Применение методики тренингов в освоении прикладных дисциплин The application of the methods of training in the development of applied disciplines
Ь Л московский
ШЩ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16038 Райченко Александр Васильевич,
доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ, профессор кафедры теории управления ФГБОУ ВО Государственный университет управления
Raichenko Alexander Vasilyevich,
doctor of economic Sciences, Professor, honorary worker of higher professional education of the Russian Federation, Professor of the Department of management theory at THE State University of management
Аннотация: Публикация представляет анализ практики освоения и закрепления обучающимися, установленных федеральным государственным образовательным стандартом умений и навыков проведением линейки последовательных тренингов. Целью публикации является представление методики применения интерактивного освоения прикладных дисциплин в формате последовательного проведения тренингов. Задачами публикации является описание организации усложняющихся тренингов. Методы, представляемого публикацией исследования, основаны на построении органичной системы учебно-методического сопровождения освоения и закрепления умений и навыков деловой коммуникации. Особенностью применяемых методов является органичное развитие сложности, многофакторности, интерактивности участия обучающихся, обеспечивающих освоение ими коммуникаций делового общения. Результаты заключаются в том, что, представляемые публикацией учебно-методические разработки доведены до готовности к тиражированию, что определяет заинтересованность профессорско-преподавательского состава в ознакомлении, обсуждении и использовании представляемых положений в учебном процессе. Выводом публикации является обоснование высокой эффективности освоения и закрепления умений и навыков обучающихся применением методики тренингов.
Summary: The publication presents an analysis of the practice of mastering and securing by students, established by the federal state educational standard of skills and abilities by conducting a line of consecutive trainings. The purpose of the publication is to present the method of application of the interactive development of applied disciplines in the format of sequential training. The objectives of the publication is to describe the organization of complex training. The methods presented by the publication of the study are based on the construction of an organic system of educational and methodological support of mastering and consolidating the skills and abilities of business communication.The peculiarity of the methods used is the organic development of complexity, multifactorial, interactive participation of students, ensuring their mastering of business communication communications. The results consist in the fact that the educational materials presented by the publication are ready for replication, which determines the interest of the faculty in introducing, discussing and using the presented provisions in the educational process. The conclusion of the publication is the rationale for the high efficiency of the development and consolidation of skills of students using the method of training. Ключевые слова: закрепление, компетенции, навыки, освоение, тренинг, управление. Keywords: consolidation, competencies, skills, development, training, management.
Освоение и закрепление общекультурных компетенций в ходе преподавания прикладных дисциплин сегодня надежно обеспечивается проведением тренингов, предоставляющих конструктивные возможности построения учебного процесса [5,138]. Это можно проиллюстрировать на примере организации освоения курса дисциплины «Культура речи и деловое общение», непосредственно ориентирующей обучающегося на выработку и совершенствование конкретных умений и навыков деловых коммуникаций. Традиционное построение учебного процесса здесь не дает необходимого результата, прежде всего, потому, что приоритетно сориентировано на освоение контента, который в этой дисциплине, исключительно тесно переплетается с учебно-методическим инструментарием. Такая особенность предоставляет широкие возможности постановки и применения интерактивных методов освоения и закрепления умений и навыков, общепризнанно предоставляющих наиболее эффективный инструментарий решения подобных задач [2,167].
Для эффективной организации и конструктивного проведения всего комплекса интерактивных учебных мероприятий каждый из обучающихся выбирает себе корпорацию по его образовательному профилю. Это позволяет каждому обучающемуся пользоваться всей, имеющейся в открытом сетевом доступе, корпоративной информацией, насыщая все учебно-методические мероприятия освоения дисциплины профильным
контентом. Важно и то, что моделирование внутренних деловых коммуникаций обучающихся проводится на примерах реальной факторологии функционирования профильных корпораций, обеспечивая постепенное овладение ими соответствующей терминологией и языком общения [1, с. 44].
Организация освоения и закрепления компетенций дисциплины «Культура речи и деловое общение» у бакалавриантов первого курса института «Управления персоналом, социальных и бизнес коммуникаций» Государственного университета управления (ГУУ) проводится в режиме непосредственного участия каждого их них в программе выполнения последовательно усложняющихся тренингов. Их состав, содержание, преемственность подготовки и проведения определяются таким образом, что обеспечивают поэтапное наращивание обучающих опций, формирующих у бакалавриантов, предусмотренные федеральным государственным образовательным стандартом умения и навыки [6, с. 29]. Так, тематикой практических занятий, предусматриваемых рабочей программой рассматриваемой дисциплины, обеспечивается последовательное проведение шести тренингов, представленных в таблице 1 следующим образом:
Таблица 1. Тематика к формат тренингов по дисциплине «Культура
речи н деловое общение»
№ Тренинг Фор мат
Название С одержание У ч м
н
1. Самопрезента цня Представление персональных конкурентных преимуществ 1 1
2. Собесед ов анн е Диалог претендента на вакансию с сотрудником службы персонала 2 3
3. Инструкта^к Официальное ознакомление с ответами на возникающие вопросы 2 + 3
4. Совещание Анализ и решение профильной задачи отдела с ролевым участием + 2
5. Конфликт Разрешение взаимных претензий в рамках деловой коммуникации + 2
6. Конкуренция Открытый конкурс предложений участников по освоению ресурсов 5 + 2 0
Первый тренинг позволяет обучающемуся продемонстрировать работодателю наиболее востребованные качества и навыки в формате одноминутной само презентации. Его проведение позволяет не только зафиксировать входной уровень владения
обучающимся умениями персонального выступления, но и нарабатывает навыки, повсеместно востребуемые в ходе делового общения. Важной для организации учебного процесса особенностью тренинга является возможность его проведения на первом практическом занятии без предварительного предупреждения обучающегося, что сразу обусловливает его позиционирование в конкурентной среде. Как правило, большинство из обучающихся не удовлетворяются уровнем собственного выступления, присылая позднее, на электронную почту преподавателя видео ролик с записью его более совершенного варианта.
Формат проведения второго тренинга «Собеседование» строится на диалоге представителя службы персонала и претендента на замещение конкретной вакантной должности на основании публикации объявления работодателя. Этим тренингом моделируется ситуация приглашения на собеседование и его проведения с уже отобранным для этого кандидатом, в том числе по результатам его отбора по соответствующей оценке, присланной ранее само презентации. Участие в данном тренинге двух обучающихся предполагает проведение его в два сета по 3 минуты каждый, с обменом выполняемых ими ролей, что позволяет оценить уровень освоения и применения, как собственных, так и партнерских навыков с противоположенных позиций.
С проведения тренинга «Инструктаж» начинается непосредственное погружение обучающегося в среду корпоративного делового общения на основе формирования первоначального представления о правилах и условиях должностного функционирования. Участие в этом тренинге в формате «2+», моделируя многостороннюю конфигурацию построения делового общения, непосредственно позиционирует обучающегося в иерархии корпорации. Это позволяет ему освоить спектр самых необходимых умений конструктивной деловой коммуникации, активно востребуемых в ходе проведения практически последующих тренингов. Формируемые участием в проведении этого тренинга первичные общекультурные умения и профессиональные навыки становятся конструктивной основой проведения всех последующих интерактивных форматов моделирования ситуаций делового общения в корпоративной среде конкретной организации.
Подготовка и участие в проведении тренинга «Совещание» полноценно моделируют ролевое поведение каждого, из 3-х и более обучающихся, в определении целей, постановке задач, согласовании взаимодействий, распределении ответственности и других штатных управленческих процедурах. Это обеспечивает соответствующую адаптацию
формирования и закрепления навыков деловой коммуникации, проецируемую на погружение в условия и применение индикаторов организации ключевых процедур выработки, принятия и реализации управленческих воздействий. Данный тренинг может эффективно реализовываться уже в формате малой деловой игры, что, фактически и происходило в формировавшихся для его проведения малых группах обучающихся, детально прорабатывающих, расписываемый по функционально-должностному взаимодействию сценарий. При этом допускается как последовательная смена, так и закрепление обучающихся за должностями на все сеты проведения тренинга «Совещание».
Наиболее активно и драматично проявляются потребности в освоении совершенно необходимых умений и навыков делового общения обучающихся в ходе участия в проведении тренинга «Конфликт». Изначально провоцирующий на противопоставление позиций, амбиций, реакций участников этот тренинг наиболее ярко раскрывает их психологический характеристики, позволяя обратить внимание на необходимость упорядочивания организации делового общения. Для ведущего практическое занятие преподавателя он представляет определенную сложность, прежде всего тем, что, как правило, востребует его непосредственное участие в оптимизации взаимодействий обучающихся. Вместе с тем, контрастно проявляющиеся в ходе проведения этого тренинга личные качества участников становятся конструктивным фактором корректировки дальнейшей персональной работы с ними.
Завешает линейку тренингов освоения компетенций дисциплины «Культура речи и деловое общение» проведение учебно-методического формата «Конкуренция», в котором преподаватель возвращает себе, делегированную ранее участникам роль ведущего. В формате открытого конкурса преподаватель выставляет для участников профильно адаптированные лоты, сравнение предложений по освоению которых обучающимися оценивается персонально по каждому изних. Ключевыми критериями оценки участия обучающихся в этом тренинге, как и во всех других мероприятиях освоения компетенций данного курса, является оценка персонального уровня соответствия культуры речи и делового общения принятым этическим нормам и корпоративным правилам. Конструктивное участие обучающихся в проведении тренингов позволяет им освоить важнейшие ресурсы деловой коммуникации, представляемые в таблице 2 следующим образом:
Таблица 2. Осваиваемые обучающимися в формате тренинга ресурсы
деловой коммуникации
Ресурсы Процедуры освоения и закрепления умений и навыков коммуникации Тренинги
Аутотренинга Самонастройки, подготовки, тренировки, оптимизации состояния 1-= 2, 3,
Аналитики Выделения, исследования, сравнения, сопоставления, заключения 4, 5,
Мнемоники Систематизации, закрепления и использования первичной информации 3, 5, б...
Физиогномики Восприятия и применение мимики в деловом корпоративном общении 2, 3, 6_
Кннесснки Построения и понимание образа жестикуляцией в деловом общении 1= 4, 5, б:._
Риторики Овладения и использования ресурсов речи в деловом общении 1= 2, 4, б:._
Полемики Совершенствование личного участии в обсуя^дении, дискуссии 1= 2, 5, 6
Коммутации Построение и использование систем и ресурсов взаимосвязи 4, 5,
Коммуникации Установление внутреннего и внешнего делового взаимодействия 4, 5, 6
Кооперации Объединения участия субъектов в общей процедуре взаимодействия 4, 5, 6,-
В таблице 2 приводятся только совершенно очевидные примеры постановки и применения процедур и тренингов в освоении ресурсов делового общения. Открытый формат заполнения таблицы 2 указывает на очевидную потребность в продолжении и развитии состава и содержания ресурсов, процедур, тренингов освоения обучающимися умений и навыков делового общения. Вместе с тем, уже представленные в таблице 2 положения позволяют эффективно применять их в процессе обучения и разрабатывать новые тренинги и деловые игры. Так, на этой основе автором вместе с коллегами по научно-исследовательской части ГУУ были разработано, апробировано, адаптировано и успешно применяется в качестве организационно-методического сопровождения проведения комплексной деловой игры «Управление» имитационно-моделирующий комплекс финансово-производственного цикла, категорийно-понятийный тезаурус теории управления и мультимедийный «тьютор» управленческого тезауруса, зарегистрированные в Реестрах госрегистрации базы данных прграмм для ЭВМ [3, 4]. Необходимой методической основой разработки этих современных цифровых решений
стал опыт применения тренингов и малых деловых игр в освоении компетенций управленческих дисциплин.
Ключевым конкурентным преимуществом применения формата тренинга в качестве учебно-методической разработки освоения и закрепления компетенций управления, является то, что он одинаково продуктивен не только в аудитории или в контролируемом дистанционно учебном процессе, но и в любом варианте самостоятельного режима применения. Так, бакалаврианты первого курса института Управления персоналом, социальных и бизнес коммуникаций Государственного университета управления, представляют на практическом занятии уже наработанный ими уровень владения компетенциями, получающий соответствующую оценку преподавателя. При этом основная содержательная работа выполняется обучающимися вне аудитории, на подготовительной стадии, в ходе освоения и закрепления выполнения заданий и проектирования вероятных сценариев развития каждого конкретного тренинга, с завершающей демонстрацией и оценкой достигнутого уровня на практическом занятии.
Постановка и применение такого, распределенного формата организации освоения и закрепления умений и навыков основывается на мобилизации потенциала самооценки каждого обучающегося, приводящей, как правило, к многократному повторению тренинга для достижения желаемого им уровня оценки преподавателя. Эффективность этого можно оценить при просмотре видео роликов с записью тренингов, присылаемых на электронную почту преподавателя обучающими, стремящимися пересдать какое-то конкретное задание, получившее при выполнении на практическом занятии не удовлетворившую их оценку. Отражаемое на ролике количество циклов перезаписи наглядно демонстрирует многократность проведенной обучающимся тренировки, адекватно характеризуя выполненную им учебную работу. Эта опция позволяет также дистанционно сдать, предусмотренный освоением курса тренинг, обучающемуся, временно не имеющему возможности посещать занятий по уважительной причине.
Формирование банка видеоматериалов, персонифицировано представляющих реально освоенные обучающимися умения и навыки, открывает широкие возможности их использования, как в учебном процессе, так и, например, в профессиональном отборе заинтересованных работодателей. В освоении и закреплении умений и навыков эта опция уже инициативно используется обучающимися, многие из которых впервые стали адекватно оценивать собственный уровень, определять слабые составляющие, отрабатывать сложные коммуникации и т.п. Эта опция особенно востребована в групповых тренингах, проводящихся в форматах «2+», где, периодически
перераспределяемое ролевое участие каждого обучающегося позволяет также выявить, наиболее адаптивные для него, должностные позиции.
Ролевое участие обучающихся в проведении групповых тренингов становится необходимым переходом к формату деловой игры, предоставляющему каждому из них возможность интерактивно отработать закрепленную коммуникацию. Широко и разнообразно востребуемый сегодня учебным процессом формат деловой игры становится органичным развитием тренингов еще в режимах самоподготовки, что также наглядно демонстрируют видеозаписи наработки деловых коммуникаций обучающимися. Он применяется уже в завершении линейки тренингов, когда наработанные навыки обучающихся и собственно освоение ими методики ролевого участия в деловой игре позволяют загружать в выстроенную коммуникацию, не только должностной, но и профильный контент постановки и разрешения конкретных задач управления.
Список литературы
1. Богданова Е.С. Интерактивные методы обучения текстовой деятельности. Монография - М.: ИД Неолит, 2017, 188 с.
2. Ботуз С. Интеллектуальные интерактивные системы и технологии управления (Методы и модели управления...): Учебное пособие / 3-е изд., доп. - М.:Солон-пресс, 2014, 340 с.
3. Interactive development of managerial competencies. V.Y. Afanasiev, E.A., Mitrofanova, A.V. Raychenko and an. Monographic. - Rome: Eurilink, 2015, 160 p.
4. Категорийно-понятийный тезаурус теории управления. Афанасьев В.Я., Райченко А.В. и др. - М.: Реестр государственной регистрации базы данных. Свидетельство №2014620375 от 22.01.14.
5. Кашлев С.С. «Интерактивные методы обучения».-М.: ИД Тетра системс,2016, 224 с.
6. http://technomag.edu.ru/doc/172651.html Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций.