Научная статья на тему 'Разработка механизма оценки информационного контента сайтов антитеррористической направленности'

Разработка механизма оценки информационного контента сайтов антитеррористической направленности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
486
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕНТ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / САЙТ / ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ / ВИД КОНТЕНТА / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭКСПЕРТ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / КАТЕГОРИЯ АНАЛИЗА / ЕДИНИЦА АНАЛИЗА / CONTENT / CONTENT ANALYSIS / SITE / SOURCE OF INFORMATION / TYPE OF CONTENT / ANTITERRORIST-ORIENTED / EXPERT / EXPERT EVALUATION / ANALYSIS CATEGORY / UNIT OF ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юшко М. А.

В статье проводится анализ различных видов информационного контента средств массовой информации (СМИ). Рассматриваются предпочтения молодежи в выборе источников СМИ, которыми они пользуются для получения информации о социально-политических процессах, происходящих в мире. Для определения этих предпочтений были исследованы студенты ЮФО и СКФО. Исследование было проведено в 2015 г. в виде анкетирования молодежи в возрасте с 14 до 25 лет на Интернет-сервисе Google-Docs. В анкетировании приняли участие более 1500 учащихся старших классов, организаций среднего и высшего профессионального образования Ростовской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев. Также в исследовании принимали участие как отдельные учащиеся из других субъектов Российской Федерации, так и люди старше 25 лет. Участникам анкетирования было предложено ответить на ряд вопросов, которые касались информационного контента различных СМИ. Обработка анкеты проводилась с использованием программы SPSS. На основании анализа анкеты было выявлены наиболее популярные источники СМИ в среде молодежи нашего региона. Эта информация была использована для оценки социально-политической ситуации в России и мире, а также в выявлении наиболее влиятельных средств массовой информации, которыми в настоящий момент в равной мере являются телевидение и сеть Интернет. На основе данных проведенного исследования автор предлагает алгоритм оценки информационной насыщенности сайтов антитеррористической направленности с применением метода контент-анализа и экспертной оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Developing of Estimation Mechanism of Antiterrorist Sites'' Information Content

The article analyzes the different types of information content of the media (mass media). Considering preferences of young people in the choice of media sources, which they use to obtain information about the social and political processes that takes place in the world. To determine these preferences we researched students of SFEDU and of the North Caucasus Federal District. The research was conducted in 2015 year, in the form of survey for young people aged from 14 to 25 years, at Google-Docs online service. The survey was attended by more than 1,500 high school students, the organizations of the middle and high professional education of Rostov and Volgograd regions, Krasnodar and Stavropol edges. Also in the study takes place individual students from other subjects of the Russian Federation as well as people over 25 years. The participants of survey were asked to answer a series of questions, which was related to the information content of various media. Processing of research was carried out using SPSS software. Based on the analysis of questionnaires, we were revealed the most popular media sources in the environment of youth in our region. This information was used to evaluate the social-political situation in Russia and the world, as well as to identify the most influential media, which currently make up in the equal proportion TV and network Internet. Based on the data of the study, the author proposes evaluation algorithm of the information richness of sites with antiterrorist directivity by using the method of content analysis and expert evaluation.

Текст научной работы на тему «Разработка механизма оценки информационного контента сайтов антитеррористической направленности»

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА САЙТОВ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Юшко М. А.

В статье проводится анализ различных видов информационного контента средств массовой информации (СМИ). Рассматриваются предпочтения молодежи в выборе источников СМИ, которыми они пользуются для получения информации о социально-политических процессах, происходящих в мире. Для определения этих предпочтений были исследованы студенты ЮФО и СКФО. Исследование было проведено в 2015 г. в виде анкетирования молодежи в возрасте с 14 до 25лет на Интернет-сервисе Google-Docs. В анкетировании приняли участие более 1500 учащихся старших классов, организаций среднего и высшего профессионального образования Ростовской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краев. Также в исследовании принимали участие как отдельныеучащиеся из других субъектов Российской Федерации, так и люди старше 25лет. Участникам анкетирования было предложено ответить на ряд вопросов, которые касались информационного контента различных СМИ. Обработка анкеты проводилась с использованием программы SPSS.

На основании анализа анкеты было выявлены наиболее популярные источники СМИ в среде молодежи нашего региона. Эта информация была использована для оценки социально-политической ситуации в России и мире, а также в выявлении наиболее влиятельных средств массовой информации, которыми в настоящий момент в равной мере являются телевидение и сеть Интернет.

На основе данных проведенного исследования автор предлагает алгоритм оценки информационной насыщенности сайтов антитеррористической направленности с применением метода контент-анализа и экспертной оценки.

Ключевые слова: контент, контент-анализ, сайт, источник информации, вид контента, антитеррористическая направленность, эксперт, экспертная оценка, категория анализа, единица анализа.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В современном обществе человек получает информацию из разных источников (печатные СМИ и публикации, телевизионные СМИ, сеть Интернет). В последнее время влияние интернет-источников на население продолжает расти. Поэтому в сети Интернет наблюдается рост различных видов интернет-контента, что вынуждает исследователей искать эффективные способы оценки данного содержания и способов его представления.

В современном мире наблюдается увеличение актов насилия (террористические атаки в метро, аэропортах, людных местах). Все эти события заставляют общество обращать особое внимание на информационный контент современных СМИ, т. к. именно он может определять мировоззрение современного человека, особенно молодежи.

Для определения предпочтений молодежи ЮФО и СКФО в выборе источников СМИ, которыми они пользуются чаще всего, в 2015 г. нами было проведено анкетирование молодежи в воз-

расте с 14 до 25 лет на интернет-сервисе Google-Docs. В анкетировании приняли участие более 1500 учащихся старших классов, организаций среднего и высшего профессионального образования Ростовской и Волгоградской областей, а также Краснодарского и Ставропольского краев. Участникам анкетирования было предложено ответить на ряд вопросов, которые касались информационного контента различных СМИ. Обработка анкеты проводилась с использованием программы SPSS.

Оценка каждого из видов СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение и сеть Интернет) проводилась участниками анкетирования по пятибалльной шкале (от 5 - «источник наиболее значим» до 1 - «источник наименее значим»). Мнение респондентов относительно источников получения информации о социально-политических процессах, происходящих в мире, достаточно единодушно, о чем свидетельствуют низкие значения стандартного отклонения.

Особое место в интернет-контенте занимают сайты антитеррористической направленности, которые освещают проблемы вовлечения молодежи в террористическую и экстремистскую деятельность, ведущие борьбу с данными явлениями. Подбор информационного контента

На основании анализа анкеты было выявлено, что основными источниками СМИ, которыми активно пользуется молодежь нашего региона для оценки социально-политической ситуации в России и мире, являются в равной мере телевидение и сеть Интернет (таблица 1). Поэтому необходимо с особой тщательностью подходить к отбору содержания данных СМИ для воспитания гражданской позиции у молодого поколения, усиления толерантности в современном обществе.

для таких сайтов - очень непростая задача. Необходимо привлечь молодое поколение на данный сайт, представить материал таким образом, чтобы молодежи было интересно его воспринимать и анализировать.

Поэтому возникает необходимость исследования насыщенности информационного контента интернет-сайтов антитеррористической направленности. Выбор для анализа в нашей статье именно данного информационного контента обусловлен тем, что сеть Интернет для молодежи - более востребованный и легкодоступный источник информации. В отличие от телевидения, где существует жесткая сетка вещания, Интернет как источник информации доступен для личности в любое удобное для нее время.

Таблица 1.

Оценка источников получения информации о социально-политических процессах, происходящих в мире

Газеты Журналы Радио Телевидение Интернет

По возрасту

13-16 лет Среднее 1,88 1,73 2,12 4,09 3,87

17-21 лет Среднее 2,01 1,72 2,36 3,98 4,09

22-35 лет Среднее 2,43 2,07 2,63 3,95 3,98

старше 35 лет Среднее 1,67 1,67 1,50 3,33 3,33

По полу

женский Среднее 2,03 1,71 2,33 4,27 4,09

мужской Среднее 1,98 1,81 2,27 3,73 3,91

Среднее 2,01 1,76 2,29 4,01 4,00

Итого Стд. отклонение 1,51 1,41 1,63 1,47 1,51

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Контент - любой вид информации (текст, аудио, видео, изображение), составляющий содержание инфопродукта. То есть, контент -это начинка информационного продукта, которая определяет его качество и авторитет [13]. Контент не является однородным потоком информации и подразделяется на несколько форм и видов. Информационный контент можно классифицировать на 3 группы, отличающиеся существенными признаками:

- по степени уникальности выделяют два вида информационного контента: уникальный и неуникальный;

- по форме подачи информации выделяют четыре вида контента: текст, видеоконтент, аудиоконтент, изображение;

- по степени доступности выделяют два вида контента: платный и бесплатный. Рассмотрим виды информационного контента более подробно.

Уникальный контент представляет собой контент, который не проходил индексирования в поисковых системах и не публиковался на открытых интернет-ресурсах. Уникальный контент является таковым до тех пор, пока он не получил широкого распространения в информационной сети. Неуникальный контент включает в себя информацию, которая индексируется поисковыми системами и наличествует в их базе данных. Неуникальный контент имеет широкое распространение в сети Интернет, вследствие чего имеет низкую ценность [1, 17].

Текст как информационный контент включает в себя статьи, книги, журналы, руководства, инструкции и мн. др. То есть, к данному виду контента относят источники, которые имеют в своей основе текстовую информацию.

Аудиоконтент включает в себя музыку, звуковые записи лекций, встреч, вебинары, интервью и др. информацию на основе аудиозаписей.

Видеоконтент включает в себя видеоролики, фильмы, видеоуроки. В эту группу входит весь тот огромный массив информации на основе видеоряда с аудиосопровождением.

Изображение включает картинки, анимацию, фотографии, схемы, скриншоты, слайды. Отличительная особенность данной группы информационного контента (по отношению

к видеоконтенту) состоит в статичности подаваемого материала.

Платным считается тот контент, за получение доступа к которому необходимо перевести определенную денежную сумму на счет держателя контента.

Бесплатным считается контент, присутствующий в свободном доступе, к которому может получить доступ любой желающий без участия в товарно-денежных отношениях.

Стоит отметить, что в данной статье мы рассматриваем не все классификации видов контента, а только основные и наиболее распространенные [2, 13, 14].

Контент-анализ (от англ. «со^епБ» - содержание) - метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах [11].

Особенностью контент-анализа является то, что он изучает документы в их социальном контексте. Он может быть использован как основной метод исследования, как параллельный (в сочетании с другими методами), как вспомогательный или контрольный метод [7].

В качестве основного метода исследования контент-анализ можно, например, использовать для изучения текстов при исследовании политической направленности газеты.

При исследовании эффективности функционирования средств массовой информации целесообразно использовать контент-анализ как параллельный метод наряду с другими методами (экспертная оценка, анкетирование и др.) [3, 19].

Необходимо также подчеркнуть, что не все документы могут стать объектом контент-анализа. Для проведения контент-анализа необходимо, чтобы соблюдалось два принципа [8]:

- принцип формализации (на основании которого исследуемое содержание позволяет задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик);

- принцип статистической значимости, который заключается в том, что интересующие исследователя элементы содержания должны встречаться с достаточной частотой. Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, интернет-сайты,

а также др. виды информационного контента. В таблице 2 представлены исследователи, которые активно используют контент-анализ для изучения современных СМИ [12].

Контент-анализ для изучения информационного контента различных СМИ используется

1. Определение категории анализа. На

данном этапе выделяются наиболее общие, ключевые понятия, которые определяются задачами исследования. Система категорий отражается в опросном листе для эксперта и обозначает вопросы, которые должны быть найдены при анализе информационного контента. Она включает в себя следующие категории: знак, цели, ценности, тема, герой, автор, жанр и др. [2, 10].

При выборе категорий для контент-анализа необходимо пользоваться следующим правилом. С одной стороны, не нужно для анализа брать слишком дробные категории, почти повторяю-

нечасто, т. к. его применение предполагает проведение достаточно трудоемких, последовательно реализуемых процедур.

Для эффективного применения контент-анализа необходимо реализовать несколько последовательных этапов [2].

щие текст, а с другой стороны, выбор слишком крупных категорий для анализа также может существенно снизить его эффективность [6, 15].

2. После того как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа. К единице анализа можно отнести лингвистическую единицу речи или элемент содержания, определяющие исследуемое явление или процесс. Единицей анализа могут стать слово, простое предложение, суждение, тема, автор, герой, социальная ситуация, сообщение в целом и др. При исследовании сложных социальных явлений могут выделяться несколько единиц для контент-анализа [4, 9].

Таблица 2.

Исследование современных СМИ с применением контент-анализа

Виды информационного контента ФИО исследователя Год исследования Предлагаемые методики исследования

М. И. Дзялошинская 2004 Контент-анализ и интент-анализ газетных публикаций

Печатные СМИ А. В. Семенова, М. В. Корсунская 2010 Контент-анализ газетных публикаций

М. Г. Катичева 2011 Контент-анализ журнальных публикаций

Телевизионные СМИ Д. В. Терновская 2013 Экспертная оценка информационно-аналитических программ

А. М. Рюмин 2011 Контент-анализ текстов Интернет-форумов

П. М. Федоров 2014 Контент-анализ новостных Интернет-сайтов

Сеть Интернет В. В. Алексеев, Е. Г. Гридина и др. 2014 Оценка контент-каталога, информационной модели каталога образовательного портала

Э. И. Мещерякова, А. В. Бочаров 2014 Контент-анализ идеологем, связанных с понятием «экстремизм» в Рунете

3. После определения единицы анализа устанавливается единица счета. Данная категория контент-анализа обозначает количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Часто исследователями используются такие единицы счета, как «время - пространство» (например, время вещания в радио- или телепрограммах), появление искомых признаков в тексте, на интернет-сайте и частота (интенсивность) их появления [10].

В нашем исследовании в качестве категории анализа определены интернет-сайты антитеррористической направленности. Единицей анализа выбран информационный контент сайтов антитеррористической направленности. За единицу счета было принято событие в контексте его отражения на сайте антитеррористической направленности. Время, за которое нами анализировалась насыщенность информационного контента сайтов антитеррористической направленности, составило один год.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННОЙ НАСЫЩЕННОСТИ САЙТОВ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ Исходя из целей нашего исследования, была разработана таблица, в которой отражены единицы для проведения контент-анализа экспертами. Задача эксперта - проставить любой значок в соответствующее поле таблицы 3 (присутствует / отсутствует). В данной таблице эксперт должен выбрать один вариант из имеющихся [5, 18].

В дальнейшем материалы всех экспертов предполагается свести в таблицу контент-анализа для проведения анализа полученных данных.

В таблице 3 представлены возможные авторы информационного контента сайта, из которых эксперт или группа экспертов должны отметить тех авторов контента, которые имеются на исследуемом сайте. На основе этих данных

Таблица 3.

Проведение экспертами контент-анализа информационной насыщенности сайтов антитеррористической

направленности

Блоки информации для анализа Присутствует Отсутствует

1. Обозначение автора (источника) сюжета (определяется по подписи, рубрике, заголовку, самому содержанию текста)

Журналист

Информационное агентство

Исследователь, эксперт

Неправительственные источники

Официальное сообщение

Правозащитные организации

Представитель общества (гражданин)

Владельцы сайта

Не определяется

2. Виды информационного контента на сайте

Только текст

Только иллюстрации

Только видеоконтент

Текст с иллюстрациями

Текст с видеоконтентом

Текст, иллюстрации и видеоконтент в одном сообщении

Другие виды контента

можно будет говорить о том, кто наиболее часто является транслятором информационного контента на исследуемом сайте [16, 20].

В таблице 4 эксперты должны оценить степень информационной доступности сайта. Им необходимо проставить любой значок в тех полях таблицы, которые соответствуют уровню информационной доступности сайта, подвергающегося контент-анализу.

В таблице 5 предлагается экспертам оце-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нить технические характеристики сайта по пятибалльной шкале (где 1 - минимальный балл и 5 - максимальный). Эксперт должен оценить удобство доступа к информационному контенту сайта, скорость работы сайта, качество его визуального оформления, а также степень и возможность охвата иностранных пользователей сети. На основе полученных данных можно говорить о том, «дружелюбен ли» сайт по отношению к пользователю или нет.

Таблица 4.

•мационного контента сайта

Заблокировано для всех

Разрешено только для узкого элитарного круга лиц. Вход в группу только по приглашению участника

Разрешено только для зарегистрированных пользователей

Разрешено всем, с предварительным просмотром администратором сайта написанных сообщений (модерация), и допуск его к публикации на сайте

Разрешено всем без контроля и ограничений

Таблица 5.

Простота и удобство доступа к информационному контенту сайта

1 2 3 4 5

Скорость загрузки

Перекрестные ссылки

Визуальное оформление

Ссылки на источники информации

Мультиязыковость контента

ВЫВОДЫ

На основе разработанной таблицы контент-анализа можно определить политическую и социальную направленности исследуемого сайта, его структуру и открытость.

На основе полученных данных можно будет выявить проблемные зоны сайтов антитеррористической направленности и дать реко-

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшкова М. К., Шереги Ф. Э. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов. -М.: Интерпракс, 1996.

мендации по их исправлению. Также перед нами стоит задача по определению наиболее оптимальной и востребованной молодежью структуры информационного контента сайтов антитеррористической направленности, чтобы увеличить их привлекательность для молодого поколения современных россиян.

2. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург, 1998.

3. Здравомыслова А. Г. Методологические и методические проблемы контент-анализа.

Вып. 1-2. - М., 1973.

4. Клупт М. А. Демографическая политика как предмет контент-анализа // Социологические исследования. - 2003. - № 6.

5. Козлова Н. Н. Методология анализа человеческих документов // Социологические исследования. - 2004.

6. Методы анализа документов в социологических исследованиях / Под ред. В. Г. Андре-енкова, О. М. Масловой. - М., 1985.

7. ОлейникА. Н. Триангуляция в контент-анализе. Вопросы методологии и эмпирическая проверка // Социологические исследования. - 2009. - № 2. - С. 65-79.

8. Парахонская Г. А. Из опыта преподавания курса «Контент-анализ текстов» // СОЦИС. -2006. - № 5. - С. 113-117.

9. Рой О. Исследования социально-экономических и политических процессов. -СПб.: Питер, 2004.

10. Садмен С.,БрэдбернН. Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование опросного инструмента. - М.: Изд-во Института Фонда «Общественное мнение», 2002.

11. Социологическая энциклопедия / Под общ. ред. А. Н. Данилова. - Минск, 2003.

12. Хеллевик О. Социологический метод. - М.: Весь мир, 2002.

13. Челпаченко В. В. Что такое контент? Виды

контента // URL: http://www.chelpachenko.ru/ sozdanie-infoprodukta/chto-takoe-kontent. html

14. ШалакВ. И. Современный контент-анализ. Приложение в области политологии, рекламы, социологии, экономики, психологии, культурологии. - М.: Омега-Л, 2006. - 272 с.

15. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2003.

16. Content Analysis: A Methodology for Structuring and Analyzing Written Material. -Washington, D.C.: U. S. General Accounting Office, 1996. - URL: http://www.gao.gov/ assets/80/76281.pdf

17. FranzosiR. Content Analysis (SAGE Benchmarks in Social Research Methods series). -L.: Sage Publ., 2008.

18. Krippendorf K. Content analysis: An introduction to its methodology. - Beverly Hills, CA: Sage, 2003.

19. Mayring P. Qualitative content analysis. Forum: Qualitative Social Research. - 2000. - 1 (2). -URL: http://www.qualitative-research.net/ fqs-texte/2-00/02-00mayring-e.htm

20. WestM. D. Theory, Method, and Practice in Computer Content Analysis. - Westport, CT: Ablex, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.