УДК: 316.77, 070
ББК: 76.0
Деева И.В.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ ОНЛАЙН И ОФЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Deeva I. V.
STUDY OF THE EFFECTIVENESS OF COMMUNICATION ONLINE AND OFFLINE TECHNOLOGIES USED IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Ключевые слова: рекламный контент, пиар-тексты, паблик рилейшнз, коммуникативные технологии, онлайн и офлайн площадки, контент-анализ, веб-сайт, автошкола.
Keywords: advertising content, PR-texts, public relations, communication technologies, online and offline platforms, content analysis, website, driving school.
Аннотация: статья посвящена исследованию эффективности коммуникативных онлайн и офлайн-технологий, оценке активности позиционирования автошкол Ростовской области. Основа исследования, проведенного с помощью контент-анализа, метода экспертных оценок и метода экстраполяции данных, сформирована на изучении рекламного и пиар -контента автошкол области. Результат работы определен выявлением эффективности применения коммуникативных инструментов на различных информационных площадках, рекомендациями использования их негосударственными образовательными учреждениями для создания действенного контента с точечным попаданием в целевую аудиторию.
Abstract:: the article is devoted to the research of efficiency of communicative online-technologies, estimating of marketing activities in Rostov region driving schools. The basis of research, conducted with the help of content analysis, expert evaluation method and data extrapolation method, is contained in studying of advertising and PR contents spread by the driving schools in Rostov region. The result of the work is determined by identifying the effectiveness of communication tools in different information areas, recommendations on the use by private educational institutions to create the efficient content for the target audience.
Экономические особенности кризисного рынка заставляют многие образовательные учреждения пересматривать свою коммуникативную политику, осваивать инновационные технологии и площадки для эффективной коммуникации со своей потенциальной аудиторией. «Практика современных паблик рилейшнз все более способствует применению их управленческой функции, которая, в свою очередь, направлена на формирование и поддержание пабли-цидного капитала организации любого уров-ня»1. Интернет-пространство в этих условиях становится наиболее благоприятной платформой для трансляции значительного объема рекламного и пиар-контента негосударственными образовательными учреждениями - автошколами Ростовской области. Какими характеристиками обладает контент автошкол, как происходит отбор наиболее эффективных коммуникативных инструментов, на какие аудиторные
1 Кацев, А.С, Деева И.В., Обоймова Н.Т. Управляемые коммуникативные технологии: от выборных кампаний до ЖКХ // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2014. -№ 4 (15). - С. 24-30.
группы направлены маркетинговые программы автошкол Ростовской области, призвано выяснить данное исследование. Для этого были предпринято решение следующих задач:
выявление и последующий отбор из всего массива контента, представленных автошколами пиар и рекламных материалов, позиционирующих, создающих имидж автошкол Ростовской области;
составление анкеты-опросника для экспертов;
изучение информации по оценке сайтов с целью отбора критериев оценки по теме исследования;
- изучение информации по оценке рекламного и пиар-контента с целью отбора критериев оценки в рамках применяемых видов анализа: экспертных оценок, метода экстраполяции данных, контент-анализа;
- отбор экспертов с конвергентными знаниями коммуникативных, информационных и 1Т-технологий;
- выбор методики экспертной оценки;
- определение целей, выбор критериев и их размерностей, составление вопросов для реа-
лизации исследования с помощью контент-анализа;
- составление таблиц-анкет, шифровка данных;
- исследование рекламного и пиар-контента, используемого автошколами области;
- обработка результатов всех видов исследования и составление рекомендаций.
Экспертам было предложено оценить содержание контента, используемого на вебсайтах автошкол и выявить преимущества по заданным критериям как рекламного, так и пиар-контента. Для этого они определили важность каждого из отобранных для исследования критериев путем присвоения им числового значения по 100% шкале. Далее были рассчитаны обобщенные значения важности по формуле
I*,
м
< = 1,2 ...т
В =
т , О)
где Вп) - значение важности п-го критерия исследования, данное j-м экспертом; т -количество экспертов.
Далее объекты упорядочились по цепочке неравенств В1 < В2 < .. .Вп.
Анализ контента веб-сайтов и контента других рекламных и пиар-сообщений, используемых автошколами области был выполнен методом ранжирования. Для этого экспертам было предложено оценить каждый из критериев веб-сайтов автошкол и критериев выбранного контента, применяемого автошколами в своих рекламных и пиар-коммуникациях, по приведенным критериям путем присвоения ранга от 1 до 5 (1 - критерий развит лучше, чем в остальных исследуемых областях; 5 - критерий развит хуже, чем на остальных). Для эквивалентных, по мнению экспертов критериев, было разрешено присваивать одинаковые ранги. Обобщенная ранжировка была рассчитана с учетом обобщенной степенью важности, а также рассчитанной суммы рангов, присвоенных всеми экспертами по всем параметрам:
=1
]=1
(2)
где щ) - значение важности 1-го критерия, данное )-м экспертом; п - количество критериев оценивания.
Перед измерением экспертных оценок была произведена оценка согласованности мнений экспертов. При этом следует учитывать, что оцзноч-ные суждения подлежали корректировке для попадания в диапазон от 0 до 1 путем деления на 100.
Считается, что экспертизе можно доверять, если степень согласованности мнений экспертов превышает 0,5. Согласованность мнений данных экспертов превышает данный коэффициент.
В ходе обсуждения экспертным сообществом были выявлены следующиз критерии для анализа и оценки рекламного и пиар-контента, используемого автошколами: технические характеристики веб-сайтов, имеющих свойства влиять на восприятие контента; разнообразие используемых рекламных и PR-инструментов; выход коммуникационной активности автошколы на другие площадки и разнообразие используемых на них приемов позиционирования; акцентное наличие на вебсайтах автошкол имиджевого текстового и графического контента и использование форм интерактивности в коммуникации образовательных учреждений.
Для проведения контент-анализа в качестве единицы анализа, т.е. лингвистической единицы речи или элемента содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явлений, были выбраны смысловые и визуальные элементы коммуникативного контента автошкол, с делением их на имиджевые, рекламные и утилитарные. Источниками, подвергнутыми контент-анализу для данного исследования, послужили вебсайты автошкол Ростовской области и представленный на них контент.
В соответствии с поставленными целями, объектами исследования и методами исследования, контент-анализ осуществлялся по следующим во-просам-кригериям:
в каких средствах массовой коммуникации и в каких пропорциях используют автошколы-конкуренты рекламу и пиар-инструменты;
- какое влияние на потенциальную аудиторию имеет предпочтение выбора средств предъявления коммуникационного контента потребителям услуг автошколы;
что именно в рекламных и пиар-материалах дает возможность автошколе выделиться из общей массы других автошкол Ростовской области, что привлекает в учебной организации той или иной автошколы потребителей ее услуг?
Исследованию подверглись следующиз вопросы-цели контент-анализа, интерпретированные в критерии, отраженные в таблице -анкете. Такая таблица внешне напоминает анкету: каждая категория (вопрос) предполагает ряд признаков - размерностей каждой категории (ответов), по которым квантифицируется содержание текста, как в широком смысле - контекста рекламных и пиар-сообщений, транслируемых автошколами онлайн, так и в узком значении - единичного текстового документа. В независимости от происхождения,
г
размерности должны задавать последовательно непротиворечивую систему измерения, адекватно описывать наличие или отсутствие того или иного признака, количество признака или его типологию.
Первый критерий сформулирован в виде вопроса и содержит размерности категории, представленной в таблице 1 с помощью цифровой кодировки ответов: какие средства рекламы и связей с общественностью используют автошколы области? Под наиболее часто используемыми средствами доставки рекламной и пиар-информации будем понимать - телевидение (1), Интернет (2), радиостанции (3), наружную рекламу (4), брендирование (4а) прессу (5), типографическую рекламу (6).
Второй критерий: какое средство рекламы было использовано для предъявления контента автошкол наиболее интенсивно? Ответы-размерности категории совпадают с перечнем первого вопроса и содержат ту же кодировку, что у первого вопроса.
Третий критерий/категория и ее размерности: наличие инструментов паблик-рилейшнз на собственном веб-сайте автошколы: достижения (наши успехи)/преимущества (1), отзывы учеников (2), описание акций для привлечения контингента обучающихся (3), наличие новостной ленты (4), созданные группы в соцсетях (5), вариант: закладки-переходы на соцсети (5а), наличие форума (6), использование спонсоринга
Таблица 1 - Кодировальная матрица №1
(7), применение сторитиленга (8), описание пиар-акций (9), закладки переходы на образовательные информационные порталы (10), демонстрация лицензий, грамот и т.д. (11).
Четвертый критерий и его размерности: проведение пиар-акций: в интернет-пространстве (1), в пространстве реальной жизни (2).
Пятый критерий и выявленные размерности данной категории: наличие рекламы на собственном веб-сайте: самореклама на видеоносителях (1), баннерная самореклама (2), реклама других организаций (3).
Шестой критерий - использование интерактивности при создании контента: наличие адресной строки и контактных телефонов (1), наличие поля для заполнения онлайн заявки (2), окно с просьбой разрешить компании перезвонить вам/наличие обратной связи (3), переходы на информационные порталы РФ (4), иконки соцсетей (5), интерактивная карта местности с указанием на ней местоположения фирмы (6).
Седьмой критерий и его размерности: какие технические характеристики веб-сайтов используют для формирования необходимого контента: простая структура и навигационные функции сайта (1), эргономичность (2), привлекательный дизайн сайта (3), функциональность (4), полнота представления информации (5), эксклюзивность содержания (6).
Категории/Признаки Названия автошкол Ростовской области
НОУ УЦ «61 регион» НОУ "Главная дорога" НОУ ЦПВ «Автопрестиж» НОУ ЦУ "Драйвер 161" НОУ «Мика» ЧУ ДПО «Приоритет» ООО «Формула»
Использование средств рекламы и пиар 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 4, 4а, 5 2, 3, 4, 4а, 5 2, 3, 4, 5 2, 3, 4, 4а, 5 2, 4, 5- 2, 3, 4, 4а, 5- 2, 4-, 4а, 5
Наиболее интенсивно используемое средство: 1, 2, 3, 4, 4а, 5, 6 2, 4а (6,4) 2, 4а, (6,4) 2, 4, 4а 2, 4а (6,4) 2, (6, 4) 2, 4а, (6,4) 2, 4а
Наличие инструментов паб-лик-рилейшнз на собственном веб-сайте: 1, 2, 3, 4, 5, 5(а), 6, 7, 8, 9 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 7, 8, 9, 11 1, 2, 3, 4, 5, 5а I, 2, 3, 4, II, 5, 5а 1, 2, 3,4, 5; 5а, 6, 8, 9, 10, 11 1, 3, 4, 5, 5а, 8, 11 1, 2, 3, 4, 4, 5, 5а 3, 8, 11
Проведение пиар-акций: 1, 2 1/2 1/2 1/2 1, 2 1/0 1/0 1/0
Наличие саморекламы на собственном веб-сайте: 1, 2, 3 1, 2 2 1, 2 1, 2, 3 2 2 2, 3
Использование интерактивности 1, 2, 5 1, 2, 3, 5, 6 1, 2, 3, 5, 6 1, 2, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5 1, 2, 3, 5, 6 1, 6
Технические характеристики веб-сайтов, способствующие позиционированию 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 5 1, 3, 4 1, 2, 3, 4, 5 1, 3, 6 1, 2, 3, 6 1, 4, 6
В связи с тем, что объем исследования сайтов и контента, расположенного на других носителях, велик, пришлось для удобства экс-
Таблица 2 - Кодировальная матрица №2
пертной оценки и проведения контент-анализа разделить исследуемые веб-сайты автошкол на 2 таблицы (таблица № 2).
Категории/ Признаки Названия автошкол Ростовской области
ЦУ ПВ «Симон» НОУ «РАШ» НОУ «Развитие» НОУ Престиж» НОУ УЦ «Вираж» НОУ «Союз автошкол» НОУ «ДОСААФ» России
1. Использование средств рекламы и пиар 1, 2, 3, 4, 5 2, 4, 5 2, 3, 4, 5 2, 3, 4, 5 2, 3, 4, 5 2, 3, 4, 5 2, 3, 4, 5 2, 3, 4, 5
2. Наиболее интенсивно используемое средство: 1, 2, 3, 4, 4а, 5, 6 2, 4 2, 6 2 2 2, 6 2, 4, 4а, 6 2, 6, 4а
3. Наличие инструментов паблик-рилейшнз на собственном веб-сайте: 1, 2, 3, 4, 5, 5(а), 6, 7, 8 2, 3, 4, 5, 8 1, 2, 3, 4, 5, 10, 11 1, 3, 11 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 10, 11 1, 2, 3, 5, 5а, 10, 11 1, 2, 3, 4, 5, 5а, 7, 9, 10, 11 1, 3, 5, 5а
4. Проведение пи-ар-акций:1, 2 1/0 1/0 0/0 1/0 1/0 1/2 1/2
5 Наличие саморекламы на своем вебсайте: 1, 2, 3. 0 0 2 0 0 1, 2 3
6. Использование интерактивности 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 4, 5 1, 3, 4, 5 1, 2, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5, 1, 5
7. Технические характеристики вебсайтов, способствующие позиционированию 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 3, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 4, 6 1, 2, 3, 6 1, 2, 4, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 4, 6
Выводы по завершению исследования: помимо контента веб-сайтов автошкол популярна и многими автошколами Ростовской области используется передача сведений об учебном заведении в виде изображения ее логотипа и кратких данных (адрес, телефон) для внесения этого контента в различные рейтинговые списки: на независимый информационный портал, например, «OrgPage.ru»1, на сайт автошкол города2, на сайт автошкол области, на сайт Авто-гаи3, сайт автолюбителей «Картехник»4 и т.д.
1 Информационный портал, справочник организаций России: http://www.orgpage.ru
2 Официальный сайт автошкол города Новочеркасска: http://novocherkassk.drom.ru/avtoshkola/
3 Официальный сайт Автогаи: http ://www.avtogai.m/info/avtoshko]y-zhabby -otzyvy-
obzory-ieiting
Автошколами также используется краткое информирование потребителей путем создания закладки на информационных ресурсах города. Всеми автошколами используется технология «партизанского» маркетинга - брендирование автомобилей, принадлежащих учебному предприятию.
Нами были рассмотрены веб-сайты автошкол города, каждый как единый информационный контент, созданный для реализации нескольких целей: привлечение потребителей, информирование их, создание имиджа для организации Анализ и оценка веб-сайтов автошкол города Новочеркасска Ростовской области выявило следующие особенности позиционирования себя автошколами. Во-первых, вне зависи-
4 Сайт автолюбителей «Картехник»: http// cartechnic.ru.
мости от типов созданного сайта все автошколы используют и периодически обновляют контент своей информационной площадки. Во-вторых, информационная площадка, которая представлена сайтами автошкол содержит, в основном, три типа контента - утилитарный, направленный на потенциального потребителя услуг автошкол, нормативный, состоящий из документов, подтверждающих правомерность деятельности автошколы, различные виды отчетности учебной организации и третий блок - имиджевые характеристики организации. Исследование показало, что значимость и объем этих трех видов контента варьируется, но чаще всего предстает именно в том объеме востребованности и представленности, как было обозначено выше.
В-третьих, анализ показал, что наиболее часто используемые способы рекламирования на своих веб-сайтах представляют собой заглавный баннер двух модификаций - неподвижный или со сменяемыми иллюстрациями На бан-нерном поле чаще всего располагаются логотип организации, телефоны, адрес. Если представлен движущейся баннер, то чаще всего это оповещение о проходящих в это время акций для привлечения контингента обучающихся. Вторым по проценту использования на веб-сайтах рекламным инструментом автошкол является видеоконтент или презентации, или их совмещение, демонстрирующие прошедшие события с участием автошколы или видеосюжет, прошедший на телевизионном канале различного уровня - от местного до федерального. Далее исследование для определения наиболее часто используемых средств рекламирования автошкол подключило для анализа другие каналы рекламы: офлайн. На третьем месте важный элемент позиционирования автошкол - бренди-рование своих авто. На четвертом месте по интенсивности использования определены типографические рекламные материалы: плакаты, переносные баннеры, листовки, визитки, распространяемые во время акций в здании самой автошколы или во время выездных мероприятий. На пятое место можно поставить использование наружной рекламы, чаще всего это способы оформления своего офиса: вывески, штенде-ры, баннеры на торцовые части здания.
Экспертами также была выявлена намечающаяся тенденция в использовании рекламных преимуществ на информационных площадках веб-сайтов автошкол: некоторые из автошкол («Драйвер», «ДОСААФ») предоставили свои сайты для реклам сторонних организаций, например, реклама продукции фирмы «Пандора» всплывает при просмотре контента автошколы «Драйвер», сайт автошколы «ДОСААФ»
знакомит посетителей с продукцией для сада и огорода производства Германии. На сайтах других автошкол рекламной активности сторонних организаций не представлено. Выявлена и обратная тенденция - ряд автошкол пренебрегают даже собственной рекламой на своих сайтах, вероятно, считая достаточным просто его наличие. Так, автошколы «Симон», «РАШ», «Престиж», «Вираж» не предъявляют никаких рекламных продуктов своим потребителям, даже общепринятый баннер, открывающий главную страницу сайта, либо отсутствует полностью, либо не снабжен ни логотипом, ни контактными данными.
В-четвертых, исследование сосредоточилось вокруг одного из центральных вопросов анализа: выявления характеристик пиар-информирования, предлагаемых автошколами на своих веб-сайтах. Было выявлено, что из предполагаемого разнообразия инструментов пиар-позиционирования (перечень см. выше: четвертый критерий для кодировальных матриц № 1, 2) автошколами используются следующие: первое место могут разделить две позиции - отзывы учеников и описание акций для привлечения контингента обучающихся. Очень малое количество автошкол не использует данный инструмент («ДОСААФ», «Развитие»). На втором месте демонстрация своих преимуществ или достижений, чаще всего этому посвящен целый раздел или закладка. На третьем месте по популярности использования - создание закладок-переходов на различные соцсети либо полноценное создание групп автошколы в соцсетях. На четвертом - следующий пиар-инструмент: наличие информационной ленты на веб-сайте. Большинство автошкол используют вообще новости, связанные с автомобильной темой, новые законы, события федерального масштаба, интервью с главами автоинспекции области, города (контент автошколы «Главная дорога»). Более интересен для исследования контент данной закладки таких автошкол, как «61 регион», «Приоритет», «Драйвер», где есть достаточное количество авторских новостей об автошколе. Автошкола «Союз автошкол» демонстрирует солидную новостную подборку за несколько лет, где преобладают новости об автошколе, всегда сопровождаемые фото- или видеогалереями. Автошкола «Драйвер» - из представленных 5 новостных блоков только один относится непосредственно к событиям, связанным с автошколой, «Симон» - из двух представленных новостей - одна о школе. У автошколы «РАШ» две ленты новостей, правда, одна как раз о новостях автошколы временно заблокирована. Есть автошколы, которые вообще не использу-
ют данный пиар-инструмент, например, автошкола «Формула».
На пятом месте использование автошколами двух инструментов паблик рилейшнз: закладки-переходы на образовательные информационные порталы и демонстрация лицензий, грамот и т.д. Особенно удачно с этим справляются: автошкола «Союз автошкол», «РАШ», «Мика». Практически не используются такие пиар-инструменты, как описание и демонстрация проводимых пиар-акций (в «Драйвере» на этом сделан акцент, закладка об акциях вынесена в верх сайта), применение сторителинга и обозначения себя как спонсора.
Подводя итог, можно констатировать, что работающие в географическом пространстве Ростовской области автошколы используют для своих маркетинговых целей различные каналы коммуникации, но наиболее активен в своем информировании онлайн канал, т.е. официальный веб-сайт компании, представленный в различных модификациях. Чаще всего это обыкновенный веб-сайт-визитка, в котором собрана утилитарная информация для желающих обучаться.
Автошколы используют разнообразные инструменты для своего позиционирования, но наиболее часто представлены два - благодарст-
венные отзывы учеников и описание промо-акций для привлечения контингента обучающихся. Реклама на веб-сайтах автошкол области малочисленна, в основном, это баннеры, но некоторые автошколы пытаются зарабатывать и представляют свою веб-площадку для рекламы сторонних организаций. Отбор наиболее эффективных коммуникативных инструментов автошколами Ростовской области происходит в зависимости от выбранного ими контингента потенциальных групп целевой аудитории. Для многих школ до настоящего времени существовала одна целевая группа: молодежь. Кризисные акценты современной экономической ситуации корректируют данные приоритеты, автошколы помимо основной аудитории начинают разворачивать свои маркетинговые программы в сторону дополнительных аудиторных групп: учащихся, не достигших 18-летия, переобучающихся, обучающихся, например, экстремальному вождению и т.д.. предпочитаемыми коммуникативными инструментами автошкол является реклама в он- и офлайн, использование различных площадок: собственный веб-сайт, организация групп в популярных соцсетях, трансляция контента в СМИ: чаще всего по местным радиостанциям, выход в офлайн - создание ЕуеП-событий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Berelson, В. Content Analysis in Communication Research. NY: Hafner, (1952). 20p.
2. Виды интернет-коммуникаций, эффективных при продвижении компании // Бикимбетова С Б. - URL: http://rud.exdat.com/docs/index-790414.
3. Горошко, Е.И. Интернет-коммуникация как новая речевая формация. - М.: Наука, Флинта, 2012. - 323 с.
4. Дзялошинский, И., Пильгун, М. Коммуникативное воздействие: стратегия и тактика // Проблемы теории и практики управления. - 2012. - №9/10. - С. 125-134.
5. Dieter Jörg. Webliteralität. Lesen und Schreiben im World Wide Web. Diss. F/M, (2006). - 191 р. // URL: http://www.webrhetorik.de/Arbeit/arbeit.
6. Информационный портал, справочник организаций России. - URL: http://www.orgpage.ru
7. Internet Communication and Qualitative Research. - London: Sage Publishing, 2000. - 456p.
8. Ebel, R.L. (1993). Some limitations of basic research in education. In H.S. Broudy, R.H. Ennis, & L.I. Krimerman (Eds.), Philosophy of educational research (pp. 122-130). New York: John Wiley & Sons.
9. Кацев, А.С, Деева, И.В., Обоймова, Н.Т. Управляемые коммуникативные технологии: от выборных кампаний до ЖКХ // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2014. -№ 4 (15). - С. 24-30.
10. Kerlinger, F. Foundations of Behavioral Research, New York: Holt, Rinehart & Winston, (2005).
739 p.
11. Krippendorf, К. Content Analysis: An Introduction to its Metodology. Beverly Hills, English, CA, Sage Publishers. (2003).440 p.
12. О' Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход Competitive marketing a strategic approach / О' Шонесси, Дж.; пер. англ. под. ред. Д. О. Ямпольской. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 864 с.
13. Markham, A.N. Baym, N.K. Internet Inquiry: Conversations about Method, - London: Sage, 2009. - 243p.
14. Официальный сайт автошкол города Новочеркасска: http://novocherkassk.dromru/ avtoshkola/
15. Официальный сайт автогаи: http://www.avtogai.ru/info/avtoshkoly-zhaloby-otzyvy-obzory-reiting
16. Рыжова, А.С. Особенности интернет -коммуникации: речевые стратегии пользователей. Статья из сборника «Слово. Предложение. Текст: анализ языковой культуры» : материалы Международной научно-практической конференции, 15 июня 2012.
17. Carroll, N. R. «The Communication Problem Solver: Simple tools and Techniques for Busy Managers», AMACOM Div American Mgmt Assn, 2009. 272 p.
18. Растопшина, И.А. Развитие негосударственного высшего образования в России в конце XX - начале XXI вв.: автореф. дис... канд. истор. наук. - М., 2006.
19. Сайт автошколы «61 регион». - URL: http://www.prava61.ru.
20. Сайт автолюбителей «Картехник»: - URL: http://cartechnic.ru.
21. Ward M. Journalism Online / M. Ward Focal Press, (2002). 216 p.