Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУПП'

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУПП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНЫЕ ГРУППЫ / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / CONTENT ANALYSIS / SOCIAL ADAPTATION / INCLUSIVE GROUPS / PSYCHOLINGUISTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михальчи Екатерина Владимировна

В статье рассматриваются особенности применения метода контент-анализа в учебном процессе студентов инклюзивных групп. Основные этапы контент-анализа представлены на основе примеров их проведения для учебной дисциплины «Социальная адаптация». Метод контент-анализа позволяет организовать самостоятельную работу студентов, дать им возможность ознакомления с основами научной работы, отбора научных источников, выбора необходимого материала из них и последующего анализа. Применение математико-статистических методов в контент-анализе дает возможность учащимся провести соответствующие расчеты и сделать выводы об употреблении терминов и понятий, выраженных отдельными словами или словосочетаниями. Полученные результаты контент-анализа позволяют студентам дать нравственную оценку употребления терминов в научной и публицистической литературе, а также сделать выводы о своем отношении к представителям разных социальных групп на основании анализа своего языкового сознания. Применение метода контент-анализа возможно в разных направлениях социальных наук и является эффективным для практической деятельности в области научной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE METHOD OF CONTENT-ANALYSIS IN TEACHING STUDENTS OF INCLUSIVE GROUPS

The article discusses the features of the application of the method of content-analysis in the educational process of students of inclusive groups. The main stages of content analysis are presented on the basis of examples of their implementation for the discipline "Social adaptation". The content-analysis method allows students to organize independent work, give them the opportunity to familiarize themselves with the basics of scientific work, select scientific sources, select the necessary material from them and subsequent analysis. The use of mathematical and statistical methods in content-analysis enables students to carry out appropriate calculations and draw conclusions about the use of terms and concepts expressed in separate words or phrases. The obtained results of content-analysis allow students to give a moral assessment of the use of terms in scientific and journalistic literature, as well as draw conclusions about their attitude towards representatives of different social groups based on the analysis of their linguistic consciousness. Application of the method of content-analysis is possible in different areas of social sciences and is effective for practical activities in the field of scientific work of students.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА КОНТЕНТ-АНАЛИЗА В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУПП»

S. Firat E.E., Laramee R.S. Towards a survey of interactive visualization for education. EG UK Computer Graphics & Visual Computing, Eurographics Proceedings. Swansea, 2Q1S.

9. Presmeg N. Visualization and Learning in Mathematics Education. Lerman S. (eds.) Encyclopedia of Mathematics Education. Springer International Publishing, 2Q14.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

С.А. Клендершикова, студентка 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование (Профиль: Математика)», ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Россия, e-mail: [email protected].

Е.Ю. Бутко, преподаватель кафедры физико-математического образования, ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: QQQQ-QQQ3-2276-Q142.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

S.A. Klendershikova, 4-year student of the direction Pedagogical education (Mathematics), Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, e-mail: [email protected].

E.Yu. Butko, Professor of the Department of Physical and Mathematical Education, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: QQQQ-QQQ3-2276-Q142.

УДК 378.147

Екатерина Владимировна Михальчи

г. Москва

Применение метода контент-анализа в обучении студентов инклюзивных групп

В статье рассматриваются особенности применения метода контент-анализа в учебном процессе студентов инклюзивных групп. Основные этапы контент-анализа представлены на основе примеров их проведения для учебной дисциплины «Социальная адаптация». Метод контент-анализа позволяет организовать самостоятельную работу студентов, дать им возможность ознакомления с основами научной работы, отбора научных источников, выбора необходимого материала из них и последующего анализа. Применение математико-статистических методов в контент-анализе дает возможность учащимся провести соответствующие расчеты и сделать выводы об употреблении терминов и понятий, выраженных отдельными словами или словосочетаниями. Полученные результаты контент-анализа позволяют студентам дать нравственную оценку употребления терминов в научной и публицистической литературе, а также сделать выводы о своем отношении к представителям разных социальных групп на основании анализа своего языкового сознания. Применение метода контент-анализа возможно в разных направлениях социальных наук и является эффективным для практической деятельности в области научной работы студентов.

Ключевые слова: контент-анализ, социальная адаптация, инклюзивные группы, психолингвистика.

Ekaterina Vladimirovna Mikhalchi

Moscow

Application of the method of content-analysis in teaching students of inclusive groups

The article discusses the features of the application of the method of content-analysis in the educational process of students of inclusive groups. The main stages of content analysis are presented on the basis of examples of their implementation for the discipline "Social adaptation". The content-analysis method allows students to organize independent work, give them the opportunity to familiarize themselves with the basics of scientific work, select scientific sources, select the necessary material from them and subsequent analysis. The use of mathematical and statistical methods in content-analysis enables students to carry out appropriate calculations and draw conclusions about the use of terms and concepts expressed in separate words or phrases. The obtained results of content-analysis allow students to give a moral assessment of the use of terms in scientific and journalistic literature, as well as draw conclusions about their attitude towards representatives of different social groups based on the analysis of their linguistic consciousness. Application of the method of content-analysis is possible in different areas of social sciences and is effective for practical activities in the field of scientific work of students.

Keywords: content analysis, social adaptation, inclusive groups, psycholinguistics.

Современные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин требуют поиска и применения различных методов и расширения направлений их реализации. Такие методы должны не только обеспечивать увеличение возможностей обучения студентов и развивать их профессиональные навыки и творческие способности, но и обучать основам научной деятельности, умению проводить анализ научной информации, в том числе с применением математико-

статистических методов, и выдвижению собственных суждений. Процесс получения высшего образования ставит перед современными преподавателями задачи перенесения и интеграции методов из разных областей гуманитарных наук, их адаптации к разным научным направлениям и апробации в ходе учебного процесса, постоянного поиска новых подходов и приемов в обучении студентов и расширения практического опыта учебно-методической деятельности.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (4S) 2Q2Q_ 2542-°291

Одним из методов, который может быть интегрирован в различные области гуманитарных наук, является контент-анализ (от англ. contents - содержание). Этот метод возник в 30-ые гг. ХХ в. в результате научной работы американских социолог Г. Лассвелла (Lasswell Harold) и Б. Берелсона (Berelson Bernard). Сначала он использовался преимущественно в областях и сферах журналистики, литературоведения, политики, социальной пропаганды. Позже контент-анализ стал применяться в маркетинге, рекламной деятельности, психолингвистике, социальной психологии и т.п. Контент-анализ может быть как видом практической деятельности специалистов в названных выше областях и сферах и направленной на анализ «сообщений СМИ, заявлений политических деятелей, программ партий, правовых актов, рекламных и пропагандистских материалов, исторических источников и т.п.» [3], так и методом научной деятельности, направленной на «количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей» [9].

Многие зарубежные и отечественные учёные занимались разработкой теоретических основ и практических подходов к использованию контент-анализа в общественных науках: М. Вебер [14], Б. Берелсон [12], К. Криппендорф [13], Л. Ньюман, А.Н. Алексеев [1], И.А. Пашинян, Р.В. Манекин [6] и др.

Под «контент-анализом» понимается «достаточно строгий научный метод, который предполагает систематическую и надежную фиксацию определенных элементов содержания некоторой совокупности документов с последующей кванти-фикацией (количественной обработкой) полученных данных» [10]. Он относится «к неопросным методам, поскольку процесс размещения слов, символов и т.д. в тексте, обеспечивающий коммуникацию с читателем или получателем информации, не зависит от влияния со стороны исследователя, анализирующего содержание текста» [8]. Таким образом, контент-анализ включает в себя проведение качественного и количественного анализа содержания различных текстов и сообщений.

Проведение контент-анализа включает в себя несколько этапов:

1. подготовительный: определение совокупности изучаемых источников;

2. разработка исследовательского инструментария;

3. проведение пилотажного исследования;

4. кодирование массива документов;

5. статистическая обработка полученных данных;

6. интерпретация полученных данных [4].

Анализ теоретических источников позволил

выделить следующие направления в применении контент-анализа в социальных науках:

- изучение документов (текстов) на основании формирования набора категорий (терминов) с последующей классификацией исследуемого материала по принципу частоты появления и повторения элементов выбранных категорий [11];

- применение математико-статистических методов для анализа текстов, вербальных сообщений и материалов из разных источников;

- качественная аналитика текстов и других сообщений, определений эмоциональной окраски и подтекста художественных произведений; особенностей представления содержания и просодики речевых сообщений;

- оценка поведения и психологических особенностей человека на основании текстовых сообщений, записей его слов и других материалов; изучение содержания литературных произведений, исторических документов, выступлений политиков и т.п.; анализ содержания рекламы и сообщений СМИ и их воздействия на индивидов, в том числе и скрытого; изучение социальных моделей, включающих вербальные аспекты поведения представителей больших и малых групп;

- интерпретация полученных результатов и определение типов коммуникационных моделей.

При обучении студентов перед преподавателем встают задачи организации научно -исследовательской работы учащихся, приобщения их к основам научной работы, развития у них умений использовать научную литературу и навыков постановки гипотез и выдвижения собственных суждений, научного анализа и проведения исследований. Для этого преподаватели должны заниматься поиском и апробацией новых методов и подходов, интегрировать их из смежных областей научной деятельности. В связи с этими положения имеет свою актуальность описание практического опыта использования метода контент-анализа в одном из направлений социальных наук.

Целью данной статьи является представление практического опыта использования метода контент-анализа в учебном процессе студентов инклюзивных групп.

Метод контент-анализа применяется автором при обучении студентов 1 курса направлений подготовки бакалавриата «Международные отношения» и «Зарубежное регионоведение» Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС в процессе преподавания учебного курса «Социальная адаптация» на протяжении 5 лет, а также включен в качестве задания для самостоятельной работы студентов к разделу «Терминология инклюзивного образования» в учебно-методическое пособие «Инклюзивное образование» [7]. Часть групп на данных направлениях подготовки являются инклюзивными. В них обучаются студенты из разных социальных групп, в том числе лица с ОВЗ и инвалидностью, которые в ходе изучения данного учебного курса получают теоретические сведения и практический

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020

опыт индивидуальной и групповой социальной адаптации в условиях образовательной организации.

В ходе изучения раздела курса «Социальная адаптация», посвященного описанию моделей взаимодействия членов общества с представителями социальных групп, а именно медицинской и социальной моделей, студентам предлагается провести контент-анализ.

Для подготовки к проведению контент-анализа учащиеся должны прочитать 10-15 науч-

Набор терминов по социальной группе «Мигранты

ных или публицистических статей о выбранной социальной группе каждый. При чтении студенты должны выбрать те термины и понятия, которые авторы статей приводят для обозначения представителей социальных групп (табл. 1).

На следующем этапе студенты проводят ма-тематико-статистический анализ использования терминов и определений представителей социальных групп в рамках контент-анализа (табл. 2).

Таблица 1

из других стран, регионов, из сельской местности»

№ п/п Термины и определения

1 Мигранты

2 Беженцы

3 Иностранные граждане/иностранцы

4 Чужаки / чужие

5 Иностранные работники

6 Гастарбайтеры

7 Приезжие

8 Нелегалы

9 Инородцы

10 Иммигранты

11 Пришлые

12 Переселенцы

13 Чужестранцы

14 Лица без гражданства

15 Представители диаспор

16 Нерусские

Таблица 2

Контент-анализ терминов по социальной группе «Сироты и дети, находящиеся на попечении государства»

№ п/п Термины и определения Количество употреблений терминов Доля употреблений терминов (в %)

1 Дети, оставшиеся без попечения родителей 34 8

2 Дети-сироты 146 36

3 Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию 31 8

4 Приемные дети 45 11

5 Лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя 19 5

6 Брошенные дети 52 13

7 Беспризорники 18 4

8 Дети, которые лишены семейного окружения 10 2

9 Воспитанники детских домов 45 11

10 Ребенок, лишившийся семьи 7 2

При проведении данного этапа контент-анализа студенты должны представить в табличной форме отобранные ими термины и указать их количество в прочитанных статьях. Далее им необходимо рассчитать удельный вес употреблений каждого термина в их общем числе.

Проведенные расчеты доли употребления терминов и определений в их общем количестве помогают учащимся провести качественный ана-

лиз и сделать выводы о том, каково отношение членов общества к представителям разных социальных групп и к какой социальной модели оно ближе по своим характеристикам.

Так доля употреблений терминов и определений представителей социальной группы «Сироты и дети, находящиеся на попечении государства» с негативными значениями и эмоциональной окраской (выделены серым оттенком (табл. 1)) больше,

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020

чем доля терминов с нейтральным значением. Употребление в СМИ, в общении и в других видах социального взаимодействия терминов и определений с негативным значением в отношении представителей тех или иных социальных групп (лиц с инвалидностью, мигрантов, представителей разных национальных и религиозных меньшинств и т.п.) может стигматизировать [2] человека, наделить его унизительным и обидным прозвищем - «меткой», сильно обидеть и оскорбить, а также это может отразиться и на репутации и социальном статусе близких лицах такого человека.

Проведя анализ терминов и определений, студенты должны сделать выводы к контент-анализу с указанием к какой модели ближе отношение общества к представителям данной социальной группы - медицинской или социальной.

Контент-анализ оформляется в виде сводной таблицы с результатами отбора терминов и проведения математико-статистического анализа. Далее под таблицей приводятся выводы с указанием выбранной модели и другими характеристиками использования выбранных терминов и определений в научных публикациях. Также студенты приводят список с указанием прочитанных источников и с ссылками на них.

Проведение контент-анализа позволяет учащимся самостоятельного изучить категориальный аппарат дисциплины «Социальная адаптация»; научиться работать с научными источниками и выбирать в статьях необходимые материалы для последующего анализа; проводить математико-статистический анализ и представлять сводные данные в табличной форме; делать самостоятельные выводы и выявлять характеристики разных социальных групп. Также в процессе проведения контент-анализа студенты часто задумываются о том, что тоже употребляют в своей устной и пись-

менной речи определения и названия представителей социальных групп, которые могут обидеть или унизить их. Таким образом, студенты осознают необходимость употребления терминов и определений с нейтральным и позитивным социальным смыслом, начинают следить за своей речью и поправлять окружающих лиц, повышаются уровни их самоконтроля над процесс коммуникации, этичности и нравственность. Ведь, как писал академик Д. С. Лихачев: «Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни» [5].

Рассмотренный в данной статье метод контент-анализа, несмотря на его первоначальное возникновение и развитие в областях журналистики, литературоведения и в других филологических направлениях, может также применяться в разных направлениях социологии, в социальной психологии и психолингвистике.

Метод контент-анализа позволяет организовать самостоятельную работу студентов, дать им возможность ознакомления с основами научной работы, отбора научных источников, выбора необходимого материала из них и последующего анализа. Применение математико-статистических методов в контент-анализе дает возможность учащимся провести соответствующие расчеты и сделать выводы об употреблении терминов и понятий, выраженных отдельными словами или словосочетаниями. Полученные результаты контент-анализа позволяют студентам дать нравственную оценку употребления терминов в научной и публицистической литературе, а также сделать выводы о своем отношении к представителям разных социальных групп на основании анализа своего языкового сознания.

Метод контент-анализ может эффективно применяться в разных областях общественных наук и быть распространён в учебном процессе для большого числа дисциплин и курсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев, А.Н. Метод Жака Кайзера (из опыта исследований французской ежедневной прессы) / А.Н. Алексеев. - Текст : непосредственный // Проблемы современной зарубежной печати. - Ленинград, 1969. - С. 56-77.

2. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. -306 с. - Текст : непосредственный.

3. Дмитриев, И.А. Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры / И.А. Дмитриев // Пси-фактор. - 2005. - URL: https://psyfactor.org/lib/k-a.htm (дата обращения: 06.11.2020). - Текст : электронный.

4. Зотова, Л.Э. Социально-психологическая диагностика окружающей среды / Л.Э. Зотова, М.Ю. Краева. -Москва : Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 162 с. - Текст : непосредственный.

5. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев. - Москва : АСТ, 2018. - 192 с. - Текст : непосредственный.

6. Манекин, Р.В. Контент-анализ, как метод исторического исследования / Р.В. Манекин. - Донецк : Информсер-вис, 1991. - 67 с. - Текст : непосредственный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Михальчи, Е.В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е.В. Ми-хальчи. - Москва : ЮРАЙТ, 2007. - 177 с. - Текст : непосредственный.

8. Ньюман, Л. Неопросные методы исследования / Л. Ньюман. - Текст : непосредственный // Социологические исследования. - 1998. - № 6. - С. 119-129.

9. Пашинян, И.А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения / И.А. Пашинян. - Текст : непосредственный // Научная периодика: проблемы и решения. - 2012. - № 3. - С. 13-18.

10. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - Москва : Рефл-бук, 2001. - 656 с. - Текст : непосредственный.

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (48) 2020

11. Шевцов, А.М. Контент-анализ и его применение в оценке содержания объектов массовой культуры / А.М. Шевцов. - Текст : непосредственный // Вектор науки ТГУ. - 2017. - № 1 (39). - С. 86-91.

12. Berelson, B. Content-analysis in communication research / B. Berelson. - Glencoe, I.L : Free Press, 1952. - Text : direct.

13. Krippendorf, K. Content analysis: An introduction to its methodology / K. Krippendorf. - Beverly Hills, CA, Sage, 1980. - Text : direct.

14. Krippendorf, K. Content analysis: An introduction to its methology / K. Krippendorf. - Beverly Hills, CA, Sage, 1980. - Text : direct.

REFERENCES

1. Alekseev A.N. Metod Zhaka Kajzera (iz opyta issledovanij francuzskoj ezhednevnoj pressy) [Jacques Kaiser's method (from the experience of research in the French daily press)]. Problemy sovremennoj zarubezhnoj pechati [Problems of modern foreign press]. Leningrad, 1969, pp. 56-77.

2. Gulina M.A. Slovar'-spravochnik po social'noj rabote [Dictionary of Social Work]. Saint-Petersburg: Piter, 2008. 306 p.

3. Dmitriev I.A. Kontent-analiz: sushhnost', zadachi, procedury [Elektronnyi resurs] [Content analysis: essence, tasks, procedures]. Psi-faktor [PsiFactor], 2005. URL: https://psyfactor.org/lib/k-a.htm (Accessed 06.11.2020).

4. Zotova, L.Je., Kraeva M.Ju. Social'no-psihologicheskaja diagnostika okruzhajushhej sredy [Socio-psychological diagnostics of the environment]. Moscow: Izdatel'skij dom Akademii Estestvoznanija, 2016. 162 p.

5. Lihachev D.S. Pis'ma o dobrom i prekrasnom [Letters about good and beautiful]. Moscow: AST, 2018. 192 p.

6. Manekin R.V. Kontent-analiz, kak metod istoricheskogo issledovanija [Content analysis as a method of historical research]. Doneck: Informservis, 1991. 67 p.

7. Mihal'chi E.V. Inkljuzivnoe obrazovanie: uchebnik i praktikum dlja bakalavriata i magistratury [Inclusive education: textbook and workshop for undergraduate and graduate programs]. Moscow: JuRAJT, 2007. 177 p.

8. N'juman L. Neoprosnye metody issledovanija [Non-interrogative research methods]. Sociologicheskie issledovanija [Sociological research], 1998, no. 6, pp. 119-129.

9. Pashinjan I.A. Kontent-analiz kak metod issledovanija: dostoinstva i ogranichenija [Content analysis as a research method: advantages and limitations]. Nauchnaja periodika: problemy i reshenija [Scientific periodicals: problems and solutions], 2012, no. 3, pp. 13-18.

10. Pochepcov G.G. Teorija kommunikacii [Communication theory]. Moscow: Refl-buk, 2001. 656 p.

11. Shevcov A.M. Kontent-analiz i ego primenenie v ocenke soderzhanija ob#ektov massovoj kul'tury [Content analysis and its application in assessing the content of objects of mass culture]. Vektor nauki TGU [Science Vector of Togliatti State University], 2017, no. 1 (39), pp. 86-91.

12. Berelson B. Content-analysis in communication research. Glencoe, I.L: Free Press, 1952.

13. Krippendorf K. Content analysis: An introduction to its methodology. Beverly Hills, CA, Sage, 1980.

14. Krippendorf K. Content analysis: An introduction to its methology. Beverly Hills, CA, Sage, 1980.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Е.В. Михальчи, старший преподаватель Института бизнеса и делового администрирования, ФБГОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Москва, Россия, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-4518-5227. INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

E.V. Mikhalchi, lecturer of the Institute of Business and Administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-4518-5227.

УДК 371.124

Анна Владимировна Ничагина

г. Санкт-Петербург

Совершенствование лекционно-семинарской системы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий

В период карантинного режима коронавирусной инфекции, особое внимание обращается на обеспечение образовательных программ возможностями дистанционного обучения (distance learning), что свидетельствует об актуальности данного исследования. Автор показал возможность совершенствования лекционно-семинарской системы с использованием дистанционного обучения в высшем учебном заведении. В статье также анализируются различные трудности и современные требования применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе вуза. Автор уточняет определение понятия «дистанционное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» (ДОТ). В качестве примера представлены особенности использования платформ Blackboard и Zoom для работы педагога и бакалавров в информационной образовательной среде (ИОС).

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, образовательная платформа.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (48) 2020_2542-0291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.