Научная статья на тему 'Элементы конструктивной геометрии в школьных учебниках геометрии в России в XVIII веке'

Элементы конструктивной геометрии в школьных учебниках геометрии в России в XVIII веке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
242
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНАЯ ГЕОМЕТРИЯ / CONSTRUCTIVE GEOMETRY / ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОСТРОЕНИЙ / ELEMENTS OF THEORY OF GEOMETRIC CONSTRUCTIONS / COMPASSES / ЛИНЕЙКА / RULER / ОКРУЖНОСТЬ / CIRCLE / ЗАДАЧИ НА ПОСТРОЕНИЕ / CONSTRUCTION PROBLEMS / SCHOOL TEXTBOOKS / ЦИРКУЛЬ / ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Прояева И. В., Колобов А. Н.

Данная статья посвящена одному из самых красивых и в тоже время сложных разделов геометрии элементам конструктивной геометрии. Свою историю теория геометрических построений начала более двух тысяч лет. И на протяжении всего своего развития она привлекала к себе особенный интерес. В данный момент времени, в связи с повышением роли геометрии в обучении школьников и студентов, конструктивная геометрия вновь выходит на первый план. Актуальность работы обосновывается тем, что основное внимание авторы акцентируют на истории развития теории геометрических построений, анализируя школьные учебники по геометрии в России в XViIi веке. Выделяются и описываются характерные особенности введения данных понятий. Значительное внимание уделяется методической схеме решения задач на плоскости. Представлен ная в статье история введения основных понятий теории геометрических построений в школьный курс геометрии была рассмотрена в конкретном учебном процессе на лекциях и практических занятиях по геометрии в университете со студентами в курсе «История математики» и позволила повысить эффективность усвоения изучаемого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELEMENTS OF CONSTRUCTIVE GEOMETRY IN SCHOOL TEXTBOOKS OF GEOMETRY IN RUSSIA IN THE XVIII CENTURY

This article is dedicated to one of the most attractive and complex sections of geometry elements of constructive geometry. The history of the theory of geometric constructions began more than two thousand years ago. At this point in time, in connection with the increasing role of geometry in education of students, constructive geometry becomes more important in studies. The relevance of the work is justified by the fact that the authors focus on the history of the development of the theory of geometric constructions, analyzing school textbooks on geometry in Russia in the 18th century. The characteristic features of the introduction of these concepts are singled out and described. Considerable attention is paid to the methodological scheme for solving problems on the plane. The history of the introduction of the basic concepts of the theory of geometric constructions into the school course of geometry presented in the article is studied in a specific educational process in lectures and practical classes in geometry at a university with students at a course of “History of Mathematics” and makes it possible to improve the learning efficiency of the material.

Текст научной работы на тему «Элементы конструктивной геометрии в школьных учебниках геометрии в России в XVIII веке»

ную активность студентов и создает устойчивую внутреннюю положительную мотивацию. Это способствует формированию не только профессиональных, но и общекультурных компетенции будущих специалистов, что, в конечном итоге, позволяет выполнить поставленные учебной программой цели и повысить качество иноязычного образования в вузах Учение - это лич-ностно-значимое постижение мира, наполненное для студента личностными смыслами, ценностями, отношением, зафикси-

Библиографический список

рованными в его субъектном опыте. Содержимое этого опыта должно быть раскрыто средствами иностранного языка (использование реалий, страноведческого материала, аутентичных ситуативных аудио и видео, применение вариативных групповых методов активизации лексико-грамматических единиц и др.), максимально использовано, обогащено научным содержанием и при необходимости преобразовано в ходе образовательного процесса.

1. Молодцова Т.В. Личностный подход в образовании. Северная Двина. 2002; 1: 4.

2. Тиботкина H.A. Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений. Available at: http://vmest.ru/nuda/osobennosti-realizacii-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-p/main.html

3. Железкина И.И. Миссия современной высшей школы в контексте личностно ориентированного подхода. Вестник Брянского государственного университета. 2012; 1 (2): 65 - 68.

4. Якиманская И.О. Личностно ориентированное обучение в современной школе. Москва. Сентябрь, 2006.

5. Смертина А.С. Личностно-ориентированный подход в системе образования. Наука и школа. 2008; 1: 10.

6. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. 2004; 4: 11.

7. Лисеенко В.И. Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы. Молодой учёный. 2017; 15: 530 - 536.

8. Слободчиков В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования. Лучшие страницы педагогической прессы. 2001; 4: 63 - 72.

References

1. Molodcova T.V. Lichnostnyj podhod v obrazovanii. Severnaya Dvina. 2002; 1: 4.

2. Tibotkina N.A. Osobennosti realizacii lichnostno-orientirovannogo podhoda v professional'noj podgotovke studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Available at: http://vmest.ru/nuda/osobennosti-realizacii-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-p/main.html

3. Zhelezkina I.I. Missiya sovremennoj vysshej shkoly v kontekste lichnostno orientirovannogo podhoda. VestnikBryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; 1 (2): 65 - 68.

4. Yakimanskaya I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie vsovremennoj shkole. Moskva. Sentyabr', 2006.

5. Smertina A.S. Lichnostno-orientirovannyj podhod v sisteme obrazovaniya. Nauka i shkola. 2008; 1: 10.

6. Bondarevskaya E.V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Pedagogika. 2004; 4: 11.

7. Liseenko V.I. Osobennosti lichnostno orientirovannogo obrazovaniya v vuze: formy realizacii, osobennosti, problemy. Molodojuchenyj. 2017; 15: 530 - 536.

8. Slobodchikov V.I. Psihologicheskie osnovy lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Luchshie stranicy pedagogicheskoj pressy. 2001; 4: 63 - 72.

Статья поступила в редакцию 25.07.18

УДК 514(075.8):81(075.8)

Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University

n.a. V.P. Chkalov; senior lecturer, Orenburg branch of Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration under the President of Russia (Orenburg, Russia), Е-mail: [email protected]

Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P. Chkalov;

senior lecturer, Orenburg State University (Orenburg, Russia), Е-mail: [email protected]

ELEMENTS OF CONSTRUCTIVE GEOMETRY IN SCHOOL TEXTBOOKS OF GEOMETRY IN RUSSIA IN THE XVIII CENTURY. This article is dedicated to one of the most attractive and complex sections of geometry - elements of constructive geometry. The history of the theory of geometric constructions began more than two thousand years ago. At this point in time, in connection with the increasing role of geometry in education of students, constructive geometry becomes more important in studies. The relevance of the work is justified by the fact that the authors focus on the history of the development of the theory of geometric constructions, analyzing school textbooks on geometry in Russia in the 18th century. The characteristic features of the introduction of these concepts are singled out and described. Considerable attention is paid to the methodological scheme for solving problems on the plane. The history of the introduction of the basic concepts of the theory of geometric constructions into the school course of geometry presented in the article is studied in a specific educational process in lectures and practical classes in geometry at a university with students at a course of "History of Mathematics" and makes it possible to improve the learning efficiency of the material.

Key words: constructive geometry, elements of theory of geometric constructions, compasses, ruler, circle, construction problems, school textbooks.

И.В. Прояева, канд. физ.-мат. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет

имени В.П. Чкалова, доц. Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

(Оренбургский филиал), Е-mail: [email protected]

А.Н. Колобов, канд. техн. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова, доц. Оренбургского государственного университета, Е-mail: [email protected]

ЭЛЕМЕНТЫ КОНСТРУКТИВНОЙ ГЕОМЕТРИИ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ГЕОМЕТРИИ В РОССИИ В XVIII ВЕКЕ

Данная статья посвящена одному из самых красивых и в тоже время сложных разделов геометрии - элементам конструктивной геометрии. Свою историю теория геометрических построений начала более двух тысяч лет. И на протяжении всего своего развития она привлекала к себе особенный интерес. В данный момент времени, в связи с повышением роли геометрии в обучении школьников и студентов, конструктивная геометрия вновь выходит на первый план. Актуальность работы обосновывается тем, что основное внимание авторы акцентируют на истории развития теории геометрических построений, анализируя школьные учебники по геометрии в России в XVlIl веке. Выделяются и описываются характерные особенности введения данных понятий. Значительное внимание уделяется методической схеме решения задач на плоскости. Представлен-

ная в статье история введения основных понятий теории геометрических построений в школьный курс геометрии была рассмотрена в конкретном учебном процессе на лекциях и практических занятиях по геометрии в университете со студентами в курсе «История математики» и позволила повысить эффективность усвоения изучаемого материала.

Ключевые слова: конструктивная геометрия, элементы теории геометрических построений, циркуль, линейка, окружность, задачи на построение, школьные учебники.

Свою историю теория геометрических построений начала более двух тысяч лет. И на протяжении всего своего развития она привлекала к себе особенный интерес. Элементы теории построения геометрических фигур с помощью различных инструментов особо активно развивались в Древней Греции. Ещё математики школы Пифагора (VI в. до н. э.) решили довольно сложную задачу построения правильного пятиугольника. В знаменитой книге «Начала» Евклида (VI в до н. э.), содержащей систематическое изложение геометрии, на которой основываются современные школьные учебники, задачи на построение заняли важное место. И на протяжении всей истории математики ученые проявляли живейший интерес к задачам на построение, решение которых приводило к постановке новых задач и к развитию математической теории. Особое внимание учёные обращали на практическое приложение теории, так как многие вопросы проектирования, строительства, архитектуры, конструирования различной техники основаны на геометрических построениях. Красота и изящество решений многих задач, связь этих задач с самыми современными направлениями развития математики и сейчас привлекают постоянное внимание математиков разных стран.

Необходимо отметить большую роль задач на построение в математическом развитии школьников. Они по своей постановке и методам решения не только наилучшим образом стимулируют накопление конкретных геометрических представлений, но и развивают способность отчетливо представлять себе ту или иную геометрическую фигуру и, более того, мысленно оперировать элементами этой фигуры. Поэтому задачи на построение с давних времен традиционно включаются в учебники геометрии как в Западной Европе, так и в России.

Остановимся на преподавании конструктивной геометрии в России в XVIII веке. К сожалению, о раннем периоде развития математического образования в древней Руси сохранились очень скудные сведения. Анализируя археологические памятники древней Руси [1, с. 595 - 616], можно заметить, что элементарные математические познания нашли на Руси широкое распространение уже в !Х-Х вв. Из геометрических инструментов, вероятно, был известен циркуль, так как при раскопках встречались предметы обихода и украшения с орнаментами из окружностей.

Творчество великого древнерусского живописца Дионисия, относящееся ко второй половине XV - началу XVI в. свидетельствует о математических познаниях средневековой Руси [2]. Так, вероятно, Дионисий владел целым рядом геометрических сведений из «Начал» Евклида: используя циркуль и линейку, он строил концентрические окружности, делил окружности на 3, 4, 6, 8, 12, 16 частей, строил прямой угол, делил отрезок пополам, проводил биссектрисы углов, вписывал и описывал друг относительно друга окружности.

Анализируя библиографию русских математических рукописей XVII в., можно заметить, что большая их часть касается арифметики. И только «Сошное письмо», «Воинская книга о всякой стрельбе и огненных», «Устав ратных дел», «Книга, именуемая геометрия и землемерие радиксом и циркулем», а также «Геометрия» (Синодальная № 42) в основе своей имеют геометрическое содержание.

Среди сочинений XVIII в. следует отметить неопубликованный математический трактат «Два первых и обширнейших основания математики - арифметика и геометрия в пользу учащегося российского юношества в Академии Киево-Могилянской изложенных, 1707 и 1708 гг.», написанный Феофаном Прокоповичем (1681 - 1736) [3, с. 56]. Задачи на построение в нём решены очень подробно, снабжены прекрасными чертежами.

Библиографический список

В 1725 выходит переведенное на русский язык с немецкого А.В. Брюсом геометрическое учебное руководство «Приемы циркуля и линейки» [4]. Первая часть книги занимает вместе с прекрасными рисунками и изящными гравюрами около 50 страниц и характеризуется сочетанием математических формулировок в стиле Евклида с практическими чертежными советами. Остальные шесть частей «Приемов циркуля и линейки» представляют собой около 100 точных и приближенных построений при помощи циркуля и линейки. При решении задач автор ограничивается только описанием построения, какие-либо доказательства отсутствуют.

В первой части речь идет о простейших построениях построения угла, равного данному; деление угла пополам; деление отрезков на несколько равных частей; проведение касательных к окружности из данной точки, однако здесь же приведены решения достаточно сложных задач на построение: проведение прямой через две точки, которые из-за большого расстояния между ними нельзя соединить линейкой; построение спиралей из полуокружностей, радиусы которых возрастают в арифметической или геометрической прогрессии.

Во второй части «Приемов циркуля и линейки» рассматриваются следующие задачи: построение: правильных многоугольников, нахождение центра круга с помощью перпендикуляров в серединах двух хорд, веревочное построение эллипса и определение его центра и осей. Итак, «Приемы циркуля и линейки» достаточно полно знакомили читателя с различными, в том числе достаточно сложными, геометрическими построениями, но представляли собой лишь сборник алгоритмов геометрических построений без какого-либо обоснования и достаточного числа иллюстрирующих примеров.

В рукописных фрагментах учебника геометрии на немецком языке, обнаруженного Ю.А. Белым [4] и принадлежащего, по его мнению, великому ученому Леонарду Эйлеру (1707-1789), только перечисляются основные задачи на построение: треугольников по трем элементам, перпендикуляра из заданной точки прямой и из заданной точки на прямую, деление угла пополам, построение углов в 60° и 30°. В заключительном разделе фрагмента достаточно подробно рассматривается вопрос о равнове-ликости параллелограммов и треугольников, решаются задачи на построение некоторых равновеликих фигур.

Учебник геометрии М. Е. Головина (1756-1790), ученика Леонарда Эйлера, озаглавленный «Краткое руководство к геометрии для народных училищ» (1808 г.), содержит мало теоретических сведений. Что касается задач на построение, то в нем даются в виде правил решения 41 задачи. Например, решается задача о делении отрезка пополам или о проведении перпендикуляра к прямой. При решении задач автор предлагает прежде «истолковать самое предложение, потом приступить к доказательству, причем должно напоминать ученикам, в каком случае задачи сию в общежитии употреблять можно» [4, с. 160]. Другими словами, предполагается план решения задачи: анализ решения, доказательство, показ связи задачи с жизнью, т.е. исследование.

Необходимо отметить, что все упомянутые учебники геометрии затрагивают вопросы теории геометрических построений. Рассматриваются элементарные задачи на построение, построение треугольников, параллелограммов, многоугольников по данным элементам. Появляются традиционные этапы решения задач на построение, анализ, построение, доказательство, исследование, что свидетельствует об отражении развития научной теории решения задач на построение в школьных учебниках геометрии XVIII века.

1. Прояева И.В. Задачи на построение в школьных учебниках геометрии в XVIII веке. Наука и техника: вопросы истории и теории. Тезисы XXXI международной годичной конференции Санкт-Петербургского отделения Российского национального комитета по истории и философии науки и техники РАН. Санкт-Петербургский филиал Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук. 2010: 185 - 187.

2. Прояева И.В., Сафарова А.Д., Ускова М.А. Организация самостоятельной работы студентов по курсу «Элементарная геометрия (часть 1)». Оренбург: Издательство ОГПУ, 2017.

3. Прояева И.В., Сафарова А.Д. Геометрия. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2014; Том 3.

4. Полякова Т.С. История математического образования в России. Москва: Издательство МГУ, 2002.

References

1. Proyaeva I.V. Zadachi na postroenie v shkol'nyh uchebnikah geometrii v XVIII veke. Nauka i tehnika: voprosy istorii i teorii. Tezisy XXXI mezhdunarodnoj godichnoj konferencii Sankt-Peterburgskogo otdeleniya Rossijskogo nacional'nogo komiteta po istorii i filosofii nauki i tehniki RAN. Sankt-Peterburgskij filial Instituta istorii estestvoznaniya i tehniki im. S.I. Vavilova Rossijskoj akademii nauk. 2010: 185 - 187.

2. Proyaeva I.V., Safarova A.D., Uskova M.A. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po kursu «'Elementarnaya geometriya (chast' 1)». Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2017.

3. Proyaeva I.V., Safarova A.D. Geometriya. Orenburg: Izdatel'stvo OGPU, 2014; Tom 3.

4. Polyakova T.S. Istoriya matematicheskogo obrazovaniya vRossii. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 2002.

Статья поступила в редакцию 27.07.18

УДК 793.3: 7.077(47+57)

Sibiryakova L.V., senior teacher, Acting Head of Department of Choreography, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected].

GENESIS OF AMATEUR CHOREOGRAPHY IN SOVIET RUSSIA. The paper gives a review of genesis of amateur choreography in Soviet Russia. For seven decades of the last century, the development of Russian amateur choreography was conformed with solving state tasks in education, upbringing, and apart from it in political propaganda. Soviet amateur artistic endeavour was the unique phenomenon at the global scale. Since the first quarter till the last decade of the 20th century, amateur artistic endeavor in the Soviet Union had caused the public's strong interest, was massive, high-level conceptually and in performing aspect. The amateur artistic activities were very popular among the different categories of the USSR population: on the total number of amateurs, amateur choreography had ranked third among all types of amateur activities. Children's amateur dance activities in the Soviet Union developed gradually, it was aimed at key issues of the young generation's aesthetics and artistic education, at harmonic developing a personality's moral and creative capabilities. Today's non-professional choreographic ensembles preserve and develop rich traditions of Soviet amateur artistic activities.

Key words: amateur artistic endeavor, amateur artistic activities, amateur choreographic activities, children's amateur choreographic activities.

Л.В. Сибирякова, ст. преп., и. о. зав. каф. хореографии, Алтайский государственный институт культуры,

г. Барнаул, E-mail: [email protected]

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В РОССИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В статье обзорно рассмотрен процесс становления и развития самодеятельного хореографического творчества в советской России. На протяжении семи десятилетий прошлого века развитие художественной самодеятельности в нашей стране было подчинено решению государственных задач просветительно-воспитательного, обучающего характера и, кроме того, политической пропаганды. Советская художественная самодеятельность представляла собой уникальное в мировом масштабе явление. Начиная с первой четверти двадцатого столетия до последнего десятилетия века, любительское творчество в Советском Союзе вызывало к себе живой интерес со стороны культурной публики, носило массовый характер, отличалось, в целом, достаточно высоким концептуальным и исполнительским уровнем. Самодеятельное хореографическое творчество получило широкое распространение среди различных категорий населения СССР, занимая по совокупной численности любителей третье место среди всех направлений самодеятельности. Детское самодеятельное танцевальное творчество в Советском Союзе развивалось постепенно, по нарастающей, решая ключевые вопросы эстетического и художественного воспитания подрастающего поколения, формирования духовно-творческого потенциала гармонично развитой личности. Современные непрофессиональные хореографические коллективы сохраняют и развивают богатые традиции советской художественной самодеятельности.

Ключевые слова: любительское творчество, художественная самодеятельность, хореографическая самодеятельность, детское хореографическое творчество.

Художественная самодеятельность относится к основным структурным элементам современной народной художественной культуры. Разноплановое и многожанровое самодеятельное творчество в исследованиях ведущих ученых в области социально-культурной деятельности, культурологов, педагогов представляется как саморазвивающийся механизм, связанный с искусством и традиционным народным творчеством. Вопросы становления и развития отечественного самодеятельного художественного творчества в разное время освещались такими исследователями, как Л.С. Андрусенко, Т.И. Бакланова, А.С. Кар-гин, Н.Г. Михайлова, Т.В. Пуртова, Е.И. Смирнова, Е.Ю. Стрельцова, Т.С. Ткаченко, Т.А. Устинова, В.И. Уральская и др.

Формирование художественной самодеятельности в России обусловлено влиянием социально-экономических, политических, духовных преобразований, происходивших в стране. Пройдя путь от «...примитивных... созидательных актов к подлинному творчеству, к разнообразной по содержанию и формам деятельности» [1, с. 45], советская самодеятельность превратилась в сферу самореализации личности. Зародившись в системе культпросвета, самодеятельность «на протяжении десятилетий была направлена на решение задач просветительно-воспитательного, обучающего характера, являясь своего рода проводником культурной революции, средством театрально-концертного обслуживания в условиях дефицита «продукции» профессиональной

художественной деятельности» [2, с. 6]. При этом государственные интересы ставились во главу угла, художественная самодеятельность была призвана оперативно откликаться на веяния времени, решая задачи политической пропаганды. Художественное творчество при умелом манипулировании превращалось в «голос народа», «рупор общественного мнения», демонстрацию новой свободной жизни, что, несомненно, происходило в интересах партийно-государственной системы [3].

Самодеятельное хореографическое творчество в советский период было достаточно популярным, занимая по численности участников третье место среди всех направлений самодеятельности. Главным образом, участниками самодеятельности являлось взрослое население, детская самодеятельность в течение ХХ века развивалась постепенно, по нарастающей. Цель детского хореографического творчества определялась как эстетическое и художественное воспитание подрастающего поколения, формирование духовно-творческого потенциала всесторонне и гармонично развитой личности.

В начале советского периода наблюдалось активное развитие любительского творчества. 1920-ые годы создали основу для более полного приобщения широких масс к культуре и творчеству [4]. Художественная самодеятельность на данном этапе выполняла функцию эстетического ликбеза. Многочисленные самодеятельные коллективы для взрослых и детей организовывались

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.