Научная статья на тему 'Деформация смысловых конструктов несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы'

Деформация смысловых конструктов несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
91
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОВОЙ КОНСТРУКТ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ДЕФОРМАЦИЯ / НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ / SEMANTIC CONSTRUCT / MINORS / DEFORMATION / IMPRISONMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бобылева Лариса Александровна

в статье на основе эмпирического исследования анализируется деформация смысловых конструктов несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, представлена адаптация методики репертуарной решетки Келли, применявшейся для изучения смысловых конструктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFORMATION OF SEMANTIC CONSTRUCTS OF JUVENILE PRISONERS

in article on the basis of empirical research deformation of semantic constructs of minors condemned, serving sentence in the form of imprisonment is analyzed, adaptation of a technique of a repertoire lattice of Kelly applied to studying of semantic constructs is presented.

Текст научной работы на тему «Деформация смысловых конструктов несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы»

УДК159.9:343.8 ББК 88.473 Б72

L.A. BOBYLYOVA*

DEFORMATION OF SEMANTIC CONSTRUCTS

OF JUVENILE PRISONERS

Аннотация: в статье на основе эмпирического исследования анализируется деформация смысловых конструктовнесовершеннолетнихосужденных отбывающих наказание в виде лишения свободы, представлена адаптация методики репертуарнойре-шетки Келли, применявшейся для изучения смысловых конструктов

Ключевые слова: смысловой конструкт несовершеннолетние, деформация, наказание в виде лишения свободы

ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА БОБЫЛЕВА*

ДЕФОРМАЦИЯ СМЫСЛОВЫХ КОНСТРУКТОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Annotation: in article on the basis of empirical research deformation of semantic constructs of minors condemned, serving sentence in the form of imprisonment is analyzed, adaptation of a technique of a repertoire lattice of Kelly applied to studying of semantic constructs is presented.

Key words semantic construct, minors, deformation, imprisonment.

В стране отмечается рост уровня молодежной преступности. Особую озабоченность вызывает увеличение числа преступных проявлений среди несовершеннолетних, которое возросло за последние годы на 36,45 %. Настораживает и то, что значительная доля приходится на тяжкие преступления, наказание за которые носит форму лишения свободы. Но после отбывания наказания в воспитательных колониях многие несовершеннолетние вновь попадают в поле зрения правоохранительных органов в результате рецидива. Ресоциализация в рамках традиционных подходов оказывается недостаточно эффективной. Несмотря на то что проблемам профилактики асоциализации и криминализации несовершеннолетних уделяется достаточное внимание, о чем свидетельствует Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в ст. 9 которого говорится о защите нравственности несовершеннолетних, существуетнеобходимостьв конкретизации внутренних причин асоциализации и ее последствий в виде рецидива преступления. Актуальность исследования поставленной проблемы определяется и тем, что выявить специфику смысловых конструктов несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, достаточно трудно, что обусловлено сложностью, тонкостью объекта исследования и недостаточностью адекватного психологического инструментария.

Пролонгированные исследования (Ю. М. Ан-

(D

а ш

О)

о

О)

с 2 С

о §

§

о

О)

S

* Старший преподаватель кафедры психологииобразования (Забайкальский государственныйуниверситет) E-mail: [email protected].

§

<0

О §

О С

<0 о <0 го

о

с:

тонян, 2000; А.Н. Сухов, 1998; Т.В. Калашникова, 1990; С.В. Колябин, 2003 и др.) показывают, что внешние объективные причины роста преступности несовершеннолетних (социально-политические, экономические, идеологические, культурные демографические, правовые, воспитательно-профилактические) отходят на второй план, а на первый план выдвигаются внутренние факторы преступного поведения - деформация личности преступника.

В рамках различных теоретических подходов существуют разнообразные традиции изучения ценностно-смысловой сферы человека. Одним из путей анализа смыслового конструкта может быть отношение испытуемых к ситуации социальной изоляции с позиции определенных ценностей. Такую возможность предоставляет применение репертуарных решеток Келли.

Обнаружение стабильных тем конструктов и устойчивых паттернов связей между объектами может позволить получить представление о структуре ценностно-смысловой сферы, характерной для той или иной группы испытуемых, а анализ системы личных конструктов - богатый материал о личности каждого из испытуемых, избавляя от необходимости обращаться к большому количеству дополнительных психодиагностических методик.

Нами было проведено пилотажное исследование, основной целью которогоявлялась апробация репертуарных решеток как средства исследования деформации смысловых конструктов несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Методика была апробирована на 30 испытуемых (24 несовершеннолетнихосужденных в условиях воспитательной колонии, средний возраст 16-17 лет, 24 студента первого курса ЗаБГГПУ, средний возраст 17 лет).

В ходе исследования была выработана оптимальная стратегия проведения методики, оценена возможность содержательной интерпретации результатов! Адаптированный вариант методики «Репертуарные решетки Келли» предоставляет следующие возможности:

- выявить и проанализировать систему конструктов, которой располагает субъект;

- реконструировать ситуации с позиции определенных ценностей;

- получить картину взаимного расположения и положения относительно ценностей ситуаций идеальных, значимых и потенциальных - в пространстве, заданном системой конструктов.

Мы предполагаем, что между отдельными паттернами взаимного расположения объектов

и ценностно-смысловыми составляющими (в наиболее широком смысле этого слова) существует связь. Использование репертуарных решеток позволяет проверить гипотезу о наличии такой связи.

В результате качественного анализа ранговых решеток, направленного на изучение содержательной стороны ценностно-смысловой сферы, была выявлена определенная содержательная специфика смысловых отношений.

У 42, 3 % юношей из основной выборки испытуемых отмечаются значимые связи между заданным конструктом с полюсом «наиболее значимо для меня» и смысловыми конструктами, выражающими субъективно-ценностное отношение к положительным эмоциям, а также к возможности избежать глубоких пси-хотравмирующих аффективных переживаний, негативных эмоциональных состояний. К числу таких конструктов были отнесены формулировки смысла следующего содержания: «сохранить нормальное настроение», «на душе было приятно», «не чувствовать себя плохо», «не чувствовать себя виноватым», «не нервничать», «не накапливать в себе переживания» и т. д.

У 25,8 % испытуемых из основной выборки несовершеннолетних со шкалой заданного конструкта на значимом уровне коррелируют шкалы конструктов, смысловое содержание которых может отражать потребность находиться в окружении близких людей, в помощи со стороны близких в трудной ситуации. Примером могут быть такие конструкты, как «Дом, быть рядом с родными», «Единство со своими».

Самая высокая корреляция наблюдается у конструктов «Честь, достоинство», «Комфорт», что мы объясняем особенностями социальных условий пенитенциарного учреждения. Казалось бы, не сочетаемые между собой в обычных условиях понятия чести и достоинства и комфорта в искаженном ценностно-смысловом пространстве пенитенциарного учреждения имеют свое значение: честь и достоинство - соответствие требованиям и нормам ценностей криминальной субкультуры, что обеспечивает более комфортное состояние в условиях ИУ. Искажение таких базовых ценностей, как честь и достоинство, искажает и ценностное содержание жизни: быть достойным, уважаемым человеком - значит стремиться к распространению, сохранению ценностей криминальной культуры Похожая связь наблюдается и между конструктами «Независимость» и «Риск»; независимость в понимании юношей, отбывающих наказание, - это беззаботность, безответствен-

ность, нежелание брать на себя ответственность за свои поступки, свою жизнь, а ценность «Риск» позволяет жить одним днем, идти по пути наименьшего сопротивления, подменяя истинные ценности ложной романтикой.

Из анализа самых низких рангов и коэффициентов корреляции ранговой решетки несовершеннолетних основной группы видно, что са-

«Вера», «Жизнь, здоровье», «Любовь». Рассмотрим их структурно-функциональные характеристики.

Анализируя структурные характеристики смысловых конструктовосновной и контрольной групп, дадим общую сравнительную характеристику их структурно-функциональных особенностей (табл).

Сравнительные структурные характеристики смысловых конструктов

основной и контрольной групп

№ п/п Смысловой конструкт Основная группа Контрольная группа

1 Деньги Ядерный Двухполюсной Противоречивый к онстелятивный Двухполюсной Утверждающий к онстелятивный

2 Семья Однополюсной последовательный к онстелятивный Двухполюсной Утверждающий к онстелятивный

3 Образование Нейтральный пропозициональный Двухполюсной Утверждающий к онстелятивный

4 Профессия Нейтральный отрицающий к онстелятивный Двухполюсной Противоречивы пропозициональный

5 Уважение Ядерный Нейтральный пропозициональный Двухполюсной противоречивый

6 Свобода Ядерный Нейтральный Пропозициональный Однополюсной пропозициональный

7 Вера Однополюсной Пропозициональный Двухполюсной противоречивый

8 Жизнь, здоровье Ядерный Однополюсной противоречивый Ядерный Двухполюсной утвержд аю щий

9 Любовь Однополюсной утвержд аю щий пропозициональный Ядерный Двухполюсной противоречивый

(D

а

ш

0)

о

0)

с

2

мый низкий ранг занимает конструкт «Одиночество». Это мы объясняем как возрастными особенностями юношей (в контрольной группе данный конструкт также занимает наиболее низкое ранговое место и имеет низкие коэффициенты корреляции), так и условиями воспитательной колонии.

В рамках применения методик МПС и ранговой решетки Келли нами были выявлены смысловые конструкты, общие для обеих групп: «Деньги», «Семья», «Образование», «Профессия», «Уважение», «Свобода»,

Показатель количества узловых категорий свидетельствуето наличии у несовершеннолетних основной группы достаточно сформированного мировоззрения, но этому противоречит индекс связанности, показывающий, что мировоззрение несовершеннолетних, отбывающих наказание в виде лишения свободы, линейно, мозаично, смысловые системы раздроблены, смысловые структуры не связаны, изолированы. В совокупности это является признаком незрелости, рассогласованности смысловой сферы, представляющей собой расколотые смысловые

фрагменты. У несовершеннолетних основной группы нарушена интегрированность мировоззренческих представлений в смысловые системы. Их мировоззрение - внешне насыщенное, но внутренне недостаточно структурированное, дисгармоничное. Отсутствие такого рода категорий может расцениваться как симптом снижения уровня регуляторных функций сознания по отношению к практической деятельности.

В основной группе выделены следующие ядерные смысловые конструкты: «Деньги», «Уважение», «Свобода», «Жизнь, здоровье». В контрольной группе мы наблюдаем всего два ядерных конструкта - «Жизнь, здоровье», «Любовь». Смысловые конструкты основной группы в большинстве своем являются однополюсными либо нейтральными и констелятивными, что свидетельствует о расширенной смысловой сфере, насыщенной, но не взаимосвязанной. Смысловые конструкты обладают слабыми связями, интеркорреляциями, отсюда и функции смыслового конструкта (оценочная, регулятивная, интегративная) затруднены, функционируют не в полном объеме. Практически это проявляется в кажущейся осмысленности жизни, наличии четких представлений, но при этом большинство представлений декларируемых ценностей, смыслов не сформированы либо категоричны. Интересен тот факт, что даже ядерные конструкты, которые определяют взаимосвязи, служат базовыми структурными образованиями смысловых конструктов либо отсутствуют в смысловой сфере как категории, либо являются жесткими, редуцированными, закрытыми для развития (например, смысловой конструкт «Свобода»). Большое количество смысловых конструктов основной группы нейтральны, что свидетельствует о низком уровне

когнитивного диссонанса. Смысловые конструкты контрольной группы отличаются наличием противоречивости, свидетельствующим о постоянном когнитивном диссонансе несовершеннолетних с правопослушным поведением: им постоянно приходится выбирать, принимать решение, соразмерять свои поступки со шкалой ценностей. Смысловые конструкты контрольной группы двухполюсные, чаще противоречивые, что свидетельствует как о несформированнос-ти системы ценностей и смыслов, так и о потенциале ее развития. Ядерные конструкты («Жизнь, здоровье», «Любовь») двухполюсные, а это указывает на наличие пусть нечеткой, но значимой их представленности в системе ценностей и смыслов, эти конструкты являются кон-стелятивными, а значит, имеют значимые интеркорреляционные системные связи. Смысловые конструкты контрольной группы менее содержательно насыщены, у них простая структура, их связи более прочные, хотя и менее разветвленные, в отличие от связей основной группы. Наличие большого объема двухполюсных противоречивых конструктов в контрольной группе мы объясняем их открытостью для развития. Следовательно, смысловые конструкты несовершеннолетних осужденных характеризуются внешней насыщенностью, но структурной рассогласованностью, изолированностью и ригидностью, что проявляется в низком уровне когнитивного диссонанса. Смысловые конструкты несовершеннолетних контрольной группы имеют простую структурную организацию, значимые интеркорреляционные связи и не сформированы окончательно. Перечисленные особенности смысловых конструктов несовершеннолетних контрольной группы также проявляются в наличии когнитивного диссонанса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.