Научная статья на тему 'Применение метода моделирования с целью формирования исследовательско-прогностической компетентности студентов аграрного вуза'

Применение метода моделирования с целью формирования исследовательско-прогностической компетентности студентов аграрного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1075
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОCТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / RESEARCH AND PREDICTIVE СOMPETENCE / RESEARCH / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Владислав Олегович, Короткова Галина Вячеславовна

Авторы на основе источников современной отечественной педагогики выявляют особенности метода моделирования. С помощью данного перспективного метода в образовании, по мнению авторов, возможно формирование искомых компетентностей и компетенций у студентов. Решение задачи возможно при разработке теоретических и практических основ формирования данной компетентности у студентов аграрного вуза. Это, в свою очередь, актуализирует разработку, обоснование и проверку эффективности авторской модели. В педагогике моделируют как содержание образования, так и учебную деятельность. В узкопредметном утилитарном смысле строят научные модели как аппарат для преподавания конкретных учебных дисциплин. Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с психолого-педагогическими соображениями. Когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, а также представления его в свернутом виде. Кроме того, достаточно широко применяется моделирование учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме и в расчете на образную. Для описания эффективности моделирования в педагогику введено специальное понятие «педагогическая валидность», которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им. Педагогическую валидность обосновывают комплексно: концептуально, критериально и количественно, т.к. моделируются, как правило, многофакторные явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев Владислав Олегович, Короткова Галина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of the simulation to form a research and prediction competence of agrarian university students

Authors on the basis of the sources of modern domestic pedagogy distinguish the main features of the modeling method. With this promising method in education, according to the authors, it is possible the formation of the desired competencies and competencies in students. The solution to this problem, it is possible the development of theoretical and practical bases of formation of the competence of the students in the agrarian university. This, in turn, updates the design, validate and verify the effectiveness of the author's model of its formation. In utilitarian sense build scientific models as a tool for teaching specific disciplines. The need for ownership of modeling techniques as related to the general method of scientific knowledge, and with the psychological and pedagogical considerations. When students build different models of the facts under study, modeling and serves as an educational tool, and a method of generalization of educational material and presenting it on a net basis. In addition, the widely used simulation training material to its logical ordering, constructing semantic schemes presentation of educational information in visual form, and based on the figurative. To describe the effectiveness of simulation in pedagogy introduced a special concept pedagogical validity, which is close to the accuracy, adequacy, but not identical with them. Pedagogical validity justify complex: conceptually, criterially and quantitatively, as modeled generally multifactorial facts.

Текст научной работы на тему «Применение метода моделирования с целью формирования исследовательско-прогностической компетентности студентов аграрного вуза»

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378. 147:331.548

Аспирант В.О. Соловьев, доцент Г.В. Короткова (Мичуринский гос. аграр. ун-т) кафедра правового обеспечения, тел. 8 (915) 674-46-47 E-mail: korotkova-g@mail.ru

Postgraduate V.O. Solovyev, Associate Professor G.V. Korotkova

(Michurinsk State Agrarian University) chair of legal support, tel. 8 (915) 674-46-47 E-mail: korotkova-g@mail.ru

Применение метода моделирования с целью формирования исследовательско-прогностической компетентности студентов аграрного вуза

Application of the simulation to form a research and prediction competence of agrarian university students

Реферат. Авторы на основе источников современной отечественной педагогики выявляют особенности метода моделирования. С помощью данного перспективного метода в образовании, по мнению авторов, возможно формирование искомых компетентностей и компетенций у студентов. Решение задачи возможно при разработке теоретических и практических основ формирования данной компетентности у студентов аграрного вуза. Это, в свою очередь, актуализирует разработку, обоснование и проверку эффективности авторской модели. В педагогике моделируют как содержание образования, так и учебную деятельность. В узкопредметном утилитарном смысле строят научные модели как аппарат для преподавания конкретных учебных дисциплин. Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с психолого-педагогическими соображениями. Когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, а также представления его в свернутом виде. Кроме того, достаточно широко применяется моделирование учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме и в расчете на образную. Для описания эффективности моделирования в педагогику введено специальное понятие - «педагогическая валидность», которое близко к достоверности, адекватности, но не тождественно им. Педагогическую валидность обосновывают комплексно: концептуально, критериально и количественно, т.к. моделируются, как правило, многофакторные явления.

(С) Соловьев В.О., Короткова Г.В., 2015

Summary. Authors on the basis of the sources of modern domestic pedagogy distinguish the main features of the modeling method. With this promising method in education, according to the authors, it is possible the formation of the desired competencies and competencies in students. The solution to this problem, it is possible the development of theoretical and practical bases of formation of the competence of the students in the agrarian university. This, in turn, updates the design, validate and verify the effectiveness of the author's model of its formation. In utilitarian sense build scientific models as a tool for teaching specific disciplines. The need for ownership of modeling techniques as related to the general method of scientific knowledge, and with the psychological and pedagogical considerations. When students build different models of the facts under study, modeling and serves as an educational tool, and a method of generalization of educational material and presenting it on a net basis. In addition, the widely used simulation training material to its logical ordering, constructing semantic schemes presentation of educational information in visual form, and based on the figurative. To describe the effectiveness of simulation in pedagogy introduced a special concept - pedagogical validity, which is close to the accuracy, adequacy, but not identical with them. Pedagogical validity justify complex: conceptually, criterially and quantitatively, as modeled generally multifactorial facts.

Ключевые слова: исследовательско-прогностическая

компетентность, компетенция, исследование, моделирование.

Keywords: research and predictive competence, research, modeling.

Анализ современной отечественной педагогической литературы по проблемам совершенствования высшего образования дает возможность акцентировать внимание на разработке, обосновании, структурном наполнении и впоследствии внедрении нового вида компетентности - исследовательско-прогностической (ИПК). Решение данной задачи, на наш взгляд, возможно при разработке теоретических и практических основ формирования данной компетентности у студентов аграрного вуза. Это актуализирует разработку, обоснование и проверку эффективности авторской модели.

Эффективное формирование искомой компетентности студентов аграрного вуза требует использования метода моделирования, который является на сегодняшний момент перспективным направлением в теории современной педагогики. На протяжении десятилетий моделирование является одним из самых актуальных методов научного исследования, широко применяется в педагогических изысканиях. Метод моделирования дает возможность объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании - сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение логических конструкций и научных абстракций. Раскрытие понятия «педагогическое моделирование» необходимо начать с определения термина «модель». Модель (фр. modèle, от лат. Modulus - «мера, аналог, образец») - это система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе, это упрощенное представление реального устройства и/или протекающих в нем процессов, явлений [6]. Таким образом, моделирование - это исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснения этих явлений, интересующих исследователя.

Процесс моделирования включает три элемента:

- субъект (исследователь);

- объект исследования;

- модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Модели помогают исследователю визуально представить объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия. Условно модели можно подразделить на три вида: физические (имеющие природу, сходную с оригиналом); вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала); логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем) [3]. Между названными типами моделей не существует жестких границ. Педагогические модели в основном входят в третью группу перечисленных видов.

Далее следует остановиться на понятии «моделирование», представляющем собой процесс создания, исследования и использования моделей. Для создания моделей человек использует два типа «материалов» - средства самого сознания и средства окружающего материального мира, именно поэтому модели делятся на абстрактные (идеальные) и предметные (реальные, вещественные). Формы моделирования разнообразны и зависят от используемых моделей и сферы их применения. По характеру моделей традиционно выделяется предметное и знаковое (информационное) моделирование [1].

Научные модели построены как аппарат для преподавания конкретных учебных дисциплин. Необходимость владения методикой моделирования связана как с общим методом научного познания, так и с психолого-педагогическими соображениями. Когда обучающиеся строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, а также представления его в свернутом виде. Кроме того, достаточно широко применяется моделирование учебного материала для его логического упорядочения, построения семантических схем, представления учебной информации в наглядной форме.

С позиции целевой направленности в педагогике выделяются следующие виды моделей:

- учебные - это наглядные пособия, различные тренажёры, обучающие программы;

- опытные - это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Такие модели называют также натурными и используют для исследования объекта и прогнозирования его будущих характеристик;

- научно-технические - создают для исследования процессов и явлений;

- игровые - это военные, экономические, спортивные, деловые игры, воссоздающие поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника;

- имитационные - не просто отражают реальность с той или иной степенью точности, а имитируют ее. Эксперимент либо многократно повторяется, чтобы изучить и оценить последствия каких-либо действий на реальную обстановку, либо проводится одновременно со многими другими похожими объектами, но поставленными в разные условия [1].

С целью описания эффективности моделирования в педагогику введено специальное понятие - педагогическая валидность, близкое к достоверности, адекватности, но не тождественное им. Педагогическую валидность обосновывают комплексно: концептуально, критериально и количественно, т.к. моделируются, как правило, многофакторные явления [4].

У педагогического моделирования есть «термин-партнер» - проектирование. В некоторых публикациях эти термины используются как сопоставимые и подменяют друг друга, т.е. являются, где это допустимо, синонимами [5].

В последние десятилетия метод проектов рассматривается как один из ведущих методов, используемых учителями всех предметов. По мнению А.Н. Дахина, сопоставление терминов «моделирование» и «проектирование» приводит к их взаимному смысловому «вложению», т.е. проект как система является подсистемой модели, и, наоборот, само проектирование может состоять из более мелких моделей [2]. Следует отметить, что проектирование предполагает создание частных моделей. Моделирование, в свою очередь, состоит из совокупности элементов, в том числе включает теорию проектирования. Таким образом, с целью формирования искомой в данном исследовании компетентности целесообразно применение метода моделирования.

При конструировании модели формирования компетентности студентов аграрного вуза главная задача, по нашему мнению, состоит в том, чтобы, используя в единстве и целостности разнообразные методы, обеспечить гибкость модели, сделать ее способной быстро реагировать, приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям. Компоненты предлагаемой нами модели раскрывают внутреннюю организацию процесса формирования компетентности студентов - цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм и методов - и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.

Под моделью формирования компетентности студентов аграрного вуза мы понимаем целостный педагогический процесс, в котором совокупность подходов обучения направлена на приобретение студентами определенных компетенций (структурных элементов компетентности), а также на развитие личности студента как будущего участника профессиональной деятельности.

Разработанная авторская модель рассматривается нами с позиции системного подхода как совокупность закономерных, функционально связанных компонентов, составляющих определенную целостную систему. Выделение компонентов в модели позволяет разбить ее на блоки (целеполагания, содержательный, организационный, функциональный, результативный), которые обеспечивают возможность более четко представить целенаправленный процесс формирования компетентности аграрного вуза.

Данная модель сочетает в себе 4 логически связанных блока: целевой, содержательный, организационно-процессуальный и результативно-оценочный.

В целевом блоке авторской модели акцентируется внимание на основной цели -формировании исследовательско-прогностической компетентности. В логике развития деятельности и структуры данной модели эта процедура совпадает с общепринятыми содержательными и операционно-деятельностными компонентами педагогической деятельности и представлена в виде содержательного блока модели формирования ИПК студентов аграрного вуза. Причем мы полагаем, что отношение между ними строится как взаимопроникновение посредством реализации трех профессионально ориентированных модулей, интегрирующих как содержание формирования ИПК через разнообразные курсы, спецкурсы, методическое обеспечение, так и посредством использования традиционных и инновационных форм и методов обучения:

- модуля субъект-субъектных отношений;

- модуля коммуникативного взаимодействия;

- модуля креативного самообразования.

Все соответствующим образом подобранное содержание и используемые методы и формы, аккумулированные в данных модулях, нацелены на активное включение студентов в такие виды деятельности, как: предметно-образовательная; исследовательская; коммуникативная; практико-ориентированная. В педагогических исследованиях модуль используется для структурирования последовательности осуществления каких-либо действий, по сути, аналог этапов, стадий только на менее фундаментальном уровне восприятия и реализации.

Организационно-процессуальный блок охватывает все сферы деятельности студента, которые имеют место быть в образовательном процессе аграрного вуза, начиная с теоретической подготовки на лекционных занятиях и включая научно-исследовательскую работу во всевозможных конференциях и других мероприятиях.

Результативно-оценочный блок включает в себя 4 критерия, соответствующие 4 компетенциям, которые составляют структуру искомой исследовательско-прогностической компетентности. Исходя из сформированности отдельных компетенций по данным критериям, можно судить об уровне формирования компетентности в целом. В контексте данного исследования мы выделяем 3 уровня формирования ИПК: стимулирования к исследованиям; содержательной насыщенности; научного потенциала и профессиональных перспектив.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырев, А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) [Электронный ресурс] / А.И. Богатырев / / Издательский дом «Образование и наука». - Режим доступа: http: / / www.rusnauka.com/SND/Pedagógica/2_bogatyrev%20a.i.. doc.htm

2. Дахин, A.H. Педагогическое моделирование [Текст] : монография / А.Н. Да-хин. - Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2005. - 230 с.

3. Лодатко, Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов [Текст] : монография / Е. А. Лодатко. — Славянск : СГПУ, 2010. — 148 с.

4. Цыганов, А.В. Инновационные подходы в моделировании учебного процесса [Текст] / А.В. Цыганов // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. -2010. - № 136.

5. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2001. — 366 с.

REFERENCES

1. Bogatyrev, A.I. Theoretical Foundations of pedagogical modeling (entity and efficiency) [Electronic resource] / A.I. Bogatyrev // Publishing house "Education and Science". - Mode of access: http: / / www.rusnauka.com/SND/Pedagógica/2_bogatyrev%20a.i.. doc.htm

2. Dakhin, A.N. Pedagogical modeling [Text]: monograph / A.N. Dakhin. - Novosibirsk, 2005. - 230 p.

3. Lodatko, E.A. Modeling pedagogical systems and processes [Text]: monograph / E.A. Lodatko. - Slavic, 2010. - 148 p.

4. Tsyganov, A.V. Innovative approaches in the learning process modeling [Text] / A.V. Tsyganov / / Bulletin of the Russian State Pedagogical University named after A.I .Herzen. - 2010. - № 136.

5. Yasvin, V.A. Educational environment: from modeling to design [Text] / V.A. Yasvin. - 2nd ed., rev. and add. - Moscow, 2001. - 366 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.