Научная статья на тему 'Применение метода тестирования для учета физического состояния студентов на занятиях физической культурой и любительским спортом'

Применение метода тестирования для учета физического состояния студентов на занятиях физической культурой и любительским спортом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ / ЗАДАЧИ МЕТОДА ТЕСТА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ СПОРТ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ / TEST METHOD / TASKS OF THE TEST METHOD / PHYSICAL EDUCATION / AMATEUR SPORTS / AND STUDENTS’ PHYSICAL CONDITION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федорова Алёна Олеговна, Биктина Светлана Ярославна, Колямина Наталья Владимировна

В статье авторы исследовали применение метода теста для учета физического состояния студентов на занятиях физической культурой и любительским спортом. Рассмотрены задачи метода тестирования. Приведены разработанные таблицы по оценке результатов беговой, силовой и прыжковой подготовки студентов. Данные таблицы позволяют сравнивать физическую подготовленность молодых людей, получить необходимую информацию о состоянии здоровья студентов, планировать подходы, определять стратегию и тактику проведения учебно'-тренировочных занятий. Разработанные таблицы позволяют поддерживать высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой, а также отбирать студентов в сборные спортивные команды вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федорова Алёна Олеговна, Биктина Светлана Ярославна, Колямина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the test method for taking into account the physical condition of students at the lessons of physical culture and in amateur sports

In the article, the authors investigated the application of the test method to take into account the physical condition of students in physical education and amateur sports. The problems of the testing method are considered. The developed tables for evaluating the results of running, power and jumping training of students are presented. These tables allow you to compare the physical fitness of the young people, get the necessary information about the health status of the students, plan approaches, and determine the strategy and tactics of conducting training sessions. The developed tables make it possible to maintain a high level of motivation for physical education, as well as to select students for national sports teams of the university.

Текст научной работы на тему «Применение метода тестирования для учета физического состояния студентов на занятиях физической культурой и любительским спортом»

вышенным нагрузкам, поэтому быстрее восстанавливается. Спортсмены этой группы являются совершеннолетними, к этому возрасту такие показатели, как: давление, пульс, рост и вес уже стабилизируются, изменения носят временный и незначительный характер, что нельзя сказать о спортсменах группы углубленной специализации, у которых в процессе роста и развития всех функциональных систем организма могут происходить кардинальные изменения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для отбора в сборную команду тренерам спортсменов группы углубленной специализации следует больше внимания уделять спортивным тренировкам с большим количе -ством мячей. Также, для совершенствования времени восстановления спортсменов необходимо увеличить количество соревновательных моментов, для достижения цели возможно использование дополнительных матчевых встреч в межсоревновательный период. Тренируя игровые и соревновательные моменты в спортивной карьере, спортсмены научатся контролировать психологическую и физическую составляющую. Организм адаптируется к физическим нагрузкам и увеличится общая оценка уровня функционального состояния организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипенко, А.С. Обучение игре в настольный теннис / А.С. Антипенко. - Москва : Физкультура и спорт, 2014. - 211 с.

2. Настольный теннис / Цю Чжунхуэй, Чжуан Цзяфу, Сун Мэйин [и др.]. - Москва : Физкультура и спорт, 1987. - 320 с.

REFERENCES

1. Antipenko, A. S. (2014), Learning to play table tennis, Physical Culture and sport, Moscow.

2. Qiu Zhonghui, Zhuang Jiafu, Song Mein, et al. (1987), Table tennis, Physical Culture and sport, Moscow.

Контактная информация: ekaterina.ugolkova.94@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.03.2020

УДК 796.011

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ УЧЕТА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И ЛЮБИТЕЛЬСКИМ СПОРТОМ

Алёна Олеговна Федорова, старший преподаватель, Светлана Ярославна Биктина,

старший преподаватель, Наталья Владимировна Колямина, старший преподаватель, Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова

Аннотация

В статье авторы исследовали применение метода теста для учета физического состояния студентов на занятиях физической культурой и любительским спортом. Рассмотрены задачи метода тестирования. Приведены разработанные таблицы по оценке результатов беговой, силовой и прыжковой подготовки студентов. Данные таблицы позволяют сравнивать физическую подготовленность молодых людей, получить необходимую информацию о состоянии здоровья студентов, планировать подходы, определять стратегию и тактику проведения учебно-тренировочных занятий. Разработанные таблицы позволяют поддерживать высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой, а также отбирать студентов в сборные спортивные команды вуза.

Ключевые слова: метод тестирования, задачи метода теста, физическая культура, любительский спорт, физическое состояние студентов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.3.p456-459

APPLICATION OF THE TEST METHOD FOR TAKING INTO ACCOUNT THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE AND IN AMATEUR SPORTS

Alyona Olegovna Fedorova, the senior teacher, Svetlana Yaroslavna Biktina, the senior teacher, Natalya Vladimirovna Kolyamina, the senior teacher, Nosov Magnitogorsk State

Technical University

Abstract

In the article, the authors investigated the application of the test method to take into account the physical condition of students in physical education and amateur sports. The problems of the testing method are considered. The developed tables for evaluating the results of running, power and jumping training of students are presented. These tables allow you to compare the physical fitness of the young people, get the necessary information about the health status of the students, plan approaches, and determine the strategy and tactics of conducting training sessions.

The developed tables make it possible to maintain a high level of motivation for physical education, as well as to select students for national sports teams of the university.

Keywords: Test method, tasks of the test method, physical education, amateur sports, and students' physical condition.

В настоящее время в условиях социально экономических преобразований России особую значимость приобретают вопросы сохранения, укрепления и восстановления здоровья человека, а также формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у молодых людей.

Физическая культура является универсальным механизмом оздоровления, способом самореализации человека, его самовыражения и развития, а также средством борьбы против асоциальных явлений. Именно поэтому в последние годы претерпела существенные изменения система ценностей современной культуры, возросло осознание роли физической культуры как фактора совершенствования природы человека и общества.

Физкультура является одной из граней общей культуры человека, его ЗОЖ, которая определяет поведение человека в быту, в учебной и трудовой деятельности, в социуме, а также содействует решению разного рода задач (социально-экономических, воспитательных, оздоровительных и др.). Исходя из этого, осуществление наблюдения за физической и функциональной подготовленностью студентов, а также своевременный анализ состояния здоровья молодых людей и параметров их физического развития не может вызывать сомнений [1, 3]. Практика показывает, что для наблюдения за состоянием физической и функциональной подготовленности студентов рационально применять комплексную форму контроля в виде текущего педагогического контроля и системы мониторинговых исследований. Текущий педагогический контроль осуществляется в рамках программы по физической культуре, который включает в себя набор тестов и упражнений, необходимых для оценки эффективности прохождения учебного курса [2].

Задачи метода тестов на учебных занятиях по физической культуре следующие:

- знать изменение уровня развития физических качеств за определенное время;

- научить студентов самостоятельно определять уровень своей физической подготовки;

- сформировать мотивацию у молодых людей к постоянному улучшению физической формы;

- научить студентов планировать комплексы физических упражнений для развития необходимых физических качеств.

На основе результатов тестирования можно сравнивать подготовленность, как отдельных молодых людей, так и целых студентов.

В МГТУ им. Г. И. Носова разработаны таблицы оценки результатов беговой (таблица 1), силовой (таблица 2) и прыжковой (таблица 3) подготовки, по которым мы тести-

руем студентов с первого по четвертый курс. Таблицы оценки результатов позволяют показанные результаты перевести в одну единицу измерения - баллы. Рассмотрим данные таблицы.

Таблица 1 - Оценка результатов беговой подготовки студентов

Беговая подготовка

Контрольные нормативы Пол Оценка (баллы)

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Бег 30 м, с М 5,1 4,9 4,7 4,5 4,3

Ж 5,9 5,7 5,5 5,3 5,1

Бег 30 м с ходу, с М 4,3 4,1 3,9 3,7 3,5

Ж 5,1 4,9 4,7 4,5 4,3

Бег 50 м, с М 7,7 7,5 7,3 7,1 6,9

Ж 8,6 8,4 8,2 8,0 7,8

Бег 100 м, с М 14,2 13,8 13,4 13,0 12,6

Ж 17,2 16,8 16,4 16,0 15,6

Бег 150 м, с М 24,1 23,7 23,3 22,9 22,5

Ж 26,6 26,2 25,8 25,4 25,0

Бег 200 м, с М 31,0 30,4 29,6 28,8 28,0

Ж 35,0 34,4 33,6 32,8 32,0

Бег 300 м, с М 52,0 50,5 49,0 48,5 47,0

Ж 59,0 57,5 55,0 53,5 52,0

Бег 500 м, мин. - с Ж 2.35 2.25 2.15 2.05 1.55

Бег 1000 м, мин. - с М 4.40 4.20 4.00 3.40 3.20

Таблица 2 - Оценка результатов силовой подготовки студентов

Силовая подготовка

Контрольные нормативы Пол Оценка (баллы )

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Сгибание рук в упоре лежа, кол- М 20 25 30 35 40

во раз Ж 5 7 10 13 16

Подтягивание туловища на пе- М 4 6 8 12 15

рекладине, кол-во раз

Подтягивание из виса лежа на Ж 4 6 8 12 16

низкои перекладине, кол-во раз

Поднимание ног к перекладине, М 4 6 8 10 12

кол-во раз

Поднимание ног в висе на швед- Ж 4 8 10 12

ской стенке (90 градусов), кол- 6

во раз

Отжимания на брусьях, кол-во М 4 6 8 12 15

раз

Поднимание туловища из поло- М 30 34 38 42 48

жения лежа на спине (кол-во раз Ж 22 26 32 36 42

за 1 мин)

Таблица 3 - Оценка результатов прыжковой подготовки студентов

Прыжковая подготовка

Контрольные нормативы Пол Оценка (баллы)

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Прыжок в длину с места, см М 210 220 230 240 250

Ж 150 160 180 180 190

Тройной прыжок в длину с ме- М 500 550 600 650 700

ста, см Ж 350 400 450 500 550

Указания к использованию таблиц: результаты в беговых видах указаны в минутах, секундах и долях секунды. В силовых видах - количестве раз. В прыжковых видах результаты указаны в сантиметрах. Верхняя строка таблиц - оценка результатов в баллах. В основу построения данных таблиц был положен прогрессирующий принцип оценки результатов. При использовании прогрессирующих шкал прирост результатов на высоком уровне оценивается большим количеством баллов, чем на низком уровне. Также важным

требованием к таблице являются постепенное возрастание оценок во всех видах и чувствительность оценки, которая соизмеряется с точностью измерения результатов.

Таким образом, на основании метода тестирования в короткие сроки можно получить необходимую информацию о состоянии здоровья студентов, осуществлять беспристрастный контроль над учебным и тренировочным процессом молодых людей, а также выявить преимущество и недостатки методов, способов и средств, применяемых в учебном процессе. Разработанные таблицы позволяют поддерживать высокий уровень мотивации к занятиям физической культурой, а также отбирать студентов в сборные спортивные команды вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новикова, А.О. Педагогические условия формирования мотивации к занятиям физической культурой и любительским спортом студентов нефизкультурного вуза / А.О. Новикова, С.Я. Биктина, Ю.С. Бородина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 151-155.

2. Новикова, А.О. Проблема приобщения студентов к занятиям физической культурой: приоритетные подходы / А.О. Новикова, А.М. Кузьмин // Филологические науки: вопросы теории и практики. - 2017. - № 1-1 (67). - С. 206-209.

3. Федорова, А. О. Значение физической культуры и любительского спорта для студентов нефизкультурного вуза / А. О. Федорова, Ю. С. Каюкова, Н. В. Колямина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 327-330.

REFERENCES

1. Novikova, A.O., Biktina, S.Ya. and Kayukova, Yu.S. (2017), "Pedagogical conditions for the formation of motivation for physical education and amateur sports students of non-cultural university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 151-155.

2. Novikova, A.O. and Kyzmin, A.M. (2017), "The problem of involving students in physical education: priority approaches", Philology: questions of theory andpractice, Vol. 67, No. 1-1, pp. 206-209.

3. Fedorova, A. O., Kayukova, Yu. S. and Kolyamina, N. V. (2019), "The importance of physical education and amateur sports for students of a non-cultural university", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 178, No. 12, pp. 327-330.

Контактная информация: alen4ik17@bk.ru

Статья поступила в редакцию 01.03.2020

УДК 796.077.4

ОЦЕНКА РОЛИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В БУДУЩЕМ

Сергей Анатольевич Фирсин, кандидат педагогических наук, доцент, Академия социального управления, Москва; Ирина Сергеевна Щадилова, кандидат педагогических

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наук, доцент, Артур Юрьевич Савкин, преподаватель, Открытый гуманитарно-экономический университет, Москва; Елизавета Дмитриевна Жукова, студентка, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы о роли учителя физической культуры в школе будущего. Решены задачи изучения средств и методов физической культуры с использованием дополнительных электронных средств обучения, необходимые для использования в школе будущего. Дана оценка роли и значения учителя физической культуры для будущего поколения. Проведено анкетирование среди учителей физической культуры Московской области с целью выявление роли физической культуры и здорового образа жизни у будущего поколения. Разработаны новые формы название предмета «Физическая культура», которое будет востребовано в будущем.

Ключевые слова: учитель будущего, физические упражнения, телесная культура личности, учитель здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.