Научная статья на тему 'Применение методологии «Форсайт» для развития высшей школы'

Применение методологии «Форсайт» для развития высшей школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ДОЛГОСРОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / LONG-TERM FORECASTING / "ФОРСАЙТ" / МЕХАНИЗМЫ "ФОРСАЙТ" / FORSYTE MECHANISMS / ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО / CREATION OF FUTURE / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / TECHNOLOGICAL AND SOCIAL DEVELOPMENT / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ / STRATEGY OF THE SYSTEM DEVELOPMENT / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SYSTEM OF HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / FORSYTE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ланских Анатолий Николаевич

В статье рассмотрены вопросы эффективности «Форсайт», идеология, методология и механизмы новой технологии долгосрочного прогнозирования, показана целесообразность применения «Форсайт» в российских условиях, в том числе для развития высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Forsyte methodology for higher school development

The article reviews issues of the Forsyte efficiency, ideology, methodology and mechanisms of new long-term forecasting technology, shows expediency of Forsyte implementation in Russian conditions, including the development of higher school.

Текст научной работы на тему «Применение методологии «Форсайт» для развития высшей школы»

Применение методологии «Форсайт» для развития высшей школы

Implementation of Forsyte methodology for higher school development

УДК 37.014.542

Ланских Анатолий Николаевич

проректор по информационным технологиям Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Москва), кандидат военных наук, доцент 125468, Москва, Ленинградский пр., д. 49

Lanskikh Anatoly Nikolayevich

125468, Moscow, Leningradskiy pr., 49

Инновационное развитие экономики России требует в первую очередь развивать и совершенствовать систему высшего профессионального образования. Переход к рыночным условиям хозяйствования вызвал появление большого числа негосударственных коммерческих вузов. Вместо ожидаемого повышения качества подготовки специалистов, вызванного усилением конкурентной борьбы за лучших абитуриентов, ситуация в отрасли резко ухудшилась. При этом организация и планирование деятельности вузов не получили должного развития. Сформировался громадный разрыв между потребностями реального сектора экономики и подготовкой специалистов в российской высшей школе. Для исправления ситуации автором предложены мероприятия системы «Форсайт», позволяющей осуществить комплексное планирование деятельности вуза на основе ресурсного подхода. В статье рассмотрены вопросы эффективности «Форсайт», идеология, методология и механизмы новой технологии долгосрочного прогнозирования, показана целесообразность применения «Форсайт» в российских условиях, в том числе для развития высшей школы.

Innovative development of the Russian economy requires first of all the development and improvement of the system of higher vocational education. Transition to the market economy conditions caused emerging of a great number of non-government commercial IHLs. Instead of the expected increase of the quality of the trained specialists triggered by the competition for the best students, the situation has drastically worsened. At that organization and planning of the IHLs' activity have not been developed properly. There has appeared a great gap between the demands of the real sector of economy and training of specialists in Russian higher school. For the improvement of the situation the author suggests the measures of the Forsyte system, which allows to arrange complex planning based on the resource approach. The article reviews issues of the Forsyte efficiency, ideology, methodology and mechanisms of new long-term forecasting technology, shows expediency of Forsyte implementation in Russian conditions, including the development of higher school.

Ключевые слова: высшее образование, долгосрочное прогнозирование, «Форсайт», механизмы «Форсайт», формирование будущего, технологическое и общественное развитие, стратегия развития системы, система высшего профессионального образования

Keywords: higher education, long-term forecasting, Forsyte, Forsyte mechanisms, creation of future, technological and social development, strategy of the system development, a system of higher vocational education

LU

s

I <

CD

О

CO <

0. LO

о

Инновационный путь развития российской экономики требует в первую очередь развития и внедрения новых методов подготовки специалистов с высшим образованием. Переход к рыночной экономике не дал ожидаемых в сфере образования результатов. Вместо повышения качества подготовки специалистов, вызванного усилением конкурентной борьбы за лучших абитуриентов, ситуация в отрасли резко ухудшилась, а организация и планирование деятельности вузов не получили должного развития. Сформировался громадный разрыв между потребностями реального сектора экономики и подготовкой специалистов в российской высшей школе. Наблюдается перекос в сторону резкого увеличения числа обучающихся по гуманитарным направлениям: экономике, юриспруденции, менеджменту, финансам.

Изменения, происходящие в области подготовки специалистов с высшим образованием и научных работников, которые происходят в российской системе высшего и послевузовского образования, затрагивают многие важнейшие аспекты:

• учебный процесс должен стать интеграцией науки, практики и образования при четкой ориентации на рыночные запросы;

• требуются новые экономические основы подготовки научных работников и высококвалифицированных специалистов для инновационного развития страны;

• необходимо развивать механизмы финансирования учебного процесса в государственных высших учебных заведениях;

• надо решить проблему финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований в вузах;

• требуется совершенствовать подходы к подготовке специалистов с высшим образованием для нужд рыночной экономики, в том числе и на полностью коммерческой основе, осуществляемой частными высшими учебными заведениями;

• необходимо создать устойчивую связь между высшими учебными заведениями и бизнес-средой. Существующую на сегодняшний день методологию исследования вопросов управления в высшей школе можно отобразить схемой (рис. 1), которая показывает, что известные исследования путей совершенствования функционирования и управления высшей школы носят точечный, выборочный характер.

Именно выборочный характер исследований вопросов управления в высшей школе порождает их чрезвычайно большое количество, которое тем не менее оправданно, ибо дает всеобъемлющую картину проблем и направлений развития. Вместе с тем такой подход формирует определенные неточности и упущения, когда ради достижения одной цели исследователи вынуждены исключать из рассмотрения важные аспекты проблематики.

В целом методология исследований по совершенствованию управления в образовательной сфе-

ш ре носит смешанный характер: часть исследований ^ подчинена логике управления по процессам, другая ^ часть — логике стратегического менеджмента. Соглас-™ но подходам стратегического менеджмента выработка ^ и принятие решения по развитию отрасли развивается о от общей идеи (видения, миссии) через декомпозицию по направлениям деятельности с последующим формированием в обратном порядке стратегических действий. Это традиционный путь совершенствования любой деятельности, актуальный до настоящего времени. Однако такой подход изначально предполагает высокую неточность прогнозов: проблема рассматривается по частям, а количество факторов, принимаемых к рассмотрению, всегда ограничено. Традиционные методы планирования и прогнозирования имеют средний (5-10 лет) временной горизонт. Между тем именно долгосрочное прогнозирование (на период 20-25 лет) должно занимать ведущее место в сфере государственного регулирования системы высшего профессионального образования (ВПО), что обусловлено рядом факторов:

• инерционность в развитии системы ВПО как макросистемы определяется тем, что происходящие изменения, сдвиги в технологической структуре экономики, смена поколений людей и техники охватывают несколько десятилетий, — это актуализирует необходимость достаточного горизонта видения для оценки сущности и тенденций перемен, чтобы выбрать оптимальную траекторию развития системы ВПО;

• высокая стоимость и длительная реализация крупных национальных проектов и программ в сфере высшего профессионального образования обусловливают возможность оценки правильности выбранного стратегического решения о программах и проектах только спустя некоторое время (как правило, 5-10 лет) после их завершения;

• усиление необходимости долгосрочного прогнозирования, особенно в условиях модернизации системы ВПО, когда резко усиливается хаотичность и неопределенность траекторий динамики развития отрасли.

В условиях высокой нестабильности внешней среды и недостаточности финансирования для поиска и оценки эффективных путей развития высшей школы России необходимы современные многофакторные модели прогнозирования, позволяющие комплексно оценивать стратегические альтернативы и принимать решения о путях и методах совершенствования деятельности университетов. В зарубежной науке и практике в качестве эффективной методологии для оценки будущих направлений развития технологий, в том числе для прогнозирования социально-политических процессов на макро- , мезо- и микроуровне экономики, активно применяется «Форсайт» («технологический Форсайт») (см. рис. 2). Методология «Форсайт» позволяет западноевропейским странам придерживаться селективной стратегии научно-технического развития, определяя для себя приоритетные научные направления инновационного характера, разработка которых способствует эффективному использованию имеющихся финансовых и интеллектуальных ресурсов. В результате создается возможность узкого целевого финансирования приоритетных в долгосрочной перспективе государственных программ, что позволяет расширить и укрепить свои позиции на мировых рынках технологий в условиях глобализации. Методология «Форсайт» постоянно совершенствуется, отрабатываются приемы и процедуры, что обеспечивает повыше-

ние обоснованности предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития. Несмотря на расширение практики применения «Форсайт» в мире, единое мнение о сути данного явления не сложилось до сих пор. Поиск определений дает методически различающиеся подходы.

«Форсайт» (от англ. foresight — «взгляд в будущее») это:

• эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества (Википедия);

• систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага (Бен Мартин, SPRU, University of Sussex);

• метод, технология, процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества на основе масштабного опроса экспертов с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды;

• методика долгосрочного прогнозирования научно-технологического и социального развития, основанная на опросе экспертов;

• система методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития, выявления технологических прорывов, способных оказать воздействие на экономику и общество в средне- и долгосрочной перспективе.

В одном все едины: «Форсайт» — это современная технология прогнозирования развития социально-экономических процессов в большой (20-30 лет) временной перспективе и представляет собой намного более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование.

1. Прогнозы, как правило, формируются узким кругом экспертов и в большинстве случаев ассоциируются с предсказанием слабоуправляемых событий (прогноза погоды, курсов акций, спортивных результатов и др.). В рамках системы «Форсайт» речь идет об оценке возможных перспектив инновационного развития, связанных с прогрессом науки и технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и при условии организации систематической работы, а также вероятные эффекты для экономики и общества.

2. «Форсайт» всегда подразумевает участие многих экспертов, проведение интенсивных взаимных обсуждений из всех сфер деятельности, в той или иной степени связанных с тематикой конкретного «Форсайт»-проекта, а иногда и проведение опросов определенных групп населения (жителей региона, молодежи и др.), прямо заинтересованных в решении проблем, обсуждаемых в рамках проекта.

3. В отличие от традиционных прогнозных методов «Форсайт» характеризуется высокой нацеленностью на разработку практических мер по приближению выбранных стратегических ориентиров.

4. Серьезным отличием «Форсайт» от традиционных методов прогнозов является дальний горизонт прогнозирования, как правило, составляющий 2530 лет с пролонгированием до 50-60 лет.

Рис. 1. Выборочный характер совершенствования управления в сфере высшего профессионального образования

В мировой практике имеется ограниченный опыт применения «Форсайт» для решения проблем развития системы высшего образования (Великобритания) и раскрытия национального потенциала инновационной экономики (Австрия).

Методология «Форсайт» отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования: это методология организации процесса, направленного на создание у участников исследования общего видения будущего, которое своими сегодняшними действиями стремятся поддержать все заинтересованные стороны. Таким образом, эта методология связана не с предсказанием будущего, а с его формированием, что позволяет считать «Форсайт» специфическим инструментом управления технологическим и общественным развитием, опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру [1].

Формализуя перечисленные и другие существующие описания «Форсайт», автор выдвигает гипотезу о том, что данный метод прежде всего ставит «обратную» задачу прогнозирования. Это подразумевает выбор апостериорных альтернативных состояний, которые могут быть получены в будущем для существующих неопределенностей и априорных альтернатив. Таким образом, метод «Форсайт» — это совокупность инструментов, позволяющих не предугадывать проблемы будущего, а ставить цель в виде желаемого ожидаемого результата, определять необходимые настоящие состояния. Это активный прогноз, который включает элементы воздействия на будущее.

«Форсайт» эффективен при решении задачи прогнозирования для объектов, которые могут оказывать активное воздействие на внешнюю среду и имеют возможность изменять свое состояние для достижения будущих желаемых состояний. Этим признакам соответствуют экономические объекты всех уровней сложности, потому что в отличие от объектов природы они созданы в процессе целенаправленной деятельности и при этом подвержены факторам неопределенности и риска [2]. При проведении «Форсайт» могут быть использованы различные инструменты анализа (в некоторых странах их число достигает десяти), работы с информационными потоками, с экспертным сообществом и др. Среди них чаще всего используется метод Дельфи, SWOT-анализ и/или анализ информационных потоков, методика фокус-групп или панелей экспертов и сценарное планирование. Ключевое место в этой работе занимают аналитические методы, задающие граничные условия и форматы создания опросных панелей, и разработка сценарных вариантов разви-

тия, определяющих связность образов будущего и сопряженных с ними стратегий [3].

«Форсайт» применяется широким кругом профессионалов, лиц, принимающих решения, как в самых разных отраслях хозяйствования, так и на разных уровнях государственного управления (рис. 2). Выбор инструментария каждого конкретного проекта «Форсайт» обусловлен не только имеющимися ресурсами, но и социокультурными особенностями страны, в которой он осуществляется. Так, недостаточный опыт взаимодействия экспертных сообществ в стране (это относится и к России) обусловливает обязательное включение в процесс «Форсайт» методов фокус-групп, экспертных панелей или других близких к ним инструментов.

В связи с этим рассмотрим систему методов «Форсайт» и практику их применения в современных условиях, которые чрезвычайно разнообразны в зависимости от страны, в которой осуществляется проект. Различные методы можно сгруппировать. В первую группу войдут обзор литературы, «мозговой штурм», работа экспертных групп. Во вторую группу включаем рабочие совещания по футуристическим оценкам, метод Дельфи, определение ключевых технологий, SWOT-анализ, анализ ситуации и экстраполяцию. Третью группу составят методы, только получающие распространение: «технологические карты», «дорожные карты», «картирование» основных игроков, совещания групп жителей, моделирование, анализ частотности упоминания. Кроме вышеперечисленных методов используются также написание эссе, игровой метод, анализ взаимного влияния, мегатренды, многокритериальный и библиометрический анализ. В целом качественные методы преобладают над количественными, причем качественный «Форсайт», особенно на национальном и глобальном уровнях, предполагает использование всего разнообразия методов для получения более полной картины. В государственных проектах «Форсайт», которые финансируются правительственными структурами, в основном используются такие методики, как обзор литературы, «мозговой штурм», экспертные панели, сценарии, реже — Дельфи, критические технологии и SWOT-анализ. В бизнес-секторе при разработке «Форсайт»-проектов превалируют экспертные панели, сценарии, технологические «дорожные карты», в меньшей степени — «мозговой штурм», Дельфи, SWOT-анализ и экстраполяция трендов. В исследовательском секторе вышеперечисленные методы распределяются более равномерно: на первом месте по частоте использования идет метод Дельфи, экспертные панели, обзор литературы, сценарии, а затем — критические технологии, «мозговой штурм» и SWOT-анализ.

о

■<--->. — взаимное влияние, явное или скрытое

Рис. 2. Виды и уровни «Форсайт»

В России также известны попытки прогноза развития образовательной системы на основе методологии «Форсайт». Однако без комплексного формирования модели экономического управления системой высшего образования использование любой методологии прогнозирования не будет эффективным. Адаптация методологии «Форсайт» для решения задач развития высшей школы страны и формирования управления системой ВПО — важнейшая задача, решение которой позволит повысить эффективность и качество подготовки специалистов для инновационной экономики России.

Анализируя отечественный опыт использования «Форсайт», В. В. Макарова отмечает, что в России эта методология получила наибольшее распространение на региональном (субфедеральном) уровне, и объясняет это рядом причин:

• во-первых, в условиях рыночного хозяйствования и упразднения промышленных министерств отраслевой уровень объективно утрачивает свое значение;

• во-вторых, для успешного проведения «Форсайт» на общенациональном уровне требуется целый набор предпосылок, а также позитивный опыт реализации системы в более локальном формате;

• в-третьих, сказываются территориальные масштабы страны, а также существенные различия в уровне развития субъектов Российской Федерации [4].

В контексте вышеизложенного абсолютно оправданны усилия региональных властей по применению потенциала «Форсайт» в отдельно взятых регионах России (В. В. Макарова, например, предлагает изучить опыт Республики Башкортостан, Иркутской области и др.).

Очень важно оценить возможности применения методологии «Форсайт» в управлении системой ВПО, в том числе и в целях ее модернизации.

В России осуществляются несколько проектов «Форсайт» по разным направлениям:

• промышленно-энергетический «Форсайт» Минпром-энерго;

• «Форсайт» атомной отрасли;

• «Форсайт» Министерства информатизации и связи;

• «Форсайт» Министерства образования и науки;

• региональные «Форсайт» в Перми, Иркутской области, Республике Башкортостан.

Однако в целом развитие новой технологии носит крайне ограниченный характер

В качестве примера можно привести российский «Форсайт», проводимый Министерством образования и науки (работа начата в 2007 г.). Эксперты поделены на три группы.

1. Члены десяти экспертных панелей (около 300 ведущих специалистов) отвечают за разработку переч-

ней технологий и конкретных тем для Дельфи — положений, по которым все прочие эксперты должны были дать заключение относительно рыночного потенциала, степени разработанности и возможного периода внедрения. Темы предлагаются двух видов: «количественные» (например, «когда станет возможным выпуск сверхбольших интегральных микросхем с тактовой частотой 50 Ггц») и «качественные» (например, «когда учеными будет объяснен механизм возникновения атеросклероза»). Вторые особенно важны, ибо отражают возможности возникновения радикальных инноваций и связанных с этим значительных изменений существующих рынков товаров и услуг, поэтому экспертов всячески поощряют формулировать подобные темы.

2. Группа экспертов, отобранная в основном по библиометрическим показателям (цитирование статей и пр.), включает приблизительно 700 человек. Эта группа участвует в подготовке предварительного перечня тем, которые впоследствии служат основой для работы экспертных панелей.

3. Около 4000 экспертов непосредственно заполняют анкеты.

Как отмечалось выше, в России для решения проблем, связанных с высшей школой, «Форсайт» уже находит ограниченное применение. Так, в литературе упоминается проект «Форсайт» Министерства образования и науки, который реализуется с 2006 г. В выступлении министра А. Фурсенко на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации в г. Дубна 19 апреля 2008 г. отмечено, что для инновационной сферы системного долгосрочного прогнозирования научно-технологического развития России начата работа по реализации прогноза на основе международно-признанной методологии «Форсайт» на период до 2025 г. [5]. При этом предлагается сконцентрировать ресурсы государства на тех технологических проектах и программах, которые находятся в сфере непосредственной ответственности государства (прежде всего это оборона, здравоохранение, образование и фундаментальная наука); востребованы бизнесом, но одновременно входят в сферу интересов государства (например, экология, атомная энергетика, модернизация инфраструктуры); обеспечивают создание новейшей технологической базы, формирование которой лежит за пределами традиционных горизонтов планирования коммерческой деятельности (например, нанотехнологии).

Отметим, что в этот перечень не вошло инновационное развитие высшей школы, а включено лишь общее — образование. Одним из «Форсайт»-проектов

Министерства образования и науки российской Федерации стала разработка прогноза востребованности специалистов через 5-7 лет. Как отметил в интервью радиостанции «Вести-РМ» 7 марта 2009 г. заместитель министра образования и науки Владимир Миклушев-ский, прогноз выполнен на основе математического «Форсайт» (надо понимать, что применялись математические методы, а не опросы экспертов) [Там же].

Эти сведения позволяют утверждать, что применение методов «Форсайт» в сфере высшего образования находится в зачаточном состоянии: для разработки прогноза применяется ограниченное число математических методов, а принятый временной горизонт составляет не 25-30, а лишь 5-7 лет, что не соответствует мировым подходам. Тем не менее даже такие попытки свидетельствуют о признании эффективности и применимости новой технологии для формирования прогнозов и приоритетов развития высшей школы.

В рамках этих исследований прогнозы образования разрабатываются с горизонтом до 10 лет и охватывают ряд показателей:

• численность студентов по уровням образования;

• численность по направлениям деятельности профессорско-преподавательского персонала;

• объемы финансирования.

Применение «Форсайт» для прогнозирования развития системы ВПО России позволит существенно расширить количество учитываемых показателей и принять в качестве объекта исследования систему ВПО в целом. Повышению эффективности прогнозов будет способствовать вовлечение в исследование обучающихся всех уровней — от начальной школы до послевузовского образования (т. е. горизонт планирования составит 17-20 лет), субсистемы вузов, учреждений среднего профессионального образования, методики проведения занятий, программы ВПО и СПО и другие элементы системы образования России. Применение долгосрочного прогнозирования позволит рассмотреть проблему комплексно, вовлекая в обследование все аспекты проблематики и при необходимости все заинтересованные стороны. Действительно, поскольку в ходе осуществления проекта «Форсайт» автоматически вырабатываются долгосрочные технологические приоритеты, они и могут стать базой для модернизации программ и методов обучения в сфере профессионального образования. В этом смысле автор согласен с мнением специалистов, утверждающих, что устарелость программ ВПО сегодня в значительной степени связана именно с отсутствием четкой системы приоритетов — ответа на вопрос, какие именно специализированные образовательные блоки должны развиваться в ответ на перспективные запросы со стороны государства и бизнеса.

Еще одно значимое направление «Форсайт» — молодежный «Форсайт», в числе целей которого изучение проблем студентов. Такого рода исследования направлены как на разработку основ долгосрочной политики в этой области, так и на формирование у молодого поколения навыков систематического планирования своего будущего, умения анализировать вероятные проблемы и находить подходы к их решению, максимально использовать открывающиеся возможности.

Таким образом, следует говорить о целесообразности применения «Форсайт» при разработке, реализации и корректировке стратегий управления и развития системы ВПО — особенно в тех случаях, когда существенную роль играют не только технологические

инновации, но и изменение экономических отношений ^ между участниками образовательного процесса. ^

Еще один момент, который также говорит в пользу ^ применения методологии «Форсайт», заключается « в обострении конкуренции, ибо она ставит перед ^ системой высшего профессионального образования о задачу применения такого прогноза, который позволит выявить не только краткосрочные, но и долгосрочные тенденции развития. Главная особенность проектов «Форсайт» состоит в том, что они ориентированы на определение возможных вариантов будущего и активное формирование его наиболее предпочтительных сценариев. А поскольку контуры будущего во многом определяются сегодняшними действиями, выбор наиболее предпочтительных сценариев следует подкрепить соответствующими мерами, способными обеспечить наиболее благоприятную траекторию развития в условиях конкуренции. Методология «Форсайт» обеспечивает системное прогнозирование, в котором учитываются основные значимые факторы, определяющие развитие в научной, образовательной, экономической и социальной сферах. Она основана на целенаправленном выявлении и использовании тех знаний экспертов, которые раньше ими не применялись и не мыслилось как возможный сценарий будущих состояний.

Управление системой высшего профессионального образования методом «Форсайт»-проекта заключается в формировании мировоззренческой картины состояния и поэтапного развития отечественного высшего профессионального образования во взаимосвязи с социально-экономическим развитием страны и тенденциями мировой экономики, а также в увязке с интересами общества, органов власти и бизнеса.

Таким образом, переход к рыночным условиям хозяйствования выявил серьезные проблемы в развитии высшего профессионального образования России, которые очень сложно решить традиционными методами прогнозирования. Комплексность исследования и максимальную вовлеченность всех заинтересованных в развитии высшей школы сторон может обеспечить методология «Форсайт», применяемая в развитых странах для долгосрочного (25-50 лет) прогнозирования технологического и социально-экономического развития общества. Применение «Форсайт» целесообразно при разработке, реализации и корректировке стратегий управления и развития системы высшего профессионального образования, особенно в тех случаях, когда существенную роль играют не только технологические инновации, но и изменение экономических отношений между участниками образовательного процесса.

Литература

1. Проект Концепции долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года // Материалы рабочей группы. М., 2006. Режим доступа: http://popnano.ru/file/Prognoz 2025.doc.

2. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. со 2-го изд. М.: Дело, 2002. С. 342-343.

3. Куклина И. Р. «Форсайт» как инструмент активного исследования и формирования будущего. Режим доступа: http://viperson.ru.

4. Макарова В. В. Форсайт как инструмент стратегического управления инновационной деятельностью в экономических системах: Автореф. дис. <...> канд. экон. наук. М., 2010. 32 с.

5. mon.gov.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.