Научная статья на тему 'К вопросу когнитивного моделирования воспитательной деятельности в профессиональном образовании'

К вопросу когнитивного моделирования воспитательной деятельности в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / КОГНИТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / COGNITIVE MODELING / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД / COGNITIVE APPROACH / ИНСТРУМЕНТ ПОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ / A TOOL FOR UNDERSTANDING PERSONALITY / ЛИЧНОСТНАЯ КОГНИТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / COGNITIVE PERSONALITY ORGANIZATION / COGNITIVE EDUCATION / TEACHING MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масленникова Валерия Шамильевна, Боговарова Вера Александровна

Авторами раскрывается роль когнитивного моделирования в воспитательной деятельности в системе образования, основанного на принципе сознательности и способствующего формированию устойчивого отношения, явления, образа, процесса, которые могут быть использованы в нужный момент времени в качестве модели действия и поведения обучающегося. Поставлена проблема формирования личностной когнитивной организации обучающихся в контексте когнитивной педагогики. Когнитивная организация отображает целостные свойства структуры системы познания человека и включает содержательные, инструментальные, психические компоненты, вовлекаемые в процессы самоорганизации и организации человеческого знания. Разработка когнитивных моделей воспитательной деятельности с учетом организации целостного воспитательного пространства способствует выявлению вариативных типов познавательной совместной работы обучаемых и педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масленникова Валерия Шамильевна, Боговарова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF COGNITIVE MODELING AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATION

The authors reveal the role of cognitive modeling in educational activities in the education system, based on the principle of consciousness and contributes to the formation of a stable relationship, phenomenon, image, process, which can be used at the right time as a model of action and behavior of the student. The problem of formation of personal cognitive organization of students in the context of cognitive pedagogy is put. Cognitive organization reflects the holistic properties of the structure of the system of human knowledge and includes content, instrumental, mental components involved in the processes of self-organization and organization of human knowledge. The development of cognitive models of educational activities, taking into account the organization of a holistic educational space, helps to identify the types of cognitive collaborative work of students and teachers.

Текст научной работы на тему «К вопросу когнитивного моделирования воспитательной деятельности в профессиональном образовании»

УДК 378

К ВОПРОСУ КОГНИТИВНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В.Ш. Масленникова, В.А. Боговарова1

'Статья подготовлена в рамках проекта 27.7428.2017/8.9 «Исследование и анализ современных

методологически, психолого-педагогических, научно-методических и социологических исследований в сфере

профессионального образования»

Аннотация. Авторами раскрывается роль когнитивного моделирования в воспитательной деятельности в системе образования, основанного на принципе сознательности и способствующего формированию устойчивого отношения, явления, образа, процесса, которые могут быть использованы в нужный момент времени в качестве модели действия и поведения обучающегося. Поставлена проблема формирования личностной когнитивной организации обучающихся в контексте когнитивной педагогики. Когнитивная организация отображает целостные свойства структуры системы познания человека и включает содержательные, инструментальные, психические компоненты, вовлекаемые в процессы самоорганизации и организации человеческого знания. Разработка когнитивных моделей воспитательной деятельности с учетом организации целостного воспитательного пространства способствует выявлению вариативных типов познавательной совместной работы обучаемых и педагога.

Ключевые слова: когнитивная педагогика, когнитивное моделирование, педагогическое моделирование, когнитивный подход, инструмент познания личности, личностная когнитивная организация.

TO THE QUESTION OF COGNITIVE MODELING AND EDUCATIONAL ACTIVITIES IN PROFESSIONAL EDUCATION

V. Maslennikova, V. Bogovarova

Abstract. The authors reveal the role of cognitive modeling in educational activities in the education system, based on the principle of consciousness and contributes to the formation of a stable relationship, phenomenon, image, process, which can be used at the right time as a model of action and behavior of the student. The problem of formation of personal cognitive organization of students in the context of cognitive pedagogy is put. Cognitive organization reflects the holistic properties of the structure of the system of human knowledge and includes content, instrumental, mental components involved in the processes of self-organization and organization of human knowledge. The development of cognitive models of educational activities, taking into account the organization of a holistic educational space, helps to identify the types of cognitive collaborative work of students and teachers.

Keywords: cognitive education, cognitive modeling, teaching modeling, cognitive approach, a tool for understanding personality, cognitive personality organization.

В последние десять лет развитие психологии и педагогики обусловило возникновение понимания учебно-воспитательного процесса в контексте создания личностной когнитивной структуры человека [1;2]. В педагогической теории появилось такое направление как «когнитивная педагогика», в которой уделяется повышенное внимание инструментам познания личности, её познавательным структурам, а также способам их развития. Как известно, традиционная классическая педагогика в целом оценивает характеристики, а также деятельность личности. Некоторые исследователи полагают, что подобный подход является версией бихевиоризма, который основывается на принципе «стимул-реакция». Он обусловливает формирование личностной деформации, снижает активность и самостоятельность личности.

Известно, что личность решает определенные задачи, используя разнообразные инструменты. Они часто представлены в формате структур для преобразования и обработки информационных данных.

В подобном качестве могут выступать внешние инструменты, которые рассматриваются в своей непосредственной физической форме (эргатические системы, машины, орудия труда), также существует и внутренний инструментарий (память, интеллект, внимание и так далее). В этой связи при воспитании и обучении важно учитывать характерные особенности инструментальной стороны личностной когнитивной организации, то есть то, как человек применяет инструменты познания для достижения поставленных целей, и какой инструментарий использует для этого.

Создаваемые психофизиологической

системой человека динамические психические структуры, которые формируются с целью решения конкретных задач, носят название метаинструментов; в дальнейшем происходит замещение метаинструментов на более стабильные и универсальные когнитивные инструменты. То есть, метаинструмент можно назвать новым эволюционным этапом определенной когнитивной способности человека, и, с позиции когнитивной педагогики, важен именно этот аспект.

Несмотря на то, что педагогика воплощает различные технологии усовершенствования учебного и воспитательного процессов, исследователи и практики уделяют недостаточное внимание особенностям, свойствам, оценке инструментов, используемых личностью во время процесса познания [3;4]. В педагогических исследованиях в качестве «известного» называется факт различия людей в зависимости от свойств их когнитивной организации, которая влияет на результат жизнедеятельности. Однако, анализ существующих исследований в области педагогики показывает, что для преподавателей процесс познания, основанный на процессе когнитивной организации каждого

обучающегося, является слабоуправляемым. Кроме того, в процессе рассмотрения идей личностного саморазвития и развития исследователями уделяется недостаточно внимания качественным показателям

инструмента познания, используемого личностью. По этой причине в настоящий момент главной задачей педагогической деятельности является формирование эффективной

когнитивной организации личности, оснащение её универсальными как внешними, так и внутренними инструментами для решения жизненных проблем.

В качестве методологической основы когнитивный подход способствует определению инструментальной области личности в рамках педагогической деятельности (характер, способности, внутренняя активность) и создает предпосылки формирования оптимальной педагогической среды (социальные и физические факторы воспитательного процесса).

Раскрывая проблему, необходимо определиться и в основных понятиях, которые отражают суть и предназначение когнитивного моделирования при конструировании воспитательного процесса.

Когнитивная педагогика относится к одному из направлений педагогики, где повышенное внимание уделяется инструментам познания,

познавательным структурам личности, а также способам их дальнейшего развития.

Под когнитивныт подходом к воспитательному процессу понимаются методологические основы воспитательной деятельности, которая осуществляется на принципах когнитивной психологии, а именно на принципе сознательности, способствующего формированию устойчивого отношения, явления, образа, которые могут быть использованы в нужный момент времени в качестве модели действия. Кроме того, в воспитательной деятельности когнитивный подход нацелен на формирование формальных методов, моделей, которые представляются в форме структур преобразования, обработки информации. Данные структуры способствуют решению определенных задач с учетом когнитивных возможностей субъектов воспитательного процесса (объяснение, представление, понимание, восприятие, познание), которые отражают реализацию когнитивной организации личности. Помимо этого, когнитивный подход также нацелен на формирование критического мышления в процессе воспитательной деятельности: способность отличать оценочные суждения от фактических сведений; умение выявлять логические связи; различать факты и предположения; умение выявлять виды специфических предметных связей; умение находить отличия существенных доводов от доводов, которые к делу не относятся; способность разграничивать необоснованные и обоснованные типы оценок: умение обнаруживать в рассуждениях логические и фактические ошибки и пр.

Понятие когнитивной организации личности подразумевает личностное образование, которое помогает личности решать определенные задачи посредством разнообразных инструментов. В ее состав входят «внешние» инструменты в своем непосредственном физическом облике (эргатические системы, машины, орудия труда), а также «внутренние», представленные структурами преобразования и обработки информационных данных (к ним относят: внимание, интеллект, память, когнитивные стили и др.).

Модель представляет собой объект, который был создан искусственно и воплощен в формате формул, схем, знаковых форм, физических конструкций. Поскольку модель является подобием исследуемого объекта (или явления), то она в упрощенном, более грубом виде воспроизводит и отображает структуру, отношения, взаимосвязи, свойства между отдельными элементами данного объекта.

Под термином «педагогическая модель» понимается мысленная система. Она отображает или имитирует определенный набор характерных признаков, свойств конкретного исследуемого объекта, а также описывает принципы его внутренней работы, организации. Подобная модель презентуется как культурная форма, присущая конкретно выбранной

социокультурной практике.

Сам по себе процесс педагогического моделирования представляет исследование педагогических явлений и объектов. При этом используется моделирование концептуальных, процессуальных, а также понятийных, содержательных, структурных параметров, характерных для процесса воспитания, обучения. Также моделируются итоговые показатели и отдельные «стороны» исследуемого объекта на нескольких уровнях: общеобразовательном, профессиональном и прочих [5-7].

Карта познания (когнитивная карта) — это цельный образ расположения объектов в пространстве, позволяющая описывать субъективное человеческое восприятие определенного сложного объекта выявить проблемы и принцип системного функционирования. Она применяется с целью выявления реально существующей структуры причинных связей между отдельными компонентами системы, позволяя оценить внутри сложного объекта, составляющие исследуемой проблемы, оценить последствия, которые происходят из-за внешних воздействий на данные компоненты, выявить изменения в характере внутренних связей.

Когнитивная система личности организует внутренние человеческие познания, являющиеся результатом наблюдений, размышлений об окружающем мировом пространстве, а также обучения, воспитания, процесса становления характера. Основываясь на данной системе, человеческий индивидуум ставит для себя цели, принимает решения о собственных действиях в определенной ситуации, формирует стратегии собственного поведения, стараясь избежать возникновения когнитивного диссонанса. Основу когнитивной системы составляет взаимодействие языка, памяти, сознания, мышления; в качестве ее носителя выступает человеческий мозг. Накопленные знания о реальной действительности называются концептами и сочетают в себе свойственные человечеству универсальные представления о мире, а также субъективные и национальные качества, которые обусловлены этническими, культурными ментальными особенностями народа.

Процесс когнитивного моделирования представляет собой изучение функционирования, развития педагогических явлений (объектов), отдельных образовательных систем при помощи создания моделей концептуальных,

процессуальных, содержательных, понятийных, структурных характеристик педагогических ситуаций во время учебно-воспитательной деятельности, основанной на когнитивной карте. Данная модель на базе когнитивной карты является отражением субъективного

представления (коллективного, индивидуального) рассматриваемой проблемы. Основное ее предназначение - это выявление структуры причинных связей между отдельными компонентами системы, существующими структурными элементами сложного объекта. Такая модель используется для оценки реальных последствий, происходящих под воздействием внешних сил на данные составляющие элементы или для отслеживания изменений характера связей.

Концептуальную основу когнитивного моделирования воспитательной деятельности составляют и современные подходы к процедуре изучения и анализа процессов познания в сфере когнитивной психологии. Данная отрасль специализируется на исследовании процессов познания: мышления, памяти, внимания, восприятия, ощущения. Формирование концептуальной (когнитивной) познавательной модели происходит на основе общемировой картины индивида, то есть его интересов, ценностей, особенностей мировосприятия.

Итак, в рамках представленного исследования когнитивное моделирование синтезирует в себе гуманитарный, философский, естественнонаучный подходы, основанные на целостности учебной и воспитательной деятельности.

Мы предполагаем, что с помощью средств тематического планирования и когнитивного моделирования можно решить проблемы, связанные с процедурой организации целостного воспитательного пространства, интеграцией вариативных типов познавательной совместной работы обучаемых и педагога. Они обеспечивают условия для формирования у обучающихся универсального образа самого предмета познания во всех сферах жизнедеятельности.

В педагогических исследованиях когнитивное моделирование рассматривается как «системное проявление сознательной манипуляции с определенными понятийными структурами», которое используется с целью «разрешения педагогических конфликтов», посредством «формирования у отдельных субъектов педагогического процесса когнитивных клише

(тактик)» [8]. Формат исследования позволяет строить и изучать когнитивные карты, которые помогают осуществлять преобразование декларативных знаний об определенной педагогической ситуации в конкретные процедурные знания, целью которых является разрешение основных конфликтных ситуаций.

Понятие когнитивно-концептуальной модели в более широком определении подразумевает наличие содержательной модели, которая базируется на определенной точке зрения или концепции.

В качестве одного из когнитивных инструментов педагогики исследователи выделяют педагогическую модель. Данное понятие раскрывается как «мысленная система, которая отражает или является имитацией определенных характерных признаков, свойств исследуемого объекта, изучает базовые принципы его функционирования, рассматривает структурную организацию» [9].

В существующих педагогических

исследованиях совместно с термином «педагогическая модель» широко применяется производное понятие «педагогическое моделирование», авторское толкование которого отличается определенной многовариантностью. Под педагогическим моделированием подразумеваются определенные

исследовательские процессы, направленные на изучение объектных систем, определенных педагогических явлений. Для этого используются системы моделирования с учетом структурных характеристик воспитательного процесса, а именно: концептуальных, процессуальных, понятийных, содержательных. Предложенные толкования таких концептуально важных определений, как «педагогическое

моделирование», «педагогическая модель» позволяют применять их в качестве инструментов во время изучения и проектирования целостных воспитательных систем. Предметами

педагогического моделирования в таком случае могут быть отдельные характеристики или направления воспитательного процесса; существующие организационные структуры технологий воспитательных систем.

Воплощение когнитивных концептуальных моделей воспитательной деятельности происходит в сугубо вербальном формате или в представлении смешанного типа - вербально-визуальном. Можно выделить три разновидности моделей когнитивно-концептуальной направленности: логико-семантические, структурно-функциональные, причинно-следственные. Модель логико-семантического типа представляет описание

воспитательной деятельности с помощью терминов и определений, которые соответствуют предметным областям знаний о воспитательном процессе в системе профессионального образования и включают в себя известные, а также логически непротиворечащие друг другу факты и утверждения. Такие модели анализируются с помощью логических инструментариев. В процессе построения структурно-функциональным: моделей воспитательный процесс, как правило, рассматривается с позиции целостной системы, состоящей из отдельных подсистем или элементов. Части данной системы связываются между собой структурными отношениями. Они описывают подчиненность, временную и логическую последовательность того, как решаются отдельные типы задач. Чтобы более удобно представить такие модели, применяются разного рода диаграммы, схемы, карты. Модели причинно-следственного типа зачастую применяются, чтобы спрогнозировать и объяснить эффективность реализации педагогических условий, технологий и ресурсов воспитательной системы. В основном, подобные модели ориентированы на то, что описывают динамику исследуемого

воспитательного процесса.

Согласно нашим представлениям о процессе моделирования выделим мысленные,

материальные (натурные) и информационные модели. Делать это мы будем согласно нашим представлениям о процедуре моделирования. Перед началом анализа технологии когнитивного моделирования, напомним о следующем: когнитивное моделирование необходимо рассматривать как средство познания. Оно поможет нам визуализировать имеющиеся данные о процессе, явлении, конкретном объекте, сможет стать средством для передачи о нем знания (т.н. обучение), получения новых данных, касающихся объекта (исследование).

Проводить мысленное моделирование можно с помощью операционной игры, метода сценариев, мысленного эксперимента, когнитивного (интуитивного) моделирования, проведения ситуационного анализа. Все это позволяет сформировать альтернативные варианты решения задач повышения эффективности воспитательного процесса.

При помощи практики когнитивного моделирования сферы познания формируются универсальные методы реализации

воспитательной деятельности, которые подчиняются принципам интеграции,

системности, дифференциации,

целенаправленности, целеполагания. Практика помогает обобщать результативные и исходные

данные в новую целостность, проявляющую свойства самоорганизации, целеобразования, а также динамики саморазвития. С позиции новых условий практика в сфере когнитивного моделирования познания, объясняет реализацию обновленных когнитивных технологий воспитательной деятельности; формирует способы, приемы, пути обеспечения эффективного понимания обучающимися реально

существующей действительности. Таким образом, практика помогает успешно адаптироваться к современной воспитательной инновационной

деятельности относительно новых рыночных условий в перенасыщенной информацией среде.

Осуществляя реализацию технологий в области когнитивного моделирования воспитательной деятельности в структуре профессионального образования, мы сделали вывод: рассматривать принципы когнитивного моделирования стоит с позиции познавательного инструмента. Это позволяет предоставить педагогам имеющиеся информационные данные и знания и закономерности воспитательной деятельности для ее проектирования в условиях конкретной образовательной организации.

Литература:

1. Ахметова Л.В. Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход [Электронный ресурс] / Л.В. Ахметова. - Режим доступа: ЬНр://тс^жка1ро.15ри.тМех.рЬр?ор1юп= сош_соп1еп1&у1етс' =article&id=65&Iteш id=9

2. Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы [Электронный ресурс] / Э. Лоарер, М. Юто. - Режим доступа: http://evgenysavin.ucoz.ru /load/juto_ш_loarer_ш_kogmtivnoe_obucheme_istorija_ i_metody/6-1-0-51

3. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

5. Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) [Электронный ресурс] / А.И. Богатырев // Издательский дом «Образование и наука».

- Режим доступа: http://www.rusnauka.com /SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm

6. Моделирование социально-педагогических систем: Материалы региональной научно-практической конференции (16-17 сентября 2004 г.); гл. ред. А.К. Колесников; отв. ред. И.П. Лебедева. -Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2004. - 298 с.

7. Ядровская М.В. Модели в педагогике / М.В. Ядровская // Вестник Томского государственного университета, 2013.

8. Можаров М.С. педагогическое моделирование в рамках когнитивного подхода как метод структурного исследования педагогической деятельности [Электронный ресурс] / М.С. Можаров. -Режим доступа: https://www.altspu.ru/Journal/pedagog/ pedagog_7/a11.html

9. Лодатко Е.А. Типология педагогических моделей / Е.А. Лодатко // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - № 1. - С. 126-128.

Сведения об авторах:

Масленникова Валерия Шамильевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», e-mail: maslennikova_valeriya@mail.ru

Боговарова Вера Александровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, e-mail: vera.aso@mail.ru

Data about the authors:

V. Maslennikova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical Sciences, Professor, «Institute of pedagogy, psychology and social problems», e-mail: maslennikova_valeriya@mail.ru

V. Bogovarova (Kazan, Russia), doctor of pedagogical Sciences, Professor, e-mail: vera.aso@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.