Научная статья на тему 'Решение проблемы поиска новостной информации из средств массовой информации с помощью цифровой инфраструктуры Common World'

Решение проблемы поиска новостной информации из средств массовой информации с помощью цифровой инфраструктуры Common World Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
408
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СМИ / ВИДЕОКОНТЕНТ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / INFOCOMMUNICATIVE TECHNOLOGIES / MEDIA / VIDEO CONTENT / MEDIA EDUCATION / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Третьяков Арсений Олегович, Иващенко Максим Игоревич, Стромцова Валерия Николаевна, Гусева Мария Владимировна

В статье представлен вопрос развития медиаграмотности в условиях глобализации является одним из наиболее приоритетных направлений для воспитания молодежи в XXI веке. Мнения редакций самых популярных средств массовой информации разных стран не всегда объективно транслируют информацию из других регионов для своего и иностранного зрителя. Это приводит к искажению фактов и увеличению труднодоступности получения более объективной информации. Чтобы более точно рассмотреть актуальность этой проблемы с точки зрения пользователя. Авторы статьи проанализировали восприятие новостного контента среди них, проведя два опроса среди ряда социальных групп: различных тематических сообществ Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики, а также политических и исторических Интернет-сообществ. Основная тема опросов: устраивает ли пользователей получаемая информация российских средств массовой информации, сложно ли получать качественную и максимально объективную информацию, и готовы ли читатели решать данные проблемы в цифровом пространстве. Авторами представлены опросы, и, согласно полученным результатам, они выявили проблематику того, что у интернет-пользователей при потреблении новостного контента возникают проблемы с поиском и подбором наиболее объективной новостной информации в интернете. В качестве гипотезы решения проблематики авторы рассмотрели информационную систему Common World. Вклад авторов. Третьяков Арсений Олегович автор осуществил написание статьи, в частности выделил актуальность и описал теоретическую часть. Иващенко Максим Игоревич автор провел исследование, которое лежит в основе статьи, и описал практическую часть. Стромцова Валерия Николаевна автор осуществил активную помощь в написании статьи и проведении исследования. Гусева Мария Владимировна автор оказывал участие в написании и редактировании статьи; одобрил окончательную версию статьи перед её подачей для публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Третьяков Арсений Олегович, Иващенко Максим Игоревич, Стромцова Валерия Николаевна, Гусева Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Solution of the problem of search of news information from mass media using the digital infrastructure Common World

An issue of development of media literacy in the conditions of globalization is presented in article is one of the most priority directions for education of youth in the 21st century. Opinions of the most popular mass media of the different countries do not always objectively broadcast information from other regions for the and foreign viewer. It leads to misrepresentation and increase in inaccessibility of obtaining more objective information. More precisely to consider relevance of this problem from the point of view of the user. Authors of article have analyzed perception of news content among them and have conducted two polls among a number of social groups: various thematic communities of the St. Petersburg University of Information Technologies, Mechanics and Optics and also political and historical internet communities. Main subject of polls: whether accept users the obtained information of the Russian mass media whether it is difficult to obtain qualitative and most objective information and whether readers are ready to solve these problems in digital space. Authors have presented polls, and, according to the received results have revealed a perspective of the fact that Internet users at consumption of news content have problems with search and selection of the most objective news information on the internet. As a hypothesis of the solution of a perspective authors have considered the information system Common World.

Текст научной работы на тему «Решение проблемы поиска новостной информации из средств массовой информации с помощью цифровой инфраструктуры Common World»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 https://naukovedenie.ru/

Том 9, №6 (2017) https ://naukovedenie. ru/vo l9-6.php

URL статьи: https://naukovedenie.ru/PDF/150TVN617.pdf

Статья опубликована 21.01.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Третьяков А.О., Иващенко М.И., Стромцова В.Н., Гусева М.В. Решение проблемы поиска новостной информации из средств массовой информации с помощью цифровой инфраструктуры Common World // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/150TVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 62

Третьяков Арсений Олегович

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий механики и оптики», Россия, Санкт-Петербург1

Аспирант

E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=948681

Иващенко Максим Игоревич2

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий механики и оптики», Россия, Санкт-Петербург

Аспирант E-mail: [email protected]

Стромцова Валерия Николаевна3

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных

технологий механики и оптики», Россия, Санкт-Петербург

Студент

E-mail: [email protected]

Гусева Мария Владимировна4

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов», Россия, Санкт-Петербург

Студент

E-mail: [email protected]

Решение проблемы поиска новостной информации из средств массовой информации с помощью цифровой инфраструктуры Common World

Аннотация. В статье представлен вопрос развития медиаграмотности в условиях глобализации является одним из наиболее приоритетных направлений для воспитания молодежи в XXI веке. Мнения редакций самых популярных средств массовой информации разных стран не всегда объективно транслируют информацию из других регионов для своего и

1 199034, Санкт-Петербург, Биржевая линия В.О., д. 14

2 https://vk.com/evanesko

3 https://vk.com/lerastromtsova

4 https://vk.com/moshyka

иностранного зрителя. Это приводит к искажению фактов и увеличению труднодоступности получения более объективной информации.

Чтобы более точно рассмотреть актуальность этой проблемы с точки зрения пользователя. Авторы статьи проанализировали восприятие новостного контента среди них, проведя два опроса среди ряда социальных групп: различных тематических сообществ Санкт -Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики, а также политических и исторических Интернет-сообществ. Основная тема опросов: устраивает ли пользователей получаемая информация российских средств массовой информации, сложно ли получать качественную и максимально объективную информацию, и готовы ли читатели решать данные проблемы в цифровом пространстве.

Авторами представлены опросы, и, согласно полученным результатам, они выявили проблематику того, что у интернет-пользователей при потреблении новостного контента возникают проблемы с поиском и подбором наиболее объективной новостной информации в интернете. В качестве гипотезы решения проблематики авторы рассмотрели информационную систему Common World.

Вклад авторов. Третьяков Арсений Олегович - автор осуществил написание статьи, в частности выделил актуальность и описал теоретическую часть. Иващенко Максим Игоревич - автор провел исследование, которое лежит в основе статьи, и описал практическую часть. Стромцова Валерия Николаевна - автор осуществил активную помощь в написании статьи и проведении исследования. Гусева Мария Владимировна - автор оказывал участие в написании и редактировании статьи; одобрил окончательную версию статьи перед её подачей для публикации.

Ключевые слова: информационные коммуникативные технологии; СМИ; видеоконтент; медиаобразование; социальные сети

В медиа сфере появляется новая медиаобразовательная концепция [3, с. 75], в рамках которой речь идет об условии влияния аудитории на средства массовой информации и на журналистику в целом. В частности, по словам Н. Б. Кирилловой, «медиаобразование дает студентам возможность общаться с медиа под критическим углом зрения, с пониманием значимости медиа в их жизни» [5, с. 366]. Возникает проблема медиаобразования молодежной аудитории, ее самоидентификации и самовыражения. Этот процесс может происходить только в условиях развития медиакомпетентности, медиаграмотности потребителей и производителей информационного продукта. Реализация функции медиаобразования позволит средствам массовой информации (СМИ) гармонизировать отношения с аудиторией, создав информационную среду доверия. Согласно нашему исследованию, потребителю новостей требуется немало времени, чтобы получить достоверную информацию из СМИ и выработать необходимые навыки для овладения медиаграмотностью.

Развитие крупных международных мультиязычных СМИ, которые производят собственный видеоконтент, привело к тому, что фактическое содержание новостной информации в одной языковой версии не соответствует другим. Следовательно, такое искажение фактов приводит к международным разногласиям [10, p. 102]. Одним из недавних примеров может служить интервью журналиста телеканала NBC (США) Мегин Келли с президентом России Владимиром Путиным [8]. Несмотря на то, что полная версия видеоинтервью доступна в интернете, на канале NBC для зрителей США интервью вышло в укороченном формате с изменением порядка вопросов и с элементами цензурной политики редакции. Из-за этого содержание речи Путина меняется и приобретает негативный окрас. «В начале беседы Путину задали вопрос о том, лгут ли представители спецслужб и политического

истеблишмента о том, что Россия оказала влияние на итоги президентских выборов в США. Президент дал развернутый и подробный ответ, однако на NBC его сократили. В эфире все выглядело так, будто Путин исключительно отрицает тезис журналистки и не приводит никаких доводов», - пишет информационно-аналитический портал Pravda News5. «СМИ обрабатывают информацию и выдают в другом ракурсе для американских граждан. Они опять видят нашего президента через призму прессы... Критикуя Россию, критикуют Путина. Явно выбран такой фокус, и на это работают все СМИ. В медиа идет серьезная кампания, которая поддерживается властью», - отмечает сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭО РАН Виктория Журавлева.6

Другой случай, когда международная телекомпания по-разному преподносит одно новостное сообщение. В декабре 20l6 года российское издание «Независимая газета» в одной из своих статей осветило разбирательства, связанные с деятельностью телеканала Euronews [2], который вещает на l3 языках. Тогда парламент Евросоюза планировал вынести официальное подозрение телеканалу в неверной передаче новостной информации для русскоязычной аудитории. В материале «Независимой газеты» было приведено два примера искажения фактов. Первый - закрытие московского офиса Международной правозащитной организации Amnesty International за неуплату аренды [2]. В английской версии новость сопровождалась дополнительным объяснением, что организация регулярно критиковала российскую власть. Второй пример, описанный в статье «Независимой газеты», посвящён конфликту между украинской и российской службами Euronews, которые «обвиняли друг друга в пропаганде, из-за разницы в освещении событий во время референдума в Крыму и событий в Донбассе» [2].

Поведение вышеуказанных телеканалов зачастую связано с их редакционной политикой, а такое отношение к подаче информации - не единичный случай в сфере медиа. К подобным СМИ можно отнести и российский международный канал Russia Today, деятельность которого анализирует газета Le Monde diplomatique [7]. В статье La voix de Moscou trouble le concert de l'information internationale (RT нарушил международное информационное равновесие - перев. прим. авт.) французского издания исследуются причины различия контента в зависимости от страны, где транслируется новость. На разных языковых платформах своего канала, RT подаёт информацию по-разному в зависимости от настроений аудитории определённого региона. При освещении конфликтов в странах, в которых присутствуют интересы России, RT активно распространяет в новостях официальную позицию государства. Стоит отметить, что так делают и другие международные СМИ. «С одной стороны, существует политическая необходимость распространять информацию в соответствии с национальными интересами своего государства-акционера, а с другой -этические принципы, требующие наличия реальной независимости, дабы не представать источником пропаганды», - отмечает автор статьи [l, с. l20]. «RT подстраивается под уже имеющийся ассортимент информационных продуктов в тех странах, где Россия желает распространять свое влияние. Так, RT America подхватывает критику в адрес неолибералов и придерживается дипломатических позиций неоконсерваторов, что сильно отличается от редакционной политики каждого крупного внутриамериканского кабельного канала, начиная с CNN и заканчивая Fox News» [l, с. l20]. Таким образом, редакционная политика RT International не совпадает с линией местных каналов, и при публикации материалов данная служба новостей опирается только на собственную политику редакции.

5 Телевидение США отцензурировало беседу Путина с журналисткой NBC, Pravda News, http://pravdanews.info/televidenie-ssha-ottsenzurirovalo-besedu-putina-s-zhurnalistkoy-nbc.html (Дата обращения: 10.08.2017).

6 Там же.

Одна из серьезных проблем настоящей внешнеполитической ситуации заключается в отсутствии диалога между жителями разных стран по особо острым вопросам, который, на наш взгляд, не обеспечивают СМИ. Для проверки одной из гипотез, поиск качественной и объективной новостной информации, которая рассматривается в исследовании для оценки актуальности проблематики, были проведены два опроса методом анкетирования. Оба опроса касались личного восприятия респондентов степени доступности и методов получения объективной информации в наше время. При этом надо принять во внимание, что оценка уровня объективности сам по себе достаточно субъективный процесс, так как на данный момент формализованной системы оценки объективности не существует, и вряд ли она будет существовать в обозримом будущем.

В рамках нашего исследования предлагается методика самостоятельного обучения пользователями интернета медийной грамотности. Цель методики - содействие жителям разных стран в становлении самостоятельной личностью, способной выступать в качестве субъекта в системе социального управления, различать факторы воздействия внешней среды, ориентироваться в источниках информации, легко анализировать весь объем разных мнений по рассматриваемой ими теме [5, с. 308]. В качестве платформы для реализации предложенной методики был создан проект под названием Common World («Общий мир», далее CW). Это автоматизированная система, которая позволит апробировать данную методику на практике, а также определить эффективность предложенной модели.

Common World - это медиа-портал с разными мнениями, полученными из отечественных и зарубежных источников, по множеству тем: начиная от политики, истории и заканчивая наукой и искусством. Это мультиязычный проект, который будет доступен на английском, русском, китайском, испанском, немецком, французском, арабском.

Проект находится на стадии разработки: формируются организационно-управленческая структура и команда переводчиков, исследователей, авторов, дорабатывается концепт, разрабатывается сайт. Кроме того, уже обозначен круг тем, которые авторы считают необходимыми для освещения мировых событий: политика, история, наука, образование, культура. Каждая из тем имеет несколько форматов представления информации, но основным будет оставаться видеоконтент.

Предлагаемый формат позволит комплексно решить проблему субъективной подачи информации, донося до пользователя только факты почти без искажений, которые могут быть связаны с неточностью перевода или редакционной политикой какого-либо СМИ. Авторы проекта предлагают предоставлять не первоначально рассматриваемый объект зрителю, а то, как СМИ в разных странах преподносят информацию об объекте, не меняя и не обрезая данные, а лишь переводя контент на разные языки. Выбор позиций будет неограничен: пользователи смогут предлагать свою помощь в освещении тех событий, которые демонстрируются в их странах, а также принимать участие в формировании контента из тех СМИ, которые имеют непосредственную близость с первоначально рассматриваемым объектом. Иными словами, зритель будет способен критично воспринимать увиденное в новостном потоке, стремиться к осознанию видеообразов и осмыслению своего существования в контексте увиденного [6].

Одни из первых ситуаций, при помощи которой команда CW осуществила апробацию предложенной методики, связаны с «Блокированием Катара»7 и «Сепаратизм Каталонии». Для этого были собраны публикации с главных и популярных новостных телеканалов стран, которые участвуют в конфликте. Были отобраны сюжеты, показанные СМИ в первый день

7 Пять арабских стран прервали дипотношения с Катаром, BBC (Русская служба), http://www.bbc.com/russian/news-40155663 (Дата обращения: 20.08.2017).

после случившегося события, далее они будут переведены на один из международных языков (русский или английский), а затем и на другие международные языки и языки стран, участвующих в сложившейся ситуации. При подобном подходе к освещению острополитической темы зрителям представится возможность получать более объективную информацию благодаря сравнению новостного видеоконтента из разных стран.

Проект CW поможет абстрагироваться от субъективного восприятия информации, ознакомиться с ведущими виденьями ситуации стран-участников, поэтому пользователь не будет тратить время на поиск и самостоятельный подбор разных лидеров мнений и их оценок сложившейся ситуации. Подобный обзор позволит пользователю самостоятельно оценить СМИ в разных странах, а также рассмотреть первоначальный объект с разных сторон.

Основные задачи предлагаемой для пользователей ресурса CW методики медиаобразования :

• развитие понимания мировоззренческой безопасности в условиях глобализации;

• правильный анализ внутренней и внешней среды объекта управления, социальных и психологических факторов, определяющих эффективность управления и самоуправления;

• использование знаний и умений для решения управленческих и профессиональных задач в условиях глобализации;

• выявление манипулирующего воздействия и способность эффективно противостоять ему;

• развитие коммуникативных навыков с людьми иных взглядов и языковых групп;

• планирование индивидуальной и коллективной деятельности, осуществление процедуры оперативного и стратегического управления.

Для оценки актуальности рассматриваемой проблематики были проведены два опроса методом анкетирования. Оба опроса касались личного восприятия респондентов степени доступности и методов постижения объективной информации в наше время. В анкетировании приняли участие пользователи социальной сети «ВКонтакте» трех разных по тематике аудиторий Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (далее Университет ИТМО, «Историко-политическая группа» («ИП1 ») и «Историко-политический одеон» («ИПО»)). Первая группа состоит из студентов и выпускников преимущественно технических специальностей, в меньшей степени социальных и гуманитарных наук. Две другие группы являются представителями сообществ по интересам.

Данные опросы были проведены среди русскоязычной аудитории, чтобы первично оценить актуальность рассматриваемых вопросов внутри ближайшей языковой группы. Были выбраны две историко-политические группы, несвязанные друг с другом, аудитории которых имеют потенциальный интерес к теме проводимых исследований. В качестве оппонента была выбрана студенческая группа технического вуза Университета ИТМО, которая не связана напрямую с политической и исторической тематикой, но чье мнение аудитории актуально. Выбор групп респондентов основан на описанных выше проблемах медиаграмотности среди молодежи.

В рамках данного анкетирования респондентам было предложено пройти короткий опрос, состоящий из одного вопроса и десяти вариантов ответа с возможностью выбора только одного ответа из всех предложенных. Развернутый опрос состоял из девяти вопросов и нескольких вариантов ответа. Короткий опрос прошло 1375 человек. Полный опрос прошло 199 человек. Вопросом опроса являлся тезис: «Основными новостными источниками

информации для меня являются...». Варианты ответа, а также процентное соотношение ответов опрошенных представлены в таблице 1. В первом столбце указаны порядковые номера вариантов ответа, во втором столбце сами ответы. В последующих столбцах указаны результаты трех опросов разных социальных групп: третий столбец - «Университет ИТМО» (460 респондентов), четвертый столбец - группа «ИПГ» (505 респондентов), пятый столбец -группа «ИПО» (410 респондентов). На рисунке 1 продемонстрирован график процентного распределения ответов для удобства анализа полученных результатов, а также приведены данные о количестве участвующих в каждом опросе.

Таблица 1

Короткий опрос (Вопросы и ответы): «Основными новостными источниками информации для меня являются...»

1 Конкретные интернет-СМИ - я не испытываю проблем с достоверностью информации, предоставляемой в них 9,3 % 9,1 % 16,1 %

2 Конкретные интернет-СМИ - я испытываю проблемы с достоверностью информации, предоставляемой в них 6,1 % 5,9 % 7,3 %

3 Новостные интернет-агрегаторы - я не испытываю проблем с достоверностью информации, предоставляемой в них 3,9 % 4 % 5,1 %

4 Новостные интернет-агрегаторы - я испытываю проблемы с достоверностью информации, предоставляемой в них 4,8 % 3,6 % 4,1 %

5 Классические отечественные СМИ - я не испытываю проблем с достоверностью информации, предоставляемой в них 1,1 % 0,8 % 0,5 %

6 Классические отечественные СМИ - я испытываю проблемы с достоверностью информации, предоставляемой в них 1,1 % 0,8 % 0,5 %

7 Я стараюсь комбинировать различные источники информации, чтобы получить максимально объективный взгляд на ситуацию - я испытываю проблемы с поиском объективной информации 27,4 % 35,6 % 31,7 %

8 Я стараюсь комбинировать различные источники информации, чтобы получить максимально объективный взгляд на ситуацию - не испытываю проблем с поиском объективной информации 23,9 % 27,9 % 22,7 %

9 Я получаю информацию напрямую от компетентных источников 2,6 % 2,8 % 2 %

10 Я не интересуюсь новостями 19,8 % 9,9 % 9,3 %

Составлено авторами

40.00% 35.00% 30.00% 25.00% 20.00% 15.00% 10.00% 5.00% 0.00%

№1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 М°8 №9 №10

Рисунок 1. График распределения ответов респондентов трех социальных групп (составлено авторами)

Как видно из представленного выше графика (см. рисунок 1), ответы респондентов распределились почти равномерно между тремя группами. Для определения равномерного распределения был проведен расчет среднего квадратичного отклонения (далее СКО) по

, 2 га1-а)2+(а2-а)2+---+(ап-а)2

формуле а = I---. а - среднее квадратичное отклонение, а - среднее

арифметическое число, ап - результат ответа на опрос.

Таблица 2

Средние квадратичные отклонения между результатами трех опросов

№ варианта ответа а^ (Группа Университета ИТМО) а2 (Группа ИПГ) а3 (Группа ИПО) а

1 9,3 % 9,1 % 16,1 % 9,1

2 6,1 % 5,9 % 7,3 % 0,6

3 3,9 % 4 % 5,1 % 0,5

4 4,8 % 3,6 % 4,1 % 0,4

5 1,1 % 0,8 % 0,5 % 0,3

6 1,1 % 0,8 % 0,5 % 0,2

7 27,4 % 35,6 % 31,7 % 3,3

8 23,9 % 27,9 % 22,7 % 2,2

9 2,6 % 2,8 % 2 % 0,3

10 19,8 % 9,9 % 9,3 % 4,8

Составлено авторами

Самый высокий показатель СКО оказался у первого варианта ответа. Респонденты группы ИПО в большей степени по сравнению с другими отвечающими считают, что основными источниками информации для них являются «Конкретные интернет-СМИ», при этом они не испытывают проблем с достоверностью информации, предоставляемой в них. Данный ответ гипотетически можно связать с более высоким качеством новостей по политической тематике, которые выкладываются в группе ИПО с большей периодичностью по сравнению с группой ИПГ. Заходя в группы историко-политической направленности, пользователи ждут интересующих их новостей. Соответственно, можно предположить, что, отвечая подобным образом, пользователи считают данную группу, в которой они регулярно просматривают новости, объективным источником информации.

Следующий высокий показатель СКО относится к варианту ответа .№10. Данное отличие в ответах между студенческой группой и историко -политическими группами можно связать с разницей интересов целевых аудиторий этих групп.

Другие СКО не рассматриваются, так как величина их слишком мала, чтобы строить выводы.

Обратим внимание, что, согласно результатам трёх опросов, самый популярный ответ -№7 «Я стараюсь комбинировать различные источники информации, чтобы получить максимально объективный взгляд на ситуацию - я испытываю проблемы с поиском объективной информации». Среднее арифметическое трех результатов - 31,6 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующим по популярности ответом, по итогам проведённых опросов, стал вариант №8: «Я стараюсь комбинировать различные источники информации, чтобы получить максимально объективный взгляд на ситуацию - не испытываю проблем с поиском объективной информации». Среднее арифметическое трех результатов - 22,7 %.

Стоит отметить, что в обоих случаях пользователи находят актуальным комбинирование различных источников информации.

Самые низкие по полярности ответы: №5 «Классические отечественные СМИ - я не испытываю проблем с достоверностью информации, предоставляемой в них» и №6

«Классические отечественные СМИ - я испытываю проблемы с достоверностью информации, предоставляемой в них». На основе этого можно сделать вывод, что опрошенная аудитория испытывает по отношению к отечественным СМИ самый низкий уровень доверия.

Общие выводы по проведенному анализу результатов коротких опросов:

• упрощение поиска объективной информации является актуальной проблемой для опрошенной аудитории;

• к методу комбинирования различных источников информации респонденты относятся с большим доверием, чем к остальным методам;

• отечественные средства массовой информации вызывают низкий процент доверия;

• процентное соотношение респондентов при ответе на данный опрос может иметь определенную закономерность и в других социальных группах русскоязычного населения.

Развёрнутый опрос прошло 199 человек, которые зашли по ссылке, находящейся под коротким опросом, который, в свою очередь, был опубликован в трех общественных группах социальной сети «ВКонтакте» (группе «Университет ИТМО», «ИПГ» и «ИПО»), из чего можно сделать вывод, что респонденты второго опроса в большей степени являются участниками данных социальных групп.

Вопрос №1 - «Укажите возрастную группу, к которой вы относитесь». Как видно из данных таблицы 3, большинство опрошенных находятся в возрастной группе от 18 до 25 лет. Поэтому данный опрос ретранслирует в большей степени мнение молодежи.

Таблица 3

Возраст респондентов

№ Варианты ответа Результаты опроса

1 До 12 лет 8,5 %

2 13-17 лет 4,5 %

3 18-21 год 45,7 %

4 22-25 лет 26,6 %

5 26-32 года 13,1 %

6 33 года и старше 1,5 %

Составлено авторами

Вопрос №2 - «Укажите ваш пол». Из таблицы 4 видно, что число респондентов лиц женского пола почти равно количеству лиц мужского пола.

Таблица 4

Пол респондентов

№ Варианты ответа Результаты опроса

1 Женский 51,8 %

2 Мужской 48,2 %

Составлено авторами

Вопрос №3 - «На ваш взгляд, насколько значима проблема достоверности получаемой вами информации? Укажите уровень значимости по пятибалльной шкале (от 1 до 5)» Как видно из таблицы 5 и графика на рисунке 2, проблема достоверности получаемой информации является в достаточной степени значимой для участников опроса.

Таблица 5

Насколько значима проблема достоверности получаемой информации

№ Варианты ответа Результаты опроса

1 1 - Такой проблемы не стоит 2,5 %

2 2 - Я не придаю большого значения этому 5,5 %

3 3 - Возможно это важно, но я изредка я задумываюсь об этом 15,1 %

4 4 - Это важная тема для общества 33,7 %

5 5 - Это крайне важная для меня проблема 43,2 %

Составлено авторами

Рисунок 2. Насколько значима проблема достоверности получаемой информации (составлено авторами)

Вопрос №4 - «Основным источником информации для меня являются...». Проанализировав ответы на данный опрос (таблица 6 и рисунок 3), авторы исследования выявили следующие закономерности: самыми популярными ответами являются «комбинирование информации» 39,7 % (комбинирование вручную) и «новостные агрегаторы» 18,5 % (получение автоматическим путем скомбинированной информации). Из этого можно сделать вывод, что метод комбинирования информации для респондентов является наиболее объективным, а существующие новостные агрегаторы не пользуются популярностью.

Таблица 6

Основные источники информации для респондентов

№ Варианты ответа Результаты опроса

1 Конкретные интернет-СМИ 14 %

2 Новостные агрегаторы в Интернете 18,5 %

3 Классические отечественные СМИ 3,5 %

4 Классические международные СМИ 0

5 Друзья, знакомые, общественный дискурс 6 %

6 Получаю информацию напрямую от компетентных источников 2 %

7 Стараюсь максимально комбинировать источники 39,7 %

8 Я не интересуюсь новостями 12,6 %

9 Другое (свободный ответ). Большинство ответов сводилось к комбинации всех перечисленных методов в данном вопросе 3,7 %

Составлено авторами

■ 1 ■ 2

3

4

■ 5 б

■ 7

■ 8

9

Рисунок 3. Основные источники информации для респондентов (Составлено авторами)

Вопрос №5 - «Как вы считаете, насколько достоверна получаемая вами информация? Укажите уровень значимости по пятибалльной шкале (от 1 до 5)». Судя по результатам таблицы 7 и графика рисунка 4, можно оценить уровень достоверности полученной респондентами информации как средний.

Таблица 7

Насколько достоверна получаемая информация респондентами

№ Варианты ответа Результаты опроса

1 Я считаю, что вся информация из СМИ - ложная 8,5 %

2 Я считаю, что практически все СМИ искажают информацию, за исключением некоторых 18,6 %

3 Я склонен сомневаться в получаемой мной информации 42,7 %

4 Я допускаю, что не вся информация из СМИ верная 27,1 %

5 Информация, которую я получаю, является абсолютной истиной 3 %

Составлено авторами

45,00% 40,00% 35.00% 30.00% 25.00% 20.00% 15.00% 10.00% 5.00% 0,00%

1 2 3 4 5

Рисунок 4. Насколько респонденты доверяют получаемой информации (составлено авторами)

Вопрос №6 - «При желании и необходимости, насколько, на ваш взгляд, реально и легко сегодня найти в интернете нужную объективную информацию?» По данным результатам ответов (таблица 8 и рисунок 5) можно сделать вывод, что респонденты считают, что найти объективную информацию возможно, но это занимает много времени и усилий.

Таблица 8

При желании и необходимости, насколько, на ваш взгляд, реально и легко сегодня найти в интернете нужную объективную информацию

№ Варианты ответа Результаты опроса

1 Это легко и недолго 7 %

2 Этот процесс занимает некоторое время, однако существуют ресурсы, помогающие решить данную проблему 37,7 %

3 Это возможно, однако поиск информации занимает очень много времени и усилий 40,7 %

4 Это практически невозможно, так как требует огромного времени и багажа начальных знаний 10,6 %

5 Это невозможно 2 %

6 Другое (свободный ответ). Большинство ответов заявляют об относительности, что в каждом случае по-разному 2 %

Составлено авторами

Рисунок 5. При желании и необходимости, насколько, на ваш взгляд, реально и легко сегодня найти в интернете нужную объективную информацию (составлено авторами)

Вопрос №7 - «Как вы относитесь к современным общемировым проблемам?» Данный вопрос задавался с целью выяснить, насколько информация об общемировых проблемах провоцирует людей на социальную активность. Необходимо ли в таком случае существующее количество информационных ресурсов, если по данным опроса выяснится, что значимая общественная информация не создаёт социальной активности и не провоцирует людей на действия в повседневной жизни.

Как показали результаты опроса (таблица 9 и рисунок 6), большинство опрошенных можно считать заинтересованными в личном участии при принятии решений по общемировым вопросам, но при этом многие не знают, какие действия стоит предпринимать в таких ситуациях. Из этого можно сделать вывод, что опрошенные люди в большей степени информированы о мировых проблемах, готовы проявлять свою активную позицию, но в большинстве своем дезориентированы в путях ее применения, а значит пассивны. Данный результат говорит об отсутствии у большинства респондентов элемента самоуправления по вопросам общемирового масштаба.

Таблица 9

Как респонденты относятся к современным общемировым проблемам

№ Варианты ответа Результаты опроса

1 Не знаю об их существовании 3 %

2 Знаю об их существовании, но они меня не волнуют 20,6 %

3 Они меня волнуют, но я не готов предпринимать по отношению к ним никаких действий 24,2 %

4 Я готов предпринимать посильные действия для борьбы с общемировыми проблемами, но я не знаю, что я могу сделать 39,1 %

5 Я вношу свой посильный вклад в решение общемировых проблем 12,6 %

6 Другое (свободный ответ). Был один ответ «Знаю, но сначала начинаю с самого себя» 0,5 %

Составлено авторами

Рисунок 6. Как респонденты относятся к современным общемировым проблемам (составлено авторами)

Вопрос №8 - «Готовы ли вы слушать разные точки зрения людей (в том числе, отличные от вашей), чтобы обладать более объективным видением ситуации?».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суммируя результаты (таблица 9 и рисунок 7), можно сделать вывод, что 94,5 % согласны комбинировать разные мнения для получения более объективной оценки; у 38,7 % респондентов не всегда получается найти достойную точку зрения оппонентов, 35,2 % опрошенных ответили, что всегда готовы слушать и интересуются разными точками зрения.

Таблица 9

Готовы ли респонденты слушать разные точки зрения, чтобы обладать более объективным видением ситуации

№ Варианты ответа Результаты опроса

1 Да, я всегда так делаю 35,2 %

2 Да, но не всегда получается найти достойную точку зрения оппонентов 38,7 %

3 У меня нет сформировавшейся точки зрения, поэтому наблюдаю за всем происходящим со стороны и исследую разные мнения 9,5 %

4 Нет, я считаю это пустой тратой времени, я уверен в своих взглядах 1 %

5 Я уверен в своих взглядах, но хотелось бы знать, к чему апеллируют оппоненты 11 %

6 Я не увлекаюсь информацией, которая изначально обречена на субъективность 4,5 %

Составлено авторами

■ 1

2 3

■ 4

15 б

Рисунок 7. Готовы ли респонденты слушать разные точки зрения,

чтобы обладать более объективным видением ситуации (составлено авторами)

Подводя итог, мы можем сделать вывод, что развитие проекта CW актуально в сложившемся информационном пространстве, потому что подобный формат позволит снизить субъективизацию информации.

Это возможно путем предоставления пользователям только факты почти без искажений. В нашем случае мы предоставляем не первоначально рассматриваемый объект зрителю, а то, как СМИ в разных странах преподносят информацию об объекте. Предлагаемый формат позволит решить проблему поиска информации, поскольку CW становится агрегатором международной информации вокруг конкретного новостного повода. Кроме того, пользователь сможет увидеть наиболее полную информационную картину дня за счет точного перевода иностранных новостных сообщений по одной и той же теме без искажения смысла. Это влияет на готовность у интернет-пользователей принимать тот факт, что существуют другие точки зрения.

Сейчас CW находится на стадии разработки сайта и проводятся первые видеоисследования, результаты которых уже публикуются на видеохостинге YouTube, а также готовятся новые опросы, чтобы оценить эффективность предложенных решений.

Таким образом, мы можем сделать вывод по проведенному анализу результатов развернутого опроса. Метод комбинирования информации из различных источников стал наиболее распространённым и актуальным в использовании для получения более объективной информации. Большинство респондентов тратят время на поиск авторитетных источников информации, а также выявление лидеров мнений. Достоверность получаемой информации ставится под сомнение в той или иной мере почти всеми опрошенными, из-за чего вопрос развития медиаграмотности и создания информационной медиасреды доверия остается открытым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брет С. «СМИ - инструмент публичной дипломатии», журнал Revue internationale et stratégique, том 2, №78, Париж, 2010. C. 119-126.

2. Горбачев А., Euronews отверг обвинения в прокремлевской пропаганде, «Независимая газета», http://www.ng.ru/world/2016-12-20/1_6889_euronews.html (Дата обращения 12.08.2017).

3. Иванова Л. В. Использование ресурсов медиаобразования для формирования электоральной культуры граждан // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 1 (23). С. 75-80.

4. Иващенко М. И., Бодров К. Ю. Организация и структура открытой лаборатории идей, методик и практик. Работа с инициативной молодёжью // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/127PVN315.pdf (доступ свободный).

5. Иващенко М. И., Третьяков А. О. Информационная среда Common World как инфо-коммуникативный сервис для повышения качества получаемой информации из СМИ // Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста. Материалы 2-й Международной научной конференции (20-22 октября 2016) / под ред. проф. А. А. Александрова, А. М. Алексанкова, проф. М. И. Барабановой, проф. Н. С. Вороновой, Н. Н. Горлушкиной, А. А. Зайцевой, проф. М. Б. Игнатьева, проф. О. Н. Кораблевой, проф. Ю. Е. Шелепина, А. М., проф. Е. А. Яковлевой. - СПб.: Астерион, 2016. С. 308-311.

6. Кириллова Н. Б. Медиалогия // Н. Б. Кириллова. - М.: Академический проект, 2015. 424 с.

7. Пеннер Р. В. Обучение медиаграмотности посредством обращения к практике видеограундинга // Философия и наука. Т. 15. 2016. С. 90-100.

8. Audinet M., La voix de Moscou trouble le concert de l'information internationale, Le Monde diplomatique, апрель 2017, https://www.monde-diplomatique.fr/2017/04/AUDINET/57379 (Дата обращения: 14.08.2017).

9. Kelly M. One-on-One with Russian President Vladimir Putin, NBC News, https://www.nbcnews.com/megyn-kelly/video/megyn-kelly-one-on-one-with-russian-president-vladimir-putin-960120387521 (Дата обращения: 10.08.2017).

10. Tretiakov A., Ivashchenko M., Stromtsova V. Synchronization of news, opinions and experiences of the culture sphere in various social and language groups using the digital infrastructure "Common World" // Internet and Modern Society: Proceedings of the International Conference IMS-2017 (St. Petersburg; Russian Federation, 21-24 June 2017). Eds Radomir V. Bolgov, Nikolai V. Borisov, Leonid V. Smorgunov, Irina I. Tolstikova, Victor P. Zakharov. ACM International Conference Proceeding Series. N.Y.: ACM Press, 2017. ix, P. 102-105.

11. Wilson T. D. Human Information Behavior // Special Issue on Information Science Research - Vol. 3, № 2. 2000. P. 49-55.

Tretiakov Arsenii Olegovich

Saint-Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics, Russia, Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

Ivashchenko Maksim Igorevich

Saint-Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics, Russia, Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

Stromtsova Valeriia Nikolaevna

Saint-Petersburg national research university of information technologies, mechanics and optics, Russia, Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

Guseva Maria Vladimirovna

Saint Petersburg university of humanities and social sciences, Russia, Saint-Petersburg

E-mail: [email protected]

Solution of the problem of search of news information from mass media using the digital infrastructure Common World

Abstract. An issue of development of media literacy in the conditions of globalization is presented in article is one of the most priority directions for education of youth in the 21st century. Opinions of the most popular mass media of the different countries do not always obj ectively broadcast information from other regions for the and foreign viewer. It leads to misrepresentation and increase in inaccessibility of obtaining more objective information.

More precisely to consider relevance of this problem from the point of view of the user. Authors of article have analyzed perception of news content among them and have conducted two polls among a number of social groups: various thematic communities of the St. Petersburg University of Information Technologies, Mechanics and Optics and also political and historical internet communities. Main subject of polls: whether accept users the obtained information of the Russian mass media whether it is difficult to obtain qualitative and most objective information and whether readers are ready to solve these problems in digital space.

Authors have presented polls, and, according to the received results have revealed a perspective of the fact that Internet users at consumption of news content have problems with search and selection of the most objective news information on the internet. As a hypothesis of the solution of a perspective authors have considered the information system Common World.

Keywords: infocommunicative technologies; media; video content; media education; social networks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.