как правило, будет или цена одной акции для всех компаний аналогов, или же общая цена проданного или предложенного на рынке бизнеса [6, с.448].

Выбор мультипликаторов, их подготовка и требования к полученной информации будут разобраны в пунктах ниже. Сейчас стоит упомянуть отличительные черты российских методов сравнительного подхода и общее значение данного подхода в отечественной практике, а также сравнить все это с зарубежным опытом.

Так как качество оценки данным методом напрямую связано с качеством отобранной информации, эта информация должна находиться в открытом доступе и иметь обширную историческую базу. Здесь речь идет именно о количестве предприятий, о рыночных предпосылках и общем положении рынка в стране и его истории. Не секрет, что Российская федерация, на данный момент, является страной с развивающимся рынком и отечественные оценщики часто сталкиваются с недостатком информации из-за отсутствия предприятий аналогов или слабых исторических связях, на основе которых невозможно применять отраслевые коэффициенты, так как они будут показывать слабо актуальные результаты. По сравнению с западными аналогами, на нашем фондовом рынке котируется малое количество компаний, а рынок слияний и поглощений вовсе сильно закрыт.

Компании же, что можно найти на бирже, являются некими гигантами и на практике мы видим, что примерно 10 компаний заключают 80% всех сделок. Отсюда мы имеем низкую и отраслевую дифференциацию, ведь все крупные компании в нашей стране, это, как правило, добывающие,

телекоммуникации и банки. Также осложняющим фактором получения важной информации является тот факт, что, по данным «Московской биржи» доля акций, которые находятся в свободном обращении редко превышает 50%, что не дает сведений об условиях покупки контрольных пакетов акций [7, с.21].

Также, если ссылаться на метод сделок, российский оценщик не располагает свободной информацией о сделках на рынке слияния и поглощения. Тем не менее здесь информация лучше дифференцирована, что позволяет выделить метод сделок, как более удобный (на данном рынке преобладают сделки строительных фирм, девелоперских и финансовых). Все это говорит о том, что работа с информацией в Российской Федерации требует более узкозаточенных навыков оценщика и значительно труднее, нежели за рубежом. Метод сделок из-за закрытости данных, можно использовать лишь для определения ориентированной стоимости компании в обозначенном диапазоне. Метод рынка капиталов будет более точным, однако не все компании возможно так оценить [7, с.23].

Тем не менее с каждым годом сведения накапливается, и данная проблема впоследствии должна разрешиться сама собой с помощью стимулирования развития среднего и крупного бизнеса, а также правовыми актами, обязывающими предоставлять больше информации о сделках в открытом доступе. Также возможны варианты внедрения льгот для компаний, торгующих свои акции на Московской бирже, что позволило бы увеличить информационную базу и вывести теневых игроков «на свет».

Если же взять для сравнения практику зарубежного рынка, здесь можно отметить, что в рамках данного подхода эти три метода называются так: GPCM, GTM и PTM [8, с.96]. Guideline public company method - является аналогией классического метода компании-аналога, где по выборке публичных компаний находятся показатели аналогичной оцениваемой. Guideline transaction method соответствует российскому методу сделок, где основным показателем является мультипликатор с информацией о покупке всей компании или контрольного пакета акций. Метод PTM значительно отличается от российского метода коэффициентов и имеет название: prior transaction method или метод предшествовавших сделок. Здесь сравниваются цена компании и ее показатели за предшествовавший период.

Так как сравнительный подход опирается на текущую рыночную ситуацию и анализирует всю историю рынка, делая поправки на время, на западе к данному мнению сложилось наибольшее доверие. Что вполне объяснимо, ведь и налоговые суда США используют именно его, и стандарт финансовой отчетности SFAS 17 устанавливает иерархию доверия к результатам различных подходов к оценке и первенство отдает именно сравнительным методам [8, с.96].

Таким образом, можно сделать вывод, что хоть сравнительный подход и используется в России наравне с затратным и доходным, но он имеет в себе скрытый потенциал на будущее, когда отечественный рынок станет более наполненным и открытым. Сейчас данный подход, как и прочие показывает допустимую точность, но в будущем, как и в общемировой практике, он сможет выйти на первое место по справедливости оценки, поэтому на него стоит обращать внимание и развивать уже сейчас.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Оценка стоимости предприятия (бизнеса)/А.Г. Грязнова, М.А. Федотова, М.А. Эскиндаров, Т.В. Тазихина, Е.Н. Иванова, О.Н. Щербакова. — М.: ИНТЕРРЕКЛАМА, 2003. — 544 с. ISBN 5813700943

2.Оценка стоимости бизнеса: учебник/коллектив авторов; под ред. М.А. Эскиндарова, Федотовой. - М.: КНОРУС, 2015. - 320 с.

3.Федеральные стандарты оценки № 1 (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. N 256) - Электронный ресурс.- Режим доступа: https://base.garant.ru/

4.Чиркова Е.В. Как оценить бизнес по аналогии - М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 190 с.

5.Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). - Электронный ресурс.- Режим доступа: https://base.garant.ru/

6.Рутгайзер В.М. Оценка стоимости бизнеса. Учебное пособие. - М.: Маросейка, 2007. - 448 с.

7.Диев С. Б. Расчет поправки на степень контроля пакета акций на основе анализа структуры акционерного капитала // Вопросы оценки. - 2016. - № 4. - с. 21-23.

8. Международная практика оценочной деятельности : учеб. пособие / С.Ю. Богатырев. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.