Научная статья на тему 'Форсайт как инструмент стратегического планирования развития промышленности'

Форсайт как инструмент стратегического планирования развития промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРСАЙТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников В.В.

В статье рассматривается понятие и сущность такого инструмента стратегического планирования развития отрасли промышленности как форсайт; приводятся основные принципы использования форсайта; характеризуется матрица инструментов метода форсайта, а также основные проблемы, возникающие при использовании данного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мельников В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Форсайт как инструмент стратегического планирования развития промышленности»

4. Распоряжение от 6 сентября 2010 г. №1485-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года.

5. Русинова О.С. Согласование противоречий интересов в контексте стратегического планирования регионального развития // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. -2014. - № 14. - С. 56-61.

6. Штапова И.С., Мельников В.В. Генезис понятия «стратегическое планирование» // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 6. - С. 518.

ФОРСАЙТ КАК ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

© Мельников В.В.*

Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

г. Пятигорск

В статье рассматривается понятие и сущность такого инструмента стратегического планирования развития отрасли промышленности как форсайт; приводятся основные принципы использования форсайта; характеризуется матрица инструментов метода форсайта, а также основные проблемы, возникающие при использовании данного метода.

Ключевые слова форсайт, стратегическое планирование, промышленность.

В настоящее время отечественные промышленные предприятия функционируют в условиях ужесточения конкуренции, сопряженной с глобализацией мирового экономического пространства. Нестабильность экономической конъюнктуры, повышение требований потребителей к производимым продуктам в значительной степени усложняют процесс определения стратегических перспектив. В результате возникает острая необходимость разработки адекватного целям и специфике современной экономики методического инструментария стратегического планирования деятельности промышленного предприятия.

Мировой опыт и исследования специалистов убедительно показывают, что существующие методы стратегического планирования позволяют, в

* Старший преподаватель кафедры Государственного и муниципального управления.

большинстве случаев, обеспечить достаточно высокую точность прогнозов. В последнее время в области разработки прогнозов и формирования стратегии популярность набирает метод «форсайт».

Форсайт-менеджмент (от англ. foresight management) - методология управления, которая характеризуется выраженной способностью стратегического планирования и понимания менеджментом ответственности не только за ближайшие, но и за отдалённые результаты своих решений [1].

Формирование форсайта как ключевого метода, применяемого в стратегическом управлении социально-экономического развития промышленной отрасли, ставит на повестку дня вопрос о разработке соответствующих теоретико-методологических основ и функционально-технологического инструментария его практической реализации.

Форсайт исходит из вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий: правильного определения сценариев развития, достижения консенсуса по выбору того или иного желательного сценария, предпринятых мер по его реализации.

В основу форсайта положены следующие принципы:

- форсайт является процессом систематическим;

- центральное место в этом процессе занимают научно-технические направления (а не технологии);

- временной горизонт - среднесрочный и долгосрочный, он должен превышать период делового планирования;

- приоритеты рассматриваются и выбираются в зависимости от их влияния на социально-экономическое развитие региона.

Суть нового подхода в том, что государство определяет: перспективные технологии и рынки на ближайшие 10-20 лет; направления сотрудничества «бизнес - государство» в деле создания конкурентоспособных инноваций; мероприятия, которые позволят использовать новые возможности в целях повышения качества жизни, ускорения экономического роста и сохранения международной конкурентоспособности страны или региона.

Форсайт расширяет спектр государственно-частного партнерства. Он представляет собой инструмент развития, основанный на разработке, обсуждении и согласовании всеми заинтересованными сторонами долгосрочных перспектив развития, выработке общего «видения будущего» на основе нескольких альтернатив (в идеале - всех возможных) и определении связанных с каждым вариантом набора рисков [2].

С 90-х годов прошлого века форсайт начал использоваться в общественно-политической сфере. Последние десять лет активно проводятся форсайт-проекты для развития таких городов как Дублин, Барселона, Штутгарт; технология форсайт используется для формирования стратегий социального развития Великобритании, Австрии, Финляндии, Франции, и ЮАР. В России метод форсайт был применен для разработки «Концепции долгосрочно-

го прогноза научно-технологического развития до 2025 года», программы «Технологическое прогнозирование», региональных программ Центра стратегических разработок «Северо-запад». Таким образом, в настоящий момент наблюдаются тенденции формирования желаемой картины будущего с привлечением к этому процессу как можно большего числа заинтересованных сторон. Форсайт становится инструментом для формирования социальной реальности. В соответствии с «Руководством по стратегическому форсайту» Питера Бишопа (Peter Bishop, Thinking about the Future, 2006) методология форсайта включает в себя пять основных этапов: формулирование проблемы или описание интересующего направления; изучение существующих условий, влияющих на исследуемую область; анализ существующей ситуации; определение текущих тенденций по изучаемой проблеме и формулирование возможных сценариев развития с вероятными последствиями; выработка предложений (рекомендаций) по каждому сценарию при участии всех заинтересованных сторон. Применение метода форсайта позволяет с комплексных позиций выявить проблемные и критические зоны будущего, определить существующие факторы, влияющие на формирование стратегий развития в исследуемой области, организовать экспертную группу, которая представляет интересы всех стейкхолдеров. Прежде всего, форсайт ориентирован на оценку перспектив инновационного развития и изучение возможных технологических горизонтов, которые могут быть достигнуты. Форсайт подразумевает участие экспертов из разных областей, в том числе и для проведения опросов определенных групп населения, которые заинтересованы в решении обсуждаемых проблем, и, следовательно, форсайт направлен на управление событиями в будущем. Набор подходов, используемых в форсайт-проектах, постоянно расширяется и охватывает сегодня десятки методов - как качественных (интервью, обзоры литературы, «деревья соответствий», сценарии, ролевые игры и др.), так и количественных (метод обратного прогнозирования, моделирование, анализ взаимного влияния (cross-impact analysis)). Ряд методов носит синтетический характер, в их числе - метод Дельфи, «дорожная карта», критические технологии, а также многокритериальный и патентный анализ, игровое моделирование и др. Классификация методов и инструментов форсайта, предложенная в работе, представлена в табл. 1. Набор методов, применяемых в том или ином проекте, может выбираться с учетом множества факторов: временных и ресурсных ограничений, наличия достаточного количества высококвалифицированных экспертов, доступа к информационным источникам и др. Тем не менее, ключевым условием успеха проекта является использование методов, обеспечивающих эффективную работу привлекаемых экспертов.

Как видно из табл. 1, основой любого инструмента форсайта является взаимодействие всех стейкхолдеров посредствам формирования экспертных групп, проведения конференций, семинаров, круглых столов. Также для эф-

фективного прогнозирования необходима творческая среда, компетентность организаторов и участников, а также непрерывное информирование всех заинтересованных лиц [3].

Таблица 1

Матрица инструментов метода форсайта

Информирование/ творчество / компетентность Сбор данных Синтез и моделирование Анализ и выбор Трансформация Действия

Сканирование Игровое моделирование SWOT анализ Обратное прогнозирование Список приоритетов

Библиометри-ческий анализ Сценарное планирование Многокритери-ральный анализ Дорожные карты Критические / Ключевые технологии

Обзор литературы Шаблонный анализ Перекрестный анализ Деревья релевантности Планирование R&D

Интервью Слабые сигналы Приоритезация / Дельфи Логические блок-схемы Планирование действий

Индикаторы тенденций Моделирование Количественная оценка / рейтинги Линейное программирование Операционное планирование

Анализ систем Имитационное моделирование Оценка преимуществ / стоимости / рисков Стратегическое планирование Оценка воздействия

Взаимодействие Экспертные группы / конференции Экспертные группы / конференции Экспертные группы / конференции Экспертные группы / конференции Экспертные группы / конференции

В практике применения форсайта в России можно выделить несколько проблем.

Первая проблема регионального форсайта: трудно найти большое количество граждан с активной социальной позицией, а это необходимо, так как без объективной оценки текущего состояния в регионе, которую предоставляют социально активные группы, нельзя заниматься перспективным развитием. Вторая проблема - это материальное финансирование форсайт-проектов в регионах России. Третьей проблемой является разобщённость участников форсайта. Проблема номер четыре - отсутствие единой номативно-правовой базы, которая будет решать проблемы организации, разделения полномочий, ответственности и т.п. важные для осуществления форсайт технологий вопросы. Важность оценки результативности форсайта является пятой проблемой. Шестая проблема - это отсутствие кадров. Смысл прове-

дения форсайта - это предвидение перспектив развития региона, а для того чтобы качественно провести форсайт от «а» до «я», необходима массовость специалистов, реально владеющих навыками проведения форсайт-исследований. Необходимо отработать на практике механизмы реализации Форсайтов в регионах с учётом всех их особенностей и обучить этому специалистов. Следует создать больше институтов, которые занимаются форсайт-исследованиями и которые знают о регионах не «понаслышке» (следовательно, территориально они должны находиться в регионе, в котором проводят форсайт-исследования), а не возлагать всю работу на уже существующие институты, но находящиеся в абсолютно другом регионе и среде [4].

Список литературы:

1. Колесников Р. Форсайт-менеджмент. 7 правил успеха в бизнесе. -СПб.: ООО «Книжный Дом», 2014. - 48 с.

2. Прудский В.Г., Ощепков А.М. Форсайт как основа стратегии социально-экономического развития региона [Электронный ресурс] // Вестник ПГУ Серия: Экономика. - 2012. - № 3.1. - Режим доступа: http://cyberlenin-ka.ru/article/n/forsayt-kak-osnova-strategii-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona (дата обращения: 20.08.2015).

3. Павлова А.С. К вопросу о применении методов прогнозирования для развития социально-экологической ответственности бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economics.open-mechanics.com/articles/461. pdf (дата обращения: 20.08.2015).

4. Пухова М.М., Ващенко Р.Р., Остроухов Л.А. «Плюсы» и «минусы» регионального форсайта // Международный Научный Институт «Educatio» III. -2014. - С. 138.

5. Киселева Н.Н., Боровикова Н.В. Специфика и приоритеты развития территориальных промышленных систем Северо-кавказского федерального округа // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-9. - С. 1942-1946.

6. Штапова И.С. Стратегические решения фирм: теоретические и практические аспекты: монография. - Георгиевск: РГЭУ «РИНХ», 2009. - 195 с.

7. Тараненко О.Н. Теоретико-методологический базис повышения эффективности института государственно-частного партнерства в системе институционального обеспечения развития региона // Terra Economicus. -2012. - Т. 10. - № 4-2. - С. 155-158.

8. Русинова О.С. Влияние развития агропромышленного комплекса на социально-экономическое положение сельских территорий аграрного региона // Journal of Economic Regulation. - 2010. - Т. 1, № 4. - С. 72-81.

9. Киселева Н.Н., Браткова В.В. Проблемные регионы: сущность и идентификационные признаки // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 4 (30). - С. 131-135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.