2007
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы
№ 118
УДК (075.8) 338.45
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК ДЖОРДЖА КЕЛЛИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Ю.Ю. ГУСЕВА
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Хижняком А.Н.
В статье рассматривается метод репертуарных решеток Джорджа Келли, относящийся к социальной психологии. Г ибкость и эффективность репертуарных методик, качество и количество получаемой информации делают их пригодными для решения широкого круга экономических задач.
Быстрое изменение потребностей рынка требует новых методов исследования и получения исчерпывающей информации для наиболее верного принятия управленческих решений. Усиливающаяся конкуренция заставляет предприятия составлять “сценарии развития” с их детальной и пошаговой проработкой. Для такого рода планов необходимо обладать максимально возможным количеством релевантной информации, сбор и обработка которой требуют более точных и современных методов.
Одна из отличных черт современной эпохи - повышение роли человеческого фактора, возрастание значения всех проблем, связанных с человеком. Это обусловлено и тем, что мир, в котором мы живем, становится с каждым годом все сложнее, увеличивается поток информации, растут нагрузки на психику человека, и тем, что сам человек, если можно так сказать, становится сложнее. Этот процесс объективен - чем более сложные и ответственные задачи приходится решать человеку, чем в более сложную систему общественных, межличностных отношений он включен, чем больше факторов приходится ему учитывать в своей деятельности - тем более многомерными и многоуровневыми должны быть и становятся его мышление и восприятие, его мировоззрение. Увеличивается значение личного опыта, личного вклада людей. Повышается и личная ответственность, а вместе с этим и значение личности, человеческой индивидуальности.
Современный человек не терпит уравниловки, он включается в общественный процесс не просто в силу необходимости, а сознательно. Такой человек требует и особого, бережного отношения к себе, индивидуального, в прямом и полном смысле этого слова, подхода [6].
Поведение потребителей на рынке, характер покупок определяются их личностными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение которых является важнейшей задачей исследований.
Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли материал, позволяющий думать, что человек, взаимодействуя с миром, часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификаций и категорий, которые привычны для естественнонаучной практики. Конечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего ситуацией, в которую он включен: яблоко сладкое для сорвавшего его ребенка, желто-красное - для художни-ка-колориста, спелое - для садовода, слабокислое - для винодела. Однако, для того чтобы обсудить логику этого вычерпывания качеств, интересно выяснить, каким является нам объект при достаточно неопределенных “условиях задачи”. Если бы при этом актуализировались устойчивые сгустки свойств, это означало бы существование механизмов, закономерно “упаковывающих” опыт общения субъекта с миром в некоторые специальные структуры. Сходство или различие этих структур с системами естественнонаучных классификаций говорило бы о сходстве или различии логического и психологического структурирования [1].
Существование механизмов, обеспечивающих квалификацию являющегося объекта или перцептивной ситуации посредством встречной актуализации некоторых структур опыта (при
этом структур, обеспечивающих и устойчивость квалификации при повторении ситуации и внутри однородной группы людей), неоднократно подтверждалось в генетических исследованиях. Спецификой генезиза человеческого восприятия является то, что наряду с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных качеств, к которым относятся системы геометрических форм, музыкальных звуков, цветов спектра, фонем родного языка и т.д. Подобные образования были названы “сенсорными эталонами”. Существование сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивного принятия объекта [1].
Непосредственными же примерами обнаружения структур, инвариантно реализующих актуальное описание объекта, являются многочисленные исследования семантических полей и пространств.
Представим экспериментальную ситуацию, в которой испытуемому показывают изображения некоторых геометрических фигур и просят описать предъявленные объекты. Это весьма неопределенная задача: можно указать геометрические свойства этих форм, можно сослаться на реальные предметы, похожие по своим очертаниям на описываемые изображения, можно перейти к многочисленным метафорическим языкам и т. д. Пока важно только то, что каждый раз испытуемый обращается к некоторой системе свойств, из нее черпает свои ответы. Будем называть базисные элементы этой системы (системы свойств, реально используемой испытуемым при описании объекта или ситуации) актуальными координатами объекта или ситуации. Выбрать актуальные координаты объекта - это значит определить, что нужно знать о нем, какую информацию следует вычерпывать. Очевидно, это задается актуализацией встречных представлений об объекте, некоторых образных структур, внутренних проекций мира, сложившихся, в частности, в результате опыта взаимодействия субъекта и мира, т.е. можно говорить о структурах, соответствующих актуальным координатам объекта, - об актуальных координатах опыта, -не обсуждая пока природы этих новых структур и природы самого соответствия [1].
Перед практической психологией встает проблема изучения того, как конкретный человек познает и воспринимает сложный мир социальных отношений, других людей и самого себя, как формируется целостная система представлений и отношений конкретного человека. Другими словами, необходимо разработать подходы и средства, позволяющие включить в научный анализ не только общее и типичное, но и единичное и уникальное в личности человека. Важные шаги в этом направлении уже сделаны, теперь дело за практическими диагностиками и прогностическими индивидуально-ориентированными методами [6].
Одним из таких методов является метод репертуарных решеток. Этот термин предложен Джорджем Келли. Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которая заполняется либо самим испытуемым, либо экспериментатором в процессе обследования и беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов. В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета - все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты - биполярные признаки, параметры, шкалы. Конструкты либо задаются исследователем, либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления. В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый должен оценить каждый объект по каждому конструкту или каким-то другим образом поставить в соответствие элементы конструктам. Определение репертуарная означает, что элементы выбираются по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и все вместе были связаны осмысленным образом (контекстом) аналогичным репертуару ролей в пьесе. Предполагается, что, изменяя репертуар элементов, можно “настраивать” методики на выявление конструктов разного уровня общности и относящихся к разным подсистемам. Второй смысл этого определения заключается в том, что в технике репертуарных решеток часто элементы задаются в виде обобщенных инструкций, репертуарных ролей, на место которых каждый конкретный человек мысленно подставляет своих знакомых людей или конкретные предметы, если в качестве элементов заданы названия предметов.
Анализ репертуарной решетки позволяет оценить силу и направленность связей между конструктами заполнившего ее человека, выявить наиболее важные и значимые параметры (глубинные конструкты), лежащие в основе конкретных оценок и отношений, построить целостную подсистему конструктов, позволяющую описывать и предсказывать оценки и отношения человека (своеобразную индивидуальную семантическую картину) [6].
Некоторые типы репертуарных решеток позволяют выявить иерархические отношения между конструктами. Анализ серии репертуарных решеток, заполняемых одним и тем же человеком в разные моменты времени, позволяет следить за динамикой конструктов и оценок, строить траектории изменения состояния человека в системе его собственных субъективных шкал.
Гибкость и эффективность репертуарных методик, качество и количество получаемой информации делают их пригодными для решения широкого круга задач. Это один из немногих методов, который позволяет использовать в исследовательской и диагностической работе не только общегрупповые нормативные шкалы (параметры, характеристики), но и уникальные, свойственные только данному конкретному человеку.
Репертуарные решетки являются методом, который позволяет выявлять скрытые потребности покупателей, что, в свою очередь, дает возможность предприятию выпускать товары, удовлетворяющие данные потребности, поддерживая высокий уровень рентабельности и конкурентоспособность.
Эффективность метода репертуарных решеток состоит в определении масштабов и номенклатуры спроса на инновационные товары, посредством определения изменяющихся и индивидуальных потребностей потенциальных покупателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980.
2. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2004.
3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 1998.
4. Котлер Ф. Основы марктинга: Пер. с англ. - М.: “Бизнес-книга”, “ИМА-Кросс. Плюс”, ноябрь 1995.
5. Сребник, Б.В. Маркетинг: Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 2005.
6. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам: Пер. с англ.; под общ. ред. Ю.М. Забродина и В.И. Похилько. - М.: Прогресс, 1987.
THE JORGE KELLY’S REPERTOIRE LATTICE METHOD FOR TAKING ECONOMIC DECISION
Guseva J.J.
The Jorge Kelly’s Repertoire lattice method of social psychology is considered in the article. Versatility of lattice method makes it useful for taking economic decision.
Сведения об авторе
Гусева Юлия Юрьевна, окончила КИ МГОУ (2006), аспирантка экономического факультета КГПИ, эксперт аудиторской фирмы ООО “ФинЭксперт Плюс”, автор 3 научных работ, область научных интересов - применение методов социальной психологии для решения экономических вопросов.