И.В. МИШУРОВА
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА В РАЗВИТИИ РИЕЛТОРСКОЙ КОМПАНИИ
Основные тренды в развитии рынка недвижимости показывают высокие внешние и внутренние риски в деятельности риелторских компаний. Для их преодоления предлагаются следующие основные направления работы риск-менеджмента: измене-
Ръток недвижимости, риск-менеджмент, SWOT-c н едвижимости.
ние работы с продавцами недвижимости в отношении оплаты услуг, налаживание договорной работы с покупателями, рефрейминг работы крупных компаний или создание новых компаний с другими принципами работы.
шз проекта создания эффективной компании в сфере
Легализация рыночных отношений в сфере недвижимости началась в России в конце 1980-х - начале 90-х годов. Закон «О кооперации» признал возможность операций с кооперативной собственностью, а законом «О собственности» была признана частная собственность, в том числе и на недвижимость. Однако до введения в действие законодательных актов о приватизации жилья и предприятий реальные массовые операции на рынке недвижимости были невозможны. В России рынок недвижимости проходил процесс становления значительно позже, чем другие рынки. Первоначально формирование рынка проходило в условиях практически полного отсутствия правового регулирования в сфере недвижимости, что значительно затрудняло развитие. Отмечается несколько этапов развития рынка недвижимости:
- 1980-1990 гг. - активная деятельность маклеров;
- 1990-1992 гг. - продажа кооперативного жилья, с 1991 г. введение приватизации;
- 1992-1994 гг. - господствующее положение на рынке заняли сделки с жилой недвижимостью. Это основная специализация брокерских фирм этого периода. Покупатели - люди со «сверхвысокими» для России доходами, основной способ расчетов - оплата наличными, в валюте, без налогового декларирования, например, к концу 1993 г. с участием агентств недвижимости проходило не более 5% всех сделок с недвижимостью в г. Рос-то ве-на-Дону;
- 1994-1998 гг. - мошенничества на стройках, двойные продажи и т.д. На рынке продажи жилья нет большого спроса;
- 1998-2000 гг. - активная продажа стройвариан-тов, дефолт в августе 2008 г. и, как следствие, падение цен до уровня мая 1999 г., а потом стабильный рост цен на недвижимость до 2004 г.;
- 2002-2004 гг. - подавляющее большинство сделок проходит через агентства недвижимости. Строительные организации создают свои собственные агентства или коммерческие отделы для реализации своего жилья, появляются жилищные кооперативы с системой накопления денег на жилье;
- 2004-2006 гг. - активное развитие ипотеки в стране, упорядочивание рынка новостроек, принятие Федерального закона № 214;
- 2006-2007 гг. - максимальный рост цен, обороты продаж увеличивались на 50-60% в год;
- 2007 - сентябрь 2008 г. - ипотечное кредитование снизилось на 9%, сделки по недвижимости - на
30%;
- октябрь 2008 - май 2009 г. - падение цен, сокращение объемов продаж, ипотечные сделки упали практически до нуля;
- май 2009 - январь 2010 г. - период «стагнации», ровная и стабильная ситуация, в недвижимости работают только профессионалы риелторской деятельности;
- февраль 2010 - 2013 г. - активное развитие ипотеки, рост цен, наблюдается развитие малоэтажного, так называемого коттеджного строительства;
- с весны 2014 г. наблюдаются кризисные тенденции, падение объемов спроса, постепенное и медленное снижение цен, ипотека работает неактивно. Среди большого предложения на рынке новостроек наблюдается определенный уровень конкуренции среди застройщиков. Бели это не цена за квадратный метр, то разнообразие планировок и местоположение, некоторые компании предлагают квартиры в состоянии «под чистовую отделку», с отделкой под ключ или с целым набором разнообразных дизайнерских решений на выбор покупателя.
Агентства недвижимости, которые смогли преодолеть непростой период кризиса 2008 г. и не уйти с рынка, получили новые преимущества:
- на какой-то период существенно уменьшилась конкуренция, потому что многие мелкие фирмы закрылись, а некоторые крупные компании ликвидировали часть своих филиалов;
- открылись новые рекламные интернет-площадки для продажи недвижимости, которые быстро стали лидерами, а компании, которые смогли себе позволить быть одними из первых покупателей магазинов недвижимости, стали получать отличную отдачу от интернет-рекламы;
- новый поток соискателей позволил на восходящем рынке не просто набрать персонал, но и выбирать его на конкурсной основе.
В настоящее время с набором персонала риелторские компании испытывают определенные трудное -ти, связанные с падением рынка и с так называемой «демографической ямой», в которой наша страна,
если верить аналитикам, будет находиться до 2016 г. включительно.
На современном этапе развития предложение на рынке недвижимости нашего города превышает спрос: 80% покупателей с небольшой суммой наличных средств (в среднем 2-2,5 млн рублей), 20% -покупатели с привлечением заемных средств: ипотека, военная ипотека, разные виды сертификатов и материнский капитал.
На ростовском рынке недвижимости сложилась определенная и удобная для большинства риелторов модель работы. С покупателем - на показы, если что выберет - заплатит, с продавцом - желательно эксклюзивный договор на продажу, а лучше с возмездным вознаграждением за помощь. Модель работает, люди покупают и продают квартиры, в городе достаточно много профессионалов, но взыскательный покупатель все равно недоволен. В последнее время в Интернете все чаще начинают появляться негативные отзывы о работе, казалось бы, заслуженных агентств по недвижимости.
Резюмируя, можно выделить следующие внешние и внутренние риски развития риелторских компаний на современном этапе (табл. 1).
Таблица 1
Безусловно, не все компании и не всегда работают плохо, есть также масса положительных отзывов и благодарностей о работе местных риелторов. Но на общем фоне успешной деятельности негативные отзывы должны заставлять собственников не просто наказывать виновных, а смотреть вглубь проблемы и понять, почему сотрудники делают такие ошибки и как наладить работу, чтобы это изменить.
Очень важную, незаменимую часть в работе агентств недвижимости занимает обучение агентов, подготовка профессионалов. Компании с большим опытом работы на рынке недвижимости уже давно осознали важность данного направления, и многие открыли на базе своей основной деятельности учебные центры для своего персонала. Проблема первая: где найти преподавателей для профессии, которой нигде не учат. Проблема вторая: как донести важность обучения, когда люди пришли зарабатывать деньги, а им говорят, что сначала нужно учиться. И если проблема номер два решается достаточно успешно, то проблема номер один до сих пор для многих остается проблемой. Современный тренер по продажам может быть идеальным для других, но если он не работал риелтором, то и готовить риелторов он не сможет. Хорошая теория, безусловно, очень важна, но ни одна, даже самая лучшая теория на заданную тему не сравнится с многолетней практикой работы агентом по недвижимости.
Собственники риелторских компаний нашли выход: в учебных центрах часто отдельные лекции читают бывшие агенты, а ныне руководители различ-
ных подразделений компании. Еще один выход -воспитать тренера из числа действующих агентов, обеспечив ему должный уровень обучения и конкурентоспособный доход.
Современный риелтор на ростовском рынке, казалось бы, имеет все возможности для работы: оборудованный офис, юридическую помощь, базу объектов, обучение - бесплатно, хорошее вознаграждение. Что же ему мешает качественно делать свою работу? Как показывает практика, основная проблема заключается в легкодоступности профессии. С самого начала развития риелторского дела для соискателя на должность агента практически не было никаких ограничений. И даже сейчас, когда появились менеджеры по подбору персонала и множество критериев отбора, все равно большинству предоставляется возможность освоить профессию. Чтобы стать агентом по недвижимости, не нужно заканчивать вуз, получать лицензию на ведение брокерской деятельности, сдавать экзамены. То есть кандидатам предостав-ляется слишком многое просто так, за возможность в будущем получить хорошего сотрудника для компании. Срабатывает обычный человеческий фактор: все, что дается легко, не ценится. И когда активная работа набирает обороты, большинство новоиспеченных стажеров оказываются неготовыми к такому режиму работы, им никто не говорил раньше, что будет такая загруженность, но зато все слышали, что риелторы хорошо зарабатывают. По статистике из каждых 10 соискателей работать риелтором будет один, а профессионально работать будет один из 50 человек.
На данном этапе развития риелторского бизнеса существуют три основные группы агентов по недвижимости. Агенты «старой» школы - это те, кто начал работать риелтором в 90-е, не ушел из профессии в период дефолта 2008 г. и продолжает работать по настоящее время. Как правило, агенты старой школы идеально работают от покупателя. Агенты «новой» школы пришли в профессию после становления рынка ипотеки, ориентировочно в 2004-2006 гг., когда появились клиенты с заемными средствами, пришло время активно работать «от объекта». Агенты-суперпрофессионалы - это те, которые сочетают в себе два первых направления и могут работать одинаково хорошо в обоих. Они прошли «суровый» путь рас -селения коммунальных квартир, практиковали «рас-клейку» по городу и «раскидку» в подъездах, отлично работали, не имея мобильных телефонов, а потом учились заключать эксклюзивные договоры и переносить рекламу из газет в Интернет. Для таких мае -теров нет разницы, кого заселять: клиента в коммуналку или в 15-миллионную квартиру, продавать объект или работать с несколькими покупателями одновременно. Как правило, уровень их доходов стабильно высокий, а карьерный рост интересует только с точки зрения открытия своего агентства недвижимости. Некоторые так и поступают.
Обычно открытие нового агентства недвижимое -ти в нашем городе происходит по следующим двум причинам: «все могу, буду работать на себя» и «политика компании перестала устраивать, есть свое видение риелторского дела, достаточный опыт и
Риски риелторского бизнеса
Внешние риски Внутренние риски
Падение спроса Сложности с ипотекой Приостановка новостроек в связи с кризисом Низкоквалифицированный персонал Неэффективные бизнес-процессы Нерезультативная реклама
несколько таких же опытных помощников. Готов работать дальше на себя и развиваться в профессии».
Первая категория агентов-собственников, как правило, не стремится к особому расширению бизнеса. Может много лет работать с небольшим штатом сотрудников, снимая маленькое помещение под офис и обеспечивая себе определенный уровень доходов. Агенты таких мини-агентств имеют свободный график работы, возможна работа по совместительству, отсутствуют перспективы карьерного роста и профессионального развития, часто это семейный биз-нес. Бели собственник обладает определенными амбициями и знаниями, его бизнес постепенно будет расти, и часто мелкие фирмы переходят в разряд средних и остаются на таком уровне продолжительное время. Как показывает практика, собственник средней риелторской компании, наладив работу и почувствовав определенный уровень свободы, начинает осваивать другие виды предпринимательской деятельности и передает руководство агентством назначенному руководителю. Вывод: агенты-собственники первой группы или остаются в бизнесе на этапе небольшой фирмы, или закрываются.
Вторая категория агентов-собственников более многогранна. Присутствуют амбиции, стартовый капитал (от маленького до значительного), опыт, связи, видение и цели. Иногда риелторы открывают совместную компанию (2-3 человека), оформляют общество с ограниченной ответственностью и вкладывают средства в развитие бизнеса. Время для развития и узнаваемости бренда на рынке города в компаниях такого типа - от трех до пяти лет.
Опираясь на вышеизложенное, хотелось бы добавить: опытному профессионалу, который понимает потребности покупателей и типичные ошибки в работе современных риелторских компаний, гораздо легче построить свое дело, чем донести до своего руководства необходимость перемен. Когда рынок требует корректировки, гораздо легче начать заново, чем пытаться перестроить старое. Основной выигрыш новой риелторской фирмы в данной ситуации -время, а будущее только за договорными отношениями с покупателями и продавцами. В компании единомышленников проще внедрить новую модель работы. Аналогичная ситуация в действующей риелторской фирме приведет к долгому обсуждению, убеждению менеджеров, что это правильно. И главное - сотрудники сами должны в это поверить. Но не все готовы потерять в заработной плате сейчас, чтобы когда-то потом, в необозримом будущем получать в разы больше.
Важнейшим аспектом деятельности риелторской компании является использование рекламных площадок. Особенно актуализирует этот вопрос происходящий кризис рынка недвижимости, необходимость экономии рекламных затрат и повышения их отдачи.
В риелторском бизнесе Интернет со временем потеснил практически всю рекламу в местных печатных изданиях. Для интернет-рекламы в настоящий период времени у риелторов площадки общерос -сийского масштаба пользуются большим спросом, чем местные интернет-сайты. Есть несколько причин: более строгий контроль за качеством, рекламное
продвижение сайтов, например, реклама Авито на телевидении, что приводит к массовому охвату аудитории. С 2009 г. сайт http://rostov.life-realty.ru/ (далее Лайф-риелти) постепенно наращивал обороты. В 2010-2011 гг. стоило только выставить объект на сайт, моментально поступал звонок от покупателя. Все активно работающие и заинтересованные в раз -витии риелторские компании города регистрировались на Лайф-риелти и соревновались в том, кто больше выставит объявлений. Этот сайт, по сути, явился первым серьезным конкурентом привычной рекламе в СМИ. Через некоторый период времени существенно набрал обороты его основной конкурент - http://www.avito.ru/rostov-na-donu (далее Авито). Результативность рекламы некоторое время была практически одинаковой для обоих сайтов при определенной загрузке.
Анализируя работу риелторских компаний на двух ведущих сайтах, можно легко увидеть эффективность рекламной деятельности агентств по недвижимости. Общее количество риелторских компаний, представленных на сайте Лайф-риелти-Ростов, - 492. Из них 64 работают по Ростовской области. Эту информацию видит покупатель и на основании увиденного делает выводы о количестве работников сферы недвижимости.
Однако анализируя сайт в 2014-2015 гг., мы видим, что существуют всего 302 офиса, реально размещающих рекламу на данном сайте:
- 1 из них разместил на сайте около 9000 объявлений, что способствует максимально эффективной рекламной отдаче;
- 2 из них разместили на сайте свыше 3 000 объявлений, что способствует отличной рекламной отдаче;
- 9 из них разместили на сайте свыше 1000 объявлений, что способствует хорошей рекламной отдаче;
- 24 из них разместили от 500 до 1000 объявлений, что способствует средней рекламной отдаче;
- 61 из них разместили на сайте от 100 до 500 объявлений, что способствует незначительной степени рекламной отдачи;
- остальные 205 разместили на сайте до 100 объявлений, что вообще не способствует эффективной рекламной отдаче.
На основании вышеприведенных данных одной из ведущих рекламных площадок города активно пользуется всего 97 офисов по г. Ростову-на-Дону. Причиной, как правило, является отсутствие мате -риальных или физических ресурсов.
Интернет-сайт Авито в настоящее время пользуется большей популярностью, потому что благодаря массовой рекламе на телевидении он стал одним из популярнейших российских рекламных сайтов. Чтобы размещать определенное количество объявлений, нужно создавать на сайте магазин своей компании, это дорого. Поэтому количество представителей на Авито меньше, чем на более доступном Лайф-риелти. По г. Ростову-на-Дону и Ростовской области открыт всего 131 магазин. Ниже приведено количество размещаемых объявлений в магазинах (см. рисунок).
Общее количество АН, размещающих объявления на Авито.Ростов
■ Нет объявлений
■ Меньше 50 объявлений
■ 50-100 объявлений
■ 100-500 объявлений
■ 500-1000 объявлений
■ 1000-3000 объявлений ■3000-5000 объявлений
Анализ количества объявлении агентств недвижимости на Авито
Больше половины ростовских компаний получают незначительную степень рекламной отдачи (100-500 объявлений), и только 8 к;пользуют в полной мере предоставляемые рекламные возможности. В среднюю категорию с хорошей отдачей попадает 51 компания на рынке недвижимости городаРостова-на-Дону.
Возьмем за основу градацию эффективности от рекламы, которую использовали для сайта Лайф-риелти-Ростов и рассмотрим деятельность риелторских компаний на других рекламных площадках. Агентства недвижимости рассматриваются в совокупности, нет деления на жилую недвижимость, коммерческую и участок/домовладения (табл. 2).
Анализ рекламной активности агентств недвижимости на различных сайтах
Таблица 2
По данным службы Федеральной государственной статистики в Ростове-на-Дону на 2013 г. проживает 1 103 733 человека Градация АН по рекламной активности в разных категориях -количество объявлений поштучно
0-50 50-100 100-500 500-1000 1000-3000 3000 и выше Нет
Название сайта Кол-во АН на сайте - - - - - - -
Emls-estate.ru 366 по РО Всего 3365 объявлений на Ростов и область
Realty.dmir.ru 89 АН 80 - 6 - 2 1 -
Rnd.move.su 60 60 - - - - - -
Rostov.homes.n. 1.ги 201 132 24 29 6 7 3 -
Rostov.nmls.ru 28 3 3 8 2 1 1 10
Afy.ru 119 36 - 5 1 - 2 75
Rostovnadonu. ¿ГГ. т 36 9 6 14 4 1 1 -
Есть сайты и разделы на сайтах, где собственников объектов недвижимости приглашают самостоятельно заниматься продвижением своих объектов . Однако почти все объявления в данной категории представлены от агентов. Можно сделать вывод о том, что на современном этапе рынок недвижимости Ростовской области не готов отказаться от услуг риелторских компаний, несмотря на то, что для потенциальных покупателей стала более доступной информация от собственников напрямую. Основными причинами такого поведения по-прежнему являются необходимость иметь уверенность в обеспечении безопасности сделки (особенно если средства заемные) юридическая неграмотность в данном вопросе, занятость клиентов.
Можно также сделать вывод о фактическом переходе рекламы в Интернет и возможности эффективности работы агентств недвижимости по этому показателю.
Чтобы поток негативных высказываний в сторону риелторских компаний уменьшился, необходим более высокий уровень работы самих риелторов. Если деятельность в крупных компаниях еще как-то контролируется, есть определенные бизнес-процессы, то в небольших фирмах этот процесс зачастую пущен на самотек. Как показывает практика, покупатели готовы платить агентствам разумную сумму за услуги и получать полную информацию относительно подготовки к сделке. Клиент хочет знать, какую услугу он получает за свои деньги. Видимая часть работы компании - это только поиск объекта, поэтому часто у покупателей складывается мнение, что они платят слишком много всего лишь за экскурсии по квартирам. Риелторы знают, что должны информировать
своих клиентов о ходе полной работы, даже той, которая скрыта от клиентов, - оформление и проверка документов, например. Но не все делают это правильно, поэтому часто в адрес риелторов высказывается недовольство завышенной ценой за услуги.
Вывод: подавляющее большинство агентств недвижимости не используют по максимуму рекламные ресурсы в силу различных причин, тем самым предоставляя реально работающим конкурентам занимать более выгодное положение на рынке. А главное, несмотря на видимое большое количество агентств недвижимости, нельзя делать поспешных выводов о перенасыщенности ими рынка. Речь должна идти о совершенствовании бизнес-процессов данных компаний.
Основные направления ркж-менеджмента для риелторского бизнеса на «падающем» рынке следующие: 1. Наиболее существенной возможностью для развития риелторской компании является правильно построенная и налаженная работа с продавцами. Продажа типовых квартир - не единственный камень преткновения, с которым может столкнуться собственник при продаже квартиры. Перечислим только некоторые трудности продавцов: завышенная стоимость объекта; юридическая неграмотность, что приводит к неготовности документов или излишней осторожности и категорическому сопротивлению продавать квартиру с использованием каких-либо других схем, кроме наличного расчета; давно не было капитального ремонта дома или квартиры - риелтор даст совет, как правильно позиционировать объект и где его рекламировать, или возьмет на себя все эти сложности; капризный покупатель - в настоящее
время предложение на рынке превышает спрос, но даже в периоды определенной стагнации поку-патели всегда требуют выбора. К неудобствам и сложностям для продавца относится его чрезмерная занятость на работе: в условиях, когда работы много, а отвечать на десятки звонков в день необходимо, риелтор станет необходимым человеком до момента решения квартирного вопроса.
2. Второй возможностью для развития риелторской компании является налаживание договорных отношений с покупателями. Покупатели привыкли, что, идя на просмотр с риелтором, они подписывают договор показа, на основании которого в случае приобретения объекта обязаны оплатить риелторской компании комиссионное вознаграждение. Но мало кто задумывается о том, что можно выбрать себе только одного риелтора, предоставить ему гарантию покупки только через его компанию (договор на услугу), и тогда не нужно будет сутками сидеть в Интернете или отвечать на бесконечные, не всегда корректные звонки от всех агентов города. Зачастую, думая о том, как сэкономить на услугах риелторов, покупатели недвижимости обманывают сами себя и часто платят больше, чем могли бы заплатить, работая с одним профессионалом и доверяя компании, в которую они обратились. Такой стереотип предстоит долго ломать, но работа стоит результата, который в итоге можно получить. Через несколько лет активной деятельности в заданном направ-лении новая компания будет в состоянии занять свою нишу, развиваться и работать по рекомендациям и на возвратных клиентах.
3. Рефрейминг существующей риелторской компании. Умение осуществлять рефрейминг, то есть менять точку зрения, жизненно важно для современных лидеров. Способность видеть новые ва-
рианты и создавать новые возможности позволяет открывать альтернативы, когда выбор кажется жестко ограниченным, находить надежду среди хаоса и неуверенности, генерировать новые стратегии и успешно претворять их в жизнь [1, с. 7]
Крупные риелторские компании, имеющие хорошо узнаваемый бренд, красивые, оборудованные и большие офисы, большой объем рекламы, находясь достаточно продолжительное время на рынке, редко готовы к частичному рефреймингу своего дела, тем более к полному реинжинирингу всех бизнес-процессов. В крупной компании сложно быстро уловить изменения и подстроиться под них.
4. Открытие новой компании, имеющей более современный взгляд на организацию работы персонала и бизнес-процессы, с опытными руководителями риелторского бизнеса.
В крупной компании решения принимаются долго, пока их не согласуют все руководители. В новой небольшой компании оперативность решает все, тем более оперативность, подкрепленная необходимыми знаниями, навыками и опытом работы.
Если смотреть по количеству компаний в Ростове-на-Дону на одного жителя города, конкуренция очевидна, но если смотреть по качеству работы, шансы новой риелторской компании значительно повышаются. Основной критерий - качество работы, опыт руководителей и их знание рынка и прямая вовлеченность в процесс работы, нововведения в области работы, наработка возвратных клиентов (приходящих за новой услугой).
5. Основные предложения по снижению рисков для стартующих риелторских компаний оформлены с использованием матрицы SWOT-aнaлизa (табл. 3).
Таблица 3
Матрица SWOT-aнaлизa для старта бизнеса на рынке недвижимости
ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ
• В связи с будущим массовым выходом на рынок труда соискателей (2015-2016 гг.) прирост потенциальных сотрудников • Пошаговое инвестирование в развитие филиальной сети, выход на Ростовскую область и другие регионы • Рост популярности, развитие бренда • Реализация программы «риелтор одной группы» • Деятельность, направленная на популяризацию профессии риелтора • Сильные игроки на рынке с большим стажем работы • Демпинг по цене на услуги для покупателей со стороны конкурентов
Окончание табл. 3
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПОЛЕ СИВ ПОЛЕ СИУ
• Мобильность и быстрота принятия решений • Большой опыт работы ключевых сотрудников • Хорошее понимание позиции клиента • Развитие в направлении договорных отношений с продавцами/покупателями • Обеспечение сотрудников полноценно оборудованными рабочими условиями (связь, реклама, режим работы) • Разработка систем адаптации и обучения персонала для разных категорий сотрудников • Заключение договорных многоходовых комбинаций (цепочки сделок) • Заключение договоров с партнерами (застройщики, банки и т.д.) • Заключение возмездных договоров с продавцами, для снижения стоимости услуги для покупателя • Исключение многопрофильное™ на первоначальном этапе работы, качественное предоставление услуги, наработка рекомендаций и повторных обращений • Создание пластиковых «карт клиента» для скидок
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПОЛЕ СЛВ ПОЛЕ СЛУ
• Недостаточная материальная база проекта • Трудности с набором персонала в связи со спецификой деятельности • Разработка гибкой системы оплаты труда сотрудников (премии) • В связи с расширением -возможность карьерного роста • Взаимодействие с учебными заведениями в рамках занятое ти студентов в период летней практики (отдел аренды) • Рекламная кампания с минимальными затратами, но фиксированным объемом информации и частотой подачи • Использование возможностей кросс-промо (бартерная реклама) с турфирмами, строительными компаниями и т.д.
В соответствии с технологией SWOT-aнaлизa на полях СИВ, СИУ, СЛВ и СЛУ представлены, соответственно, стратегии риск-менеджмента для использования сильных сторон для реализации возникающих возможностей, для преодоления угроз, применения возникших возможностей для нивелирования слабых сторон, и стратегии, направленные как против угроз, так и против слабых сторон нового старт-апа.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болмэн Л., Дил Т. Рефрейминг организации: компания как фабрика, семья, джунгли и храм /пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012.
2. Николаева Н.В. Проектный подход к стратегичес -кому управлению организацией // Государственное и муниципальное управление // Ученые записи СКАГС. 2015. № 2.
3. сайт: www.otzovik.com
4. сайт: www.rostov.promin.ru