Научная статья на тему 'Применение метода векторных диаграмм для объянения понятия "фаза" при изучении интерференции световых волн'

Применение метода векторных диаграмм для объянения понятия "фаза" при изучении интерференции световых волн Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
VECTOR DIAGRAM METHOD / PHASE / INTERFERENCE / LIGHT WAVE / МЕТОД ВЕКТОРНЫХ ДИАГРАММ / ФАЗА / ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ / СВЕТОВЫЕ ВОЛНЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прояева И.В., Сиделов Д.И.

В данной статье рассмотрен один из самых актуальных и в тоже время сложных вопросов для преподавания физики, а также для усвоения обучающимися вопрос дисциплины «Волновая оптика». Основное внимание в работе авторы акцентируют на выработке оригинальной методики введения основных фактов темы «Интерференция света». Важность и трудность изучения темы связаны в первую очередь с многогранностью и абстрактностью электромагнитных волн (ЭМВ) как таковых. Выделяются и описываются характерные особенности введения данных понятий. Значительное внимание уделяется методической схеме введения метода векторных диаграмм. Представленная в статье методика введения основных понятий данной темы была реализована в конкретном учебном процессе на факультативных занятиях по волновой оптике и позволила повысить эффективность усвоения изучаемого материала обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF VECTOR DIAGRAMS TO EXPLAIN THE CONCEPT OF ‘PHASE’ IN THE STUDY OF INTERFERENCE OF LIGHT WAVES

In this article one of the most relevant and at the same time difficult questions for teaching physics, and also for mastering by students is studied, it is a question of the discipline of “Wave Optics”. The authors focus on the development of the original method of introduction of the main facts of the topic “Interference of Light”. The importance and difficulty of studying the topic are primarily related to the versatility and abstractness of electromagnetic waves (EMW) as such. The characteristic features of the introduction of these concepts are distinguished and described. Considerable attention is paid to the methodical scheme of introduction of the vector diagram method. The method of introduction of the basic concepts of this topic presented in the article was implemented in a specific educational process at optional classes in wave optics and allowed to increase the efficiency of mastering the studied material by students.

Текст научной работы на тему «Применение метода векторных диаграмм для объянения понятия "фаза" при изучении интерференции световых волн»

пользование созданной системы координат (см. рис. б). Такие системы координат, созданные описанным методом для определённой местности, ещё называют местными системами координат.

Россия занимает большую по площади территорию. У нас существует государственная плоская прямоугольная система координат, созданная как зональная в проекции Гаусса-Крюгера, и местные системы координат отдельных территорий.

На сегодняшний день государственной является система координат 1995 года (СК-95), но используется и система координат 1942 года (СК-42) [4; 5]. Это зональные плоские прямоугольные системы координат, в которых поверхностью относимости является поверхность референц-эллипсоида Красовского с параметрами:

а = 6378245 м; в = 6356863 м; е = 1/298.3,

где: а - большая полуось; в - малая полуось; е - полярное сжатие. Местные системы координат для больших территорий могут быть созданы, как зональные, используя в качестве поверхности относимости оптимально удобные референц-эллипсоиды. Если территория небольшая, то местная система координат может быть создана, как условная.

Библиографический список

1. ГОСТ22268-76.Геодезия. Терминыиопределения. Москва: Госстандарт CCCR 1976.

2. ГОСТ21667-76Картография.Терминыиопределения. Москва:ИПКИздательство стандартов, 1976.

3. Закатов П.С. Курс высшей геодезии. Москва: Недра, 1976.

4. ГОСТ Р 51794-2008 Глобальные навигационные спутниковые системы. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек. Москва: МинпромторгФАТРиМ,2008.

5. ГКИНП06-278-04 Руководствопользователяповыполнениюработв системекоординат 1995 года (СК-95). Москва: ЦНИИГАиК, 2004. References

1. GOST22268-76. Geodeziya. Terminy iopredeleniya. Moskva: Gosstandart SSSR, 1976.

2. GOST 21667-76 Kartografiya. Terminy i opredeleniya. Moskva: IPK Izdatel'stvo standartov, 1976.

3. Zakatov P.S. Kurs vysshejgeodezii. Moskva: Nedra, 1976.

4. GOST R 51794-2008 Global'nye navigacionnye sputnikovye sistemy. Sistemy koordinat. Metody preobrazovanij koordinat opredelyaemyh tochek. Moskva: Minpromtorg FATRiM, 2008.

5. GKINP06-278-04 Rukovodstvo pol'zovatelya po vypolneniyu rabot v sisteme koordinat 1995 goda (SK-95). Moskva: CNIIGAiK, 2004.

Статья поступила в редакцию 18.03.19

УДК 514(075.8):81(075.8)

Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov; senior lecturer, Volga State University of Telecommunications and information (Orenburg branch) (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru Sidelov D.I, Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru

THE USE OF VECTOR DIAGRAMS TO EXPLAIN THE CONCEPT OF "PHASE" IN THE STUDY OF INTERFERENCE OF LIGHT WAVES. In this article one of the most relevant and at the same time difficult questions for teaching physics, and also for mastering by students is studied, it is a question of the discipline of "Wave Optics". The authors focus on the development of the original method of introduction of the main facts of the topic "Interference of Light". The importance and difficulty of studying the topic are primarily related to the versatility and abstractness of electromagnetic waves (EMW) as such. The characteristic features of the introduction of these concepts are distinguished and described. Considerable attention is paid to the methodical scheme of introduction of the vector diagram method. The method of introduction of the basic concepts of this topic presented in the article was implemented in a specific educational process at optional classes in wave optics and allowed to increase the efficiency of mastering the studied material by students. Key words: vector diagram method, phase, interference, light wave.

И.В. Прояева, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет им В.П. Чкалова»; доц. ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (Оренбургский филиал), г. Оренбург, E-mail: docentirina@mail.ru

Д.И. Сиделов, канд. физ.-мат. наук, доц., ФГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет им В.П. Чкалова» г. Оренбург, E-mail: docentirina@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ВЕКТОРНЫХ ДИАГРАММ

ДЛЯ ОБЪЯНЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ФАЗА»

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ СВЕТОВЫХ ВОЛН

В данной статье рассмотрен один из самых актуальных и в тоже время сложных вопросов для преподавания физики, а также для усвоения обучающимися - вопрос дисциплины «Волновая оптика». Основное внимание в работе авторы акцентируют на выработке оригинальной методики введения основных фактов темы «Интерференция света». Важность и трудность изучения темы связаны в первую очередь с многогранностью и абстрактностью электромагнитных волн (ЭМВ) как таковых. Выделяются и описываются характерные особенности введения данных понятий. Значительное внимание уделяется методической схеме введения метода векторных диаграмм. Представленная в статье методика введения основных понятий данной темы была реализована в конкретном учебном процессе на факультативных занятиях по волновой оптике и позволила повысить эффективность усвоения изучаемого материала обучающимися.

Ключевые слова: метод векторных диаграмм, фаза, интерференция, световые волны.

ц юв

Рис. 5. Условная плоская прямоугольная система координат

На данном этапе современное общество меняет взгляд на содержание физико-математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности будущих бакалавров применять полученные в вузе знания и умения в жизненных ситуациях. Многие ученые и преподаватели видят выход из создавшейся ситуации в реализации компетентностного подхода при обучении студентов. Данный подход не только увеличивает роль знаний, но и акцентирует внимание на способности использовать полученные знания в жизни. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности студентов, рост их личного потенциала [1].

Важнейшим видом образовательной деятельности при изучении физико-математических дисциплин является решение практических задач. Поэтому целесообразно формировать ключевые компетентности через специальные ком-петентностно-ориентированные задачи [2].

Компетентностными называются те задачи, которые удовлетворяют следующим требованиям:

• Общекультурная и социальная значимость получаемого результата, это обеспечивает познавательную мотивацию студентов;

• Цель решения компетентностной задачи заключается не столько в получении ответа, сколько в присвоении нового знания (метода, способа решения, приема), с возможным переносом на другие предметы;

• По структуре эти задачи нестандартные, т. е. в структуре задачи не определены некоторые из её компонентов;

• Возможно наличие нескольких путей решения.

Компетентностные задачи составлены так, что имеют проблемный характер и требуют применения знаний из разных разделов одной предметной области (математика) или из разных предметных областей, или же знаний из жизни. В связи с этим задачи можно разделить на предметные (математические), межпредметные и практические. Так, в современных стандартах выделены две категории компетенций: общие компетенции и профессиональные компетенции, которые определяют базовые требования к знаниям, умениям, навыкам и содержанию учебных дисциплин, необходимым для их формирования.

Так, например, в результате освоения дисциплины «Оптика» студент-бакалавр на направлении подготовки - «44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», по профилю «Математика и Физика» должен обладать следующей профессиональной компетенцией: в

- способен использовать знания, умения и навыки по физическим дисциплинам для решения профессионапьных задач(ПСК-2).

Целью освоения данной дисциплины является формирование у студентов в области выбранногоорофиля подгатоиаи основных предссавлений во2ласти оптики, необходимых для использования в других физических дисциплинах; получение основных наииковдрфениясадад2тнного нагфзупьря.

Поэтому преподавателюИудвЩивИйаксларнон дес2ходало поддрожиартр постоянную связь изучаемого мито°яаласпзвдртнымд.азддлалт и вдрт°аиарть на применение полугдемыи рсалв будущейср офессионаирнсс д еятельнддти .

Так, компетентностно-ориентированные задачи имеют большое значение при формировании д cтyвьдтовкеюоeьыx кнмнлтдгтндсттИкоммунвкаоиясоТ, информационной, компетенции разрешения проблем. Но как правильно составить компетентноствoсьpиeидпpoоаиныe задоииоДла уoсяaдаинилдaннаlx задач необходимо преподавателю изучить аспекты ключевых компетентностей. Аспекты ключевых компетюнтнасдюй - это рзилеоралин ые пнодиошонию к нЛдекидюлг действия способы деятельности, входящие в состав компетентностей [2].

При решении гомиытеьзн2cи■ю-flрвтнтияаиaннырзидаьиз сндаеаыи должны осуществлять такио видз1 дыотсывндоти: узеиреПсг осзоведлядапинеКше го образования), взаимoо0ичдапe, ссрмедоиме изи^^зпе,ююееталою^<^ижлзаие, исследования (в тожчввлecoсмeв2xы2Д оХменопытоа,пpодlлиф>нeнау, ядз-граммирование инднииeвeлжпыx о^изздатхлиных грофомм.Оло^ниовуи^з-работки и использования в учебном процессе компентностно-ориентированных заданий таковы:

Модель - схема

Компетентностно-ориентированного задания

• Название зыдаидн

• Аспекты формируемых ключевых компетенций

• Стимул (есло...^)...)

• Личностно-значимый познавательный вопрос (задачная формулировка)

• Источник иыфдрмирдипл уланорфногржси (тексзтаблиоа,1"рзфит дть-тистические данные и т. п.)

• Задания (вдпрояи) по рабояепо данной

• Бланк для выполнения задания (если оно подразумевает структурированный ответ)

• Модельный ответ

• Инструмент проверки (оод|^^вь^й блаик, клич)

Стимул мотивирует студента на выполнение задания, включает описание ситуации или другиввcлxвадзxдидвl катодыывгpовoральисьодоика инфсрма-ции:

- мотивирует студенот наоыпазиензcкaeюньр;

- моделирует практическую, жизненную ситуацию;

- при необходимecвнмeжeвддc2и фипкаил потдч ника ивЖсдмации.

Стимул должен

- быть кратким (не более трех предложений)

- не отвлекать студента от содержания задания.

Задачная формулировка понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом (шкалой), интересна. Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности по выполнению задания. (Необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен). На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Бланк задает структуру оформления результата своей деятельности по выполнению задания. Инструмент проверки определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.

Инструментом проверки может быть:

• Ключи для тестовых заданий закрытого типа.

• Модельный ответ обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом.

• Аналитическая шкала используется для открытых тестовых заданий с развернутым ответом.

• Бланк наблюдений за групповой работой используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.

Для формирования информационной компетентности необходимо использовать задачи, содержащие информацию, представленную в различной форме (таблицах, диаграммах, графиках и т. д.), вопрос задачи может быть сформулирован следующим образом: переведите в графическую словесную форму; если возможно, опишите их математической формулой; сделайте вывод, наблюдается ли е^т^иолан^иылзжаП)адcсl-oаoвсpна<ФЬ и др.

Тлк.наи^мзр пажoцсcаe гоeоадaмa ния . иллввлвнп1« Вдаиовая а пнзкл» возникает ряд методических сложностей, связанных с недостаточным понима-кенм нЮичaoщлмиан, нeмаl «Инте^лрен^я онceнc. Выжиасаь ь а^^леть ьзи апcвиртдмяl лздздзы ж пaоиоюcьдпиеиc мнамивлпьeeиыoз л6жв|:^^к^н^вст^кг эмcвтрммигяилзйвзтощ (фОы) сак таковыс. юaооывпж, вт)) веяна ыэтдврл^дд распpoииpеван)илолыДаннИ в пи2йти2лллcд: нрflвиpflжие)ий о ьдчсивeж зрезло-ни [3].

еЗмоа сн основ^ь^^» нонятс, лажащнс о физикд ^(^здбанло. нзз зсою^^ фи зической точки зрения, фаза есть угловая мера колебаний. Неслучайно, что фаза исмджco2езвaаьдннoй меры, адсждиаки углд.| Вой антлмзз келоУaрильвнlx ыра-цессов применяют два основных подхода к рассмотрению: аналитический (осно-ыхниж-, гофИпкаияд стк-вв2ка ныо яаpпмоизьeлзбаpcигxниждт0издлспxф0вщн-яp)иглaфичаpкзИ (ретод идкнддяых шпcгйcмм)l ФaпдилoиидП 0J^^ср"^^aгн^^xл2Д насшы, eУPЖрlJ.-иИcи вдинь с^ди С а одлyодc, ЩЗT-Щ"C = 0-2 ж yХc)О (x)йд еос зиж)пипe, змвлc)щкр нндврссарамдтнлввзрдиднли икcаcдньaонlпслflжа) нии c2(ка^^к"ы ьамны фонтантому при рассмотрении интерференционных явлений кизникиют ьроДлом^! иccрлpпиляьикнек и ксаыиниoИ зorepдпвностиl-Иcьдpьиc-ем стандартные обозначения: Ю - циклическая частота волны, С - скорость свжодв ваввpxдlфи - ныьадилaя ст^зд лoакlPl). 2 заФ^ж итов лнеоьимыflивa-новимся на применении графического метода векторных диаграмм при изучении в)сcиЯP^ЛcвHиз световых вдль;

Метод векторных диаграмм основан на глубокой аналогии между коле-Зe)иуыи я вpaщeнлймд. I3дь вкyжаньн лисcо ыднaьпкл pыд^^xок^м иpддыдг2авая дзмоьрвсанвзнный эиcьepвыантзJОиодзмыHвceнльoй проекции на экран, при этдм 2Pсщедтзылeтд2 Дидxвac ьддpвccлe вьащиюlг)ллcc плллpкыр[w^^l уиквзвв^ея-вяынрeожпeм яжaнипамнa кeнв2.Bceыдэрcгдэкeпeримента тень вращаю-щeзeeр шарике я)apрмьов в колыCaтеаьзcм двизеньивд экрасе. Пеpипдзояccвн движенив(ьде2щceыьноro и ктл2бaтелзpoгoЬ д знызит и циклическая частота вырeеальК аонр юанныи н игннлеялкилдcве вгаещlлмeьня плapфаpмы0flcpcдa-юо па кeлнчоьe ®>дОжб =(Юеа = Юа)Т, Т - период колебания (вра-щeььc).eпоялeднвьив, пдме^пзужания ды^я Шллиу н фапflвыcднaгрaмм rapюыоьдecвиy и завнииююьxкflлебаний студенты ознакомятся с представлени-ои в)^0и(дсeлвйп^0 двсюеьья паз суперпозиции двух гармонических колебаний, сдвинитыо по pга^ са игол оь^Пн япраы(аодиа)ям вдольззднылд пecпeкeнкyи лярных осей. Таким образом, уже на начальном этапе изучения физики, у сту-ллнpдвxыыoвдoлflжиуьлa яCажыавн2 в нeоcзннlьноЖлввзввссдательногиикщ лебательного движений.

В дльавзидув ыeнаыaиeпвflняыл сиагфамыяалflищзflьaxflщдeвьаьоfleп-ции вращающегося с постоянной угловой скоростью Ю вектора А на избранную ось. В этом случае положеиае точки хА одоозначно определяется углом фДMД = фгH Сь ([)0 г кflтооый нррдзует сшф;! с осью ОХ:

В данной трактовке, угол g(t) по сути и есть фаза. Очевидно, что синусоидальные колебания можно интерпретировать, как прое)цию того же вектора на ось OZ, перпендикулярную к оси OX. По сути, мы произвели геометрическое описание эчсперинента по наблюдению теневой проекции вращающегося на платформе шарика [3].

В качестве аргумента преимущества метода векторных диаграмм над аналитическими мытодами анализа колебиний и волн приведем физиологические особенности восприятня челонеком информации. От 8(5 до 90% всей ин-фирмации человек получает из внешнеы среды пугеа зрительного восприятия, поэтому методически целесообразнее проводить изучение темы «Колебания и волны», опираясь именно на метод векторных диаграмим. Рассмотрим пкимене-ние этого метода на примере одной из множества задач механики колебаний.

Задача 1. Является ли гармоническимколебание, пдоисходящее по закону x(t) и 6 • sin wt + 8• cosía/ (см)? Еили да, то найдите амплитуду, циклическую частоту и начальную фазу накогй колебнния.

МВ = ^rlg-Я

b2e i а2Е ^ ч (

а/

dt¿

аеу

cos| 2Bt—— + (Ac в f

товых источника (с )уул1^Е))1^1ми нтчаоьтымч фаз-ми колебаний), дающих в точке наблюдення двн иотвхрвмтончнсввн волны1, сспосв(т--1н влтндфнрврввоть: Ев = EM (осо=(í — iKс-; Е= =Em-cosa(0 — y2/y).

Тс-1"дга рееольтероющое 1оле(ония (уодуог гкрэвкд^с)тывл1еь)ныы1 сл1я1еюй двух волн

МИ4^.

Е=Е( -чЕ2.

Скподывомь такие колдбонвя ал го^оонок, - достаточно утотlтыльтоe новятяе, потому выметим 2гглв(отeнllннoнl ддвзиккеаначе чрещотольтым и применим дл( анаша эоой суммыт метод е2нтыlртl9х диаграмм.

Р^ис. 2. Получение результирующего колебания

Для анализа рузлльиируищих кьлубан И1Й применим луиьд Езукичлкр^нь^их диа-1"|Ь!ИИЛЛ1 (С1и(нтри |П1/1С. 2) С ичеиьл иращеоия 2 0д^нак0^0уу угльуьй скоростью то (прьиии чгасоиой стуллки) двух яриунтпроианних пьд у|то1И д = ¡/2 алсилии-под Д =8 и = 6 ем, пьлучимрпзультирующую гпгрплиттиду:

Л^^онЯ = У0 (см).

Н=1чал1=н^я с)эаз£а кьлубаниИ при эть л будут:

Таккил образомо рпзнльтирующуу юттлуЕзглнсу Сулут гармоночуским, прсия, пьдящил сы"ласнь ^иавнпнию ^с0/3)) = ю • с0м(то - я/^ (см|, с цикли^и^

нпстотой ТО Е^]-

Впьочодствии метод впктьрних диаграмм сримпняют сри аиализп эокк-ярьмагнитнйх кьлпбаниИ о цппях перумпнньгь тька. Пьэтьму закономерно примпн ^нсеэ ттьго че мут"/да и для анализа иняпяфурунциьнних яилпний сип-чьсих иолпн. Напимним, что сиптьину иьлни - это гксппручнип ЭМEЧ, яиляющип-ся рушпнипм систпми ураинуний Максиплла и ьтсутстиии зарядьи и тькьи. П ьскьл ь ку интенсивность магнитного ззаилмсдуйствия гораздо слабпу элпктри-чпскьгн , обично рассматпииаюи иьлюбаоия элпктричускьгь иуктьра:

Сложение двух колебаний одинаковой частоты

Сложим амплитуды результчроющрх колебаний векторно- с ^че-том сдвига ффоаз коллоений Ад = от • (у,,-о0)Рс = 2ынАуМ1; =е д = ув—ун-геомет|оиЕВ1^с1я^я оазность ходга волн, X = cT - длина волны.

Е0 — Е-1+ Е(.

Еке " (EEoi 2" Е02 НВ ~ -—Е oí — E02 --2Е^ое *Е02 = Eoi ""В JEi 0е ^ е30Хе 0о •

• Е02 co s Аес

Учтем свямы мпекк^уя иттeнclвнгрcтоии в тсЕдтосом оЕплитуды результиро-

ющих колебаний волны-i (I Е(2 о II ~ Е" ; -М2 н- EE2

В оо р + К. -— ОЗнУУ;—ИТ • ios Дд ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значпниу начальной фази иьлни д0 заиисит и пприую ьчпрудь от иибь-ра мьмунта начоиа отсчета колебаней, пьэтьму и дальнуйшум будпм считать пё иеличину д0 =0 . Предпольчию, что у нас имоется диа когерентных сип-

Нп^лиояикфичесни© иуссоя

В заиисимьсти ото сдиога фаз колебаний мьчнь получить усльиия мьнси-мума и мисимума колпфиний:

Максимум: Ад = гяг , гд;© йг ^ . (^ имньчиитиь ценлых чисел).

I = /,+/ 2 о г^р^^о^ )2.

Если I = /2, то результирующая интенсииньсть интпрфурирующих иолн: I = 4/1 -

Ад = 2: = 2:А/А л А = А - если и разность хода укиади-иаптся целое число длин иолн, то наблюдается максимум интерференции [4].

Минимум: Ад = :(2г -1) , где г е 2.

I=I! +/2-2л/ТГ:77=(Щ"-,//7 )2.

Если I = 12, то результирующая интенсивность интерферирующих иолн и случае минимума: I = 0.

Ад = 2: = 2:А/А л А = Аг

Таким образом, мы убедились и необходимости рассмотрения задач о методе иекторних диаграмм и физических дисциплинах, прупьдаиаумих на инчп-нпрних специальностях иузьи. Для фьрмирьиания гьтоиньсти к самььбразьиа-нию студентьи необходимо предлагать самостоятельно изучить некоторий туьруиичпсоий материал, написать реферат, сьстаиить задачу и т. д. Часть одна и та чп задача спьсьбстиупт созданию усльиий для фьрмирьиания нескольких киючпиих кьмпутунтньстуй [5].

1. КудрявцеяЛ.Д. Курс математического анализа: учебник для студентов университетов и вузов. В 3 т. Москва: Высшая школа, 1988; Т. 1.

2. уро до в И.Е. Задачи по общ ей физике. 3-е изд. Москва: 2002.

3. ПроиеваИ.Л., Сиделов Д.И. Ofi использованииметадовнахождения экстремумовфункуиивфизичестх приложениях при подготовке бакалавров инженерного профиля. МоВерризацзя оноорееазвха сЬдмзввквря: даеерапре, пряИпамы, реаепвктииы (аепирсеаялонография). 2018, Оренбург: 168 - 174.

30 [".[поеадх И.В. Об одгаиизуцау коьдедоопсдмтно-е°нхнтироваиного самостоятельной рабвы 6акалавров по мате^ическим дисциплинам на технических

специальностях ВО. Реализация компетентностного подхода в сфере инженерной подготовки: авторская монография. Уфа: ООО АЭТЕРНА, 2017: 101 - 106.

5р ГКроаека И.Вмдмоегднтностиый по.ход мпреподавпнии дисциплин на инженерных специальностях. Материалы i Международной очно-заочной

аедфвнел.дя. C^fHMeaopn ПннГГИ[ ..liS.

HHrrfyrana.oa

1. Kudryavcav P.D. ..i^ao xr^iBiHH^^f/nxH:ricMHHo з^пз<^ра.^:хиТоенВ dlanshjdentovnniversitetov i vuzov. V 3 t. Moskva: Vysshaya shkola, 1988; T. 1.

носк

2. Irodov I.E. Zadachipo obschej fizike. 3-e izd. Moskva: 2002.

3. Proyaeva I.V., Sidelov D.I. Ob ispol'zovanii metodov nahozhdeniya 'ekstremumov funkcii v fizicheskih prilozheniyah pri podgotovke bakalavrov inzhenernogo profilya. Modernizaciya inzhenernogo obrazovaniya: sostoyanie, problemy, perspektivy (avtorskaya monografiya). 2018, Orenburg: 168 - 174.

4. Proyaeva I.V. Ob organizacii kompetentnostno-orientirovannogo podhoda samostoyatel'noj raboty bakalavrov po matematicheskim disciplinam na tehnicheskih special'nostyah VO. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v sfere inzhenernoj podgotovki: avtorskaya monografiya. Ufa: oOo A'ETERNA, 2017: 101 - 106.

5. Proyaeva I.V. Kompetentnostnyj podhod v prepodavanii matematicheskih disciplin na inzhenernyh special'nostyah. Materialy I Mezhdunarodnoj ochno-zaochnoj konferencii. Orenburg, PGUTI, 2015.

Статья поступила в редакцию 07.03.19

УДК 377, 793.3

Radchenko S.I., postgraduate, Moscow State Academy of Choreography (Moscow, Russia), E-mail: slavaradchenko92@yandex.ru

MODERN PROBLEMS OF IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL CHOREOGRAPHIC EDUCATION: THE POTENTIAL THE INTRODUCTION OF THE PEDAGOGICAL HERITAGE OF ENRICO CECCHETTI. The article presents an analysis of relevant problems of the modern system of professional choreographic education, one of which is a problem of improving the quality of teaching the system-forming discipline "Classical Dance". The way to solve it can serve the variability of pedagogical methods, historically inherent in the Russian ballet school, which opens up broad prospects for the implementation of a variety of effective techniques in the educational process, for example, Enrico Cecchetti system, widely used abroad. The article describes the methodological foundations of the domestic system of secondary professional choreographic education and academic discipline "Classical Dance". The author reveals theoretical and practical specifics of the E. Cecchetti system, describes the contribution of the Italian teacher to the development of the Russian ballet theater, gives the practical results of the implementation of training exercises compiled by E. Cecchetti in the modern educational process.

Key words: secondary vocational education, choreographic education, ballet pedagogy, Enrico Cecchetti, Cecchetti system, classical dance.

С.И. Радченко, аспирант, ФГБОУ ВО «Московская государственная академия хореографии», г. Москва, E-mail: slavaradchenko92@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОТЕНЦИАЛ ВНЕДРЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЭНРИКО ЧЕККЕТТИ

Статья посвящена анализу актуальных проблем современной системы профессионального хореографического образования, одной из которых является проблема повышения качества преподавания системообразующей дисциплины «Классический танец». Способом её решения может служить вариативность педагогических методов, исторически присущая русской балетной школе, открывающая широкие перспективы внедрения в образовательный процесс разнообразных эффективных методик, например, широко распространенной за рубежом педагогической системы Энрико Чеккетти. В статье описаны методические основания отечественной системы среднего профессионального хореографического образования и учебной дисциплины «Классический танец». Автором раскрывается теоретическая и практическая специфика системы Э. Чеккетти, описывается вклад итальянского педагога в становление русского балетного театра, приводятся практические результаты внедрения учебных упражнений, составленных Э. Чеккетти, в современный образовательный процесс.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, хореографическое образование, балетная педагогика, Энрико Чеккетти, система Чеккетти, классический танец.

Балетное искусство занимает почетное место в российской художественной культуре. Хореографические постановки отечественных балетмейстеров, исполнительское мастерство танцовщиков известны и общепризнаны во всем мире. В России широко развита государственная система профессионального хореографического образования, реализующаяся на трех образовательных уровнях: начальном, среднем профессиональном и высшем профессиональном. Одни из старейших учебных заведений страны - Московская государственная академия хореографии и Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург), являются ведущими в данной отрасли. Дипломы обеих академий широко котируются как в России, так и за рубежом, и дают гарантию последующего трудоустройства по освоенной специальности. В современных условиях особое значение приобретает совершенствование образования, в частности - хореографического, и наиболее перспективным направлением совершенствования является внедрение в учебный процесс эффективных методик, в настоящее время не применяющихся в должной мере. К числу таких методик относится авторская педагогическая система Э. Чеккетти, способная заметно расширить арсенал профессиональных средств артиста балета.

Интегративные основы русской балетной школы, сложившейся в результате освоения и творческой интерпретации лучших достижений французской, итальянской и датской балетных школ, казалось, должны облегчать процесс проникновения инноваций в хореографическую образовательную среду. Однако, в настоящее время отечественное хореографическое образование характеризуется высокой приверженностью классическим традициям, относительной ригидностью, что определяет сложность и длительность адаптации к новым или распространенным в иных культурных средах педагогическим решениям. Именно в силу данного обстоятельства известная за рубежом педагогическая система Э. Чеккетти в России распространена недостаточно, при том, что само хореографическое образование считается флагманским.

На среднем профессиональном уровне хореографическое образование в России регулируется Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014); Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 52.02.01 Искусство балета, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.01.2015 № 35; Образовательной программой среднего профессионального

образования в области искусств, интегрированной с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (ИОП в ОИ) по специальности 52.02.01 Искусство балета, Рабочими программами дисциплин (РПД) и др. нормативными и локальными документами.

Специальность 52.02.01 Искусство балета имеет две формы подготовки: базовую (срок обучения составляет шесть лет десять месяцев) и углубленную (срок обучения составляет семь лет десять месяцев). Ведущие хореографические учебные заведения страны реализуют указанную специальность по углубленной форме обучения с присвоением выпускнику квалификации «Артист балета, преподаватель», что позволяет трудоустроиться в двух сферах профессиональной деятельности: творческо-исполнительской в качестве артиста балета и педагогической в детских школах искусств, учреждениях дополнительного образования и общеобразовательных организациях.

Основу ФГОС СПО нового поколения составляет компетентностный подход, в соответствии с которым выпускник должен обладать определенными общими и профессиональными компетенциями. Профессиональные компетенции углубленной формы обучения подразделяются на творческо-исполнительские (семь компетенций) и педагогические (шесть компетенций).

Проблемы, поставленные сегодня перед отечественной системой профессионального хореографического образования, можно разделить на несколько категорий. Часть из них обусловлена историческими традициями и спецификой балетного искусства, вступающими в противоречие с системой общего образования. Выдающийся организатор хореографического образования и ученый-педагог А.В. Фомкин выделяет следующие специфические особенности балетного образования: конкурсная процедура приема детей, базирующаяся на наличии профессиональных данных, необходимых для поступления в учебное заведение, наличие промежуточной аттестации учащихся, «по итогам которой неспособные дети исключаются не только на основании результатов освоения программы, но и по телесным (физическим) параметрам» [1, с. 278], «конфликтность целей общего и профессионального образования; противоречие между традиционной системой подготовки специалистов балета и государственной системой профессионального и общего образования» [1, с. 278], влияние театрального репертуара на содержание обучения, ранняя профессионализация.

Другая часть проблем в системе отечественного профессионального хореографического образования связана с Болонским процессом и реализацией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.